§ 3.1. Толерантность в межличностных отношениях в смысловом

Проблема толерантности в межличностных отношениях

§ 3.1. Толерантность в межличностных отношениях в смысловом

Толерантность – это социальный фактор, направляющий межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающий индивидов между собой. Толерантность помогает осуществлять саморегуляцию, сохраняя внутреннюю устойчивость и внешнюю терпимость.

Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида). В связи с этим выделяются два вида толерантности:

  • внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле большинства;
  • внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределённости, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Люди, поддаваясь внешнему и внутреннему воздействию, различаются по уровню устойчивости своих реакций и поведению. Устойчивость зависит как от воздействий окружающей среды, так и от внутренней структуры системы.

Интолерантность как неустойчивость, выражает нетерпимость, несдержанность, проявляющаяся в агрессивности, враждебности со стороны субъекта по отношению к другому.

Для интолерантной личности характерны следующие выбираемые стратегии и способы поведения: выбор стратегии доминирования во взаимодействии; слабый самоконтроль поведения; проявление насильственных тенденций; слабая саморегуляция эмоциональной сферы.

Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнении с интролерантной значительно выше, так как толерантная личность отличатся психологической устойчивостью (конфликтоустойчивостью).

Для того чтобы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, стремиться к успеху, к определённому уровню достижений, необходимо развивать свою внутреннюю устойчивость и быть одновременно толерантным к другим.

Всё богатство, весь запас знаний, определённым образом организованный в голове человека – это тезаурус человека. И важной частью тезауруса, его основой является язык, те слова и выражения, которые мы произносим, а также слышим и воспринимаем. Включая в свой тезаурус такое понятие как толерантность, мы начинаем постепенно иначе действовать и думать.

Когда в тезаурусе появляются новые связи и категории, то появляются и иные возможности для принятия решений, новые выборы, расширяющие внутренние возможности личности. Субъектный тезаурус, или весь запас знаний и опыта каждого человека, имеет структуру и содержание, выбирая что-то из окружающего мира, присваивая социальный опыт, человек стремится упорядочить его внутри себя.

Путь к толерантности – непростой, постепенный путь, как для социума, так и для личности.

Одним из центральных является вопрос о том, какова роль толерантности во взаимодействии человека с другими людьми, каковы их функции.

 И в соответствии с этим В.А.Петрицкий выделяет следующие функции толерантности:

  • коммуникативная и ориентационно-эвристическая функции. Толерантность позволяет понять партнёра по общению, совместной деятельности, оптимизирует процесс общения;
  • гносеологическая, прогностическая и превентивная функции.
  • синдикативная функция, которая находит своё выражение в сплочении больших и малых групп;
  • трансляционная, необходимая для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний, способов деятельности и т.д.

Е.Ю. Клепцова, предлагает также сюда отнести адаптивную функцию, предусматривающую приспособление к неблагоприятным факторам среды; активную функцию как возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека, но без применения средств принуждения, и функцию конгруэнтно-эмпатическую.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность, обладающая развитой эмпатией, умеющая понимать и принимать не только себя, но и партнёра по общению, обладает подлинной конгруэнтностью, ориентирована на самоуважение и уважение других, сочетает внутреннюю свободу личности и самодостаточность.

Рассмотрев функции толерантности, мы переходим к видам толерантности.

А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий выделяют следующие виды толерантности (терпимости). Под квазитолерантностью («guasi» (лат.) – как будто, будто бы, т.е. мнимые, иллюзорные, ненастоящие) понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающие как терпимость.

Псевдотолерантность («pseudos» (греч.) – ложные, притворные) – это случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение.

Негативная толерантность выделяется В.А.Петрицким, суть её определяют мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства.

Перечисленные виды терпимости обозначаются термином толерантность. Мотивы внимания, понимания, симпатии обусловливают позитивную толерантность.

В.В. Бойко вводит понятие коммуникативной толерантности. Под коммуникативной толерантностью автор понимает характеристику отношений личности к людям, показывающей степень переносимости ею неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию.

Такого понимания коммуникативной толерантности, мы будем придерживаться в нашей статье.

Подлинная позитивная толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведёт к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения.

Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнёра не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данность, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу.

Таким образом, основанная на понимании, принятии, эмпатии, терпимость объединяет в себе самодостаточность, доброжелательность, тактичность, способствует постепенному познанию иных взглядов, стремлений идеалов, обычаев, точек зрения.

Рассмотрим различные формы толерантности. Формы выражения толерантного и интолерантного отношения могут быть выделены в зависимости от позиции, которую занимают участники общения.

Обычно различается ряд позиций, которые может занять человек в процессе взаимодействия: доминирование, равенство, подчинение; «сверху», «рядом», «снизу».

Толерантное отношение в позиции «сверху» выступает как: снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-либо, опека.

Интолерантное отношение проявляется в различных формах от пренебрежения до презрения, беспощадности, безоговорочности.

В позиции «рядом» толерантность выступает по отношению к объекту в форме сотрудничества, как взаимосогласование мнений, оценок в ситуациях несовпадения взглядов. В основе сотрудничества лежит принятие другого мнения.

Интолерантность при равноправии проявляется как отстранённость, равнодушие, безразличие, безучастность, отчуждённость. В поведении данные характеристики проявляются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противоречит собственным воззрениям.       

В позиции «снизу» толерантность выступает в форме уступчивости, покладистости, готовности подчиняться чужой воле, приноравливания.

При интолерантности переживается неприятие в виде эмоционального реагирования, агрессии, злости, открытой неприязни, стремления действовать активно (ругаться, кричать, наносить физический, материальный и моральный ущерб).

Согласно деятельностному подходу структура толерантного и интолерантного отношений рассматривается в комплексе мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого и конативного (поведенческого) компонентов, рассмотрим эти компоненты подробнее.

Мотивационно-ценностный компонент: при толерантном отношении характерно принятие какой-либо ценности, где провозглашаются смыслы добра, веротерпимости, при этом проявляются мотивы помощи, уступчивости, сотрудничества, снисхождения.

В основе интолерантного отношения лежит непринятие философско-этических ценностей, где провозглашаются идеи принятия и терпения, при этом проявляются мотивы непринятия, безразличия, пренебрежения, желание немедленного изменения поведения, взглядов, позиций другой стороны.

Когнитивный компонент: при толерантном отношении характерно понимание происходящего и принятие. Выражается умение понять происходящее, мотивацию, миропостроение противоположной стороны, включающее в себя рефлексивное сознание и мышление.

Таким образом, толерантность характеризуется понижением сензитивности за счёт механизмов принятия (понимание, эмпатия) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).                       

При интолерантном отношении когнитивный компонент выражается в недостаточном развитии механизмов принятия и терпения, в непонимании мотивации поведения, образа мыслей и взглядов другой стороны.

Эмоционально-волевой компонент. При толерантном отношении отмечается развитость механизма терпения: умение преодолевать раздражительность, проявляя эмоциональную устойчивость, выдержку, самообладание и самоконтроль.

При интолерантности эмоционально-волевой компонент характеризуется невыдержанностью, эмоциональной неустойчивостью и холодностью, агрессивностью, презрением.

Конативный (поведенческий) компонент, толерантного отношения, выливается в ассертивное поведение (уверенность в себе и готовность принимать ответственность за свои действия, ориентация на компромисс и сотрудничество), с другой стороны, возможны манипуляции, морализирование, наставление, приспособление, конформизм. Способы общения: уступчивость, разъяснение, согласование, сотрудничество.

Интолерантное отношение проявляется в агрессивном поведении: отстранённость, импульсивность; способы общения: диктат, требование; манипулирование: упрёки, угрозы.

Конечно, деление людей на толерантных и интолератных является в некоторой степени весьма условным. Крайние позиции встречаются редко. Каждый человек в своей жизни совершает, как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой чертой личности.

Проблема толерантности, наиболее ярко проявляется в конфликтном взаимодействии. Далее мы остановимся на анализе толерантности в контексте конфликтного поведения.

Низкий уровень толерантности – благодатная почва для возникновения всевозможных конфликтов.

Конфликт – разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Иначе говоря, конфликт – это всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде.

Мы согласны с мнением Е.Ю. Клепцовой, которая отмечает: «Когда человек действует в свободном пространстве, когда он сам по себе, он может руководствоваться собст0венными правилами. Как только он оказывается в социальном пространстве, важно уметь учитывать другого, быть толерантным к нему, то есть обладать стойкостью и способностью разрешить конфликт самыми оптимальными способами».

Часто конфликты связаны с реальным конфликтом интересов. Вместе с тем, конфликты могут порождаться неумением общаться, разрешать возникающие противоречия во взаимодействии.

В основе существующих стратегий лежит стремление каждой из сторон выиграть или найти иной способ сосуществования.

Если представить, как могут разворачиваться события при использовании этих стратегий, то можно обобщенно представить, стратегии в таком формате:

  • выиграть – проиграть,
  • проиграть – выиграть,
  • проиграть – проиграть,
  • выиграть – выиграть.

Проанализируем эти стратегии, из всего вышеперечисленного, соответственно, первые две стратегии ориентированы на собственный выигрыш одного из участников и проигрыш другого.

Третья предполагает, что каждый из участников настолько стремится помешать другому выиграть, что сам готов проиграть, лишь бы достичь этой цели. Четвертая стратегия наиболее эффективна, поскольку ориентирует людей на взаимный учет интересов.

Это стратегия, базирующаяся на толерантности, где каждый ориентирован на согласование позиций, интересов, целей, мнений, а не «на борьбу во имя борьбы».

Для описания стратегий поведения в конфликтах К. Томас применил двухмерную модель:

  • напористость, настойчивость – характеризует поведение личности, направленное на реализацию поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение поставленных целей (ориентация на себя);
  • неоперативность – поведение, направленное на учет интересов других лиц и попытки удовлетворить их потребности (ориентация на других).

Соответственно этим двум измерениям К. Томас выделяет следующие стратегии поведения в конфликте.

Соперничество (конкуренция) или стремление к доминированию. В данном случае все усилия направлены на достижение только собственного выигрыша, не учитывая при этом интересы другого (выиграть / проиграть).

Приспособление, в противоположность соперничеству принесение в жертву: собственных интересов ради другого; тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами. Такая стратегия предполагает стремление поддержать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы (проиграть / выиграть);

Избегание (уход от конфликта), игнорирование своих интересов и интересов другого человека; Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиями, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным (проиграть / проиграть).

Сотрудничество (интеграция), направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон; не уступая своего, но и не настаивая на своем (выиграть / выиграть).

Компромисс, в данном случае действия направлен на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другой стороны в ходе обмена мнениями по проблеме. Соответственно, выбор стратегии компромисса – оптимальный путь к ликвидации противоречий (частично проиграть / проиграть и частично выиграть / выиграть).

На сегодняшний день уже общепризнанным считается, что стратегия выиграть / выиграть (сотрудничество) является стратегией успеха. Это именно та стратегия, в основе которой лежат установки толерантности.

Она помогает найти взаимовыгодные решения в конфликтной ситуации.

Ведь, несмотря на существующий конфликт, толерантность предписывает уважительное отношение к интересам, взглядам, мнениями противоположной стороны, не совпадающим с нашими собственными.

Стратегия сотрудничества считается сегодня наиболее эффективной, и для ее реализации необходимы следующие шаги:

  • во-первых, прояснить потребность противоположной стороны;
  • во-вторых, в требованиях сторон выявить взаимодополняющие моменты;
  • в-третьих, найти новые варианты решений, учитывающие потребности обеих сторон; при этом обеспечить партнерство, а не противостояние.

На наш взгляд, первые шаги по преодолению конфликта наиболее сложны, так как необходимо преодолеть ряд барьеров (агрессию, страх, недоверие). Последующие шаги – переговоры для поиска позитивного решения, основой которого является новая удачная альтернатива.

Однако толерантность не является благом в любых условиях, поскольку у нее должны быть свои границы. Во-первых, толерантность неуместна, когда человек наносит вред обществу или другому человеку. Во-вторых, пределы толерантности заданы соблюдением прав человека.

Каждый, кто нарушает права человека, не может рассчитывать, на толерантное к нему отношение. Если нарушение прав человека не наблюдается, то допускается толерантное отношение к любому отклонению от нормы.

Границы толерантности разнятся в зависимости от типов культуры и общества.

Толерантная личность, обладает стойкостью и умением разрешить конфликт самыми оптимальными способами, она не склонна к самообвинению и обвинению другого, она стремится сохранить отношения и собственную личность, свою внутреннюю устойчивость. Она ориентирована на ясность и открытость, не навязывает своей позиции, также учитывает мнение другого человека, его потребности и возможности.

Конфликтная личность всегда ищет изъяны и отрицательные черты в другом человеке. Она подозрительна и не способна гибко и творчески искать пути решения конфликта, долго не успокаивается, в мыслях вновь и вновь возвращается к случившемуся, многократно проговаривает и прокручивает ситуацию.

Поэтому, толерантная личность видит в конфликте новые возможности и их решение, а конфликтная – загоняет себя в тупик.

– Курсовые работы на заказ

Источник: http://5orka.ru/index/problema_tolerantnosti_v_mezhlichnostnykh_otnoshenijakh/0-661

Формирование толерантных межличностных отношений у подростков посредством социально-психологического тренинга

§ 3.1. Толерантность в межличностных отношениях в смысловом

Позиция терпимости и доверия является основой для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Формирование отношения к толерантности как важнейшей ценности общества представляет собой важнейший вклад школьного образования в установлении мира на Земле.

Особое внимание обращается на формирование толерантности в подростковом возрасте.

Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности, повышается интерес к вопросам куль­турной принадлежности.

Подростковый период – период нравственного созревания, во время которого происходит становление самосознания, формируется мировоззрение, самооценка и представление о самом себе.

В этот период ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Именно в этом возрасте важно развитие коммуникативных качеств личности. Часто у подростков развивается чувство собственной исключительности, излишней самоуверенности, стремление к независимости.

Это приводит их к проявлению раздражительности, нетерпимости, конфликтам и агрессии по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального пове­дения личности: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или отрицательное отношение к другим людям[8].

В настоящее время проблема формирования толерантности отражена в психолого-педагогической литературе в исследованиях А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.А. Петровского, А.Б. Орлова, А.Н. Леонтьева и других ученых. Т.В. Болотина, Б.С. Гершунский, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, И.В. Крутова, Л. И.

Семина, П.В. Степанов проводили изучение формирования отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности. Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, Ф.М. Малхозова, Н.П. Магомедова, Н.В. Мольденгауэр, З.Ф. Мубинова, В.А.

Тишков изучали формированиемежэтнической толерантности школьников.

В современной психологической литературе толерантность определяется как ценность взаимодействия в условиях противоречия; как принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей; как дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности; как способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям;как стремление к согласию, бесконфликтность[3].

Под толерантностью в межличностных отношениях мы понимаем осознанное терпимое отношение к субъекту (субъектам) межличностного общения, взаимодействия, проявляющееся в признании и уважении прав другого на проявление своей индивидуальности, даже если способ пользования этими правами вызывает неприязнь.

В подростковом возрасте имеется ряд факторов, затрудняющих формирование толерантных отношений. Как отмечает Е. Маркелова, подросток не умеет контролировать свои эмоции в общении, имеет высокий уровень тревожности [1].  О.

Кравцов указал, что в период подросткового самосознания и самостановления личности происходит условное деление социальной среды на группы «Чужие» и «Свои». Учитывая юношеский максимализм категория «Свои» приобретают однозначно положительные черты, а «Чужие» превращаются в негативную категорию, что приводит к поиску врага [3]. Проблемным моментом, как утверждает С.

Мутерперель,  является распространение среди подростков не цензурной лексики, унижающей людей другой национальности или религии [4]. Внутренними препятствиями для формирования толерантности подростков яаляются эгоцентризм(Ж. Пиаже, Л. Обухова), склонность подростков к «группомыслию», «заражению фанатизмом», безответственному следованию за лидерами (А.Г.

Асмолов), социальные стереотипы (В.С. Агеев, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, В.Ф. Петренко, Т.Г. Стефаненко, Г. Тэджфел), которые усваиваются уже в детском возрасте.

Л. Анн, И. Вачков, Г. Солдатова, К. Фопель, О. Шаровапроводили изучение формирования толерантных отношений при помощи тренинга.

В процессе тренинговой работы исследователи обращают внимание на формирование умений позитивного взаимодействия между людьми, развитие способности к гибкому общению, открытости новому опыту, адекватной самооценки, рефлексии собственного поведения и поступков других людей, проявлению уважения, способность общаться в адаптивной, дружелюбной манере[1].

Проведенный анализ состояния проблемы формирования межличностной толерантности у подростков в психолого-педагогической литературе позволил выделить противоречия между провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и нарастанием конфликтных и агрессивных тенденций поведения в молодежной среде; значимостью обеспечения толерантности в условиях общего школьного образования, семейного воспитания и не достаточным уровнем реализации педагогами и родителями установок толерантности в общении с подростками.

Целью нашего исследования являлось разработка, научное обоснование и изучение эффективности социально-психологического тренинга, как средства формирования толерантных межличностных отношений у подростков.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе МАОУ Карасульской СОШ с октября 2015 г. по апрель 2016 года.

В эксперименте приняли участие 30 подростков 15 – 16 лет (из них 15 человексоставили экспериментальную группу, 15 человек – контрольную группу).

Для изучения уровня толерантности межличностных отношений применялисьэкспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова), методика диагностики общей коммуникативной толерантности(В.В. Бойко), опросник для диагностики способности к эмпатии.

Для формирования толерантных межличностных отношений подростков был разработан социально-психологический тренинг, который был реализован в течении трех месяцев с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Целью тренинга являлось формирование личностных качеств и толерантных установок в межличностном взаимодействии подростков.

В ходе проведения тренинга решались следующие задачи: формирование толерантного сознания и толерантной культуры общения подростков; развитие толерантных качеств личности (эмпатии, самоконтроля, самоуважения, рефлексии, социальной перцепции); формирование чувства собственного достоинства подростка и поддержки достоинства окружающих; формирование уважения к своему народу и людям других национальностей, культур, социальных слоев, возрастов, интересов.

В процессе занятий преодолевалось межличностное напряжение в отношениях между подростками, раскрывалисьличностные достоинства школьников, достигалось их признание в группе; развивались умения доброжелательно давать оценки, корректно высказывать мнения о поступках других людей, принимать самостоятельные решения; приобретался опыт гуманного, партнерского взаимодействия с психологом, своими сверстниками; проводилось обучение конструктивным способам выхода из различных конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; а так же обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Основными средствами формирования толерантных межличностных отношений у подростков являлись беседы, дискуссии, мозговой штурм, ролевые и познавательные игры, упражнения с элементами арт-терапии.

Создавались специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других. Подростков познакомили с понятиями «толерантность», «интолерантность», «толерантная личность», «границы толерантности».

Проводилось обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе. При анализе итогов особое внимание обращалось на оценку взаимоотношений подростков, комфортность каждого в групповой работе.

Через развитие таких составляющих толерантности как   эмпатия,  доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывались отличия одних людей от других.

Формирующий эксперимент включал так же проведение психолого-педагогической работы с педагогами и родителями подростков, которая была направлена на просвещение в вопросах формирования благоприятной психологической среды в педагогическом и ученическом  коллективе, установления позитивных взаимоотношений между педагогами, родителями и учениками, обеспечении психологической поддержки, доверительных отношений, основанных на сотрудничестве и диалоге.

Как свидетельствуют данные таблицы 1, в результате проведения диагностических методик в экспериментальной группе на констатирующем этапе низкий уровень толерантных отношений был установлен у 6 подростков (40%), средний уровень – у 7 чел. (46,7%), высокий уровень – у 2 чел. (13,3%). На контрольном этапе низкий уровень толерантных отношений снизился и был выявлен только у 2 чел. (13,3%), средний уровень выявлен у 7 чел. (46,7%), высокий уровень – у 6 чел (40%).

Таблица 1

Уровни толерантных отношений у подростков

Уровни толерантностиТолерантность
Экспериментальная группаКонтрольная группа
Констати-рующий этап%Контроль-ный этап%Констати-рующий этап%Контроль-ный этап%
Высокий213,3%640%320%320%
Средний746,7%746,7%746,7%960%
Низкий640 %213,3%533,3%320%
Uкр. = 64Uэмп. = 60*  (p0.05)

При первичной диагностике в контрольной группе низкий уровень толерантных отношений был установлен у 5 подростков (33,3%), средний уровень – у 7 чел. (46,7%), высокий уровень – у 3 чел. (20%). При повторной диагностике низкий уровень был выявлен у 3 чел.

(20%), средний уровень – у 9 чел. (60%), высокий уровень – у 3 чел. (20%).

Математико-статистический анализ результатов диагностики, проведенный при помощи U-критерий Манна — Уитни показал, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения в уровнях толерантного отношения подростков (Uэмп. = 60*, p0.05).

Таким образом, проведенная нами психолого-педагогическая работа и разработанныйсоциально-психологический тренинг может использоватьсядля формирования толерантных отношений подростков, развития толерантных качеств личности, формирования чувства собственного достоинства подростка и поддержки достоинства окружающих, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, обучения межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Список литературы:

  1. Богинская, Ю. В. Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы [Текст] / Ю. В. Богинская, Т. А. Байрак. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 118-120.
  2. Бондырева, С.К. Толерантность: введение в проблему. Учебно-методическое пособие. [Текст]/ С.К.Бондырева, Д.В.Колесов.- М.:Гриф,2011.–240с.
  3. Кравцов, О. Г. Роль толерантности в личностном развитии ребенка. [Текст] /О. Г. Кравцов// ВЕСТНИК РГГУ Серия «Психология». — Москва, — 2009. — № 7. — с.189–200.
  4. Мутерперель, С. Этническая идентичность и толерантность в подростковой субкультуре. [Текст] / С. Мутерперель. // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник тезисов научно-практической конференции 16—17.03.2007. – М.: МГППУ. – 80 с.
  5. Сериков, Г.В. Мир различий /Сборник упражнений для учащихся образовательных школ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tolerance.ru/Mir-razlichii.php?PrPage=(Дата обращения: 25.05.2016)
  6. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. [Текст] / Г.У Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000. – 112 с.
  7. Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. [Текст]  / Под ред. Л.И. Новиковой.  – М.: АППиПКРО, 2006. – 84 с.
  8. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения.[Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006. – 336 с.
  9. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. [Текст] / С. Д. Щеколдина. – М.: Ось-89, 2004. С.14-15.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xliii/54253

Курсовая работа: Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях

§ 3.1. Толерантность в межличностных отношениях в смысловом

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психологический факультет

Кафедра: психологии

Специальность: социальная психология

Курсовая работа

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа в межличностных отношениях

Выполнила студентка

4 курса, 14401 группа

Еремеева Регина Петровна

__________

Научный руководитель

Кандидат психологических наук

Доцент кафедры социальной психологии

Зорина Светлана Валерьевна

работа защищена «____ » _________ 2009 г.

оценка _____________________

зав. кафедрой ___________________________

______________________________

________________

Самара 2009

Введение

Глава 1. Сущность понятий толерантности к неопределенности, авторитаризма, авторитарной личности, авторитарности и характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношения.

1.1 Понятие толерантности к неопределенности.

1.2Авторитаризм, авторитарная личность, авторитарность и характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношениях

1.3Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения

2.Описание выборки и методик исследования.

2.2 Анализ результатов

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике.

Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научной междисциплинарностью, но и потребностями социальной практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой – порождающей новые социальные процессы и события, которые как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцируют различные по своему характеру проявления интолерантности. Однако о феномене «толерантности к неопределенности» мало что известно, а он тесно связан с актуальными проблемами современности. Всевозрастающие потоки необходимой информации и стремительное увеличение темпа жизни породили проблему глобальной неопределенности человеческого существования. С одной стороны, как бы не старался современный человек угнаться за требованиями времени, он, даже вооружившись самым современным компьютером, вынужден действовать в ситуации внешней информационной неопределенности. С другой стороны, стремление мчаться «в ногу со временем» неумолимо наталкивается на физиологические барьеры предельных возможностей человеческого организма, порождая аддикции и зависимости как реакцию на внутреннюю смысловую неопределенность идентичности личности. В этих условиях возрастает интерес к описанным еще в середине прошлого столетия феноменам толерантности/ интолерантности к неопределенности.

Еще один феномен требующий рассмотрения – это феномен «авторитарности личности». В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок.

Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера.

Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правителя выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков. Под авторитаризмом, который привычно ассоциируется с политикой, социальными структурами или же с личностями отдельных диктаторов, скрывается авторитаризм более глубокий, всепроникающий и тщательно завуалированный.

Он глубоко укоренен в нашей культуре, религии, морали, в общественных ценностях и межличностных отношениях.

Поэтому, исследуя тему авторитарного типа поведения в межличностных отношениях можно вычислить и недопустить проявления негативных тенденций в будущем. В данной работе мы хотим рассмотреть взаимосвязь авторитарного типа в межличностных отношениях и толерантности к неопределенности.

Проблема: Существует ли взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях?

Объект : Авторитарный тип поведения в межличностных отношениях.

Предмет : Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях.

Цель : Изучить взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного стиля поведения в межличностных отношениях.

Гипотеза : С увеличением выраженности авторитарного типа поведения в межличностных отношениях будет уменьшаться толерантность к неопределенности.

Задачи:

· Проанализировать литературу по данной теме,

· Провести исследование по двум методикам.

· Сопоставить результаты исследований.

· Выявить связь между толерантностью к неопределенности и авторитарным типом поведения в межличностных отношениях.

Глава 1. Сущность понятий: толерантности к неопределенности, авторитаризма, авторитарной личности, авторитарности и характеристики авторитарного типа поведения в межличностных отношениях

1.1 Понятие толерантности к неопределенности

В современной российской реальности человек постоянно сталкивается с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности.

В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Без формирования стереотипов толерантного поведения в обществе сталкивающиеся цивилизации, культуры, религии, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга.

Повсеместно, толерантность становится не только популярным термином, философским идеалом, но и условием выживания. И проблема толерантности, и ее понимания сложнее, чем кажется на первый взгляд.

На данный момент отсутствует единый взгляд на семантическое определение данного социально важного понятия.

Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как «устаревшее понятие») представлена как терпимость (противоположность нетерпимости) к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта.

Характерными специфическими чертами толерантности в отечественном культурном контексте являются «милосердие» и «снисхождение» (см. толковые словари В.Даля и С.Ожегова).

В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку».

Имеется несколько подходов к пониманию понятия толера́нтность (от лат. tolerantia – терпение).

С одной стороны, этот популярный в последнее время термин трактуется в дословном контексте, с другой же имеется в виду его переносное значение, сформировавшееся в последнее время под влиянием социума и тех позитивных тенденций, которые происходят в настоящее время в обществе. Кроме этого, существуют специфические для многих областей знаний и даже специальностей понятия толерантности.

Под экологической толерантностью понимают способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них параметров, переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора окружающей среды.

Иммунологическая толерантность – это состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Толерантность к наркотическим средствам и психоактивным веществам в наркологии и токсикологии определяется как снижение реакции на введение вещества, привыкание.

Прямое же социологическое значение толерантности заключается в следующим: терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности.

Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности.

В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем.

Непредсказуемость, связанная с безработицей, невозможностью получить хорошее образование, неспособностью найти достойную работу, перейти из одной сферы деятельности в другую и т.д. мешает людям полноценно жить. Большинство людей, по данным зарубежных авторов (Бруннер Дж., Бартлет Ф.

), испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым – это может даже доставлять удовольствие (люди искусства, творческие). При этом они явно обладают каким-топреимуществом.

Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем.

Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям (BrislinR.W., 1981). Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

– внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

– внутренняя толерантность (к неопределенности) – способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем, способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

Понимание личности как системы означает признание существования ее различных характеристик: психических свойств, состояний, процессов, а также и психических отношений, причем последние являются одной из важнейших характеристик личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями, ее внутреннее ядро.

Устойчивость личности определяется именно особенностями связей между этими характеристиками, особенностями связей между разными уровнями ее структуры. Можно говорить о психологической устойчивости во внешнем плане – сохранение организованности личностной системы – и во внутреннем – адекватное соподчинение психических свойств, состояний и процессов (собственно уровень устойчивости личности).

Рассмотрение устойчивости как характеристики личности с позиций системного подхода определяет устойчивость как относительно независимую от внешних воздействий и перемен, что не исключает развития личности.

Устойчивость выражает активность системы, подразумевая поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранения самого процесса развития, то есть активный характер устойчивости раскрывает ее как результат и как процесс.

С другой стороны, мы видим устойчивость как степень, уровень организованности, как личностное качество. Люди различаются по уровню устойчивостисвоего поведения и реакций.

Этот уровень более четко связан и зависит от внутренних и внешних воздействий. Он поддается внешнему и внутреннему самоуправлению.

Устойчивость следует рассматривать как функцию двух переменных: окружающей среды и внутренней структуры системы.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также и извне, фактор, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д., сегодня очень важен.

Однако, в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что еще более важно.

Поэтому, занимаясь изучением феномена толерантности, необходимо не выпускать из вида оба аспекта толерантности и работать с ними параллельно.

Толкования термина “неопределенная ситуация”

Неопределенность — недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях какой либо системы. Неопределенная ситуация имеет множество толкований:

1. Как ситуация с неизвестными переменными (Леонтьев Д. А.). Относительная неизвестность того, что будет происходить.

2. Как ситуация характеризующаяся наличием неполной информации относительно происходящего здесь и сейчас в условиях необходимости принятия решения. Ситуации непредсказуемости наступления ожидаемого события во времени, и связанной с ним технологии поведения. Ситуации предполагающие неопределенность стимула, и необходимость его вычленения из множества подобных (Кринчик Е. П.).

3. Как ситуация которая в субъективном осознании индивида строго не детерминирована ни в способах решения, ни в искомом результате (Лустина Е. А.).

4. Как ситуации смыслового абсурда, предполагающие вовлечение испытуемых в деятельность цель которой им не известна (Зоткин Н. В.).

5. Как ситуация принципиальной неизвестности будущего (Льдокова Г. М.).

6. Как ситуации двойственности, противоречивости и бессвязности поступающей информации (Hallman).

Очевидно, что существующие на сегодня понимания “неопределенной ситуации”, обнаруживают проблему происхождения неопределенности. Однако большинство исследователей полагают, что неопределенные ситуации объективно детерминированы характером внешней информации, степенью ее связанности, понятности и согласованности.

А значит ее можно экспериментально смоделировать, что часто и делается в исследованиях. Например, предложить заниматься деятельностью не зная ее настоящей цели, или выбрать между известным способом проведения времени и неизвестным и т. д.

, однако, интересно, что несмотря на это, реакция на эту созданную неопределенность возможна диаметрально противоположная, – от полного принятия и включения в деятельность, до ее избегания. Традиционно в психологической науке она интерпретируется как толерантность/интолерантность к неопределенности.

В этом отношении, закономерен вопрос, – где гарантии того, что созданная исследователями ситуация действительно воспринята испытуемым как неопределенная.

В этом отношении как раз интересным становится вопрос о необходимых внутриличностных условиях восприятие типа ситуаций как неопределенных, а также включение этого класса неопределенных ситуаций в систему индивидуального опыта. Собственно установка именно по отношению к этому классу ситуаций и будет считаться толерантностью к неопределенностью

С момента описания феномена ТН Frenkel-Brunswik (1949), предпринималось множество попыток создания валидной и надежной методики для измерения ТН и ИНТ.

Первоначально, толерантность к неопределенности являлась составляющей шкалы предубеждений (H.G. Gough, 1951).

Позднее, было создано ряд специализированных шкал: Budner (1962), Ehrlich (1965), Rydell & Rosen (1966), MacDonald (1970), Norton(1976), ViganoLaRosa (1986), Nutt (1988), McLain (1993).

В большинстве своем описанный выше измерительный инструментарий представляет собой личностные опросники, возникшие на основании понимания их авторами сути конструкта ТН. Таким образом, содержание измерительных методик отображает все многообразие подходов к изучению ТН.

Так, Frenkel-Brunswik (1949) определяла ТН через связь с особенностями восприятия, Budner (1962) и MacDonald (1970) по результатам созданных ими опросников ТН; Norton​‌ (1975) как «тенденцию воспринимать неопределенную информацию как разновидность психологического дискомфорта или угрозы»; Hofstede (1984) как культуральную составляющую, определяющую отношение к риску и неоднозначности; MclainD.L. (1993) описывает ТН как разброс реакций, от отвержения до привлекательности, при восприятии неизвестных, сложных, динамически неопределенных или имеющих противоречивые интерпретации стимулов.

К сожалению, отсутствие четких представлений о сути измеряемого феномена и, как следствие, – стандартизированного измерительного инструментария, создает ряд проблем как методологического, так и прикладного характера.

Размытость теоретических представлений об объекте измерения (ТН) породила традицию создания измерительной методики под конкретное авторское понимания сути измеряемого феномена, что минимизирует возможность сопоставления результатов, полученных при измерении ТН различным инструментарием.

Интерес к исследованию ТН у отдельных представителей отечественной научной школы возник не более 10 лет тому назад.

К сожалению, это обстоятельство существенно сказывается как на объеме, так и на качестве доступной украино – и русскоязычной информации по вопросам ТН.

Однако, не смотря на разрозненность усилий, в настоящий момент существуют русскоязычные адаптации как минимум трех измерительных шкал.

В 1998 году Е.Г.Луковицкой в рамках выполнения диссертационного исследования, произведена адаптация шкалы MSTAT-I Маклейна (McLain, 1993). Она осуществила перевод пунктов опросника на русский язык, а также его психометрическую проверку на выборке из 130 респондентов.

Есть сведения об успешном применении MSTAT-I московскими исследователями в рамках эмпирическое исследование личностного выбора (Леонтьев Д. А., Мандрикова Е.Ю., 2005).

В 2003 году шкала Баднера (Budner, 1962) была переведена и адаптирована

Г.У. Солдатовой и ее сотрудниками. Данные получены Г.У. Солдатовой в ходе исследования, в котором принимали участие психологи, врачи и инженеры г. Москвы.

В 2004 году, в рамках выполнения дипломной работы «Адаптация методики исследования толерантности к неопределенности (кросс-культурное исследование)», Шалаев Н.В. произвел апробацию русскоязычного перевода методики изменения ТН Vigano La Rosa (1986).

Как указывает автор исследования: «опросник показывает высокую ретестовую надежность, его надежность косвенно подтверждается измерениями семантического дифференциала и в дальнейшем, при адекватной его модификации, предполагается, что данный опросник может стать эффективным методом измерения толерантности к неопределенности».

Выше, мы уже обращали внимание на отсутствие единых подходов к измерению ТН как в западной, так и в отечественной литературе.

В этом контексте несомненный интерес представляют работы российских исследователей, касающиеся проблем диагностики толерантности.

В них отчетливо присутствует тенденция рассматривать ТН не как отдельный феномен, а как один из видов проявления толерантности «вообще» (как родового понятия).

Отметим, что в известных нам исследованиях западных авторов подобный подход к изучению феномена ТН не встречается. В западной традиции исследование ТН связано в основном с различными аспектами проблемы совладания с неопределенностью.

Выводы

Проведенный нами анализе подходов к измерению ТН в работах зарубежных и отечественных авторов позволяет утверждать что:

– несмотря на большое количество проводимых исследований, не выработано единых подходов к измерению ТН;

– в западной и отечественной научных школах изучение (а, следовательно, и измерение) ТН включено в различные контексты. В западной школе изучение ТН непосредственно связано с проблематикой совладания с неопределенностью. В российской школе изучении ТН связано с проблемами воспитания толерантности;

– отсутствие единого измерительного инструментария порождает проблемы, связанные с возможностью сопоставления результатов проведенных исследований;

– созданный зарубежными авторами измерительный инструментарий представляет собой личностные опросники, отражающие понимания их авторами сути конструкта ТН;

– в данный момент времени, доступными для использования являются три русскоязычные версии специализированных методики по измерению ТН на разных этапах адаптации, и одна методика, включающая в себя показатель уровня ТН как одну из составляющих.

1.2 Авторитаризм, авторитарность, авторитарная личность, характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношениях

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны.

В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера (“авторитарной”, властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д.

, вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму – тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти.

Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.

В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны» в обществах этого типа практически неискоренимы.

Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил «сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все рационально».

Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.

Авторитарност

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-180142.html

Читать

§ 3.1. Толерантность в межличностных отношениях в смысловом
sh: 1: –format=html: not found

ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет

Педагогический институт

Факультет прикладной психологии

Емельянова Е.В.

Практикум по этнической психологии

Учебное пособие

Иркутск 2015

Печатается по решению редакционно-издательского совета

факультета прикладной психологии педагогического института

ФГБОУ ВПО Иркутского государственного университета

УДК 159.922.4(075.8)

ББК 88.5 и 88.2

К 85

Рецензенты:

Карнышев А.Д. – доктор психологических наук, профессор, декан факультета прикладной психологии Пединститута ИГУ.

Петров В.Г. – кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психодиагностики и практической психологии Пединститута ИГУ.

Емельянова Е.В.

Практикум по этнической психологии: учеб. пособие/ Е.В.Емельянова– Иркутск : ИГУ, 2015. – 158 с.

ISBN 978-5-91344-788-3

Учебное пособие адресовано бакалаврам, студентам и преподавателям психологических и педагогических факультетов для усвоения теоретического и практического материала по этнической психологии в области психологического, педагогического и психолого-педагогического образования.

Данная дисциплина формирует способности студентов вести профессиональную деятельность в поликультурной среде с учетом законов развития культурной среды и этнокультурных, конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

Программа курса направлена на основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований, знакомит обучающихся с методами сравнительно-культурных исследований личности, изучения особенностей национального характера и ментальности, толерантной культуры и этнического самосознания.

ISBN 978-5-91344-788-3

© ФГБОУ ВПО ИГУ, 2015

© Е.В.Емельянова, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

Глава1. Становление этнической психологии и этнокультурные особенности психики людей.

7

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований.graph-definition>

7

Этнопсихологические идеи в европейской, американской и российской науке.graph-definition>

11

Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания.graph-definition>

16

Учебные задания к главе 1. «Становление этнической психологии и этнокультурные особенности психики людей»

17

Глава 2. Этнокультурные особенности психики людей и этнопсихологические феномены.

25

2.1 Этническое самосознание и этническая идентичность

25

2.2. Понятие национального характера. Основные методы его изучения

28

2.3. Предмет кросс-культурной психологии

29

2.4. Культурно-психологическая характеристика этнических общностей.

30

Учебные задания к главе 2. «Этнокультурные особенности психики людей и этнопсихологические феномены»

33

Раздел 3. Межэтнические отношения и этнические конфликты.

52

3.1 Толерантность в межэтническом взаимодействии

53

3.2. Этнические конфликты: причины возникновения.

55

3.3. Способы урегулирования этнических конфликтов.

56

Учебные задания к главе 3. «Межэтнические отношения и этнические конфликты»

59

Глава 4. Обучение и воспитание в поликультурном обществе.

64

4.1. Мультикультурализм и стратегии больших обществ

64

4.2 Основные модели и технологии поликультурного обучения

65

4.3. Поликультурное образование: концепции и программы.

66

Учебные задания к главе 4. «Обучение и воспитание в поликультурном обществе»

67

Глава 5. Основы тренинга этнокультурной компетентности и толерантности.

72

5.1. Межкультурный тренинг: задачи и модели

72

5.2. Основные принципы межкультурного тренинга и компетентность тренера.

78

5.3. Деловые игры на повышение этнокультурной компетентности.

79

Учебные задания к главе 5. «Основы тренинга этнокультурной компетентности и толерантности»

83

Используемая и рекомендуемая литература

92

Приложения

97

Приложение 1. Методики изучения толерантности и этнической идентичности

98

Приложение 2. Проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

125

Приложение 3. Декларация принципов толерантности

143

Приложение 4. Всеобщая декларация прав человека

149

Приложение 5. Словарь понятий этнопсихологии

153

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие позволяет ознакомиться с основами ведения профессиональной деятельности в поликультурной среде с учетом законов развития культурной среды и этнокультурных, конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

Упор сделан на основные теоретические и практические ориентации этнопсихологических исследований, знакомство с методами сравнительно-культурных исследований личности, изучение особенностей национального характера и ментальности, толерантной культуры и этнического самосознания.

Цель и задачи, которые мы ставили при написании этого пособия:познакомить студентов с основными законами развития современной социальной и культурной среды; научить их учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; сформировать способности и компетенции студентов вести профессиональную деятельность в поликультурной среде с учетом законов развития культурной среды и этнокультурных, конфессиональных различий участников образовательного процесса.

При написании данного пособия за основу были взяты: учебник «Этнопсихология» Т.Г.Стефаненко учебное пособие «Этнопсихология: практикум» Т.Г.Стефаненко; учебное пособие «Этническая психология» В.Г.

Крысько; монография «Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность» А.Д.Карнышева, М.А.Винокурова, Е.Л.Трофимовой, учебное пособие «Психологические исследования этнической толерантности» Н. М.

Лебедевой, Учебное пособие «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности» под. ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук и др.

Заслугой автора при написании кратких теоретических разделов является лишь комбинирование и структурирование материала вышеперечисленных пособий. Другие учебные материалы, используемые при написании «Практикума по этнической психологии» в качестве дополнения, приведены в списке используемой и рекомендуемой литературы.

Этническая психология – наука, анализирующая этнические особенности психики людей, этнические стереотипы поведения, особенности национального характера. Одним из базовых понятий этой дисциплины является ключевое слово «этнос».

Идентификация по этническому признаку показывает самому индивиду, кто он есть и кем он является. С другой стороны, у него нет выбора: в какой цивилизации родиться. Человек меньше всех из живых существ обеспечен генетически готовыми алгоритмами жизнедеятельности.

Эти самые алгоритмы приобретаются из семьи, социального окружения в процессе социализации. В течение всей жизни формирование человека происходит под влиянием культуры общества, в котором он родился и социализируется.

Всякая цивилизация старается себя сохранить через противопоставление другим культурам, самоидентификацию.

Таким образом, сама цивилизация формирует свое отличие от других в виде одежды, речи, поведения, особенностей языка, мировоззрения, понимания основных человеческих ценностей. Например, Запад ориентирован на эгоцентризм, а Восток – на сообщество.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=272548&p=16

Толерантность в межличностных отношениях младших школьников

§ 3.1. Толерантность в межличностных отношениях в смысловом


Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.

В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

Вступая в межличностные отношения, разнообразные по форме, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Толерантность — интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.

В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости.

Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная — к конкретной группе, обществу; национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.

Цель исследовательской работы: выявить уровень толерантности в сфере межличностных отношениях школьников.

Задачи исследования: определить критерии толерантности в младшем школьном возрасте; выявить особенности межличностных отношений младших школьников; выявить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования толерантности.

Изучение уровня толерантности всфере межличностных отношений младших школьников.

Для изучения уровня толерантности в межличностных отношениях младших школьников была использована методика определения уровня толерантности класса М. И. Зайцевой. Автор диагностики М. И.

Зайцева, учитель русского языка и литературы школы № 1297, г. Москва, победитель конкурса «Самый классный классный руководитель — 2006″ Северного административного округа г.

Москвы, лауреат конкурса «Самый классный классный руководитель – 2006» г. Москвы.

Критерии оценки толерантности класса: умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь; уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек; стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса; готовность принять и дать совет, предложение; умение хвалить, соглашаться, утешать; доброжелательность; уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики; умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая; стремление поддержать друг друга, подбодрить; признание права каждого быть самим собой; для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале.

Оценки могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируются и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей) [1, c. 52–75].

В 2014–2015 учебном году были выбраны экспериментальные классные коллективы, среди начальных классов стал 2 класс, а среди старших 7 класс.

7 класс мы выбрали, чтобы в дальнейшем определить и обосновать наиболее благоприятный возраст для формирования и воспитания толерантности.

И впоследствии провели методику по определению уровня толерантности коллективов 3 и 7 классов. Для дальнейшего сравнения этих результатов.

Таблица 1

Результаты определения уровня толерантности классов в 2014–2015 уч.г.

КлассОценки толерантности% толерантности классного коллектива
33,162
72,856

Результаты показали, что у учащихся 3 и 7 класса сформирован средний уровень толерантности.

Ребята признают и принимают множество культур, но при этом у них присутствует склонность к проявлению (зачастую неосознанно) культурной дискриминации в повседневной жизни.

Также для учащихся экспериментальных классов характерна вербальная агрессия. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

В начале учебного 2015–2016 года в этих же классах 4 (3) и в 8 (7) классные руководители акцентировали внимание на воспитательной работе, с учетом возрастных особенностей детей.

Было обращено внимание на такие моменты, как: установление межличностного доверия, развитие чувств сочувствия, эмпатии, снижение агрессивности, импульсивности, способствование воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы, т. е.

все те качества характерные для толерантной личности.

Проведенное повторно исследование по методике Зайцевой М. И., показало определенные улучшения в 4 классе. В сфере межличностных отношений изменился психологический климат.

Он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно общаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относиться стали с сочувствием и пониманием.

В 8 классе уровень толерантности тоже немного повысился, нарушения и значительные проблемы в общении детей, значительно уменьшились и не так выражены, как были до занятий но, тем не менее, в межличностных отношениях учащихся наблюдается вербальная агрессия, проявление неуважения к одноклассникам, отмечается небольшой уровень конфликтности.

Рис. 1. Результаты определения уровня толерантности после проведенных занятий

Уровень толерантности стал значительно выше. В 7 (8) классе было 56 %, стало 60 %, ребята стали терпимее относиться друг к другу, меньше стали использовать в своей речи клички, обзывания, именно это наблюдалось в этом классе наиболее выражено. В 3(4) классе уровень толерантности был более высоким в начале исследования, по сравнению с другим классом.

После занятий уровень поднялся в результате того, что учащиеся стали больше проявлять доброжелательности друг к другу, уважение, стали проявляется такие качества, как стремление поддержать, подбодрить товарища.

Дети, участвовавшие в тренинге, стали проявлять качества толерантной личности, а именно признание прав людей на иной образ жизни, принятие иных культур, понимание других культур, взглядов.

Межличностные отношения членов двух коллективов 3 (4) и 7 (8) классов), стали более ровные, ребята стали проявлять больше чувств эмпатии, сочувствия, понимания, уважение потребностей других людей и т. д.

Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным по многим характеристикам.

У детей этого возраста можно встретить но, чаще всего временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким, людям, а к остальным — в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого.

Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.

Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер.

У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности.

Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей младшего школьного возраста.

Проведение методики определения уровня толерантности классного коллектива в двух экспериментальных классах, позволяет сделать выводы, что критерии толерантного класса сформированы.

В сфере межличностных отношений изменился психологический климат, он стал более благоприятным, агрессия особенно вербальная уменьшилась, ребята стараются не употреблять клички данные до этого некоторым детям, стали уважительно обращаться друг с другом, к детям из неблагополучных семей относится стали с сочувствием и пониманием. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для воспитания толерантности. Воспитание качеств толерантной личности должно быть целенаправленным и систематическим и учитывать особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста и необходимо продолжать формировать толерантную личность на протяжении всего периода школьного обучения.

Литература:

  1. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков)./ Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. — М.6 «Генезис», 2000. — 105 с.

Основные термины(генерируются автоматически): уровень толерантности, младший школьный возраст, класс, толерантная личность, отношение, москва, ребенок, сталь, Самый классный классный руководитель, благоприятный возраст.

Источник: https://moluch.ru/young/archive/10/657/

Межличностная толерантность. Интолерантность

§ 3.1. Толерантность в межличностных отношениях в смысловом

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 35Следующая ⇒

Выше мы рассмотрели, что толерантность и противоположное явление – интолерантность в психологии обычно представлены: как процесс и/или состояние организма; характеристика конкретного стиля поведения или действия индивида в той или иной ситуации; способность; черта характера; личностное качество; внутренняя установка, мировоззренческая позиция и пр. Как одно из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивидов интолерантность и толерантность представлены как общественные отношения и взаимодействия. Толерантность – как отношение, либо «толерантные взаимоотношения», либо «межличностная толерантность» отражает ту качественную сторону связи, которая возникает между людьми, вступившими во взаимодействие, как взаимное влияние друг на друга.

Известно, способность толерантных взаимоотношений формируется у каждого человека как существа социального, вступающего в связь с Другим человеком, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями. Если учесть:

1) человек как существо социальное постоянно находится в связях и взаимодействии с другими;

2) а, толерантность в этом случае выступает как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни, жизненная позиция;

3) то толерантность и интолерантность как отношение (особое) к кому-либо или чему-либо для каждого человека свойственно проявлять постоянно.

Выявлено, толерантность и интолерантность как отношения:

1) рассматривают через действия и поведение, к которым эти отношения и приводят, а уже в этих действиях иповедении разворачиваются: доверие/недоверие, открытость/агрессивность, сотрудничество/конфликтность, договоренность/непонимание, дискуссия/спор, убеждение/отрицание, уважение/ненависть;

2) это «одновременно и оценочное, и установочное явления» [3, с. 377].

Формируется межличностная толерантность (интолерантность) как и всякое отношение, на основании оценки другого индивида и только благодаря постоянной связи с ним. Но, прежде всего, объект оценивают относительно себя (как мера значимости для себя): опасный / неопасный, приятный / неприятный, полезный / вредный, безразличный / небезразличный [12, с. 18].

Действия и поведение наполняются эмоциями: толерантные – позитивными, интолерантные – негативными. Далее оценка порождает доверие/недоверие и через это готовность (установку) к сотрудничеству/конфликту.

Можно сделать вывод о том, что толерантность – объективно динамичный феномен, за которым стоят ценностные основания, нравственные и психологические ориентиры, которые тоже динамичны (Б.З. Вульфов).

«Декларация принципов толерантности» (см. методические материалы: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии.

Международные и отечественные документы о толерантности») способствует пониманию смысла и значения тех явлений, которые несет в себе сама идея толерантности: толерантность – это уважение; принятие и понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины. Признание того, что каждый свободен придерживаться своих убеждений; взгляды одного человека не могут быть навязаны другим; признание прав и основных свобод человека; признание различий по внешнему виду, положению, поведению, ценностям… Это не снисхождение или потворство, не безразличие, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих убеждений или уступки чужим (не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом). Это моральный долг.

Толерантность как отношение порождает: доверие, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, жизнерадостность, дружелюбие.

Ей способствуют: знания, открытость, общение, свобода мысли и совести, внимание друг к другу и солидарность.

При этом «активная жизненная позиция», «гражданственность», «патриотизм» и другие важные и ценные качества непосредственно связаны именно с небезразличием, заинтересованным и пристрастным отношением человека к окружающему.

Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу и злость [12]. В интолерантных отношениях отсутствует доверие к индивиду.

В целом под явлением «интолерантность» можно понимать совокупность установок индивида, которые определяют его негативное отношение к объектам (одному, многим или большинству), процессам, явлениям окружающего мира.

У подобных индивидов их интолерантность может становиться чертой характера.

Через интолерантные отношения, порою, индивиды стремятся к самоутверждению: систематически занимаются критической или критиканской деятельностью; склонны действовать поперек других; проявляют интолерантность выгоды – «погромче заявить о себе» непримиримо и разжигая страсти; проявляют интолерантность борьбы своим вмешательством в естественное течение дел («борцы за что-либо»). Так, «борясь», к примеру, за мир, подобные борцы могут (готовы) не оставить камня на камне от этого мира.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных и рассматриваются как взаимообратимые понятия.Если это учесть, то, чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот.

Межличностная толерантность имеет (и должна иметь) свои пределы. Если выстроить пирамиду мнений, которые отличаются от наших, то до какого-то уровня мы относимся к ним спокойно, с пониманием, т.е.

толерантно, но с определенного – уже непримиримо (не следует эту позицию путать с интолерантностью, как недружелюбием).

Важна мера, причем толерантность с позиций силы выглядит привлекательнее, чем толерантность с позиций слабости, когда некоторые индивиды, просто терпят то, противостоять чему у них нет сил. Но подлинной, глубинной толерантностью это не является.

Характер проявления толерантного и интолерантного поведения и действий зависит от свойств и качеств личности. Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. В современной психологической литературе рассмотрели (весьма условно) основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности (см. табл. 5).

Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя и комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Таблица 5

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Date: 2015-07-22; view: 955; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/3-199.html

Medic-studio
Добавить комментарий