№5 Психика и здоровье. Признаки психического здоровья. Стресс.

Стресс и его последствия для психического здоровья

№5 Психика и здоровье. Признаки психического здоровья. Стресс.

 По данным исследований в России примерно 70% населения постоянно находятся в состоянии стресса, из них 30% – в состоянии сильного стресса. Проведенные исследования показали, что 7 из 10 россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с синдромом хронической усталости.

Важно понимать, что стресс становится опасен только тогда, когда он чрезмерен и/или постоянен. Необходимо помнить, что даже отрицательный опыт полезен. Он не только несет негативные эмоции, но при этом способен стимулировать нас к активной деятельности и принятию важных решений. Полностью избежать стресса невозможно, это сделало бы жизнь скучной и неинтересной.

Для лучшего понимания стресса необходимо знать, что сами по себе жизненные события не являются его причинами. Главное здесь то, как человек воспринимает ситуацию.

Все по-разному реагируют на происходящее, например, для кого-то публичные выступления являются источником сильного стресса, в то время как для других это нейтральная или даже приятная ситуация.

Причины возникновения стресса разнообразны, а формы проявления индивидуальны.

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Нужно отметить, что стресс бывает разный: он может возникать как в ответ на негативные ситуации, так и на положительные.

В современной науке стресс разделяют на стресс (понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм») и дистресс (негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться).

Первый тип стресса возникает у всех, но не несет вреда, даже наоборот – помогает мобилизовать силы, адаптироваться к ситуации. Второй тип (дистресс) вредит здоровью человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Симптомы дистресса:

Физические проявления:

  • мышечное напряжение, особенно в шее и плечах;
  • расстройство желудка;
  • головная боль;
  • бессонница;
  • переедание, употребление алкоголя, курение;
  • учащенное сердцебиение;
  • усталость;

Эмоциональные проявления:

  • раздражительность;
  • депрессия;
  • гнев;
  • тревога;
  • перепады настроения;
  • ощущение усталости;

Когнитивные проявления:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • забывчивость;
  • негативные, повторяющиеся мысли.

Сильный стресс вредит здоровью человека весьма существенно. Из-за него в первую очередь страдает физическое здоровье – мы чаще болеем простудными заболеваниями, обостряются наши хронические болезни, стресс отражается на нашем внешнем виде.

Все это становится в свою очередь дополнительным источником для переживаний, тревоги. Возникает замкнутый круг. Однако стресс наносит серьезный вред не только физическому здоровью, но также влияет на психическое состояние и эмоциональное благополучие. Мы начинаем чаще расстраиваться, злиться, нервничать.

В итоге наше эмоциональное состояние ухудшается, расстраиваются отношения с окружающими людьми, возникают проблемы в учебе и работе. Длительное пребывание в подобном состоянии приводит к появлению депрессивных  и тревожных расстройств.

Непродуктивные способы борьбы со стрессом (например, употребление алкоголя, переедание, «срывание зла» на близких) приводят к ухудшению ситуации.

Для того, чтобы однажды возникший негативный стресс не стал постоянным спутником, необходимо соблюдать некоторые правила, которые помогут Вам стать более устойчивым к стрессу, а взгляд на ситуацию сделать менее негативным.

Вот несколько способов повысить стрессоустойчивость:

  • обратите внимание на возникшую проблему, не игнорируйте ее и не ждите, что она разрешится сама собой;
  • постарайтесь определить, что именно в ситуации вызывает стресс;
  • подумайте, что значит для Вас эта ситуация;
  • помните, что стресс можно уменьшить. Подумайте, как это можно сделать. Сделайте перерыв, смените обстановку, отвлекитесь на что-то.
  •  научитесь контролировать собственные эмоции. Постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны – так ли она катастрофична, как кажется на первый взгляд? Поговорите о проблемной ситуации с близкими людьми, попросите о помощи и поддержке.
  • постарайтесь контролировать ваше физическое состояние. В трудной ситуации дышите глубоко и медленно, это нормализует сердечный ритм, сделайте несколько релаксационных упражнений, чтобы снять мышечное напряжение. Также не забывайте о регулярных занятиях спортом и правильном питании, постарайтесь снизить потребление никотина и кофеина и правильно чередуйте работу с отдыхом. 
  • научитесь эффективно использовать Ваше время. Составляйте план дел на день, старайтесь ничего не оставлять на потом, выполнять все в срок.
  • будьте внимательны и терпеливы к себе.

            Если Вы чувствуете, что ваши попытки снизить переживаемый стресс не приводят к успеху, обратитесь за психологической помощью к специалисту.

Валерия Райн

Источник: http://psyservice.mgppu.ru/articles/art1

Урок 4. Психическое здоровье

№5 Психика и здоровье. Признаки психического здоровья. Стресс.

Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни.

Психоэмоциональное состояние – один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда – ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев:

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них – социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания.

Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия.

Психологическое здоровье в своем определении – более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего.

Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает.

Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом.

Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам.

Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы.

Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем.

По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal» были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами.

Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов.

Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации – обратиться за консультацией к врачу-специалисту.

Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу.

Под этим требованием подразумевается умение эффективно работать в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности.

Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму.

Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать.

Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких – сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения.

Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей.

Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно. Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс – это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» – справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия – это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC).

Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д.

 В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия.

Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма.

Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков.

Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка.

Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно – и обращения за квалифицированной помощью.

О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия – постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность, при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении.

Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог.

Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям.

Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам.

Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет – вы будете счастливы, а если нет – станете философом».

Предлагаем вам еще несколько полезных рекомендаций о том, как мыслить позитивно:

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время, чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте цели и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться – это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на раздел нашего блога, посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Сергей Крутько← 3 Занятия спортом5 Первая помощь →

1Психорегуляция

Источник: https://4brain.ru/zozh/psy.php

Как избавиться от стресса. Симптомы и признаки нервной перегрузки

№5 Психика и здоровье. Признаки психического здоровья. Стресс.

В современном мире стресс и его влияние на человека активно обсуждаются в самых разных сферах — медицине, физиологии, психологии, социологии.

С ним связывают инфаркты и инсульты, ожирение и анорексию, частые простуды, онкологические заболевания, преждевременное старение, суициды.

Между тем стрессовое состояние является естественным для любого живого организма. В момент сильного волнения вырабатывается гормон стресса кортизол, значительно повышается уровень адреналина в крови.

Активизация внутренних резервов помогает людям в борьбе с опасностями, преодолением трудностей, решением сложных ситуаций.

Что это такое?

Биологической природой стресса занимался канадский ученый Ганс Селье, считая это состояние главной функцией человеческой психики. Именно он и ввел данное понятие в обиход.

Что же следует понимать под стрессом в действительности?

Сегодня обычные люди, а также многие специалисты склонны отождествлять стрессовое состояние с постоянной нервной перегрузкой, когда происходит сильный эмоциональный всплеск:

  • на работе, если выполнению определенного задания мешают отвлекающие факторы, дефицит знаний, времени, другие причины.
  • к стрессовым относятся ситуации, связанные с опасной или вредной профессиональной занятостью. Это может быть работа на высоте, под водой, под напряжением.
  • стрессы являются частыми спутниками семейной жизни. Каждая конфликтная ситуация, происходящая между супругами, бытовые неурядицы, непонимание, завышенные амбиции и прочее – все это со временем перерастает в хронический стресс, который затягивается на годы.

Виды и симптомы стресса

В условиях современной жизни людям начинает казаться, что они привыкли к стрессу, они считают это нормой. Человек часто ощущает волнение, тревогу, страх, сомнения, не может понять, почему в его жизни, как будто чего-то не хватает. Это вызывает нарушение сна и аппетита, приводит к головным болям, желудочным и кишечным коликам.

Под действием постоянного стресса может возникнуть психоз, невроз, неврастения, истерия.

Выделяют два вида стресса в психологии – это эустресс (положительный) и дистресс (отрицательный, разрушительный).

Эустресс связан с положительными эмоциями, радостью, новыми ощущениями, пережитыми событиями, путешествиями.

При таком состоянии человек полностью осознает, что и как он делает, рассчитывает на достижение определенного результата. Эустресс необходим каждому для поддержания должного уровня работоспособности, активизации внутренних резервов организма.

Дистресс всегда формирует негативную ответную реакцию – слезы, боль, расстройство, он разрушает нервную систему. Способы борьбы зависят от причины, вызвавшей дистресс. Часто это результат накопленного с годами стресса, усталости, дискомфорт физиологический и психологический.

Специалисты выделяют отдельно посттравматический стресс, ответную реакцию на пережитое страшное событие в жизни.

Это может чрезвычайное происшествие, ДТП, стихийное бедствие, преступление или расправа, поражение или травма тела, смерть близкого человека, неизлечимое заболевание, сложная операция и многое другое.

Подобное состояние сопровождает тех, кто стал очевидцем травмирующей психику ситуации.

Стадии

Чтобы дойти до критической точки, нужно пройти три фазы стресса. Все стадии связаны с эмоциями, так как именно они накладывают положительный или отрицательный отпечаток на психику любой личности.

Фазы стресса по Гансу Селье:

  1. Тревога. В этот момент происходит полная мобилизация организма, он готов к борьбе и противостоянию.
  2. Сопротивление. Преодолевая трудности и препятствия, организм затрачивает энергию и силы. Происходит расходование внутренних ресурсов, которые были активированы на этапе ощущения тревоги и волнения.
  3. Разрушение, сам дистресс. Если процесс борьбы затягивается, организм начинает работать на износ. В этот период человеку требуется полноценный отдых, время для восстановления жизненной энергии и сил.

Переход в стадию дистресса ощущается людьми, как состояние слабости, опустошенности, разбитости. При этом происходит резкое снижение работоспособности, не помогает ни финансовая заинтересованность, ни психологическая мотивация.

Последствия

Общепринятое определение стресса установлено в качестве ответной реакции человека на раздражитель или сразу несколько раздражителей, превышающей его интеллектуальные и психические возможности.

Два известных психолога из Америки – Холмс и Рей создали шкалу стрессовых состояний. Каждое состояние оценивается в баллах, их количество зависит от уровня значимости тех или иных жизненных обстоятельств и вызываемого ими психо-эмоционального напряжения. По данной шкале определяется влияние стресса на здоровье человека.

Специалисты считают, что последствия стресса имеют накопительный характер. Наивысшим баллом, равным 100 единицам, по представленной шкале отмечена смерть близкого человека, родственника.

Если количество баллов за год превышает цифру 300, то считается, что такой результат таит в себе угрозу для физического и душевного состояния человека. В результате люди чувствуют значительное ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, раздражительность, порой агрессию, упадок сил, апатию.

Дистресс является провоцирующим фактором многих тяжелых и хронических заболеваний. Среди них – диабет, псориаз, ожирение, инсульт, инфаркт, язва, астма, атеросклероз.

Как избавиться от стресса

Стресс, если он имеет негативную эмоциональную окраску, пагубно отражается на здоровье человека, с ним нужно бороться.

При длительном пребывании в стрессе у человека могут развиться самые разные заболевания, касающиеся его физического, умственного и психологического состояния. Острая реакция на стресс может проявляться спутанностью сознания, нарушением поведения и координации, состоянием глубокой депрессии.

общих принципов борьбы со стрессом простое:

  1. Не накапливать проблемы, а решать их по мере поступления.
  2. Всегда чередовать напряженный труд с отдыхом.
  3. Стараться получать больше положительных эмоций, чем отрицательных.
  4. Хорошие успокоительные помогут поддержать нервы, переживая сложную жизненную ситуацию, не вызывая привыкания.

Алкоголь – плохой союзник в борьбе против стресса. Привычка снимать напряжение алкоголем сопряжена с еще большими негативными последствиями.

На смену временному состоянию эйфории, которое вызывают спиртные напитки, приходит депрессия и полное уныние.

Препараты

Лекарство от нервов следует принимать на стадии, когда другие методы борьбы уже не работают.

Таблетки от стресса и нервов должны приниматься по назначению врача с учетом противопоказаний, ограничений, возможного вреда и побочных эффектов.

Выйти из депрессии помогут:

  • антидепрессанты – повышают уровень гормонов радости в организме, в результате человек чувствует прилив бодрости и сил, у него улучшается настроение и работоспособность;
  • транквилизаторы – комплексные препараты, направленные на повышение психической активности человека, улучшают сон, нормализуют аппетит, уменьшают раздражительность и агрессию;
  • ноотропы – препараты, стимулирующие умственную деятельность, улучшающие мозговое кровоснабжение, восстанавливающие внимание и память;
  • нейролептики – средства антипсихотического действия, которые замедляют передачу нервных импульсов в мозг;
  • нормотимики – лекарства для стабилизации настроения, используются в основном для лечения людей с психическими расстройствами, абстинентным синдромом.

На сегодняшний день наиболее приемлемыми и безопасными признаны – Афобазол, Персен, Тенотен.

Существуют также витамины, питающие нервную систему и мозг. Начав принимать подобные витаминные препараты, можно достичь успокоения и радости. Среди наиболее популярных – Глоривит, Нейромультивит, Витрум Суперстресс и другие.

Профилактика

Специалисты рекомендуют самостоятельно бороться с тревогами и страхами, негативными эмоциями, не прибегая к использованию таблеток.

Справиться со стрессом без лекарств поможет тренинг на снятие эмоционального напряжения и стресса. Лучшие результаты достигаются при посещении групповых занятий.

Как проходят тренинги:

  1. Участники усаживаются по кругу, чтобы они хорошо видели друг друга, знакомятся.
  2. Для оптимистичного настроя ставится подходящая музыка, озвучивается название и цели тренинга.
  3. Тренер показывает и предлагает выполнить различные упражнения на управление эмоциями и стрессом.
  4. Наставник рекомендует, как успокоить нервы в повседневной жизни.
  5. Чаще всего это специальная дыхательная гимнастика, позы, заимствованные из йоги или пилатеса, которые позволяют быстро переключить мысли и расслабиться.

Если отрицательных эмоций становится слишком много, возникают нервные срывы на работе и дома, следует срочно выходить из этого состояния. Зная о том, как снять нервное напряжение, можно победить стресс. Это непростая, но решаемая задача.

Специалисты говорят, что все просто – нужно жить в гармонии с природой, получать удовольствие от жизни, вести здоровую жизнедеятельность и заниматься спортом, не зацикливаться на проблемах, а решать их по мере поступления.

Источник: https://psihbolezni.ru/populyarnoe/kak-izbavitsya-ot-stressa-simptomy-i-priznaki-nervnoj-peregruzki/

Лекционное занятие № 4 Психология здоровья. Стресс и здоровье

№5 Психика и здоровье. Признаки психического здоровья. Стресс.

План: 1. Психика и здоровье. 2. Признаки психического здоровья. 3. Общие принципы борьбы со стрессом. 4. Способы быстрого снятия стресса. 1. Психика и здоровье.

Благополучие человека зависит от его душевного и телесного здоровья.

Целостный подход к этой проблеме подчеркивает личную ответственность человека за свое здоровье и благополучие. Каждый из нас может и должен контролировать свои эмоции, рационально питаться, выполнять физические упражнения, бороться со стрессом, участвовать в общественной жизни. В силах каждого – не употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не курить. Важно также, чтобы жизнь человека имела духовную основу, что придает жизни смысл. Человек несет личную ответственность за собственное здоровье и благополучие. Самые энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки вина и сигареты. Наше здоровье и благополучие – дело наших рук. Человек несет также личную ответственность зa болезни. Неразумное поведение и неправильный образ жизни могуч внести свой вклад в развитие болезни. Полезно проанализировать свой образ жизни и изменить его гак. чтобы избежать болезней. Когда профилактические меры известны, придерживаться предложенных рекомендаций становится нашим личным делом. 2. Признаки психическою здоровья. К признакам психического здоровья относятся уважение к себе, умение переживать неудачи, независимость, эффективная борьба со стрессом, забота о других людях, качество взаимоотношений с другими людьми. Уважение к себе. Эмоционально здоровые люди адекватно воспринимают трудности жизни и имеют развитое чувство собственною достоинства. Они не переживаю! по поводу того, что не гак ловки и красивы, как другие. Чтобы научиться уважать себя, относиться к себе хорошо, можно предложить следующее: – займитесь чем-то новым, попробуйте себя в спорте, живописи, танцах или музыке: у каждого из нас есть область, в которой мы можем превзойти других: – добейтесь успеха в том, что вы делаете (тщательно готовьтесь к экзаменам, выступлениям, деловым встречам и переговорам), не позволяйте себе потерпеть неудачу просто из-за своей слабой подготовки. 2.Умение переживать неудачи. Это умение развивается по мере взросления, когда понимаешь, что нельзя рассчитывать на исполнение всех желаний. Необходимо сохранять позитивный взгляд на жизнь и быть убежденным в том, что неудачи – явление временное. Такие люди не прибегают к помощи алкоголя, чтобы избавиться от чувства разочарования, а предпочитают действовать. 3. Независимость. Человек должен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. Люди, пюционаты-ю незрелые, затрудняются в принятии решений, они боятся ошибиться и поэтому просто “плывут по течению”. Между тем ошибки в жизни каждого человека неизбежны, они и составляют наш жизненный опыт. Мы должны рисковать, если хотим, чтобы жизнь была полноценной. Однако определенная степень зависимости в некоторых случаях должна существовать. Например, любовные отношения предполагают взаимною зависимость, и без нее одна из самых главных потребностей человека не будет удовлетворена.

4 Эффективная борьба со стрессом (категория “стресс” подробно рассматривается ниже).

Современная жизнь может быть источником сильных стрессов, тем не менее многие люди живут чрезвычайно насыщенно, не испытывая при этом связанных со стрессом неприятностей. Жизнь тех. кто не овладел 1акими навыками, может быть искалечена физическими и психическими болезнями: кроме того, такие люди в большей степени склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. 5.Чабота о других людях. Мы or природы – существа общественные: более того, по мнению генетиков, мы “запрограммированы” на то. чтобы заботиться друг о друге И хотя, в первую очередь, в нас заложена потребность заботиться о самих себе, эгоистичный человек, как правило. – несчастный человек 6. Качество взаимоотношений с другими людьми. Эмоционально себе. Все это придает им чувство уверенности в себе и позволяет сознавать себя частью общества Прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность любить и выражать скоп чувства к другим часто основана на низком самоуважении. Эмоции. Психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции – ло отражение психических функций человека. И хотя эмоции (радость, печаль, страх, гнев) субъективны, они приводят к изменениям в организме, готовят его к определенному типу деятельности (например, к общению или драке). Отрицательные эмоции могут истощать человека физически н создавать значительный эмоциональный стресс. 11оложительпые эмоции пеобхотпмы и полезны Эмоции украшают нашу жизнь, вносят в нее интерес и разнообразие. Стресс. Слово “стресс” по терминологии Ганса Селье определяется как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из сфеесовых факторов. Стрессовый фактор (стрессор) – это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Существует много потенциальных стрессоров: перемены в жизни (отпуск, брак, развод, новая работа и т. д.), эмоциональный конфликт, любая сильная эмоция (страх, радость и т.д.). усталость, физическая травма, операция, заболевания, резкие изменения температуры, шум. скученность. Любые перемены в нашей жизни, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Женитьба, развод, поступление в университет, окончание университета – все эти события являются стрессорами. Даже выигрыш в лотерею десяти миллионов следует признать стрессором, поскольку новоявленный миллионер должен привыкнуть к своему статусу. Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса Различают три стадии стресса В стадии мобилизации возникает тревога в ответ на действие стрессора. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В чрезвычайных ситуациях, например при нахождении в горящем здании, реакция тревоги может оказаться человеку очень полезной. Когда непосредственная опасность viiniyci. организм переходит в стадию сопротивления. На стадии адаптации стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров. Например, при пожаре человек, посте того как сам спасся, спасает других людей и имущество К ели уровень стресса стишком долго остается очень высоким, nacrynaei стадия истощения. В стадии истощения при сильном стрессе организм теряет значительную часть энергии, и создаются такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает, и возможно возникновение различных заболеваний. Люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка физического и психического здоровья. Эустресс. С гросс не всем да приносит вред. Наоборот, при умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно. Гане Сетье использовал термин эустресе для описания стресса как положительной силы Эустресс (“эу” в переводе с греческого – “хороший” или “настоящий”) делает оргажим готовым к оптимальному режиму работы. По высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время. Примеры эустресса – состояние спортсмена перед соревнованием или артиста перед выходом на сцену. Дистресс – это стресс, оказывающий вредное воздействие. Стресс спортсмена или музыканта может достигнуть такого высокого уровня, что oт этого пострадает его выступление. Многие студенты иногда переживают столь сильный стресс на экзамене, что это мешает им хорошо отвечать. Бывае! даже, что во время экзамена студент никак не может вспомнить нужный ответ, но как только он возвращает билет и выходит за дверь, тут же все вспоминает. Возврат билета снижает уровень стресса, что позволяет студенту снова нормально думать. Стресс также становится дистрессом, если он ведет к заболеванию. Симптомы дистресса: невозможность сосредоточиться и принимать решения, нервозность, смутная тревога, плаксивость, тоска, раздражительность. чувство беспомощности, чувство безнадежности, суетливость и невозможность расслабиться, зуд, сыпь на коже, головные боли, бессонница, сонливость, усиленное потребление алкоголя, потеря аппетита, чрезмерный аппетит, нарушения менструального цикл;:, потеря сексуального интереса, пугливость. лные тики. Ис:т Вы обнаружите у себя один или несколько из перечисленных симптомов, уровень Вашего дистресса велик, что может привести к различным нарушениям здоровья – психосоматическим заболеваниям. Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса, в результате чего с высокой долей вероятности можно ожидать появления одного или нескольких из следующих заболеваний: аллергия, мышечные спазмы, артриты, нарушение менструального цикла, астма, бесплодие, боли в спине, простудные заболевания, высокое кровяное давление, ишемия сердца, рак. головные боли, расстройство пищеварения, импотенция, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, кожные болезни. Механизм возникновения заболеваний в результате дистресса заключается в ослаблении иммунитета организма на стадии истощения, и следовательно, увеличении риска инфекционных и раковых заболевании. Во время стресса поднимается кровяное давление и увеличивается частота сердечных сокращений. Стресс существенно влияет на химический состав крови, что способствует развитию атеросклероза. При этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество поступающих к сердечной мышце кислорода и питательных веществ падает, и развивается ишемнческая болезнь сердца. Нервная система, активизирующаяся во время стресса, резко уменьшает продукцию пищеварительных ферментов При этом соляная кислота в желудке продолжает накапливаться, со временем разъедает стенку желудка или двенадцатиперстной кишки и приводит к возникновению язвы. Характерным признаком сильного стресса является нарушение аппетита: люди слишком много едят или почти совсем откашваются от пищи В трудный для России переходный период существенно вырос уровень стресса, связанный с трудовой деятельностью. Возросшая безработица и конкуренция поставили множество людей на грань психического срыва. Независимо от того, каков источник стресса – работа, учеба или личная жизнь, его итог всегда одинаков – тяжелые нарушения здоровья. Вот почему каждому из нас необходимо умение справляться с дистрессом. Каждому из нас присущ свой оптимальный уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами. Необходимо уметь позаботиться о себе, а для этого нужно знать способы преодоления стресса. 3. Общие принципы борьбы со стрессом. I. Научитесь по-новому смотреть на жизнь. Борьба со стрессом начинается с внушения, что только Вы сами отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие. Вы не должны больше позволять другим людям определять, быть Вам или не быть счастливым. 2. Будьте оптимистом. Это совершенно необходимо для успешной борьбы со стрессом. Запомните, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Пессимизм гарантирует высокий уровень стресса. Очень полезен следующий простой прием: как только Вы поймали себя на мрачной мысли, переключитесь на что-то хорошее. В конце концов Вы почти автоматически начнете видеть жизнь в более светлых тонах. 3. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Это превосходный способ снять напряжение. Упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику. Даже три 20-минутных занятия аэробикой в неделю могут сильно уменьшить стресс. Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую физическую форму. 4 Стремитесь к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут казаться очень расслабляющими, но на самом деле они вызывают стресс. Ставьте себе близкие, промежуточные и долгосрочные цели. Каждый вечер составляйте список дел, которые Вы хотите или должны выполнить на следующий день. Позаботьтесь сначала о выполнении наиболее срочных дел. 5. Учитесь радоваться жизни Мы все время стремимся к достижению каких-то целей. Кажется, что только добившись чего-то, мы будем счастливы. Между тем, радоваться можно каждому дню своей жизни. Кто-то поступает в университет только ради того, чтобы получить диплом, но ведь и учеба может быть удовольствием. Кто-то ходит на службу только из-за заработной платы, но ведь и работать можно с большим интересом. Счастье редко достигается, если его рассматривать как цель. Концентрируйте свое внимание и чувства на том, что Вы делаете, получайте удовольствие от самой работы, от того, как хорошо Вы с ней справляетесь, а не от того, что она Вам даст в будущем. 6. Не будьте максималистом. Люди, которые ставят перед собой невозможные цели, никогда не бывают счастливы. Учитесь быть терпимыми и снисходительными к себе и другим. Нетерпимость к своим собственным недостаткам неизбежно приводит к стрессу. Нетерпимость к другим делает Вас раздражительным, ухудшает отношения с окружающими, а следовательно, тоже вызывает стресс. 7. Не концентрируйтесь на себе. Есть много дел и людей, достойных Вашего внимания и заботы. Учитесь видеть себя глазами других. Помогите тем, кто нуждается в Вашей помощи. Это поднимет Вас в своих глазах, а собственные проблемы не будут казаться такими уж неразрешимыми. 8. Не копайтесь в своем прошлом. Каждый из нас может припомнить поступки, которых не следовало бы совершать. Но жалеть о том, что мы сделали и чего не сделали, – неразумно. 9. Питайтесь правильно. Наша пища и то, как мы ее потребляем, весьма существенно влияют на наши эмоции и способность справляться с трудностями жизни. Не существует какой-либо специальной диеты, снижающей стресс. Но если мы будем питаться так, чтобы предотвратить развитие болезней сердца, рака, тучности и диабета (т.е. снизим потребление сахара, соли, жиров и увеличим количество витаминов, минеральных веществ и белков), мы тем самым предохраним себя и от стресса. 9. Высыпайтесь. Сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья. У людей разная потребность во сне, но для большинства из нас достаточно, когда он длится 7-8 часов в сутки. Некоторые люди недосыпают S просто из-за своей неорганизованности. 10. Не злоупотребляйте алкоголем. Попытки преодолеть стресс с помощью алкоголя приводят к обратному эффекту. Во-первых, потому, что состояние опьянения и выход из него сами по себе служат стрессом, а во-вторых, человек, выпивший лишнею, может совершить поступки, которые его покер| HVI к еще более сильный стресс. 4. Способы быстрого снятия стресса. 1.Физические упражнения – один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса. Советуем Вам погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис. 2. Отрыв от повседневности: а) поездка в отпуск или на выходные дни обеспечит необходимый для восстановления сил перерыв, ласт возможность со стороны посмотреть на Ваши проблемы и существенно ослабит стресс; не бойтесь потерять время, такая поездка поможет Вам отвлечься, что в конечном итоге повысит вашу работоспособность: б) театр, кино, телевидение, книги – хороший фильм, интересная телепередача или книга способствуют отрыву от повседневности; в) медитация (расслабление сознания путем фокусирования мыслей! дает ощущение благополучия и покоя: цель состоит в том. чтобы все внимание сфокусировать на объекте, а не на Вашей персоне и Ваших проблемах: не пытайтесь оценивать, насколько хорошо Вы медитируете, это разрешает цель медитации. г) сон 3. Массаж относится к числу самых эффективных способов расслабления и уменьшения стресса. Эта процедура полезна и котла ее проводят близкие или специалисты, и когда вы занимаетесь этим сами. Самомассаж головы, шеи. плеч и ступней приносит мгновенное облегчение. Любой человек переживает в жизни эмоциональные трудности. Если они связаны с тяжелыми утратами или другими независящими от нас обстоятельствами, если переживания очень сильны или затянулись, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Однако только ориентация на помощь извне и обращение за пей по каждому поводу к врачам-психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам делает человека пассивным в решении собственных психологических проблем. Одностороннее увлечение приемами психологической защиты тоже не может быть надежным ориентиром в деле формирования здоровой психики. Психологическую защиту можно сравнить с приемом лекарства, приносящего временное успокоение, снятие психического напряжения, устранения беспокойства. Однако этот путь не ведет к достижению стабильного душевного равновесия. Правильнее воспитывать в личности такие ценностные ориентации, нравственные позиции, которые опираются на проверенные веками моральные принципы.

Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой помогают человеку защититься от бытовых и профессиональных коллизий, коюрыс вс[речаютсн на eio жизненном пули.

Источник: Лекции. Валеология. 2010

Источник: https://med-books.info/valeologiya_739/lektsionnoe-zanyatie-psihologiya-zdorovya.html

5 Психика и здоровье. Признаки психического здоровья. Стресс. Эустресс. Дистресс

№5 Психика и здоровье. Признаки психического здоровья. Стресс.

№5 Психика и здоровье.  Признаки психического здоровья. Стресс. Эустресс. Дистресс.

Благополучие человека зависит от его душевного и телесного здоровья. Целостный подход к этой проблеме подчеркивает личную ответственность человека за свое здоровье и благополучие.

Каждый из нас может и должен контролировать свои эмоции, рационально питаться, выполнять физические упражнения, бороться со стрессом, участвовать в общественной жизни. В силах каждого – не употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не курить.

Важно также, чтобы жизнь человека имела духовную основу, что придает жизни смысл. Человек несет личную ответственность за собственное здоровье и благополучие.

Самые энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки вина и сигареты. Наше здоровье и благополучие – дело наших рук.

Человек несет также личную ответственность за болезни. Неразумное поведение и неправильный образ жизни могут внести свой вклад в развитие болезни. Полезно проанализировать свой образ жизни и изменить его так, чтобы избежать болезней.

Когда профилактические меры известны, придерживаться предложенных рекомендаций становится нашим личным делом.

Как уже отмечалось, здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней.

Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом.

Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего, прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен.

Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия.

Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, — сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание — высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция.

Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и лишь, потом осознается.

Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, «смутные» ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями.

Это — вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д.

И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, — психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика человека — это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в структурно-функциональных образованиях головного мозга, формирующихся в онтогенезе.

Мозг — это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр.

Сходные образования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками.

Среди таких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, но они имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхательный, лактации, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие.

Структурная организация таких центров задается в значительной степени генами. Некоторые группы клеток приобретают свои функции уже в онтогенезе благодаря установлению новых связей между новыми клетками и имеют, следовательно, функциональную природу.

Нервные центры сосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий.

Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан с определенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и ым аппаратом (моторные зоны).

Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией — это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, который считают первым функциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека.

При этом лобные доли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции и контроля деятельности.

В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (у большинства людей — левая).

Второй функциональный блок мозга — блок приема, переработки и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга – регуляции тонуса и бодрствования — обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной формацией (РФ), структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга, то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий.

Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любой психической функции человека.

Возникшие в эволюции гораздо раньше и расположенные ниже коры головного мозга образования называют подкорковыми.

Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией деятельности внутренних органов.

Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс — ответ организма на раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнение наиболее важных жизненных функций.

Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, — довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции.

Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения и имеют несколько форм: условные рефлексы, импринтинг, экстраполяционные рефлексы и т.д.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система. Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности.

Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют нею нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи.

Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся.

Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу. Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением. Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняет поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач. Такая возможность создается благодаря, с одной стороны, иерархическому принципу организации центров «по вертикали», а с другой — координации (согласованию) деятельности близкородственных нервных ансамблей «по горизонтали».

Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основной потребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией, становится главным, доминирующим, преобладающим. Такой доминантный центр тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров.

Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и выполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То, что обычно связывают с сознанием, — передача знаний в словесной форме, относится к левому полушарию.

Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является «правшой» (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формирование определенных особенностей управления психическими функциями.

Так, «левополушарный» человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналами и, в отличие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части.

Это позволяет лучше решать задачи установления различий, физической идентичности стимулов и т.д.

«Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Анатомически и функционально полушария мозга тесно взаимосвязаны.

Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и свой зрительно-пространственный анализ передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший семантический анализ и осознание этой информации. У человека в мозгу информация, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, в чем основную роль играет правое полушарие.

Признаки психического здоровья

К признакам психического здоровья относятся уважение к себе, умение переживать неудачи, независимость, эффективная борьба со стрессом, забота о других людях, качество взаимоотношений с другими людьми.

1. Уважение к себе. Эмоционально здоровые люди адекватно воспринимают трудности жизни и имеют развитое чувство собственного достоинства. Они не переживают по поводу того, что не так ловки и красивы, как другие. Чтобы научиться уважать себя, относиться к себе хорошо, можно предложить следующее:

– займитесь чем-то новым, попробуйте себя в спорте, живописи, танцах или музыке; у каждого из нас есть область, в которой мы можем превзойти других;

– добейтесь успеха в том, что вы делаете (тщательно готовьтесь к экзаменам, выступлениям, деловым встречам и переговорам), не позволяйте себе потерпеть неудачу просто из-за своей слабой подготовки.

2.Умение переживать неудачи. Это умение развивается по мере взросления, когда понимаешь, что нельзя рассчитывать на исполнение всех желаний. Необходимо сохранять позитивный взгляд на жизнь и быть убежденным в том, что неудачи – явление временное. Такие люди  не прибегают к помощи алкоголя, чтобы избавиться от чувства разочарования, а предпочитают действовать.

3.Независимость. Человек должен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам.

Люди, эмоционально незрелые, затрудняются в принятии решений, они боятся ошибиться и поэтому просто “плывут по течению”.

Между тем ошибки в жизни каждого человека неизбежны, они и составляют наш жизненный опыт. Мы должны рисковать, если хотим, чтобы жизнь была полноценной.

Однако определенная степень зависимости в некоторых случаях должна существовать. Например, любовные отношения предполагают взаимную зависимость, и без нее одна из самых главных потребностей человека не будет удовлетворена.

4.Эффективная борьба со стрессом (категория “стресс” подробно рассматривается ниже).

Современная жизнь может быть источником сильных стрессов, тем не менее многие люди живут чрезвычайно насыщенно, не испытывая при этом связанных со стрессом неприятностей.

  Жизнь тех, кто не овладел такими навыками, может быть искалечена физическими и психическими болезнями; кроме того, такие люди в большей  степени  склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

5.Забота о других людях. Мы от природы – существа общественные; более того, по мнению генетиков, мы “запрограммированы” на то, чтобы забо­титься друг о друге. И хотя, в первую очередь, в нас заложена потребность заботиться о самих себе, эгоистичный человек, как правило, – несчастный человек.

6. Качество взаимоотношений с другими людьми. Эмоционально здоровые люди любят других людей, верят им и ждут такого же отношения к себе.

Все это придает им чувство уверенности в себе и позволяет сознавать себя частью общества. Прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя.

Неспособность любить и выражать свои чувства к другим часто основана на низком самоуважении.

Эмоции. Психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции – это отражение психических функций человека.

И хотя эмоции (радость, печаль, страх, гнев) субъективны, они приводят к изменениям в организме, готовят его к определенному типу деятельности (например, к общению или драке).

Отрицательные эмоции могут истощать человека физически и создавать значительный эмоциональный стресс. Положительные эмоции необходимы и полезны. Эмоции украшают нашу жизнь, вносят в нее интерес и разнообразие.

Стресс. Слово “стресс” по терминологии Ганса Селье определяется как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Стрессовый фактор (стрессор) – это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ.

Существует много потенциальных стрессоров: перемены в жизни (отпуск, брак, развод, новая работа и т. д.), эмоциональный конфликт, любая сильная эмоция (страх, радость и т.д.), усталость, физическая травма, операция, заболевания, резкие изменения температуры, шум, скученность.

Любые перемены в нашей жизни, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Женитьба, развод, поступление в университет, окончание университета – все эти события являются стрессорами. Даже выигрыш в лотерею десяти миллионов следует признать стрессором, поскольку новоявленный миллионер должен привыкнуть к своему статусу.

Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Различают три стадии стресса.

В стадии мобилизации возникает тревога в ответ на действие стрессора. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям.

Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам.

В чрезвычайных ситуациях, например при нахождении в горящем здании, реакция тревоги может оказаться человеку очень полезной. Когда непосредственная опасность минует, организм переходит в стадию сопротивления.

На стадии адаптации стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров. Например, при пожаре человек, после того как сам спасся, спасает других людей и имущество. Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения.

В стадии истощения при сильном стрессе организм теряет значительную часть энергии, и создаются такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает, и возможно возникновение различных заболеваний. Люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка физического и психического здоровья.

Эустресс. Стресс не всегда приносит вред. Наоборот, при умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно. Ганс Селье использовал термин эустресс для описания стресса как положительной силы.

Эустресс (“эу” в переводе с греческого – “хороший” или “настоящий”) делает организм готовым к оптимальному режиму работы. Но высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время.

Примеры эустресса – состояние спортсмена перед соревнованием или артиста перед выходом на сцену.

Дистресс – это стресс, оказывающий вредное воздействие. Стресс спортсмена или музыканта может достигнуть такого высокого уровня, что от этого пострадает его выступление. Многие студенты иногда переживают столь сильный стресс на экзамене, что это мешает им хорошо отвечать.

Бывает даже, что во время экзамена студент никак не может вспомнить нужный ответ, но как только он возвращает билет и выходит за дверь, тут же все вспоминает. Возврат билета снижает уровень стресса, что позволяет студенту снова нормально думать.

Стресс также становится дистрессом, если он ведет к заболеванию.

Симптомы дистресса: невозможность сосредоточиться и принимать решения, нервозность, смутная тревога, плаксивость, тоска, раздражительность, чувство беспомощности, чувство безнадежности, суетливость и невозможность расслабиться, зуд, сыпь на коже, головные боли, бессонница, сонливость, усиленное потребление алкоголя, потеря аппетита, чрезмерный аппетит, нарушения менструального цикла, потеря сексуального интереса, пугливость, нервные тики. Если Вы обнаружите у себя один или несколько из перечислены» симптомов, уровень Вашего дистресса велик, что может привести к серьезны» нарушениям здоровья – психосоматическим заболеваниям.

Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса, в результате чего с высоко» долей вероятности можно ожидать появления одного или нескольких и; следующих заболеваний: аллергия, мышечные спазмы, артриты, нарушение менструального цикла, астма, бесплодие, боли в спине, простудные заболевания высокое кровяное давление, ишемия сердца, рак, головные боли, расстройстве пищеварения, импотенция, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, кожные болезни.

Механизм возникновения заболеваний в результате дистресса заключается в ослаблении иммунитета организма на стадии истощения и следовательно увеличении риска инфекционных и раковых заболеваний. Во время стресс поднимается кровяное давление и увеличивается частота сердечных сокращений.

Стресс существенно влияет на химический состав крови, что способствует развитию атеросклероза. При этом коронарные артерии, обеспечивают, кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются, и количество поступающих сердечной мышце кислорода и питательных веществ падает, и развиваете ишемическая болезнь сердца.

Нервная система, активизирующаяся во время стресса, резко уменьшает продукцию пищеварительных ферментов. При этом соляная кислота в желудке продолжает накапливаться, со временем разъедает стенку желудка или двенадцатиперстной кишки и приводит к возникновению язвы.

Характерным признаком сильного стресса является нарушение аппетита, люди слишком много едят или почти совсем отказываются от пищи.

В трудный для России переходный период существенно вырос уровень стресса, связанный с трудовой деятельностью. Возросшая безработица конкуренция поставили множество людей на грань психического срыва.

Независимо от того, каков источник стресса – работа, учеба или личная жизнь, его итог всегда одинаков – тяжелые нарушения здоровья. Вот почем каждому из нас необходимо умение справляться с дистрессом.

Каждому из нас присущ свой оптимальный уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами. Необходимо умет позаботиться о себе, а для этого нужно знать способы преодоления стресса.

Источник: https://studizba.com/lectures/77-medicina/1100-valeologiya/20277-5-psihika-i-zdorove-priznaki-psihicheskogo-zdorovya-stress-eustress-distress.html

Medic-studio
Добавить комментарий