1.1. Основы общей информатика: Информатика — это область человеческой деятельно­сти» связанная с

1.3. Информатика – предмет и задачи

1.1. Основы общей информатика: Информатика — это область человеческой деятельно­сти» связанная с

Термининформатикавозник в 60-х гг. во Франции для названияобласти, занимающейся автоматизированнойобработкой информации с помощьюэлектронных вычислительных машин.

Французский термин informatigue(информатика) образован путем слиянияслов information(информация) и automatigue(автоматика) и означает “информационнаяавтоматика или автоматизированнаяпереработка информации”.

В англоязычныхстранах этому термину соответствуетсиноним computerscience(наука о компьютерной технике).

Выделениеинформатикикак самостоятельной областичеловеческой деятельности в первуюочередь связанос развитием компьютерной техники.Причем основная заслуга в этом принадлежитмикропроцессорной технике, появлениекоторой в середине 70-х гг. послужилоначалом второй электронной революции.

С этого времени элементной базойвычислительной машины становятсяинтегральные схемы и микропроцессоры,а область, связанная с созданием ииспользованием компьютеров, получиламощный импульс в своем развитии.

Термин”информатика”приобретает новое дыхание и используетсяне только для отображения достиженийкомпьютерной техники, но и связываетсяс процессами передачи и обработкиинформации.

Внашей стране подобная трактовка термина”информатика”утвердилась с момента принятия решенияв 1983 г. на сессии годичного собранияАкадемии наук СССР об организации новогоотделения информатики, вычислительнойтехники и автоматизации.

Информатикатрактовалась как “комплексная научнаяи инженерная дисциплина, изучающая всеаспекты разработки, проектирования,создания, оценки, функционированияоснованных на ЭВМ систем переработкиинформации, их применения и воздействияна различные области социальнойпрактики”.

Информатикав таком понимании нацелена на разработкуобщих методологических принциповпостроения информационных моделей.Поэтому методы информатики применимывсюду, где существует возможностьописания объекта, явления, процесса ит.п. с помощью информационных моделей.

Существуетмножествоопределений информатики,что связано с многогранностью ее функций,возможностей, средств и методов. Обобщаяопубликованные в литературе по информатикеопределения этого термина, предлагаемтакую трактовку.

Информатика– это область человеческой деятельности,связанная с процессами преобразованияинформации с помощью компьютеров и ихвзаимодействием со средой применения.

Частовозникает путаница в понятиях “информатика”и “кибернетика”. Попытаемсяразъяснить их сходство и различие.

Основнаяконцепция, заложенная Н. Винером вкибернетику, связана с разработкойтеории управления сложными динамическимисистемами в разных областях человеческойдеятельности. Кибернетика существуетнезависимо от наличия или отсутствиякомпьютеров.

Кибернетика– это наука об общих принципах управленияв различных системах: технических,биологических, социальных и др.

Информатиказанимается изучением процессовпреобразования и создания новойинформации более широко, практическине решая задачи управления различнымиобъектами, как кибернетика. Поэтомуможет сложиться впечатление об информатикекак о более емкой дисциплине, чемкибернетика.

Однако, с другой стороны,информатика не занимается решениемпроблем, не связанных с использованиемкомпьютерной техники, что, несомненно,сужает ее, казалось бы, обобщающийхарактер.

Между этими двумя дисциплинамипровести четкую границу не представляетсявозможным в связи с ее размытостью инеопределенностью, хотя существуетдовольно распространенное мнение, чтоинформатика является одним из направленийкибернетики.

Информатикапоявилась благодаря развитию компьютернойтехники, базируется на ней и совершеннонемыслима без нее. Кибернетика жеразвивается сама по себе, строя различныемодели управления объектами, хотя иочень активно использует все достижениякомпьютерной техники. Кибернетика иинформатика, внешне очень похожиедисциплины, различаются, скорее всего,в расстановке акцентов:

винформатике – на свойствах информациии аппаратно-программных средствах ееобработки;

вкибернетике – на разработке концепцийи построении моделей объектов сиспользованием, в частности, информационногоподхода.

СТРУКТУРАИНФОРМАТИКИ

Информатикав широком смысле представляет собойединство разнообразных отраслей науки,техники и производства, связанных спереработкой информации главным образомс помощью компьютеров и телекоммуникационныхсредств связи во всех сферах человеческойдеятельности.

Информатикув узком смысле можно представить каксостоящую изтрех взаимосвязанных частей– технических средств (hardware),программных средств (software),алгоритмических средств (brainware).В свою очередь, информатику как в целом,так и каждую ее часть обычно рассматриваютс разных позиций (рис. 1.3): как отрасльнародного хозяйства, как фундаментальнуюнауку, как прикладную дисциплину.

Рис.1.3. Структура информатики как отрасли,науки, прикладной дисциплины

Информатикакак отрасль народного хозяйства состоитиз однородной совокупности предприятийразных форм хозяйствования, где занимаютсяпроизводством компьютерной техники,программных продуктов и разработкойсовременной технологии переработкиинформации.

Спецификаи значение информатики как отраслипроизводства состоят в том, что от неево многом зависит рост производительноститруда в других отраслях народногохозяйства.

Более того, для нормальногоразвития этих отраслей производительностьтруда в самой информатике должнавозрастать более высокими темпами, таккак в современном обществе информациявсе чаще выступает как предмет конечногопотребления: людям необходима информацияо событиях, происходящих в мире, опредметах и явлениях, относящихся к ихпрофессиональной деятельности, оразвитии науки и самого общества.Дальнейший рост производительноститруда и уровня благосостояния возможенлишь на основе использования новыхинтеллектуальных средств и человеко-машинныхинтерфейсов, ориентированных на приеми обработку больших объемов мультимедийнойинформации (текст, графика, видеоизображение,звук, анимация). При отсутствии достаточныхтемпов увеличения производительноститруда в информатике может произойтисущественное замедление ростапроизводительности труда во всемнародном хозяйстве. В настоящее времяоколо 50% всех рабочих мест в миреподдерживается средствами обработкиинформации.

Информатикакак фундаментальная наука занимаетсяразработкой методологии созданияинформационного обеспечения процессовуправления любыми объектами на базекомпьютерных информационных систем.

Существует мнение [17], что одна из главныхзадач этой науки – выяснение, что такоеинформационные системы, какое местоони занимают, какую должны иметьструктуру, как функционируют, какиеобщие закономерности им свойственны.

В Европе можно выделить следующиеосновные научные направления в областиинформатики: разработка сетевойструктуры, компьютерно-интегрированныепроизводства, экономическая и медицинскаяинформатика, информатика социальногострахования и окружающей среды,профессиональные информационныесистемы.

Цельфундаментальных исследований винформатике – получение обобщенныхзнаний о любых информационных системах,выявление общих закономерностей ихпостроения и функционирования.

Информатикикак прикладная дисциплина занимается:

изучениемзакономерностей в информационныхпроцессах (накопление, переработка,распространение);

созданиеминформационных моделей коммуникацийв различных областях человеческойдеятельности;

разработкойинформационных систем и технологий вконкретных областях и выработкойрекомендаций относительно их жизненногоцикла: для этапов проектирования иразработки систем, их производства,функционирования и т.д.

функция информатики заключается вразработке методов и средств преобразованияинформации и их использовании ворганизации технологического процессапереработки информации.

Задачиинформатики состоят в следующем:

исследованиеинформационных процессов любой природы;

разработкаинформационной техники и созданиеновейшей технологии переработкиинформации на базе полученных результатовисследования информационных процессов;

решениенаучных и инженерных проблем создания,внедрения и обеспечения эффективногоиспользования компьютерной техники итехнологии во всех сферах общественнойжизни.

Информатикасуществует не сама по себе, а являетсякомплексной научно-техническойдисциплиной, призванной создавать новыеинформационные техники и технологиидля решения проблем в других областях.

Она предоставляет методы и средстваисследования другим областям, дажетаким, где считается невозможнымприменение количественных методовиз-за неформализуемости процессов иявлений.

Особенно следует выделить винформатике методы математическогомоделирования и методы распознаванияобразов, практическая реализация которыхстала возможной благодаря достижениямкомпьютерной техники.

Комплексиндустрии информатики станет ведущимв информационном обществе. Тенденцияко все большей информированности вобществе в существенной степени зависитот прогресса информатики как единствонауки, техники и производства.

Источник: https://studfile.net/preview/6454539/page:5/

Лекция по теме: Информация. Теоретические основы информатики

1.1. Основы общей информатика: Информатика — это область человеческой деятельно­сти» связанная с

Лекция 1: Информация. Теоретические основы информатики

План

1.Информатика как наука

Термин «Информатика» возник в 1960-х гг во Франции. Им называли область человеческой деятельности, связанной с автоматизированной обработкой информации с помощью компьютера.

Он образован путем слияния слов «information» (информация) и «automatique» автоматика) и первоначально означал понятие «информационная автоматика» или «автоматизированная обработка информации».

В нашей стране термин «информатика» утвердился с 1983 г. решением Академии наук СССР.

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники,

В общем случае информатика это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Наука, исследующая структуру и общие свойства информа­ции, а также законы и методы ее создания, накопления, хра­нения, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности с помощью компьютера, называется информатикой.

Неотъемлемой частью информатики являются компьютерные технологии. Данное понятие включает следующие три базовых компонента:

  • техническое обеспечение, к которому относится вся аппаратура компьютера (английский аналог данного термина — hardware дословный перевод — «твердое обеспечение»);
  • программное обеспечение, включающее все типы программ функционирующих на компьютере (английский аналог — software переводится как «мягкое обеспечение»);
  • интеллектуальное обеспечение, технологии использования software и hardware в различных сферах человеческой деятельности (английский аналог — brainware, т.е. «интеллектуальное обеспечение»)6.

2.Понятие информация

Понятие информация является базовым в курсе информатики. В переводе с латинского оно означает сведение, разъяснение, ознакомление. Т.е.

информация– совокупность сведений о всевозможных объектах, явлениях, процессах

Понятие информация является общенаучным понятием, оно используется, практически во всех сферах человеческой деятельности. В физике, мерой беспорядка (хаоса) для термодинамической системы является энтропия системы.

Информация же (антиэнтропия) является мерой упорядоченности и сложности системы. Процесс увеличения информации характерен для открытых, обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой, саморазвивающихся систем живой природы.

(Между всеми системами живой природы идет непрерывный процесс обмена информацией).

Свойства информации

  • Понятность (язык) (лектор читает лекцию и она либо понятна студентам, либо не понятна. Бытовой разговор двух людей. Они друг друга понимают.);
  • Полезность (чаты в инете) (Например, информация о котировке валюты позволит сделать более выгодное капиталовложение);
  • Точность (наука) (информация может быть точной или нет. (предположения));
  • Достоверность (новости) (новости, слухи);
  • Доступность (средства информации);
  • Актуальность (прошлогодние или сегодняшние газеты)
  • Ценность (первостепенная информация, второстепенная информация)
  • Возможность передачи

Информация представляется в виде сигналов, а зарегистрированные сигналы принято называть данными.

Над любой информацией, как и над данными можно осуществлять следующие операции:

  1. Прием (чтение книги, газеты или просмотр и прослушивание телевизора (радио), подготовка к экзамену);

  2. Хранение (мы помним о том, что мы прочитали из книги);

  3. Передача (Трансляция) (мы можем пересказать содержание книги своему знакомому);

  4. Обработка (прочитав книгу, мы можем обработать полученную информацию и сделать для себя некоторые выводы);

  5. Использование (Получив информацию о том, что идет дождь, мы взяли зонт).

3.Передача данных

Самая простейшая схема передачи информации выглядит следующим образом:

Источник  канал связи  получатель(потребитель)

Источником и потребителем информации может быть все что угодно. Например, человек, компьютер, измерительные приборы и т.д. и т.п.

Для существования информации обязателен какой-либо материальный объект передающий или хранящий ее. Такой объект называют носителем.

 Среда, по которой носитель перемещается в пространстве от источника к потребителю (воздух, вода, электропровод) называется каналом связи.

Основная характеристика канала – пропускная способность, т.е. максимальное количество (объем) информации, проходящее по нему в единицу времени.

Любое устройство связи, или, точнее, приемно-передающее устройство состоит из передатчика и приемника.

Если для сообщений на входе и выходе устройства используют один и тотже носитель информации. Такие устройства служат лишь для усиления или регенерации сообщений от помех, и называются релейными линиями (от фр. relayer—менять лошадей). Примерами таких устройств являются рупор и его со­нные электронные варианты — мегафон и слуховой аппарат.

Если для сообщений на входе и выходе устройства используют различные физические носители, то такое устройство связи называют преобразователем. В качестве примера назовем пианино (физическое усилие на входе — давление, на выходе — звуковые волны), и осциллограф10, управляемый через микрофон (на входе — звуковые волны, на выходе световые сигналы).

4. Сигналы и параметры сигналов

Передача сообщений происходит во времени. Поэтому,

Изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщения (а значит, и информации), называется сигналом.

Характеристика сигнала, которая служит для представления сообщения, называется параметром сигнала.

В качестве примера возьмем радио. Сигналом здесь являютсяэлектромагнитныеколебания. В диапазоне средних волн (СВ) сообщение производится амплитудой колебания, а в диапазоне ультракоротких волн (УКВ) частотой колебаний (амплитудная и частотная модуляции соответственно). В первом случае параметром сигнала является амплитуда, во втором – частота колебаний.

Если для передачи сигнала используются импульсы, то параметром сигнала может быть либо амплитуда импульса, либо интервал между импульсами (амплитудно-импульсная и частотно-импульсная модуляции соответственно).

От источника к приемнику, по каналу связи, информация может передаваться двумя способами.

5. Дискретная и аналоговая информация

Если вспомнить процессы, протекающие в реальном мире, можно отметить, что их характеристики непрерывны. Они имеют форму непрерывно изменяющихся во времени кривых линий. Например, температура в любой момент времени всегда имеет определенное значение. Подобные характеристики описывают непрерывными аналоговыми сигналами, изменяющимися во времени или в пространстве от точки к точке.

Сигнал называется аналоговым, если параметр сигнала непрерывно изменяется во времени от точки к точке.

В противоположность этому в телеграфии и вычислительной технике сигналы имеют импульсную форму и называются дискретными. Вид такого сигнала представляет собой скачкообразное изменение с одного уровня на другой.

Сигнал называется дискретным, если параметр сигнала имеет конечное число значений и существенен в конечном числе моментов времени.

Сравнивая аналоговую и дискретную формы сигналов, следует отметить одно важное их отличие:

Непрерывный сигнал, изменяясь, принимает огромное множество информационных значений. Дискретный сигнал имеет только два информационных значения, которые можно условно обозначить цифрами 0 и 1.

Рис. 1.2. Формы сигналов

Это отличие дает дискретным сигналам по сравнению с непрерывными сигналами большие преимущества.

Преимущества дискретных сигналов

  1. Первое из них заключается в том, что в каждом дискретном сигнале можно исправить появляющиеся ошибки.

    Если пришел дискретный сигнал, величина которого близка к 1, то легко догадаться, что это – сигнал 1, в который вкралась ошибка. Непрерывный же сигнал принимает всевозможные значения.

    Поэтому при появлении сигнала, похожего на 1, нельзя узнать, пришел ли новый сигнал либо это сигнал 1, в который вкралась ошибка.

  2. Второе важное преимущество заключается в том, что любой аналоговый сигнал может быть с той или иной степенью точности преобразован в дискретный. Для этого применяются специальные аналого-цифровые преобразователи (АЦП).

    В свою очередь, дискретный сигнал вновь может быть преобразован к аналоговому виду с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП).

    Таким образом, любой физический процесс может быть представлен посредством дискретных сигналов либо смоделирован с их помощью.

  3. Третье важное преимущество дискретного сигнала заключается в том, что аппаратура для приема, обработки и передачи дискретного сигнала может быть устроена значительно проще, чем для аналогового.

Таким образом, можно сделать вывод, что дискретная форма сигнала является наилучшей основой всех видов информационной техники.

На этом лекция закончена, всем спасибо, тема следующего лекционного занятия – кодирование информации.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=172528

1.3.1. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИКИ

1.1. Основы общей информатика: Информатика — это область человеческой деятельно­сти» связанная с

Термин «информатика» возник в 1960-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин.

Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает буквально информационную автоматику, или автоматизированную переработку информации.

В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computerscience (наука о компьютерной технике).

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 1970-х гг. послужило началом второй электронной революции (1971 год – появление первого микропроцессора).

С этого времени элементной базой вычислительной машины стали интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своем развитии.

Термин «информатика» приобретает новый смысл и используется не только в отношении компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.

В нашей стране подобная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР решения об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации.

Информатика трактовалась как комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики.

Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т. п. с помощью информационных моделей.

Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по информатике определения этого термина, предлагаем такую трактовку.

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика».

Попытаемся разъяснить их сходство и различие.

Основы близкой к информатике технической науки кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 году, а само название происходит от греческого слова (kybemeticos – искусный в управлении).

Впервые термин «кибернетика» ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX веке. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать.

Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая, в отличие от кибернетики, задачи управления различными объектами. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более емкой дисциплине, чем кибернетика.

Однако информатика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники, что, несомненно, сужает ее, казалось бы, обобщающий характер.

Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным в связи с ее размытостью и неопределенностью, хотя существует довольно распространенное мнение о том, что информатика является одним из направлений кибернетики.

Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники. Кибернетика и информатика внешне очень похожие дисциплины и различаются, скорее всего, в расстановке акцентов:

· в информатике акцент делается на свойствах информации и аппаратно-программных средствах ее обработки;

· в кибернетике акцент делается на разработке концепций и построении моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.

Источник: http://libraryno.ru/1-3-1-poyavlenie-i-razvitie-informatiki-2015_informatika/

Тест по теме «Тесты с ответами по предмету – Информатика»

1.1. Основы общей информатика: Информатика — это область человеческой деятельно­сти» связанная с
Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Информатика – это (исключить лишнее понятие):

Варианты ответа:

  1. это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
  2. это наука, изучающая структуру и наиболее общие свойства информации, ее поиск, хранение, передачу и обработку с применением ЭВМ.
  3. комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования компьютерных систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области человеческой деятельности.
  4. технологические операции с научно-технической информацией, документалистика, библиотечное дело, хранение и обработка материалов научных исследований.

Вопрос:

функция информатики:

Варианты ответа:

  1. разработка методов и средств преобразования информации и их использование в организации технологического процесса переработки информации.
  2. исследование информационных процессов любой природы.
  3. разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов.
  4. решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Вопрос:

Образовательные задачи информатики (исключите лишнее):

Варианты ответа:

  1. формирование у пользователей компьютера навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью компьютера.
  2. формирование у пользователей компьютера навыков использования основных типов прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач и понимания основных принципов, лежащих в основе этих систем.
  3. формирование у пользователей компьютера навыков печати десятипалым методом.
  4. формирование у пользователей компьютера умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью компьютеров и применять эти результаты в практической деятельности.

Вопрос:

Основная идея семантической информации заключается в том, что:

Варианты ответа:

  1. семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по степени изменения содержащейся в системе собственной семантической информации за счет накопления внешней информации.
  2. семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по внешним данным.
  3. семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по способности вмещать строго-определенный объем данных.
  4. семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по гибкости изменения объема информации.

Вопрос:

Что такое кибернетика?

Варианты ответа:

  1. наука об искусственном интеллекте.
  2. наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
  3. наука об ЭВМ.
  4. наука о формах и законах человеческого мышления.

Вопрос:

Информационные технологии – это:

Варианты ответа:

  1. сведения о ком-то или о чём-то, передаваемые в форме знаков или сигналов.
  2. технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определённых (технических) средств.
  3. процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества.
  4. система для работы с программами, файлами и оглавлениями данных на компьютере.

Вопрос:

Программа – это:

Варианты ответа:

  1. игры, предназначенные для использования на компьютере.
  2. набор инструкций на машинном языке, который хранится в виде файла на магнитном диске и по команде пользователя загружается в компьютер для выполнения.
  3. набор инструкций, предназначенный для запуска компьютера.
  4. набор инструкций, предназначенный для работы компьютера.

Вопрос:

Прикладные программы – это:

Варианты ответа:

  1. программы, предназначенные для решения конкретных задач.
  2. программы, управляющие работой аппаратных средств и обеспечивающие услугами нас и наши прикладные комплексы.
  3. игры, драйверы и т.д.
  4. программы, которые хранятся на различного типа съемных носителях.

Вопрос:

Системные программы:

Варианты ответа:

  1. управляют работой аппаратных устройств и обеспечивают услугами нас и наши прикладные комплексы.
  2. управляют работой компьютера с помощью электрических импульсов.
  3. игры, драйверы и т.д.
  4. программы, которые хранятся на жёстком диске.

Вопрос:

Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Варианты ответа:

  1. С.А. Лебедев
  2. М.В. Ломоносов
  3. П.Л. Чебышев
  4. Н.И. Лобачевский

Вопрос:

Первоначальный смысл английского слова “компьютер”?

Варианты ответа:

  1. вид телескопа
  2. электронный аппарат
  3. электронно-лучевая трубка
  4. человек, производящий расчёты

Вопрос:

В каком году появилась первая ЭВМ?

Варианты ответа:

Вопрос:

На какой электронной основе созданы машины первого поколения?

Варианты ответа:

  1. транзисторы
  2. электронно-вакуумные лампы
  3. зубчатые колёса
  4. реле

Вопрос:

Кто разработал основные принципы цифровых вычислительных машин?

Варианты ответа:

  1. Блез Паскаль
  2. Лейбниц
  3. Чарльз Беббидж
  4. Джон фон Нейман

Вопрос:

Какое поколение машин позволяет нескольким пользователям работать с одной ЭВМ?

Варианты ответа:

  1. первое
  2. второе
  3. третье
  4. четвёртое

Вопрос:

В каком поколении машин появились первые операционные системы?

Варианты ответа:

  1. в первом
  2. во втором
  3. в третьем
  4. в четвёртом

Вопрос:

Информационная революция – это:

Варианты ответа:

  1. коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
  2. радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы, или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
  3. некое кардинальное изменение средств и методов информационного информирования, в результате которого появляется новое качество в жизни общества.
  4. глубокое качественное преобразование в какой-л. области, ведущее к коренному обновлению и усовершенствованию чего-л.

Вопрос:

Для машин какого поколения требовалась специальность “оператор ЭВМ”?

Варианты ответа:

  1. первое поколение
  2. второе поколение
  3. третье поколение
  4. четвёртое поколение

Вопрос:

Компьютер – это:

Варианты ответа:

  1. устройство для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света.
  2. устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода.
  3. описание набора устройств ввода-вывода.
  4. технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определённых (технических) средств.

Вопрос:

Архитектура компьютера – это:

Варианты ответа:

  1. описание деталей технического и физического устройства компьютера.
  2. описание набора устройств ввода-вывода.
  3. описание программного обеспечения, необходимого для работы компьютера.
  4. описание структуры и функций компьютера на уровне, достаточном для понимания принципов работы и системы команд компьютера.

Вопрос:

ОЗУ – это память, в которой…

Варианты ответа:

  1. хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает.
  2. хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере.
  3. хранится информация, независимо от того, работает компьютер или нет.
  4. хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с компьютером.

Вопрос:

КЕШ-память – это:

Варианты ответа:

  1. память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени.
  2. память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того, работает компьютер или нет.
  3. это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти.
  4. память, в которой хранятся системные файлы операционной системы.

Вопрос:

Функция периферийных устройств:

Варианты ответа:

  1. хранение информации.
  2. обработка информации.
  3. ввод и вывод информации.
  4. управление работой компьютера по заданной программе.

Вопрос:

Модем – это устройство для:

Варианты ответа:

  1. хранения информации.
  2. обработки информации в данный момент времени.
  3. передачи информации по телефонным каналам связи.
  4. вывода информации на печать.

Вопрос:

Внешняя память служит для:

Варианты ответа:

  1. хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи.
  2. долговременного хранения информации независимо от того, работает компьютер или нет.
  3. хранения информации внутри компьютера.
  4. обработки информации в данный момент времени.

Вопрос:

Что делает процессор?

Варианты ответа:

  1. обрабатывает одну программу в данный момент времени.
  2. управляет ходом вычислительного процесса и выполняет арифметические и логические действия.
  3. осуществляет подключение периферийных устройств к магистрали.
  4. руководит работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.

Вопрос:

Что такое супервизор?

Варианты ответа:

  1. Комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования компьютерных систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области человеческой деятельности.
  2. Память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени.
  3. Это управляющая программа (или комплекс программ), предназначенный для организации многопрограммного режима работы.
  4. Технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определённых (технических) средств.

Вопрос:

Что такое кулер?

Варианты ответа:

  1. Устройство для охлаждения центрального процессора.
  2. Технологии накопления, обработки и передачи информации с использованием определённых (технических) средств.
  3. Память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени.
  4. Это управляющая программа (или комплекс программ), предназначенный для организации многопрограммного режима работы.

Вопрос:

Первым использовал двоичную систему исчисления:

Варианты ответа:

  1. Джон фон Нейман
  2. Блез Паскаль
  3. Лебедев
  4. Конрад Цузе

Вопрос:

Принтер может быть:

Варианты ответа:

  1. матричный; лазерный; струйный; сублимационный; твердочернильный.
  2. механический, кинескопный (ЭЛТ), жидкокристаллический, плазменный, лазерный, проекционный, светодиодный.
  3. монофонический, стереофонический, псевдостереофонический.
  4. сенсорный, слайдер, ракушка.

Вопрос:

В каком поколении появились микропроцессоры?

Варианты ответа:

  1. в первом
  2. во втором
  3. в третьем
  4. в четвертом

Вопрос:

Субноутбук – это:

Варианты ответа:

  1. стационарный персональный компьютер, предназначенный в первую очередь для работы в офисе или в домашних условиях. Термин обычно используют для того, чтобы обозначить вид компьютера и отличить его от компьютеров других типов ПК.
  2. портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель), а также аккумуляторные батареи.
  3. ультрапортативный компьютер, обладающий большинством характерных черт ноутбука, но имеющий маленький размер и вес. Размер дисплея от 7 до 13,3 дюйма, вес – 1-2 кг. Вследствие малых размеров эти устройства обычно имеют малое количество внешних портов и не имеют DVD-привода.
  4. ноутбук с маленьким экраном и относительно невысокой производительностью, предназначенный для выхода в интернет и работы с офисными приложениями. Отличается компактными размерами (диагональ экрана 7-12 дюймов), небольшим весом, низким энергопотреблением и относительно невысокой стоимостью.

Вопрос:

К персональным компьютерам можно отнести:

Варианты ответа:

  1. настольный компьютер, ноутбук, субноутбук, планшетный компьютер.
  2. настольный компьютер, ноутбук, субноутбук, нетбук, планшетный компьютер, карманный персональный компьютер.
  3. нетбук, планшетный компьютер, карманный персональный компьютер.
  4. настольный компьютер, ноутбук, субноутбук.

Вопрос:

Оперативная память – это:

Варианты ответа:

  1. энергозависимая память, в которой временно хранятся данные и команды, необходимые процессору в процессе его функционирования.
  2. высокоскоростная, сверхоперативная память.
  3. память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того, работает компьютер или нет.
  4. память, в которой хранятся системные файлы операционной системы.

Вопрос:

В составе центрального процессора можно выделить следующие компоненты:

Варианты ответа:

  1. устройство управления, регистры.
  2. устройство управления, арифметико-логическое устройство, кеш-память.
  3. устройство управления, арифметико-логическое устройство.
  4. устройство управления, арифметико-логическое устройство, регистры, кеш-память.

Источник: https://Zaochnik.com/online-tests/informatika/88-informatika/

1 – Информатика. Предмет и задачи

1.1. Основы общей информатика: Информатика — это область человеческой деятельно­сти» связанная с

Современный Технический Институт ( г. Рязань)

Лекции по курсу “Информатика” для студентов 1 курса  (Зимняя сессия 2010-2011)

Лекция №1

Информатика. Предмет и задачи

Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области человеческой деятельности, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин.

Французский термин Informatique образован путем слияния слов Informacion (информация) и Automatique (автоматика) и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». Кроме Франции этот термин используется в ряде стран Восточной Европы.

В большинстве стран Западной Европы и США используется термин – ComputerScience (наука о средствах вычислительной техники).

Бурное развитие микропроцессорной техники, которая появилась в середине 70-х годов, привело к тому, что информатика выделилась в самостоятельную область науки, занимающейся изучением свойств информации, а также процессами ее передачи и обработки.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием “информатика” области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Можно предложить такую трактовку:

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации средствами вычислительной техники и взаимодействия этих средств со средой применения.

Предметом информатики – является изучение общих закономерностей свойственным информационным процессам.

Объектом информатики – выступают автоматизированные, основанные на ЭВМ телекоммуникационной технике информационные системы различного класса и назначения, на основе, которых функционируют информационные технологии. Информатика изучает все стороны их разработки, проектирования, создания, анализа и использования на практике.

Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика». Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным из-за ее размытости и неопределенности. Существует распространенное мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики, но скорее кибернетика является источником для информатики.

Основы кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 г.

Предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а задачами – методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, разработка принципов и методов искусственного интеллекта.

Кибернетика –  это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и без нее немыслима. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники.

Акцент в информатике ставится на свойства информации и аппаратно-программные средства ее обработки.

Акцент в кибернетике – на разработку концепций и построение моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.

Структура информатики

Информатику можно рассматривать с разных позиций. В узком смысле она состоит из трех взаимосвязанных частей – технических (hardware), программных (software) и алгоритмических (brainware) средств. В широком смысле ее можно рассматривать: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

Как отрасль народного хозяйства информатика состоит из предприятий, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.

Как фундаментальная наука информатика занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения для процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Цель фундаментальных исследований в информатике – получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.

Как прикладная дисциплина информатика занимается:

–                      изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

–                      созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

–                      разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла.

Информатика существует не сама по себе, она представляет методы и средства другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов из-за неформализуемости процессов и явлений. Особенно следует выделить в информатике методы математического моделирования и методы распознавания образов, практическая реализация которых стала возможной благодаря достижениям компьютерной техники.

Задачи информатики:

–                     исследование информационных процессов любой природы;

–                     разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

–                     решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Тенденция все большей информированности в обществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства.

Место информатике в системе наук

Рассмотрим место науки информатики в традиционно сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.). В частности, это позволило бы найти место общеобразовательного курса информатики в ряду других учебных предметов.

Напомним, что по определению А.П.Ершова информатика- «фундаментальная естественная наука». Академик Б.Н.Наумов определял информатику «как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)».

Уточним, что такое фундаментальная наука и что такое естественная наука.

К фундаментальным принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности.

Нет, например, сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. В этом же ряду и информатика, так как понятия «информация», «процессы обработки информации» несомненно имеют общенаучную значимость.

Естественные науки – физика, химия, биология и другие – имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы – искусственных, биологических, общественных.

Рис. 1.2. К вопросу о месте информатики в системе наук

Однако, многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук – технических и гуманитарных (или общественных).

Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием машинных систем обработки информации. Так, академик А.А.

Дородницын определяет состав информатики как «три неразрывно и существенно связанные части: технические средства, программные и алгоритмические».

Первоначальное наименовании школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в настоящее время изменено на «Информатика» (включающее в себя разделы, связанные с изучением технических. программных и алгоритмических средств).

Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания, как это изображено на рис. 1.2.

Правовые аспекты информатики.

Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” – базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.

«Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”»

Номер:

149-ФЗ

Принят:

Государственной думой 8 июля 2006

Одобрен:

Советом Федерации 14 июля 2006

Подписан:

Президентом 27 июля 2006

Вступил в силу:

9 августа 2006

Впервые опубликован:

“Российская газета”, № 165, 29 июля 2006

Источник: https://studizba.com/lectures/10-informatika-i-programmirovanie/325-lekcii-po-kursu-informatika/4334-1-informatika-predmet-i-zadachi.html

Medic-studio
Добавить комментарий