1.1. Технология как наука: Термин «технология» в различных приложениях стал одним из знаковых за

Раздел 8. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Технология как наука: Термин «технология» в различных приложениях стал одним из знаковых за

д. т. н., проф. Б.П. Саушкин

Список используемых сокращений и обозначений

  БИС — большая интегральная схема   ВП — возвратно-поступательное движение   ВПК — вектор показателей качества   ГАЗ — гибкий автоматизированный завод   ГАУ — гибкая автоматизированная линия или участок   ГАЦ — гибкий автоматизированный цех   ГП — гибкое производство   ГПМ — гибкий производственный модуль   ГПС — гибкая производственная система   ЗУ — запоминающее устройство   ИВЦ — информационно-вычислительный центр   ИО — исполнительные органы   ИР — информационные ресурсы   ИС — интегральная схема   ИТ — информационная технология   КИМ — коэффициент использования материалов   ЛПР — лицо, принимающее решение   ЛЭП — линия электропередачи   М — возмущающие воздействия   МАК — машинно-аппаратурный комплекс   МО — метод обработки   МР — материальные ресурсы   МЭП — межэлектродный промежуток   НТР — новое техническое решение   ОУ — объект управления   ПП — производственный процесс   ППД — поверхностно-пластическое деформирование   ПРР — погрузочно-разгрузочные работы   ПТО — парк технологического оборудования предприятия   САПР ТП — система автоматизированного проектирования технологических процессов   СБИС — сверхбольшие интегральные схемы   СО — способ обработки   СПУ — система программного управления   СУ — система управления   ТМ — технологический модуль   ТО — технологическая операция   ТП — технологический процесс   ТР — трудовые ресурсы   ТС — технологическая система   ТЭР — транспортно-экспедиционные работы   УУ — устройство управления   ФРС — фоторезистивный слой   ФТЭ — физико-технический эффект   ХТЭ — химико-технический эффект   ЧПУ — числовое программное управление   ЭИ — электрод-инструмент   ЭП — эвристический прием   ЭР — энергетические ресурсы

  ЭХРО — электрохимическая размерная обработка

8.1. Технология как особая форма движения материи

8.1.1. Зарождение и развитие технологической деятельности человека

  В практической деятельности человек ставит перед собой конкретные цели, направленные на удовлетворение различных нужд и обеспечение жизнедеятельности путем создания искусственных предметов утилитарного назначения. Для достижения этих целей необходимы определенные методы и средства.

  Совокупность методов, способов, приемов предметной деятельности называют технологией, а совокупность средств достижения цели — техникой. Существует ряд других эмпирических определений технологии.

  Технология — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности.

  Технология — наука, которая разрабатывает способы переработки природных тел в целесообразные формы (В.И. Северин).

  Технология — это организация естественных процессов, направленная на создание искусственных объектов.

  Несмотря на внешнее различие процитированных определений, в них есть общее: технология представляется как процесс целенаправленного изменения свойств материальных объектов. Следовательно, для ее определения необходимо знать элементы такого процесса (методы, способы, приемы) и характер изменения свойств материальных объектов в результате технологического взаимодействия.

  Технологические навыки, эмпирическая технология сопутствовали человеку с ранних стадий формирования человеческих сообществ. Однако считается, что технологическая наука (теория) возникла в 1-м тысячелетии до н. э., и связано это с появлением орудий труда из железа. При обосновании этого предположения выдвигаются два основных аргумента:

  – в это время знание (наука) приобретает статус особого вида духовной (умственной) деятельности людей;
  – происходит интеграция рационально-практических знаний в некоторую теорию.

  Дальнейшее развитие технологической науки происходило путем накопления опытных данных вплоть до XVIII в., когда промышленная революция в Англии резко повысила социальный интерес к технологии и промышленному оборудованию. Многие ученые обстоятельно занялись изучением ремесел. В это же время появился термин «технология».

В 1772 г. профессор Геттингенского университета И. Бекман определил технологию как ремесленное искусство, включающее соответствующие навыки человека, эмпирические представления об орудиях и трудовых операциях.

Именно в этот период выделяется научно-профессиональная деятельность, которая начинает генерировать технологические знания.

  Создателем технологической науки в России считается М.В. Ломоносов, написавший целый ряд трудов, в том числе «Курс истинной физической химии» (1752) и «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763). В последней книге им разработаны научные основы металлургии.

  Начала химической технологии были обобщены, по-видимому впервые, немецким ученым И. Гмелиным в книге «Руководство по технической химии» (1795). В начале XIX в. химическую технологию уже читают как дисциплину в ведущих технических учебных заведениях Европы.

  Возникновение научной технологии машиностроения (обработка металлов резанием) относят к концу XIX в. Значительный вклад в создание теории этой технологической дисциплины внес И.А. Тиме.

Он провел ряд технологических исследований, результаты которых отражены в трудах: «Сопротивление металлов и дерева резанию.

Теория резания и приложение ее к машинам-орудиям» (1870), «Мемуар о строгании металлов» (1877), «Основы машиностроения» (1885).

  Для XX в. характерно бурное развитие техники и технологии, что позволяет говорить о научно-технической революции в общественном производстве.

Заметно продвинулись вперед традиционные технологические науки, выделились и развились новые области технологии (производство электронных приборов, средств управления, в том числе ЭВМ, аэрокосмической техники и технологии), произошло глубокое проникновение технологической методологии в такие сферы, как медицина, биология, социология.

  Особенностью современной технологии является все более широкое привлечение фундаментальных знаний и соответствующих наук для решения технологических задач. Технология стала наукоемкой.

Все в большей степени используются новейшие физические, химические эффекты для получения технологического результата, сокращается время между получением нового результата в фундаментальных науках и его технологическим применением.

Так, например, завершение основополагающих работ в квантовой электронике, посвященных эффекту усиления света, датируют 1960 г. (в этом году создан первый лазер на рубине).

В настоящее время лазерная индустрия, включающая в себя как производство, так и разнообразное прикладное применение лазеров, может рассматриваться как отдельная отрасль технологии с развитой инфраструктурой.

  Если темпы развития технологических наук не замедлятся в результате ограничений, обсуждаемых ниже, то можно прогнозировать следующее. К концу XXI в.

появятся самовоспроизводящие технологии как следствие полной расшифровки миссии генов, разовьется генная инженерия, будет освоен синтез белка. Предполагается, что в 2180–2230 гг.

произойдет передача интеллектуальных способностей человека технике, основанной на биотропных технологиях (этап биоинтеллектуальной революции).

  Динамику развития технологии можно представить в виде упрощенной математической модели.

Если допустить, что основные научные результаты (в том числе технологические) адекватно отражаются в научных публикациях (книги, статьи, патенты) и существует корреляция между степенью прогресса в данной научной области и скоростью нарастания числа публикаций по этому направлению, то можно использовать модель, предложенную В.В. Налимовым.

  Эта модель основана на гипотезе, согласно которой скорость изменения числа научных результатов (публикаций об этих результатах) пропорциональна их мгновенному значению y:

(k>0).(8.1.1)

  Действительно, каждый научный результат вызывает отклики (результаты-следствия), развивающие данное направление и увеличивающие общий объем научных знаний. Решив это уравнение, получим закон экспоненциального роста научных знаний:

где k, A — некоторые постоянные величины.

  Справедливость данного закона подтверждается анализом ряда научных направлений в начальный период их развития. При действии этого закона удвоение научных знаний происходит очень быстро — в течение 5–10 лет.

Очевидно, это требует привлечения в данную область деятельности все новых и новых материальных и трудовых ресурсов. В качестве иллюстрации на рис. 8.1.1 представлена динамика суммарных затрат на НИОКР в США в 1920-х–1960-х гг., отражающая прогресс научных знаний.

Однако ресурсы, которые общество в состоянии выделить на развитие данного научного направления, ограниченны. В результате рано или поздно экспоненциальный закон развития нарушается.

В простейшем случае, если потенциальные возможности прогресса в какой-то области исчерпываются, экспонента заменяется линейной функцией dy/dt = const.

  В общем случае может происходить замедление прогресса в данной области науки. Этот процесс описывается уравнением

 = ky(b–y),   0 < y 0.(8.1.2)

  Его решение описывается логистической зависимостью вида:

  На рис. 8.1.2 приведено графическое изображение трех рассмотренных вариантов развития научного направления. Анализ показывает, что развитие технологических знаний также подчиняется описанным закономерностям. Как правило, новое технологическое направление быстро развивается в течение некоторого времени после своего зарождения. Затем темп развития этой области знаний начинает снижаться.

Рис. 8.1.1. Динамика суммарных расходов на НИОКР в США

  В заключение сделаем несколько общих замечаний. Экспонента (кривая 1) дает хорошее объяснение прогресса науки на микроуровне при изучении развития отдельных узких научных направлений и дисциплин за небольшой промежуток времени. Для описания развития крупных направлений за длительный период времени используют выражения вида

(8.1.3)

где (t – ti) задает смещение начала отсчета экспонент роста в различных странах и в разных узких областях, формирующих данное укрупненное направление.

  Скорость нарастания научных результатов (знаний) по отдельным направлениям или дисциплинам может служить мерой их актуальности, общественной потребности в них в данное время.

  Анализ динамики развития научных направлений, отраслей позволяет прогнозировать общий уровень научных результатов, общественную потребность в них, необходимые затраты на их развитие.

  Конечно, рассмотренная выше модель справедлива лишь при нормальных условиях развития общества и предполагает отсутствие в рассматриваемом интервале времени социально-экономических катаклизмов, при которых из-за резкого снижения материальных, энергетических и трудовых ресурсов, направляемых в данную сферу общественного производства, прирост новых знаний может вообще прекратиться. Более того, возможна частичная потеря ранее полученных знаний (dy/dt < 0) в результате, например, массовой миграции специалистов, оттока способной молодежи, снижения уровня специальной подготовки, исключения из сферы производства уникального оборудования. Такого рода тенденция проявилась, по всей видимости, в последнем десятилетии ХХ в. в государствах СНГ. Так, известно, что уже к концу 1996 г. оборонная промышленность России безвозвратно потеряла около 300 уникальных технологий.

Рис. 8.1.2. Варианты развития научного направления: экспонента (1); экспонента, переходящая в линейную функцию (2); логистическая кривая (3)

8.1.2. Техника и технология — две стороны производственной деятельности людей

  С философской точки зрения противоречия, постоянно возникающие между социальной сферой (обществом) и природой, разрешаются через промежуточную фазу, где специфически сливаются природное и социальное, посредством технической формы материи и технологической формы ее движения.

Таким образом, технику рассматривают как специфическую (техническую) форму материи, а технологию — как форму ее движения. Техника как совокупность средств деятельности не имеет значения, она приобретает социальную значимость тогда, когда движение всей ее структуры подчинено технологическим функциям.

Следовательно, в диалектике развития техники и технологии последняя всегда остается главной, доминирующей стороной.

  Развитие технических средств в конечном счете всегда подчинено технологическим задачам. Необходимо подчеркнуть единство, взаимосвязь техники и технологии: нет технологии без технического объекта, так же как нет технического объекта без технологии, поскольку технический объект создается с целью проявить себя в движении.

  Технология как особая форма движения материи (технологическая) — это прогрессирующая и управляемая человеком природно-социальная совокупность процессов целенаправленного изменения различных форм (механических, физических, химических, биологических) вещества, энергии, информации, протекающая в системах техники в соответствии с их специфическими законами строения и функционирования. По-видимому, это наиболее обобщенное определение технологии, сформулированное на философском уровне.

  Заметим, что в качестве объектов деятельности, включенных в технологическое движение, в технологии выступают вещество, энергия и информация.

  Как правило, в технических системах преобразования этих компонентов происходят одновременно, причем одно из таких преобразований отражает технологическую функцию технической систеы, а другие являются сопутствующими, в ряде случаев негативными с точки зрения эффективного достижения технологической цели.

  В настоящее время считается, что предметом изучения инженерно-технологических дисциплин являются теоретико-технологические, общенаучные и инженерно-методические знания, на основе которых разрабатываются технологические методы, способы и теории расчета, проектирования, организации и управления технологическими процессами с целью их постоянной социально-экономической оптимизации. Следовательно, в любой технологии можно выделить ее теоретическую (научную) и инженерную стороны. Предмет теоретической технологии — это анализ соотношений между исходным набором физических (химических, биологических) явлений, исходным набором веществ (энергических или информационных потоков) и базовыми принципами организации процессов. Объектом исследований при этом является теоретическая модель технологического процесса.

  Инженерная технология представляет собой реализацию теоретических знаний, трансформирование их в эффективные методы, способы и методики расчета, проектирования, организации и управления производственным процессом.

Источник: http://chemanalytica.com/book/novyy_spravochnik_khimika_i_tekhnologa/12_obshchie_svedeniya/6289

Понятие информационной технологии. Термин «технология» широко употреблялся до недавнего времени только при изучении производственных процессов

1.1. Технология как наука: Термин «технология» в различных приложениях стал одним из знаковых за

Раздел 1 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Термин «технология» широко употреблялся до недавнего времени только при изучении производственных процессов. Рассмотрим некоторые определения.

«Технология (от греческого – искусство, мастерство, умение и …логия) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»[Советский энциклопедический словарь. – М., 1979. – С. 1338].

«Технология – совокупность производственных методов и процессов отрасли производства, а также научное описание способов производства…»[Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – С. 797].

«Технология – …

1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в профессии производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производств» [Политический словарь. – М., 1989. – С. 534].

Очевидно, что технология – это научное решения практических задач, а расцвет современных технологий напрямую можно связать с научно-технической революцией.

Все приведенные определения ориентированы по производственно-промышленному «вектору». Однако, понятие «технология» со временем содержательно оказалось намного богаче.

Потенциальные возможности понятия «технология» в ходе его использования в традиционной сфере постоянно возрастали.

Область, в пределах которой это понятие употреблялось, стала интенсивно расширяться, и вследствие этого, включать в себя педагогику, социологию, культуру и т.д.

Таким образом, сегодня понятие «технология» можно рассматривать на разных уровнях. На философском уровне технология– учение о наилучшей (оптимальной) деятельности.

На межпредметном уровне это процесс, определяемый совокупностью средств иметодов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формысырьяили материала.

Наконец, на общеобразовательном уровне технологию определяют как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды.

Замена материального объекта на идеальный (информацию) позволяет использовать понятие технологии в области, касающейся обработки и производства информации с применением современных средств компьютерной техники.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества нарядус такими традиционными материальными видами ресурсов как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Понятие «информация» вышло на передний край науки сравнительно недавно. В старых словарях его не найти.

Первые научные труды, составившие фундамент теории информации, появились примерно семьдесят лет назад. И чуть более пятидесяти лет назад академик А.Н.

Колмогоров отнес информацию к важнейшим научным понятиям и назвал ее первоосновой новых перспективных отраслей науки и техники.

В условиях современного рынка актуальным становится определение информации, которое дает В.Л. Тамбовцев: «Информация – это те продукты или услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме» [12, с. 10].

Понятие информации – это и более широкое, и в каком-то смысле более узкое понятие, чем знание. Общий поток информации, который поступает из внешнего мира в мозг человека через его органы чувств, выражается числом 100 000 битов в секунду.

Но лишь тысячная доля этой информационной лавины становится фактом сознания. На своем высшем уровне отражение в своей результативной форме выступает как знание. Зададимся вопросом – можно ли знание отождествлять с информацией? Как пишет А.Г. Спиркин: «…

Знание противоположно незнанию, т.е. отсутствию проверенной информации о чем-либо…» [11]. Знания могут появиться только после получения и переработки информации.

Таким образом, знание выступает звеном в цепи: возникновение – передача – получение – переработка – дальнейшая передача трансформированной информации.

Конечно, понятия «информация» и «знание» очень близки, а знание, осведомленность играют сегодня очень важную роль в жизни людей.

Для технической науки, как информатика, понятие информации, однако, не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств. Об этом пишет С.В.Симонович [7, с.

13]: «Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнанииздесь речь идти не может.

Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе». В своей книге он дает следующее определение информации: «Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов».

Приведем еще одно определение информации: «Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира» [8, с. 41]. Кроме понятия «информация» в информатике часто используется понятие «данные».

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Если данные участвуют в процессе снятия неопределенности, то данные становятся информацией. Следовательно, можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Итак, для различных областей науки существуют свои определения понятия «информация».

Идея включения информации в цепочку производства информационного продукта принадлежит В.М. Глушкову.

В 1982 году в своей книге «Основы безбумажной информатики» он дал следующее определение: «Информационные технологии – процессы, где основной перерабатываемой продукцией является информация» [6, с. 334].

Отсюда вытекает положение о том, что информационные технологии использовались всегда, так как задачи накопления, обработки и распространения информации стояли перед человечеством на всех этапах его развития. Особенно широко информационные технологии применялись для обучения.

Почему же об информационных технологиях заговорили не так давно? Н.В. Апатова отмечает, что «методические системы не называли информационными технологиями потому, что данный термин связан с появлением вычислительной техники» [2, с. 6]. По мнению Н.В. Апатовой, информационная технология – это некая методическая система, то есть часть педагогической технологии.

В некоторых работах мы встречаемся с такими определениями информационных технологий обучения, которые не дают полного представления обо всех областях их применения. В частности, Н.В.

Апатова пишет: «Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер» [2, с. 7].

Здесь правильнее было бы говорить о компьютерных, а не об информационных технологиях обучения, так как понятие информационных технологий гораздо шире.

В [5, с. 20] дается следующее определение: «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда».

Под информационными технологиями в широком смысле будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [3, с. 87].

Существенным отличием информационных технологий от других областей науки и производства является то, что они претерпевают постоянные изменения, вызванные бурным развитием средств компьютерной техники и современной связи.

Сегодня говорят не просто об информационных технологиях, а о современных или новых информационных технологиях (НИТ). Их основу, по мнению А.Н. Богатырева, А.В. Коптелова и Г.Н.

Некрасовой, составляют пять технических достижений [4, с. 5]:

1. Появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях.

2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи.

3. Динамичное развитие микропроцессорной техники, обеспечивающей возможность цифровой обработки информации.

4. Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

5. Возникновение и бурное развитие сети Интернет.

Итак, новыми информационными технологиями обучения будем называть совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Технологии, которые существовали до появления вычислительной, микропроцессорной техники, будем называть традиционными информационными технологиями.

Они по-прежнему успешно применяются в образовании и вряд ли будут полностью вытеснены новыми информационными технологиями.

Что же является целью информационной технологии? В [3, с. 344] находим: «Цель информационной технологии – производство информации, удовлетворяющей информационные потребности человека.

Чаще всего эти потребности связаны с принятием решений в таких сферах, как познание, общение, практическая (производственная) деятельность».

В этой же работе отмечается, что отличительной особенностью технологии является то, что применение одной и той же технологии к одинаковому исходному «сырью» дает в результате «продукт» одного и того же качества. С другой стороны, применяя разные технологии к одному и тому же ресурсу, можно получить разные продукты.

Подобно тому, как в материальной технологии выделяются ее составляющие (материаловедение, проектирование, производственные процессы, инструментарий, техника безопасности и охрана труда, теория управления предприятием), так и информационную технологию можно разделить на части: теория информации, моделирование и формализация, информационные процессы, информационные системы, информационная безопасность и информационное управление.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

· обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;

· включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

· иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации информационных технологий. Приведем несколько классификаций. В [8] выделяются следующие виды информационных технологий:

· информационная технология обработки данных,

· информационная технология управления,

· автоматизация офиса,

· информационная технология поддержки принятия решений,

· информационная технология экспертных систем.

В [13, с. 17] информационные технологии подразделяют на различные виды следующим образом:

· функционально-ориентированные информационные технологии, предназначенные для реализации определенных задач,

· предметно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения конкретных задач в определенной предметной области,

· проблемно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения типовых прикладных задач.

Мы будем придерживаться классификации, приведенной авторами учебника [3], которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:

· технологии обработки текстовой информации,

· технологии обработки числовой информации,

· технологии обработки графической информации,

· технологии обработки звуковой информации,

· технологии работы в глобальных сетях,

· социальные информационные технологии.

Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_38896_ponyatie-informatsionnoy-tehnologii.html

Вопрос 1: Технология как наука. Основные определения

1.1. Технология как наука: Термин «технология» в различных приложениях стал одним из знаковых за

  • брифинги
  • выступление с реферативным сообщением
  • телефонные переговоры
  • собеседования

РАЗДЕЛ: Общая теория технологических процессов в строительстве.

Вопрос 1: Технология как наука. Основные определения.

Ответ: Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства).

В широком смысле технология это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства;

В узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

При этом:

  • под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
  • под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  • под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «Технология».

Иоганн Бекман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология» или “Наука о ремесле”, которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттингене с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию».

Согласно ГОСТ 3.1109-82 Технологический процесс— это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

К предметам труда относят заготовки и изделия.

Практически любой технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределе — элементарных) технологических процессов.

Элементарным технологическим процессом или технологической операцией называется наименьшая часть технологического процесса, обладающая всеми его свойствами.

То есть это такой Технологический Процесс, дальнейшая декомпозиция (разбитие на более мелкие составляющие) которого приводит к потере признаков, характерных для метода, положенного в основу данной технологии.

Технологические процессы состоят из технологических (рабочих) операций, которые, в свою очередь, складываются из технологических переходов.

В зависимости от применения в производственном процессе для решения одной и той же задачи различных приёмов и оборудования различают следующие виды техпроцессов:

  • Единичный технологический процесс (ЕТП). Разрабатывается индивидуально для конкретной детали.
  • Типовой технологический процесс (ТТП). Создается для группы изделий, обладающих общностью конструктивных признаков. Разработку типовых технологических процессов осуществляют на общегосударственном и отраслевом уровнях, а также на уровнях предприятия в соответствии с общими правилами разработки технологических процессов.

Групповой технологический процесс (ГТП).

В промышленности описание технологического процесса выполняется в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании).

  • Маршрутная карта — описание маршрутов движения по цеху изготовляемой детали.
  • Операционная карта — перечень переходов, установок и применяемых инструментов.
  • Технологическая карта — документ, в котором описан: процесс обработки деталей, материалов, конструкторская документация, технологическая оснастка.

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 582. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/2-63255.html

Тест по технологии по теме

1.1. Технология как наука: Термин «технология» в различных приложениях стал одним из знаковых за

Понятие «технология»

Задание 1

Вопрос:

Совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства – это

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 2

Вопрос:

Согласны ли вы?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Промышленной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств.

__ В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How (ноу-хау), что дословно переводится – знать, как (делать).

__ Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.

__ Технология человеческой деятельности дана человеку «от природы», а не представляет собой культурное явление.

Задание 3

Вопрос:

Сопоставьте:

Укажите соответствие для всех 2 вариантов ответа:

1) помогают обеспечить необходимую скорость выполнения технологического процесса и точность изготовления изделий

2) дают возможность прочно и жёстко закреплять инструменты и обрабатываемые заготовки на технологических машинах, совершать сложные и точные движения инструментом, при этом расширяя ограниченные физические возможности человеческих рук

__ Технологические приспособления

__ Технологические машины

Задание 4

Вопрос:

Своего рода отношение к окружающему нас миру, которое основано на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека – это …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Технологическая культура

2) Техническая культура

3) Духовная культура

4) Материальная культура

Задание 5

Вопрос:

К отраслевым промышленным технологиям относят:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) сельское хозяйство

2) машиностроение

3) производство и передача энергии

4) получение и обработка материалов

5) строительство

Задание 6

Вопрос:

Любая промышленная технология выполняет три фундаментальные технологические задачи. Эти задачи можно сформулировать в виде трёх вопросов. Каких?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) кто будет обрабатывать?

2) на чём обрабатывать?

3) как обрабатывать?

4) чем обрабатывать?

5) что обрабатывать?

Задание 7

Вопрос:

К промышленным технологиям относят …

Выберите несколько из 3 вариантов ответа:

1) технологии переработки полученных из природного сырья полуфабрикатов

2) технологии переработки природного сырья

3) технологии, в которых исходным и конечным результатом выступает человек

Задание 8

Вопрос:

Каким англоязычным словосочетанием часто заменяют термин технология в разговорной речи?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Know How

2) Тechne logos

3) Тechnology how

4) Тechno how

Задание 9

Вопрос:

К промышленным технологиям связанными с материалами относят:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) сбор и обработка информации

2) производство и передача энергии

3) машиностроение

4) строительство

5) получение и обработка материалов

Задание 10

Вопрос:

На какие типы разделяют все созданные и используемые сегодня технологии?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) промышленные

2) духовные

3) социальные

4) материальные

Ответы:

1) (4 б.) Верный ответ: “технология”.

2) (5 б.) Верные ответы:

Нет;

Да;

Да;

Нет;

3) (5 б.) Верные ответы:

2;

1;

4) (3 б.) Верные ответы: 1;

5) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;

6) (5 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

7) (3 б.) Верные ответы: 1; 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 1;

9) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;

10) (4 б.) Верные ответы: 1; 3;

Источник: https://infourok.ru/test-po-tehnologii-po-teme-ponyatie-tehnologiya-klass-1984998.html

Технология

1.1. Технология как наука: Термин «технология» в различных приложениях стал одним из знаковых за

Технология (от др.-греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Технология (англ.

technology) является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого в отношениях с другими, такими же широкими понятиями: культура, общество, политика, религия, природа.

К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей».

Понятия и термины

  • под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
  • под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  • под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями».

В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология — (от греч, techne — искусство и logos — слово, учение) — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления».

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология — практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности».

  • Д. Н. Ушаков и Б. М. Волин считают, что «технология — это совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки».
  • С. А. Смирнов, И. Б. Котова трактуют технологию как «совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами».
  • С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Существуют

  • общедоступные технологии,
  • защищённые юридически, обычно патентованные технологии, для использования которых необходимо согласие обладателей авторских прав,
  • т. н. технологии Know How (ноу-хау), известные только тем, кто их использует.

Технология по методологии ООН:

  • либо технология в чистом виде, охватывающая методы и технику производства товаров и услуг (dissembled technology);
  • либо воплощенная технология, охватывающая машины, оборудование (технологическое), сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами (embodied technology).

История

Первые упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н. э.

В 1772 году Иоганн Бекман ввел в научное употребление термин «технология». Им он назвал научную дисциплину, которую читал Гёттингенском университете.

В 1822 году Академик В. М. Севергин выделил 10 разделов технологии:

  • металлы
  • минералы
  • дерево
  • горючие материалы
  • питательные вещества
  • химические произведения
  • обрабатывание животных
  • ткани
  • бумага
  • орудия

Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология — это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

Высокие технологии

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech).

Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Производственные технологии

Технологии могут классифицироваться или в связи с определённой отраслью производства, или в связи с конкретными материалами и способами их получения и обработки. К отраслевым технологиям относятся, например, технология горных работ, технология машиностроения, технология строительства, с материалами связаны технология металлов, технология волокнистых веществ, технология тканей.

В основе химической технологии лежат процессы, происходящие при химических реакциях, вследствие которых изменяются состав, строение, а в результате и свойства преобразуемых продуктов.

Технология металлов

Технология металлов охватывает как получение металлов из сырья, основанное на изменении его химического состава, химических и физических свойств, включая в себя металлургию, так и на изменении формы, структуры и физических свойств обрабатываемых заготовок и деталей, включая в себя литейное производство, сварку и пайку, механическую обработку металлов (обработка металлов резанием и др.), электрофизические и электрохимические методы обработки металлов, нанесение на металл защитных покрытий.

Металлургия — область науки и техники, охватывающая процессы получения металлов из руд или других материалов, а также процессы, связанные с изменением химического состава, структуры и свойств металлических сплавов. В первоначальном, узком значении — искусство извлечения металлов из руд..

Включает в себя подготовку сырья (обогащение и др.) и извлечение из сырья металлов, производство из них сплавов, термическую обработку, химико-термическую обработку, термомеханическую обработку металлов, обработку металлов давлением, включая ковку, штамповку, прокатку, волочение и т. д.

Химическая технология

Химическая технология — «наука о процессах, методах и средствах массовой химической переработки сырья и промежуточных продуктов».

Появление химической технологии относится к концу XVIII века, тогда она занималась описанием отдельных химических производств, их основного оборудования, материальных и энергетических балансов.

К 30-м годах XX века химическая промышленность достигла такого уровня развития, что появилась необходимость изучения общих закономерностей химико-технологических процессов, разработки и практической реализации их оптимальных вариантов.

Химическая технология реализует и объединяет в единый комплексный процесс различные химические, физико-химическе и механическими процессы:

  • измельчение и сортировка твёрдых материалов, включая дробление,
  • образование и разделение неоднородных смесей
    • Фильтрование,
    • Центрифугирование,
    • Отстаивание,
    • Диспергирование,
  • Массообмен
    • Ректификация,
    • Абсорбция,
    • Адсорбция,
    • Кристаллизация,
    • Экстракция
  • Теплообмен,
  • сжатие газов,
  • создание высоких и низких температур,
  • создание электрических, магнитных, ультразвуковых полей.

Машиностроительные технологии

Технология машиностроения занимается изучением и разработкой технологических процессов, включая конструирование и производство различных машин и приборов. Сюда относятся технические расчёты, выбор материалов и способов их обработки, контроль качества, способы изготовления деталей и соединения деталей и узлов, проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.

Технология строительства

Строительство — отрасль материального производства, продукцией которой являются готовые к эксплуатации здания и сооружения, т. о. оно занимается возведением и реконструкцией зданий, а также их разборкой и перемещением.

В строительстве технологические процессы подразделяются на две основные группы — внеплощадочные и внутриплощадочные. Строительный процесс — это производственный процесс, осуществляемый непосредственно на строительной площадке.

Строительная площадка — место, на котором расположен объект строительства с прилегающими вспомогательными территориями.

В ходе строительного процесса его участники при помощи орудий труда (инструменты, механизмы и приспособления), постепенно преобразуют преобразуют предметы труда (материалы, изделия и конструкции) в строительную продукцию (объект строительства).

Процесс состоит из множества частей, простейшей из которых является организационно неделимая и технологически однородная рабочая операция.

Совокупный строительный процесс состоит из отдельных видов работ, которые названы либо по конструктивным элементам, производимых данным видом работ (кровельные, изоляционные), либо по материалам, с которыми производятся работы (земляные, каменные, бетонные). Все комплексы работ, производимые во время строительства, относятся к нулевому, надземному, отделочному или специальному циклу.

К нулевому циклу относятся основные работы, выполняемые ниже уровня пола нижнего этажа, к наземному — выше, в отделочный цикл входят работы, влияющие в основном только на внешний вид, в специальный — связанные с устройством внутренних сетей и установкой приборов.

Технологии, связанные с электричеством

Совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов.

Термин введён английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните — Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами. Он установил, что свойством наэлектризовываться обладают и другие вещества.

Акустические технологии

Наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики (механики), исследующих упругие колебания и волны от самых низких (условно от 0 Гц) до высоких частот.

Технологии электроники

Наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и методах создания электронных приборов и устройств для преобразования электромагнитной энергии, в основном для приёма, передачи, обработки и хранения информации.

Источник: http://www.baget1.ru/Technology/Technology.php

ТЕХНОЛОГИЯ

1.1. Технология как наука: Термин «технология» в различных приложениях стал одним из знаковых за

гр. искусство, ремесло + наука) — наука или совокупность сведений о различных способах и процессах производства сырья или продуктов.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объектов, осуществляемых в процессе производства определенной продукции.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

последовательность материальных процессов и операций, реализация которых приводит к появлению продукта (потребительной стоимости) с необходимыми и полезными для дальнейшего использования человеком свойствами. (См. техника, инновационная деятельность).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

1. Совокупность способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, форм, качеств к.-л. сырья, материала, предмета труда в процессе производства. 2. Комплексная техн. наука, изучающая методы воздействия на сырье, материалы, предметы труда. В современности термин «Т.

» часто выступает как синоним понятий «техносистема», «техносфера», «производственно-техн. система» и т.п. В таком смысле качеств. характеристики Т. явл. одним из критериев уровня развития об-ва в целом. Концепция, согл. к-рой развитие обва принципиально определяется развитием Т.

(под к-рым понимается, как правило, модернизация), получила название технол. детерминизма. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности.

Эго определение отражает философский и социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает “металлические изделия” рук человеческих в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности.

Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому – относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений.

Иногда технология в узком смысле трактуется как машины, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. В последние годы рядом авторов технология рассматривается широко, как совокупность способов, приемов в какой-либо сфере непроизводственной деятельности

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

страшная вещь, требующая от человека максимального напряжения его умственных (интеллектуальных) способностей; особенностью технологии является то, что для ее осуществления необходимо действительно разобраться в сущности вещей, что не является характерным для многих областей человеческой деятельности, например тех, где существуют гуманитарные отношения.

Технология – совокупность действий по достижению поставленной цели; применительно к различным областям человеческой деятельности можно выделить:

– технологию производства материальных ценностей (средств производства, промышленных и сельскохозяйственных продуктов потребления); можно сказать “технологию производства товаров”;

– технологию производства услуг (помощь выгодная, взаимовыгодная, навязываемая и т.п.);

– технологию достижения власти (политической, экономической, концептуальной);

– технологию ведения войны и т.д.

В настоящее время говорят о передовых технологиях, тонких технологиях, высоких технологиях, высокоэффективных технологиях и т.п., что стало возможным в результате проникновения науки практически во все сферы человеческой деятельности.

Из области производства материальной продукции (в том числе, товаров) известно, что нарушение технологии обычно ведет к заметному снижению ее качества (к браку), аналогичные, но гораздо менее заметные, явления наблюдаются и в других, “нематериальных” областях человеческой деятельности: судопроизводстве, управлении государством, войнах и т.п.

По [10], термин происходит от греческого techne – искусство, мастерство, умение и …логия – наука и определяет совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

от греч. ????? — искусство, мастерство, умение; др.-греч. ????? — мысль, причина; методика, способ производства).         В конце ХVIII в. в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «технология».

Иоганн Бекман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология», которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г.      В настоящее время термин имеет два значения.      Технология — в широком смысле — объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.

      Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления.

Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.

        Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства.

В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии.

Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.         Технология по методологии ООН: ?        либо технология в чистом виде, охватывающая методы и технику производства товаров и услуг (dissembled technology); ?        либо воплощенная технология, охватывающая машины, оборудование сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами (embodied technology).

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

совокупность (система) правил, приемов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности.

Технология, понимаемая в более широком смысле, связана не только с техникой, но и с цивилизационными завоеваниями. Когда говорят, напр., о компьютерной или информационной технологиях, то имеют в виду открываемые ими новые возможности или научно-техническую революцию, которую они несут с собой.

В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой, но и с новыми формами кооперации, организации производства и деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и т. д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (т. е. является механизмом новаций и развития), а по существу представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов.

Осознание технологии как специфического феномена складывается в кон. 19 — нач. 20 в. Однако ретроспективно о технологии и технологических революциях можно говорить чуть ли не с неолита.

С философской точки зрения особенно важен вопрос о возможностях управления технологией и обретения свободы в условиях тотальной технологической обусловленности человеческого бытия. Эту проблему первым поставил Хайдеггер, показав, что вся наша цивилизация работает на «постав», т. е.

осуществляется в форме воспроизводства технологических поставляющих цепочек и процессов. Ж. Эллюль усилил этот тезис, утверждая абсурдность современной технологии. Учитывая, однако, что за технологией стоит такая сложная реальность, как социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картины мира и пр.

, вопрос о свободе в условиях тотальной технологической обусловленности можно переформулировать в проблему целенаправленного воздействия на указанные компоненты цивилизации и культуры.

В. М. Разин

Источник: Новая философская энциклопедия

от греч. искусство, мастерство, умение и греч. изучение) – совокупность  методов  и  инструментов для  достижения желаемого результата; метод  преобразования данного  в  необходимое;  способ  производства. В  конце XVIII в. в технознании стали различать описательный раздел и новый, который получил  название «технология».

Термин «технология» в научное употребление ввел Иоганн Беккман в работе «Введение в технологию» (1777 г.) для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные  навыки и эмпирические  представления  об  орудиях  труда  и  трудовых  операциях.

 Современное понимание технологии имеет несколько смыслов: 1) технологическая форма движения материи – глобальная совокупность  материальных процессов вещественно-энергетического  взаимодействия  общества  и  природы,  протекающих  в  системах  техники  и  в  целом  формирующих  техносферу;  2)  технологический процесс – материальные воздействия на предмет, вызывающие в нем целесообразные  качественные  и  количественные  изменения  свойств  и  пространственно-временного положения. Обобщенный предмет технологических изменений – различные формы вещества, энергии и информации (все множество технологических процессов может быть выражено технологической матрицей); 3) технологические  науки  –  класс  тех.  наук, изучающих  проблемы превращения природных  предметов  и  процессов  в  искусственные  целесообразные  формы. Базис технологических наук – технологические теории, целостно описывающие законы и закономерности технологических взаимодействий, параметры и условия протекания процессов преобразования  вещества, энергии и информации; 4) технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых инженерными дисциплинами  для  создания  и  регулирования  технологических  процессов  получения, трансформации, передачи и хранения предметов; 5) применение любого научного знания для решения практических задач, такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной. В широком смысле технология – это объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из  экономических ресурсов, а в узком смысле – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля  качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность  операций и процедур, она тесно  связана  с  применяемыми  средствами,  оборудованием,  инструментами, используемыми материалами. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического  прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт,  информационная тех- нология – информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту  технологией  принято  называть  описание  производственных  процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и  пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки  и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологии занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. Каждому виду техники соответствует своя технологическая модель. Следовательно, выделяются технологии производственные, научные, медицинские и др. В каждой конкретной отрасли материального производства доминируют соответствующие технологические процессы. При  интегрированном подходе выделяются лишь две формы технологий,  а  именно:  а)  научно-промышленные  технологии;  б)  социальные технологии. Современная технология – динамично развивающаяся сфера научного  знания и  практической деятельности. Различают следующие основные, направления  современных  технологических  разработок:  1)  повышение  степени эффективности технологических процессов на основе  компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности; 2) создание эффективных  биотехнологий, предполагающих постепенное замещение дискретных (прерывистых) процессов на  непрерывные технологические процессы, а также процентное увеличение доли немеханических технологий; 3) экологизация техникотехнологических  систем,  т.  е.  повышение  «степени  замкнутости»  всех  форм производственно-хозяйственной деятельности. Технология способствует эффективности  реализации  определенных  социально-технических  решений  и  преодолению  соответствующих  проблем.  Следовательно,  технология  –  реальное (практическое)  разрешение  конкретной  научно-технической,  производственнохозяйственной и социально-политической задачи. Техникознание реализуется в производственно-хозяйственной деятельности в рамках системы «технознаниетехнология-производство».

Источник: Философия науки и техники: словарь

одно из самых многозначных понятий, характеризующих сферу делания чего-либо и рефлексии по этому поводу. Под Т.

понимается: 1) техника; 2) описание последовательности трудовых операций, необходимых для превращения предмета труда в продукт, и самый процесс, соответствующий описанной методике; 3) сфера деятельности человека вместе с совокупностью знаний, обеспечивающих ее; 4) общая характеристика деятельности, типичной для того или иного социума; 5) особый тип мироотношения, присущий индустриальной и постиндустриальной эпохам.

Отождествление Т. и техники типично для современной литературы и обыденного языка. Единственное общепринятое в настоящее время различие состоит в том, что материально-вещные средства деятельности принято называть техникой, но не Т. Поэтому под Т. можно понимать сферу создания и применения технических средств.

В узко производственном значении Т. – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Ее фиксирует и закрепляет “технологическая карта” – форма технической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников.

Оборудование описывается лишь в той мере, в какой это необходимо для выполнения соответствующей операции. Т. о., Т. в этом смысле совпадает с техникой в ее первоначальном понимании (умение, искусство). В качестве особого искусства, основанного на специально разработанных приемах деятельности, Т.

присутствует не только в производстве, но в любой деятельности. Широко распространены термины “информационная технология” (совокупность методов сбора, хранения и переработки информации), “педагогическая технология” (совокупность методов обучения) и др.

В производственной сфере различаются антропоморфные и неантропоморфные Т. Первые (независимо от числа операций, работников, совершенства применяемых технических средств) воспроизводят действия человека, вооруженного инструментами.

Вторые основаны на взаимодействии природных процесса (физических, химических, биологических) и построены так, что превращение сырого материала в продукцию осуществляется как бы естественным образом, аналогично природным процессам. Иногда употребляют крайне нестрогое понятие “высокие технологии”. Под таковыми понимают антропоморфные Т.

, в которых достигнута предельная простота отдельных операций, исключающая потребность в высококвалифицированном труде, а также неантропоморфные Т.

В англоязычной литературе отсутствует понятие технического знания. Оно замещается термином “Т.”, обозначающим одновременно сферу деятельности человека и совокупности знаний, обслуживающих ее. Т.

и наука разграничиваются как различные сферы деятельности, связанные друг с другом, но имеющие в то же время свои самостоятельные пути развития. Т. связана в первую очередь со стремлением к эффективности, которая может быть достигнута и на основе истинного научного знания, и без него.

Возможность достижения практических успехов при отсутствии научно-теоретического объяснения используемых для деятельности явлений означает, что она обслуживается особым “практическим” знанием – “как сделать что-либо” (know-how), тогда как научное знание есть в первую очередь знание о том, “что есть некий объект” (know-what). “Знание как” обеспечивает эффективность действий, тогда как основной характеристикой “знания что” является истинность или ложность. В то же время знание об эффективности есть также знание истины, даже если оно представлено в необычной логической форме. Оно есть истинное знание о том, что является эффективным. Предметное же знание (если таковое имеется), обосновывающее ту или иную Т., может быть как истинным, так и ложным.

Если Т. в собственном смысле слова есть деятельность, соотнесенная с техническими средствами, подкрепленная соответствующим “знанием как”, то в более широком смысле под Т.

понимается общая характеристика совокупности трудовых действий, типичных для того или иного социума, подчиненных некоторым вполне конкретным социальным ориентирам. Специфика Т. определяется природными условиями, особенностями исторического развития, формирующими национальный тип. Попытка самой общей классификации Т.

была предпринята в 1988 г. Г. С. Гудожником. Активное отношение человека к природе может быть направлено на господство, покорение сил природы. Соответствующая Т. называется интенсивной. Второй вариант состоит в подчинении природе, использовании ее сил в почти неизменной форме, – экстенсивная Т.

Эти виды различаются степенью усилия, которое общество должно прикладывать в ходе трудовой деятельности, а также тем, какими сторонами природы оно при этом овладевает. При интенсивной Т.

производственная деятельность направлена на овладение глубинными, сущностными сторонами природы, при экстенсивной – на использование “явления” – внешней стороны природных процессов. Активное отношение к природе может принимать и средние формы, сочетающие господство и подчинение в более или менее одинаковой мере. Соответствующая Т.

называется экстенсивно-интенсивной. Экстенсивная Т. характерна для азиатского способа производства. Она способствовала формированию “созерцательного” типа цивилизации. Интенсивная присуща античному миру, являвшему собой “деятельный” тип цивилизации. Смешанная форма отличала трудовую деятельность древних германцев. Каждому типу Т. адекватна особая форма собственности.

Для каждой исторической эпохи характерна своя особая Т., но, поскольку современная эпоха отличается чрезвычайной практической активностью, именно о ней говорят как о технологической. В работах Дж. П. Гранта, Г. Кана и др. проводится тезис, согласно которому специфика современной эпохи не ограничивается одним лишь количественным увеличением технологической активности.

Под ее влиянием произошла перемена в западной идее блага. В изначальном понимании благо есть то, что предъявляет нам непререкаемое нравственное требование. Развитие Т. исключило из слова “следует” значение безусловного обязательства. Поскольку сегодня Т.

открывает перед человеком практически неограниченные и многообразные возможности, он волен желать какого угодно хода событий и находить средства для реализации своего ведения. Природа переходит в распоряжение человека и становится просто сырым материалом, и больше ничем. В этом смысле Т. отличает современную эпоху, тогда как раньше имела место “просто” техника. Т.

становится типом отношения человека к миру, включающем деятельностные и рефрексивные составляющие. Понятие Т. превращается в некий универсальный термин, характеризующий дух эпохи.

Д. М. Федяев

Источник: Современный философский словарь

Источник: https://terme.ru/termin/tehnologija.html

Medic-studio
Добавить комментарий