1.2. Методы восстановительного лечения, используемые при

Глава 2. Методы восстановительной терапии

1.2. Методы восстановительного лечения, используемые при

Профилактика

Главный метод восстановления двигательной функции после инсульта — это лечебная гимнастика. Особенно медики рекомендуют общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Основное правило физической активности — постепенное увеличение нагрузок.

Упражнения подталкивают нервные клетки к «смене специализации» и к тому, чтобы брать на себя функции погибших при инсульте клеток. Именно благодаря такой их способности двигательные и речевые нарушения после инсульта лучше поддаются восстановительному лечению как раз в первые месяцы.

После первого инсульта ради сохранения самого себя человек обязан дважды в день контролировать артериальное давление и всегда помнить, что оно не должно превышать «контрольных цифр» — 140/90 мм рт. ст. По прошествии первых двух месяцев желательно контролировать свое давление 2–3 раза в неделю.

В случае появления неблагоприятных симптомов: тошноты, головной боли, внезапной необъяснимой слабости и болей в области сердца необходимо срочно вызывать скорую помощь. Особенно это важно в течение первого года после выписки из больницы.

Хорошо профилактически принимать аспирин, но не таблетками, а по четвертинке и менее таблетки (желательно растворимых). Помимо аспирина образованию тромбов препятствуют такие лекарства, как кавинтон, алисат, трентал, сермион. Посоветуйтесь по поводу конкретного препарата с лечащим врачом.

В течение первого года после выписки из больницы необходимо отказаться от приема алкоголя, курения, употребления кофе, крепкого чая и других тонизирующих напитков и принимать средства, обеспечивающие стабильность кровяного давления и успокаивающие нервную систему, например корвалол или капли пустырника.

И никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах не теряйте оптимизма! Не замыкайтесь на свою болезнь. Только личная физическая активность и стремление снова встать на ноги являются главными условиями успеха всех восстановительных мероприятий. Поэтому старайтесь быть максимально активными и делайте сами все, что только в ваших силах.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура при терапии инсульта, для восстановления поврежденных функций еще более важна, чем при инфаркте миокарда. Для этого случая также разработано множество методик, и здесь также необходима строгая персонификация комплексов двигательной активности для каждого конкретного больного.

Комплекс упражнений для постинсультных больных по А. Н. Беловой

Упражнение 1. Исходное положение (далее и. п.) — сидя на стуле, руки свободно опущены, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. На вдохе — сведение лопаток, на выдохе — возврат в и. п. Повторить 4–6 раз.

Особенности выполнения. Дыхание с удлиненным выдохом.

Упражнение 2. И. п. то же. Сгибание и разгибание здоровой руки в локтевом суставе. Повторить 5–7 раз.

Особенности выполнения. Необходимо придерживать поврежденную конечность.

Упражнение 3. И. п. то же. Сгибание и разгибание здоровой ноги в коленном суставе. Повторить 5–7 раз.

Особенности выполнения. Необходимо придерживать поврежденную конечность.

Упражнение 4. И. п. — сидя. Руки свободно опущены. Туловище несколько наклонено вперед. Покачивание свободно опущенных рук. Выполнять в течение 1 минуты.

Особенности выполнения. Добиться максимально возможного расслабления мышц пояса и рук.

Упражнение 5. И. п. — сидя на стуле, руки свободно опущены, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Сгибание здоровой руки в плечевом суставе с возвращением в и. п. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Активное (волевым усилием) или пассивное (с помощью методиста или помощника) подавление непроизвольных движений в больной конечности. Темп средний, движения по максимальной амплитуде.

Упражнение 6. И. п. — сидя. Здоровая рука опущена. Ладонь методиста удерживает ладонь пораженной руки больного, другой рукой методист фиксирует локоть, пальцы и кисть в положении с отведенным первым пальцем. Суть упражнения: пассивное сгибание в плечевом суставе паретичной руки, возвращение в и. п. Повторить 10–12 раз.

Особенности выполнения. Движения выполняются выпрямленной рукой больного по максимально возможной амплитуде; не допускайте возникновения боли.

Упражнение 7. И. п. — сидя на стуле. Руки свободно опущены. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Суть упражнения: отведение и приведение здоровой руки в плечевом суставе. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Не допускать непроизвольных движений.

Упражнение 8. И. п. — сидя. Здоровая рука опущена. Ладонь методиста удерживает ладонь больной руки пациента, другой рукой помощник фиксирует локоть, пальцы и кисти в положении с отведенным первым пальцем. Суть упражнения: пассивное отведение и приведение в плечевом суставе. Повторить 10–12 раз.

Особенности выполнения. Движения выполняются выпрямленной рукой больного по максимально возможной амплитуде; не допускается возникновения боли.

Упражнение 9. И. п. — сидя на стуле. Руки свободно опущены. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Суть упражнения: движение кистью и локтевым суставом по типу закручивания отвертки. Повторить 8-10 раз.

Особенности выполнения. Не допускать непроизвольных движений.

Упражнение 10. И. п. — сидя. Здоровая рука опущена. Ладонь методиста удерживает ладонь больного, другой рукой помощник фиксирует локоть, пальцы и кисть в разогнутом положении с отведенным первым пальцем. Суть упражнения: вращение больной руки в плечевом суставе. Повторить 10–12 раз.

Особенности выполнения. Движения выполняются выпрямленной рукой больного по максимально возможной амплитуде; не допускайте возникновения боли.

Упражнение 11. И. п. — сидя. Руки свободно опущены. Туловище несколько наклонено вперед. Суть упражнения: покачивание свободно опущенных рук. Выполнять в течение 1 минуты.

Особенности выполнения. Добиться максимального расслабления мышц плечевого пояса и рук.

Упражнение 12. И. п. — сидя на стуле. Руки свободно опущены. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Суть упражнения: активное сгибание и разгибание здоровой руки. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Не следует допускать непроизвольных движений больной руки.

Упражнение 13. И. п. — сидя. Здоровая рука опущена. Помощник одной рукой удерживает ладонь больной руки, другой фиксирует плечо. Пальцы и кисть больной руки в разогнутом положении. Суть упражнения: пассивное сгибание и разгибание в локтевом суставе. Повторить 10–12 раз.

Особенности выполнения. Не допускать возникновения боли.

Упражнение 14. И. п. — сидя на стуле. Руки свободно опущены. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Суть упражнения: активное сгибание и разгибание в лучезапястном суставе здоровой руки. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Не допускать непроизвольных движений больной руки.

Упражнение 15. И. п. — сидя. Здоровая рука опущена. Методист фиксирует ладонь разогнутыми пальцами и предплечье больной руки. Суть упражнения: пассивное сгибание и разгибание в лучезапястном суставе больной руки. Повторить 10–12 раз.

Особенности выполнения. Не допускать возникновения боли.

Упражнение 16. И. п. — сидя на стуле. Руки свободно опущены. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Суть упражнения: активное сгибание и разгибание пальцев здоровой руки. Повторить 15–20 раз.

Особенности выполнения. Не допускать непроизвольных движений больной руки.

Упражнение 17. И. п. — сидя за столом. Предплечье больной руки лежит на столе в среднем положении. Суть упражнения: пассивное сгибание и разгибание во всех суставах пальцев кисти от указательного до мизинца. Повторить 15–20 раз.

Особенности выполнения. Движения выполнять изолированно в каждом суставе и совместно в четырех пальцах.

Упражнение 18. И. п. то же. Пассивное сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения большого пальца больной руки. Повторить 15- 20 раз.

Упражнение 19. И. п. — сидя. Руки свободно опущены. Туловище несколько наклонено вперед. Суть упражнения: покачивание свободно опущенных рук в течение 30–60 секунд.

Особенности выполнения. Добиться максимального расслабления мышц рук.

Упражнение 20. И. п. — сидя на стуле. Руки свободно опущены. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Отведение-приведение здоровой руки в плечевом суставе. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Не допускать непроизвольных движений больной руки.

Упражнение 21. И. п. — сидя за столом. Методист фиксирует локтевой сустав, предплечье и кисть с разогнутыми пальцами больной руки на большом мяче, лежащем на столе. Суть упражнения: отведение в плечевом суставе больной руки с помощью помощника (путем «прокатывания» мяча по столу). Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Темп медленный, движения по максимально возможной амплитуде, возвращение в исходное положение осуществляется пассивно.

Упражнение 22. И. п. — сидя на стуле. Руки свободно опущены. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Суть упражнения: активное сгибание и разгибание в локтевом суставе здоровой руки. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Не допускать непроизвольных движений больной руки.

Упражнение 23. И. п. — сидя за столом. Методист одной рукой фиксирует предплечье и разогнутую кисть больной руки на мяче, находящемся на столе, другой рукой — плечо больной руки. Суть упражнения: активное разгибание в локтевом суставе больной руки с помощью методиста (прокатывая мяч по столу). Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Темп медленный, движения по максимально возможной амплитуде, возвращение в и. п. осуществляется пассивно.

Упражнение 24. И. п. — сидя за столом. Помощник или больной с помощью здоровой руки фиксирует предплечье и разогнутую кисть больной руки на роликовой дорожке. Суть упражнения: «прокатывание» кисти и предплечья по роликовой дорожке. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Темп медленный, возврат в исходное положение с помощью помощника или здоровой руки.

Упражнение 25. И. п. — сидя. Руки свободно опущены. Туловище несколько наклонено вперед. Суть упражнения: покачивание, разгибание здоровой ноги в коленном суставе. Выполнять в течение 30 секунд — 1 минуты.

Особенности выполнения. Добиться максимального расслабления мышц рук.

Упражнение 26. И. п. — сидя, опираясь спиной на спинку стула. На больной руке — лангета. Ноги согнуты под углом 120°, стопы на полу. Суть упражнения: сгибание, разгибание здоровой ноги в коленном суставе. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. Не допускать непроизвольных движений больной руки.

Упражнение 27. И. п. — то же. Активное сгибание и разгибание больной ноги в коленном суставе. Повторить 6–8 раз.

Особенности выполнения. По максимально возможной амплитуде, темп медленный.

Упражнение 28. И. п. — сидя, руки за спиной, ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах под прямым углом. Соединить колени, возвратиться в и. п. Повторить 8-10 раз.

Особенности выполнения. Следить за участием в движении больной ноги.

Упражнение 29. И. п. — сидя. Опираясь спиной о спинку стула. Ноги согнуты под углом 120°. «Прокатывание» поочередно стоп по роликовой дорожке. Повторить по 6–8 раз для каждой ноги.

Упражнение 30. И. п. — сидя, опираясь спиной о спинку стула. На больной руке — лонгета. Ноги согнуты под углом 120°, стопы на полу. Суть упражнения: активное поочередное сгибание и разгибание в голеностопных суставах. Повторить по 6–8 раз для каждой ноги.

Особенности выполнения. По максимально возможной амплитуде; темп медленный.

Упражнение 31. И. п. — стоя с опорой о спинку стула. Больная рука на косыночной повязке. Суть упражнения: а) ходьба на месте; б) ходьба по следовой дорожке; в) ходьба с поворотами на 360°; г) ходьба с перешагиванием через препятствие. Выполнять в течение 1–2 минут для каждого вида ходьбы.

Особенности выполнения. Следить за «тройным» сгибанием больной ноги.

Упражнение 32. И. п. — сидя на стуле. Руки на коленях. Ноги согнуты под углом 90°.

Суть упражнения: сгибание и разгибание здоровой руки в локтевом суставе. Повторить 8-12 раз.

Особенности выполнения. Полное дыхание, средний темп.

Упражнение 33. И. п. — см. упражнение № 4. Суть упражнения: потряхивание свободно опущенных рук. Выполнять в течение 1 минуты.

Особенности выполнения. Максимальное расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Упражнение 34. И. п. — сидя. Руки на коленях. Полное дыхание. Повторить 3–4 раза. Выдох удлиненный. Подсчет пульса, измерение артериального давления.

Примечание автора комплекса: упражнения № 1–5 — вводная часть, их длительность 4–6 минут. Упражнения № 6-31 — основная часть, их длительность 15–25 минут. Упражнения № 32–34 — заключительная часть, их длительность составляет 3–5 минут.

Комплекс для постинсультных больных по В. К. Добровольскому

Менее продолжительный и утомительный, но отвечающий врачебным требованиям комплекс упражнений групповой гимнастики для постинсультных больных по В. К. Добровольскому.

Упражнение 1. И. п. — сидя, руки согнуты в локтевых суставах. «Ходьба» сидя. Выполнять в течение 2–3 минут. Темп средний.

Упражнение 2. И. п. — сидя, руки вдоль туловища.

Поднимание рук вверх (вдох), опускание с подтягиванием колена поочередно к груди (выдох).

Повторить по 2–3 раза для каждой ноги. Следите за дыханием.

Упражнение 3. И. п. — сидя, руки к плечам. Круговые движения в плечевых суставах. Повторить по 10–12 раз в каждую сторону. Следите за дыханием.

Упражнение 4. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху. Опустить кисти, согнуть руки в плечевых суставах, уронить руки вдоль туловища, наклонить туловище. Повторить 3–4 раза.

Следует добиться максимально возможного расслабления мышц плечевого пояса.

Упражнение 5. И. п. — стоя. Ходьба по залу: обычным шагом, с чередованием ходьбы обычным шагом (4 шага) с ходьбой на носках (4 шага). Выполнять в течение 3–4 минут.

Упражнение 6. И. п. — в ходьбе обычным шагом. Поднимание рук вверх (вдох), опускание (выдох). Повторить 3–4 раза.

Упражнение 7. И. п. — стоя, руки на поясе. Поднять плечи, опустить, соединить лопатки (локти назад), вернуться в и. п. Повторить 8-10 раз. Дыхание не задерживать.

Упражнение 8. И. п. — стоя, руки на поясе. Локти назад (вдох), с наклоном вперед и сведением плеч — выдох. Повторить 4–6 раз.

Упражнение 9. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх (вдох), вернуться в и. п. (выдох). Повторить 4–5 раз.

Упражнение 10. И. п. — стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Отведение локтей в стороны с соединением лопаток. Повторить 8-10 раз. Дыхание не задерживать.

Упражнение 11. И. п. — стоя, руки вверху. В исходном положении сделать вдох. Уронить кисти, согнуть руки в локтевых суставах, уронить руки вдоль туловища на выдохе. Повторить 4–6 раз.

Упражнение 12. И. п. — стоя, стопы вместе, ноги слегка согнуты в коленных суставах, одна рука вынесена вперед, другая отведена назад.

Пружинящие движения с выпрямлением ног в коленных суставах и маховыми движениями рук. Выполнять в течение 1-10 минут. Дыхание не задерживать.

Упражнение 13. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Отвести руки в стороны ладонями вверх (вдох), вернуться в и. п. (выдох). Повторить 3–4 раза.

Упражнение 14. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка. Поочередное приседание на ногу с выведением рук палкой вперед. Повторить по 5–6 раз на каждую ногу. Темп средний.

Упражнение 15. И. п. — стоя, палка хватом сверху в руках за спиной. Разведение плеч с одновременным подниманием рук вверх. Повторить 8-10 раз.

Особенности выполнения. Стремиться соединить лопатки.

Упражнение 16. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху. Опустить кисти, согнуть руки в локтевых суставах, уронить руки вдоль туловища, наклонить туловище. Максимально расслабить мышцы плечевого пояса. Повторить 4–5 раз.

Упражнение 17. И. п. — стоя. Упражнение в равновесии. Стоя на одной линии так, чтобы пятка правой ноги касалась носка левой, руки вытянуты вперед, пальцы расставлены. Повторить 3–4 раза по 15 секунд.

Упражнение 18. И. п. — стоя. Ходьба по линейке обычным шагом, приставным шагом, правым и левым боком. Повторить по 2 раза каждое упражнение.

Упражнение 19. И. п. — сидя, руки на коленях. Движения глазными яблоками: вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения. Повторить по 5–6 движений.

Упражнение 20. И. п. — стоя друг напротив друга на расстоянии 2–3 метров. Перебрасывание мяча друг другу. Выполнять в течение 2–3 минут. Темп средний.

Упражнение 21. И. п. — сидя, руки на коленях. Вставание со стула. Повторить 10 раз. Дыхание произвольное.

Упражнение 22. И. п. — сидя, руки впереди, кисти сжаты в кулак.

Разведение рук в стороны. Повторить 6–8 раз. Темп средний. Стремитесь соединить лопатки.

Упражнение 23. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула, руки вверху, ноги полусогнуты. Уронить кисть, согнуть руки в локтевых суставах, уронить руки вдоль туловища, голову на грудь, глаза закрыты. Максимально расслабить мышцы плечевого пояса. Повторить 4–5 раз.

Упражнение 24. И. п. — сидя на крае стула, туловище наклонено. Маховые движения в плечевых суставах. Повторить по 10–15 раз каждой рукой. Полное расслабление рук в конце движений.

В начале и в конце сеанса лечебной физкультуры необходимо измерять артериальное давление и проверять пульс.

Народные способы избавления от недуга

Болезни мозга досаждали человечеству издавна, и оно накопило богатый опыт противостояния им. Увы, утверждать, что травы могут поднять на ноги больного, перенесшего инсульт, конечно, невозможно, но в профилактике и в качестве дополнительного лечения они не имеют себе равных.

Ванны после инсульта

В народной медицине считается, что при параличе немаловажную оздоровительную роль играют лечебные ванны. Особенно популярны ванны из корней шиповника, предварительно порубленных на мелкие кусочки.

Для одной процедуры достаточно 250 г залить 3,5 л воды и варить на медленном огне 40 минут, затем настоять еще 20 минут, процедить и влить в приготовленную ванну.

Принимать ее в течение 20 минут при температуре воды не выше 38 С.

Благотворно влияют и ванны с отваром плодов и веток можжевельника (отвар готовят так же, как и из корней шиповника). Один вид растения используют не более чем на 10 ванн, затем его заменяют другим.

Ванны хорошо сочетать с компрессами и втираниями травяных настоев и экстрактов в онемевшие части тела.

Для компрессов подходит тот же отвар можжевельника, а еще лучше — спиртовая вытяжка из него (горсть ягод и 2 горсти измельченных веток залить 0,5 л водки и настаивать 2 недели). Помимо компрессов, этот экстракт можно втирать в тело.

Делают втирания и водочной настойки чабреца (10 ст. ложек измельченной травы залить 0,5 л водки, настаивать 2 недели), можно пить ее по 20–30 капель 3–4 раза в день.

Головная паровая ванна. Бросьте в кастрюлю с кипящей водой 1–2 ст. ложки семян укропа, закройте крышкой и поставьте около кровати больного. Затем разденьте его до пояса, накройте шерстяным одеялом и снимите крышку с кастрюли. Больной под одеялом несколько минут должен вдыхать пар носом и ртом. После паровой ванны вспотевшее тело облейте холодной водой.

Ножная паровая ванна. Больной сидит (или лежит) на кровати, а ноги — на стуле.

Между кроватью и стулом на шерстяное одеяло поставьте кастрюлю с кипятком (на подставку) и откройте ее крышку. Укутайте ноги больного одеялом. После паровой ванны облейте их холодной водой.

Парализованному полезно также принимать холодные ванны или обтирать все тело тканью, смоченной в холодной воде.

Холодные ванны. В целительской литературе часто встречается следующее предложение — делать больному холодные ванны.

В первую неделю их следует принимать ежедневно не более 1 минуты, во вторую неделю — 2 раза (в понедельник и пятницу), в третью — ежедневно делать «испанский плащ», в четвертую — «испанский плащ» (в понедельник и пятницу) и далее — по одной сидячей полуванне в течение трех минут.

«Испанский плащ».

Источник: https://aupam.ru/pages/profilaktika/insuljt_seml/page_03.htm

Рекомендации «Рекомендации по проектированию поликлиник восстановительного лечения»

1.2. Методы восстановительного лечения, используемые при

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию поликлиник
восстановительного лечения

2001

Предисловие

1. РАЗРАБОТАНЫ ГУП МНИИП «Моспроект-4» (архитектор Ю. В. Сорокина, врач Г. Н. Ильницкая, инженер Е. С. Демина), при участии Московского Центра медицинской реабилитации Комитета здравоохранения г. Москвы (координатор по восстановительному лечению Комитета здравоохранения, главный врач городской больницы № 10 В. И. Корышев).

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Л. А. Шалов, инженер Ю. Б. Щипанов).

3. СОГЛАСОВАНЫ Комитетом здравоохранения г. Москвы и Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНЫ и введены в действие указанием Москомархитектуры от 23.05.2001 г. № 24

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Изменение за последние годы социально-экономических и экологических условий жизни повлекло за собой ухудшение основных показателей здоровья населения в основном за счет болезней системы кровообращения, несчастных случаев, травм, отравлений, онкологических заболеваний. В связи с этим особо актуальным стал вопрос о сохранении трудового потенциала нации и уменьшении инвалидизации населения.

https://www.youtube.com/watch?v=X0pH5AE7HK0

Для решения этой проблемы в системе здравоохранения проводятся структурные и организационные преобразования, развиваются стационарозамещающие технологии, требующие значительно меньших экономических затрат, возникают новые типы медицинских учреждений.

К числу новых типов амбулаторных медицинских учреждений, которые начали организовываться в связи с постоянно увеличивающимися потребностями общества в необходимости восстановления трудоспособности больных (частичной или полной), относятся поликлиники восстановительного лечения (ПВЛ).

ПВЛ вошли в номенклатуру учреждений здравоохранения, которая утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ № 395 от 03.11.99 года.

Вопросы создания сети поликлиник восстановительного лечения, как самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений и материально-технической базы для них, до настоящего времени не разрабатывались. В этой связи разработка рекомендаций по проектированию поликлиник восстановительного лечения является актуальной и своевременной.

Организация восстановительного лечения является одним из направлений совершенствования как внебольничной, так и стационарной помощи населению.

Дальнейшее его развитие зависит от внедрения адекватных форм и методов организации, оптимизации структуры учреждений восстановительного лечения, взаимодействия и преемственности различных медицинских, санаторно-курортных и социальных учреждений в обеспечении реабилитационных мероприятий.

Основными принципами организации восстановительного лечения являются:

– раннее начало восстановительного лечения, проведение его в том или ином объеме уже в остром периоде заболевания в условиях поликлиники или стационара, при тщательном дозировании и подборе нагрузки адекватно состоянию организма;

– непрерывность восстановительного лечения, исключение перерывов в лечении, замедляющих восстановление нарушенных функций;

– комплексность и направленность восстановительного лечения с участием не только медицинских работников, но и других специалистов: социологов, психологов, педагогов при решающей роли лечащего врача;

– индивидуальный подход к определению плана и программы восстановительного лечения для каждого больного или инвалида;

– осуществление медицинской реабилитации в коллективе больных (инвалидов), исходя из основной цели возвращения больного в общество;

– оптимизация восстановительного лечения за счет осуществления преемственности и взаимосвязи между учреждениями восстановительного лечения, многопрофильными больницами и территориальными поликлиниками.

В восстановительном лечении нуждаются лица со сформировавшимися последствиями заболеваний и травм в виде деструктивно-анатомических, функциональных и психических нарушений, изменяющих профессиональное, социальное и экономическое положение больного в обществе. С этих позиций объектом для восстановительного лечения могут быть больные, страдающие самыми различными заболеваниями.

В результате осуществления восстановительного лечения ежегодно к производственному труду и профессиональной деятельности возвращаются сотни тысяч людей, перенесших травмы и заболевания.

Как показали научные исследования, затраты, связанные с реабилитацией пострадавших, полностью окупают себя в ближайшие годы, за счет обретения ими трудоспособности, участия в народнохозяйственных процессах, производства продукции, и соответственно, уменьшения выплат по пенсионному обеспечению и по больничным листам.

Все это определяет большую социально – экономическую значимость восстановительного лечения.

Настоящие Рекомендации предназначены для проектировщиков и организаторов здравоохранения и могут быть использованы при разработке заданий на проектирование и собственно проектировании поликлиник восстановительного лечения.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data1/9/9011/

2. Восстановительное лечение (реабилитация), виды и задачи

1.2. Методы восстановительного лечения, используемые при

Реабилитацияили восстановительное лечение – этопроцесс и система медицинских,психологических, педагогических,социально-экономических мероприятий,направленных на устранение или возможноболее полную компенсацию ограниченийжизнедеятельности, вызванных нарушениемздоровья со стойким расстройствомфункций организма. Восстановительноелечение необходимо, когда у больногозначительно снижены функциональныеспособности, способности к обучению,нарушены трудовая деятельность,социальные отношения и т. д.

Видыреабилитации:

1.Медицинская реабилитация:

1)физические методы реабилитации(электролечение, электростимуляция,лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия);

2)механические методы реабилитации(механотерапия, кинезотерапия);

3)массаж;

4)традиционные методы лечения (акупунктура,фитотерапия, мануальная терапия,трудотерапия);

5)психотерапия;

6)логопедическая помощь;

7)лечебная физкультура;

8)реконструктивная хирургия;

9)протезно-ортопедическая помощь(протезирование, ортезирование, сложнаяортопедическая обувь);

10)санаторно-курортное лечение;

11)технические средства реабилитации;

12)информирование и консультирование повопросам медицинской реабилитации.

2.Социальная реабилитация.

3.Социально-бытовая адаптация:

1)информирование и консультирование повопросам социально-бытовой реабилитациипациента и членов его семьи;

2)обучение пациента самообслуживанию;

3)адаптационное обучение семьи пациента;

4)обучение больного и инвалида пользованиютехническими средствами реабилитации;

5)организация жизни пациента в быту(адаптация жилого помещения к потребностямбольного и инвалида);

6)беспечение техническими средствамиреабилитации (в программе указываютсянеобходимые мероприятия для созданиябытовой независимости пациента);

7)сурдотехника;

8)тифлотехника;

9)технические средства реабилитации.

4.Социально-средовая реабилитация:

1)проведение социально-психологическойи психологической реабилитации(психотерапия, психокоррекция,психологическое консультирование);

2)осуществление психологической помощисемье (обучение жизненным навыкам,персональной безопасности, социальномуобщению, социальной независимости);

3)содействие в решении личных проблем;

4)консультирование по правовым вопросам;

5)обучение навыкам проведения досуга иотдыха.

5.Программа профессиональной реабилитации:

1)профориентация (профинформирование,профконсультирование);

2)психологическая коррекция;

3)обучение (переобучение);

4)создание специального рабочего местаинвалида;

5)профессионально-производственнаяадаптация.

Взадачи реадаптации входит приспособлениебольного к новым условиям внешней среды,включая психосоциальное воздействие.

3. Структурный, процессуальный и результативный подход к контролю качества

Принятовыделять 3 компонента качества медицинскойпомощи и соответственно три подхода кобеспечению и оценке качества:

—структурноекачество (структурный подход);

—качествотехнологии (процессуальный подход);

—качестворезультата (результативный подход).

Структурноекачество — этокомпонент качества медицинской по­мощи,описывающий условия ее оказания.

Впонятие «условия» включа­ются:квалификация кадров, наличие и состояниеоборудования, рацио­нальностьиспользования оборудования, состояниезданий и помещений, лекарственноеобеспечение, организация диетическогопитания в медицинском учреждении,наличие и попол­нение расходныхматериалов и т.д.

Структурное качествоможет опреде­ляться как по отношениюк медицинскому учреждению в целом, сего мате­риально-технической базой,кадровым обеспечением, организациейрабо­ты, сервисными условиями (в этомслучае говорят овозможностях ЛПУ оказыватьмедицинские услуги должного уровня),так и к каждому меди­цинскому работникув отдельности. В последнем случаеоценивается его профессиональныекачества, т.е. сумма умений, знаний,навыков выполне­ния конкретныхлечебно-диагностических манипуляций.

Качествотехнологии — этокомпонент медицинской помощи, описы­вающийнасколько комплекс лечебно-диагностическихмероприятий, ока­занных конкретномубольному, был оптимален.

Важныйпринцип, лежащей в основе процессуальногоподхода к систе­ме обеспечения качества— это создание таких условий, когдаошибка кон­кретного исполнителя илислучайное отклонение от нормальногопроцесса выполнения медицинскойтехнологии не приводит к ухудшениюрезультата медицинской помощи.

Качестворезультата —это компонент качества медицинскойпомо­щи, описывающий отношениефактически достигнутых результатов сре­ально достижимым (планируемыми).В зависимости от оцениваемого объ­ектапод планируемыми результатами можнопонимать

—динамикусостояния здоровья конкретного пациента;

—результатылечения всех больных в ЛПУ за отчетныйпериод;

—состояниездоровья населения территории.

Источник: https://studfile.net/preview/3547709/page:34/

Medic-studio
Добавить комментарий