1.2. Современные представления о качестве медицинской помощи паци-

Современные подходы к качеству медицинской помощи

1.2. Современные представления о качестве медицинской помощи паци-

Уровень здоровья населения – один из стратегических показателей развития государства.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) доказано, что улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения ведут к ускорению экономического развития государства, росту его валового национального продукта.

Достичь указанных результатов, влияющих на прогрессивное развитие государства, невозможно без эффективной системы оказания качественной медицинской помощи гражданам.

На сегодняшний день в нашей стране развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации являются одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности, что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.

2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». За последнее десятилетие продолжительность жизни граждан Российской Федерации увеличилась более чем на 5 лет и продолжает расти. За 2015 г.

, по предварительным оценкам Росстата, продолжительность жизни составила 71,39 года (рост на 0,46 года по сравнению с 2014 г. – 70,93 года), у мужчин – 65,92 года (рост на 0,63 года, в 2014 г. – 65,29 лет), у женщин – 76,71 лет (рост на 0,22 лет, в 2014 г. – 76,49 лет).

Качество и продолжительность жизни граждан напрямую зависят от качества и доступности медицинской помощи.

Понятие качества медицинской помощи включает в себя совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основные принципы охраны здоровья были заложены в 2011 г.

Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым определены права граждан в сфере охраны здоровья, в том числе право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Также указанный закон определяет обязанности граждан заботиться о сохранении своего здоровья, проходить медицинские осмотры, обследование и лечение, а также проводить профилактику заболеваний. Для лиц, находящихся на лечении, установлена обязанность соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Статей 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается в том числе предоставлением мед цинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016г., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016г.

», устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Порядки и правила оказания медицинской помощи утверждают унифицированные требования к условиям оказания медицинской помощи и являются лицензионными требованиями к субъектам ее оказания.

Стандарты медицинской помощи и метод оплаты медицинской помощи по клиникостатистическим группам в свою очередь являются экономической составляющей для планирования в здравоохранении и расчета стоимости оказываемой медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования. Программой утверждены критерии качества и доступности медицинской помощи. Из указанного следует, что качество процесса оказания медицинской помощи и ее доступность непосредственно связаны с экономическими ресурсами, заложенными на их реализацию.

Проведенная модернизация здравоохранения позволила провести беспрецедентное техническое переоснащение медицинских учреждений. Актуализированы ранее утвержденные порядки оказания медицинской помощи и продолжается разработка новых.

В 2015 г. разработаны порядки по паллиативной и гериатрической помощи, по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Разработаны и утверждены 1199 клинических рекомендаций (протоколов лечения) по основным классам заболеваний, охватывающих более 90% основных нозологических форм и более 6 тыс.

моделей пациентов с учетом тяжести и особенностей течения заболевания.

В ближайшей перспективе национальные клинические рекомендации будут также содержать индикаторы качества оказания медицинской помощи, что позволит учитывать их при проведении ее экспертизы.

В настоящее время данная работа активно ведется Министерством здравоохранения Российской Федерации и Росздравнадзором.

Все эти реализованные мероприятия предоставляют руководителям лечебных учреждений и медицинскому сообществу достаточную базу для организации качественной медицинской помощи, и крайне важно, чтобы эта база использовалась эффективно.

Достижение указанной задачи, на наш взгляд, невозможно без применения ресурсосберегающих технологий в здравоохранении, к которым относятся:

  • обеспечение условий для круглосуточной загрузки и постоянного эффективного использования медицинского оборудования, в том числе дорогостоящего, а также специализированных дорогостоящих подразделений медицинских организаций, таких как операционные, отделения реанимации и интенсивной терапии, лаборатории, стерилизационные отделения и др.;
  • централизация системы закупок медицинской продукции для нужд медицинских учреждений и их структурных подразделений, в том числе с учетом возможности применения дженериковых препаратов, а также использование подходов фармакоэкономического анализа;
  • маршрутизация пациентов в зависимости от профиля и тяжести патологии;
  • оптимизация числа медицинских организаций всех форм собственности.

В целях совершенствования подходов к общему управлению качеством, в том числе в здравоохранении, в мире разработаны и внедряются различные системы менеджмента качества. При их анализе нами установлено, что сегодня JCI – это наиболее цитируемая программа (упоминется более чем в 91% публикаций), посвященных вопросам аккредитации. Системы аккредитации медицинских организаций работают практически во всех странах мира на добровольной (большинство) и обязательной основе.

Подходы к системе менеджмента качества медицинской помощи в здравоохранении Российской федерации на сегодняшний день представлены несколькими отраслевыми стандартами, в том числе:

  • ГОСТ Р 52623.1-2008 Национальный стандарт Российской Федерации «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования»;
  • ОСТ 91500.09.0001-1999 «Протоколы ведения больных. Общие требования»;
  • ОСТ ТО № 91500.01.0005-2001 «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»;
  • ОСТ ПКСЗ № 91500.01.0006-2001 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении»;
  • ОСТ 91500.01.0004-2000 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования».

Указанной базы, наряду с необязательностью ее исполнения, недостаточно для реализации эффективного подхода к системе организации внутреннего контроля медицинских организаций, в связи с чем важным направлением дальнейшего развития медицинской отрасли является внедрение в клиническую практику медицинских организаций процедуры внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, основанной на стандартизованных подходах к ее проведению. Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их обязательного и добровольного многократного ипользования, направленная на достижение упорядоченности в сфере оказания медицинской помощи.

Стандартизации в здравоохранении подлежат структура, процесс и результат. В целях создания условий для систематизации процесса организации оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации Минздравом России утвержден приказ от 07.07.

2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», в котором приводится перечень заболеваний и состояний, при которых применяются критерии (в том числе новообразования, болезни эндокринной и нервной системы, крови, кроветворных органов, органов дыхания, беременность, роды, послеродовой период и др.), а также определены критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также в стационарных условиях и условиях дневного стационара. К таким критериям относятся в том числе ведение медицинской документации, первичный осмотр пациента, сроки оказания медицинской помощи, установление предварительного диагноза, формирование плана обследования пациента и т.д.

Важным разделом в дальнейшей процедуре стандартизации является унификация ряда процессов непосредственно в медицинских организациях.

Это касается таких направлений в их деятельности, как система управления персоналом; идентификация личности пациентов; эпидемиологическая безопасность (профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи); лекарственная безопасность; контроль качества и безопасности обращения медицинских изделий; организация экстренной и неотложной помощи в стационаре; преемственность медицинской помощи; профилактика рисков, связанных с оперативными вмешательствами, переливанием донорской крови и ее компонентов; организация ухода за пациентами, профилактика пролежней и падений; организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины и клинических рекомендаций. Росздравнадзор на основании изучения международного и отечественного опыта и с учетом требований действующего законодательства Российского законодательства разработал практические рекомендации по внедрению в медицинских организациях системы менеджмента качества «Предложения по совершенствованию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационар)», что позволит стандартизировать процессы оказания помощи в стационарных медицинских организациях на всей территории страны. Начато их пилотное внедрение в медицинских организациях субъектов Российской Федерации. Более подробная информация об указанных Предложениях опубликована в журнале «Вестник Росздравнадзора» (№ 2, 2016). Также важными направлениями в обеспечении соблюдения прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь являются государственный контроль качества и безопас- ности медицинской деятельности, положение о котором утверждено Постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152, и комплекс мер административно-правового принуждения, применяемый в сфере государственного контроля и надзора органами исполнительной власти к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Последнее включает в себя собственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В зависимости от конкретного основания и целевой направленности, а также специфики вызываемых неблагоприятных последствий в структуре пресекательно-наказательного комплекса административно-принудительных мер, применяемых контрольно-надзорными органами исполнительной власти, логично было бы выделить следующие виды однородных мер:

1. Обеспечительные пресекательно-наказательные – меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

2. Меры административной ответственности – назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

3. Ретроспективные наказательные меры – меры по предупреждению причин и условий совершения административных правонарушений: вынесение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.

В заключение хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в постоянно изменяющихся условиях устойчивого тренда развития отечественной системы здравоохранения стандартизация организации оказания медицинской помощи крайне необходима и должна затрагивать как требования к условиям оказания медицинской помощи, оплате медицинских услуг, так и процессов и ресурсов внутри медицинских организаций, а также иметь пациентоориентированную направленность, что требует пристального внимания на всех уровнях организации управленческого и лечебного процесса.

Сведения об авторах: Мурашко Михаил Альбертович – доктор медицинских наук, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Москва) Шарикадзе Денис Тамазович – советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Москва) Кондратьев Юрий Алексеевич – советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере

здравоохранения (Москва)

Источник: https://www.vshouz.ru/journal/2016-god/sovremennye-podkhody-k-kachestvu-meditsinskoy-pomoshchi/

Качество медицинской помощи и система его обеспечения лекция 2

1.2. Современные представления о качестве медицинской помощи паци-

1. Качество медицинской помощи.В целом под «качеством» принято понимать:1. Совокупность характеристик данного объекта, отличающих его от других объектов. Например, чем меди-цинская деятельность отличается от фармацевтической деятельности и т. д.2.

Степень превосходства потребительских свойств объекта по сравнению с другим объектом, имеющим то же функциональное назначение. Например, чем ультразвуковые аппараты с более высокой разрешающей способностью отличаются от аналогичных, но с меньшей степенью разрешения и т. д.

 Одним из основных препятствий для создания системы обеспечения качества в медицине является отсутствие согласованного представления о том, что следует понимать под «качеством медицинской помощи».

Согласно рекомендаций рабочей группы по обеспечению качества Европейского регионального бюро ВОЗ (1991) деятельность по контролю и обеспечению, качества медицинской помощи должна осуществляться с учетом четырех компонентов:1. безопасности медицинской помощи;2. доступности медицинской помощи;3. оптимальности медицинской помощи;4. удовлетворенности пациентов.

Выделяют три составляющие качества медицинской помощи:

1. структурное качество (качество структуры);2. качество технологии (качество процесса);3. качество результата.

Структурное качество — это составляющая качества медицинской помощи, описывающая условия ее оказания.

В понятие «условия» включают: квалификацию кадров, наличие и состояние оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение, рациональность использования всех видов ресурсов, финансирование ЛПУ и т. д.

Структурное качество может определяться на двух уровнях: 1 уровень: по отношению к медицинскому учреждению в целом с его материально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией работы, сервисными условиями. Условия оказания медицинской помощи в учреждении могут оцениваться самим ЛПУ, органом управления здравоохранением, субъектами, осуществляющими оплату оказываемых медицинских услуг.

Наиболее полная оценка осуществляется в процессе лицензирования и аккредитации медицинских учреждений.2 уровень: по отношению к каждому медицинскому работнику в отдельности.

В этом случае оцениваются профессиональные качества медицинского работника. Процедура оценки сводится к сдаче экзаменов и зачетов по окончании прохождения той или иной формы последипломной подготовки, а также аттестации и сертификации персонала.

Качество технологии — это составляющая качества медицинской помощи, описывающая процесс оказания медицинской помощи.

Качество технологии описывает алгоритм оказания медицинской помощи от момента постановки диагноза до окончания лечения и характеризует, насколько был оптимален комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному.

При этом предполагается, что объем выполненных манипуляций должен быть не меньше, и не больше оптимального, а последовательность их выполнения строго выдержана. Если на лечение больного было затрачено больше средств, чем это необходимо, такая помощь не будет признана качественной, даже при достижении хороших результатов лечения.

 Качество технологии оценивается только на одном уровне — по отношению к конкретному пациенту с учетом клинического диагноза, видов сопутствующей патологии, возраста больного и других биологических факторов.

Одним из параметров, характеризующих качество технологии, может являться наличие или отсутствие врачебных ошибок. 

(Врачебная ошибка — это такое действие или бездействие врача при оказании помощи пациенту, которое способствовало или могло способствовать увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов и неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой.) 

Качество результата — это составляющая качества медицинской помощи, описывающая результат оказания медицинской помощи. То есть – отношение фактически достигнутых результатов к планируемым. В зависимости от оцениваемого объекта под планируемыми результатами понимают:1. динамику состояния здоровья конкретного пациента;2.

результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период;3. состояние здоровья населения территории.Поэтому качество результата можно оценивать на трех уровнях: 1.

По отношению к конкретному больному — в этом случае оценивается, насколько, достигнутые результаты лечения данного пациента близки к возможным результатам его лечения с учетом клинического диагноза, возраста и т.д. 2. По отношению ко всем больным, обратившимся в ЛПУ за какой-либо период (обычно за год).

В практике лечебных учреждений используется множество параметров, характеризующих качество результата лечения. Особое место среди них занимают: летальность, послеоперационная летальность, частота послеоперационных осложнений.3. По отношению к населению в целом, т.е. качество результата медицинского обслуживания населения.

Этот уровень оценки качества результата характеризуют показатели здоровья населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости и т. д.).Все составляющие качества связаны между собой и оказывают влияние друг на друга:

При низком уровне качества структуры довольно сложно обеспечить приемлемый уровень качества технологии. Нарушение технологии диагностики и лечения в большинстве случаев приведет к неблагоприятным результатам лечения.

Высокий уровень структурного качества — только потенциальная, но не всегда реализуемая возможность иметь высокий уровень качества технологии и результата. Такую взаимозависимость определяют как «принцип негатива».

 

2.

Система обеспечения качества медицинской помощи.

В системе качества медицинской помощи выделяют три взаимосвязанных элемента:1. участники контроля (т. е. кто должен осуществлять контроль);

2.

средства (с помощью чего осуществляется контроль);

3. механизмы контроля (т.е. последовательность действий).

Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на два звена:

1. ведомственное: медицинские учреждения и органы управления здравоохранением;2.

вневедомственное: общественные объединения потребителей; лицензирующие органы здравоохранения; страховые медицинские организации; профессиональные медицинские ассоциации; фонды обязательного медицинского страхования; исполнительные органы Фонда социального страхования; государственные медицинские образовательные учреждения; страхователей; органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.

1. Ведомственное звено осуществляет контроль всех компонентов качества медицинской помощи, и включает:

1. оценку состояния и использования кадровых и материально -технических ресурсов ЛПУ;2. оценку профессиональных качеств медицинских работников (аттестация персонала);3. экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;4. выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и ставших причиной снижения эффективности медицинской помощи;5. подготовка рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;6. изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);7. расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;8. выбор наиболее рациональных управленческих решений и контроль за их реализацией.На уровне ЛПУ контроль качества медицинской помощи осуществляется: — заведующими подразделениями (первая ступень экспертизы);— заместителями руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др. (вторая ступень экспертизы);— клинико-экспертными комиссиями учреждения (третья ступень экспертизы).На уровне органа управления здравоохранением контроль качества осуществляется:— клинико-экспертными комиссиями органов управления всех уровней;— главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней;

В необходимых случаях привлекаются сотрудники вузов, НИИ и других учреждений на договорной основе.

2.

Вневедомственное звено контроля качества включает: 1) анализ результатов оказания медицинской помощи населению; 2) изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью; 3) проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком; 4) проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями; 5) контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность; 6) оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи; 7) контроль правильности применения тарифов и соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи и т.д.

Компетенция лицензирующего органа:

1) контроль за безопасностью медицинских услуг для пациента и персонала, их соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения и сертификации специалистов; 2) контроль за выполнением лицензионных условий; 3) выдача лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам; 4) участие в формировании вневедомственной медицинской экспертизы и регистра экспертов на территории субъекта Федерации.

Компетенция страховой медицинской организации:

1) организация и осуществление контроля качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными и внештатными экспертами в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского страхования; 2) определение соответствия представленных к оплате счетов за оказанные медицинские услуги их истинному объему и качеству (для обязательного медицинского страхования — и территориальной программе ОМС), с правом частично или полностью не возмещать затраты; 3) предъявление претензий и исков лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам и др. 

Компетенция страхователя:

1) осуществление контроля за соблюдением условий договора медицинского страхования; 2) получение необходимой информации об организациях, имеющих право осуществлять экспертизу качества медицинской помощи населению, и порядке их деятельности; 3) получение от страховщиков информации о состоянии медицинской помощи застрахованным и мерах по ее совершенствованию; 4) доведение до сведения застрахованных результатов экспертной оценки качества медицинской помощи и принятых мерах по ее улучшению; 5) перезаключение договора медицинского страхования при неоднократных и серьезных нарушений в оказании медицинской помощи.

Компетенция профессиональных медицинских ассоциаций (в пределах, определенных учредительными документами и Уставом):

1) организация экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной практиков, являющимися членами этой ассоциации; 2) участие в разработке стандартов качества медицинской помощи, программ и критериев подготовки повышения квалификации медицинских кадров, соглашений по тарифам на медицинские услуги; участие в формировании регистра экспертов; 3) участие в работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензированию деятельности учреждений здравоохранения, квалификационных экзаменационных комиссиях.

3. Основные средства контроля качества медицинской помощи.

К основным средствам контроля качества медицинской помощи относят:

1. медицинские стандарты;

2.

экспертная оценка;

3. показатели деятельности медицинского работника, ЛПУ показатели здоровья населения.

1. Стандарты – это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.

Достоинства медицинских стандартов как средства контроля качества медицинской помощи:1. это более объективное средство контроля по сравнению с экспертной оценкой.

2.

они характеризуются высокой «пропускной способностью». При использовании стандартов можно провести оценку большего числа объектов (например, случаев оказания помощи)

Недостатки медицинских стандартов как средства контроля качества медицинской помощи:

1. потребность в значительных финансовых и трудовых затратах при разработке стандартов.2.

невозможно разработать стандарты по всем составляющим качества медицинской помощи, учитывающие все многообразие факторов, влияющих на эту составляющую.

2.

Экспертиза качества медицинской помощи предусматривает сопоставление реальных условий оказания медицинской помощи, действий врача, достигнутых результатов лечения с мнением эксперта о том, какими они должны быть.

Достоинства экспертной оценки как средства контроля качества медицинской помощи: 1. использование экспертной оценки требует значительно меньших средств по сравнению с разработкой и использованием медицинских стандартов. 2. высококвалифицированный эксперт может учитывать все факторы, влияющие на уровень качества ме-дицинской помощи.Возможности учреждения оказывать медицинские услуги нужного уровня качества оцениваются в процессе аккредитации ЛПУ на основе экспертной оценки. В то же время согласно закону РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» аккредитация медицинских учреждений — это определение их соответствия установленным стандартам.3. Профессиональные качества медицинского работника оцениваются в процессе аттестации и сертификации персонала.Качество технологии и результат лечения конкретного больного оцениваются в настоящее время на основе экспертной оценки. Качество результата лечения всех пациентов ЛПУ и результата медицинского обслужива-ния населения оцениваются на основе использования показателей деятельности ЛПУ и показателей здоровья населения.

ещё файлы и статьи

Источник: http://RznGMU.ru/load/ozz/kachestvo_medicinskoj_pomoshhi_i_sistema_ego_obespechenija_lekcija_2/3-1-0-35

Качество медицинской помощи: определение, основные понятия

1.2. Современные представления о качестве медицинской помощи паци-

Качество —это совокупность характеристик объекта,относящихся к его способности удовлетворятьустановленные и предполагаемыепотребности.

Медицинскаяпомощь– совокупность лечебных и профилактическихмероприятий, проводимых при заболеваниях,травмах, беременности и родах, а так жес целью предупреждения заболеваний итравм.

Медицинскаяуслуга– это совокупность необходимых,достаточных, добросовестных, целесообразныхпрофессиональных действий медицинскогоработника, направленных на удовлетворениепотребностей пациента.

Качествоисполнения– характеристика, отражающая степень,в которой товар или предоставляемыеорганизацией услуги фактическиудовлетворяют потребности клиентов.

Качествосоответствия– характеристика, отражающая степень,в которой продукция или услуги ,предоставляемые организацией,соответствуют внутренним спецификациямтовара или услуги.

Качествомедицинской помощи -совокупность характеристик, подтверждающихсоответствие оказанной медицинскойпомощи имеющимся потребностям пациента,его ожиданиям, современному уровнюмедицинской науки, технологиям истандартам.

Надлежащеекачество медицинской помощи– это соответствие оказанной медицинскойпомощи современным представлением оее необходимом уровне и объеме приданном виде патологии с учетоминдивидуальных особенностей больногои возможностей конкретного медицинскогоучреждения.

Ненадлежащеекачество медицинской помощи– это несоответствие оказанной медицинскойпомощи общепринятым современнымпредставлением о ее необходимых уровнеи объеме при данном виде патологии сучетом индивидуальных особенностейбольного и возможностей конкретногомедицинского учреждения.

Качествомедицинской помощи– совокупность характеристик, подтверждающихсоответствие оказанной медицинскойпомощи имеющимся потребностям пациента,его ожиданиям, современному уровнюмедицинской науки, технологиям истандартам.

Выделяютследующие характеристики качествамедицинской помощи:

• профессиональнаякомпетенция;

• доступность;

• межличностныевзаимоотношения;

• эффективность;

• непрерывность;

• безопасность;

• удобство;

• соответствиеожиданиям пациентов.

Профессиональнаякомпетенция: Онаподразумевает наличие теоретическихзнаний и практических навыков медицинскихработников, вспомогательного персоналаи то, как они используют их в своейработе, следуя клиническим руководствам,протоколам и стандартам.

Доступностьмедицинской помощи: Этахарактеристика означает, что медицинскаяпомощь не должна зависеть от географических,экономических, социальных, культурных,организационных или языковых барьеров.Все барьеры должны быть сняты.

Межличностныевзаимоотношения: Этахарактеристика качества медицинскойпомощи относится к взаимоотношенияммежду работниками здравоохранения ипациентами, медицинским персоналом иих руководством, системой здравоохраненияи населением в целом.

Корректныевзаимоотношения создают атмосферупсихологического комфорта,конфиденциальности, взаимного уваженияи доверия. Важные элементы этихвзаимоотношений – искусство слушать иадекватно реагировать.

Все это способствуетформированию позитивной установкипациента на проводимое лечение.

Эффективность:Эффективностьследует рассматривать как отношениедостигнутого экономического эффектак затратам. Важность этой характеристикиопределяется тем, что ресурсыздравоохранения обычно ограничены, приэтом эффективно функционирующая системаздравоохранения должна обеспечиватьоптимальное качество медицинской помощиза счет рационального использованияимеющихся ресурсов.

Непрерывность:означает,что пациент получает всю необходимуюмедицинскую помощь без задержки,неоправданных перерывов или необоснованныхповторов в процессе диагностики илечения.

Обычно соблюдение этого принципаобеспечивается тем, что пациентанаблюдает один и тот же специалист,обеспечивая преемственность в работес коллегами.

Несоблюдение этого принципанегативно влияет на результативность,снижает эффективность и ухудшаетмежличностные взаимоотношения врачас пациентом.

Безопасность: означаетсведение к минимуму риска побочныхэффектов диагностики, лечения и другихпроявлений ятрогении. Это относитсякак к медицинским работникам, так и кпациентам. Соблюдение мер безопасностиочень важно при оказании не толькоспециализированной, но и первичноймедицинской помощи.

Удобство:подразумевается система мер, направленныхна создание оптимального лечебно-охранительногорежима: обеспечение комфорта и чистотыв медицинских учреждениях, рациональноеразмещение палат и лечебно-диагностическихподразделений, оснащение их современнойфункциональной медицинской мебелью,организация режима дня больного,устранение или максимальное уменьшениевоздействия неблагоприятных фактороввнешней среды и др.

Соответствиеожиданиям пациентов: Дляпациентов в конкретном медицинскомучреждении качество медицинской помощиопределяется тем, насколько она отвечаетих потребностям, ожиданиям и оказываетсясвоевременной.

Пациенты чаще всегообращают внимание на удобство,результативность,доступность,непрерывность медицинской помощи, навзаимоотношения между ними и медицинскомперсоналом.

Удовлетворенность пациентовмедицинской помощью зависит от оценкикачества жизни, связанного со здоровьем.

Результативность–«внешняя» эффективность, измеряющаядостижение целей организации (отношениедостигнутого результата к максимальновозможному, основанному на научныхданных).

Эффективность– внутренняя эффективность, экономичность,измеряющая наиболее рациональноеиспользование ресурсов, т.е.наименьшаястоимость медицинской помощи безснижения ее результативности.

Оптимальность– оптимальное соотношение затрат наздравоохранение и получаемых результатовв улучшении здоровья.

Приемлемость– соотношение оказанной помощи ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов и ихродственников.

Законность– соответствие социальным предпочтениям,выраженным в этических принципах,законах, нормах и правилах.

Справедливость,беспристрастность–принцип, который определяет обоснованноеи законное распределение медицинскойпомощи и льгот среди населения.

Источник: https://studfile.net/preview/2244263/

Medic-studio
Добавить комментарий