1.3.2. Виды цен на существующие медицинские услуги

Ценообразование в медицинских услугах

1.3.2. Виды цен на существующие медицинские услуги

Оглавление

     Введение 3

     1. Теоретические аспекты ценообразования на медицинские услуги 5

     1.1 Сущность и понятие медицинской услуги 5

     1.2  Методы ценообразования в сфере здравоохранения 7

     1.3. Схема ценообразования в здравоохранении 13

     2.   Ценообразование в сфере здравоохранения на примере МУЗ «Центральная городская больница» 17

     2.1 Характеристика деятельности МУЗ «Центральная городская больница» 17

     2.2 Процесс ценообразования в МУЗ Центральной городской больнице». 17

     Заключение 18

     Список используемой литературы 20 

      Медицинская помощь населению призвана обеспечить реализацию важнейшего социального приоритета – сохранение и улучшение здоровья граждан. При этом ответственность за качество медицинского обеспечения должно нести не только государство, но и субъекты, работающие на рынке медицинских услуг.

     В связи с переходом к рыночным отношениям лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Цены на рынке медицинских услуг, как правило, ниже себестоимости, так как определяются государственными медицинскими учреждениями. Разницу выплачивает или государство или пациент, или ЛПУ вынуждено не долечивать пациента в связи с нехваткой денег.

         Всё это сказывается на экономическом  положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.

         Одним из направлений хозяйствования является ценообразование.

     Этими вопросами занимались Шамшурина Н.Г. – кандидат экономических наук, доцент кафедры социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова (журнал  «Здравоохранение»), Макарова Т.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С.

, Индейкин Е.Н. Цены на медицинские услуги (из серии «Страхование здоровья: преимущества и недостатки»), Кокотов Д.В. «Понятие о сущности лечебно-профилактического учреждения в современных условиях» – журнал «Экономика и многие другие.

Обоснованная  методика установления цен, разумная ценовая  политика и последовательная её реализация являются необходимыми условиями эффективного функционирования медицинского учреждения в жёстких условиях рыночной экономики.

На сегодняшний день экономически обоснованное ценообразование является одной из наиболее актуальных и сложных проблем здравоохранения.

     Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений являются, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг, и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

     Устанавливаемые цены на лечебно-профилактические услуги должны покрывать издержки ЛПУ, быть достаточными для осуществления полноценных расчетов с республиканским и местными бюджетами, а также обеспечивать прибыль этому учреждению, достаточную для его развития и материального стимулирования работающих.

     Целью данной курсовой работы является изучение ценообразования на медицинские товары и услуги в рыночных условиях на примере МУЗ Центральная городская больница.

     Задачи:

     -отразить особенности ценообразования в сфере здравоохранения;

     – провести анализ медицинской деятельности ЛПУ;

     -моделировать маркетинговые решения по совершенствованию ценообразования ЛПУ.  

     1.1 Сущность и понятие медицинской услуги

     Медицинская услуга – определенная совокупность медицинских (лечебных, профилактических, диагностических) мероприятий, проводимых в отношении одного пациента, имеющих самостоятельное законченное значение. К пациенту (больному) относится потребитель медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью.

     Различают простые и сложные медицинские услуги.

     Простая медицинская услуга – неделимая медицинская услуга, имеющая законченное, самостоятельное лечебное или диагностическое значение (отдельные исследования, манипуляции, процедуры, оперативные вмешательства, а также посещения врача).

     Сложная медицинская услуга – набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений. Для стационаров это – пролеченный больной (“койко-день”), для амбулаторно-поликлинических учреждений – законченный случай лечения.

     Манипуляции, исследования и процедуры – отдельные медицинские мероприятия, направленные на оказание медицинской помощи, описываемые требованиями к технологиям их выполнения, но не имеющие самостоятельного законченного профилактического, диагностического, лечебного или реабилитационного значения, являющиеся вспомогательными элементами медицинских услуг.

     В настоящее время за медицинскую услугу при оказании стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи принимаются:

     – койко-день в стационаре;

     – койко-день в дневном стационаре при стационаре;

     – день лечения в дневном стационаре поликлиники.

     Под медицинской услугой при оказании амбулаторно-поликлинической 

     медицинской помощи понимается:

     – посещение врача в поликлинике;

     – посещение врача на дому;

     – диагностическое исследование

     Признаки медицинских услуг:

     – Профессиональный характер медицинской услуги. Только 

     действия квалифицированного специалиста, оказывающего медицинскую

     помощь, можно относить к услугам.

     2. Взаимное согласие продавца и покупателя услуги. При 

     данном ограничении  те ситуации, где медику приходится действовать, не

     дожидаясь согласия на оказание помощи, нельзя отнести к медицинской

     услуге.

     3. Возмездность оказания услуги.

     Любая профессиональная медицинская помощь оказывается на

     возмездной основе. Но в определенных случаях подобная помощь может оказываться безвозмездно, в силу наличия социальной ответственности медика.

     Таким образом, медицинская услуга — это какое-либо профессиональное действие, направленное на из-менение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом) в той или иной форме

     1.2  Методы ценообразования в сфере здравоохранения

     Цена – это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Стоимость медицинской услуги – это количество труда, вложенное в оказание медицинской услуги определенной качеством. 

     Ценообразование в системе здравоохранения является довольно сложным вопросом по ряду причин:

     1) Относительная новизна вопроса

     2) Существуют определенные трудности при расчете тарифов на медицинские услуги в связи с особенностью ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере в учреждениях здравоохранения

     3) Отсутствует отдельный учет по услугам, службам внутри отделения

     4) Медицинское учреждение имеет сложную структуру. Нельзя использовать одинаковую систему ценообразования для стационара, поликлиники и т.д.

     5) Сложность отношения тех или иных видов затрат к стоимости медицинских услуг в медицинском учреждении.

     6) Существование различных принципов расчета между медицинскими учреждениями и другими организациями, при обмене услугами с пациентом

     Общие принципы ценообразования:

     1. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на оказание медицинских услуг, их потребительские свойства и качества

     2. Цены должны обеспечивать получение прибыли медицинским учреждением для оказания дополнительных медицинских услуг

     3. Цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на каждый вид медицинской услуги

     4. Цены должны носить противозатратный характер и стимулировать улучшение качества услуг

     В здравоохранении несмотря на переход к рыночным отношениям цены на медицинские услуги формируются не по принципу спроса и предложения, а отражают затраты медицинского учреждения на оказываемые медицинские услуги.

     Стоимость услуги – это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. При этом процесс оказания услуги совпадает с процессом реализации.

     Цена медицинской услуги складывается из двух частей:

     1) Себестоимость – выраженные в денежной форме материальные затраты – и оплата труда в медицинском учреждении в расчете на единицу медицинских услуг. Себестоимость показывает, во сколько обходится медицинскому учреждению данная услуга.

     2) Прибыль

     Структура себестоимости (С/С):

     1. Заработная плата (Зп) – годовой фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование

     2. Годовой износ основного оборудования с учетом срока службы (О)

     3. Годовой износ дополнительного оборудования с учетом срока службы (Од)

     4. Годовой износ медицинского инструментария с учетом срока службы (И)

     5. Стоимость медикаментов, реактивов, потребленных медицинским учреждением на оказание определенной медицинской услуги (М)

     6. Стоимость мягкого инвентаря (в основном белье) с учетом срока службы (Б)

     7. Расходы на питание (П)

     8. Прочие расходы (Пр)

     Таким образом С/С =Зп+О+Од+И+И+Б+П+Пр

     Прибыль рассчитывается, исходя из уровня рентабельности, который в здравоохранении составляет 20-25 %, т.е. прибыль = С\С х 0,25

     Цена складывается из себестоимости и прибыли. Таким образом цена определяется по формуле: цена = С/С + (С/С х 0.25)

     Механизм формирования цен на медицинские услуги включает в себя следующие элементы:

Источник: https://student.zoomru.ru/price/cenoobrazovanie-v-medicinskih-uslugah/60189.482055.s1.html

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н

1.3.2. Виды цен на существующие медицинские услуги

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н
“Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 41, ст. 5628) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2013 г.

Регистрационный N 28186

Порядокопределения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации

(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н)

1. Настоящий Порядок разработан в целях определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые федеральными бюджетными и казенными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – учреждения).

2. Учреждения самостоятельно определяют цены (тарифы) на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

3. Цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20 процентов.

4. Учреждения за выполнение платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и праздничные дни имеют право применять к утвержденным ценам(тарифам) на эти услуги повышающий коэффициент, но не более чем:

за оказание платных медицинских услуг в ночное время – 30%;

за оказание платных медицинских услуг в выходные и праздничные дни – 50%.

Повышающий коэффициент не применяется при оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям.

5. Перечень оказываемых учреждением платных медицинских услуг, предусмотренных пунктом 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г.

N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 41, ст. 5628), цены (тарифы) на медицинские услуги, а также изменения в перечень платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) на медицинские услуги утверждаются приказом учреждения.

6. Копия приказа учреждения об утверждении перечня платных медицинских услуг и цен (тарифов) на медицинские услуги либо о внесении изменений в данный приказ направляются в Министерство здравоохранения Российской Федерации не позднее трех рабочих дней со дня его издания.

Установлено, как определяются цены (тарифы) на платные медицинские услуги, предоставляемые госучреждениями, находящимися в ведении Минздрава России.

Учреждения сами определяют цены (тарифы) на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности, а также на содержание своего имущества. Указано, что при этом учитывается.

Цены (тарифы) устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг. При этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%.

За оказание платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и праздники можно применять к ценам (тарифам) повышающий коэффициент, но не более чем 30% и 50% соответственно.

Повышающий коэффициент не применяется при оказании медпомощи в неотложной форме, в т. ч. женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям.

Перечень платных медицинских услуг, цены (тарифы), а также изменения цен (тарифов) и указанного перечня утверждаются приказом учреждения.

Копия приказа направляется в Минздрав России не позднее 3 рабочих дней с даты его издания.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н “Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2013 г.

Регистрационный N 28186

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 26 апреля 2013 г. N 92

Источник: https://base.garant.ru/70365858/

Виды цен на медицинские услуги

1.3.2. Виды цен на существующие медицинские услуги

Истинно рыночной является свободная цена, устанавливаемая и регулируемая спросом и предложением. При переходе к рыночной экономике подходы к ценообразованию меняются и используются различные виды цен. В настоящее время в здравоохранении России используется так называемая затратная модель ценообразования.

Сформированная с учетом затрат ресурсов (рабочей силы, лекарств, материалов, оборудования) цена согласно финансовому законодательству разбивается на не облагаемую налогом прибыль (себестоимость) и облагаемую налогом прибыль (собственно прибыль).

Цена = себестоимость продукции (услуги)+нормативная или расчетная прибыл надбавка (скидки) к цене.

1. Бюджетные цены.

Они использовались в здравоохранении и в условиях НХМ для обоснования финансирования медицинских учреждений, работающих на принципах коллективного (бригадного) или арендного подряда. Величина бюджетных цен не зависела от реальных издержек медицинского учреждения. Бюджетная цена разрабатывалась, исходя из расходов по смете.

Цена единицы продукции = Сумма расходов по смете/Сумма единиц продукции

Сумма единиц продукции – отдельные медицинские услуги, законченный случай лечения, койко-день, пролеченный больной и т.д.

В настоящее время бюджетные цены продолжают использоваться при прямом государственном, бюджетном финансировании работ, выполняемых медицинскими учреждениями.

2. Платные медицинские услуги.

Данный вид цен появился в середине 80-х годов в связи с ухудшением бюджетного финансирования здравоохранения и из-за экономического спада в стране. В этот период разрабатывались государственные цены на платные медицинские услуги. Они сформировались территориальными прейскурантами, реже прейскурантами отдельных учреждений.

Цены рассчитывались по классической формуле и представляли собой сумму себестоимости (фактические затраты на производство медицинских услуг) и прибыли в размере отраслевого или территориального коэффициента (% себестоимости услуги).

Аналогично формируются цены на платные медицинские услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в настоящее время.

Цена – это частное от деления суммы затраченных средств на количество произведенной продукции (услуг).

3. Прейскурантные цены.

Прейскурантные цены – это цены с указанием прейскуранта (списка) цен на медицинские услуги с проведением собственных расчетов.

Такие расчеты и их сопоставление с прейскурантными ценами необходимы для коррекции деятельности медицинских учреждений при несоответствии цен учреждения, учитывающих реальные затраты, прейскурантным государственным ценам. Конкретному ЛПУ выгоднее работать по собственным ценам на платные медицинские услуги.

4. Договорные цены.

Договорные цены утверждаются прямым договором исполнителя медицинских работ (медицинского учреждения) и юридического лица (предприятия, организации, фирмы) – заказчика работ.

Договорные цены наиболее близки к свободным, они учитывают спрос и предложение, информацию о ценах конкурентов.

Эти цены устанавливаются на дополнительные виды работ и стимулируют развитие новых видов обслуживания, позволяют поправить экономическое положение ЛПУ и сохранить для населения необходимое медицинское обслуживание.

Договорные цены включают полные затраты на медицинские услуги и сопутствующие работы, а также прибыль в размере, соответствующем интересам договаривающихся сторон. Договорные цены на медицинские услуги на рынке медицинских услуг определяются соотношением спроса и предложения.

В настоящее время сфера использования договорных цен – добровольное медицинское страхование и частная медицина.

5. Тарифы на медицинские услуги.

На медицинские услуги по программе ОМС устанавливаются тарифные цены. Тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальной программы ОМС и состав этих расходов, причем себестоимость и прибыль в структуре затрат не выделяются, как при бюджетных ценах.

Тарифы – это всегда неполная цена. Они применяются при наличии ограничений, когда цену необходимо подогнать под имеющийся объем финансовых средств.

3. Стандартизация в здравоохранении.

Наличие стандартов медицинской помощи является необходимым условием для решения проблемы контроля объема и качества медицинского обслуживания.

Выделяют различные виды стандартов (диагностики, лечения, технологий, объема, количества, качества и т.д.) и уровни их предназначения (территориальные, городские, учрежденческие и т.д.).

Стандарты используются при оценке процесса оказания медицинской помощи, структуры медицинской помощи, стоимости лечения. В практике страховых организаций применяются медико-экономические стандарты, объединяющие стандарты медицинских технологий, требования к результатам лечения и сроки лечения при определенных заболеваниях.

Медико – экономические стандарты – это обоснование приемов медицинской помощи и необходимых ассигнований на основе клинико-статистических групп (КСГ), разрабатываемые по результатам анализа закономерностей и тенденций потребления медицинских услуг различными возрастно-половыми и социальными группами населения в связи с уровнем и динамикой заболеваемости.

Медицинский стандарт ориентирует медицинский персонал на требуемое КМП и с определенной вероятностью гарантирует получение необходимого результата лечения пациентов.

Следует отметить, медицинская помощь не поддается полной стандартизации, поскольку нельзя всех пациентов с определенной патологией лечить одинаково и добиваться одинакового результата.

Технологический стандарт – время, затраченное на данную услугу либо отраслевой норматив, количественный и качественный состав медицинских работников оказывающих медицинскую услугу, виды и количество потребляемых для этой услуги медикаментов.

.

Источник: https://mylektsii.ru/8-91490.html

5.2. Виды цен на новые медицинские услуги

1.3.2. Виды цен на существующие медицинские услуги

Медицинскаяуслуга можетбьпъ определена как товар, имеющийценность для человека из-за своейспособности удовлетворять его потребностиличного здоровья и являющийся средствомрешения проблем, возникающих из-занеудовлетворительного здоровья. Длямедицинских услуг характерна изначальнаянестабильность спроса, их нерегулярностьи непредсказуемость.

Этосвязано с тем, что медицинскиеуслугиприносят облегчение только в случаеболезни, отклонения от нормальногосостояния здоровья. Во время предоставлениямедицинскихуслугвсегда возникают морально – этическиеаспекты,так как потребитель МУ (пациент) вынуждендоверять продавцу МУ (врачу) в связи сневозможностьюпроверить качество услуги до ее получения.

По сравнению с другими услугами, качествоМУ наиболее неопределенно, как инеопределенными не всегда предсказуемымостается результат лечения.

По даннымопросов, 3/4взрослого населения и 90 % детей являютсяпостояннымипотребителями МУ, из них лица в возрасте35-49 лет наиболее активно участвуют всохранении своего здоровья, являясьпотенциальнымипотребителями платныхМУ и МУ, предоставляемыхсистемой ДМС.

Среди потребителей платныхМУ преобладают семьи со среднедушевымдоходом вышесреднего, а среди потребителей МУ,предоставляемыхсистемой ДМС, – служащие с высшимобразованием. За годыреформ в системе ОМС сформировалсясвой, «теневой» рынокМУ и около половинынаселения (включая безработныхи пенсионеров) хотя быраз оплачивали МУ непосредственноисполнителю услуги. Ценыв этом,«теневом», нелегальном рынкеМУ, как правило, отражают реальнуюконъюнктуру рынкаМУ.

Цена медицинскихуслуг играетключевую роль, так как определяет испрос, и предложение на рынкемедицинских услуг. Для медицинскихуслуг применяются:

  • монопольные цены (устанавливаются производителем);

  • номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной прибыльности;

  • оптовые цены (для организации отпускается большое количество товара со значительной скидкой);

  • розничные цены с учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца);

  • рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей выгоды);

  • скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий);

  • твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).

При оценкеконкурентоспособности ценообразованиеиграет важнейшую роль, так как стоимостьмедицинских услуг нередко выступаетглавнымкритерием при выборепотребителя услуги (пациента), особенноу пенсионеров и безработных.

Для того, чтобыстроить прогнозыотносительного изменения величиныспроса или предложения при изменениицены,необходимо знать количественныепараметрыэтихизменений.Наиболее распространенной количественнойхарактеристикой спроса является такназываемаяэластичностьспроса.Различают три вида характеристикэластичностиспроса.

Этоценовая эластичность,эластичностьпо доходу, перекрестная эластичностьпо различнымтоварам. Ценовая эластичностьизмеряется как отношение процентногоприращения объема спроса на товар кпроцентному уменьшению ценыданного товара при прочих равныхусловиях.

Она показывает,на сколько процентов увеличится объемспроса при уменьшении ценытовара на один процент. Спрос набольшинство медицинских услуг обладаетнизкой эластичностью,этои означает, что коэффициентэластичностименьше единицы.

Количественноевыражениеэластичностиспроса отражает особенности потребительскогоповедения именно данной страны,так как она определяется совокупностьюпотребительских предпочтений, уровнейдохода населения, свойствами национальногохарактера, общим развитием экономики.

Поэтомупереносить характеристику эластичности,полученную по даннымодной страныили региона,наусловиядругой страныили региона обычнонеправомерно. Однако общее правилозаключается в том, что чем настоятельнейпотребность, которую удовлетворяетданная услуга, и чем меньше заменителейу нее, тем ниже будет эластичностьпо цене.

В нашей стране пока отсутствуютрасчетыэтогокоэффициента,что связано с меняющимися условиямижизни населения, однакоможнопредположить следующее.

Во-первых,низкий средний уровень жизни подавляющейчасти населения не позволяет емуотвлекать заметныесредства на оплату медицинских услуг,во-вторых,отсутствие имиджа здорового образажизни не ведет к увеличению удельноговеса в доходах населения затрат наподдержание и сохранение своего здоровья.Таким образом, определяя стратегиюразвития здравоохранения, трудноиспользовать изменение цен на медицинскиеуслуги как метод сбалансированностиспроса и предложения.

Предложениемедицинских услуг также будет зависетьне только от цены,но и от других факторов: цена используемыхресурсов, налоги и дотации, количествопроизводителей данныхуслуг. Последнее обстоятельство имеетособое значение.

Не случайно американскиеэкономисты,учитываяасимметричность информации, присущейздравоохранению, говорят о своеобразномзаконе. Суть этогозакона: чем больше хирургов, тем большепроизводится операций,то есть медицинские работники уже самимсвоим присутствием порождают дополнительнмйспрос.

Формирование спроса и предложенияна медицинские услуги, а такжеценообразование находятся в определеннойзависимости от многих факторов. Приэтомохрана здоровья населения зависит нетолько от эффективногофункционирования рынкамедицинских услуг, но и от целого рядадругих рынков,тесно связанныхмежду собой.

Если рассматривать толькофункционирование медицинских учреждений,то они, прежде всего, выступаютна двух основныхрынках:на рынкересурсов и на рынкемедицинских услуг.

Рынокресурсов включает в себя рыноктрудовыхресурсов и рынокматериальныхресурсов. Этотрынокснабжает медицинские учреждениямедицинским оборудованием, лекарственнымипрепаратами, инструментами.

Действуяна этомрынке,медицинские учреждения покупаютнеобходимыересурсыи совершают платежи, которыевыступаютв виде заработной платыи доходов владельцев ресурсов.

На рынкересурсов медицинские учреждениявыступаютв роли покупателей, на рынкемедицинских услуг – продавцами.

Одним из главныхправил маркетинговой деятельностиявляетсямногоканальностьсбытаи реализации товара (услуг).Наличие многих групп потребителейразного пола, возраста, социальногоположения, заинтересованныхв данном виде услуг, может поддерживатьсяна основе постоянного психологическоговоздействия на потребителя (реклама).

Медицинскиеуслуги, каки любой товар, имеют свои стадии жизненногоцикла, знание которыхимеет важное значение в маркетинге:

  1. Стадия введения услуги на рынок;

  2. Стадия роста потребности;

  3. Стадия зрелости и насыщения;

  4. Стадия упадка потребности.

Существуют 3 типамаркетингового контроля: контрольисполнения годового плана, контрольприбыльностии контроль исполнения стратегическихустановок.

Медицинскиеучреждения при маркетинге медицинскихуслуг должныучитывать: возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность,структура заболеваемости) ; возможностилечебного учреждения (оснащенность,состояние кадров, лицензирование услуг,фондовооруженность новой техникой,опыткоммерческой деятельности);качество,уровень и доступность медицинских услуг(набор услуг, их количество, дополнительные,желательныеи обязательныеуслуг, возможности совершенствованияи обновления услуг, их новизна, практическийи медицинский эффекти др.); конкуренцию (количество аналогичныхуслуг, их качество и эффективность,оснащенность новейшей техникой,профессиональныйуровень специалистов и их авторитет вдругих учреждениях).

Стратегиямаркетинга(поведениена медицинскомрынке)подразделяется на стратегиив отношении продукта (услуги) и стратегиив отношении рынка.Направлениями стратегии маркетингадля медицинских учреждений могут бытъследующие:

  1. Повышение качества потребительских свойств товара (услуги) . Например, для центров ГСЭН – это использование приборов с высокой разрешающей способностью и высокой точностью для оценки состояния окружающей среды, экспресс-методик.

  2. Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.

  3. Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной услуге, производству.

  4. Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.

  5. Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность использования и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и др.

Одним из видовмаркетинговой стратегии в современномздравоохранениидолжнастать стратегия социально-этическогомаркетинга, которая предполагает ведениелечебно-профилактической деятельности,продажи товаров и услуг для отдельныхспециальныхгрупп населения (пенсионеров, ветерановвойныи труда, блокадников, одиноких,малообеспеченных,многодетных,лиц с социально значимымизаболеваниями и др.) . В коммерческойдеятельности должна обязательно бытьпредусмотрена программаспонсорства, бесплатности, сниженияцен, благотворительности, честности,этическойнаправленности. Благоприятныйимидж медицинской организации, ееискренняя благотворительность создаютпсихологическое доверие и, в конечномсчете – медицинский и экономическийэффект.

Ключевымпонятием, выражающимсущность рыночныхотношений, является понятие конкуренции.

В общем случае конкуренцию можноопределить как тип взаимоотношениймежду производителями по поводуустановления цен и объемов предложениятоваров и услуг, а также между потребителямипо поводу формирования цен и объемаспроса на рынке.

С позиции структурной организации рынкаопределяющее значение имеет число производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей),участвующих в процессе обмена. Взависимости от соотношения междуколичеством производителей и количествомпотребителей различают следующие видыконкурентныхструктур:

  • рынок совершенной конкуренции,

  • олигополия,

  • монополия,

  • монопсония,

  • монополистическая конкуренция.

Каждая из структуримеет свои особенности формированияцены,спроса и предложения. Так рыноксовершенной конкуренции предполагаетналичие большого числа самостоятельныхпроизводителей некоторого однородноготовара с одной стороны,и массыобособленныхпотребителей данного товара – с другой.

Структура связи такова, что каждыйпотребитель в принципе может приобреститовар у любого производителя, сообразуясьс собственной оценкой полезности товараи его ценой. Каждыйпроизводитель может продать товарлюбому потребителю, сообразуясь ссобственной выгодой.

Ни один из потребителей не приобретаеткакую-либо существенную часть от общегообъема предложения и ни один изпроизводителей не может удовлетворитьсколько-нибудь существенную долю отобщего спроса. Рыноксовершенной конкуренции – наиболееэффективнаяструктура, позволяющая наилучшим образомраспределить ресурсы.

Если жевозникают какие-либо объективныеограничения для продавцов и покупателей,то тогда мыимеем дело со структурами несовершеннойконкуренции,требующимидополнительнойкорректировки со стороныгосударства.

Анализируя с этихпозицийсферуздравоохранения во многих развитыхстранах, следует отметить наличие такихограничений, выступающихв самыхразличныхформах.

Так, например, важную роль вискусственном сдерживании предложения медицинских услуг в США играетАмериканская медицинская ассоциация,объединяющая около половинывсехчастнопрактикующих врачей.

Еюограничиваются набор на медицинскиефакультеты,увеличивается плата за обучение,контролируется приток врачей-эмигрантови их доступ к занятиям медицинскойпрактикой. Без ведома ассоциации немогут быть одобренысколько-нибудь значительныеинициативы,касающиеся медицинского обслуживания.

Необходимо отметитьналичие дополнительныхискусственныхбарьеров для производителей медицинскихуслуг при их выходена рынок:частыеаттестации, необходимость полученияновой лицензиипри переезде врача из штата в штат ит.п.

Этосвязано с тем, что в чисто экономическомплане для уже сформировавшегосяспециалиста существует относительнаялегкость выходана рынокмедицинских услуг и ухода с него, таккак оказание многих видов медицинскойпомощи не связано с крупнымипервоначальнымизатратами, значительнымстартовымкапиталом (в отличие от деятельности впромышленности,торговле).

С другой стороны,динамический спрос, появление новыхпотребностей и “ниш” на рьшкемедицинских услуг и сопутствующихтоваров активно привлекают в этусферу новыхспециалистов и псевдоспециалистов.

Поэтому вполне понятно стремление ужеустоявшегося контингента производителейвсеми возможными,и не только экономическими,средствами минимизировать вероятностьпоявления на рынкепотенциальныхконкурентов, ограничить предложение,максимизировать ценыи доходы.

Отмеченныевышеограничения конкуренциии информации означают, что рынокмедицинских услуг будет существенноотличаться от рынкасовершенной конкуренции. В условияхсовершенной конкуренции, в случаях,если фирма открываетлучший способ производства какого-либотовара, она просто снижает ценыи таким образом отбирает покупателейу других производителей.

Производствовсегда эффективно,а ценыотражают издержки производства наиболееумелыхпроизводителей. Если этиусловия не выполняются,то могут выжитьи те производители, у которыхценызначительно превысятиздержки производства.

Когда товар неоднородени покупатель не слишком хорошоинформирован, тогда ему сложно определить,что означает более низкая цена – сигнало возможности более выгоднойпокупки или о низком качестветовара. А когда покупатели информированыо ценах, то фирмымогут их поднять вышеуровня цен равновесия только приограничении числа продавцов.

Исходя из приведенного сравнения, можноутверждать, что рынокмедицинских услуг, с точки зренияорганизационной структуры,является рынкомнесовершенной конкуренции. При этомпо своим основнымхарактеристикам он в большей мереприближается к структурам, которыев экономическойтеории классифицируются как рынокмонополистической конкуренции имонополия. Этиобстоятельства неизбежно накладываютсвой отпечаток на поведение производителей, изменение ихпервоочередннх целей, системуценообразования, что также требуетспецифического регулирования происходящихпроцессов в этихрыночныхструктурах со стороныгосударства.

В условиях широкогоиспользования медицинского страхованиярынокуслуг можетбьпъ представлен следующими видами:страховымрынком,рынкоммедицинских услуг по системе страхованияи свободнымрынкоммедицинских услуг. Что же касается рынкаресурсов, то он также может бытьопределеннымобразом классифицирован. Эторынокмедицинского оборудования, рыноклекарственныхпрепаратов, рыноктруда.

Рынокмедицинских услуг и рынокресурсов связанымежду собой самымтеснымобразом. С одной стороны,спрос на рынкересурсов является производнымот спроса на медицинские услуги, а сдругой стороны,уровень цен и в целом конъюнктура нарынкересурсов определяютпотенциальныевозможностии границыразвития медицинских учреждений.

Поэтомуне случайно уровень профессиональнойподготовки медицинскихработников,наличие лекарственныхпрепаратов, низкий уровеньматериально-технической базыздравоохранения стали наиболее остройпроблемой наблюдаемого у нас в странекризиса здравоохранения.

Господствовавшийдолгие годи в этихсферах государственныймонополизм, незначительная сумма средств, выделяемая из государственного бюджета, преобладаниеэкстенсивныхметодов развития являются основнымипричинами возникших затруднений.

Появившиеся в этихусловиях первыемедицинские кооперативы,малыепредприятия во многом имели успехблагодаря доступу к современномуоборудованию, дефицитнымлекарствам, привлечению наиболееквалифицированныхспециалистов. Этопривело к еще большей дифференциациикачества медицинского обслуживания,усилило социальную напряженность вобществе.

Поэтомугосударство быловынужденопойти на усиление государственногоконтроля в производствелекарств и медицинскойтехники.В частности, этовыразилосьв реорганизации МинистерстваздравоохраненияРоссии, которое превратилось в Министерствоздравоохранения и медицинскойпромышленностиРоссийской Федерации.

В любом случаебольшинство этихпроблем могут бытьуспешно решенытолько с расширением финансовой базывсей системыохраныздоровья в стране. Развитие рыночныхотношений сегодня делает этувозможность реальной.

Наряду с традиционнымисточником финансовыхсредств, каким является государственныйбюджет, возникают новые.

Как определено в законе “О медицинскомстраховании граждан в РоссийскойФедерации”, ими могут бытьсредства государственныхи общественныхорганизаций,предприятий, доходыот ценныхбумаг, кредитыбанков и других кредиторов.

Для того чтобыэтиперечисленные источники реальнофункционировали, необходимыусловия, делающие финансовыеинвестиции в охрану здоровья населениядостаточно привлекательнымнаправлением.

С этойцелью, на наш взгляд, необходимодифференцировать инструментыфинансового рынкаи обеспечить им соответствующуюгосударственную поддержку.

И хотяосновную роль в этихпроцессах будут играть государственныеи частныестраховыеорганизации, все же медицинские учрежденияи соответствующие органыуправления здравоохранением могутпривлекать к себе дополнительныесвободныеденежныесредства.

Этоможет достигаться различнымипутями:

1. Выпусксобственныхдолговыхобязательств.

2. Участие в капиталеи прибылимедицинского учреждения путем выпускаакций.

3. Получение займовв коммерческом банке. Например, Комитетпо здравоохранению Санкт-Петербургамог бывыступитьинициатором инвестиционного проекта,связанного со строительством крупногомногоотраслевогокомплекса.

Не рассчитываяна бюджетныесредства, мэриягорода выпускаетсреднесрочнне (3-4 года) долговыеобязательства, которыеразмещаются среди населения и предприятий,прежде всего близлежащих районов.

Возвратность этих средств и выплатысоответствующих дивидендов могут бытьреализованыблагодаря как будущей эффективнойработе данного комплекса, так и будущимдоходам городского бюджета (экономиясредств) . Что же касается медицинскихучреждений акционерного типа, то здесьсущественное значение могут иметьдополнительная эмиссияакцийи получение займов у коммерческихбанков.

Как известно, привлекательность ценных бумаг определяется соотношением ихтрех параметров: ликвидности, доходностии риска.

Учитывая формирование системы обязательного медицинскогострахования,а также значительное участиегосударственного бюджета всферездравоохранения, можно предположитьукрепление в ближайшие 2-3 года финансовойбазымедицинских учреждений, а этопозволит, на наш взгляд, придать ценнымбумагам привлекательность, прежде всегов аспекте безопасности и ликвидности,уступая в доходности. Кроме того, присоответствующей пропаганде в обществеможно сформировать доброжелательноеотношение к столь важной социальнойсфере, какой является здравоохранение,и тем самымпридать этимценнымбумагам дополнительную привлекательность.

В отношениях скоммерческими банками дополнительнойгарантией обеспечения возвратностикредитов может служить залог недвижимостии, особенно земельных участков, которыми могут располагать государственныемедицинские учреждения, расположенныев районныхцентрах и небольших городах.

Кроме такихтрадиционныхспособов финансирования, могут бытьиспользованыи иныеспособыфинансирования здравоохранительнойдеятельности, которыемогут оказаться заметновыгоднеебанковского кредита. Одним из способовтакого финансирования является лизинг.

Лизинг – этооперации по размещению движимого инедвижимого имущества, которое специальнозакупается лизинговой фирмой, остаетсяее собственностью, но отдается в арендупредпринимателям. Обычнолизинг трактуется как долгосрочнаяаренда машин и оборудования.

В настоящеевремя по лизингу можно получить самыеразнообразныефакторыпроизводства и различное имущество -от суперсложного до конторскогооборудования. Лизинговая фирма выступаетсвоеобразнымпосредником между производителями соответствующего оборудования и егопотребителями.

Известно, чтолизинг особенно привлекателен привременной потребности в оборудовании.Предприятия прибегают к нему, если уних нет возможности использовать кредит для закупки необходимогооборудования.

А с учетом того, чтолизинговая сделка не предполагаетгарантийного и авансового залога,предприятия, применяя один и то жекапитал, приводят в движение большее количество ресурсов.

Оборудование,полученное по лизингу, не фиксируетсяна балансе предприятия, следовательно,не увеличивает его задолженности, неухудшает финансового положения.

В настоящее время,когда идет процесс формированиямногоукладности в здравоохранении исуществует острая нехватка финансовыхсредств, создание лизинговыхфирм, на наш взгляд, могло бызаметноулучшить материально-техническую базумедицинских учреждений.

На первом зтапеэтомогут быгьгосударственныелизинговыефирмы,которыемогли бывыполнятьсвоеобразную роль распределителяскудныхобъемов современного медицинскогооборудования, добиваясь, чтобыоно попало вхорошиеруки.

К тому же, как показываетмировой опыт,применять лизингпредпочтительнотам, где имеется особенно сложное иредкоеоборудование, которое обслуживаетсялизингодателями лучше, чем этоможет сделать использующее егомедицинского учреждение.

Таким образом,конкретная структура рынкаформируется под влиянием многообразныхфакторов, отражающих состояние экономикистраныв целом, региональние особенности,уровень развития соответствующейинфраструктуры.И чем точнее законодательная иисполнительная власти будут этифакторы,тем эффективнееи цивилизованнее будут использоватьсярыночныемеханизмыв охране здоровья населения.

Источник: https://studfile.net/preview/4333363/page:8/

Medic-studio
Добавить комментарий