1.3. Онтогенез движений и особенности нарушения моторного развития у

Развитие психомоторных функций в онтогенезе

1.3. Онтогенез движений и особенности нарушения моторного развития у

1.3 Развитие психомоторных функций в онтогенезе

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.

Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий.

Рассмотрим основные этапы формирования движений у детей (Е.Ф. Архипова[4], Е.Волосова [11], М.В. Антропова, М.М. Кольцова[29]).

0-1,5 мес. В функциональном отношении преобладает безусловно-рефлек-торная сфера. Лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденной.

3-4,5 мес. В этот период включаются в работу различные двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорковые.

Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья, играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривает их.

Все эти действия свидетельствуют том, что продолжается развитие ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется.

5—5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я».

Активизируется созревание теменных структур мозга. Продолжается развитие предметной деятельности, т.е.

предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки.

5,5-6,5 мес. Созревают функции постцентральных и премоторных зон мозга, на базе которых формируются отдельные позы тела и конечностей, а также их серии. Ориентировочная деятельность приобретает более сложный характер. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты.

Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Появляется способность сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову.

Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет.

7,5-8,5 мес. Кинестетический (афферентный) и кинетический (афферентный) праксис и, соответственно, теменно-премоторные зоны мозга становятся более зрелыми.

Предмет делается объектом спонтанного внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками.

Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ребенок упирается на них и делает попытки пружинить.

8,5—9,5 мес. К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все усложняющиеся двигательные акты. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются непредметные действия, а именно хлопки в ладоши.

9,5—11 мес. Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельности достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»);

11-12 мес. Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение.

Ребенок настойчив в попытках встать, и к 11 месяцам встает, если за что-то держится. Правда, оставляет за собой право менять положение и присаживается, держась за опору.

В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание.

1-1,5 года. Совершенствуются функции сенсомоторной зоны мозга, а соответственно корпоральный и другие виды праксиса. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его.

Он пытается манипулировать ими, внимательно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.). Большие успехи отмечаются в координации движений, а следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка.

Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули).

Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика. Разворачивает завернутый предмет.

1,5-2 года. Движения корпуса характеризуются освоением рельефа, а следовательно, выработкой ассоциативных связей между теменно-премоторными и затылочными зонами коры.

Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.

Это свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стриальной системы мозга.

2-3 года. Этот возраст характеризуется особенно активным развитием подкорковой (экстрапирамидной) и мозжечковой двигательных систем, которые, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации.

Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия, сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации.

Ребенок может строить башенку из 4 кубиков, переливать жидкость из одного сосуда в другой.

3 года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом.

Ребенок стоит на одной ноге 2—3 секунды, может вставать на цыпочки, поднимается по лестнице сам приставным шагом. В этом возрасте ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.

Появляется возможность раскатывать пластилин, делая неровную «колбаску», резать бумагу ножницами.

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, общее развитие моторики направлено на постепенное овладение возможностями координации и на упрочение динамического стереотипа движений.

К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие, точные движения.

Известная гармония, достигнутая к 10 годам, снова нарушается в большей или меньшей степени в пубертатном периоде — происходит перестройка моторного аппарата: нарушается умение владеть движениями и соизмерять их, вследствие этого появляются неловкость, угловатость, избыточные гримасы, недостаточная координация движений, нарушается торможение. Оформление моторного динамического стереотипа до степени развития, свойственного взрослому, завершается только после полового созревания, т.е. намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы. Г.А. Волкова [91] отмечает, что сущность развития моторики в онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

… благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Глава 2. Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии Логопедическая работа при стертой форме дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции[3]. Для быстрейшего …

… Нарушения слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями (59) . Глава 3.

Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией   3.

1 Организация и содержание констатирующего эксперимента Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2008г. на базе …

… четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной [37], четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой [33].

На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней.

Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается …

… общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. 3.

Принцип комплексности: предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, праздники и развлечения, танцевальное …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/127564/3

Развитие мелкой моторики в онтогенезе, особенности мелкой моторики у детей с нарушением речи

1.3. Онтогенез движений и особенности нарушения моторного развития у

Анна Овсянникова
Развитие мелкой моторики в онтогенезе, особенности мелкой моторики у детей с нарушением речи

Развитие мелкой моторики в онтогенезе, особенности мелкой моторики у детей с нарушением речи.

Формирование двигательных функций – одно из важнейших направлений в общем развитии ребенка.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают развиваться двигательные реакции в ответ на раздражитель: в конце первого месяца жизни он пытается распрямлять ножки, на шестой неделе поднимает и удерживает головку, на шестом месяце сидит, в конце первого года пытается ходить, то есть делает первые шаги.

Таким образом, у ребенка постоянно формируется моторика.

В понятие моторика многие авторы вкладывают неодинаковое содержание. Наиболее удачное определение дал А. Гомбургер, который определил моторику как итог способностей и умелостей, законченную возрастную структуру двигательной целостности особого вида (выражение лица, жесты, привычки, врожденные телесные особенности).

По Л. О. Бадаляну моторика – это «совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий» («Невропатология» Л. О. Бадалян – М., 1982. – 339 с, 342 с).

Первоначально идет развитие двигательных функций. Этот сложный процесс определяется с одной стороны поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой – многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития.

Наиболее интенсивнее двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие продолжается до 5 – 6-летнего возраста.

Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием ощущений движений – кинестезией.

«Кинестезия – своеобразная обратная связь, обеспечивающая постоянное снижение восполненного движения с заданной программой» («Невропатология» Л. О. Бадалян -М., 1982. – 339 с, 342 с).

В развитии моторной сферы можно выделить общие принципы, которые описала Е. М. Мастюкова:

1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности.

Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций.

Например, к 6 – 7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их посадить. Эта функция формируется только тогда, когда дети научатся держать голову и выпрямлять спину.

2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга, то есть ребенок, совершенствуясь в выполнении

одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4-6-месячный малыш тренируется в выпрямлении спины, в поворотах головы и в тоже время пытается овладеть навыком сидения.

3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, у ребенка постоянно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.

4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям.

5. Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального к дистальному направлению, то есть движение частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения в более удаленных областях. Например, над положением и движением плеч контроль устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук.

Основное условие реализации этих принципов – своевременное становление выпрямительных реакций и развития равновесия.

Е. М. Мастюкова также выделила и описала поэтапное моторное развитие. От рождения до 4 месяцев (1 этап) основной задачей моторного развития является формирование контроля за положением головы, возможности ее произвольных движений во всех направлениях, к концу этапа – развитие выпрямляющих рефлексов туловища.

От 4 до 6 месяцев (2 этап) необходимо стимулировать развитие выпрямляющих рефлексов туловища в положении на животе и на спине.

Ребенок в 4 – 5 месяцев, положенный на живот, должен устойчиво удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опираться на вытянутые руки, удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, активно поднимать голову, лежа на спине, к концу 5 месяца жизни сохранять при поддержке позу сидя. После 4-х месяцев необходимо стимулировать у ребенка повороты со спины на живот.

От 6 до 8 месяцев (3 этап) необходимо стимулировать разнообразную двигательную активность, повороты тела со спины на живот.

В положении на животе ребенок должен уметь высоко поднимать голову и поворачивать ее в стороны. Очень важно к концу этого периода стимулировать ползанье.

Необходимо научить ребенка переворачиваться с живота на спину, укреплять функцию сидения и присаживания при подтягивании его за руку из положения лежа на спине.

От 8 до 12 месяцев (4 этап)особо важное значение имеют упражнения, которые направлены на приспособление туловища к вертикальному положению тела.

От 12 до 18 месяцев (5 этап) важное значение имеет стимуляция самостоятельной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вертикальном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы, так называемого переката.

От 18 до 24 месяцев (6 этап) ребенка учат вставать без поддержки из положений на животе, спине, подниматься и спускаться по ступенькам, совершенствуют способ ходьбы, учат бегать, ходить назад. Особое внимание обращают на развитие функции равновесия.

От 2 до 3 лет (7 этап) у ребенка развивают подвижность и равновесие. Проводят занятия по дифференциации движений ног, развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы. -“

Одновременно с развитием общей моторики идет и становление тонкой моторики пальцев рук.

Развитие движений рук на первом году жизни описала С. Е. Гаврина.

В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.

До 3,5 – 4 месяцев движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.

В 4 – 4,5 месяцев появляются простые движения рук при контакте с объектом.

От 4 до 7 месяцев в развитии действий с предметами наступает этап простого “результативного” действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании.

В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

От 7 до 10 месяцев возникает этап “соотносящего” действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 – 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.

У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.

С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.

Развитие тонкой моторики рук рассматривала и Е. М. Мастюкова, которая предлагала стимулировать моторное развитие.

Среди разнообразных двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка.

Особое внимание развитию тонких движений пальцев рук необходимо уделять, если ребенок имеет нарушение моторики вследствие органического поражения центральной нервной системы. К этой категории детей относятся и дети, которые имеют тяжелые нарушения развития речи.

У ряда детей с речевой патологией наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной слаженности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выражении упражнений по словесной инструкции.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики.

Несформированность тонких движений пальцев рук проявляется в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в изолированном характере их работы, в аритмичности и нечеткость пальцевых движений, в несовершенстве процессов контроля и регуляции движений. Отмечается низкий уровень ручной ловкости в пробах на манипулирование с мелкими предметами.

Дети с нарушением речи отличаются общей неловкостью, недостаточной координированностыо, они неловки в навыках самообслуживания.

У них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому у них долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. В школьном возрасте отмечается плохой почерк.

Итак, у детей с речевой патологией можно наблюдать медленное развитие как общей, так и мелкой моторики, что приводит к затруднениям в овладении программным материалом.

Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети испытывают трудности, так как они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш или кисточку. Также для детей характерны затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие общей моторики влечет за собой и формирование тонкой моторики пальцев рук. Если в развитии общей моторной сферы будут наблюдаться отклонения от нормы, то вероятнее всего будет и замедленное развитие мелкой моторики.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-motoriki-v-ontogeneze-osobenosti-melkoi-motoriki-u-detei-s-narusheniem-rechi.html

Двигательное развитие в онтогенезе

1.3. Онтогенез движений и особенности нарушения моторного развития у

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нарушения моторики и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста

1.2 Понятие общего недоразвития речи

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня

Глава 2. Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению ОНР III уровня у дошкольников

2.1 Понятие о логопедической ритмике

2.2 Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях логопедической ритмикой

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием. Опираясь на данные исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С.

Жуковой, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Е.М.

Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи.

У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы.

А так же, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.Это связано с различными патологическими факторами.

Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам.

Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей.

В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей, требующей своего решения.

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: особенности психомоторного и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предметисследования: логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи и психомоторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3.рассмотреть особенности коррекционной работы по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях по логопедической ритмике.

Структура исследования: Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ МОТОРИКИ И РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХО-МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

недоразвитие речь логопедическая ритмика

Для изучения нарушений развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР необходимо глубокое знание естественного хода становления моторики, речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н.М. Сеченова, И.А Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М.

Кольцовой, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В работах многих исследователей подчеркивается большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей [1,5,17,27,47].

В работах Н.М. Аскариной, М.Ю. Кистяковской [5] сформулированы некоторые особенности детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций.

В ходе развития детей для каждой функции определяются свои оптимальные сроки формирования, что отмечено в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, А.В. Запорожца, Г.Л. Розенгард-Пупко, А.А. Леонтьева, В.Н. Аванесова и др.

[11,28,29,39,52].

Рассмотрим особенности психо-моторного и речевого развития у здорового ребенка.

Двигательное развитие в онтогенезе

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.М. Сеченов, И.П.

Павлов, А.В. Запорожец, В.Н. Аванесова, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Н.А.

Бернштейн).

Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М.Ю.Кистяковская, Н.Л. Фигурин и М.М Кольцова, Р.Я. Абрамович-Лехтман,Г.Ф. Городецкая, А.В. Запорожец и другие исследователи [5,6,12,21,28,29,34].

М.И. Лисиной было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев – двигательные реакции руки [31].

Последовательность появления врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка представлена в приложении 1.

Е.М. Мастюкова [34,35] описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Как показывают наблюдения Е.Ф. Архиповой [2,3,4], в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Отмечают три вида подражательных реакций:повторение собственных движений, повторение знакомых движений взрослого, повторение новых движений.

Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой.

Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их.

В конце первого – начале второго года ребенок начинает внимательно следить за действиями взрослого, которые являются для него новыми, а затем пытается проделать то же самое.

Исследования П.Я. Гальперина, Р.Я. Абрамович-Лехтман и Ф.И. Фрадкиной показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения [цит.по 3]. Предметные действия развиваются в процессе общения ребенка со взрослыми, воспитываются, и это воспитание требует определенных условий.

Р.Я. Абрамович-Лехтман [цит.по 3] описывает становление предметно-игровой деятельности у детей и выделяет три этапа:

1) в 4-7 месяцев – формирование простых результативных повторных предметных действий, целенаправленных;

2) в 7- 12 месяцев – этап соотносимого действия, манипулирование одновременно двумя предметами;

3) в 12- 18 месяцев – этап появления функционального действия: ребенок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра.

В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки.

Развитие двигательных функций ребенка – сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой стороны – многообразным влиянием окружающей среды.

Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные навыки сформированы, становление двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста.

Темпы двигательного развития здорового ребенка могут широко варьироваться: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-12 мес., другие только к 12-15 мес. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций, представленная в приложении 2.

В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей продолжают развиваться двигательные умения и навыки, физические качества (ловкость, быстрота реакции, выносливость), развивается координация движений, пространственная ориентировка, равновесие, формируются способности оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

Дети учатся правильно прыгать с места и с разбега, осваивают разные виды метания, лазанья, движения с мячами; учатся четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки.

В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания.

К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.

Кроме того, у детей 6–7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, и это затрудняет формирование и выполнение движений. Формирование этих функций завершается к 10–13 годам.

Сложно координированные движения ребенка – это, прежде всего, произвольные движения, т.е.

движения, которые имеют цель; движения, которые планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности.

Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_127636_dvigatelnoe-razvitie-v-ontogeneze.html

Отклонения в моторном развитии ребенка

1.3. Онтогенез движений и особенности нарушения моторного развития у

Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств. Поэтому развитие детей так отличается, как и сами дети друг от друга. При этом само развитие имеет некоторые принятые нормы, отклонение от которых пугает родителей.

Иногда опасения напрасны и безосновательны, в чем взволнованную маму может убедить любой опытный врач. Но бывают случаи, когда у ребенка действительно наблюдается задержка моторного развития.

Как его распознать? Из чего состоит данный комплекс нарушений? Каким образом проявляется? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы прямо сейчас.

И если вы действительно убедитесь в своих подозрениях, незамедлительно отправляйтесь с крохой на консультацию к специалисту!

Задержка моторного развития ребенка

В первые месяцы жизни ребенка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения. Сама задержка моторного развития проявляется у детей позже – в течение первых лет жизни.

 Чем раньше родители заметят отклонения, тем больше вероятность того, что терпеливые и регулярные занятия с ребенком позволят добиться положительных результатов и частично или даже полностью избавиться от недуга.

Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений.

Когда можно говорить о существовании у ребенка задержки моторного развития? Когда к определенному времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше.

Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить о наблюдении ведущему педиатру или семейному врачу.

Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, это не есть нормально.

Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу.

Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать элементарных и доступных остальным действий.

Причины нарушения развития детей

Для задержки физического и умственного развития детей сегодня существует масса причин.

Это и инфекции, которыми могла переболеть мама в период беременности, и употребление алкоголя, а также других вредных веществ во время вынашивания крохи.

Причиной задержки моторного развития, и не только моторного, могут стать родовые травмы, вредное производство или неблагоприятная домашняя обстановка во время беременности.

Чем могут помочь врачи при наличии нарушений? Какие советы и рекомендации дать? Все зависит от каждого отдельного случая. Задача родителей – во всем следовать рекомендациям, не отклоняясь ни на шаг! Ведь это может помочь ребенку достичь положительного результата в борьбе с недугом.

Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены. Мышечная дистония может привести к появлению задержки моторного развития или к двигательным нарушениям. Сосудистые препараты и витаминные комплексы, выписанные доктором, могут предупредить эту проблему или избавить от нее.

Нарушение мышечного тонуса может появиться в результате большого количества проблем, большинство из которых возникает преимущественно в центральной нервной системе – головном и спинном мозге. Они способствуют появлению гипоксии, во время которой организм малыша испытывает недостаток кислорода и ишемию.

Кстати последняя является нарушением кровоснабжения тканей всего тела, которое также ведет к гипоксии.

И если вспомнить, как каждый из нас чувствует себя в душном помещении, при нехватке кислорода, нам станет предельно ясно, что именно испытывает организм и органы ребенка.

Именно этими понятиями оперирует врач, подбирая курс лечения для ребенка, у которого выявлена задержка моторного развития.

Кроме сосудистых препаратов, витаминов и витаминных комплексов, доктор, скорее всего, назначит массаж, а также физиотерапевтические, водные процедуры, воздушные ванны, лечебную гимнастику.

Невропатолог и педиатр должны регулярно осматривать ребенка, что позволит им следить за динамикой лечения. В сложных случаях может даже быть назначено УЗИ головного мозга.

Особенности моторного развития

Неправильно оценивать способности одного ребенка относительно способностей другого, особенно на ранних стадиях развития. Да, один ребенок может сидеть уже в пять месяцев, а другой сядет только к семи. А ведь в данной ситуации мама огорчается, вот только напрасно.

Дело в том, что моторные навыки у детей преимущественно зависят от особенностей организма и развития отделов головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за равновесие и осанку. То есть пока структура мышц у ребенка не изменится должным образом, он будет не в состоянии выполнять желаемые мамой действия.

И здесь для нетерпеливых родителей таится большая опасность, так как нельзя вынуждать ребенка выполнять ряд действий при неокрепшем скелете и мышцах. Таким образом ребенку можно только навредить.

Ведь никто не раскрывает бутон розы раньше времени? Вот так и малышу надо дать время, чтобы он, как цветок, самостоятельно раскрылся.

Все, что в этом случае могут сделать родители, – это направить свои усилия на создания оптимальных условий. Так цветку нужны солнце и полив, а ребенку внимание, забота, массаж, физические упражнения соответственно возрасту и т.д.

А вот когда мозг маленького человека и его тело достигнут необходимого уровня развития, малыш сядет, возьмет в руки игрушки, поползет и пойдет.

И зависит это не только от физического развития крохи, но и от генетики, здоровья родителей, наличия наследственных заболеваний, предрасположенности к хроническим недугам, от перенесенных мамой заболеваний и стрессовых ситуаций во время беременности, кормления ребенка грудью и образа жизни родителей. То есть причин много, а результат один – задержка моторного развития.

Заложенная в ребенке программа моторного развития, унаследованная от близких, сама продиктует, во сколько кроха должен начать держать голову, сидеть, ходить, говорить…  Нет никаких доказательств того, что рано научившиеся ходить дети потом становятся спортсменами или танцорами или более успешно учатся в школе, чем те дети, у которых эти навыки включились позже. Поэтому повода переживать нет!

Первый месяц жизни:

  • движения ребенка ограничены, повышен тонус сгибательных мышц;
  • хорошо действуют лишь мышцы, которые обслуживают сердце и другие важные внутренние органы;
  • мышцы быстро развиваются, но крепнут первыми мышцы шеи.

Второй месяц жизни:

  • малыш начинает поднимать голову, лежа на животе;
  • к концу второго месяца крошка держит голову несколько минут и вертит ею из стороны в сторону.

Третий месяц жизни:

  • у ребенка начинается комплекс оживления, он пытается схватить игрушку;
  • когда кроху выкладывают на живот, он стремится поднять не только голову, но и верх туловища, опираясь на предплечья.

Четвертый месяц жизни:

  • младенец поднимает голову из положения лежа на спине;
  • пытается сменить положение тела, ползать на животе.

Пятый месяц жизни:

  • ребенок поднимает туловище и опирается на ладони;
  • переворачивается со спины на животик;
  • пробует подняться из положения лежа на спине;
  • берет игрушки;
  • с поддержкой за туловище опирается на ножки.

Шестой месяц жизни:

  • малыш целенаправленно ползает;
  • совершает разные действия с предметами: стучит, бросает, берет в рот;
  • поднимается из положения лежа на спине, но сидит неустойчиво.

Седьмой месяц жизни:

  • дети уже сидят, хотя и не очень долго, так как быстро устают;
  • стоят при поддержке взрослых, хорошо ползают.

Восьмой месяц жизни:

  • ребенок хорошо сидит, легко меняет положение тела;
  • пытается самостоятельно встать, держась за кроватку или другую опору.

Девятый месяц жизни:

  • малыш хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за ручки;
  • пытается залезать на предметы, перелезать через бильца кровати;
  • становится ловким, легко поворачивает тело во время игры.

Десятый месяц жизни:

  • нагибается, становится на колени;
  • переходит от предмета к предмету, держась за опору;
  • пытается стоять самостоятельно;
  • открывает и закрывает коробочки, ящики;
  • вкладывает предмет в предмет.

Одиннадцатый месяц жизни:

  • уже долго ходит при поддержке за руку;
  • пробует преодолеть ступеньки, сползает с дивана;
  • играет с пирамидкой, коробочками, исследует свойства бумаги.

Двенадцатый месяц жизни:

  • прочно стоит на ногах, ходит без поддержки за ручки;
  • за руку взрослого поднимается по ступенькам;
  • может держать предметы двумя руками;
  • производит различные действия не только с игрушками, но и с предметами домашней утвари.

Это только график развития моторных навыков, который выработался на протяжении многих поколений. Отклонения от него не означают, что это непременно задержка в моторном развитии ребенка.

Однако если указанные признаки сильно отличаются во временном промежутке, то это повод обратиться к врачу и вместе с ним найти причину отставания ребенка в овладении необходимыми навыками.

Почему важно проконсультироваться с врачом?

Дело в том, что доктор лучше неопытных родителей определит причину отсутствия у ребенка в определенном возрасте необходимых навыков. Во-первых, он незаинтересованное и не подверженное панике лицо. Во-вторых, он может оценить ситуацию со стороны и быстро выявить первопричину.

Задержка моторного развития детей может развиваться по причине болезни, которую трудно обнаружить не только родителям, но и врачам. Существуют заболевания со скрытым характером течения, без явных признаков проявления.

То есть родители могут даже и не подозревать, что ребенок серьезно болен.

А все дело в том, что многие заболевания имеют схожую симптоматику, и только врач может поставить точный диагноз и выявить причину отклонения в развитии, назначив ряд анализов и исследований соответственно своим подозрениям и предположениям.

В некоторых случаях детям назначается даже УЗИ мозга или МРТ. При этом некоторые исследования могут быть проведены только для того, чтобы успокоить чрезмерно взволнованную маму, начитавшуюся форумов и наслушавшуюся подруг «по песочнице».

Что делать при подозрении на задержку моторного развития у ребенка? Успокоиться и обратиться за консультацией к специалисту.

Ни в коем случае не надо заниматься самолечением и тем более прибегать к народной медицине.

Если нарушения есть, то справиться с ними смогут только специалисты, а от вас требуется выполнение всех рекомендаций и вера в собственные силы и силы ребенка. Будьте здоровы и не болейте!

Источник: https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/otkloneniya-v-motornom-razvitii-rebenka.html

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы моторной сферы у дошкольников со стертой дизартрией

1.3. Онтогенез движений и особенности нарушения моторного развития у

КОМИТЕТ ОБЩЕГО ИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Автономноеобразовательное учреждение

высшегопрофессионального образования

«ЛЕНИНГРАДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имениА. С. ПУШКИНА»

Факультетдефектологии и социальной работы

кафедра логопедии

Курсоваяработа

“Исследованиемоторного развития детей старшегодошкольного возраста со стертойдизартрией”

Специальность:050715.65 –Логопедия

Выполнила:студентка 4-го курса заочного отделенияЛевшина Анастасия

Проверил: кандидатпедагогических наук, доцент Е. А. Логинова

Санкт-Петербург

2014г.

Введение 2

Глава1. Теоретические основы изучения проблемы моторной сферы у дошкольников состертой дизартрией 6

1.1.Психофизиологиядвижений и развитие двигательных функцийв онтогенезе 6

1.2. Клинико-педагогическая характеристика детейсо стертой дизартрией 12

1.3.Состояниепроблемы изучения моторной сферы детейсо стертой дизартрией 19

Глава2. Организация исследования моторнойсферы у дошкольников со стёртойдизартрией 24

2.1.Цельи задачи экспериментального исследования 24

2.2.Экспериментальноеисследование моторной сферы детейстаршего дошкольного возраста со стертойдизартрией 25

Глава3. Особенностипсихомоторных функций детей младшегошкольного возраста со стертой дизартрией 39

3.1.Состояниеобщей моторики детей младшего школьноговозрастас нормальным речевым развитием и ихсверстников со стертой дизартрией 39

3.2.Состояниемелкой моторики детей младшего школьноговозраста с нормальным речевым развитиеми их сверстников со стертой дизартрией 44

3.3.Состояние артикуляторной моторикидетей младшего школьноговозраста нормальным речевым развитиеми их сверстников со стертой дизартрией 50

Заключение 58

Литература 62

Введение

Одну из важнейших функций психики,обеспечивающую познавательнуюдеятельность ребенка, как известно,выполняет моторика.

Она представляетсобой целостный механизм развитияпсихики ребенка, объединяющий эмоции,мышление и движения в единое целое,которые имеют сознательный ицеленаправленный характер.

Высокаязначимость моторики определяетнеобходимость ее подготовки у детейдошкольного возраста, так как именноона осуществляет психическую регуляциюучебно-познавательной и речевойдеятельности ребенка (М.О. Гуревич М.О.,Н.И. Озерецкий, 2009).

Развитие моторики ребенка представляетсобой сложный диалектический процесс,при котором интенсивное созреваниемоторных зон коры определяет развитиепсихики ребенка в целом. Так, процессформирования произвольных движений уребенка происходит путем автоматизациимоторных и ориентировочно-исследовательскихдействий на основе восприятия образови слов (Н.А.

Бернштейн, 1966), а тесная связьтонкой моторики и развития речи определяетречевую регуляцию движений в сложнойразвернутой произвольной деятельности(А.Р.Лурия, 1957).

Психофизиологическаясистема, обеспечивающая развитиемоторики, способствует адекватномуреагированию ребенка на окружающуюсреду и формированию в соответствии сэтим целенаправленной деятельности.

Разработка проблемы изучения моторнойсферы у детей дошкольного возраста состертой дизартрией актуальна дляпрофилактики нарушений речи, длявыяв­ления их индивидуально-психологическихособенностей.

Исследования моторики детей со стертойдизартрией показывают (Л.В. Лопатина,1987 и др.), что патология моторных функций,выражена у них в разной степени: отнедостаточной координации и подвижностиорганов речевой артикуляции до нарушениястатической и динамической координациирук и ног.

Мышечный тонус дошкольников неустойчив,движения напряженные и несоразмерные.Имеются нарушения координации движенийрук, ног, тонкой моторики рук, артикуляционноймоторики. Наиболее выраженные нарушенияотмечаются обычно в мимической,артикуляционной и тонкой моторике рук.

Страдает динамический праксис. Дети струдом запоминают последовательностьдвижений, с трудом переключаются с однойсерии движений на другую. Частьдошкольников с трудом воспроизводит иудерживает в памяти заданный темп и ритм, самостоятельно не исправляютдвигательные ошибки.

Все вышеперечисленные нарушения моторнойсферы затрудняют процесс адаптациидетей дошкольного возраста со стертойдизартрией к школьному обучению,препятствуют полноценному общению сосверстниками и взрослыми.

Это определяет необходимость болеетщательного изучения проблемы моторикиу детей дошкольного возраста со стертойдизартрией, как одного из важнейшихфакторов готовности ребенка к школе.

Цельюданной работы является изучениесостояния и особенностей нарушениямоторной сферы детей дошкольноговозраста со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

  1. Изучение литературы по проблеме исследования.

  2. Определение содержания методики констатирующего эксперимента.

  3. Сравнительный анализ полученных данных в двух группах испытуемых.

Объектисследования – моторная сферадетей дошкольного возраста со стертойдизартрией.

Предметисследования – уровеньобщей, мелкой и артикуляторной моторикиу дошкольников со стертой дизартрией.

Гипотезаисследования –удошкольников со стертой дизартриейнаблюдается недостаточная сформированностьмоторных функций, которая в большейстепени проявляется в артикуляционнойи ручной моторике.

Степень выраженностии характер недоразвития моторики удетей различен, что предполагаетнеобходимость применения дифференцированногоподхода в системе коррекционноговоздействия по преодолению у детейстертой дизартрии.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников

  2. Подбор методик исследования

База исследования: МБДОУ «Детскийсад №7 «Журавлик».

1.1. Психофизиология движений и развитие двигательных функций в онтогенезе

Развитие речевой регуляции моторныхфункций составляет цент­ральнуюпроблему физиологии и психологиипроизвольных движений человека. Лишьблагодаря слову эти движения могутприобрести тот преднамеренный исознательный характер, который качественноотличает их от так называемых произвольныхдвижений живот­ных.

Учение о двигательном анализатореосновывается на концепции И.П.Павловао динамической локализации функциймозга. Согласно этой концепции, локализацияфункций предполагает не фиксированныецентры, а динамические системы, элементыкоторых сохраняют свою строгуюдифференцированность, играя высокоспециализированную роль в единойдеятельности мозга [25].

В работах А.Р. Лурии была показана рольотдельных областей мозговой коры восуществлении двигательных актов.Постцентральные, чувствительные зоныкоры головного мозга обеспечиваюткинестетическую, проприоцептивнуюафферентацию двигательного акта,правильную адресацию двигательныхимпульсов к мышечной периферии.

Нижнетеменные области коры,теменно-затылочные отделы управляютпространственной организацией движения.Премоторные отделы коры регулируютвременную серийную организацию движенийи действий.

Лобные отделы обеспечиваютпсихорегуляторную функцию двигательногоакта (сличение реального движения сисходной задачей, словесная регуляциядвижений) [24].

Структурные и функциональные особенностидвигательного анализатора заключаютсяв том, что он имеет чрезвычайно богатыесвязи со всеми структурами центральнойнервной системы и принимает участие вих деятельности, что дает повод говоритьо его особом значении в развитиидеятельности всего головного мозга.

Исследования Н.А. Берштейна показали,что двигательный акт определяетсядвигательной задачей, формирую­щейсяна разных уровнях регуляции моторики.

Поскольку чело­век совершает движения,различающиеся по степени произволь­ности,по участию в двигательном акте речи, тои степень управле­ния этими движениямибудет различна. Н.А. Бернштейн разрабо­талтеорию уровневой организации движений.

Она позволяет раз­ложить сложныйдвигательный акт на составные компонентыи выявить состояние церебральныхуровней, их роль в регуляции движенийи действий [4].

В своих работах Н.А. Бернштейн описал,как осуществляется управление движе­ниями. Он выделил церебральные уровни построениядвижений, дав им условные названия попервым буквам латин­ского алфавитас учетом морфофизиологическойхарактеристики уровня.

Каждый уровеньпостроения движения характеризуетсяморфофизиологической локализацией,ведущей афферентацией, специфическимисвойствами движений, основной и фоновойро­лью в двигательных актах вышележащихуровней, патологиче­скими синдромамии дисфункцией [4].

Н.А Бернштейн разработал теорию уровневойорганизации движений, включающуюсубкортикальные и кортикальные уровни.

Моторное развитие протекает в теснойсвязи с психомоторным. Развитие понятия«психомоторика» связано с именем И.МСеченова. Он первым отметил важнейшуюроль мышечного движения в познанииокружающего мира.

Это изменило ибытовавшее до этого представление обисполнительной функции двигательныхцентров коры, называвшихся психомоторными.Исследования И.П.

Сеченова сыгралирешающую роль в понимании психомоторики,как объективации в мышечных движенияхвсех форм психического отражения; впонимании двигательного аппарата,выполняющего гносеологичесую ипраксеологическую функцию как интеграторавсех анализаторных систем человека[28].

Управление моторикой, осуществляемоена ранних ступенях он­тогенезаисключительно путем непосредственнойсигнализации, в дальнейшем начинаетпроизводиться при непрерывно возрастающемучастии словесной системы. Она выступаеткак в виде словесных указаний и требованийокружающих людей, так и в виде намеренийсамого ребенка, сформулированных спомощью внешней или внутрен­ней речи.

Значение речи в превращении двигательныхфункций из непроизвольных, неосознаваемыхв произвольные, сознательно ре­гулируемыеиздавна отмечалось в научной литературе.Так, выдаю­щийся отечественный анатоми педагог, основоположник современ­нойсистемы физического воспитания П. Ф.Лесгафт еще в 80-х гг.

XIXстолетия настойчиво указывал на рольслова в формировании у ребенка умениясознательно управлять своими дви­жениями.

Исследования М.М. Кольцовой и другихпозволили выявить некоторые особенностиразвития меха­низма второй сигнальнойсистемы и уяснить основные этапы этогопроцесса в онтогенезе.

Исследователи указывали на связь речии двигательных и речевых анализаторов,на связь произношения с характеромдвижений. Существует корреляция междустепенью развития тонкой моторики кистируки и уровнем развития речи у детей«…есть все основания рассматриватькисть руки как орган речи- такой же, какартикуляционный аппарат, с этой точкизрения проекция руки, есть еще однаречевая зона мозга» [17].

Вся деятельность человека в процесседвигательного воспитания находится взависимости от высшей нервной деятельности и опреде­ляется как анатомическимдозреванием центрально-нервныхсубстра­тов, их миелинизацией, так ифункциональным дозреванием и нала­живаниемработы координационных уровней.

Естественный онтогенез моторики в целоми мелкой моторики в частности, складываетсяиз двух резко разновременных фаз.

Первой фазой является анатоми­ческоедозревание центрально-нервных субстратов,которое, запаздывает к моменту рожденияи в отношении миелинизации проводящихпутей заканчивается к 2— 2,5 годам.

Вторая же фаза, переходящая иногдадалеко за пределы возраста половогосозревания, — это фаза функцио­нальногодозревания и налаживания работыкоординационных уровней.

В этой фазеразвитие моторики не всегда идет прямопрогрессивно: в некоторые моменты и поотношению к некото­рым классам движений(т. е.

уровням) могут происходить вре­менныеостановки и даже регрессы, создающиесложные коле­бания пропорций иравновесия между координационнымиуров­нями [26].

В первом полугодии жизни ребенкапостепенно совер­шенствуется механизминнервации мышц-антагонистов: на 1-2-ммесяце наблюдается асинхронная,неупорядоченная активностьмышц-антагонистов, а на 5-8-м месяцепоявля­ется синхронная их активность,но без признаков экономич­ной регуляции.

Дети рождаются с рядом готовых двигательныхрефлек­сов, которые обеспечивают имадаптацию к новой для них среде обитания:рефлекс «поиска груди», сосательныйрефлекс, рефлекс шагания, хватательныйрефлекс, шейно – тонический рефлекс,рефлекс Моро.

К 4 месяцам некоторые из этих безусловныхрефлексов исчезают (например, рефлексшагания) или превращаются в условныерефлексы [31].

В первые 3 месяца жизни ребенок выполняетактивные непроизвольные (так называемыемассивные) движения. На 6-м месяце тонуси координация активно­сти мышц-антагонистовстановятся благоприятными дляосуществления произ­вольных движений.

В 4 месяца в поведении младенца начинаетпоявляться опреде­ленная осмысленность,свидетельствующая о наступлении новогоэтапа в разви­тии психомоторики —появления произвольных движений.

В возрасте около 4 месяцев дети могутуспешно дотягиваться до предметов, хотяэти попытки еще довольно неуклюжи. Ноособенно важно то, что в возрасте 4-5месяцев рука ребенка начинает выполнятьроль манипуляторного органа. Развиваетсязрительно-моторная координация, т. е.осуществление двигательных действийпод контролем зрения.

Все это становится возможным лишь приопределенном уровне регуляции зрительнойфункции, которая в течение первых месяцевжизни ребенка развива­ется независимоот двигательной.

Хорошо выраженное,управляемое затылочным глазодвигательнымцентром, автоматическое зрительноепрослеживание предме­та проявляетсяначиная со 2-го месяца жизни.

В возрасте4-6 месяцев развивается произвольноеуправление движениями глаз, что связанос функционированием лобногоглазодвигательного центра.

Произвольноепрослеживание, обеспечива­ющееполучение пространственной зрительнойинформации детьми этого воз­раста,осуществляется скачкообразнымидвижениями глаз (саккадами)и лишьна 2-м году жизни переходит в плавноепрослеживание. В возрасте 5-6 месяцевпро­исходит формирование единойзрительно-двигательной системы,обеспечиваю­щей возможность управленияпроизвольными движениями в пространстве[3].

Первые элементарные манипуляции спредметами неточны и сопровождаютсясинкинезиями. На 5-м месяце ребенок можетбрать предмет двумя руками. В воз­растеот 4 до 6 месяцев развивается и произвольнаярегуляция движения глаз. Это обеспечиваетформирование в 5-6 месяцев единойглазодвигательной системы.

В возрасте7-10 месяцев зрительно-моторная координациядостигает высокого развития: ребенокуже может открывать и закрывать крышкукоробки, вклады­вать шарик в полыйкубик, доставать один привлекший еговнимание предмет с помощью другого.

Однако игры с предметами у детей до 10месяцев имеют еще чисто манипуляторныйхарактер: предметы перекладываютсяиз руки в руку, их бросают, ими стучати т. д. [14].

Начиная с 10-12 месяцев наступает новыйкачественный скачок в психомоторномразвитии ребенка.

Во-первых, к этому времени у него ужедостаточно сформирован физиологическийбазис ходьбы — автоматический шагательный рефлекс, а также умение сохранятьравновесие тела, вследствие чего ребенокначинает самостоятельно и без поддержкиходить.

Во-вторых, его игры с предметамиприобретают функциональный характер:куклу укачивают, расческой «расчесываются»,машину катают.

В возрасте 12 месяцев тонкая моторикастановиться еще более совершенной -ребенок может брать мелкие предметы ирассматривать их, зажимая между большими указательным пальцами.

Следует, однако, иметь в виду, чтоиндивидуальный разброс сроков овладения детьми теми или иными движениями, судяпо литературным данным, довольно высоки может составлять даже несколькомесяцев.

В 18 месяцев дети могут выстроить башнюиз двух-четырех кубиков, самостоя­тельноесть держать ложку [17].

В возрасте 2-3 лет тонкая моторика детей развита уже достаточно высоко. Онивыучиваются бросать мяч двумя руками,переливать воду из одной емкости вдру­гую, рисовать каракули, самостоятельнораздеваться.

В дошкольном возрастедети могутрисовать каран­дашом простые формыи фигуры, рисуют красками, выстраиваютконструкции из кубиков. Могут самостоятельноодеваться и раздеваться, если одеждадостаточно проста, об­служивать себяза столом. Они научаются ловить мяч, чтосвидетельствует о развитии у нихзри­тельно-моторной координации(ручной ловкости и способности кэкстраполяции).

В этом возрасте появляется новый этапв раз­витии зрительно-моторнойкоординации.

В 5 лет 30-50 % детей ужеэффективно используют ме­ханизмпредварительной зрительной афферен­тации,что можно связать с повышением роли вуправлении произвольными движениямипроприорецептивной афферентации,осуществляю­щей текущий контроль задвижениями и сниже­нием роли обратнойзрительной афферентации. За последнейостается ведущая роль лишь впро­граммировании движений [18].

В 5- 6 лет улучшается тонкая моторика,поэтому дети могут застегивать ирасстегивать одежду, некоторые выучиваютсязавязывать шнурки.

В прежние годы предполагалось, что этапыв двигательном развитии детей отра­жаютпроцесс созревания двигательной системы.В настоящее время все двигательноеразвитие ребенка рассматриваетсясо­гласно теории динамических систем:двигательное развитие вовлекаетмножество отдельных навыков, которыеорганизуются и через какое-то времяреорганизуют­ся, чтобы отвечатьтребованиям определенных задач.

Источник: https://studfile.net/preview/1727928/

Medic-studio
Добавить комментарий