1.6.R. Транстеоретическая модель изменения поведения

Транстеоретическая модель изменения поведения

1.6.R. Транстеоретическая модель изменения поведения

Министерство здравоохранения

Республики Казахстан

Республиканский научно-практический Центр

Медико-социальных проблем наркомании

Е.Б. Байкенов

Мотивационное консультирование на различных этапах наркологической помощи

Методические рекомендации

Павлодар, 2010

Байкенов Е.Б.

Мотивационное консультирование на различных этапах наркологической помощи: Методические рекомендации. – Павлодар, 2010. – 49 с.

Методические рекомендации разработаны Е.Б. Байкеновым.

В методических рекомендациях представлены общие вопросы мотивационного консультирования, а также рассмотрены цели, задачи и конкретные техники консультирования на различных этапах наркологической помощи с описанием.

Предлагаемые методические рекомендации рассчитаны на консультантов по зависимостям, психологов, специалистов по социальной работе.

Рецензенты:

Доктор медицинских наук, профессор Б.Б. Джарбусынова

Доктор медицинских наук, профессор Ю.А. Россинский

Методические рекомендации рассмотрены на заседании Учёного совета Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании (председатель учёного совета – А.Л. Катков, протокол № 233 от 1 октября 2010 г.).

Одобрено и рекомендовано Республиканским центром инновационных технологий медицинского образования и науки Министерства здравоохранения Республики Казахстан (протокол от «19» ноября 2010 года № 12).

© РГКП “Республиканский научно-практический

Центр медико-социальных проблем наркомании”

Республика Казахстан, Павлодар, 2010

Список сокращений

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

МИ – мотивационное интервьюирование

МСР – медико-социальная реабилитация

ПАВ – психоактивное вещество

Оглавление

Введение
Транстеоретическая модель изменения поведения
Концепция мотивационного консультирования
2.1. Основные положения, принципы и приемы мотивационного интервьюирования
2.2 Чего следует избегать в процессе консультирования
2.3 Распространенные ошибки при рабо­те с клиентом
2.4. Работа с сопротивлением
Консультирование на различных этапах наркологической помощи
3.1. Консультирование на этапе первичной наркологической помощи
3.2. Консультирование на первом этапе медико-социальной реабилитации (этап медикаментозной коррекции)
3.3. Консультирование на втором этапе медико-социальной реабилитации (этап психотерапии)
3.4. Консультирование на третьем этапе медико-социальной реабилитации (этап социальной реабилитации)
3.5. Консультирование на этапе противорецидивной и поддерживающей терапии
Заключение
Список литературы
Приложение 1. План изменения поведения
Приложение 2. Таблица внешних триггеров
Приложение 3. Таблица внутренних триггеров
Приложение 4. График с разбивкой по дням/часам
Приложение 5. Протокол дисфункциональных мыслей

Введение

Первая и общая проблема для всех лиц, попавших в зависимость, состоит в слабой мотивации к лечению.

Мотивация при этом выражается в степени готовности к изменению существующего положения и предусматривает: 1) желание начать лечение, 2) активное сотрудничество в достижении терапевтических целей во время лечения и вплоть до его запланированного завершения и 3) стремление избежать рецидивов после окончания лечения.

В отличие от большинства психических расстройств, при которых клиент активно заинтересован в лечении, при злоупотреблениях психоактивными веществами выполнение трёх вышеназванных аспектов крайне проблематично (Urs Baumann, Meinrad Perrez, 1998).

Ю.В. Валентик и Н. А.

Сирота (2002) также сообщают, что неотъемлемой частью процесса выздоровления является формирование мотивации на выздоровление и позитивное изменение поведения, что делает мотивационное воздействие базовым компонентом реабилитации (Валентик Ю.В., 2001). А.

Н. Яковлев (2003) отмечает, что существует проблема наркотической зависимости, обусловленная тем, что среди наркозависимых лиц отмечается чрезвычайно низкий процент лиц, заинтересованных в конкретных реабилитационных мероприятиях.

А.Л. Катков и соавт. (2003) в качестве мишеней среди всех прочих выделяет «уровень мотивации на освобождение от химической зависимости» (Катков А.Л. и соавт., 2003).

Cox & Klinger (1988) указывают на то, что расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, являются в основном мотивационными расстройствами и расстройствами действий. Они заключаются в чрезмерной мотивации и чрезмерных действиях, которые чаще всего направлены на приём определенного вещества или на последствия этого приема.

Л.Н. Юрченко (1999) обнаружила, что пациенты, поступившие из стационара, статистически достоверно чаще обнаруживаются в группе, давших рецидив в течение первого года. Эти результаты исследователь объясняет вынужденным характером мотивации пациентов, проходивших лечение в стационаре.

Всё вышеуказанное определяет актуальность применения мотивационного консультирования на всех этапах наркологической помощи.

Транстеоретическая модель изменения поведения

Дж. Прохаска и К. ДиКлементе (1986) наличие или отсутствие мотивации рассматривают как готовность к изменениям. Авторами была выдвинута концепция изменения как стадиального феномена.

Были выделены четыре стадии: предразмышления, размышления, действие, сохранения. Позднее была добавлена еще одна стадия – подготовка, занимающая место между обдумыванием и действием.

Таким образом, окончательно сложилась модель из пяти стадий (см. рисунок 1.)

Стадия предразмышления (предобдумывание, предсозерцание)

На этой стадии индивид ещё не имеет серьёзного намерения изменить своё вредное для здоровья поведение, по крайней мере, в ближайшие полгода. Этот срок был выбран в качестве критерия, поскольку он представляется максимальным для планирования каких-то изменений поведения в будущем.

Важно отметить, что человек, находящийся в стадии предобдумывания, обычно стремится избежать контактов, которые могли бы помочь в изменении образа жизни. Он не проявляет интереса к предлагаемым методам самопомощи и не склонен к обсуждению своих вредных привычек.

Используя термины теории принятия решений, можно сказать, что индивид склонен преувеличивать положительные стороны своего образа жизни и недооценивать степень риска.

Стадия размышления (обдумывание, созерцание)

Стадия размышления – это период, когда человек начинает всерьёз рассматривать возможность изменения своего вредного для здоровья поведения в ближайшие полгода. На этой стадии индивид обычно оценивает «за» и «против» своего образа жизни как примерно равные (и имеющие высокую ценность). Поэтому, хотя обдумывание изменения поведения и имеет место, результаты могут оказаться амбивалентными.

Стадия принятия решения (подготовка)

Стадия подготовки начинается, когда человек намерен изменить своё поведение в течение ближайшего месяца. Обычно на протяжении года перед этим какие-то попытки уже предпринимались, и теперь делаются, может быть, небольшие, но важные шаги в новой попытке изменения поведения. В терминах баланса решений на стадии подготовки «за» перевешивают «против», хотя и те, и другие все еще высоки.

Стадия действий

К стадии действия относится полугодовой период, следующий за решительным изменением образа жизни и характеризующийся стабильным сохранением нового стиля поведения. Проблемой, стоящей перед индивидом, является избегание рецидива.

Стадия сохранения (поддержание)

К этой стадии относится период после истечения шести месяцев с момента явного поведенческого изменения до тех пор, когда нежелательное поведение окончательно преодолено.

Срыв (необязательная стадия изменений)

Некоторые люди, решившие однажды измениться, в ходе изменений по разным причинам изменяют свои намерения и возвращаются к привычному для них поведению, нередко сопряженному с немалым риском. Во время срыва они воз­вращаются на одну из предыдущих стадий, чаще всего на стадию преднамерения или намерения.

Вместо предложенного ранее линейного движения через различные стадии авторы транстеоретической модели рассматривают порядок изменения как происходящий по спирали (Прохоров А.В., Велисер У.Ф., Прохаска Дж.).

Рисунок 1. Стадии изменения поведения

Эти этапы можно проследить как при самоинициированных изменениях поведения, так и при изменениях, совершаемых с терапевтической помощью.

Различают четыре типа течения: (1) стабильный тип: пациенты застывают в какой-то фазе в течение длительного времени; (2) прогрессирующий тип течения: можно установить линейное движение от одной стадии к другой; (3) регрессивный тип: пациент возвращается из более поздней стадии в более раннюю; (4) рециркуляция: у пациентов, по меньшей мере, дважды в процессе терапии меняется направленность изменений (Urs Baumann, Meinrad Perrez, 1998).

Кроме того, Прохаска, ДиКлементе и Норкросс (Procahska, DiClemente & Norcross, 1992), различают десять общих для всех школ основополагающих процессов изменений. Процессы изменений они определяют как открытые и скрытые виды деятельности, в которые включаются индивиды, если хотят изменить свое проблемное поведение. Таковыми являются:

1) рост осознания;

2) явное облегчение;

3) социальное освобождение;

4) переоценка собственной личности;

5) переоценка окружения;

6) перевоспитание;

7) контроль над стимулами;

8) управление подкреплением;

9) самоосвобождение;

10) помогающие взаимоотношения.

Стадии изменений интегрированы с процессами. Так, использование процессов изменения разительно возрастает на стадии обдумывания, когда начинает использоваться фактор роста осознания: наблюдения, противопоставления, интерпретации, так же как и различные образовательные методики.

Для лиц на стадии обдумывания также характерно явное облегчение, помогающее снятию негативного аффекта, связанного с изменением поведения. На этой стадии они начинают оценивать альтернативы нежелательному поведению, предлагаемые обществом (социальное освобождение).

Продвижение через стадию обдумывания к стадии подготовки обычно сопровождается увеличением использования когнитивных, аффективных и оценочных процессов изменения.

Появляется тенденция к переоценке влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение, в особенности семью и друзей (переоценка окружения).

Переоценка себя происходит чаще всего, когда индивид переходит от обдумывания к подготовке.

Приложение силы воли (процесс самоосвобождения) наиболее характерно для перехода от подготовки к действию.

На этом этапе индивид все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном.

Наконец, те, кто успешно осуществляет стадию действия и движется в направлении поддержания, обычно сообщают о преобладании управления (Прохоров А.В., Велисер У.Ф., Прохаска Дж., 1994).

Для экспресс-диагностики стадии изменения поведения можно использовать следующие 4 вопроса, на которые клиенту необходимо ответить «Да» или «Нет»:

1. Я решил свою проблему более 6 месяцев тому назад.

2. Я предпринял действия по своей проблеме в рамках последних 6 месяцев.

3. Я намереваюсь предпринять действия в следующем месяце.

4. Я намереваюсь предпринять действия в течение следующих 6 месяцев.

Если ответ на все 4 вопроса – «Нет», значит, стадия изменения респондента – предразмышление.

Ответ «Да» на четвертый вопрос означает, что клиент находится на стадии размышления.

Стадия подготовки становится очевидной, когда дается утвердительный ответ на вопросы 3 и 4. «Да» на второй вопрос и «нет» на первый означает, что клиент уже начал предпринимать действия для избавления от проблемного поведения. Если ответ на первый вопрос дан утвердительный, то клиент поддерживает свободное от проблемы поведение (Дж. Прохаска и соавт., 1988).

Источник: https://poisk-ru.ru/s38009t12.html

Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение

1.6.R. Транстеоретическая модель изменения поведения

Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение

А. В. ПРОХОРОВ, У. Ф. ВЕЛИСЕР, ДЖ. О. ПРОЧАСКА

ВВЕДЕНИЕ

Вклад психологии в улучшение здоровья населения и в совершенствование медицинской помощи получает все большее признание в развитых странах.

Этому способствует понимание того, что внедрение теоретических разработок психологов и современных психологических методик в медицинскую практику дает хороший эффект применительно к профилактике и лечению заболеваний, а также распространению здорового образа жизни [10].

В этой связи необходимо отметить роль поведенческой психотерапии, поскольку все большее число врачей включает ее элементы в свою повседневную практику. Современный подход к коррекции аддиктивного поведения включает в себя поведенческую психотерапию как необходимую составляющую.

Однако два-три десятилетия назад все обстояло совершенно иначе: роль поведенческого компонента недооценивалась большинством медиков.

Можно отметить по крайней мере две существенные причины такой недооценки: первая (и, возможно, основная) из них ≈ быстрый прогресс═ медицинской═ технологии, приведший к созданию новых диагностических методик и фармакологических средств; в результате врачи все больше полагались на “волшебную таблетку” и все меньше осознавали ценность психотерапии в борьбе с заболеваниями. Вторая причина заключалась в самой поведенческой психотерапии. Результаты бихевиорального воздействия на аддиктивное поведение, как правило, были незначительны. Это обстоятельство привело к возникновению большого числа новых концепций и подходов в поведенческой психотерапии: например, в середине 70-х гг. в США существовало более 130 методов бихевиорального лечения аддиктивных состояний [15], а к началу 80-х гг. их число еще почти удвоилось [16]. С другой стороны, некоторыми исследователями было обнаружено, что успешное изменение аддиктивного поведения индивидом возможно и без формального обращения к поведенческой психотерапии [34], [13]. Кто были эти люди и как им удалось добиться успеха? Явное отсутствие теоретической базы для этого и незнание механизмов происходящих изменений тормозили прогресс поведенческой психотерапии.

ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Среди множества проблем, стоявших перед бихевиоральной психотерапией, основной, решение которой было необходимо для дальнейшего продвижения, к началу 80-х гг. оказалась проблема понимания процесса изменения поведения. Что собой представляет этот процесс? Является ли он простым и однонаправленным пошаговым переходом

от связанного с риском поведения к здоровому образу жизни или представляет собой континуум событий? Чтобы ответить на эти вопросы и разработать эффективные практические приемы поведенческой терапии, была необходима всесторонняя модель изменения поведения. Она была разработана психологами университета Род Айленд ≈ Дж. Прочаска и К.

ДиКлементе [17]; значительный вклад внесли также У. Велисер и Дж. Росси. Параметры процесса изменения поведения были изучены с точки зрения различных теорий ≈ отсюда и наименование модели: транстеоретическая.

Целью настоящей статьи является краткое описание основных компонентов транстеоретической модели изменения поведения, а также обсуждение ее возможных приложений к поведенческой психотерапии.

ВСЕСТОРОННИЙ ХАРАКТЕР МОДЕЛИ

Основой для создания транстеоретической модели изменения поведения послужило объединение многочисленных существующих бихевиоральных подходов. Эта модель значительно сложнее более ранних относительно простых концепций поведенческих изменений.

В отличие от обычно используемого определения таковых как движения от привычного вредного для здоровья образа жизни к стабильному, способствующему сохранению здоровья поведению, данная модель включает также временные градации, как стадии изменения; независимые переменные, называемые процессами изменения поведения; комплекс методов воздействия.

Таким образом, транстеоретическая модель может быть описана как всеохватывающая многофакторная концепция процесса изменения поведения.

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ

Транстеоретическая модель объединяет наиболее широко известные и важнейшие процессы среди сотен когнитивных, аффективных и бихевиоральных процессов изменения. Изначально рассматривавшиеся процессы проливают свет на то, как индивид переходит от одной стадии к другой.

Транстеоретическая модель включает десять процессов изменения, по-разному участвующих на разных стадиях [23].

Таковыми являются: 1) рост осознания; 2) явное облегчение; 3) социальное освобождение; 4) переоценка собственной личности; 5) переоценка окружения; 6) перевоспитание; 7) контроль за стимулами; 8) управление подкреплением; 9) самоосвобождение; 10) помогающие взаимоотношения.

Первые пять ≈ эмпирические процессы, последние ≈ бихевиористские процессы. Как правило, роль процессов на стадии предобдумывания невелика; она возрастает на стадиях обдумывания, подготовки и действия и вновь снижается на стадии поддержания. Отдельные процессы достигают своего максимума на разных стадиях. Их распределение схематично отражено в табл. 1.

Широкая приложимость предложенных процессов была продемонстрирована в целом ряде исследований [3], [4], [8], [23], [32], [11].

КРИТЕРИИ ИСХОДОВ

Применяя транстеоретическую модель изменения, следует учитывать связанные с рассматриваемыми проблемами виды поведения. Например, если говорить о курении и его прекращении, нужно иметь в виду такие факторы, как распространенность курения и/ или длительность воздержания от него.

Однако существует ряд показателей, которые могут рассматриваться как непосредственные исходы, ясно показывающие направление поведенческих изменений. Критерии вмешательства или исхода включают поведенческие и когнитивные переменные.

Основные критерии такого рода, используемые в транстеоретической модели, приводятся ниже.

Критерий баланса решений. Принятие решения представляется важной составляющей в изменении поведения. Как было показано в предыдущих разделах, определенной стадии соответствует баланс решений, т. е. баланс между “за” и “против” рассматриваемого стиля поведения.

Транстеоретическая модель включает точное и валидное измерение баланса решений как свой неотъемлемый компонент. В работах, посвященных принятию решения в процессе отказа от курения [37], было показано, что данные хорошо отражаются состоящим из двух шкал ≈ “за” и “против” ≈ критерием баланса решений.

Шкала “за” отражает все или почти все возможные функциональные преимущества курения: удовольствие, снятие напряжения, создание собственного желательного образа, привычку. С другой стороны, шкала “против” отражает основные резоны для отказа от курения: здоровье, пример для окружающих, эстетические ценности.

Шкалы дают возможность оценить, насколько важен каждый из этих факторов для индивида. Критерий баланса решений оказался полезным для определения стадии, достигнутой данным лицом в отказе от курения. Более того, такой подход дал возможность вполне точно предсказывать поведенческие изменения после полугодового наблюдения.

Исследования показывают, что двушкальный критерий “за” и “против” может с успехом применяться и в других сферах, связанных с разрешением проблем здоровья, в частности, снижения веса [14], [22].

Критерий самоэффективности. Самоэффективность, по определению А. Бандуры [1], отражает способность индивида выполнить определенное задание как показатель способности выполнять последующие задания. Увеличение самоэффективности ведет к увеличению достижений, и наоборот.

Таким образом, изменение самоэффективности имеет предсказательную ценность для долговременного изменения поведения при наличии достаточных побудительных мотивов и умений.

Предсказательная сила такого конструкта, как самоэффективность, для изменений в поведении курильщика, например, была показана в ряде работ: [2], [5], [19].

В исследованиях с позиций транстеоретической модели отказа от курения

https://www.youtube.com/watch?v=y4Oa0dkIF_U

выделено 28 независимых ситуаций, в которых самоэффективность оказывается весьма показательной [25]. Данные ситуации были рассмотрены ранее [6] в проспективном исследовании факторов, играющих определяющую роль в случаях рецидива.

Детальное описание критерия самоэффективности применительно к транстеоретической модели содержится в работе [38].

Несомненно, этот критерий с успехом может применяться к изучению различных проблем поведения, как аддиктивного, так и неаддиктивного.

Критерий соблазна.═ Прохождение стадий изменения связано с возникновением различных состояний, в том числе соблазна. В случае преодоления вредной привычки или аддиктивного поведения, как, в частности, курения, вопрос существования и преодоления соблазна вернуться к нежелательному поведению является одним из ключевых.

Уменьшение числа ситуаций, когда искушение возникает, и ослабление его интенсивности при прохождении различных стадий является показателем шанса достичь успеха, и наоборот. Шкала соблазна курения [38], предложенная для оценки уровня искушения закурить в различных ситуациях, обнаруживает хорошую внутреннюю логичность.

Основными для данной шкалы являются три категории (группы) соблазнов, отражающие преобладающие функциональные удобства от курения: 1) положительный социальный эффект (курение вместе с друзьями на вечеринке, празднование удачи); 2) снятие негативного аффективного эффекта (переживания острого эмоционального кризиса, переживания острой депрессии); 3) удовлетворение привычки, аддиктивного аффекта (острого желания закурить, сожаления о потере всего, что связано с курением). Среди лиц, самостоятельно бросивших курить, шкала соблазна курения давала возможность предсказать как успешность прохождения стадий транстеоретической модели, так и будущее поведение в отношении курения [5], [19]. Хотя приложимость исходной шкалы соблазна представляется ограниченной сферой аддиктивного поведения, ее модифицированный вариант (без третьей составляющей) может найти применение в других областях, как, например, профилактика рака кожи, возникающего как следствие обгорания на солнце, или в пропаганде безопасного секса.

СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Как уже говорилось выше и как это явствует из приводившихся примеров, к настоящему времени свою наибольшее практическое приложение транстеоретическая модель нашла в области борьбы с курением.

Кроме того, те же принципы могут найти применение и в поведенческой терапии в других областях, касающихся как аддиктивного, так и неаддиктивного поведения: наркомании [9], [30] [35], избыточного веса [14], [29], недостаточной физической активности [12], воздействия радона и ультрафиолета [31], применения презервативов [24], прохождения мам-мографии [29], снижения потребления насыщенных жиров [33], подростковой преступности [7].

Среди возможных сфер применения транстеоретической модели ≈ профилактика возникновения факторов риска сердечно-сосудистых════ заболеваний, борьба с алкоголизмом в различных социальных и возрастных группах. Возможные кросскультурные и возрастные различия в поведенческой динамике представляют собой многообещающий объект дальнейших исследований.

1. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychol. Rev. 1977. N 84. P. 191-215.

2. Coelho R. J. Self-efficacy and cessation of smoking // Psychol. Rep. 1984. N 54. P. 309-310.

3. DiClemente С. С., Prochaska J. O. Self-ehangc and therapy change of smoking behavior: A comparison of processes of change of cessation and maintenance // Addict. Behav. 1982. N 7. P. 133-142.

4. DiClemente С. С. et al. The process of smoking cessation:═ An═ analysis═ of precontemplation, contemplation and preparation stages of change // J. Consult. Clin. Psychol. 1991. N 59. P. 295≈304.

5. DiClemente С. С.. Prochaska J. O., Gibertini M. Self-afficacy and the stages of self-changc of smoking // Cognitive Therapy and Research. 1985. N 9. P. 181-200.

6. DiClemente С. С. Self-efficacy and smoking cessation maintenance: A preliminary report // Cognitive Therapy and Research. 1981. N 5. P. 175-187.

7. Fiore-Lemer С. The Transtheoretical Model of change: self-change in adolescent delinquent behaviors.══ Unpublished══ doctoral══ dissertation. Kingston, RI: University of Rhode Island, 1990.

8. Fitzgerald Т. E., Prochaska J. O. Nonprogressing profiles in smoking cessation: What keeps people refractory to self-change? // J. Substance Abuse. 1990. N 2. P. 87≈105.

9. Harlow L. L, Minugh P. A. Development and assessment of a cocaine habit acquisition scale. Presented at American Psychological society (APS), Alexandria, Virginia, 1989.

10. Holtzman W. H. et al. Psychology and health: Contribution of psychology to the improvement of health and health care // Bull. World Health Organisation. 1987. N 65. P. 913≈935.

11. Kristeller J. L. Processes of change in smoking cessation: A cross-validation study in cardiac patients // J. Substance Abuse. 1992. N 4. P. 263-276.

12. Marcus В. H. et al. The stages and processes of exercise adoption and maintenance in a worksite sample // Health Psychol. 1992. N 11. P. 386-395.

13. Marlatt G. A. et al. Addictive behavior Etiology and treatment // Annual Rev. Psychol. 1998. N 39. P. 223-252.

14. O'Connell D., Velicer W. F. A decisional balance measure and the stages of change model for weigth loss // Intern. J. Addict. 1988. N 23. P. 729-750.

15. Parloff M. Shopping for the right therapy // Saturday Rev. 1976. P. 14≈16.

16. Parloff M. Psychotherapy and research: An analytic depression // Psychiatry. 1980. N 43. P. 279-293.

17. Prochaska═ J. O.,DiClemente С. С. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change // Psychotherapy. Theory, Research and Practice. 1982. N 19. P. 276≈288.

18. Prochaska J. O., DiClemente С. С. Stages and processes of self-change in smoking: Toward an integrative model of change // J. Consult. Clin. Psychol. 1983. N 5. P. 390-395.

19. Prochaska J. O., DiClemente С. С. Common processes of change for smoking, weight control, and psychological distress // Schiffman S., Wills T. (eds.) Coping and Substance Abuse. N. Y.: Academic Press, 1985.

20. Prochaska J. O., DiClemente C.C., Norcross J.С. In search of how people change // Amer. Psychologist. 1992. N 47. P. 1102≈1114.

21. Prochaska J. O., DiClemente С. С. The transtheoretical═ approach:═ Crossing traditional boundaries of change. Homewood, IL: Dorsey Press, 1984.

22. Prochaska J. O. et al. Stages of change and decisional balance for twelve problem behaviors // Health Psychol. In press.

23. Prochaska J. O. et al. Measuring processes of change: Application to the cessation of smoking // J. Consult. Clin. Psychol. 1988. N 56. P. 520≈528.

24. Prochaska I. O. et al. Stages of condom use in a high HIV-risk sample. 1993. Submitted for publication.

25. Prochaska J. 0. et al. Patterns of change: Dynamic typology applied to smoking cessation // Multivariate Behav. Research. 1991. N 26. P. 83-107.

26.═ Prochaska═ J.═ O.═ et═ al.═ Standartized, individualized, interactive, and personalized self-help program for smoking cessation // Health Psychol. In press.

27. Prochaska J. O., DiClemente C. C. Stages of change in the modification of problem behaviors // Hersen M., Eisler R. M., Miller P. M. (eds.) Progress in behavior modification. Newbury Park: Sage, 1992.

28. Procbaska J. O., Goldstein M. G. Process of smoking cessation. Implications for clinicians // Clinics in Chest Med. 1991. N 12. P. 727-735.

29. Rakowsky W. et al. Assessing elements of women's decisions about mammography // Health Psychol. 1992. N 11. P. 111-118.

30. Rosenblom D. A transtheoretical analysis of change among cocaine users. Unpublished doctoral dissertation. University of Rhode Island: Kingston, 1991.

31. Rossi J. S. Radon and ultraviolet light exposure: Emerging cancer risk factors // J. O. Prochaska═ (Chair).═ The═ stages═ of═ change; Extensions to new areas of behavior change. Symposium═ presented═ ar═the═ 98th═ annual convention══ of═ the══ American══ Psychological Association, Boston, 1990.

32. Rossi J. S., Prochaska J. O., DiClemente C. C. Processes of change in heavy and light smokers // J. Substance Abuse. 1988. N 1. P. 1≈9.

33. Rossi S. R. Application of the transtheoretical model of behavior change to dietary fat reduction in a naturalistic environment. Unpublished doctoral dissertation. University of Rhode Island, Kingston, 1992.

34. Schachter S. Recidivism and self-cure of smoking and obesity // Amer. Psychologist. 1982. N 37. P. 436≈444.

35. Tejero A., Trujols J., Hemandes E. Processes of change in heroin addicts: A preliminary report. Unpublished manuscript. 1990.

36. US Department of Health and Human Services. The health benefits of smoking cessation. A report of the Surgeon General, DHHS publication No (CDC) 90-8416. 1990.

37. Velicer W. F. et al. Decisional balance measure for assessing and predicting smoking status // J. Personality and Social. Psychol. 1985. N 48. P. 1279≈1289.

38. Velicer W. F. et al. Relapse situations and self-efficacy: An integrative model // Addict. Behav. 1990. N 15. P. 271-283.

39. Velicer W. F. et al. Assessing outcome in smoking cessation studies // Psychol. Bull. 1992. N 111. P. 23-41.

40. Velicer W. F. et al. Am expert system intervention for smoking cessation // Addict. Behav. 1993. N 18. P. 269-290.

41. Vcticer W. F. et al. A criterion measurement model for health behavior change. Manuscript under review. 1993.

Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение

Источник: https://cyberpedia.su/13xc7d8.html

Medic-studio
Добавить комментарий