1.7. Особенности рынка медицинских услуг: Рынок медицинских услуг отличается от других рынков тем, что в нем

Вопрос: Основные характеристики рынка медицинских услуг

1.7. Особенности рынка медицинских услуг:  Рынок медицинских услуг отличается от других рынков тем, что в нем

Здравоохранение как отрасль общественного хозяйства обладает рядом характеристик, нарушающих действие рыноч­ного механизма.

Часть медицинских услуг обладает свойствами «общест­венных благ». Экономическая теория выделяет особый тип результатов хозяйственной деятельности – так называемые «общественные блага» (public goods). Им свойственны харак­теристики, отличающие их от товаров индивидуального потребления.

Во-первых, они являются объектом коллективного потребления. Это означает, что потребление услуг одним человеком не уменьшает ресурсы потребления, доступные другим членам общества.

Во-вторых, на общественные блага, в отличие от благ индивидуального потребления, не распространя­ется принцип исключения других лиц из процесса потребления. Например, санитарно-гигиенические мероприятия становятся достоянием больших групп населения. Возникает эффект «транспортного зайца»: люди получают блага, но не платят за них.

Третья особенность некоторых медицинских услуг – их способность распространять свой потребительский эффект на лиц, не участвующих в рыночной сделке. Услуга предоставляется конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие. В дополнение к индивидуальной потребности возникает еще и полезность для третьих сторон – так называемый «внешний эффект» или экстерналитет (externality).

Классическим его примером являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний. Например, прививки против кори несут прямую выгоду не только конкретным лицам, но и обществу в целом, поскольку ограничивается распространение этого заболевания.

Поэтому распределение ресурсов на основе только платежеспособного спроса и предпринимательских мотивов не обеспечивает удовлетворение общественной потреб­ности.

Требуются специальные меры государственного вмеша­тельства – либо предоставление государственных субсидий частным производителям услуг, либо оказание этих услуг государственными медицинскими учреждениями.

Для удовлетворения потребностей в услугах с характе­ристиками «общественных благ» во всех странах действует так называемый сектор «общественного здравоохранения» (public health).

Он включает службы, осуществляющие контроль за эпидемиологической ситуацией, работу по лечению инфекционных заболеваний, санитарно-просветительскую работу. В сферу общественного здраво­охранения традиционно входят санитарно-эпид. служба, общественные оздоровительные центры и т. д.

Эти учреждения обычно финансируются из государственного бюд­жета на основе принципа содержания, то есть оплачивается их готовность к работе (вложенные ресурсы), а не конкретные ее результаты.

Наличие свойств обществен­ного блага лишь в малой степени объясняет нарушение рыночного механизма в здравоохранении, так как они присущи относительно небольшой части медицинских услуг.

Услуги по лечению, например, артрита или ангины не наделены характе­ристиками общественных благ: их потребление строго инди­видуально и не имеет внешнего эффекта.

То есть эти услуги обладают свойствами частного блага.

Более важное значение имеют другие характе­ристики медицинских услуг. Они и определяют отклонения от обычной рыночной модели. Экономическая теория определяет эти отклонения как «изъяны рынка» (market failures). Важнейшие из них.

1. Недостаточная информированность потребителя. Рынок может быть надежным регулятором распределения ресурсов только при условии полной информированности потребителя и его независимости от производителя товаров.

В здравоохранении эти условия, как правило, не соблюдаются. Во-первых, больной человек как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объем и цену приобретаемых услуг.

Ему трудно выбрать врача, способного предоставить услугу по более низкой цене.

Во-вторых, во многих случаях потребитель не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг уже в силу своего болезненного состояния, а иногда и в результате временной или полной недееспособности.

В-третьих, в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предостав­ляемых благ. Врачи выступают в двух лицах – как агенты пациентов, определяющие меру их потребностей и объем необходимых услуг, и как производители этих услуг.

Иными словами, врачи определяют не только предложение услуг, но и спрос на них. В результате возможен конфликт между меди­цинскими и экономическими интересами врачей.

Они могут преувеличивать объем необходимых процедур, исключить из набора товаров и услуг дешевые заменители, выбирать те виды услуг, которые обеспечивают полную нагрузку больниц или поликлиник и т. д.

Экономическая теория оперирует понятием спроса, спро­ецированного предложением (supply-induced demand). Речь идет навязывании пациенту услуг, не очень нужных или совсем не нужных для достижения клинического результата, но необхо­димых производителям медицинских услуг для обеспечения своих экономических интересов.

Информационная «асимметрия» поставщика и потребителя медицинских услуг деформирует обычное взаимодействие спроса и предложения.

В странах, где амбулаторная помощь оплачивается за каждую отдельную услугу (действует гонорарный принцип), объем этих услуг заметно выше, чем в странах, где эта помощь оплачивается в виде фиксированной суммы на одного пациента (действует подушевой принцип).

В Германии и Франции, относящихся к первой группе стран, число амбулаторных посещений составляет, соответственно, 11,5 и 7,2 надушу населения. В Великобритании, где используется подушевой принцип оплаты врачей, на одного человека приходится только 5,5 посещений в год.

2.Риски и неопределенность потребительских ожиданий. Любой человек вынужден учитывать, что существует риск заболевания и связанных с ним затрат. Размер этих затрат может быть весьма значительным, если покупать медицинские услуги в момент появления потребности в них. Чтобы избежать больших единовременных затрат, человек прибегает к различным формам страхования.

В свою очередь, рынок страховых услуг также может не решить проблем больных людей. Страховая компания заинтересована в том, чтобы иметь дело с относи­тельно здоровыми категориями населения и избегать тяжело больных, чье лечение требует больших затрат. Чтобы обеспечить доступ населения к страховым и медицинским услугам, требуются различные формы государственного регулирования.

3. Особая роль принципов доступности и равенства в получении медицинской помощи. Объем потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности человека. Это особенно очевидно в тех случаях, когда требуется экстренная медицинская помощь.

Необходимость корректировки рыночного механизма распределения ресурсов диктуется и тем обстоятельством, что наибольшую потребность в медицинской помощи имеют лица с низким доходом. Они имеют худшие условия жизни и труда, соответственно показатели их здоровья ниже.

Обеспечение равных возможностей в потреблении медицин­ских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения в пользу наиболее нуждающихся – стариков, детей, лиц с низким доходом, хронических больных и т.д. Основой развития отрасли становится принцип общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый – за больного. Реализация этого принципа требует активного вме­шательства государства.

Пациент, имеющий медицинскую страховку или право на получение бесплатной медицинской помощи в системе государственного здравоохранения, не видит перед собой ценового «сигнала», регулирующего объем потребления услуг. У него возникает серьезное искушение получить максимальный объем услуг.

В сочетании с заинтересованностью медиков в «накручивании» объема услуг нерациональность потребительского поведения пациентов ведет к чрезмерному потреблению относительно дорогих, но далеко не всегда клинически необходимых услуг.

В экономической теории это явление получило название «морального искушения» (moral hazard).

4.Ограничения конкуренции производителей медицинс­ких услуг. Первый фактор, сдерживающий конкуренцию, – необходимость построения иерархической системы оказания стационарной помощи. Во многих странах сеть больниц построена по принципу разделения уровней оказания стационар­ной помощи.

Относительно простые случаи концентрируются в небольших стационарах, приближенных к месту жительства людей, более сложные – в крупных региональных и централь­ных медицинских центрах. Разные уровни оказания помощи обычно различаются по оснащению, квалификации персонала и набору услуг.

Неоднородность стационаров сужает сферу потенциальной конкуренции.

Второй фактор – ограничение притока трудовых и материальных ресурсов. Право на медицинскую практику получают только врачи, чей уровень подготовки отвечает уста­новленным требованиям.

Больницы и другие медицинские учреждения должны быть укомплектованы и оснащены на основе действующих стандар­тов.

Нередко в стандарт входят требования к минимальному объему сложных работ, требующих особой квалификации и постоянной практики.

Например, в США больница не имеет права делать хирургические операции на открытом сердце, если в предшествующий год их было проведено менее 150. Соответ­ственно, такая больница не может претендовать на получение контракта.

В секторе амбулаторной помощи эти ограничения прояв­ляются намного слабей, чем в стационарной помощи. В большинстве западных стран (а в последние годы – в Чехии, Словакии, восточных землях Германии) основная часть амбула­торной помощи оказывается независимыми индивидуальными и групповыми врачебными практиками. Они конкурируют между собой за привлечение пациентов.

В российском здравоохранении формирование конкурент­ной среды ограничивается не только вышеприведенными факторами, но и проводимой десятилетиями линией на развитие преимущественно крупных форм оказания медицинской помощи (крупные многопрофильные больницы, специализированные стационары, консультативно-диагности­ческие центры). Это не всегда оправдано. Особенно остро стоит проблема подавления конкуренции в сфере амбулаторно-поликлинической помощи.

Перечисленные факторы ограничивают, но не исключают конкуренцию производителей медицинских услуг. Конкуренция возможна между учреждениями разной территориальной и ведомственной принадлежности, между стационарами и поликлиниками, стационарами разной мощности и оснащенности. Поэтому актуальным остается поиск механизмов, стимулирующих конкуренцию производителей медицинских услуг.

2 вопрос: Следствие главных специфических характеристик рынка медицинских услуг, ограничивающие возможности рыночной самонастройки в сфере здравоохранения.

1. Информационная «асимметрия» в сочетании с возможностью нерационального поведения потребителя повышают вероятность формирования затратного механизма в здравоохранении. Производители медицинских услуг в рыночной среде не имеют достаточных ограничителей для рационального использования ресурсов.

Они могут расширять объем услуг, чтобы обеспечить загрузку имеющихся мощностей (коечного фонда, медицинского оборудования и т.д.) и увеличить свой доход. Если этим процессом не управлять, то будет расти удельный вес дорогостоящих видов медицинских услуг и общие затраты на случай лечения.

Снизится заинтересованность в профилактике заболеваний и использовании относительно простых, но эффективных медицинских технологий.

2. Специфика рынка медицинских услуг определяет воз­можность противоречия между действиями, направленными на повышение локальной и структурной эффективности. Локальная (внутренняя) эффективность характеризует резуль­таты использования ресурсов в конкретной медицинской организации. Структурная эффективность характеризует результаты использования ресурсов в системе здравоохранения в целом.

В условиях, когда решения об объеме и составе услуг прини­мают сами их производители, оплата деятельности медиков за конкретную услугу ведет к увеличению объема услуг в расчете на единицу затраченных ресурсов. Локальная эффективность функционирования медицинских организаций повышается.

Что же касается структурной эффективности, то рыночные меха­низмы не обеспечивают ее автоматического повышения. Заинтересованность конкретного медика в наращивании объема услуг не всегда ведет к повышению конечных результатов работы системы в целом.

Если, например, стационар наращивает объем случаев, не требующих стационарного лечения, (ситуация характерная для Российского здравоохранения), то возникает противоречие между интересами стационара и системы в целом: растет внутренняя эффективность работы стационара, но при этом распределение ресурсов становится все более затратным, усиливаются структурные диспропорции.

3. Для повышения структурной эффективности необходимо обеспечить целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи, оказываемой населению. Субъекты управления могут быть разными в зависимости от господствующего принципа финансирования здравоохранения.

В самом общем виде это может быть финансирующая сторона, то есть организация, заказывающая объемы медицинской помо­щи у производителя медицинских услуг и оплачивающая эти объемы.

Финансирующая сторона должна спланировать оказание медицинской помощи, обеспечить оптимальное соотношение между отдельными ее видами, заи­нтересовать медиков в наиболее рациональном использовании ресурсов.

4. Особое значение доступности и равенства в получении медицинской помощи диктует необходимость специфических форм государственного регулирования. Прежде всего, государство берет на себя финансирование значительной части медицинской помощи населению.

Для этого используются механизмы пере­распределения доходов – на основе общего налогообложения или целевых налогов на нужды здравоохранения.

Кроме того, государство берет на себя прямое оказание части медицинской помощи – не только тех видов, которые обладают свойствами «общественных благ», но и услуг, потребление которых носит индивидуальный характер.

Государство в той или иной форме регулирует цены в системе общественного здравоохранения, устанавливает стандарты медицинской помощи для защиты пациентов, осуществляет лицензирование медицинских организаций, планирует трудовые и материальные ресурсы и осуществляет множество других ре­гулирующих функций. Большинство из этих функций определя­ются стремлением государства нейтрализовать «ошибки» рынка.

Крайности вмешательства государства.

1.Необходимость государственного регулирования здраво­охранения может рассматриваться как полное огосударствление здравоохранения, то есть формирование системы, основанной на господстве административных методов управления. Основные черты такой системы:

– все медицинские организации находятся в собственности государства и напрямую управляются органами исполнительной власти (органами управления здравоохранением);

– орган управления планирует сеть государственных учреж­дений, основываясь на установленных сверху нормативах;

– доминирующий метод финансирования формируется в расчете на ресурсные показатели (коечный фонд, число медицинских работников и прочее);

– права государственных учреждений на свободное манев­рирование ресурсами ограничены;

– договорные отношения между финансирующей стороной и медицинской организацией отсутствуют.

При этом сни­жается роль экономических методов управления. Медицинские организации ориентируются только на систему нормативов, доводимых органами управления здравоохранением, и лишены экономических стимулов к расширению объема деятельности и повышению качества медицинской помощи.

Господство административных методов управления в сочетании с финансированием на основе ресурсных показателей является основой экстенсивного развития здравоохранения. Такой тип развития основан на достижении поставленных результатов только за счет наращивания трудовых и матери­альных ресурсов.

Его противоположностью является интен­сивный тип развития, при котором планируемые результаты достигаются не столько за счет дополнительных вложений, сколько за счет более эффективного использования имеющейся ресурсной базы.

Источник: https://studopedia.su/10_146520_vopros-osnovnie-harakteristiki-rinka-meditsinskih-uslug.html

Особенности рынка медицинских услуг

1.7. Особенности рынка медицинских услуг:  Рынок медицинских услуг отличается от других рынков тем, что в нем

19.10.2011
FMA

Рынок медицинских услуг отличается от других рынков. Среди основных особенностей данного рынка: риск заболевания и его неопределенность, внешние эффекты, асимметрия информации между продавцом и покупателем, этические соображения и проблема справедливости, а также государственное вмешательство.

1. Риск заболевания и его неопределенность связаны с тем, что потребность в медицинских услугах возникает обычно внезапно, и никто не может быть уверен, что с ним не случится какая-либо неприятность.

2. Внешние эффекты являются существенной характеристикой рынка медицинских услуг. Так, своевременная вакцинация одних контингентов населения (например, от гриппа) может привести к тому, что привитые лица не заболеют и не заразят других людей, при этом, последние также не захворают и не явятся новым источником распространения инфекции.

3. Асимметрия информации между доктором и пациентом проявляется в уникальной возможности врачей оказывать влияние на спрос медицинских услуг. Система здравоохранения носит такой характер, что потребитель медицинских услуг очень плохо осведомлен о медицинских услугах, которые он покупает, возможно, меньше, чем о любых других приобретаемых услугах

4. Этические соображения и проблема справедливости.

Общество считает, что если человек не может купить себе автомобиль или дачный участок – это его личное дело, однако если люди не имеют доступа к базовой медицинской помощи – это несправедливо, и рассматривает охрану здоровья как «привилегию» или «право» и не хочет распределять ее только по ценам или доходам. 5. Государственное вмешательство вызвано тем, что функционирование частного медицинского рынка вызывает много проблем для населения. Это обосновывает целесообразность правительственного вмешательства, которое носит различные формы в различных странах [Столяров 2003].

Существует несколько определений медицинской услуги. Все они являются точкой зрения их авторов, но лишь немногие действительно отражают сущность медицинских услуг.

Проанализируем определение: «Стоматологическая услуга – это любая деятельность или благо, которую одна сторона (стоматологическая клиника, врач-стоматолог), может предложить другой (пациенту)» [Тупикова, Тупиков 2002]. Возможно, такое определение недостаточно отражает направленность услуги на здоровье человека.

Так, если врач-стоматолог предоставит транспорт пациенту для доставки его на прием или стоматологическая клиника продаст другой стороне пасту для чистки зубов (экономические блага) – это вряд ли будет стоматологической услугой.

Следующая дефиниция характеризует медицинскую услугу уже как «профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума» [Решетников 1998]. Такое определение действительно отражает ориентированность медицинской услуги на здоровье человека.

Но, при несомненной правильности такого постулата, в определение медицинской услуги, необходимо заложить и такое понятие, как польза. С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет услугу как действие, приносящее пользу другому [Ожегов 1994: 93].

В связи с вышесказанным можно так определить медицинскую услугу: «Медицинская услуга – это какое-либо профессиональное действие, направленное на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом), в той или иной форме».

Закономерно отметить, что медицинские услуги, как и ряд других, имеют свои особенности, которые отличают их от товара, например от медикаментов.

Уникальность данного вида услуг состоит в том, что мы не можем их потрогать, увидеть, сохранить. Если более подробно рассматривать характеристики медицинской услуги, то следует обратиться к работе У.

Руделиуса «Маркетинг» [Руделиус 2001]. Автор выделяет 5 основных особенностей:

1. Отсутствие владения. Если человек приобрел товар, имеющий физическое воплощение, то он становится его владельцем, чего нельзя сказать об услуге. Медицинские услуги люди вынуждены приобретать на протяжении всей жизни.

Потребляя услугу, человек имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени.

Имея на руках страховой полис, его владелец может обращаться к врачу только в течение определенного периода, который оплачен пациентом.

2. Неосязаемость, неуловимость или нематериальный характер медицинских услуг, например, обследование, означает, что их вообще невозможно транспортировать, хранить и упаковывать. А продемонстрировать, увидеть, попробовать, или изучать их нельзя до получения этих услуг. При этом оценить медицинские услуги можно только после их получения, да и то с трудом.

Неосязаемость медицинских услуг вызывает проблемы, как у их продавцов, так и у покупателей. Это означает, что потенциальные потребители, не могут увидеть или потрогать многие медицинские услуги до их покупки или использования. Пациенту трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда даже после ее получения. Он вынужден верить продавцу услуг на слово.

Например, пациент, обратившийся в медицинское учреждение, не может не только увидеть процесс диагностики и лечения, но и оценить, что было сделано и правильно ли сделано. Поэтому со стороны потребителей медицинских услуг обязательно присутствует элемент надежды и доверия к продавцу услуги. Одновременно неосязаемость усложняет деятельность их продавца.

У предприятий, оказывающих медицинские услуги, возникают следующие проблемы:

* сложно показать пациентам свой товар; * еще более сложно объяснить пациентам, за что они платят деньги.

Предприятие может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги, а сами услуги пациент может оценить только после их выполнения (хотя и не всегда). Для укрепления доверия со стороны клиентов медицинское предприятие, оказывающее услуги, может принять ряд мер:

* по возможности повысить осязаемость своей услуги; * подчеркнуть значимость услуги; * заострить внимание на выгодах от услуги; * привлечь к пропаганде своей услуги какую-нибудь знаменитость.

Повысить материальность услуги, сделать ее более осязаемой может присутствие элемента товара в услуге в самой разной форме. Это может быть моделирование будущей внешности пациента на компьютере перед косметической операцией, а также предоставление клиентам информации о сотрудниках, их опыте и квалификации.

3. Неразрывность производства и потребления. Производство и потребление медицинских услуг тесно взаимосвязано и не может быть разорвано во времени.

При неразрывной взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и клиентом может быть различной, например, во время ремонта автомобиля обычно нет нужды в личном присутствии заказчика, но оказание медицинских услуг неотделимо от того, кто их предоставляет. Так, лечение в больнице невозможно без медицинского персонала.

Нужно отметить, что при продаже медицинских услуг иногда могут быть исключения и наблюдаться временной разрыв между их продажей и потреблением. Так путевка в санаторий продается обычно раньше, чем человек получит медицинские услуги, но их неразрывность производства и потребления, сохраняется.

4. Неспособность услуг к хранению. Специфика производства медицинских услуг заключается в том, что в отличие от товаров, услуги нельзя произвести впрок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. Важная отличительная черта медицинских услуг – их «сиюминутность».

Они не могут быть сохранены для дальнейшей продажи и предоставления. Незанятые больничные койки, комнаты в санатории, не оказанные медицинские услуги, не могут быть восстановлены. Если спрос на услуги становится больше предложения, то это нельзя исправить, как при продаже медикаментов, взяв товар со склада.

Аналогично, если мощность по услугам превосходит спрос на них, то теряется доход и (или) стоимость услуг.

5. Изменчивость качества или неоднородность. Неизбежным последствием одновременности производства и потребления медицинской услуги является изменчивость ее исполнения. Один из важнейших показателей медицинских услуг – это их качество.

Таким образом, можно сделать вывод, что медицинская услуга отличается от товара и имеет определенные особенности, что в свою очередь влияет на процесс ее рекламирования.

Неосязаемость, неспособность к хранению, отсутствие владения – все эти черты создают некоторые трудности при продаже услуги.

Поэтому специалистам по рекламе приходиться идти на различные уловки, использовать разнообразные стратегии, чтобы повысить доверие покупателя.

Просмотров 941 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-24627.html

Рынок медицинских услуг

1.7. Особенности рынка медицинских услуг:  Рынок медицинских услуг отличается от других рынков тем, что в нем

Рынок медицинских услуг – это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

Рыночные отношения выражают определенную экономическую обособленность производителей и потребителей продуктов и услуг, возможность их взаимодействия.

Активное участие государства в мероприятиях, направленных на социальные блага граждан можно рассмотреть как процесс формирования государством социально ориентированной экономики. Этот процесс направляется на повышение эффективности использования внутренних ресурсов страны и обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг через развитие особенностей рыночной экономики в социальной сфере.

Социальное регулирование в основном связано с назначением минимального размера пенсий, заработной платы, обеспечением соответствия качества пищевых продуктов, объема и качества оказываемых населению медицинских услуг, объема социальных льгот, предоставляемых населению определенным стандартам.

Таким образом, государственное регулирование социальной сферы в современных условиях является одной из основных функций Правительства нашего государства.

Как было отмечено, одним из приоритетных направлений государственного регулирования социальной сферы является охрана здоровья граждан страны.

Контроль со стороны государства за состоянием сферы здравоохранения, в том числе рынка медицинских услуг объясняется следующими:

1. Управление сферой здравоохранения невозможно только с помощью рыночных механизмов, поскольку состояние здоровья населения относится к категории общественных благ, и сама система здравоохранения требует уровень финансирования, который не может быть обеспечен только рыночными отношениями в сфере.

2. Государство заинтересовано в регулировании сферы здравоохранения во избежание некоторых негативных последствий, присущих рыночным отношениям.

Поскольку большая часть учреждений здравоохранения нашей страны является собственностью государственных и муниципальных органов, расходы медицинских организаций покрываются за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Это показывает особую роль бюджетной политики в системе государственного регулирования сферы здравоохранения.

В целом, бюджетная политика в сфере здравоохранения, выполняя роль основного инструмента государственного регулирования, направляется на осуществление государственной политики в здравоохранении и решает следующие задачи:

– удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах;

– обеспечение соответствия объема и качества оказываемых населению медицинских услуг установленным стандартам;

– контроль за рациональным использованием ресурсов здравоохранения, выделенных из государственного бюджета;

– создание благоприятных условий для развития приоритетных направлений сферы здравоохранения и медицинской науки;

– выравнивание объема медицинских услуг, оказываемых населению в регионах.

Основные направления государственного регулирования здравоохранения связаны с решением актуальных проблем, связанных с правовыми, организационными, экономическими и другими вопросами. К ним можно отнести следующие направления:

Во-первых, одним из основных условий эффективного функционирования учреждений здравоохранения является обеспечение бюджетного финансирования отрасли.

В последние годы намечается рост финансовых ресурсов, выделенных из государственного бюджета на сферу здравоохранения страны.

Однако, в сравнении с нормативом финансирования сферы, рекомендованным Всемирной Организацией Здравоохранения (не менее 5 % от ВВП) уровень обеспечения сферы охраны здоровья граждан нашей страны финансовыми ресурсами очень низкий (2,5-2,7 % от ВВП).

В этой связи, особую актуальность представляют вопросы увеличения объема финансирования здравоохранения из государственнго бюджета и формирования дополнительных источников финансирования сферы.

Во-вторых, необходимо регулирование контроля со стороны государственных органов власти за деятельностью учреждений здравоохранения. В нашей стране контроль за деятельностью медицинских организаций осуществляется в нескольких аспектах. В первую очередь, это связано с контролем за собственным имуществом собственника.

В связи с данным аспектом контроля на практике на достаточном уровне осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских учреждений. Однако, сегодня стало невозможным детальный контроль в силу многопрофильности медицинских услуг и масштабности их производства.

Вместе с этим, контрольная функция контролирующих органов не ограничиваясь только проверкой деятельности медицинских организаций, должна осуществить наблюдение за оказанием медицинскими организациями социально значимых услуг с высоким уровнем знания и квалификации.

В качестве основного инструмента проведения такого контроля можно использовать лицензирование деятельности учреждений здравоохранения.

В-третьих, необходимо указать субсидиарную ответственность собственника по обязательствам медицинской организации.

В большинстве случаев это не стимулирует медицинские организации рациональному использованию выделенных средств, поскольку в таких случаях любые обязательства медицинских учреждений погашаются за счет государтсва или других финансирующих сторон.

В свою очередь, такая ситуация требует жесткого контроля за обязательствами медицинских организаций со стороны собственника. Такой порядок (т.е. осуществление жесткого контроля без использования стимулирующих мер) препятствует внедрению новых экономических механизмов и эффективному использованию ресурсов, выделенных финансирующей стороной.

В-четвертых, любые изменения, происходящие в сфере здравоохранения должны быть обеспечены нормативно-правовой базой. В этой связи нужно отметить, что деятельность системы здравоохранения нашей страны на достаточном уровне обеспечена нормативно-правовыми актами.

К основным из них можно отнести Конституцию Республики Казахстан и Закон «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан». В приложение к ним действуют различные приказы, постановления, правила Министерства здравоохранения.

Однако большинство вышеназванных нормативно-правовых актов полностью не расскрывает вопросы, касающиеся деятельности учреждений здравоохранения.

Вместе с этим, большей части нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы здравоохранения характерны следующие недостатки: большинство из этих актов ( в основном программы развития) не имеет достаточного финансового обеспечения и имеет декларативный характер; отдельные нормы противоречат друг другу; недостаточная прозрачность в распределении полномочий между различными уровнями органов управления и т.д. В связи с этим возникает необходимость проведения периодической ревизии нормативно-правовых актов, действующих в системе здравоохранения с привлечением высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции. Такие меры имели бы огромное влияние на постоянное совершенствование нормативно-правовой базы отрасли.

Другая сторона проблем, касающихся нормативно-правовой базы сферы здравоохранения связана с изменениями организационно-правовых форм учреждений здравоохранения.

Преобразование лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в другие организационно-правовые формы безусловно расширило бы их полномочия в части самостоятельного управления ресурсами и определения заработной платы медицинского персонала.

Поэтому, наиболее перспективным направлением в преобразовании ЛПУ в другие организационно-правовые формы является акционирование. Данные меры можно рассмотреть как одно из приоритетных направлений модернизации системы охраны здоровья населения.

Предлагаемые меры безусловно повысят экономическую эффективность деятельности учреждений здравоохранения.

Вместе с этим, законодательные акты, направляемые на регулирование сферы здравоохранения не должны нарушать сформированные правовые отношения в сфере, а должны обеспечить их дальнейшее совершенствование.

И, самое главное, согласно Конституции РК принятые и принимаемые в сфере нормативно-законодательные акты должны обеспечить граждан Республики Казахстан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи.

Одним из основных методов государственного регулирования сферы здравоохранения является система государственного заказа.

В настоящее время медицинские организации страны участвуют в тендерах, организуемых Министерством здравоохранения для получения государственного заказа на оказание медицинских услуг населению.

Согласно правилам государственного заказа расчеты производятся: в амбулаторно-поликлиническом звене – по подушевому нормативу, в стационарах – на основе пролеченных больных, в системе скорой медицинской помощи – на основе количества вызовов.

Сегодня большинство ЛПУ работает на основе государственного заказа. Государственный заказ – это совокупность бесплатных медицинских услуг населению определенного региона за счет государственного бюджета. С помощью данного инструмента государство регулирует рыночные отношения в сфере здравоохранения.

В последнее время в государственном заказе наряду с государственными медицинскими организациями участвуют и частные лечебные учреждения. В связи с тем, что государственный заказ рассчитывается на количество пролеченных больных, у медицинских организаций появляется стимул вылечить как можно большее число больных за короткий период времени.

Нужно отметить, что такой метод финансирования значительно повысил интенсивность работы ЛПУ и сократил длительность госпитализации в стационарах, действовавших до этого на основе показателей койко-дней.

Однако, метод финансирования на основе пролеченных больных имеет и другую сторону: у медицинских учреждений в целях повышения количества пролеченных больных появляется заинтересованность лечить только легкие медицинские случаи. В связи с этим представляется необходимым разместить государственный заказ на основе метода финансирования стационаров по клинико-затратным группам.

В данном случае стоимость заболеваний определяется на основе сложности и объема вложенного медицинским персоналом труда, и, поэтому, больницы для того, чтобы привлечь больший объем финансовых ресурсов, будут заинтересованы в лечении наиболее тяжелых и затратоемких заболеваний.

Опыт многих государств с развитой рыночной экономикой доказал невозможность гармоничного развития рыночных отношений без участия государства.

Здравоохранение, которое является отраслью экономики, имеющей более общественный характер, особенно нуждается во вмешательстве государства в рыночные отношения, возникающие в сфере.

В этой связи роль государства в регулировании сферы здравоохранения особенно сильно отражается на осуществлении мер, направленных на модернизацию отрасли.

Анализируя с этих позиций сферу здравоохранения во многих развитых странах, следует отметить наличие таких ограничений, выступающих в самых различных формах.

Так, например, важную роль в искусственном сдерживании предложения медицинских услуг в США играет Американская медицинская ассоциация, объединяющая около половины всех частнопрактикующих врачей.

Ею ограничиваются набор на медицинские факультеты, увеличивается плата за обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой. Без ведома ассоциации не могут быть одобрены сколько-нибудь значительные инициативы, касающиеся медицинского обслуживания.

Рынок совершенной конкуренции Рынок медицинских услуг
Большое количество продавцов Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие к естественной монополии.
Однородность товара Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность.
Хорошая информированность покупателей Несовершенная информация
Возможность сопоставления цены товара и его качества Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества.
Производители стремятся к максимизации прибыли Наличие большого числа государственных или частных “бесприбыльных” организаций.
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. В большинстве случаев требуется участие “третьей стороны” – компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг.

Литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие под ред. А.В. Решетникова – 2-е изд.-М., 2007г.- 272.

2. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. – С.-П., 2004.

3. Курс экономической теории/Под общей ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой – М, 2004.

4. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований: Учебное пособие. Аубакиров Я.А. – А., 2003.

5. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. – В двух томах / Под ред. М.Б. Кенжегузина. – А., 2001.

6. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. – А.: Экономика, 1998.

Дополнительная:

1. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 гг.

3. Гражданский кодекс.

4. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие. Л.Ю.Трушкина, Р.А.Тлепцеришев, А.Г.Трушкин, Л.М. Демьянова – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

5. Социальная энциклопедия: А.П. Редкая, Г.Н. Горкин, Е.Д. Катульская и др. – М., БРЭ, 2000. – 438 с.

6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина– М.: Медицина, 2002.г. 416 с.

7. «Старшая медицинская сестра», Журнал, МЦФЭР – Казахстан, Алматы.

8. Журнал « медицинская сестра», Москва.

9. Журнал «Сестринское дело». Москва.

10. Журнал «Медсестра», Москва.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «Рынка».

2. Понятие «Конкуренции».

3. Основные элементы экономической системы.

4. отличительная черта свободной рыночной экономики.

5. Функции рынка.

6. Частная собственность как основа рынка.

7. Виды рынка.

8. Типы рыночных отношений.

9. Инфраструктура рынка.

10. Рынок медицинских услуг.

Лекция № 4.

Тема: Планирование здравоохранения.

Цель: научить основным принципам планирования здравоохранения.

Планирование является одним из важнейших видов экономической работы.

Планирование здравоохранения – это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:

– Научно-техническая обоснованность планов.

– Выделение приоритетных проблем.

– Сочетание текущего и перспективного планирования.

– Сочетание отраслевого и территориального планирования.

– Экономическая эффективность планов.

Основными задачами планирования являются:

– Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

– Оптимизация бюджетных расходов.

– Эффективное использование ресурсов.

Общая схема планирования может быть представлена в следующем виде:

1. Определение основных целей и функций медицинского учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация).

2. Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды диагностики).

3. Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления).

4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.

5. Расчет предполагаемых поступлений средств.

6. Корректировка плановых показателей.

7. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать.

В настоящее время действует Приказ МЗ РК «Об утверждении Методики планирования объемов стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи».

Методика регламентирует планирование объемов специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи в круглосуточных и дневных стационарах Республики Казахстан в Единой национальной системе здравоохранения по клинико – затратным группам.

В настоящей Методике используются следующие термины, понятия и их определения:

· базовая потребность в стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи (далее – СМП/СЗМП) – нормативное число пациентов, нуждающихся в лечении в стационаре/дневном стационаре поликлиники;

· дневной стационар (стационарозамещающая помощь) – форма предоставления доврачебной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи с медицинским наблюдением продолжительностью от четырех до восьми часов в течение дня;

· клинико – затратные группы (далее – КЗГ) – клинически однородные группы заболеваний, сходные по затратам на их лечение;

· коечный фонд – это количество сметных коек в медицинской организации, оказывающей стационарную медицинскую помощь (или суммарно во всех медицинских организациях города, района, области и т.д.);

· койко – день на 1000 населения – показатель обеспеченности населения стационарной (стационарозамещающей) помощью, отражающий число дней,проведенных пациентом на койке медицинской организации, в пересчете на 1000 населения данной территории;

· норматив – экономический или технический показатель норм, в соответствии с которыми производится работа;

· плановая госпитализация – – госпитализация пациента через Портал Бюро госпитализации, в том числе по квотам;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_79926_tipi-rinochnih-otnosheniy.html

Специфические черты рынка медицинских услуг

1.7. Особенности рынка медицинских услуг:  Рынок медицинских услуг отличается от других рынков тем, что в нем

Лекция 4. Специфические черты рынка медицинских услуг.

Особенности медицинских услуг можно разделить на три группы.

Первая группа – особенности, связанные с количественной характеристикой услуги:

– услуга может представляться как в товарной форме, так и в нетоварной форме для потребителя (государственные гарантии по оказанию бесплатной медицинской помощи), то есть являться рыночной или нерыночной;

– стоимость услуги определяется в зависимости от источника ее финансирования.

Вторая группа – особенности, связанные со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности:

– результат воплощен в самом человеке (материальные составляющие услуги – как исключение (рентген снимок, электрокардиограмма, рецепт);

– услуга всегда носит индивидуальный характер (на рынок выносится не услуга, а лишь информация об услугах);

– результат всегда разнообразен по своему физическому объему;

– результат имеет сложную структуру и распадается на множество квазирезультатов;

– величина необходимых для достижения результата ресурсов заранее точно определена быть не может;

– результат разнообразен по сроку проявления.

Третья группа – особенности, связанные с процессом оказания услуг:

– зависимость от местных природно-климатических условий;

– наличие активной взаимосвязи врач – пациент;

– возможность территориальных перемещений;

– разнообразие длительности периода оказания идентичных, адекватных услуг;

– высокая степень риска.

Дополнительные особенности:

1.    На рынке медицинских услуг выступают три группы субъектов:

·                  Производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинское учреждение, медицинский работник);

·                  Покупатель (пациент);

·                  Посредник (страховые медицинские организации)

2.    Характерна асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги.

3.    Почти абсолютное доверие к продавцу медицинских услуг.

4.    Медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной.

5.    Высокая приоритетность медицинских услуг.

6.    Отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом.

7.    Приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.

Особенности медицинских услуг: 

1.    Неосязаемость медицинской услуги.

2.    Невозможностьощутить до момента её приобретения.

3.    Неотделимость от источника услуги. Оказание медицинской

услуги требует личных контактов производителя и потребителя.

4.    Несохраняемость услуги. Медицинская услуга отличается от

других товаров тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

5.    Непостоянство качества медицинской услуги. Зависит от

квалификации специалиста, оснащенности ЛПУ.

6.    Медицинскую услугу не всегда можно оценить положительно.

С 1 января 2013 года произошел переход медицинской отрасли на одноканальную систему финансирования. Ранее денежные средства попадали в ЛПУ из бюджетов разных уровней и фондов социального страхования.

Одноканальная система финансирования предполагает, что основная часть финансовых средств, поступающих в учреждение здравоохранения, идет из фонда обязательного медицинского страхования.

Финансирование учреждения в рамках данной системы основывается на принципах подушевного финансирования (получение средств за всех прикрепленных граждан) и оплаты за непосредственные результаты деятельности (объем оказанных услуг).  

Создание одноканальной системы нацелено на охрану здоровья граждан, создание конкурентного рынка медицинских услуг, мотивацию лечебных учреждений и медицинских работников к усилению профилактической направленности работы, повышение качества услуг и интенсивности лечения, сокращение издержек, оптимизацию структуры и штатов. В конечном итоге это направлено на повышение качества медицинских услуг и эффективность использования ресурсов здравоохранения.

При введении одноканального финансирования муниципальных учреждений здравоохранения возникает дополнительная нагрузка на областной бюджет и высвобождаются ресурсы местных бюджетов, предлагаются изменения в части:

  • отказа от передачи местным бюджетам норматива отчислений от налога на имущество организаций (в действующих условиях муниципальным районам передается 17,5%, городским округам – 10%);
  • уменьшения бюджетам муниципальных районов и городских округов нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 11,25% (в действующих условиях муниципальным районам передается 22,5%, городским округам – 45%).

При введении одноканальной модели финансирования программы ОМС, покупателями медицинских услуг являются страховые медицинские организации, с которыми территориальные фонды ОМС заключают договоры. При этом страховые медицинские организации заключают договоры на покупку медицинских услуг с медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности.

Учитывая вышеизложенное можно выявить положительные и отрицательные стороны перехода на преимущественно одноканальное финансирование. К первой относится:

  • подушевой принцип финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений, которые будут получать средства ОМС не за каждый отдельный прием пациента, а за всех прикрепленных граждан. Это создаст дополнительные стимулы для профилактической работы в первичном звене;
  • мотивация пациента;
  • мотивация системы здравоохранения — охрана здоровья населения, усиление профилактической направленности, внедрение здоровье сберегающих технологий, повышение качества услуг и интенсивности лечения;
  • право выбора врача и лечебного учреждения;
  • соответствие расходов полученным доходам;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.

Отрицательное влияние перехода на одноканальное финансирование:

  • неравномерное финансовое положение медицинских учреждений и различные стартовые условия перехода на одноканальное финансирование, в том числе наличие кредиторской задолженности как по содержанию ОМС-технологий за счет средств бюджета, так и по ОМС;
  • невозможность учесть даже в групповых тарифах многообразие инфраструктуры учреждений;
  • недозарабатывание финансовых средств, необходимых медицинской организации по причине невыполнения плановых объемов медицинской помощи;
  • отсутствие практических навыков у администрации учреждений по управлению финансово-экономическим состоянием учреждений;
  • наличие обширных зон неэффективного использования ресурсов в учреждениях (штаты, укомплектованность, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию учреждений и другие).

Однако есть пути решения данных проблем:

  • обучение руководителей учреждений финансово-экономическим знаниям и навыкам принятия управленческих решений в условиях ограниченности ресурсов;
  • активизация работы по повышению эффективности работы и использованию ресурсов;
  • осуществление планирование объемов медицинской помощи, оказываемой в ОМС и дать их финансовую оценку;
  • проведение мониторинга выполнения объемов медицинской помощи и финансовых ресурсов, решение вопросов корректировки плановых показателей.

13.Охарактеризуйте источники финансирования медицинских организаций. Для того чтобы представить систему управления финансами в здравоохранении, необходимо понимать основные принципы финансирования отрасли и, прежде всего, порядок формирования ее доходов.

Финансирование здравоохранения Российской Федерации осуществляется из нескольких источников:

  • средств бюджетов всех уровней;
  • средств, направляемых на обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
  • средства государственных внебюджетных целевых фондов;
  • доходов учреждений здравоохранения от осуществления в установленном законом порядке предпринимательской деятельности;
  • добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;
  • других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Эти источники имеют различную природу, свои законы формирования, а также направления и способы расходования финансовых средств.

Источник: https://infourok.ru/specificheskie-cherti-rinka-medicinskih-uslug-3878487.html

Особенности рынка в сфере медицинских услуг

1.7. Особенности рынка медицинских услуг:  Рынок медицинских услуг отличается от других рынков тем, что в нем

1. На рынке медицинских услуг выступают три группы субъектов:

– производитель, продавец медицинских товаров и услуг (ЛПУ, врач);

– покупатель (пациент, работодатель, государство);

– посредник – брокерские, дилерские компании (страховщик).

В отличие от других рынков производитель медицинской услуги и ее продавец выступают, как правило, в одном лице.

2. По сравнению с другими отраслями в здравоохранении намного больше проявляется асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги.

3. Здравоохранение – это сфера, где существует абсолютное доверие к продавцу (врачу).

4. Медицинскую услугу легко продать, но она должна быть качественной.

5. Высокая приоритетность медицинской услуги.

6. Нет четкой связи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом.

7. В здравоохранении на первом месте стоит социальная и медицинская эффективность, а экономическая эффективность, хотя и имеет большое значение, ставится на последнее место.

Вхождение здравоохранения в рыночные отношения не может быть успешным без изучения основных элементов рыночного механизма: спроса, предложения, цены.

Обмен – акт получения какого-либо желаемого объекта (товара, услуги) с предоставлением чего-либо взамен. Обмен – основное понятие маркетинга. Без обмена нет рынка.

Потенциальную возможность обмена создают пять условий:

· обменивающихся сторон должно быть как минимум две;

· каждая сторона должна обладать тем, что представляет интерес для другой стороны;

· каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара или выполнение услуги;

· каждая сторона должна быть свободна в принятии или отклонении предложения другой стороны;

· каждая сторона должна быть уверена в целесообразности и желательности иметь дело с другой стороной.

Состоится ли потенциально возможный обмен – зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Обмен с соблюдением определенных условий позволяет заключить сделку.

Сделка – это коммерческий обмен ценностями на договорной основе между двумя сторонами (денежная, бартерная), выступающих в качестве производителя и потребителя, продавца и покупателя.

Сделка является основной единицей измерения в сфере маркетинга. По числу и финансовому объему совершенных сделок судят об его эффективности.

Совершаются сделки с соблюдением нескольких условий, к которым относятся:

– существование по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов;

– согласование условий осуществления обмена;

– согласование времени осуществления обмена;

– согласование места проведения обмена.

Условия сделки поддерживаются и охраняются законом. Предметом сделок могут быть различные товары и услуги, существуют сделки коммерческого и некоммерческого характера.

Коммерческие сделки предусматривают возмездный обмен, куплю – продажу товаров и услуг в обмен на денежные средства (финансово-коммерческая сделка) либо на другой товар (бартерная сделка).

К сделкам некоммерческого характера относятся дарение и безвозмездная (благотворительная) помощь. Кроме вышеназванных видов сделок, существуют сделки на срок (фьючерные), внешнеторговые (экспортные и импортные) сделки.

При характеристике структуры рынка услуг здравоохранения по действию механизма рынка выделяют 3 главных его элемента: спрос, предложение, цена. Определим экономическое содержание названных категорий применительно к рынку медицинских услуг.

Спрос – это количество медицинских услуг, которые желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене. Спрос – это платежеспособная потребность в медицинских услугах.

Величина спроса зависит от уровня доходов людей, изменений в структуре населения, численности пациентов в стране, изменения их предпочтений, в том числе от «форсирования» спроса на медицинские услуги (врачи своими диагнозами и рекомендациями способны стимулировать спрос на конкретные медицинские услуги).

Факторы, влияющие на спрос:

– уровень доходов населения (чем выше доходы, тем больше вероятность, что к вам обратятся за услугой);

– изменения в структуре населения, численности пациентов (например, старение населения увеличивает спрос на лекарственные препараты и обслуживание);

– изменение предпочтений, в том числе «форсирование спроса» на медицинские услуги (иногда врачи своими рекомендациями, диагнозами способны стимулировать спрос на конкретные медицинские услуги);

– рекламная деятельность.

Спрос на медицинские услуги рассчитывается следующим образом:

С = N х П,

где С –спрос на медицинские услуги;

N –число пациентов;

П – средний коэффициент обращения за медицинскими услугами (приобретения).

В зависимости от характера спроса можно прогнозировать изменения потребностей пациентов в медицинских услугах, а следовательно увеличение или уменьшение прибыли.

Предложение – это количество медицинских услуг, которое медицинское учреждение способно оказать в определенный период времени по определенной цене. Предложение медицинских услуг зависит не только от цены на них, но и от ряда других факторов:

– от стоимости медицинского оборудования (повышение ожидаемой стоимости медицинского оборудования в конечном итоге сокращает предложение медицинских услуг);

– от внедрения более совершенного, уникального медицинского оборудования и технологии лечения (если это происходит, то снижаются издержки и при прочих равных условиях оказывается большее количество медицинских услуг);

– от налогов (повышение налогов снижает предложение);

– новые конкуренты.

При соответствии спроса предложению следует говорить о рыночном равновесии.

Спрос выражает экономические интересы пациента, который заинтересован получить медицинскую услугу надлежащего качества по низкой цене, а предложение – экономический интерес врача, которому выгодно продать услугу дороже.

На современном этапе существуют определенные подходы к достижению оптимального соотношения спроса и предложения в организациях сферы услуг.

Воздействие на спрос сможет осуществляться через: 1) установление скидок на время пониженного спроса; 2) намеренное культивирование спроса в периоды его спада (так, санатории стали предлагать программы мини-отпуска на осенне-зимний период); 3) введение систем предварительных заказов.

Воздействие на предложение возможно путем: 1) привлечения временных служащих в периоды максимального спроса (например, в случае необходимости тот же санаторий берет на временную работу дополнительное число медсестер); 2) установления особого режима работ в период максимальной загрузки; 3) разработки программ предоставления услуг совместными силами нескольких структур (в частности, лечебно-профилактических).

Предложение и спрос в здравоохранении объективно зависят от мощности медицинских учреждений. Небольшие ЛПУ с минимальным ассортиментом услуг должны стимулировать спрос для того, чтобы занять персонал и получить доходы.

Крупные медицинские организации с широким ассортиментом услуг должны иметь значительное число специалистов, развитые вспомогательные службы.

В условиях рыночных отношений ЛПУ должны в большей степени самостоятельно принимать решения по следующим вопросам: в каком количестве, когда, где, какие технологии должны быть использованы; какой персонал и в каком количестве должен быть задействован.

Цена – это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Цена формируется под воздействием спроса и предложения. Цена спроса – это максимальная цена, по которой пациенты согласны купить данную медицинскую услугу. Выше этого предела цена подняться не может, так как у больных не будет возможности ее приобрести.

Цена предложения – это минимальная цена по которой врачи могут продать свою услугу. Цена предложения должна окупать затраты на медицинскую услугу и приносить прибыль, поэтому рыночная цена не может быть ниже цены предложения. При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается цена равновесия.

Если цены высокие возникает избыток предложения над спросом, усиливается конкуренция продавцов, в результате чего цена снижается. При снижении цены спрос увеличивается, так как люди хотят приобрести больше услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос идет на спад.

Если спрос превышает предложение, то возникает конкуренция покупателей, что ведет в сторону повышения цены.

При увеличении спроса первая реакция рыночного механизма – это рост цен, увеличение доходов тех медицинских учреждений, которые предоставляют услуги данного типа. Вторая реакция рынка – стремление пр едпринимателей вложить свои деньги в прибыльное дело.

Поскольку дополнительный совокупный спрос увеличивает емкость рынка услуг, то обостряется конкуренция между производителями, сумевшими оказать добавочное количество услуг.

Преуспеет лишь тот, кто быстрее увеличит объем оказываемых медицинских услуг при одновременном снижении затрат и цен предложения, что происходит с помощью освоения прогрессивных технологий.

В другой последовательности рынок реагировать на увеличение спроса не может, так как для организации дополнительного производства медицинских услуг требуется определенное время, а финансовой стороной такого увеличения как раз и послужат дополнительные доходы, полученные в результате роста цен.

Таким образом, рыночный механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамического равновесия между спросом и предложением. Рынок, в данном случае, действует как саморегулирующаяся система.

Вхождение здравоохранения в рыночные отношения не может быть успешным без изучения основных элементов рыночного механизма: спроса, предложения, цены.

Существует 5 концептуальных подходов, на основе которых организации могут вести свою маркетинговую деятельность.

1. Концепция совершенствования производства.

Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к тем товарам и услугам, которые широко распространены и доступны по цене. В связи с этим усилия руководства должны быть направлены на совершенствование производства и рост эффективности системы распределения.

2. Концепция совершенствования товара.

По этой концепции, потребители будут благосклонны к товарам и услугам наивысшего качества, с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий.

Руководствуясь этой концепцией, управляющий экономической деятельностью современного ЛПУ должен осознавать, что потребители не будут покупать товары (услуги) организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Это сосредоточенность на нуждах продавца.

4. Концепция целевого маркетинга.

Эта концепция утверждает, что залогом успешной деятельности организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков, обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Это сосредоточенность на нуждах покупателя.

5. Концепция социально-этичного маркетинга.

Данная концепция исходит из того, что задачей организации являются установление нужд, потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Этой концепции придерживаются, например, предприятия, занимающиеся выпуском и реализацией экологически чистых продуктов питания, при потреблении которых негативное влияние на здоровье сведено к минимуму.

Концепция требует от участников рынка увязки в рамках политики маркетинга 3 факторов: извлечения прибыли, удовлетворения покупательской потребности, благосостояния общества.

Такая концепция маркетинга может быть в первую очередь использована в медико-индустриальном комплексе, вся деятельность которого должна быть направлена на качественное улучшение здоровья индивидуума в частности и общественного – в глобальном масштабе. Благосостояние общества – понятие комплексное, и одной из составных его частей является общественное здоровье.

Во всех цивилизованных странах общественное здоровье классифицируется как общественный товар (или общественное благо), и ответственность за его формирование, качество и доступность лежит на государственных институтах, деятельность которых базируется на социально-ориентированной рыночной экономике, активно реализующей концепцию социально-этичного маркетинга.

Рынок– особая экономическая категория, сфера обмена, в которой совершается процесс товарного обращения, превращения товара (услуг) в деньги и обратного превращения денег в товар (услугу).

Кроме того, рынок рассматривается как совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров и услуг, произведенных в разных областях экономики.

Учитывая, что в настоящее время успешно развиваются рыночные отношения, то и развитие здравоохранения осуществляется на основе рыночных механизмов, знание которых необходимо не только руководителю здравоохранения, но и практическому врачу.

Рынок – это сфера обмена конкретных товаров и услуг. Рынок, который на практике рассматривается как совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей, может строиться на децентрализованной и централизованной основе.

Самообеспечение иногда рассматривают как третью его разновидность, но оно рынком не является, так как не предоставляет возможности удовлетворения потребностей путем обмена. Децентрализованный рынок (рынок без купца) строится как обмен между множеством производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров и услуг.

Централизованный рынок строится как централизованный обмен с участием купца (посредника, дилера, страховщика). Рынок предоставляет возможность обмена ценностями (товарами или услугами).

В современной рыночной экономике существуют различные рынки в зависимости от вида товаров и услуг:

· рынок продовольственных и промышленных товаров;

· услуг;

· жилой площади;

· средств производства;

· инвестиций;

· денег, ценных бумаг;

· рабочей силы, рынок инноваций;

· духовного и интеллектуального продукта.

Можно выделить основные элементы, характерные для рынка услуг здравоохранения:

по объекту купли-продажи: рынок медицинских услуг, лекарственных средств, медицинского оборудования, научно-методических разработок в области медицины, труда медицинских работников;

по степени ограниченности конкуренции: монополистический рынок, олигополистический, монопольный, монопсонический, свободный;

по отраслевому признаку: терапевтический, стоматологический, гинекологический и т. д.;

по отношению к закону: легальный, нелегальный;

по территориальному признаку: региональный, национальный, международный.

Государство стремится преодолеть стремление производителей (продавцов) к монополизации рынка с помощью принятия антимонопольных законов, позволяющих сохранить конкуренцию, сделать товары и услуги более доступными для потребителей. В ряде случаев, особенно в сфере производства и реализации социально значимых товаров и услуг, государство прибегает к регулированию цен или устанавливает государственные цены.

Как одна из разновидностей рынка, существует рынок продавца (монополия или олигархический рынок), такой рынок позволяет одному или нескольким крупнейшим производителям (продавцам) однородных товаров и услуг диктовать условия сделки и цены в своих интересах, лишая рыночные отношения их главного преимущества – свободной конкуренции в интересах удовлетворения потребностей и развития общества.

Не меньшие искажения вносит в рыночные отношения и господство на рынке единственного платежеспособного покупателя отдельных видов товаров и услуг.

Такой рынок называется рынком покупателя, покупатель определяет уровни сделок и цены в своих интересах, что снижает эффективность производства и продажи товаров и услуг и может вызвать экономический застой, спад из-за незаинтересованности предпринимателей.

Господство на рынке одного единственного покупателя носит название монопсония. В условиях монопсонии невозможно сохранить в экономике нормальные рыночные механизмы.

Распределительная экономика в СССР сочетала отдельные черты монополии и монопсонии.

Государство выступало в здравоохранении как единственный хозяин (собственник) почти всех учреждений здравоохранения – монополист, одновременно государственный бюджет являлся единственным источником финансирования (покупателем) медицинских услуг, предоставляемых населению бесплатно, а наличие единственно платежеспособного покупателя характерно для монопсонии. В таких искаженных рыночных отношениях отсутствуют стимулы для развития, совершенствования, повышения эффективности, но могут стабильно обеспечиваться минимальные потребности при стабильном состоянии экономики страны.

Отношения на рынке медицинских услуг РФ пока далеки от истинно рыночных и продолжают сохранять (в условиях принадлежности большей части медицинских учреждений государству, недостаточности платежеспособного спроса и государственного финансирования) отрицательные черты как монополии, так и монопсонии.

Конкуренция представляет состязание, соперничество между производителями (продавцами) однотипных товаров и услуг, стремящихся сохранить за собой или расширить рыночное пространство, потеснить или вытеснить других претендентов на него, получив в итоге экономическую выгоду. В самом общем случае под конкуренцией понимают соревнование между любыми субъектами экономической, рыночной деятельности, борьбу за возможность быть представленным или за доминирование на рынках с целью получения и наращивания доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов отбора эффективных участников рынка и отсеивания менее приспособленных к рынку. Таким образом, конкуренция служит одним из самых сильных инструментов рыночного саморегулирования.

Конкуренцияна рынке регулирует цены на товары и услуги и ведет к повышению их качества.

Здесь предстоит как можно точнее установить реальных конкурентов, выявить их преимущества. Необходимо получить информацию обо всех аспектах деятельности конкурентов, в т. ч. о финансовом положении, ценах и затратах на медицинские услуги, структуры предлагаемых услуг.

Руководству учреждения здравоохранения обязательно нужно знать соотношение цен и затрат на свои медицинские услуги и услуги конкурентов, выяснить, имеется ли у конкурентов особая стратегия в области рекламы, в чем она выражается, какие льготы предлагаются пациентам, постоянно обращающимся в данное учреждение.

Все это даст возможность понять, в чем заключаются ваши сильные и слабые стороны ЛПУ, чтобы успешно двигаться вперед.

Реклама способствует расширению круга пациентов, увеличению продаж медицинских услуг, росту прибыли медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей.

Для социальной сферы в рыночной экономике характерен социальный маркетинг, являющийся некоммерческим маркетингом.

Некоммерческий маркетинг осуществляется организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах и не стремятся к получению финансовых прибылей.

Как было отмечено выше, здравоохранение имеет дело с социальными товарами, относится к социальной сфере экономики и в подавляющем большинстве стран связано с некоммерческим маркетингом. Исключение составляет частная коммерческая деятельность в здравоохранении и добровольное коммерческое медицинское страхование, для которых характерен коммерческий маркетинг.

Некоммерческие организации могут не получать доходов от повседневной деятельности, а опираться на периодически поступающие средства путем сборов взносов и пожертвований, которые могут быть как обязательными, как правило, регулярными, так и не обязательными, нерегулярными.

Примером этих организаций являются больничные кассы, фонды обязательного медицинского страхования, общества взаимного страхования здоровья и жизни, организации поддержания здоровья и т. д.

, благотворительные организации и фонды, в определенной степени медицинские учреждения, связанные с общественными источниками финансирования.

Источник: https://cyberpedia.su/9x12304.html

Medic-studio
Добавить комментарий