1. Цели и задачи психологической службы МЧС России

Основные направления деятельности психологической службы МЧС

1. Цели и задачи психологической службы МЧС России

Психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но идея о необходимости этого подразделения возникла в 1995 году во время ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Нефтегорс-ке Сахалинской области.

Тогда руководство МЧС России задумалось о необходимости создания подразделения, специалисты которого работали бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, и поддерживали бы самих пострадавших.

Эта идея воплотилась в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, в то время еще как филиал Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, позже он получил самостоятельный статус.

Именно 17 сентября принято считать днем создания Центра и психологической службы МЧС России в целом.

Довольно быстро стало понятно, что один Центр экстренной психологической помощи в Москве не удовлетворяет всем потребностям, и в 2003 году было принято решение объединить всех специалистов-психологов, которые работают в МЧС России, в единую службу, которая будет рабо-

тать по одним и тем же высоким стандартом.

Сегодня психологическая служба объединяет сотрудников Центра экстренной психологической помощи и шести его филиалов, психологов в территориальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отрядах, пожарных частях, учебных заведениях, организациях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России

— всего более 700 человек.

С момента создания на психологическую службу МЧС России возложено две основные задачи.

Первая характерна для силовых ведомств — задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков и других.

Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Вторая задача уникальна — оказание первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является
функцией МЧС России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формирование и развитие психологической службы министерства.

12 лет назад, когда экстренная психологическая помощь только начала формироваться как область прикладной психологии, специалисты много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстренной психологической помощи — это неотъемлемая составляющая мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской — чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни.

Именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Первые действия психолога в ЧС

— помочь пострадавшему человеку справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все

эти острые реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для самого человека, так и для психологического здоровья окружающих.

В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей.

Довольно долго экстренная психологическая помощь развивалась в рамках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года началось активное развитие региональной составляющей, специалисты психологической службы стали чаще выезжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.

В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлениям, которые неразрывно связаны между собой: психологическая диагностика, подготовка, профилактика и реабилитация.

В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответ-

ствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью.

Такие обследования проводятся как в плановом режиме — раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситуации. Кроме того, существует система социально-психологических исследований, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом.

Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий различного уровня.

Второе направление работы — это психологическая подготовка сотрудников МЧС России. Когда это направление работы только начинало развиваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложностей.

Во-первых, те, на кого направлена система обучения, не имеют базового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в короткое время освоить специалисту достаточно большой объем специфических для него знаний и навыков.

Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологической подготовки должен соответствовать двум запросам. Первый — что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, самому остаться здоровым человеком.

Второй — что нужно знать и уметь специалисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального взаимодействия. Это и коллеги, с которыми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.

Ведущим специалистам психологической службы удалось учесть все эти аспекты и создать целостную и не-

прерывную систему психологической подготовки, позволяющей поддерживать необходимые для эффективной работы знания и навыки.

Следующее направление работы — профилактика и коррекция тех психологических проблем, которые возникают у специалистов в ходе их профессиональной деятельности в МЧС России.

Система психологического сопровождения в большой мере направлена на профессиональный психологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и профилактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекционных мероприятиях, поскольку специалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Эти состояния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилитационной работы.

Психологическая коррекция может происходить в разнообразных формах. Программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от потребностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий.

Наиболее часто коррекционные мероприятия происходят в виде индивидуальных консультаций с психологом или групповых занятий.

Кроме того, психолог в коррекционной работе использует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резервных возможностей и восстановления организма.

Психологическая служба МЧС России постоянно развивается. За последние годы подготовлены нормативные документы по всем направлениям деятельности, создан методический инструментарий, появились стандарты в области психологической диагностики и подготовки.

Большая работа была направлена на решение задачи по материальнотехническому обеспечению. Проведена и получила практическую реализацию научно-исследовательская работа по оснащению рабочих мест специалистов, в том числе комплектами оборудования для комнат психоло-

гической разгрузки. Создан комплект мобильного оборудования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, а специалисты службы теперь оснащаются специальной формой, которая разработана с учетом специфики деятельности психолога.

Психологи МЧС России активно используют в своей работе и возможности новейших информационных технологий.

В 2010 году была разработана автоматизированная информационная система «Психолог», которая позволила превратить рабочий компьютер каждого специалиста психологической службы, подключенный к ведомственной сети, в профессиональный инструмент, который позволяет решать задачи по всем направлениям работы: диагностике, подготовке, коррекции и реабилитации, экстренной психологической помощи. В АИС «Психолог» интегрирована система прогнозирования социально-психологических рисков в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, эта система содержит постоянно обновляющуюся информационную базу, которая отражает все события, которые происходят в психологической службе. Там размещены нормативные и методические документы, профессиональная литература, предусмотрена возможность для дистанционного общения специалистов, как в режиме «он-лайн» так и «офф-лайн».

В ближайшие годы планируется развивать психологические службы в

образовательных и медицинских учреждениях МЧС России. Для этого запланированы мероприятия по реализации программы психологической подготовки специалистов по единым стандартам, с применением современных информационных технологий. Запланирована серьезная методическая и научная деятельность в области коррекционной и реабилитационной работы.

Еще одна задача — подготовка специалистов в области психологии экстремальных ситуаций. Это новое и очень востребованное направление деятельности, поэтому на базе МГУ имени М.В.

Ломоносова с участием ведущих сотрудников психологической службы МЧС был создан государственный стандарт по специализации «Психология экстремальных и кризисных ситуаций», которая является основой для подготовки специалистов этого профиля. Данная программа активно внедряется и в других вузах России.

Эта работа позволяет психологам Министерства не только непосредственно участвовать в подготовке тех людей, которые осознанно еще во время учебы выбирают данную специализацию, и планируют работать в психологической службе МЧС России, но и вести научную работу, основанную на конкретном эмпирическом материале.

Планируется также реализовать большой блок задач в области межведомственного и международного сотрудничества.

Диагностические мероприятия.

Мероприятия по индивидуальной и групповой диагностике (профессиональный психологический отбор кадров в системе МЧС России, диагностические мероприятия в рамках аттестационных комиссий, мониторинговые и постэкспедиционные обследования, изучение социально-психологического климата в коллективе и др.). При обследованиях используется большой арсенал специализированных психодиагностических методов, применяются аппаратные психофизиологические методы исследования.

Психологическая подготовка личного состава Главного управления МЧС России по Ленинградской области и подчиненных ему подразделений, которая направлена на обучение личного состава МЧС России с целью формирования профессионально важных качеств, психологических знаний, умений и навыков. Данное направление деятельности позволяет более эффективно выполнять профессиональные задачи, и сохранять свое психическое здоровье.

Консультации, психокоррекционные и реабилитационные мероприятия с применением аппаратных методов и без применения аппаратных методов.

Данное направление ориентировано на то, чтобы помочь специалистам экстремального профиля поддерживать и сохранять психологическое здоровье, а в случае необходимости эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе профессиональной деятельности.

Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, что является определяющим в формировании и развитии психологической службы министерства.

Данное направление работы закреплено за МЧС России Указом Президента Российской Федерации.

Основные задачи психологов при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

1. снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших;

2. оптимизация их актуального психического состояния;

3. психологическое сопровождение родственников погибших при процедуре опознания;

4. сопровождение массовых мероприятий;

5. работа в толпе в целях профилактики негативных массовых реакций (паники, агрессии);

6. информационно-психологическая работа с пострадавшими и их родственниками;

7. психологическое сопровождение эвакуируемых граждан и другое.



Источник: https://infopedia.su/20x5673.html

1. Работа по основным направлениям деятельности

1. Цели и задачи психологической службы МЧС России

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТРЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

МЧС РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКОЕРУКОВОДСТВО

ПОПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖЕНИЮДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХКОНТИНГЕНТОВ

МОСКВА

2009

Данное методическоеруководство содержит описание основныхнаправлений деятельности по психологическомусопровождению профессиональныхконтингентов МЧС России, а так же списокнормативной документации деятельностиспециалиста психологической службыМЧС России.

Руководствопредназначено для специалистовпсихологической службы МЧС России.

Составители:Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Н.С. Забурина, В.И.Лиманов, Д.В. Мельникова, А.В.Шаповалова, под руководством Ю.С. Шойгу

.

Психологическаяслужба МЧС России(далее психологическая служба) являетсясистемой сил и средств МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийныхбедствий, организующих и осуществляющихкомплекс мероприятий по психологическомуобеспечению деятельности специалистовМЧС России, включающих в себя мероприятияпо психологическому сопровождениюдеятельности специалистов МЧС России,по психологическому сопровождениюаварийно-спасательных и других неотложныхработ (далее – АСДНР).

Психологическоеобеспечение деятельностиспециалистов МЧС России – это системаорганизационных и практическихмероприятий по психологическомусопровождению деятельности профессиональныхконтингентов МЧС России и психологическомусопровождению АСДНР.

Психологическоесопровождение деятельностипрофессиональных контингентов МЧСРоссии включает в себя комплексмероприятий по психологической ипсихофизиологической диагностике,психологической подготовке и профилактике,психологической коррекции, психологическойи психофизиологической реабилитации,направленных на оптимизацию физическогои психологического состояния, обеспечениепрофессиональной надежности личногосостава.

Профессиональнаянадежностьспециалиста представляет собойкомплексное свойство, определяемоепрофессиональной готовностью специалиста,его профессиональной успешностью ипрофессиональной восстанавливаемостью.

Рабочее местоспециалиста психологической службы –это отдельное рабочее место, оснащенноеперсональным компьютером, учебными иметодическими пособиями, психологическимитестами и методиками, диагностическимии психокоррекционными приборами.

Комнатапсихоэмоциональной разгрузки– это специальное помещение длягрупповых, индивидуальных обследований,профилактической, коррекционной иреабилитационной работы.

Тренингово-диагностическаякомната для ВУЗов МЧС России –это специальное помещение для групповойпсиходиагностической, психопрофилактической,тренинговой и психокоррекционнойработы.

Основными задачамипсихологической службы являются:

организация иосуществление мероприятий, направленныхна профессиональный и психологическийотбор кадров в системе МЧС России;

организация иосуществление мероприятий, направленныхна проведение психологической экспертизыпрофессиональной пригодности специалистовМЧС России;

организация иосуществление периодических(мониторинговых) психологическихобследований специалистов МЧС Россиис целью выявления психологическихпоследствий профессиональной деятельностив условиях стресса и профилактикинеблагоприятных психологическихсостояний;

организация иосуществление мероприятий попсихологической диагностике стрессовыхрасстройств в постэкспедиционныйпериод;

организация ипроведение мероприятий, направленныхна психологическую реабилитациюспециалистов МЧС России, проводящихсяэкстренно в постэкспедиционный период,а также в плановом порядке вамбулаторно-поликлинических исанаторно-курортных условиях;

организацияи проведение мероприятий, направленныхна психологическую подготовкуспециалистов МЧС России к выполнениюпрофессиональной деятельности вэкстремальных условиях в общей системеподготовки и обучения;

участиев единойсистеме обучения населения в областигражданской обороны и защиты отчрезвычайных ситуаций в части, касающейсяпсихологическойподготовки;

организацияпсихологической подготовки современногоруководителя в области управлениякризисами в рамках обучения вобразовательных учреждениях МЧСРоссии;

организация иосуществление мероприятий по оказаниюэкстренной психологической помощипострадавшим в результате чрезвычайныхситуаций, персоналу,работающему в условиях ликвидациипоследствий стихийных бедствий икатастроф,специалистам МЧС России;

разработкаметодической базы для решения задач,стоящих перед психологической службой;

организациянаучно-практической деятельности вобласти психологии экстремальныхситуаций.

Принципы работыпсихологической службы МЧС России:

своевременностьи доступность экстренной психологическойпомощи всем категориям пострадавших вчрезвычайной ситуации;

приоритетностьзадач по формированию, сохранению иразвитию профессионально важных качествспециалистов МЧС России, укреплению исохранению физического и психологическогоздоровья;

разработка,внедрение и использование современныхтехнологий диагностики и коррекции,информатизация психологическогообеспечения;

оказаниепсихологической помощи по единомустандарту.

1.1 Психологическая и психофизиологическая диагностика

Процентохвата личного состава мероприятиямипо психодиагностике рассчитываетсякак соотношение количества личногосостава, охваченного психодиагностическимимероприятиями, к общей численностиличного состава (из расчета не более300 человек личного состава на 1 психолога).

Психодиагностическоеобеспечение в системе МЧС Россиикомплексмероприятий, направленных на изучениеинтеллектуально-мнестических,эмоционально-личностных, мотивационно-волевыхи психофизиологических особенностейпрофессиональных контингентов МЧСРоссии, выявление степени их пригодностик выполнению профессиональных обязанностейили обучению по конкретной специальности,а также динамическое наблюдение за ихпсихологическим состоянием в периодпрохождения службы (работы, учебы) сцелью выявления наличия и степенивыраженности психологических последствий,связанных с профессиональной деятельностью.

Направлениядеятельности психологов структурныхподразделений МЧС России в областипсихологической и психофизиологическойдиагностики:

1. Профессиональныйпсихологический отбор (прием на службу(работу), при поступлении в учебныезаведения, молодого пополнения в/ч войскГО). Код мероприятий – 01.

2. Психодиагностическиймониторинг деятельности профессиональныхконтингентов. Код мероприятий – 02.

3. Постэкспедиционноеобследование профессиональныхконтингентов МЧС России. Код мероприятий– 03.

4. Психодиагностическиемероприятия в рамках работы аттестационныхкомиссий (назначение на должность,аттестация спасателей, ГДЗС). Кодмероприятий – 04.

5. Психодиагностическиемероприятия по индивидуальным обращениямпрофессиональных контингентов и членових семей. Код мероприятий – 05.

6. Другие причины.Код мероприятий – 06.

7. Психодиагностическиемероприятия в рамках изученияморально-психологического климатаструктурных подразделений. Протоколыне кодируются при условии соблюденияанонимности. При именных анкетах кодмероприятий – 06.

1. Профессиональныйпсихологический отбор – системапсиходиагностических мероприятий,направленных на выявлениесоциально-психологических, психологическихособенностей кандидатов, оценку уровняразвития ПВК, выявление степенипригодности кандидата к выполнениюпрофессиональных обязанностей илиобучению по конкретной специальности.

Основная задача:определить профессионально-психологическуюпригодность и дать прогноздеятельностно-психологической адаптациипутем определения факторов риска.

Методологическийподход:подбор психодиагностическогоинструментария для прогнозированияуспешности через профессиографическийанализ вида деятельности, анализпсихограммы (при отсутствии профессиограммиспользовать задачно-деятельностныйподход путем изучения функционала).

Сферы, подлежащиеизучению:интеллектуально-мнестическая,эмоционально-личностная, мотивационно-волевая(*для спасателей и пожарных боевыхрасчетов – психофизиологическиеособенности).

Обязательныйстандарт при проведении психодиагностическихмероприятий по профессиональномупсихологическому отбору:

А. Прием на службу(работу):

Интеллектуально-мнестическийблок: тествозрастающей трудности Дж. Равена(краткий ориентировочный тест Вандерлика),для управленцев дополнительно – методика«Стиль мышления» в адаптации А. Алексеева,Л. Громовой, методика «Интеллектуальнаялабильность».

Эмоционально-личностныйблок:стандартизированныймногофакторный метод исследованияличности (СМИЛ) по Л. Собчик (методикамногостороннего исследования личности(ММИЛ) по Ф. Березину), 16 PFопросник Кеттелла (формы А или С), дляуправленцев дополнительно – методикаоценки коммуникативных и организаторскихсклонностей (КОС-1 или КОС-2).

Мотивационно-волевойблок:моторнаяпроба Шварцландера, методика «Прогноз»(«Прогноз-2»), методика «Ориентировочнаяанкета».

Психофизиологическийблок(*Для спасателей и пожарных боевыхрасчетов):

  • ВКМ, ПЗМР (акустико-моторная проба, СЗМР), РДО, теппинг-тест;
  • Диагностика особенностей мышления: методика «Интеллектуальная лабильность»;
  • Диагностика особенностей внимания: «Корректурная проба Иванова-Смоленского» (методики «Красно-черные таблицы», «Расстановка чисел», «Числовой квадрат», «Таблицы Шульте»);
  • Диагностика особенностей памяти: методика «Оперативная память» (методики «Память на образы», «Память на числа», «Ассоциативная память»).

Б. Профессиональныйпсихологический отбор молодого пополненияв/ч войск Гражданской обороны:

Интеллектуально-мнестическийблок: краткийориентировочный тест Вандерлика.

Эмоционально-личностныйблок:многоуровневыйличностный опросник «Адаптивность» (собязательным подсчетом шкал 1-4 уровней),16 PFопросник Кеттелла (форма С), методикаА. Орел «Определение склонности котклоняющемуся поведению» (опросник«Девиантное поведение»), опросниксуицидального риска Т. Разуваевой.

Мотивационно-волевойблок: методика«Прогноз» («Прогноз-2»).

**В качестве дополнительногопсиходиагностического инструментарияможет быть использован перечень методикиз Методического руководства попрофессиональному психологическомуотбору в системе МЧС России (утвержденов 2006 г.

Директором департамента кадровойполитики МЧС России генерал-лейтенантомС.А.

Шляковым), а также иной психодиагностическийинструментарий на усмотрение специалиста,прошедший апробацию и доказавший своюпрактическую ценность с точки зренияпрогностичности и валидности результатов.

2. Мониторинговоепсиходиагностическое обследование –системапериодических психодиагностическихмероприятий, направленных на динамическоенаблюдение за психологическим состояниемпрофессиональных контингентов МЧСРоссии в период прохождения службы(работы, учебы) с целью выявления наличияи степени выраженности психологическихпоследствий, связанных с профессиональнойдеятельностью.

Основная задача:диагностика уровня накопления стрессорныхнарушений, наличия и степени выраженностидругих психологических последствий,связанных с профессиональной деятельностью;вынесение рекомендаций по формам иметодам реабилитации.

Методологическийподход:подбор психодиагностическогоинструментария с учетом спецификидеятельности (рабочие стрессы, стрессыкритического инцидента).

Сферы, подлежащиеизучению:интеллектуально-мнестическая,эмоционально-личностная, психофизиологическиеособенности, * при нарушениях социальнойадаптации – сфера межличностныхвзаимоотношений.

Обязательныйстандарт при проведении психодиагностическихмероприятий в рамках мониторинговыхобследований:

Интеллектуально-мнестическийблок:

  • Диагностика особенностей мышления: методика «Установление закономерностей» (методики «Выделение существенных признаков», «Закономерности числового ряда», «Простые аналогии», «Интеллектуальная лабильность»);
  • Диагностика особенностей памяти: методика «Оперативная память» (методики «Память на образы», «Память на числа», «Ассоциативная память»).

Эмоционально-личностныйблок:методика В.Бойко «Эмоциональное выгорание»(опросник К. Маслач «Профессиональноевыгорание»), опросник травматическогостресса И. Котенева (в части касающейся),клинический опросник Менделевича-Яхина,методика Басса-Дарки.

Психофизиологическийблок:ВКМ,СЗМР.

*Сферамежличностных взаимоотношений: методикаСакса-Леви «Незаконченные предложения»(методики Л. Вассермана «Уровеньсоциальной фрустрированности», методикаРасселл-Фергюссон «Уровень социальнойизолированности личности»)

**В качестве дополнительного может бытьиспользован иной психодиагностическийинструментарий на усмотрение специалиста,прошедший апробацию и доказавший своюпрактическую ценность с точки зренияпрогностичности и валидности результатов.

3. Психодиагностическоеобследование в постэкспедиционныйпериод – системапсиходиагностических мероприятий,направленных на выявление наличия истепени выраженности дезадаптивныхсостояний у профессиональных контингентовМЧС России, участвовавших в ликвидациипоследствий ЧС.

Основная задача:выявление дезадаптивных состояний,острых форм стрессорных нарушений;вынесение рекомендаций по формам иметодам реабилитации.

Методологическийподход:индивидуальный подход при выборе формыпроведения обследования с учетомсостояния человека и срока, прошедшегопосле его возвращения из зоны ЧС.

Сферы, подлежащиеизучению:эмоционально-личностная, психофизиологическиеособенности.

Обязательныйстандарт при проведении психодиагностическихмероприятий в рамках постэкспедиционногообследования:

А. Индивидуальнаяформа работы:формализованное психодиагностическоеинтервью (Соловьев, Гуренкова), ВКМ.

Б. Групповаяформа работы:шкала депрессии Бека-Зунге, шкала оценкивлияния травматического событияГоровица, опросник травматическогостресса И. Котенева (в части касающейся).

**В качестве дополнительного может бытьиспользован иной психодиагностическийинструментарий на усмотрение специалиста,прошедший апробацию и доказавший своюпрактическую ценность с точки зренияпрогностичности и валидности результатов.

4. Психодиагностическиемероприятия в рамках работы аттестационныхкомиссий – проведениепсиходиагностических мероприятий,направленных на выявление степенисоответствия индивидуально-психологических(профессионально важных) качествсотрудника требованиям, предъявляемымк должности.

Основная задача:определить степень соответствияиндивидуально-психологических(профессионально важных) особенностейкандидата требованиям, предъявляемымк должности.

Методологическийподход:подбор психодиагностическогоинструментария для прогнозированияуспешности через профессиографическийанализ вида деятельности, анализпсихограммы (при отсутствии профессиограммиспользовать задачно-деятельностныйподход путем изучения функционала).

Сферы, подлежащиеизучению:интеллектуально-мнестическая,эмоционально-личностная, мотивационно-волевая(*для спасателей и пожарных боевыхрасчетов – психофизиологическиеособенности).

Обязательныйстандарт при проведении психодиагностическихмероприятий в рамках аттестации:

А. Аттестацияслужащих (работников, военнослужащих):

Интеллектуально-мнестическийблок: тествозрастающей трудности Дж. Равена,методика «Стиль мышления» в адаптацииА. Алексеева, Л. Громовой, методика«Интеллектуальная лабильность».

Эмоционально-личностныйблок:стандартизированный многофакторныйметод исследования личности (СМИЛ) поЛ. Собчик (методика многостороннегоисследования личности (ММИЛ) по Ф.Березину), 16 PFопросник Кеттелла (формы А или С),*дополнительные методики согласноконкретной ситуации.

Мотивационно-волевойблок: моторнаяпроба Шварцландера, методика «Прогноз»(«Прогноз-2»), методика «Ориентировочнаяанкета», *дополнительные методикисогласно конкретной ситуации.

* Вкачестве дополнительного психодиагностическогоинструментария может быть использованперечень методик из Методическогоруководства по профессиональномупсихологическому отбору в системе МЧСРоссии (утверждено в 2006 г.

Директоромдепартамента кадровой политики МЧСРоссии генерал-лейтенантом С.А.

Шляковым),а также иной психодиагностическийинструментарий на усмотрение специалиста,прошедший апробацию и доказавший своюпрактическую ценность с точки зренияпрогностичности и валидности результатов.

Б. Аттестацияспасателей:

Интеллектуально-мнестическийблок: тествозрастающей трудности Дж. Равена.

Эмоционально-личностныйблок:стандартизированныймногофакторный метод исследованияличности (СМИЛ) по Л. Собчик (методикамногостороннего исследования личности(ММИЛ) по Ф. Березину), 16 PFопросник Кеттелла (формы А или С), методика«Уровень субъективного контроля».

Мотивационно-волевойблок: моторнаяпроба Шварцландера, методика «Прогноз»(«Прогноз-2»).

Психофизиологическийблок:

  • ВКМ, ПЗМР (акустико-моторная проба, СЗМР), РДО, теппинг-тест;
  • Диагностика особенностей мышления: методика «Интеллектуальная лабильность» (методика «Установление закономерностей»);
  • Диагностика особенностей внимания: «Корректурная проба Иванова-Смоленского» (методики «Красно-черные таблицы», «Расстановка чисел», «Числовой квадрат», «Таблицы Шульте»);
  • Диагностика особенностей памяти: методика «Оперативная память» (методики «Память на образы», «Память на числа», «Ассоциативная память»).

Протоколыобследований подлежат обязательномукодированию.Кодирование производит психолог,проводящий обследование, сразу послезавершения процедуры обследования.

Кодобразуется следующим образом: первыедве цифры кода – год обследования;вторые две цифры – цель проведенияобследования; последние четыре цифрыобразуют личный номер испытуемого.

Процедура кодирования включаетобязательное занесение психологомприсвоенного кода в книгу регистрациикодов (приложение к Руководству попсиходиагностическому обеспечению вМЧС России № 11).

Источник: https://studfile.net/preview/5675524/

Психологическая служба МЧС России

1. Цели и задачи психологической службы МЧС России

17 сентября 1999 г. создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России , который вначале являлся филиалом Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС России (Санкт-Петербург), а с 1 января 2004 г.

на основании приказа МЧС России от 25.04.2003 г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России» получил в министерстве самостоятельный статус.

Сотрудники Центра экстренной психологической помощи МЧС России привлекаются для работы в ходе ликвидации последствий всех крупных ЧС.

Основными его задачами являются: организационно-методическое руководство психологической службой МЧС России; психологическое обеспечение профессиональной деятельности личного состава МЧС России; оказание психологической поддержки пострадавшим в кризисных ситуациях в рамках работы телефона горячей линии.

В настоящее время работа в нем ведется по четырем основным направлениям:

1. Психодиагностическая работа (участие в мероприятиях по профессиональному отбору кандидатов, постэкспедиционных обследованиях, психологических мониторингах, аттестационных мероприятиях и т. д.).

2. Психологическая подготовка (разработка программ психологической подготовки, проведение лекционных, тренинговых занятий для личного состава МЧС России, учебно-методических семинаров, курсов повышения квалификации и т. д.).

3. Реабилитация (психологическая коррекция, консультирование, психологическая составляющая реабилитационных мероприятий и т. д.).

4. Психологическое сопровождение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий (оказание экстренной психологической помощи в зоне ЧС, психологическая поддержка пострадавших в кризисных ситуациях по телефону горячей линии и др.).

Основные принципы работы психологической службы МЧС России следующие:

– своевременность и доступность экстренной психологической помощи всем категориям пострадавших в ЧС;

– приоритетность задач по формированию, сохранению и развитию профессионально важных качеств специалистов МЧС России, укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;

– разработка, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения;

– оказание психологической помощи по единому стандарту.

Приказом МЧС России от 20 сентября 2011 г.

№ 525 «Об утверждении порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах» определены правила организации и проведения мероприятий, а также задачи и функции специалистов психологической службы при оказании экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах ЧС. Задачами специалистов психологической службы при оказании экстренной психологической помощи в режиме ЧС являются:

– создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших, оптимизация их актуального психического состояния;

– снижение риска возникновения массовых негативных реакций;

– профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.

В целях реализации поставленных задач специалистами психологической службы обеспечивается:

– экстренная психологическая помощь пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших при наличии у них острых реакций на стресс;

– психологическое консультирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

– информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

– организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС.

Информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

– способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС;

– сопровождение массовых мероприятий, работа в толпе в целях снижения риска возникновения массовых негативных реакций;

– психологическое сопровождение специалистов МЧС России, принимающих участие в ликвидации ЧС.

Приказом Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России, Минкомсвязи России от 29 сентября 2011 г.

№ 1086/550/2415/241 «Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации» утверждены Концепция создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексный план мероприятий по реализации данной концепции. В соответствии с концепцией и комплексным планом Государственному научному центру социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Центру экстренной психологической помощи МЧС России и Федеральному институту развития образования поручено организовать пользование соответствующими официальными сайтами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации об оказании психологической помощи населению.

Источник: https://cyberpedia.su/16x3965.html

Психологическая служба

1. Цели и задачи психологической службы МЧС России

Психологическая служба МЧС России начинает свою историю в 1999 году с момента создания Центра экстренной психологической помощи, который в настоящее время является не только аттестованным аварийно-спасательным формированием, но и ведущим научно-практическим центром в области психологии экстремальных ситуаций.

Психологическая служба МЧС России по Тверской области существует с 2002 года. С 2017 года в объединенную психологическую службу МЧС России по Тверской области входят 3 специалиста-психолога: 1 психолог Главного управления МЧС России по Тверской области, 1 психолог ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Тверской области и 1 психолог ФГКУ «13 отряд ФПС по Тверской области».

С момента создания на психологическую службу МЧС России возложено две основные задачи.

Первая задача традиционна для силовых ведомств – психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, водолазов и других специалистов. Это психодиагностические мероприятия, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Мероприятия по психодиагностическому обеспечению включают в себя:

  • профессиональный психологический отбор;
  • психодиагностический мониторинг;
  • постэкспедиционное обследование специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • участие в работе аттестационных комиссий;                                                               
  • социально-психологические исследования.

Психологическая подготовка направлена на обучение личного состава МЧС России с целью формирования профессионально важных качеств, психологических знаний, умений и навыков, которые, с одной стороны, позволяют более эффективно выполнять профессиональные задачи, а с другой – сохранять свое психическое здоровье. Она включает в себя проведение лекционных и тренинговых занятий.

Коррекционная и реабилитационная работа направлена на то, чтобы помочь специалистам экстремального профиля поддерживать и сохранять психологическое здоровье, а в случае необходимости эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе профессиональной деятельности.

В комплексную систему реабилитации входят как профилактические, так и восстановительные мероприятия – это и психотерапевтическое консультирование, приемы аутотренинга и психической саморегуляции (упражнения на мышечную релаксацию, эмоциональное расслабление), групповые тренинги и другое. Кроме того, используются аппаратные методы психофизиологической коррекции организма, применяемые для профилактики функциональных расстройств, повышения резервных возможностей и восстановления функционального состояния различных органов и систем организма.

Вторая задача – оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, что является определяющим в формировании и развитии психологической службы министерства.

Данное направление работы закреплено за МЧС России Указом Президента Российской Федерации.

Основные задачи психологов при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

1. снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших;

2. оптимизация их актуального психического состояния;

3. психологическое сопровождение родственников погибших при процедуре опознания;

4. сопровождение массовых мероприятий;

5. работа в толпе в целях профилактики негативных массовых реакций (паники, агрессии);

6. информационно-психологическая работа с пострадавшими и их родственниками;

7. психологическое сопровождение эвакуируемых граждан и другое.

Большое внимание последнее время в МЧС России уделяется психологическому просвещению. В рамках психологического просвещения в ведомственной газете Главного  управления МЧС России по Тверской области выделены две полосы для публикаций статей сотрудников психологической службы.

Одновременно выпускается «Психологическая газета», которая размещается в комнатах отдыха подразделений и на учебных пунктах.

Огромное значение в Главном управлении МЧС России по Тверской области придается подготовке и обучению различных категорий населения действиям  в экстремальных ситуациях, и в первую очередь, умению и навыкам оказания допсихологической и первой помощи.

Особое внимание при этом оказывается нашему подрастающему поколению.

На протяжении ряда лет налажено тесное взаимодействие с тверскими ВУЗами с целью проведения обучающих курсов  по оказанию первой помощи и психологической поддержки.

Студенты, в первую очередь медицинского и психологического профилей, проходят дополнительное обучение, получают практические навыки и участвуют в тренировках и соревнованиях. Уровень подготовки уже позволил привлечь наших студентов к практической работе по сопровождению массовых мероприятий и к работе «горячих линий».

Также, в рамках мероприятий по культуре безопасности жизнедеятельности, пропаганде здорового образа жизни, получения практических навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, психологи Тверской области, проводят обучение основам безопасности и оказанию допсихологической  и первой помощи пострадавшим учащихся общеобразовательных школ.  

И это не просто очень важное направление работы МЧС России, но, и одно из самым благодарных в плане отдачи.

Видя  энтузиазм и заинтересованность в глазах детей, их желание все знать и уметь, неподдельную радость когда смог, когда получилось… начинаешь верить, что это не просто наше подрастающее поколение, а та наша смена, которая в любой трудной жизненной ситуации всегда предоставит свою помощь и защиту, тем, кто в них нуждается… 

В случае возникновения чрезвычайной ситуации звоните в ЕДИНУЮ СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ по телефону «01» (с сотовых телефонов – 101, 112). Единый «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Тверской области – (4822) 39-99-99.

Источник: https://69.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie/sily-i-sredstva/psihologicheskaya-sluzhba

Medic-studio
Добавить комментарий