1. Истоки и история развития валеологии. Валеология и другие науки.

Лекция 1 ___________________ ИСТОКИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ

1. Истоки и история развития валеологии. Валеология и другие науки.

Воистину говорю я вам: человек — это сын Матери-Земли, от Нее сын человеческий получает тело свое подобно тому, как тело новорожденного растет, питаясь грудью матери. Воистину говорю вам: вы одно целое с Матерью-Землей, она находится в вас, а вы в Ней…

Поэтому следуйте Ее законам, ибо никто не проживет долгих лет и не будет радоваться каждому мгновенью, если не будет почитать Матери своей и уважать Ее законов… И тот, кто решит уважать законы Матери нашей, получит взамен привязанность Ее…

Она подарит ему долгую жизнь, излечит все болезни.

Евангелие от Иоанна

Медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего.

Гиппократ

Прогресс человечества определяется его духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом. Роль каждого из них одинаково велика, умаление значимости любого из них — ошибка, приводящая к непоправимым последствиям.

Для сохранения и развития духовного, интеллектуально го и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие соци- • альные институты. В сохранении духовности человека трудно* переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллек-.

* туальный потенциал сохраняется и развивается системой об-1! разования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохра-« нение, система рекреационных мероприятий и т.д. Междуз различными видами потенциала человека имеются не всегда : осознаваемые связи.

Одним из критериев потенциала человека является его здоровье.

Здоровье — величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Ведущим социальным институтом, ответственным за здоровье человека, является здравоохранение — система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и лечению заболевших.

Научно-практической основой здравоохранения является медицина.

Однако при этом следует помнить, что проблема сохранения здоровья человека — прерогатива не только (и не столько) здравоохранения, сколько всего государства.

Развитие медицины как научно-практической основы здравоохранения всегда определялось социальным запросом, формировавшимся на том или ином этапе общественного развития, а также достижениями в методологии и методах исследования.

Современный этап развития цивилизации привел, с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой — к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья.

Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до- и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens.

Снижение функциональных резервов органов, систем, всего организма в целом, нарушение механизмов саморегуляции, реактивности и рези-стентности, уменьшение количества и ухудшение качества половых клеток, рождение ослабленного потомства — вот далеко не полный перечень признаков, отличающих наших современников от их предков.

Как следствие, возникают эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, появляются новые виды патологии (более ЗО в последние 20 лет, в т.ч. СПИД, лихорадка Эбола), возвращаются “старые” заболевания (туберкулез, малярия и т.д.).

Кроме того, в последнее время врачи все чаще сталкиваются с патологическими состояниями, носящими характер полисиндромных. Каждый “узкий” специалист при этом вполне обоснованно практически каждому больному может поставить “свой” диагноз. Попытки воздействовать на каждый синдром в отдельности — бесперспективны.

Медицина и общество в целом подходят к пониманию того, что стратегия достижения здоровья человека через лечение не может решить возникших проблем и является “тупиковой”.

7

Все увеличивающиеся возможности клинической медицины — спасать от смерти больных — не приводят к радикальным изменениям в здоровье населения. Оно неуклонно ухудшается на всем земном шаре. Так, по данным Ассамблеи ВОЗ 1992 г.

, с 1980 по 1990 г. количество больных и инвалидов на Земле увеличилось. Среди причин смерти преобладает группа хронических соматических заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и т.п.) — 54% всех причин смерти.

В промышленно развитых странах значимость этой группы патологии как причины смерти наших современников еще более выражена — до 75%.

Несмотря на некоторые достижения в снижении смертности от сердечно-сосудистой патологии в промышленно развитых странах, что явилось следствием реализации многолетних национальных и региональных программ профилактики, общая тенденция остается неизменной.

Эксперты ВОЗ считают, что к 2000 г.

смертность от злокачественных новообразований на Земле увеличится на 80%; количество больных сахарным диабетом будет удваиваться каждые 15—20 лет, хотя уже сейчас доля больных диабетом типа II в общей популяции европейских стран составляет 4%, а в США — 7%; до 20% взрослого населения будут иметь симптомы хронического бронхита и т.п. И тем не менее основной приоритет в здравоохранении по-прежнему отдается клинической медицине.

Необходимо признать, что придание приоритета этому пути развития здравоохранения бесперспективно. Речь идет не только о невозможности радикального излечения заболевших (ИБС, рак, сахарный диабет и т.п.).

Этот вывод подтверждается также и тем, что человечество не в состоянии использовать современные достижения медицинской науки для всех нуждающихся из-за все увеличивающейся дороговизны диагностических и лечебных методов, способных поглотить весь бюджет даже развитых стран.

В медицинской литературе в последние годы появился термин “лекарственная эпидемия”. Обоснованность его появления иллюстрируется многочисленными фактами. На Западе ежегодные экономические потери в связи с развитием лекарственной патологии составляют около 3 миллиардов долларов, что превышает экономические потери, вызываемые инфекционными заболеваниями (Martin, 1973).

Во второй половине XX в., когда возникла и получила широкое распространение эпидемия хронических неинфекционных заболеваний, становится все более очевидным, что для достижения здоровья населения все большее предпочте-

8

ние следует отдавать второй стратегии — охране здоровья практически здорового человека. Однако выяснилось, что гигиеническая наука, возглавившая эту стратегию, также не в состоянии решить эту проблему.

Это связано прежде всего с тем, что в центре внимания гигиены оказался не сам человек и его здоровье, а те условия, в которых он существует.

Так называемый физиологический метод исследования, используемый в комплексе гигиенических наук, применяется лишь для нормирования факторов окружающей среды и практически ничего не дает для исследования самого человека.

В то же время проблема здоровья неотделима от проблемы самого человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно развитию человеческой культуры.

Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды — условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Любая категория, явление всегда шире тех рамок, в которые пытаются его заключить, чтобы разобраться в его сути. Это является посылкой для создания теории здоровья. Для теории мало определить сущность самого понятия, ибо теория представляет собой развитое, конкретизированное и разветвленное понятие этой сущности, высшую форму научного знания.

Человек — предмет изучения многих естественных (биология, антропология, физиология, медицина и др.) и общественных (социология, психология, философия и т.п.) наук. Но проблема здоровья человека до сего дня монополизирована медициной, которая, однако, практически является наукой о болезнях человека —-“человекопатологией”.

Сохранение и укрепление здоровья представляет собой по сути проблему управления здоровьем.

Процесс управления состоит из следующих формальных этапов: сбор и анализ информации о состоянии объекта, его прогноз; формирование программы управляющих действий, ее реализация; анализ адекватности и эффективности управляющей программы (обратная связь).

Как видим, современное состояние медицинской науки не дает возможности сформировать обоснованную программу управления здоровьем. Создание здоровых условий существования, за научное обоснование которых несет ответственность гигиеническая наука, — это пассивно-оборонительный путь профилактики.

А активную позицию оздоровления невозможно обосновать без определения сущности индивидуального здоровья, которым следует управлять. Это и есть основная проблема учения о здоровье. Не следует думать, что проблема индивидуального здо-

г\

ровья не поднималась в медицине до появления валеологІШі Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие “третьего состояния” — переходного между здоровьем и болезнью. В той или иной степени этой проблемы касались И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.

Павлов, И.А.Аршавский, Н.М.Амосов и др. В конце XIX в. И.И.

Мечников в своей речи “О целебных силах организма” на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил “этиологической” точке зрения возникновения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной (возбудителем) болезни и самой болезнью, другой взгляд.

Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, основанные на этноцентрическом подходе, затормозили развитие учения об этих свойствах организма.

Первую современную попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах патологи (!) С.М.Павленко и С.Ф.Олей-ник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название “санология”.

Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит “са-ногенез” — динамический комплекс защитно-приспособи-тельных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса — от состояния предболезни до выздоровления (С.М.Павленко, 1973). Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концепции как патологи сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействии чрезвычайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули “предболезнь” и “выздоровление”.

На современном этапе развития науки хорошо видны методологические погрешности концепции саногенеза, однако эта концепция несомненно являлась прогрессивной, хотя не была принята медицинской общественностью и пре-цана забвению на полтора-два десятилетия.

Существенный вклад в развитие проблемы внесли представители военной медицины (70-е гг.), занимающиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экстремальных воздействий (водолазов, космонавтов и т.п.): ведь перед военными медиками всегда стояла задача оценки “крепости” здоровья их подопечных (Г.Л.Апанасенко, 1974; Р.М.Баевский, 1972, и др.). Было сформировано понятие

10

“донозологическая диагностика”, которое с успехом использовалось и в гражданском здравоохранении (В.П.Казначеев, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, 1980, и др.).

Следует упомянуть и работы, касающиеся проблем нормо-логии, появившиеся в 70-е годы (А.А.Корольков, В.И.Пет-ленко, 1977, и др.). Однако “норма” имеет такое же отношение к валеологии, как “синдром” — к патологии.

Существенный вклад в формирование предпосылок к появлению валеологии сделан группой ученых Киевского НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства здравоохранения Украины (1968—1986), развивавших учение о физическом состоянии человека (Г.Л.

Апанасенко, С.А.Душанин, Л.Я.Иващенко, И.В.Муравов, Е.А.Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ, являющийся по сути единственным в бывшем СССР научным учреждением, занимающимся проблемами здоровья практически здорового человека, в 1986 г. был расформирован.

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании по праву считается ученик Н.В.Лазарева И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982г.) поднял на щит методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей.

Исследуя роль адаптогенов и сформировав новое научное направление — фармакосанацию (“лекарства” для здоровых), он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида.

Назвав обоснованное им новое научное направление “валеологи-ей” (от valeo — здравствовать), он в 1987 г.

издал первую монографию по этой проблеме “Введение в валеологию — науку о здоровье”, в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук. В 1990 г. вышло второе, дополненное и переработанное издание этой монографии.

Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1985 г.

на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН СССР “Медицинские проблемы физической культуры и спорта”, проходившем на базе кафедры спортивной медицины и ЛФК Киевского медицинского института, Г.Л.

Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня сома-

Г

тического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения. В том же году была опубликована и его первая статья по этой проблеме в журнале “Гигиена и санитария”.

В 1986 г. Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР был утвержден “Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов”.

Первое учебное пособие по медицинской валеологии для студентов-медиков появилось в Алтайском медицинском институте (г. Барнаул, 1989 г.

), где при кафедре нормальной физиологии был создан соответствующий курс (проф. В.П.Куликов).

В конце 80-х годов Ю.П.Лисицын, являясь рецензентом первой монографии И.И.Брехмана “Введение в валеологию — науку о здоровье”, написал серию статей, в которых “реанимировал” термин “санология”. Под этим термином он понимал науку об общественном здоровье, фундаментом которой является категория “образ жизни”.

Благодаря этой терминологической неразберихе в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) были открыты кафедры “Основы здорового образа жизни” (ЗОЖ), которые просуществовали недолго и были расформированы (в С.-Петербурге кафедра реформирована в курс валеологии, зав. курсом — проф. В.П.

Петленко).

Неудачи, связанные с деятельностью кафедр ЗОЖ на том этапе развития валеологии, определялись, с одной стороны, отсутствием соответствующей “ниши” для специалис-тов-валеологов в здравоохранении СССР, с другой — отсутствием четких представлений о методологических основах валеологии как науки.

Термин “санология” был использован и при утверждении в Украине врачебной специальности “врач-санолог”. Кафедра, открытая в 1992 г. при Киевском институте усовершенствования врачей для подготовки этих специалистов, получила название кафедры спортивной медицины и сано-логии (зав. кафедрой проф. Г.Л.Апанасенко, руководитель цикла по санологии — проф.

кафедры Л.А.Попова).

Наличие соответствующей медицинской специальности, сформировавшийся к тому времени социальный запрос в практическом здравоохранении Украины позволили коллективу кафедры четко сформулировать критерии валеологии как науки (цели и задачи, методология, предмет, объект исследования, методы), составить квалификационную характеристику врача-

12

санолога (валеолога), создать учебную программу и программу компьютерного тест-контроля уровня знаний практических врачей, проходящих предаттестационную подготовку, и проводить целенаправленные научные исследования.

С 1991 г. к исследованию проблем валеологии присоединились специалисты Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения России (И.А.Гундаров, А.А.Александров и др.), где был решен ряд важнейших научно-практических проблем.

По инициативе И.И.Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г. Владивосток) начинается систематический выпуск сборников научных трудов “Валеология” (I выпуск — 1993, II — 1995), в которых находят отражение важнейшие достижения новой науки.

С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. С.-Петербург, генеральный директор — проф. П.П.Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины.

Если на I конгрессе валеология была представлена лишь единичными докладами, то на II (1995 г.) уже было организовано секционное заседание по проблемам валеологии. Под идеологическим руководством И.И.Брехмана ведущиі' вале-ологи стран СНГ (Г. ЛАпанасенко, И.А.Гундаров, В.И.Куликов и др.

) представили весомые аргументы в пользу валеологии как науки и ее роли в профилактике заболеваний, и III конгресс, проходивший в 1996 г., уже был назван “Профилактическая медицина и валеология”. К сожалению, к этому времени основатель валеологии И.И.Брехман ушел из жизни, но его идеи получили на конгрессе свое дальнейшее развитие.

В частности, сформировано общественное движение “Здоровый мир”, было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности — врач-валеолог (ноябрь 1996 г.

), а при Министерстве здравоохранения России создано Управление медицинской профилактики, призванное реализовать валеологические технологии через сеть центров медицинской профилактики.

Нельзя не упомянуть о противодействии гигиенистов, претендующих на монополию в науке о здоровье, формированию валеологии как науки. Однако за 150 лет своего существования гигиена так и не сумела выделить “индивидуальное здоровье” в самостоятельную категорию.

Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогических университетах и

13

школах новый учебный предмет “Валеология”. Уже выпушены первые учебники для студентов и школьников, ведутся серьезные научные исследования в России — В. В. Колба-нов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татарникова и другие; в Украине — Т.Е.Бойченко, С.Волкова, В.Горащук, А.В. Царенко и др.).

В 1997 г. совместным решением Министерства здравоохранения и АМН Украины сформирована проблемная комиссия “Валеология” (председатель ГЛ.Апанасенко), которая призвана координировать научные исследования по валео-логии в Украине.

С 1996 г. в Украине и России издается журнал “Вал ео-

За рубежом аналогом валеологии является направление “health ptomotion” и “health education”. Однако разработка этих направлений в научном аспекте не может сравниться с научными достижениями отечественной валеологии.

Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья. Общественное здоровье — предмет исследования социальной гигиены.

Вместе с тем, валеологи хорошо представляют себе роль социально-гигиенических факторов в деле сохранения и укрепления здоровья индивида.

И в системе оздоровительных средств предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.

Внедрение в практику методов валеологии позволит в перспективе изменить всю технологию контроля за состоянием здоровья населения. Сейчас уже очевидно, что технология всеобщей диспансеризации оказалась неспособной решить стоящие перед ней задачи вследствие не только колоссальных экономических и трудовых затрат, но и значительных недостатков в ее методологии.

Она была направлена на выявление как можно большего количества болезней с последующим объединением больных в группы диспансерного наблюдения. Это требовало больших сил и средств, однако доминирующей была ориентация не на прогноз, а на констатацию состояния здоровья человека в виде нозологического диагноза.

Характерным был узковедомственный подход к лечению и оздоровлению без учета всего разнообразия социально-психологических и биологических особенностей человека. У здорового пациента отсутствовала личная заинтересованность в обследовании состояния своего здоровья.

Валеологические технологии требуют интегральной оценки уровня здоровья, подбора оздоровительных средств, включая коррекцию образа жизни. Очевидно, что широкое внедрение этих технологий в практику потребует и новой орга-

14

низации здравоохранения, развития сети соответствующих учреждений, обоснования их функций, оснащения и кадрового обеспечения.

Следует также помнить, что мы стоим на пороге семейной медицины. А семейный врач — наполовину врач-валео-лог. Длительное и постоянное наблюдение за членами семьи, возможность определять уровень их здоровья, прогнозировать его, корригировать образ жизни и предупреждать таким образом развитие заболевания — едва ли не основная функция семейного врача.

При реализации технологий валеологии появляется возможность резко повысить эффективность профилактики хронических неинфекционных заболеваний. В качестве основной концепции, используемой для решения задач подобной профилактики, является концепция “факторов риска”'.

В качестве основного инструмента реализации этой концепции выступает скрининг (буквально — “просеивание”) с выявлением групп риска среди практически здорового населения и проведением соответствующих мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболеваний.

Успешность этой концепции несомненна: во многих про-мышленно развитых странах снизились показатели заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

В то же время осуществление скрининга (различные виды опросников на базе ЭВМ) с последующим выявлением эндогенных факторов риска довольно трудоемко (определение спектра липидов в сыворотке крови, толерантности к углеводам и т.д.), требует специально обученного персонала и дорогостоящего оборудования.

Кроме того, появление эндогенных факторов риска знаменует собой уже развившееся нарушение гомеостаза (гиперлипидемия, гипергликемия) или начальные формы патологического процесса, который еще не принял вид конкретной нозологической формы.

Следует также учесть, что коррекция высокого риска развития заболеваний предусматривает необходимость использования и фармакологических средств (например, гипотензивных препаратов), что вряд ли целесообразно на популяционном уровне. Всех этих недостатков лишены валеологические технологии, позволяющие вмешиваться в неблагоприятное течение событий на этапе снижения уровня здоровья конкретного индивида.

Валеология — не альтернатива нозологической медицине, а дополнение к ней, расширение границ медицины вообще; на основе учения о болезни (патологии) и учения о здоровье (валеологии) может быть сформирована общая

теория медицины и новая стратегия практического здравоохранения.

В настоящее время медицинскую валеологию в Украине представляют Г.Л.Апанасенко, В.П.Войтенко, О.П.Минцер, И.В.Муравов, Л.А.Попова и другие, в России — И.А.Гунда-ров, В.П.Куликов, В.П.Петленко.

Источник: https://lib.sale/valeologiya_697/lektsiya-___________________-istoki-istoriya.html

История становления валеологии как науки

1. Истоки и история развития валеологии. Валеология и другие науки.

 Проблема индивидуального здоровья поднималась в медицине до появления валеологии. Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие «третьего состояния» – переходного между здоровьем и болезнью. В той или иной степени этой проблемы касались И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, И.А. Аршавский, Н.М. Амосов.

Первую современную попытку сформулировать положение о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах патологи С.М.Павленко и С.Ф. Олейник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название «санология».

Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» – динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса – от состояния предболезни до выздоровления.

Важное значение в развитии проблемы внесли представители военной медицины (70-е гг.), занимающиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экстремальных воздействий (водолазов, космонавтов): ведь перед военными медиками всегда стояла задача оценки «крепости» здоровья их подопечных (Г.Л. Апанасенко, Р.М. Баевский).

Существенный вклад в формирование предпосылок к появлению валеологии сделан группой ученых Киевского НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства здравоохранения Украины (1968-1986), развивавших учение о физическом состоянии человека (Г.

Л. Апанасенко, С.А.Душанин, Л.Я. Иващенко, И.В.Муравов, Е.А. Пирогова). Однако этот НИИ, являющийся по сути единственным в бывшем СССР научным учреждением, занимающимся проблемами здоровья практически здорового человека, в 1986 г. был расформирован.

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании считается И.И. Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) обратил внимание на методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей.

Исследуя роль адаптогенов и сформировав новое научное направление – фармакосанацию («лекарства» для здоровых), он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида.

Назвав обоснованное им новое научное направление «валеологией», он в 1987 г.

издал первую монографию по этой проблеме «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук.

Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной. В 1985 г.

на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН ССР «медицинские проблемы физической культуры и спорта», проходившем на базе кафедры спортивной медицины и ЛФК Киевского медицинского института, Г.Л.

Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения.

В 1986 г. Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР был утвержден «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов».

Первое учебное пособие по медицинской валеологии для студентов-медиков появилось в Алтайском медицинском институте, где при кафедре нормальной физиологии был создан соответствующий курс. С 1991 г.

к исследованию проблем присоединились специалисты Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения России (И.А. Гундаров, А.А. Александров), где был решен ряд важнейших научно-практических проблем.

По инициативе И.И. Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г.

Владивосток) начинается систематический выпуск сборников научных трудов «Валеология» (I выпуск – 1993, II – 1995), в которых находят отражение важнейшие достижения новой науки. С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. С.

-Петербург, генеральный директор – проф. П.П. Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины.

Ведущие валеологи стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А. Гундаров, В.И. Куликов) представили весомые аргументы в пользу валеологии как науки и ее роли в профилактике заболеваний.

Министерство образования Беларуси, Украины и России оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогических университетах и школах новый учебный предмет «Валеология». С 1996 г.

в Украине и России издается журнал «Валеология».

Источник: https://kto.guru/biologia/1071-istorija-stanovlenija-valeologii-kak-nauki.html

Истоки и история развития валеологии. Валеология и др. науки

1. Истоки и история развития валеологии. Валеология и другие науки.

С развитием общества, разделением труда, совершенствованием промышленности и науки человек выходит из под влияния природы. Комфортные условия жизни приводили к тому, что способность противостоять неблагоприятным воздействиям падала.

Но появилась медицина и стала защищать здоровье человека. Но соц. Запрос к медицине стоял в избавлении от страданий во время болезни.

Эту задачу она и решала, но принципиальных изменений не было: увеличивалось число болезней неизвестных ранее, увеличивалось количество больных.

С увеличением гигиены встал вопрос об охране общественного здоровья.. Общество должно было создать условия обеспечивающие охрану здоровья всех. Человек же вновь оказалса пассивным объектом заботы общества о его благополучии.

В XX в. по мере освоения экстремальных условий, развития спорта возник соц. Запрос на исследование резервов человеческого организма и психики.

В недрах космической, военной спортивной медицины появилось множество сведений о целом спектре функциональных состояний здорового человека, заметно влияющие на его работоспособность, общий его жизненный тонус. Психология накопила знания о возможности управлять своим психическим состоянием, совершенствовать природный психич. потенциал.

В 60 гг Павленко, Олейник водят новое понятие сонология – учение о противодействии организма болезни., одним из центральных понятий которой было понятие – самогенез – динамический комплекс механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайного раздражителя, или под влиянием развивающийся болезни и действующий на протяжении всего болезненного процесса..

Постепенно понятие «здоровье» наполнилось самостоятельным смыслом, перестало быть просто абстрактным антонимом болезни. Своеобразие категории «здоровье» и практическая необходимость поиска специфических немедикаментозных методов и средств поддержания сохранения и восстановления здоровья определили инициативу акад. И.И.

Брехмана поставить в научной печати вопрос о необходимости формирования новой отрасли научного знания «о здоровье здорового человека», не только вбирающий в себя известные науке и практике способы оздоровления и поддержания здоровья, но и основывающегося на методологии и теории, отличной от медицинской. Для обозначения новой отрасли научного знания в нач. 80-х гг XX в. И.

И. Брехменом был предложен термин «валеология».

Валеология является одним из 4-х направлений единой науки (метанауки) – здравоведение.

1-е направление – медицина; в ее недрах зародились успешно развивающиеся в настоящее время реабилитология (изучает восстановление нарушенных функций после лечения), санология (учение о реактивности организма, механизмах сохранения гомеостаза и восстановления нарушенных функций при действии чрезвычайных раздражителей) и валеология (пропагандирует ЗОЖ)

Будучи интегративной наукой, возникшей на стыке областей знаний (медицины, гигиены, биологии, экологии, психологии социальная медицина, социологии, экономике), валеология является не альтернативой им, а существенным дополнением расширяющим их границы.

Необходимо определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки с другими науками, исходя из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология – исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология – обеспечивает научную основу рационального природа пользования, исследует характер взаимоотношений «общество – человек – среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина – разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний.

Психология – изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности.

Педагогика – разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания.

Физическое воспитание и физическая культура – определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и подготовленности человека, как неотъемлемых характеристик здоровья.

Социология – выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Политика – определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика – обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и экономическую ценность здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

История – прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, этносе.

География – устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 628 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/3-110151.html

История развития валеологии: Началом возникновения идеи валеологии следует считать 5-2 века до

1. Истоки и история развития валеологии. Валеология и другие науки.

Началом возникновения идеи валеологии следует считать 5-2 века до н.э., когда в Древнем Риме появились валеотугенарии – люди, отвечающие за здоровье и работоспоность рабов и воинов. Примерно в то же время в Древней Греции, Древнем Египте, в трудах восточных словян можно найти истоки валеологических знаний.

Еще в старину наши предки различали состояния здоровья и болезни, старались сохранить здоровье и избежать болезни.

И если для лечения болезней (в соответствие со знаниями и верованиями того времени) часто использовали совсем фантастические методы, то для укрепления здоровья в древних культурах как Запада, так и Востока применяли, как правило, эффективные стимулирующие способы, создавались оздоровительные системы, многие из которых почти без изменений сохранились до наших дней, например, китайское руководство по здоровью «Конг-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюрведа» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.), спартанская оздоровительная система и др. • В истории развития знаний о здоровье и методах его укрепления существуют разные направления, связанные с культурой и этно-географическими особенностями народов. При этом прослеживаются резко отграниченные по теоретическим основам и используемым оздоровительным методикам две тенденции: • Одна из них характерна для западной цивилизации, которая в силу свойственного ей материалистического мировоззрения и прагматизма укрепление здоровья связывала со стимуляцией двигательных качеств организма – силы, скорости, выносливости и др. Это обеспечивалось использованием физических упражнений для развития мышц, массажа, спортивных соревнований (776 г. до н.э. -первые Олимпийские игры). • другая – для восточной цивилизаций, где оздоровительные способы преследовали другую цель – улучшить общее состояние организма и привести его к гармонии с окружающей средой. Именно на Востоке (Древняя Индия) возник один из наиценнейших оздоровительных методов – психорегуляция, применяемая в различных видах (самовнушение, медитация, релаксация и др.). Наряду с психологическими действиями имели значение и морально-этические рекомендации, а также выполнение своеобразных статических упражнений (в Китайской системе – статодинамических упражнений), имитирующих движения зверей и птиц. • Существенные различия западного и восточного путей развития знаний о здоровье (не смотря на взаимопроникновение культур) сохраняются и сегодня. • Значительный вклад в развитие этих знаний внесли: • Гиппократ (5-4 век до н.э.), представитель античной Греции, с именем которого связаны истоки всех медицинских знаний. Но все-таки приоритетными принципами в его деятельности было использование оздоровительных, а не лечебных методов. Он предугадал возникновение валеологических идей: сформулировал важное принципиальное положение современной валеологии – не навязывать организму необходимых с точки зрения врача действий, а помочь ему побороть болезнь («Исцеляет организм природа, а врач может толькопомочь природе»); рекомендовал изучать прежде всего здоровых, а уже потом больных людей; исходил из определения влияния факторов окружающей среды и конституции на формирование телесных и душевных свойств человека; написал трактат «О здоровом образе жизни».

• Клавдий Гален (131-200 г.н.э.) – выдающийся римский врач, мыслитель, анатом, физиолог.

В своих работах дал определение здоровья, болезни, а также «третьего состояния», которые стали объектом пристального изучения лишь в наше время. Составил рекомендации по использованию гимнастики, диеты, массажа для профилактики заболеваний. • Авиценна (Абу Ибн Сина, 980-1037 г н.э.) -среднеазиатский врач и мыслитель В его работах (в т.ч. в главном труде «Каноны врачебной науки») не только рекомендации, как избежать заболевания, но и призывы к изучению здоровья. Одним из первых разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций: • тело здоровое до предела; • тело здоровое, но не до предела; • тело не здоровое, но и не больное; • тело в хорошем состоянии, выстро воспринимающее здоровье; • тело больное легким недугом; • тело больное до предела. • Ибн Сине было известно отрицательное влияние на организм человека недостаточности двигательной активности (гиподинамии), поэтому он считал занятия физическими упражнениями – одним из наиважнейших условий сохранения здоровья; сделал классификацию физических упражнений, выделил силовые и скоростные движения, которые обеспечивают разные оздоровительные эффекты. • Большое внимание он придавал дыхательным упражнениям, в которых видел способ очищения «соков» организма и улучшения их циркуляции . • В пище Ибн Сина видел не только общеизвестный источник пополнения ресурсов организма, но и способ стимулирующих воздействий на организм -«пищевые лекарства», способные излечивать и предупреждать некоторые заболевания. Только во 2-ой половине ХХ столетия в специальных исследованиях о биологически активных веществах пищи были развиты идеи Авиценны (И.И.Брехман, 1969, 1976, 1982 и др.) • В последующие периоды развития цивилизации медицина все меньше уделяла внимания здоровью человека, концентрируя его на лечении болезней. Мнение отдельных выдающихся ученых не могло изменить путь развития науки. • Френсис Бекон (1561 – 1626), английский философ. Решительно протестовал против сформированной системы медицинских знаний, направленных на борьбу с заболеваниями, а не на заботу о здоровье: «Первая обязанность медицины – сохранение здоровья, другая – лечение болезней». Ему принадлежат многие практические рекомендации по сохранению здоровья, в которых большое значение придавалось режиму дня, диете, сну, одежде и др., не утратившие своего значения и сегодня. Его мировоззрение – это философия активности и оптимизма. Придаая большое значение психо-эмоциональному состоянию человека, рекомендовал настраиваться на здоровье. • Кант, немецкий философ 18 века, написал удивительный трактат «О способности сильного духа силой только воли побеждать болезненные ощущения». Сам Кант умел это делать. Его знаменитые обеды, его пунктуальные прогулки были лишь частью гигиенической системы, которую он создал для себя, преодолевая свою врожденную болезненность и приступы ипохондрии, случавшиеся с ним в юности. Современники с удивлением отмечали, как Кант умел останавливать у себя начинающиеся простуду, насморк. В течение 30 лет он ни разу не болел, а настоящая старость пришла к нему на пороге 90-летия. Секрет Канта в том, что систему закаливания он сочитал с воздействием силы духа, умением отдавать моральный приказ самому себе. • М.В.Ломоносов (1711-1765) специально здоровью посвятил 2 работы: • перевод статьи «О сохранении здравия» акад.Г.В.Крафта, в которой он выступает как соавтор и описывает взаимное влияние психики («души», «ума») и телесных проявлений; • трактат «О размножении и сохранении российского народа»(1761). • Кроме того в его других работах встречаются гигиенические советы, медицинские наблюдения представляющие большой интерес по проблемам здоровья. • М.Я.Мудров (1776-1831) указывал на приоритет профилактики в медицине. • П.Ф.Лесгафт (1837-1909) – русский анатом и педагог, основатель научной системы физического воспитания и врачебного контроля в физической культуре, создатель теории физического образования, в основе которой лежит принцип единства физического и умственного развития. • Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) – швейцарец по происхождению, работавший в России с 1869 г.; гигиенист, основоположник школьной гигиены (исследовал влияние занятий и освещенности на зрение учащихся, проблемы рациональной конструкции школьной мебели и др.). • С.М.Громбах (1909 – 1987) – известный ученый, основоположник современной концепции гигиены детства и ее теоретик, был одним из инициаторов создания Института гигиены детей и подростков в Москве. • И.В.Давыдовский !1887-1968) – основатель школы общей патологии и идеи первичной профилактики (приоритетом медицинского внимания должен быть здоровый человек); впервые заявил о необходимости поиска «факторов устойчивости» и создания «этиологии здоровья». • В той или иной степени проблем индивидуального здоровья касались И.М.Сеченов,С.П.Боткин, И.И.Мечников (речь «О целебных силах организма» на съезде естествоиспытателей и врачей, 1883), И.П.Павлов, И.А.Аршавский • В новейшее время заслуживают упоминания Н.А.Семашко, нарком здравоохранения СССР, много сделавший для профилактики инфекционных заболевания; В.П.Казначеев, обосновавший роль здоровья в экономике; Н.М.Амосов, хирург, среди научных работ которого -книга «Раздумье о здоровье» и оздоровительная система («система нагрузок и ограничений»), представители военной медицины – Г.Л.Апанасенко, Р.М.Баевский (70-ые г.г.), занимавшиеся медицинским обеспечением водолазов, космонавтов и оценкой «крепости» их здоровья, разработавшие принципы диагностики на грани нормы и патологии и др. • И.И.Брехман ( 1921-1994) – выдающийся росcийский ученый -фармаколог, основоположник идеи валеологии как науки о здоровье, направленной на формирование здорового человека и коррекцию здоровья до времени возникновения болезни. Работая во Владивостоке и исследуя роль адаптогенов (жень-шень и др.) он сформировал новое направление – «лекарства» для здоровых, по его инициативе создается научно-координационный центр валеологии во Владивостоке, начинается выпуск сборников научных трудов. • .Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1992 г. при Киевском институте усовершенствования врачей открывается кафедра спортивной медицины и санологии (зав.кафедрой проф.Г.Л.Апанасенко). С 1996 г. а Украине и России издается журнал «Валеология». • Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в университетах и школах учебный предмет «Валеология». Открываются кафедры валеологии. Ведутся серьезные научные исследования по проблемам педагогической валеологии (в России- В.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татарникова и др., в Украине – Т.Е.Бойченко, С.Волкова, А.В.Царенко и др.). • В настоящее время медицинскую валеологию в Украинепредставляют Г.А.Апанасенко, В.П.Войтенко, О.П.Минцер, И.В.Муравов, Л.А.Попова и другие, в России – И.А.Гундаров, В.П.Куликов, В.П.Петленко. • За рубежом аналогом валеологии является направление «health promotion» и «health education». • Таким образом, валеология -это самостоятельная молодая наука (воспринимаемая не всеми однозначно), для которой эра «великих открытий» только начинается. • • Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь: 1. Привести сведения об основных тенденциях в решении проблем здоровья человека в прошлом и настоящем.

2. Назвать ученых, которые внесли наиболее значительный вклад в развитие знаний о здоровье.

Источник: Лекции. Лекции по валеологии. 2011

Источник: https://med-books.info/valeologiya_739/istoriya-razvitiya-valeologii.html

Medic-studio
Добавить комментарий