1. История развития Всероссийской службы медицины катастроф

История создания и развития всероссийского центра медицины катастроф «защита»

1. История развития Всероссийской службы медицины катастроф
В 80-е годы прошлого столетия в нашей стране определились проблемы, потребовавшие создания центров медицины катастроф: возникновение крупно-масштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС), сопровождавшихся большими человеческими жертвами; отсутствие государственной системы организации и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС и, отсутствие в системе здравоохранения единого органа управления планированием и организацией ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС. 

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года №339 в Москве были созданы Всесоюзный научно-практический центр экстренной медицинской помощи при Институте хирургии им. А.В.Вишневского АМН СССР и Специализированный научно-практический центр экстренной медицинской помощи в системе Третьего Главного управления при Минздраве СССР, задачи которых не были определены.

Объективная оценка состояния службы экстренной медицинской помощи в те годы позволяет считать правомерным приказ, подписанный Министром здравоохранения Российской Федерации Э.А.Нечаевым от 25.11.93 г. № 279 «О создании единого Всероссийского научно-практического центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этот приказ предписывал:

1.

Создать на базе Специализированного центра экстренной медицинской помощи «Защита» Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») – головное научно-практическое государственное учреждение по проблемам медицины катастроф с функциями по-вседневного управления службой экстренной медицинской помощи в Российской системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Директором Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России назначить директора Специализированного центра экстренной медицинской помощи «Защита» С.Ф.Гончарова.

3. Передать в установленном порядке в состав Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России:

— Всероссийский научно-практический центр экстренной медицинской помощи;

— Специализированный центр экстренной медицинской помощи «Защита».

Первыми задачами, которые необходимо было решить, стали разработка организационной структуры ВЦМК «Защита» и обеспечение начала работы его основных подразделений.

Эти мероприятия следовало выполнить наряду с обеспечением постоянной готовности Центра к ликвидации последствий возможных ЧС и выполнением заданий Правительства Российской Федерации Минздраву России, содержащихся в Постановлении от 3 мая 1990 г. №420. В частности, было необходимо:

— разработать положения о ВСМК и ВЦМК «Защита», государственную целевую комплексную программу развития и совершенствования ВСМК, программу подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской помощи;

— завершить кадровое формирование автономного госпиталя;

— разработать организационную систему ВСМК и систему управления службой;

— создать информационную систему ВСМК;

— разработать программу подготовки медицинских кадров по медицине катастроф и решить вопрос о создании кафедры по этой проблеме.

При создании ВЦМК «Защита» было указано на необходимость обязательного соблюдения следующих основных подходов. Центр должен был:

— являться эффективным органом управления ВСМК, обеспечивающим ее постоянное развитие и готовность как службы, включающей все силы и средства здравоохранения, в том числе ведомственные, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

— обеспечивать тесное взаимодействие ВСМК и МЧС России;

— иметь мощное, хорошо подготовленное и оснащенное многопрофильное лечебное учреждение, способное быстро выдвинуться в район ЧС и провести там необходимые медицинские мероприятия;

— обеспечивать методическое руководство ВСМК и подготовку руководящих кадров службы;

— выполнять комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению здоровья спасателей;

— иметь значительный резерв медицинского имущества, в том числе стратегического назначения;

— быть основным научным учреждением по проблемам медицины катастроф;

— завоевать авторитет в международной системе служб медицины катастроф.

Стало очевидным, что для решения оперативных и других вышеупомянутых масштабных задач, а также координации действий в системе ВСМК следует иметь специальное подразделение. Для этих целей приказом Минздрава России от 12 октября 1994 г. №204 на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» был создан Штаб Всероссийской службы медицины катастроф.

Создание ВЦМК «Защита» и Штаба ВСМК сыграло важную роль в организации деятельности как Всероссийской службы медицины катастроф, так и Службы медицины катастроф Минздрава России.

По предложению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 г. на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» был организован Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

8 июля 1997 г.

Минздравом России было утверждено Положение о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором указывалось, что на федеральном уровне Служба представлена Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» с входящими в него формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи. ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службой медицины катастроф и Службой медицины катастроф Минздрава России. Одновременно ВЦМК «Защита» выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона Российской Федерации и Евроазиатского центра медицины катастроф стран – участников СНГ.

Сегодня можно с полным основанием констатировать, что уже в первые годы после создания ВЦМК «Защита» была организована работа по всем направлениям деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и достигнуты определенные успехи.

Прежде всего надо отметить, что в этот период совершенствовалась организационная структура Центра, вырос его научный и практический потенциал. В структуру Центра кроме Штаба ВСМК были включены кафедра медицины катастроф, научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации, отдел международных связей и др.

Сотрудники Центра «Защита» помнят и благодарят за самоотверженную работу по решению сложных многоплановых задач в первые годы становления Центра, а также отмечает большую помощь и понимание со стороны заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации В.К.Агапова и А.М.Москвичева, руководителей МЧС, сотрудников Аппарата Правительства Российской Федерации.

Большой вклад в разработку стоящих перед коллективом ВЦМК «Защита» задач внес крупный ученый – организатор здравоохранения профессор Г.П.Лобанов, который одним из первых обосновал принципы управления, приоритетное развитие территориального звена Службы и разработал идеологию создания ВСМК в целом.

Однако жизнь требовала дальнейшего развития как ВЦМК «Защита», так и Службы медицины катастроф Минздрава России.

Приказом Минздрава России от 27 октября 2000 г. №380 было утверждено новое Положение о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, которое включало следующие пункты:

• Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» – государственное многопрофильное головное учреждение Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и Службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровня, образовательного, научно-исследовательскою и лечебно-профилактического учреждения;

• ВЦМК «Зашита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф стран-членов СНГ;

• основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: Штаб ВСМК; филиалы ВЦМК «Защита» в 7 федеральных округах (в особых случаях по решению Минздрава России филиалы могут временно создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации); клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф; центр медицинской экспертизы и реабилитации; научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отделы организации медицинской помощи при радиационных и химических авариях; отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС).

Указанные в Положении функции и структура ВЦМК «Защита» в основном сохранились до настоящего времени (рисунок). Сегодня в стадии решения вопрос о создании межрегиональных центров медицины катастроф (фактически – филиалов ВЦМК «Защита») в федеральных округах Российской Федерации и др.

В последующих нормативных актах в основном конкретизировались функции ВЦМК «Защита». Например, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г.

№660 «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» указано, что Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» является учреждением здравоохранения особого типа и осуществляет методическое обеспечение деятельности террито-риальных центров медицины катастроф и системы подготовки кадров ВСМК;

Штаб ВСМК является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне, одновременно выполняющим функции органа повседневного управления Всероссийской службой медицины катастроф.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №734 отменило Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. №195 (действовало 17 лет) и от 12 августа 2011 г. № 660 и определило, что Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» является органом повседневного управления Всероссийской службой медицины катастроф на федеральном уровне и обеспечивает:

— координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств ВСМК;

— разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

— подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

— разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время все подразделения ВЦМК «Защита» активно работают по реализации упомянутых выше государственных решений.

В заключение следует отметить, что за 20 лет коллектив ВЦМК «Защита» благодаря напряженной, порой самоотверженной работе, при постоянной помощи и доброжелательном отношении руководства Минздрава и МЧС России, а также Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей научных и учебных заведений, прежде всего города Москвы, руководителей органов управления здравоохранением регионов достиг определенных успехов. Центр принят в когорту научных коллективов страны и международную организацию медицины катастроф.

Все это накладывает большую ответственность на ВЦМК «Защита» за обеспечение высокой готовности одной из приоритетных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – Всероссийской службы медицины катастроф.

Источник: http://www.vcmk.ru/vcmk/history/

История развития Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК). Определение, задачи и основные принципы организации помощи – презентация, доклад, проект скачать

1. История развития Всероссийской службы медицины катастроф

Слайд 1

Описание слайда:

Учебная дисциплина: «Медицина катастроф»

Слайд 2

Слайд 3

Описание слайда:

1. История развития Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).Определение, задачи и основные принципы организации помощи.2. Служба медицины катастроф Минздрава и СР, МО, МВД, Минтранса РФ.3. Управление службой медицины катастроф. 4. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях Учебные вопросы

Слайд 4

Описание слайда:

1. История развития Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).Определение, задачи и основные принципы организации помощи.

Слайд 5

Описание слайда:

Исторические предпосылки: Исторические предпосылки: В 70—80-х гг. катастрофы стали причиной гибели 3 млн. человек, число пострадавших составило около 800 млн. человек, а общая тоимость ущерба оценивается в 100 млрд. долларов.

В среднем еженедельно в мире регистрируется одна катастрофа, в ликвидации последствий которой участвуют международные силы. На проведение спасательных работ ежегодно расходуется более 1 млрд. долларов. Наиболее тяжкие последствия имеют природные катастрофы.

Анализ показывает, что 90% из них составляют наводнения, циклоны, землетрясения и засухи, соответственно 40; 20; 15 и 15%. По общему числу жертв первое место занимают тропические тайфуны.

Крупные землетрясения амплитудой 8 баллов и более по шкале Рихтера по масштабам разрушений и потерь сравнимы с ядерными взрывами.

Слайд 6

Слайд 7

Описание слайда:

Число жертв при землетрясении в Мессине (Италия, 1908) составило 100—160 тыс. человек, Число жертв при землетрясении в Мессине (Италия, 1908) составило 100—160 тыс. человек, в Канто (Япония, 1923) — 143 тыс. человек.

В результате землетрясения в Перу (1970) погибло 70 тыс. и ранено около миллиона человек, в Таншане (Китай, 1976) погибло свыше 240 тыс. и ранено 773 тыс. человек. При землетрясении в Армении (1989) погибло около 25 тыс.

и ранено свыше 18 тыс. человек.

Слайд 8

Описание слайда:

В Советском Союзе в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.

Слайд 9

Слайд 10

Описание слайда:

В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба – в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существовавшая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.

Слайд 11

Описание слайда:

В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (UNDRO).

United Nations Disaster Relief Office В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.

Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.

Слайд 12

Слайд 13

Описание слайда:

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. МОМК осуществляет координацию и объединяет усилия по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений.

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. МОМК осуществляет координацию и объединяет усилия по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений.

Слайд 14

Описание слайда:

В 1986 г. создан Европейский центр по медицине катастроф в Республике Сан-Марино, который решает задачи подготовки кадров, сбора научной информации о медицинских последствиях катастроф и опыте их ликвидации, проведения целенаправленных научных исследований и распространения полученных данных среди стран континента.

Слайд 15

Слайд 16

Описание слайда:

Международными организациями, работающими в области медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций, являются: Международными организациями, работающими в области медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций, являются:

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Описание слайда:

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/istoriya-razvitiya-vserossijskoj-sluzhby-mediciny-katastrof-vsmk-opredelenie--zadachi-i-osnovnye-principy-organizacii-pomoshhi

Medic-studio
Добавить комментарий