1. Классическая концепция стресса: В последние десятилетия стресс является актуальным предметом

Концепция стресса которая предполагает в норме

1. Классическая концепция стресса: В последние десятилетия стресс является актуальным предметом

СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Проблема стресса в биологии и мелииине

1.1.1.Классическая концепция стресса

1.1.2.Физиологические проявления стресса

1.2. Психологический стресс

1.2.1.Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

1.2.2.Особенности психологического стресса

1.2.3.Дифферениировка стресса и других состояний

Проблема стресса в биологии и медицине

Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом ис­следований различных отраслей науки: биологии, медицины, психо­логии и социологии.

Сложность и многообразие форм стресса опре­деляет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революцион­ной для науки середины XX века.

В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г.

Селье пошел дру­гим путем и начал искать общие закономерности биологических ре­акций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический ком­понент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабле­ние внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий по­беды, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучи­тельно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы со­вершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, на­значение которых — справиться с возросшими требованиями к человече­ской машине» [2; с. 105].

До появления работ этого автора считалось, что реакция организ­ма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диамет­рально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разно­образные повреждающие воздействия он назвал адаптационным син­дромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функцио­нальных и морфологических изменений, развертывающихся как еди­ный процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса: + стадию тревоги; + стадию резистентности (адаптации); + стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущаю­щим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, про­исходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологиче­ский характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стеро­идные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выпол­няют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г.

Селье не отри­цал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим во­просом не занимался и соответственно нервной системе в его концеп­ции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запуска­ют ряд общих процессов с участием коры надпочечников.

В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном син­дроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредо­носный — дистресс [2].

Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что на­ходит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздей­ствия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [16].

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, кото­рый рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, раз­вивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [6].

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угро­жающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [7].

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную сис­тему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс

В то же время при отсутствии этих условий или же при значитель­ной силе негативного воздействия на организм первичный стресс пе­реходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может спо­собствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).

Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаж­даться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответству­ющую философию жизни» [2; с. 109].

Специалисты в области психологии труда указывают, что «про­блема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности пе­рерастания стресса в дистресс» [13; с. 243].

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с кото­рым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса про­цесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается опреде­ленными негативными эмоциями, такое положение вещей не являет­ся единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутвер­ждения и повышением личностной самооценки [21].

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описа­нию дистресса.

1.1.2. Физиологические проявления стресса

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Стресс (от англ.stress— напряжение) —неспецифическая(общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом).[ 5 ]

Начало создания концепции стресса

Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936.

Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (т.е.

не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом (ОАС).

Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”:

-увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;

-уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез, точечные кровоизлияния и кровотечения язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника.

Г.

Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

Г.

Селье предположил различать “поверхностную” и глубокую адаптационную энергию. 1-ая доступна “по первому требованию” и восполнима за счет 2-ой — “глубокой”. Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки голлостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье и ведет к гибели или к старению и гибели.

Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.

При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.

Кратковременный стресс— это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса.

При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом занятных проявлений адаптационных процессов.

Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью).

Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”.

Если “поверхностных” резервов не достаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

Длительный стресс— постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса.

Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает мобилизуя глубокие адаптационные резервы “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь.

Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными.

В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

В настоящее время хорошо изучена 1-ая стадия развития стресса — стадия мобилизации адаптационных резервов (“тревога”), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой “функциональной системности” организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды.

При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, человеческих и социально человеческих характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т.д.

пребыванием человека в экстремальных условиях — основные причины недостаточной его изученности. Системное экспериментальное изучение длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов.

Исследования первоначально велись с целью определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий.

Внимание экспериментаторов при этом было привлечено к физиологическим и психо-физиологическим показателям. [ 6 ]

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5

Гипотезе “ацетилхолин—стресс” свойственен ряд клинических подтекстов, говорящих о возможности использования центрально действующих холиномиметических лекарственных средств (физостигмин, ареколин и др.) или центрально действующих антихолинергических средств (атропин, скополамин и др.

) при оценкечувствительности организма к стрессу или уязвимости по отношению к нему, а также при лечении таких различных состояний, как брадикардия (урежение сердечных сокращений), гипотензия или гипертензия (пониженное или повышенное кровяное давление), сердечные аритмии и т. д.

, а также в лечении депрессивных и маниакальных симптомов у больных с расстройствами психики.

При рассмотрении вопросов, связанных с изучением эмоциональ­ного стресса, надо учитывать и следующие моменты. В ходе современной эволюции катехоламиновому ответу в реакции “борьба—бегство” привита новая реакция, которая имеет тесные взаимоотношения с комплексными социальными условиями, в которых живут высшие животные.

Сущность этой реакции состоит в том, что механизм АКТГ—кортикостероиды включается в том случае, когда принято решение не реагировать на стрессорный вызов борьбой или бегством, а следовать третьей альтернативе. В социальной ситуации, в которой существует иерархия с единственной доминантой или с контролирующей это общество группой, этот третий вариант крайне необходим.

Он включает в себя подчинение требованиям доминирующего индивида или общества и подавление предыдущих типов поведения. Когда существует конфликтная ситуация, вместо агрессивности или бегства индивид может больше выиграть от повиновения и испытания депрессии, связанной с потерей власти.

Депрессивное животное с высоким уровнем АКТГ больше не конкурирует с другими, но ощущает неприятность фрустрации (крушения надежд). Оно обучается новому поведению быстрее, чем нормальное животное, и новые навыки, которые оно приобретает, позволяют ему избежать смертельного исхода вследствие открытого неповиновения доминирующей силе или ситуации.

Благодаря повиновению оно может остаться вместе со стадом и повысить свою значимость в нем и посредством этого продолжать добиваться желанных целей.

Согласно этой концепции, представленной американским ученым Генри, в зависимости от способности индивида оценивать ситуацию стрессогенные стимулы воспринимаются либо как вызов реакции “борьба — бегство”, либо как побуждение к реакции “сохранение—депрессия”.

Рассмотрим пример стрессорных ответных реакций организма в зависимости от осуществления поведенческого контроля ситуации.

В том случае, когда имеется вызов контролю (положительная ситуация), ответная поведенческая реакция проявляется в смелости, хвастовстве, вызывающем поведении, агрессивности, достижении цели.

Результатом этого состояния человека является борьба с ситуацией. Его эмоциональное состояние характеризуется настойчивостью, напористостью, уверенностью, низким уровнем беспокойства и опасения; при этом отмечается высокий уровень норадреналина и тестостерона в крови.

В случае угрозыконтролю(противоречивая ситуация) ответная поведенческая реакция характеризуется уходом от действительности, аннулированием, отменой решений.

В результате наблюдается уход от ситуации, а эмоциональное состояние такого человека отличается напряженностью, возбуждением, напуганностью, чувством страха. При этом выявляется высокий уровень адреналина в крови.

В случае потери контроля (отрицательная ситуация) поведенческая реакция проявляется в капитуляции, подчинении (повиновении) и беспомощности, результат —жертва ситуации.

Эмоциональное состояние характеризуется подавленностью, угнетенностью, высоким уровнем тревожности.

В крови у такого человека обнаруживается высокий уровень гормонов коры надпочечников, а содержание тестостерона является очень низким.

Исследования стресса в будущем должны уделять больше внимания индивидуальным различиям между животными и людьми и попытаться коррелировать биохимические и гормональные изменения с конкретными индивидуальными условиями.

Это также подразумевает, что животные могут служить в качестве модели для исследования психосоматических расстройств, если психосоциальные отклонения (жизненные ситуации, социальные конфликты) будут приниматься во внимание и рассматриваться как воздействующие стимулы.

Нам представляется, что дальнейшее изучение стресса будет сконцентрировано на исследовании взаимоотношений между характером гормонального профиля крови и поведенческим и психическим состоянием индивида в различных стрессорных ситуациях.

Селье как представитель бихевиористской ме­дицины рассматривал стресс в качестве однонап­равленной связи организма и среды (негативный внешний стимул — физиологическая реакция орга­низма).

Психологический подход, разрабатывае­мый, в частности, Лазарусом и его коллегами, по­нимает стресс как регуляционные, или двунаправленные, отношения: среда воздействует на инди­вида, а индивид, в свою очередь, влияет на среду, познавая ее, относясь к ней эмоционально и ка­ким-либо образом действуя.

Как показано на рис. 1, ядром такого подхода служат два типа отно­шений: 1) взаимоотношение внешних требований и возможностей личности; 2) взаимоотношение способности личности к преодолению негативного воздействия и того, что объективно требуется в конкретной ситуации.

Стресс наиболее вероятен, если есть несоответствие между личностными воз­можностями и объективными требованиями, а именно, если требуется больше того, на что чело­век способен.

3.2 Модель стресса Р. Лазаруса. Когнитивно-отношенческая теория эмоций и преодоления стресса

Для объяснения стресса Лазарус и его коллеги разработали модель динамических процессов, яд­ром которой являются различные типы когнитив­ных эмоции и процессы активного преодо­ления стрессора.

На первых этапах разработки мо­дели эмоции рассматривались лишь в качестве фе­номена, сопровождающего изучаемые процессы, однако впоследствии эмоции получили более вы­сокий статус, поэтому Лазарус и Фолкман (1987) описывают свой подход как когнитивно-отношенческую теорию эмоций и преодоления стресса.

Оценки — когнитивные суждения высокой степени сложности об объективных требованиях ситуации и возможностях личности.

Считается, что эмоции имеют физиологиче­ский, когнитивный и оценочный аспект. Эмоции касаются негативных или позитивных оценок в ситуации, когда возможности человека не соот­ветствуют объективным требованиям, что часто сопровождается физиологическими реакциями. При этом и стресс может оцениваться по-разному — позитивно или негативно.

Позитивная оценка стресса возникает, если человек испытывает позитивные эмоции (например, удивление или ра­дость), а также в том случае, когда человек, хоть с долей сомнения, но верит в себя и в то, что он сможет преодолеть стрессовую ситуацию.

Нега­тивно оцениваемый стресс имеет место при нали­чии у человека негативных эмоций — гнева, трево­ги, если он неуверен в себе и боится неуспеха.

Источник: https://deltarecycling.ru/stress/kontseptsiya-stressa-kotoraya-predpolagaet-v-norme/

1. Классическая концепция стресса

1. Классическая концепция стресса: В последние десятилетия стресс является актуальным предметом

Стресс (от англ.stress— напряжение) —неспецифическая(общая) реакция организма на оченьсильное воздействие, будь то физическоеили психологическое, а также соответствующеесостояниенервнойсистемыорганизма(или организма в целом).[5]

1.1 Основные положения концепции стресса г.Селье

Начало создания концепции стресса

Концепция стресса была разработанаканадским физиологом Г. Селье, которыйвпервые применил этот физический терминв биологии в 1936.

Согласно Селье любойдостаточно сильный внешний стимул(стрессор), физический или психический,вызывает состояние стресса, проявляющеесяв определенном неспецифическом (т.е.

независящем от характера стрессора) ответеорганизма млекопитающего, названномим общим адаптационным синдромом (ОАС).

Начало созданию концепции стрессаположил случайно обнаруженный вэксперименте Г.Селье в 1986г “синдромответа на повреждение как таковоеполучивший название “триада”:

-увеличение и повышение активностикоркового слоя надпочечников;

-уменьшение (сморщивание) вилочковойжелезы (тимуса) и лимф. Желез, точечныекровоизлияния и кровотечения язвочкив слизистой оболочке желудка и кишечника.

Г.

Селье сопоставил эти реакции ссимптомами, характерными почти длялюбого заболевания, такими, как чувствонедомогания, разлитые болевые ощущенияи чувство ломоты в суставах и мышцах,желудочно-кишечные расстройства спотерей аппетита и уменьшением весатела. Объединение их в единую системубыло правомерно только при наличииединого механизма управления этимиреакциями и общего совокупного процессаразвития.

Г.

Селье предположил различать“поверхностную” и глубокую адаптационнуюэнергию. 1-ая доступна “по первомутребованию” и восполнима за счет 2-ой- “глубокой”. Последняя мобилизуетсяпутем адаптационной перестройкиголлостатических механизмов организма.Ее истощение необратимо, как считаетСелье и ведет к гибели или к старению игибели.

Предположение о существовании 2-хмобилизационных уровней адаптацииподдерживается многими исследователями.

При непрекращающемся действиистрессогенного фактора проявляющиеся“триады стресса” изменяются поинтенсивности.

Экстремальные ситуации делят накратковременные, когда актуализируютсяпрограммы реагирования, которые вчеловеке всегда “наготове”, и надлительные, которые требуют адаптационнойперестройки функциональных системчеловека, иногда субъективно крайненеприятной, а подчас неблагоприятнойдля его здоровья.

При кратковременно сильных экстремальныхвоздействиях ярко проявляются разныесимптомы стресса.

Кратковременный стресс- это как бывсестороннее проявление началадлительного стресса.

При действии стрессоров, вызывающихдлительный стресс (а длительно можетвыдержать только сравнительно несильныенагрузки), начало развития стрессабывает стертым, с определенным числомзанятных проявлений адаптационныхпроцессов.

Поэтому кратковременныйстресс можно рассматривать как усиленнуюмодель начала длительного стресса. Ихотя по своим бросающимся в глазапроявлениям кратковременный и длительныйстресс отличаются друг от друга, тем неменее, в их основе лежат идентичныемеханизмы, но работающие в разных режимах(с разной интенсивностью).

Кратковременныйстресс – бурное расходование “поверхностных”адаптационных резервов и наряду с этимначало мобилизации “глубоких”.

Если“поверхностных” резервов не достаточнодля ответа на экстремальные требованиясреды, а темп мобилизации “глубоких”недостаточен для возмещения расходуемыхадаптационных резервов, то особь можетпогибнуть при совершенно неизрасходованных“глубоких” адаптационных резервах.

Длительный стресс- постепеннаямобилизация и расходование и “поверхностных”и “глубоких” адаптационных резервов.Его течение может быть скрытым, т.е.отражаться в изменении показателейадаптации, которые удается регистрироватьтолько специальными методами. Максимальнопереносимые длительные стрессорывызывают выраженную симптоматикустресса.

Адаптация к таким факторамможет быть при условии, что организмчеловека успевает мобилизуя глубокиеадаптационные резервы “подстраиваться”к уровню длительных экстремальныхтребований среды. Симптоматика длительногостресса напоминает начальные общиесимптомы соматических, а подчас тяжелыхболезненных состояний. Такой стрессможет переходить в болезнь.

Причинойдлительного стресса может статьповторяющийся экстремальный фактор. Вэтой ситуации попеременно “отключаются”процессы адаптации и реадаптации. Ихпроявления могут казаться слитными.

Вцелях совершения диагностики и прогнозатечения стрессогенных состоянийпредложено рассмотреть как самостоятельнуюгруппу состояния, вызванные длительнымипрерывистыми стрессорами.

В настоящее время хорошо изучена 1-аястадия развития стресса – стадиямобилизации адаптационных резервов(“тревога”), на протяжении которой восновном заканчивается формированиеновой “функциональной системности”организма, адекватной новым экстремальнымтребованиям среды.

При длительном пребывании в экстремальныхусловиях возникает сложная картинаизменений физиологических, человеческихи социально человеческих характеристикчеловека. Многообразие проявленийдлительного стресса, а также трудностиорганизации экспериментов с многосуточным,многомесячным и т.д.

пребыванием человекав экстремальных условиях – основныепричины недостаточной его изученности.Системное экспериментальное изучениедлительного стресса было начато в связис подготовкой длительных космическихполетов.

Исследования первоначальновелись с целью определения пределовпереносимости человеком тех или иныхнеблагоприятных условий.

Внимание экспериментаторов при этомбыло привлечено к физиологическим ипсихо-физиологическим показателям. [6]

Источник: https://studfile.net/preview/518386/page:2/

Классическая концепция стресса

1. Классическая концепция стресса: В последние десятилетия стресс является актуальным предметом

Психологический стресс

1). Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром.

Позже это определение было уточнено: психологический стресс это реакция или процесс, в котором тре­бования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую си­туацию.

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональ­ный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физио­логи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конеч­но же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса.

Некоторые исследователи отмечают, что возникновение дан­ного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и да­же примат эмоций в комплексной реакции.

В содержание этого термина включаются как первичные эмоцио­нальные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия био­логической или социальной среды, так и физиологические механиз­мы, лежание в их основе.

Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме чело­века.

Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типич­ные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий крут психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоцио­нального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержа­ние в связи со следующими обстоятельствами:

+ эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и живот­ным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

+ эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоцио­нальными реакциями, а в развитии психологического стресса пре­обладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

+ термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиолога­ми, а термин «психологический стресс» — психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения.

Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по раз­личным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологическо­го, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтом­ного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания.

2). Особенности психологического стресса

Таблица. Отличие между биологическим и психологическим стрессом

Параметр Биологический стресс Психологический стресс
Причина стресса Физическое, химическое или биологическое воздей­ствие на организм Социальное воздействие или собственные мысли
Характер опасности Всегда реальный Реальный или виртуальный
На что направ­лено действие стрессора На жизнь, здоровье, физи­ческое благополучие На социальный статус, чувст­во самоуважения и т. д.
Наличие реаль­ной угрозы жиз­ни или здоровью Есть Отсутствует
Характер эмо­циональных переживаний «Первичные» биологические эмоции — страх, боль, испуг, гнев «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с ког­нитивным компонентом — беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
Временные гра­ницы предмета стресса Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)
Влияние лич­ностных качеств Незначительное Очень значительное
Примеры Переохлаждение, вы­званное долгим купанием Ожог горячим паром Интоксикация, вызванная приемом алкоголя Вирусная инфекция Обострение гастрита по­сле приема острой пиши Травма (ушиб, перелом) Выговор, полученный от начальника Повышение квартплаты Страх полетов на само­летах Семейный конфликт Беспокойство за здоровье близких родственников Несчастная любовь Беспокойство по поводу будущего

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфиче­ских особенностей, среди которых можно выделить несколько важ­ных* особенностей.

В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. В отличие от животных человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вы­зывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене.

Другая особенность психологического стресса — сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации.

По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций

Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д.

Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия.

Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

3). Дифферениировка стресса и других состояний

Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний доста­точно сложна и в большинстве случаев условна.Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность.

При доста­точной интенсивности и длительности такие эмоциональные явле­ния, как страх, тревожность, фрустрация, психологический диском­форт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационно­го синдрома.

Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от про­цесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальны­ми и вегетативными изменениями, а утомление определяется высши­ми этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших по­лушарий.

Утомление обладает способностью к на­коплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — пе­реутомление.

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно со­стояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку. По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представля­ют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны.

Касандра Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Близким к состоянию психологического стресса, по мнению неко­торых исследователей, является также состояние эмоциональной на­пряженности.

Данные авторы считают, что эмоциональная напря­женность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напря­женности.

Примеры профессиональных стрессов.

Учебный стресс – экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение учащихся и студентов. Он негативно влияет на сердечно-сосудистую, нервную, иммунную системы студентов. Факторы учебного стресса:

  1. Интенсивная умственная деятельность
  2. Повышенная статическая нагрузка
  3. Крайнее ограничение двигательной активности
  4. Нарушение режима сна
  5. Эмоциональные переживания, связанные с оценкой и вытекающими последствиями.

Экзаменационный стресс не всегда вреден. В определенных ситуациях стимулирует, помогает мобилизовать знания и личностные резервы для решения задач.

Поэтому нужно оптимизировать уровень стресса, а не стремиться избавиться от него.

Коррекция уровня экзаменационного стресса достигается с помощью фармакологических препаратов, методов психической саморегуляции, соблюдения режима труда и отдыха, системы биологической обратной связи.

Спортивный стресс – делится на стресс тренировочного периода, стресс соревнований.

Стресс тренировок вызывается чрезмерными физическими нагрузками, травмами, плохими отношениями с тренером или командой, завышенными ожиданиями будущих результатов.

Стресс соревнований вызывается неудачным выступлением, конфликтом с судьями, тренером, удачным выступлением соперника, чрезмерным перенапряжением, травмами и т.д.

Существуют различные классификации спортивных стрессов:

1) По времени воздействия на организм:

a) кратковременное воздействие

(a) Вызывающие страх (встреча с фаворитом и т.п.)

(b) Вызывающие неприятные физиологические ощущения (боль, усталость ит.д.)

(c) Темпа и скорости (необоснованные установки на рекорд)

(d) Отвлечения внимания (тактика противника, опасения за здоровье и т.д.)

(e) Неудач (неудачный старт, противник и т.д.)

b) Длительное воздействие

(a) Связаны с риском и опасностью (альпинизм, прыжки с трамплина и т.д.)

(b) Связаны с длительной нагрузкой

(c) Связаны с борьбой (длительные соревнования)

(d) Связаны с изоляцией от дома, семьи.

2) По форме соревновательного стресса:

i) Предстартовая лихорадка (чрезмерное перевозбуждение НС)

ii) Стартовая апатия (длительное ожидание вызывает перегорание, ваготонию (пониженную мотивацию и общую слабость))

iii) Боевая готовность (вариант эустресса, позволяет достичь лучших результатов)

Характеристики спортивного эустресса (по Б.А.Вяткину)

− Высокая мотивация деятельности

− Напряженное ожидание старта

− Умеренное эмоциональное напряжение

− Трезвая уверенность в своих силах

− Способность к сознательной саморегуляции поведения, мыслей, чувств.

− Хорошая концентарция внимания

Стресс медицинских работников – вызывается несколькими причинами:

− Большая ответственность за жизнь и здоровье пациентов

− Длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций (боли, отчаяния, раздражения и т.д.)

− Неравномерный режим работы (дежурства, вызовы – нарушение естественных биоритмов)

− Низкая заработная плата ( не основной фактор – в западных странах стресс медицинских работников существует, несмотря на высокие заработки)

Стресс руководителя –одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх, власть, успех.

− Источники стресса руководителя:

− Некомпетентные подчиненные

− Недобросовестные партнеры

− Жесткие конкуренты

− Непредсказуемые политики

− Жадные чиновники

− Требовательные клиенты и т.д.

Следствия такого стресса проявляются в невротических и психосоматических заболеваниях: бессонница, гипертония, нарушения функций ЖКТ, головная боль, повышенная раздражительность и т.д.

Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом ис­следований различных отраслей науки: биологии, медицины, психо­логии и социологии.

Сложность и многообразие форм стресса опре­деляет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Ганс Селье – выдающийся канадский эндокринолог австро-венгерского происхождения.

Можно сказать, что предложенная им концепция была революцион­ной для науки середины XX века.

В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье изучал общие закономерности биологических ре­акций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический ком­понент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.

До появления работ этого автора считалось, что реакция организ­ма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диамет­рально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разно­образные повреждающие воздействия Г. Селье назвал адаптационным син­дромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функцио­нальных и морфологических изменений, развертывающихся как еди­ный процесс. Г. Селье выделил три стадии стресса:

+ стадия тревоги;

+ стадия резистентности (адаптации)(сопротивляемость организма);

+ стадия истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, про­исходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологиче­ский характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стеро­идные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выпол­няют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г.

Селье не отри­цал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим во­просом не занимался и соответственно нервной системе в его концеп­ции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запуска­ют ряд общих процессов с участием коры надпочечников.

Селье выделял две формы проявления стресса: стресс полезный — эустресс и вредо­носный — дистресс.

Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что на­ходит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную сис­тему) и вредным, в данном случае он будет дезорганизовывать деятельность человека.



Источник: https://infopedia.su/15xba6a.html

Medic-studio
Добавить комментарий