10.3.1. Характеристика транспортных и дорожно-транспортных

Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций

10.3.1. Характеристика транспортных и дорожно-транспортных

Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах и пожарах

Транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства развитых стран современного мира. Миллионы раненых и погибших, высокий процент инвалидизации, астрономические показатели материальных потерь — все это является причиной особой озабоченности мирового сообщества. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тыс. чел. и почти 8 млн. получают травмы.

Из всех ЧС различные транспортные и дорожно-транспортные аварии и катастрофы занимают ведущее место как по частоте, так и по числу пораженных и погибших. По данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных в 1997 г. антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходилось 68,1%.

Хотя при транспортных происшествиях санитарные потери составили лишь 19,3%, количество погибших достигает 54,8% от их общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повреждений, получаемых в этих ЧС.

Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составили 94,2%, происшествия на водном транспорте — 3,9, на авиационном — 1,4, на железнодорожном — 0,5%.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Травматогенез (механогенез), от которого во многом зависит характер и тяжесть повреждений, достаточно хорошо описан в литературе.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений: от прямого удара транспортным средством, от общего сотрясения тела человека вследствие удара, от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету и от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в дорожно-транспортных происшествиях значительно отличается (Приложение 19).

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины — переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) — переломы различной локализации, а более 42% — разрывы внутренних органов и раны.

Повреждения отдельных анатомо-фуикциональных областей у пострадавших в ДТП отмечаются со следующей частотой: голова — 91,5%; шея — 2,5%; грудная клетка — 41,5%; живот — 20,6%; таз — 26,6%; верхние конечности — 22,4%; нижние конечности — 56,9%.

Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, — сочетанные черепно-мозговые травмы.

При сочетанных травмах таза повреждения черепа имеют место у 84,0%; нижних конечностей — у 36,0%; живота — у 32,4%; верхних конечностей — у 16,0%.

При сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1%; шеи — у 21%; грудной клетки — у 29,5%; нижних конечностей — у 51,8%.

Частота травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов — 18,3 и 25,0%, чем у других участников ДТП — 2,3 и 10,1% соответственно.

Протяженность железных дорог в России составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов — 50% и осуществляется большинство пассажирских перевозок — 47%.

На железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов, в том числе пригородных.

По железным дорогам перевозятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами.

При нарушении необходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материальным и экологическим ущербом (табл. 16).

Из числа пострадавших в железнодорожном инциденте на долю раненых приходится почти 50%. Основное место в структуре санитарных потерь занимают механические травмы — до 90%.

Особенностью механических повреждений при столкновении и сходах подвижного состава являются преимущественно ушибленные раны, закрытые переломы конечностей и закрытые черепно-мозговые травмы (до 50%).

Наряду с этим более чем в 60% случаев отмечаются множественные и сочетанные травмы и случаи травм с синдромом длительного сдавления, который имеет место при невоз­можности быстрого высвобождения пораженных из деформированных конструкций вагонов и локомотивов. Эти особенности железнодорожных травм наиболее четко проявляются при крупномасштабных катастрофах.

При оказании медицинской помощи пораженным в железнодорожных катастрофах необходимо учитывать особенности очага поражения.

Таблица 16

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_58845_harakteristika-transportnih-i-dorozhno-transportnih-chrezvichaynih-situatsiy.html

1. Характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций

10.3.1. Характеристика транспортных и дорожно-транспортных

ГБОУ ВПО ИвГМАМиздравсоцразвития России

Кафедраэкстремальной, военной медицины ибезопасности жизнедеятельности

Методическиеуказания для самостоятельной работыстудентов

По Безопасностижизнедеятельности

ТЕМА«Дорожно-транспортная безопасность»

для студентов 2курса лечебного,педиатрического и стоматологическогофакультетов

Подготовилпреподаватель кафедры ЭВМиБЖ

П.В. Челухоев

Иваново 2012

Введение

1. Характеристикатранспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций

2.Причины и профилактика ДТП

3.Железнодорожные происшествия

4.Авиационные происшествия

5.Происшествия на водном транспорте

6. Основымедико-санитарного обеспеченияв чрезвычайныхситуациях на транспортных,дорожно-транспортных объектах, привзрывах и пожарах

6.1Первоначальныедействия на месте дорожно-транспортногопроисшествия

6.2Обеспечение безопасности на месте ДТП

6.3Вызов бригад скорой помощи и службыспасения на место ДТП

6.4Извлечение пострадавшего из транспортногосредства

6.5Определение состояния пострадавшего

6.6Оказание доврачебной помощи припроникающих ранениях грудной

6.7Оказание доврачебной помощи при раненияхголовы

6.8Оказание доврачебной помощи при носовомкровотечении

6.9Оказание доврачебной помощи при травмахживота

6.10Оказание доврачебной помощи притравматической ампутации

7.Автомобильная медицинская аптечка

7.1Рекомендации по применению аптечкипервой помощи (автомобильной)

7.2Организация оказания первой помощипострадавшим в дорожно-транспортномпроисшествии

Вопросыдля самоконтроля знаний

Литература

Введение

В настоящее времятрудно найти человека, который непользуется услугами различных видовтранспорта – автомобильного,железнодорожного, воздушного, водного.

Современныйтранспорт представляет собой большоеколичество разнообразных средствперевозки людей и грузов как в чертегорода, населенного пункта, так и надальние расстояния.

Любое транспортноесредство – источник опасности – ичеловек, пользующийся его услугами,находится в зоне повышенной опасности.Это связано с возможными дорожно-транспортнымипроисшествиями, крушениями авариямипассажирских поездов, воздушных иморских судов.

Дорожно-транспортнаябезопасность человека как пассажира ипешехода обеспечивает надлежащимуровнем профессиональной подготовкиводителей (членов экипажей), конструктивнымисвойствами транспортных средств, атакже строгим и неукоснительнымвыполнением пассажирами, пешеходамиправил пользования различными видамитранспорта и правил дорожного движения.

Для пешеходов,пассажиров транспорта, велосипедистовсуществуют особые правила, которыенеобходимо выполнять.

Ежегодно в нашейстране погибает под колёсами автомобилей40000 человек, из них каждый десятый –ребёнок. Чтобы этого не произошло, надообязательно выполнять правила дорожногодвижения.

Транспортныйтравматизм стал серьезной социальнойи медицинской проблемой для большинстваразвитых стран современного мира.Миллионы раненых и погибших, высокийпроцент инвалидизации, астрономическиепоказатели материальных потерь -всеэто является причиной особой озабоченностимирового сообщества. На дорогах мираежегодно гибнет около 300 тыс. чел. и почти8 млн. получают травмы.

Из всех ЧС различныетранспортные и дорожно-транспортныеаварии и катастрофы занимают ведущееместо как по частоте, так и по числупораженных и погибших.

“Дорожно-транспортноепроисшествие”– событие, возникшее в процессе движенияпо дороге транспортного средства и сего участием, при котором погибли илиранены люди, повреждены транспортныесредства, сооружения, грузы либо причинениной материальный ущерб.

Понятие ДТП включаетв себя следующие основныепризнаки:

  1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, наездавтомобиля на стоящего пешехода являетсядорожно-транспортным происшествием, авот обратная ситуация, т.е. падениепешехода на стоящий автомобиль, неявляется.

  1. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

Например, неявляется ДТП попадание в пешеходавыброшенной из окна автомобиля бутылкой.Замечу, что упавший с автомобиля напешехода велосипед является транспортнымсредством, причем падающий велосипеднаходится в движении, следовательно,такая ситуация является ДТП.

  1. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни и здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкоестолкновение автомобилей, при которомтолько стерлась пыль на бампере и непоявились трещины или иные повреждения,не считается дорожно-транспортнымпроисшествием. Следовательно, в этомслучае не требуется вызывать ГИБДД ивыполнять другие обязанности, связанныес дорожно-транспортным происшествием.Также в этом случае не может быть наложени штраф за сокрытие с места ДТП.

Основными видамиДТП являются наезд на пешеходов,столкновение и опрокидывание транспортныхсредств.

По существующейклассификации погибшим считается лицо,погибшее на месте происшествия либоумершее от его последствий в течениесеми последующих суток. Однако, это нево всех странах.

Так, например, вбольшинстве стран Европы погибшимисчитаются лица, скончавшиеся в течение30 суток после ДТП.

А в Молдавии погибшимисчитаются скончавшиеся в течение 1 годапосле ДТП, в Словакии — в течение 1 суток,в Португалии и Албании — на месте ДТП.

К раненым в ДТПотносят лиц, получивших телесныеповреждения, обусловившие их госпитализациюпа срок не менее одних суток либонеобходимость амбулаторного лечения.

Процентныепоказатели ДТП в России за 2010 год поданным ГИБДД:

  1. Из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:

    1. 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.

    2. 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.

    3. 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.

  2. Из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения — 5,94 % (11 845 из 199 431)

  3. Из-за нарушения ПДД пешеходами — 20,15 % (31 969 из 199 431)

  4. Из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — 20,99 % (41 863 из 199 431)

  5. Из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств — 0,57 % (1 127 из 199 431)

Сумма долей больше100 %, так как в некоторых ДТП задействованыболее одной причины.

Таблица 1

Общее количествоДТП, число погибших и получивших травмы(раненых) в России / РСФСР (по статистикеГИБДД)

Год

Кол-во ДТП

Погибло

Ранено

Год

Кол-во ДТП

Погибло

Ранено

1980

?

≈27 500

≈138 100

1998

160 300

29 021

183 846

1985

139 035

22 676

148 645

1999

159 823

29 718

182 123

1986

138 637

20 651

150 356

2000

157 495

29 594

179 401

1987

142 695

21 243

155 684

2001

164 401

30 916

187 790

1988

161 320

25 938

176 583

2002

184 360

33 243

215 678

1989

189 986

32 739

207 628

2003

204 267

35 602

243 919

1990

197 362

35 366

214 820

2004

208 558

34 506

251 386

1991

197 659

37 510

214 409

2005

223 342

33 957

274 864

1992

184 975

36 471

200 026

2006

229 140

32 724

285 362

1993

178 651

37 120

192 802

2007

233 809

33 308

292 206

1994

174 908

35 599

189 877

2008

218 322

29 936

270 883

1995

167 280

32 791

183 926

2009

203 603

26 084

257 034

1996

160 523

29 468

178 378

2010

199 431

26 567

250 635

1997

156 515

27 665

177 924

2011

199 868

27 953

251 848

Всего

4 936 265

855 866

5 856 133

С марта 2011 годаГИБДД прекратило публикацию подробных(в том числе количество ДТП из-за нарушенияПДД водителями транспортных средств всостоянии опьянения, пешеходами и из-занеудовлетворительного состояния улици дорог) сведений о показателях состояниябезопасности дорожного движения насвоем сайте. С августа 2011 публикуютсятолько общие сведения о количестве ДТП,погибших и раненых.

Травматогенез(механогенез), от которого во многомзависит характер и тяжесть повреждений,достаточно хорошо описан в литературе,Выделяют четыре основных механизмавозникновения повреждений: от прямогоудара транспортным средством, от общегосотрясения тела человека вследствиеудара, от прижатия тела к дорожномупокрытию или неподвижному предмету иот трения различных поверхностей телачеловека о части автомобиля или покрытиедороги.

Механизм возникновенияповреждений, их локализация и тяжестьзависят от вида ДТП, скорости движениятранспортного средства, его конструктивныхособенностей.

Повреждения приДТП могут быть самыми различными. Приодном и том же виде происшествияпострадавшие получают разные повреждения,а сходные травмы наблюдаются приразличных видах ДТП, по с разной частотой.взрывпожар безопасность аптечка помощь

Частота различныхвидов повреждений у лиц, получившихтравмы, закончившиеся выздоровлением,и у погибших в дорожно-транспортныхпроисшествиях значительно отличается.

Среди пострадавших,у которых исходом травм было выздоровление,у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтекиразличных локализаций, у половины -переломы различной локализации.

Установлено, чтотравмы, закончившиеся выздоровлениемпострадавших, значительно чаще наблюдаютсяпри столкновении транспортных средств.В то же время дорожно-транспортныетравмы, закончившиеся смертельнымисходом, возникают при наездах напешеходов (а также на велосипедистов имотоциклистов) почти в семь раз чаще,чем при столкновении транспортныхсредств.

Сравнение видовповреждений указывает на то, что почтивсе пострадавшие, погибшие в ДТП, имеютушибы, ссадины, кровоподтеки различныхлокализаций, большинство (87%) – переломыразличной локализации, а более 42% -разрывы внутренних органов и рапы.

Поврежденияотдельных анатомо-функциональныхобластей у пострадавших в ДТП отмечаютсясо следующей частотой: голова – 91,5%; шея- 2,5%; грудная клетка – 41,5%; живот – 20,6%; таз- 26,6%; верхние конечности – 22,4%; нижниеконечности – 56,9%.

Таким образом,большинство повреждений, полученныхпри ДТП, – сочетанные черепно-мозговыетравмы.

При сочетанныхтравмах таза повреждения черепа имеютместо у 84,0%; нижних конечностей – у 36,0%;живота – у 32,4%; верхних конечностей – у16,0%.

При сочетанных травмах верхнихконечностей повреждения головынаблюдаются у 88,1%; шеи – у 21%; груднойклетки – у 29,5%; нижних конечностей – у51,8%.

Частота травм живота и таза оказаласьзначительно большей у пешеходов – 18,3 и25,0%, чем у других участников ДТП – 2,3 и10,1% соответственно.

Источник: https://studfile.net/preview/8071206/

Medic-studio
Добавить комментарий