10.3.3. Основы медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных

10.3.3. Основы медико-санитарного обеспечения

10.3.3. Основы медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных

в чрезвычайныхситуациях на транспортных,дорожно-транспортных объектах, привзрывах и пожарах

Принципы оказаниямедицинской помощи пораженным на местелюбой катаст­рофы и во время ихтранспортировки едины. В период изоляции,когда пострадавшие в зоне ЧС предоставленысами себе, основной принцип их поведения- оказание са­мо- и взаимопомощи.

Продолжительность периода изоляцииопределяется сроками прибытия спасательныхи медицинских сил извне и может составлятьот нескольких минут до нескольких часов.

Например, прижелезнодорожных катастрофахв Арза­масе, Башкирии, Бологое,Свердловске этот период продолжалсяот 30 мин до 2,5 ч.

Накопленный опытсвидетельствует, что при железнодорожныхкатастрофах в наложении повязок на ранынуждаются около 4% пораженных, во введениианалгезирующих средств – 50%, в транспортнойиммобилизации – до 35%, в эвакуации нано­силках или щите – 60-80%.

В катастрофе наОктябрьской железной дороге недалекоот станции Бологое до момента прибытияорганизованной помощи для выполнениямероприятий по оста­новке кровотечения,иммобилизации поврежденных конечностейиспользовались ап­течки проводниковжелезнодорожных вагонов, а также наличныеподручные средст­ва (простыни,наволочки, полотенца, одежда).

В другом случаепри железнодорожной катастрофе вБашкирии (Уфа) аптечек и перечисленныхподручных средств не было, так как все,что могло оказаться пригод­ным дляоказания помощи, сгорело.

В ЧС взаимопомощьсо стороны лиц, сохранивших психологическиеи физиче­ские силы, заключается визвлечении пораженных из потерпевшихаварию транс­портных средств, размещенииих по возможности дальше от охваченногопламенем транспортного средства илиочага возгорания на нем. Первую помощьв зоне проис­шествия в порядкевзаимопомощи оказывают также случайныесвидетели ЧС или жители близлежащихнаселенных пунктов.

Основная роль ворганизации помощи в зоне катастрофыпринадлежит местным органам власти иблизлежащим лечебно-профилактическимучреждениям, фельдшерско-акушерскимпунктам, которые осуществляют доврачебную,первую врачебную и, по возможности,остальные виды медицинской помощи.

Наиболее целесообразнаследующая организация ликвидациимедико-санитар­ных последствий ЧС.

Орган здравоохранения (центр медициныкатастроф, станция скорой медицинскойпомощи) назначает лицо (руководителя),ответственное за ме­дико-санитарноеобеспечение (при крупных ЧС создаетсяоперативная группа), кото­рое немедленновыезжает в зону ЧС.

Установив контактс руководителем спасатель­ных работ,это ответственное лицо оцениваетмедико-санитарную обстановку, организуетвстречу прибывших медицинских сил исредств, ставит им конкретные задачи ируководит работой.

Определяются местаорганизации пунктов сбора пораженных,развертывания пунктов оказания первойврачебной помощи; выполняется медицинскийконтроль за проведением аварийно-спасательныхработ; определяются потребность втранспорт­ных средствах, пути подъездак пунктам сбора пораженных и пути ихэвакуации.

На месте, гдеполучено поражение, или вблизи от негопораженным оказывается в большинствеслучаев первая медицинская или доврачебнаяпомощь; в случае, если сюда прибываютврачебные бригады, могут выполнятьсяотдельные элементы пер­вой врачебнойпомощи.

С места поражения (с пунктовсбора) пораженные эвакуиру­ются вбольшинстве случаев в ближайшие лечебныеучреждения, где в зависимости отвозможностей оказывается перваяврачебная, квалифицированная, а в рядеслучаев – специализированная медицинскаяпомощь.

При большом удаленииместных лечебных учреждений от районаЧС в зоне ЧС развертываются этапымедицинской эвакуации для оказанияпервой врачебной или квалифицированноймедицинской помощи.

Для четкойорганизации эвакуации пораженныхнеобходимо, чтобы руководи­тельликвидации медико-санитарных последствийЧС знал направления эвакуации различныхгрупп пораженных (в какие учреждения,сколько и каких пораженных следуетнаправить); он обязан довести соответствующуюинформацию до персонала медицинскихподразделений, непосредственноосуществляющих эвакуацию. Необхо­димов порядке взаимодействия договоритьсяс органами регулирования движения подорогам о первоочередном пропускетранспорта с пораженными и оказаниипомо­щи в выборе наиболее целесообразногомаршрута движения.

В повседневнойпрактике здравоохранения сегодня всеострее становится про­блема оказаниямедицинской помощи пострадавшим придорожно-транспортных происшествиях.

Для этого создается система быстрогореагирования на ДТП, спасе­нияпострадавших и оказания имвысокопрофессиональной экстренноймедицинской помощи на месте происшествияи в стационаре.

Обязательным элементомданной системы должен быть медицинскийвертолет. Гарантированный успех можетбыть достигнут решением таких практическихзадач, как:

• точная исвоевременная информация о характерепроисшествия, количестве пострадавшихи доступности медицинской помощи;

• быстрое извлечениепострадавших из поврежденных автомобилейспасателя­ми, имеющими на оснащениисоответствующие технические средства;

• оказаниенеотложной медицинской помощи на местепроисшествия и немед­ленная эвакуацияпострадавших в специализированныемедицинские учреж­дения авиационнымили автомобильным санитарным транспортом;

• заблаговременноеопределение лечебных учреждений,осуществляющих госпитализациюпострадавших при ДТП;

• оборудованиевертолетных площадок при лечебныхучреждениях, прини­мающих пострадавших;

• современныетехнологии передачи информации о ДТП,ведении спасательных работ, оказаниимедицинской помощи и эвакуациипострадавшего в стационар, обеспечивающиепроведение всего комплекса работ втечение «золотого часа».

Обязательнымимедицинскими компонентами системыдолжны быть:

• применениесанитарных вертолетов и реанимобилей;

• оснащениелечебных учреждений (стационаров),включенных в систему ме­дицинскойпомощи на дорогах и принимающихпострадавших, современны­ми приборамиреанимации, интенсивного лечения имониторинга;

• специальнаяподготовка медицинского персонала длясопровождения по­страдавших ввертолетах;

• обеспечениерадиосвязью медицинского работникавертолета с руководите­лем спасательныхработ и приемным отделением медицинскогостационара, принимающего пострадавшего.

Необходимо отметить,что при некоторых транспортных катастрофахмедицин­ская помощь оказываетсяштатными силами и средствами, входящимив организаци­онную структурусоответствующих министерств иливедомств.

В частности, всистеме МПС России организация медицинскойпомощи при кру­шениях и авариях нажелезной дорогерегламентирована инструкцией егоГлавного врачебно-санитарного управления.

В случае ЧС на железной дороге первичнаяин­формация с определенными медицинскимисведениями доводится прежде всего доглавного (дежурного) врача железнодорожнойбольницы по месту стоянкиаварийно-восстановительного поезда идо начальника (заместителя)врачебно-санитарной службы железнойдороги.

Порядок действий должностныхлиц в ЧС строго регла­ментированприказами и инструкциями на уровняхГлавного врачебно-санитарного управления,врачебно-санитарных служб железныхдорог и местных лечебных учре­жденийМПС России.

На место происшествия всоставе аварийно-восстановительно­гопоезда следует санитарный вагон ссоответствующим оснащением, экипировкойи медицинской аварийной бригадой,способной оказывать квалифицированнуюмеди­цинскую помощь. При эвакуациипораженных обеспечивается их сопровождениеврачебно-сестринским составом.

Следует отметить,что привлекаемые медицинские силы исредства, порядок их задействования,выезда и взаимодействия определяютсяпо коду медицинской инфор­мации.

Дляускорения прибытия сил и средств вжелезнодорожных больницах созданы (поучастковому принципу) врачебные бригады,которые направляются в зону катаст­рофына транспорте своих учреждений немедленнопосле получения соответствующейинформации. Для выезда этих бригадустанавливается минимальное время.

Для осуществлениямероприятий по сохранению жизнипассажиров и членов экипажа приавиационных происшествияхв гражданской авиации созданы специ­альныеформирования: поисково-спасательнаяслужба и аварийно-спасательные ко­манды.Укомплектованность этих формированиймедицинскими силами и медико-са­нитарнымимуществом должна соответствоватьструктуре санитарных потерь и объе­муоказываемой помощи.

В пределахдеятельности территориальной структурыгражданской авиации медико-санитарноеобеспечение поисково-спасательных иаварийно-спасательных ра­бот организуетначальник медицинской службы, а в районеответственности – на­чальник медицинскогоучреждения предприятия или учебногозаведения граждан­ской авиации.

Аварийно-спасательнаякоманда аэропорта формируется изработников авиационно-техническойбазы, медсанчасти и охраны аэропорта.

Задачами этой команды яв­ляются:спасение пассажиров и экипажа воздушногосудна при авиационном проис­шествии,оказание медицинской помощи, ликвидацияпожара.

В состав аварийно-спасательнойкоманды входит медицинский расчет,формируемый из медицинских работниковмедсанчасти (амбулатории, здравпункта),который выполняет свои профессиональныефункции самостоятельно и согласноинструкции во взаимодействии с ЛПУдругих ведомств.

В функцию медицинскогорасчета аварийно-спасательной командывходит оказа­ние первой медицинскойпомощи пострадавшим на месте авиационногопроисшествия, выполнение эвакотранспортнойсортировки и подготовка к эвакуации, апри ее задерж­ке – принятие мер к защитепострадавших от неблагоприятноговоздействия внешней среды. Для выполненияэтих задач имеются соответствующееоснащение и средства.

Кроме того, приавиационной катастрофе широко используетсяскорая медицин­ская помощь города,вызываемая диспетчерской службойаэропорта.

Оказание первойврачебной помощи проводится в медицинскомпункте аэропорта и в машине скороймедицинской помощи (на месте и в путиследования к больнице).

Все вопросы оказанияпомощи и спасения наморерегламентированы международнымиконвенциями, предписывающими государствамне только оказывать помощь тер­пящимбедствие на море, но и заключатьрегиональные соглашения о взаимномсотруд­ничестве с соседнимигосударствами.

Главный принцип оказанияпомощи и спасения – принцип спасениябез дискриминации. Согласно статье 11Международной конвенции 1910г.

исоответствующим статьям национальныхкодексов торгового мореплаванияго­сударств, каждый капитан обязан,если нет серьезной опасности для егосудна, экипажа и пассажиров, оказыватьпомощь всякому лицу в море, дажевраждебному, когда его жиз­ни угрожаетопасность.

Уклонение от выполнения этойобязанности влечет за собой от­ветственностьвиновного лица перед законом государства,гражданином которого это ли­цоявляется. Требования международных идругих актов по оказанию помощи испасе­нию людей полностью распространяютсяи на военные корабли и суда.

При авариях насудах, находящихся в море, сложностьоказания медицинской помощи резковозрастает из-за того, что в первые часы(а возможно, и сутки) меди­цинскаяпомощь оказывается только штатноймедицинской службой судна. Привле­чениедля оказания помощи медицинских сил исредств извне требует определенноговремени, так как передвижные медицинскиеформирования могут находиться на большомрасстоянии от места аварии.

Отсюда следует,что медико-санитарное обеспечение приавариях судов в море во многом зависитот организации поисково-спасательныхработ, степени подготовки органовуправления медицинской службой,специальной подготовки медиков насу­дах, а также медицинской подготовкикоманды судов.

Поэтому приорганизации медицинской помощи в фазеизоляции особое внима­ние следуетуделять само- и взаимопомощи, а такжепомощи силами персонала судна. Перваяврачебная помощь в большинстве случаевможет быть организована по прибы­тииспасательных средств (водных иливертолетов). Пораженных доставляют наберег, где организуются и проводятсянеотложные мероприятия врачебнойпомощи.

Особенностямиорганизации и оказания медицинскойпомощи привзрывах и пожарахявляются:

а) необходимостьоказания помощи большому числу обожженных,а также отравленным угарным газом идымом;

б) тщательныйрозыск пострадавших на задымленнойтерритории и внутри го­рящих помещений.

                1. Первая врачебная помощь должна быть оказана в максимально короткие сроки и приближена к месту пожара. При большом числе обожженных лечебные учреждения должны быть усилены ожеговыми бригадами и иметь необходимые специальные средства оказания медицинской помощи и лечения.

Источник: https://studfile.net/preview/5810427/page:10/

Медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

10.3.3. Основы медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных

Важнейшими элементами управления службой медицины катастроф при подго­товке к медико-санитарному обеспечению населения в ЧС являются принятие реше­ния и планирование медико-санитарного обеспечения.

Принятие решения и его оформление в виде Плана медико-санитарного обеспе­чения населения в ЧС составляют основное содержание работы руководителя любого звена службы медицины катастроф и ее органа управления в период подготовки к ра­боте в ЧС. Решение на медико-санитарное обеспечение является основой управления. По содержанию и форме оно должно:

• соответствовать принципам медико-санитарного обеспечения, замыслу стар­ шего начальника и его решению по выполнению стоящих перед службой ме­

дицины катастроф задач;

• обеспечивать наиболее эффективное, оперативное и экономное выполнение комплекса мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий

конкретных ЧС;

• быть обоснованным, точным, полным, конкретным, отличаться краткостью и
ясностью изложения.

Под обоснованностью решения подразумевается его соответствие характеру по­лученной задачи, замыслу старшего начальника, реальным возможностям сил и средств службы медицины катастроф и другим условиям сложившейся обстановки. Обоснованность решения определяется также показателями эффективности медико-санитарного обеспечения, оптимальности использования сил и средств, а также пред­полагаемых форм и методов выполнения задач.

Кроме обоснованности, важным требованием к решению является своевремен­ность его принятия или уточнения, обеспечивающая возможность всесторонней и своевременной подготовки сил и средств службы медицины катастроф к работе в ЧС, а также решения подчиненными задач в отведенные сроки. Очевидно, что даже самое оптимальное и целесообразное решение не приведет к положительному результату, если оно доведено до исполнителей с опозданием.

В подготовке данных для принятия решения и его оформлении активное участие принимает личный состав органа управления (в соответствии с функциональными обязанностями).

Работа начальника службы медицины катастроф и органа управления по приня­тию решения зависит от поставленных задач и условий их выполнения, индивидуаль­ных качеств руководителя, его подготовленности, личного опыта, имеющихся прак­тических навыков. Однако в любом случае методика работы должна быть простой и экономной, обеспечивающей своевременное принятие оптимального решения.

Руководитель службы медицины катастроф в интересах принятия правильных, обоснованных решений должен хорошо знать обстановку, владеть навыками ее твор­ческой оценки и методикой выработки решения, знать закономерности медико-сани­тарного обеспечения в различных ЧС.

Работа по принятию решения и планированию медико-санитарного обеспечения обычно проводится в следующей последовательности:

ИН Глина 9. Управление Всероссийской службой медицины катастроф

• сбор и систематизация исходной информации (данных обстановки);

• уяснение задачи службы медицины катастроф (формирований, учреждений);

• расчет времени;

• определение мероприятии, указания о проведении которых надо отдать не­
медленно;

• оценка обстановки и проведениемедико-тактических расчетов;

• выработка замысла медико-санитарного обеспечения;

• принятие решения на медико-санитарное обеспечение;

• предоставление необходимых данных для включения в документы управления
ликвидацией последствий ЧС, отрабатываемых органами управления РСЧС;

• конкретизация порядка выполнения решения;

• оформление иутверждение решения на медико-санитарное обеспечение
(плана медико-санитарногообеспечения);

• оформление документовпланирования, предназначенных для объектов управления.

Приведенная последовательность не означает обязательности существования разрыва во времени при проведении упомянутых мероприятий. Более того, на прак­тике ряд указанных мероприятий часто выполняется практически одновременно.

Прежде чем рассмотреть содержание решения намедико-санитарное обеспече­ние населения при ликвидации ЧС, следует для каждого уровня ВСМК четко опреде­лить, в отношении каких ЧС следует его вырабатывать.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.

95 № 1113 ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, на территории которых возникла ЧС, под непосредственным ру­ководством соответствующей комиссии по ЧС.

Далее в Постановлении указывается: «Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средст­вами локализовать или ликвидировать се невозможно, указанные комиссии обраща­ются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Вышестоя­щая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или ру­ководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую по­мощь. При недостатке имеющихся сил и средств в установленном порядке привлека­ются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть обра­зована правительственная комиссия».

В решении на организацию медико-санитарного обеспечения населения в ЧС должны быть определены:

• основные задачи службы медицины катастроф, условия их выполнения;

• возможная величина санитарных потерь и характер их возникновения;

• наиболее рациональная группировка сил и средств службы медицины катаст­ роф к началу медико-санитарного обеспечения, маневрирование ими в ходе медико-санитарного обеспечении и объем медицинской помощи на этапах

медицинской эвакуации;

• порядок эвакуации пораженных (больных) в ходе медико-санитарного обеспечения;

• основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия
при подготовке и в ходе медико-санитарного обеспечения;

• основные мероприятия службы медицины катастроф по защите, охране сил и
средств службы медицины катастроф;

9.3. Основы планирования медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

• основные мероприятия по обеспечению медицинским имуществом, трансфу-
зионно-инфузионными средствами и кислородом;

• резерв сил и средств службы медицины катастроф и порядок его использования;

• управление силами и средствами службы медицины катастроф в ходе меди­
ко-санитарного обеспечения.

Основным документом управления службой является План медико-сани­тарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабаты­вается на всех уровнях ВСМК соответствующими штабами службы при участии ор­ганов управления других министерств и ведомств, принимающих участие в соответ­ствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС. План подписывается председателем межведомственной координаци­онной комиссии ВСМК, начальником штаба и утверждается председателем соответ­ствующей межведомственной комиссии РСЧС.

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС представляет собой ком­плект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод службы в режи­мы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию ме­дико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС, и должен включать:

• медико-тактическую характеристику данной территории (объекта) с учетом
вероятных ЧС;

• характеристику службы данного уровня;

• календарный план перевода службы медицины катастроф в различные режи­
мы готовности;

• частные планы медико-санитарного обеспечения при ликвидации медико-са­
нитарных последствий конкретных (наиболее вероятных) ЧС.

В частных планах на основе оценки обстановки, которая может сложиться при каждой конкретной ЧС, необходимо определить: содержание медико-санитарного обеспечения; объем предстоящей работы (санитарные потери, нуждаемость поражен­ных в различных видах медицинской помощи и эвакуации, содержание и объем сани­тарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий); потребность в силах и средствах и обеспеченность ими; организацию лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения (привлекаемые силы и средст­ва, сроки и порядок выдвижения в зону ЧС формирований службы, подготовка к ра­боте учреждений здравоохранения, задачи и содержание работы формирований и уч­реждений и др.); организацию снабжения медицинским имуществом; организацию материально-технического обеспечения; содержание и порядок выполнения меро­приятий по медицинской защите населения и спасателей; организацию взаимодейст­вия, управления и др.

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, как правило, оформля­ется письменно с приложением необходимых карт, схем, расчетных таблиц и с ис­пользованием условных обозначений и знаков (Приложение 11).

В соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС ор­ганы управления, лечебные, санитарно-профнлактическис и другие учреждения здра­воохранения разрабатывают свои планы действия в ЧС.

Во всех случаях план медико-санитарного обеспечения (действия)должен обес­печить успешное выполнение службой медицины катастроф (органами управления, учреждениями, формированиями) своих задач в любой обстановке, которая может возникнуть в ЧС.

Глава 9. Управление Всероссийской службой медицины катастроф

В отношении разработки плана медико-санитарного обеспечения следует руко­водствоваться теми же правилами, которые изложены в отношении разработки реше­ния. Планирование должно осуществляться лишь в отношении тех ЧС, при которых в ликвидации медико-санитарных последствий задействованы силы и средства данного уровня (учреждения, формирования) ВСМК.

Следующим этапом управления является реализация принятого решения и плана медико-санитарного обеспечения.Она достигается организацией медико-санитарного обеспечения и состоит в постановке конкретных задач исполнителям (через соответствую­щие документы и технические средства связи, при личном контакте). С этого момента и на­чинается реализация принятого решения.

Эффективность данного элемента управления оп­ределяется своевременностью постановки задач объектам управления (исполнителям), краткостью и четкостью их формулировок (кто, когда, как, что должен сделать, когда и ко­му необходимо доложить об исполнении). Очевидно, что указанные требования могут быть выполнены лишь в том случае, если они заблаговременно продуманы и отражены в плане.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_144399_mediko-sanitarnogo-obespecheniya-naseleniya-v-chrezvichaynih-situatsiyah.html

Medic-studio
Добавить комментарий