10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

Прикладные отрасли психологии труда

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

К психологии труда относится целый ряд отраслей психологии, изучающих отдельные виды или аспекты трудовой деятельности.

Инженерная психологиякак прикладная дисциплина изучает психологические закономерности в трудовой деятельности в системах «человек – машина» и применяет эти знания к проектированию и эксплуатации автоматизированных систем управления с целью повышения их эффективности и надежности в работе.

Инженерная психология близко соприкасается с эргономикой –дисциплиной, которая комплексно изучает человека (или группу людей) в трудовой деятельности, связанной с использованием технических средств.

Эргономика, в частности, изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного человека.

Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн, проектирование бытовой техники.

Индустриальная психологияисследует комплекс проблем трудовой деятельности в условиях индустриального производства.

Предметом изучения является совместная трудовая деятельность работников с использованием машин и механизмов, согласованность и сработанность в процессе изготовления промышленных изделий, психологические особенности конвейерного производства и автоматизации промышленного процесса на предприятии.

Авиационная психологияисследует психологические проблемы различных видов летной деятельности, их зависимость от ряда факторов: авиационной техники, психологических качеств личности, летных заданий, условий полета, методов обучения. Цель авиационной психологии – изучение психологических закономерностей овладения и использования летной техники, совершенствование организации полетов, режима летнего труда и отдыха, практики летной экспертизы

Космическая психология изучает психологические особенности труда космонавтов, а также зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомость, гиподинамия, относительная сенсорная депривация и др.).

В задачи практической космической психологии входят: психологическая поддержка, своевременная коррекция способов выполнения деятельности, управление функциональным состоянием членов экипажа космического корабля, а также психологическая помощь в реадаптации космонавтов к земным условиям.

Транспортная психология изучает психологические проблемы, возникающие в связи с функционированием автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Психология труда водителя, оператора, других специалистов, управляющих транспортными средствами, – наиболее типичный предмет исследований.

Психология торговлирассматривает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов, вопросы психологии рекламы, спроса и предложения. Психологу торгового предприятия приходится решать следующие задачи:

1. Профессиональный отбор, расстановка кадров, помощь в адаптации, обучение и повышение квалификации работников, оценка деловых и личностных качеств;

2. Изучение и формирование психологического климата, анализ конфликтных ситуаций и разработка рекомендаций для их разрешения;

3. Повышение профессиональной психологической культуры руководителей и работников, обучение умениям и навыкам общения, знаниям психологии торговли;

4. Анализ и диагностика социальных проблем предприятия;

5. Психологическое обеспечение рекламы.

Военная психологиянацелена на изучение психологических особенностей различных видов военной деятельности.

Она рассматривает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие командиров и подчиненных.

Разрабатываются также средства ведения психологической войны, приучения к боевой ситуации, стимулирования боевой активности и поддержания повиновения личного состава, приспособление его к боевой технике.

Организационная психологияразвивается и как научная дисциплина, и как практическая. Психологи, занятые в этой области, изучают закономерности взаимодействия людей в организациях, проводят психологическое консультирование клиентов и администрации.

Прикладная деятельность организационных психологов осуществляется по следующим основным направлениям: отбор сотрудников и их распределение на работу; обучение и развитие; организационное развитие; измерение выполнения работы; качество рабочей жизни; психология потребителей; инженерная психология.

Организационная психология является смежной отраслью психологии труда и социальной психологии.

Психология управлениязанимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

Основная цель психологии управления – изучение и психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера, повышающие активность эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией.

Источник: https://studopedia.org/5-64160.html

Отрасли психологии

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

Отраслипсихологииусловно разделяются:

фундаментальные(общие, базовые) – имеют общее значениедля понимания и объяснения различныхпсихических явлений, поведения людей.

прикладные(специальные)– достижения, которых используются напрактике. В большинстве случаев решаютконкретные задачи в рамках своегонаправления (2).

Отрасли(3 группы критериев):

  1. выполняемой деят-ти

  • психология труда
  • педагогическая
  • спортивная
  • космическая
  • судебная
  1. Субъект выполняемой деят-ти

  • детская
  • этнопсихология
  • социальная
  • пато
  • зоо
  1. Конкретно-научная или практическая проблема

  • психофизиология
  • нейропсихология
  • психосоматика
  • психогенетика

Антитезы:общая – дифференциальная; общая –отраслевая.

Разделыпсихологии:

  • общая
  • зоо (сравнительная)
  • психофизиология
  • нейропсихология
  • патопсихология
  • детская
  • индивидуальных различий (дифференциальная)
  • этно
  • социальная
  • психолингвистика
  • творчества

Общаяпсихологияисследуетнаиболее общие закономерности психическойдеятельности, обнаруживает и описываетобщие прин­ципы, категории, понятияи методы психологической науки. Этаоб­ласть психологии дает знания,одинаково необходимые всем специа­листам,которых интересует поведение людей.

Наиболеемногочисленные фундаментальныеисследования в общей психологии касаютсяглавным образом таких явлений, какна­учение и его законы, действиемотивационных факторов, развитие такихкогнитивных процессов, как память,мышление (6).

Возникновениеобщей психологии как самостоятельнойи фундаментальной отрасли психологическойнауки связано с именем С. Л. Рубинштейна,который систематизировал психологическиезнания и предложил методологиюисследова­ния психических явлений.На базе основных понятий общей психологииформируются понятия других отраслейпсихологической науки (2).

Длянекоторых исследований в психологиинеобходимо примене­ние особых методовили методологии.

Так, психофизиологияизучаетфизиологические и биохимическиеизменения, которые происходят в нервнойсистеме при различных психологическихсостояниях (эмоци­ональных переживаниях,функционировании памяти, сновиденияхи т. п.).

В психофизиологии речь идет осамых различных физиологичес­кихсдвигах: активности потовых желез,электроактивности мышц (электромиограмма),мозга (электроэнцефалограмма) и такдалее.

Вотличие от физиологическойпсихологии,предметомиссле­дования в психофизиологииявляются психологические проблемывнутреннего мира человека.

Поведениедля психофизиолога явля­ется независимойпеременной, тогда как зависимымиоказываются физиологические процессы.

Главной задачей современной психо­физиологииявляется причинное объяснение психическихявлений путем раскрытия лежащих в ихоснове нейрофизиологических ме­ханизмов.

Другие специальныеотрасли психологии также диктуютсяпо­требностями практики. Каждая изотраслей разрабатывает свои тео­ретическиепроблемы, но все они прежде всегоприкладные отрасли психологии.

Так,психогенетикаизучаетнаследственные механизмы психики иповедения.

Дифференциальнаяпсихологиявыявляети описывает индиви­дуальные различиялюдей, процесс формирования этих различийи причины (6). Предпосылкой возникновениядифференциальной пси­хологии явилосьвнедрение в психологию эксперимента,генетических и матема­тическихметодов. Начало разработке даннойотрасли психологии положил Ф.

Гальтон,создавший ряд приемов и приборов дляизучения индивидуальных различий и длястатистического анализа данных. Термин«дифференциальная психология» былпредложен в 1900 г. В. Штерном. Основнымиметодами диффе­ренциальной психологиистали тесты.

Первоначально это былииндивидуальные тесты, затем появилисьгрупповые, а позднее и проективные (2).

Возрастнаяпсихология(психологияразвития) изучает особен­ности психикичеловека на различных этапах егожизненного пути. Она подразделяется надетскую психологию, психологию подростка,психологию юности, психологию взрослогочеловека и геронтопсихологию (геронтология– наука о старости).

Этнопсихология(отгреч. ethnos— племя, народ) — изучает этническиеособенности психики людей, национальныйхарактер, этнические стереотипы,национальное самосознание и т.д.

Социальнаяпсихологияизучаетпсихические явления, которые возникаютв различных группах и коллективах впроцессе общения людей, выявляетпсихологические закономерностивзаимоотноше­ний личности и коллектива(6).

Началомсамостоятельного существованиясоциальной психологии считается 1908 г.,когда одновременно появились работыанглийского психолога У. Макдугалла иамериканского социолога Э. Росса. Вназваниях этих работ содержался термин«социальная психология».

Современнаясоциальная психология как самостоятельнаянаука включает в себя следующие основныеразделы: закономер­ности общения ивзаимодействия людей (здесь исследуется,в частности, роль об­щения в системеобщественных и межличностных отношений);психологические характеристикисоциальных групп, как больших (классы,нации), так и малых (где изучаются такиеявления, как сплоченность, лидерство ит. д.); психология лично­сти (сюдаотносятся проблемы социальной установки,социализации и др.) (2).

Педагогическаяпсихологияизучаетпсихику учащихся в про­цессеучебно-воспитательной работы, устанавливаетзакономернос­ти овладения знаниями,умениями, навыками (6). Как самостоятельнаяотрасль психологической наукипедагогическая психология зародиласьво второй половине XIXв.

В основе современной отечественнойпедагогическойпсихо­логии лежит фундаментальноеположение отом, что сущностью индивидуальногопсихического развития человеке являетсяусвоение имобщественноисторического опыта, зафиксированногов предметах материальнойи духовной культуры.

В тоже время это усвоение осуществляетсяпосредством активной деятельностичеловека,асредства и способы этой деятельностиактуализируются в общении с другимилюдьми.

По сферам применения педагогическуюпсихологию можно разделитьнапсихологию дошкольного воспитания,психологию обучения и вос­питания вшкольном возрасте с разделением намладший, средний и старший школьныйвозраст, психологию профессиональногообучения, психологию выс­шей школы.(2).

Инженернаяпсихологияизучаетдеятельность человека-опе­ратора вавтоматизированных системах управления.Она решает проблему распределения исогласования функций между маши­нойи человеком (6).

Каксамостоятельная наука возникла подвлиянием научно-технической революции,преобразовавшей психологическуюструктуру производственных процессов.Ускорение технического развития,на­блюдаемого во второй половине XIXи первой половине XXв.

, поставило вопрос о необходимостиизучения психических возможностейчеловека в производствен­ном процессеи определения средств и способов еговзаимодействия с техникой.

Основнымипроблемами, решаемыми инженернойпсихологией, являются: анализ задаччеловека в системах управления,распределение функций между человекоми автоматическими устройствами;исследование совместной деятельностиопера­торов, информационноговзаимодействия между ними и процессовобщения; ана­лиз психологическойструктуры деятельности операторов;исследование факто­ров, влияющих наэффективность, качество и надежностьдеятельности операто­ров: исследованиепроцессов приема человеком информации;анализ процессов переработки информациичеловеком, ее хранения и принятиярешений; разработ­ка методовпсиходиагностики способностей человекав интересах решения задач профессиональногопсихологического отбора и профессиональнойориентации; анализ процессов оптимизацииобучения операторов (2).

Политическаяпсихо­логия— это отрасль психологии, изучающаяпсихологические компоненты поли­тическойжизни и деятельности людей, их настроения,мнения, чувства, ценност­ные ориентацииит.п.

Эти психологическиефеномены формируются ипроявля­ютсянауровне политического сознания наций,классом, социальных групп, правительств,индивидов и реализуются в их конкретныхполитических действиях (2).

Психологияискусства— отрасль психологической науки,предметом которой являются свойства исостояния личности или группы лиц,обусловливающие созданиеивосприятие художественных ценностей,а также влияние этих ценностей нажизнедеятельность отдельной личностии общества в целом (2).

Медицинскаяпси­хология– изучает психологические аспектыгигиены, профилактики, диагностики,лечения, экспертизы и реабилитациибольных.

Среди важ­нейших проблеммедицинской психологии — взаимодействиепсихических и со­матических процессов,закономерности формирования у больногопредставления о своем заболевании,изучение динамики осознания своегосостояния у больного, использованиекомпенсаторных и защитных механизмовличности в терапевтиче­ских целях,изучение психологического воздействиялечебных методов и средств.

Структура медицинскойпсихологии: клиническая психология,включа­ющая патопсихологию,нейропсихологию, соматопсихологию;общая медицин­ская психология;психопрофилактика и психогигена;психокоррекция.

Помимоназванных существуют и другие, не менееинтересные для научных исследований ине менее значимые для практическойдеятельности человека отрасли психологии,в том числе; спортивнаяпсихология, юридическая психология,авиационная и космическая психология,военная психология, психологиякомпьютеризации, экспериментальнаяпсихоло­гия (2).

Источник: https://studfile.net/preview/5132806/page:10/

Психология: введение в профессию

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих отдельные виды трудовой деятельности.

Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

Авиационная психология исследует психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессиональной деятельности, а также условия успешного обучения летному делу.

Космическая психология изучает психологические особенности деятельности человека в условиях космического

151

полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

Военная психология рассматривает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие начальников и подчиненных.

Еще одним важным направлением деятельности в сфере психологии труда является инженерная психология. Специалисты этой отрасли изучают психологические проблемы взаимодействия человека и техники.

Пристальное внимание в инженерной психологии уделяется деятельности человека-оператора в автоматизированных системах управления.

Психологи выявляют, какие особенности пульта управления вызывают у человека-оператора излишнее утомление, ошибки при считывании показаний приборов. Далее обосновываются предложения и рекомендации по рационализации.

Инженерных психологов еще нередко называют психологами-эргономистами. Психолог-эргономист участвует в разработке машин, иных механизмов, а также автоматических систем управления (АСУ) производственными процессами.

Он дает рекомендации по оптимальному расположению рычагов управления машиной, кнопок, циферблатов и тумблеров на приборной доске в кабине пилота или на пульте управления АСУ. Для этого он должен хорошо владеть знаниями инженерной психологии.

С помощью методов психологии труда он оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для эффективной работы человека на производстве.

В отличие от отечественной психологии, на Западе более употребителен термин “психология труда и организационная психология”.

Организационная психология развивается и как научная дисциплина, и как практическая. Психологи, занятые в этой области, оказывают услуги клиентам и администрации организаций. Они привлекаются для работ по отбору кандидатов на вакантные места, разработке программ профессионального обучения и переподготовки кадров. Их

152

знания оказываются полезными для проектирования способов предъявления информации, при создании систем оценки труда, планировании организационных изменений и т.п.

Зачем нужен психолог на предприятии? Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба – важное звено аппарата управления. Психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе (Ерастов, 1975, с.36).

Психология торговли изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов, вопросы психологии рекламы, спроса и предложения.

Психологу торгового предприятия приходится решать следующие проблемы:

  •  1) профессиональный отбор, расстановка кадров, помощь в адаптации, обучении и повышении квалификации работников, оценка деловых и личностных качеств;
  •  2) изучение и формирование психологического климата, анализ конфликтных ситуаций и разработка рекомендаций для их разрешения;
  •  3) повышение профессиональной психологической культуры руководителей и работников, обучение умениям и навыкам общения, знаниям психологии торговли;
  •  4) анализ и диагностика социальных проблем предприятия, прогноз психологических и социальных последствий организационных нововведений;
  •  5) психологическое обеспечение рекламы

С конца 1960-х годов для психологии труда и организационной психологии во многих странах вновь стали злободневными социальные проблемы:

  •  – каково место специалиста по психологии труда и организационной психологии в обществе,
  •  – каким может быть его вклад в решение социальных проблем,
  •  – каким образом он связан с управленческим персоналом и обычным персоналом предприятия?

153

Дискуссии по этим вопросам происходили как в университетах, так и на практике, велись не только профессиональными, но и начинающими психологами.

Показано, что работа психологов стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем. В то же время расширяется взаимодействие разных специалистов, занимающихся проблемами труда. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к знаниям социологии и промышленной инженерии.

С другой – наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны социологов, инженеров.

Некоторые исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами (например, социологами) (Леонова, Чернышева, 1995, с.16).

В нашей стране аналогичные трудности, связанные со статусом специалистов по психологии труда, стали возникать в начале 1990-х годов. Экономические проблемы привели к тому, что многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты.

В настоящее время потребность в специалистах такого рода может возникать на предприятиях различного типа, на государственных, акционерных или частных фирмах. Однако спрос на практическую психологию труда следует формировать самим психологам, помогая руководителям осознать реальную ценность психологии.

Как показывает практика, наибольший интерес обычно вызывают социально-психологические проблемы.

В целом, существуют как оптимистические, так и пессимистические взгляды на будущее психологии труда и организационной психологии.

154

Источник: http://bibl.tikva.ru/base/B337/B337Chapter10-3.php

Читать

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих
sh: 1: –format=html: not found

Психология для студента

В.Н.Карандашев

ПСИХОЛОГИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Москва

«Смысл»

2000

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

Карандашев В.Н.

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. – 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу “Введение в профессию” для студентов, обучающихся по специальности “психология”. Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

ISBN 5-89357-079-0

© В.Н.Карандашев, 2000

© Издательство “Смысл”, 2000

введение

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово “психология” все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике.

Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог “насквозь видит человека” даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, “кто такой психолог”, “что он делает” и “какую пользу он может принести”.

В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова “психология”.

Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу.

Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — “по образованию” и психолог -“по жизни” далеко не всегда одно и то же.

Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей.

В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

В связи с большой популярностью слова “психология” многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное – овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них.

Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, “что такое психология” и “кто такой психолог”.

Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом.

Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека.

Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого.

Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок.

Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение.

Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям.

С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю.

В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

глава 1. Виды психологических знаний

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей.

По мнению одних авторов, слово “психология” появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово “психология”, расходятся.

В буквальном переводе с греческого оно означает “учение о душе” или “наука о душе” — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=201514&p=35

Основные отрасли психологии: полноценная система фундаментальных знаний

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

В последнее время психологическая наука развивается бурными темпами, обусловленными большим количеством теоретических и практических задач.

Основные отрасли психологии — это одни из самых прогрессирующих научных направлений, объединенных единым предметом исследования, психикой.

Поэтому их классифицируют в зависимости от того, чью именно психику исследуют, какие аспекты рассматривают и в каких условиях это происходит.

Основные отрасли психологии и разделы

Современная психология включает в себя несколько десятков самостоятельных отраслей. Причем новые появляются довольно часто. Это связано с огромной востребованностью психологической науки всеми сферами человеческой деятельности.

Базисом можно назвать фундаментальные отрасли современной психологии, которые объединены едиными теоретическими принципами, понятиями и методами. Проблемы, которые решает прикладная психология, актуальны для всех научных направлений.

Знания, полученные путем исследований, применяют в конкретных областях — спортивной, космической и многих других. Специальными отраслями изучаются отдельные вопросы, которые имеют большое значение для всей науки.

Практическая психология нацелена на решение психологических проблем конкретных клиентов, ее специалисты проводят профилактическую и коррекционную работу.

Дифференциация психологии определяет ее разветвленность. Однако, несмотря на различие ее отраслей, их объединяет единый для всех предмет изучения — механизмы психики и их закономерности.

Схема отраслей психологии:

К теоретической психологии относят: общую психологию, генетическую, сравнительную, дифференциальную, историю психологии, моделирование психики, психофизиологию, экспериментальную.

Общая психология

Основной отраслью психологии считают общую психологию. Основные ее понятия — это психические состояния, процессы и свойства, которые характеризуют особенности отдельной личности.

Кроме психологий эмоций, мышления, женской психологии, к общей психологии относят и психофизику. В общей психологии проводят работу по систематизации полученных в результате экспериментов данных.

Ведут разработку теоретических проблем, формулируют основные понятия, принципы и закономерности. Служит фундаментом для развития остальных отраслей науки.

Социальной психологией изучаются различные психические явления, которые появляются во время взаимодействия людей в группах.

В сферу интересов данного направления психологической науки входят:

  • вопросы формирования межличностных отношений;
  • психологической совместимости;
  • внутрисемейные отношения;
  • распространение слухов и вкусов.

Психологией личности человек рассматривается в целом. Выделяют определенную систему психических свойств, их структуру, взаимосвязи со средой.

Интерес для генетической психологии представляет изучение закономерностей человеческой психики и психики животных в течение всей эволюции.

История психологии рассматривает различные подходы и закономерности формирования взглядов на психику, изучает историю психологических исследований в различные эпохи.  Ею используются для исследований такие методы как историко-генетический метод или генетическая реконструкция.

Для психофизиологии большое значение имеют процессы и механизмы высшей нервной системы и деятельность мозга, которые связаны с психикой.

Научно-прикладная психология

Целью этого направления психологической науки является не только проведение исследований, но и практическое применение полученных знаний.

Различают несколько ее разделов, ориентированных на:

  • вид деятельности человека и его поведение;
  • психологические аспекты человеческого развития;
  • определение критериев психических норм и патологий.

К этой же группе относят и юридическую психологию, занятую изучением проблем, связанных с реализацией правового поведения индивидов.

Практическая психология

Особое место в классификации отраслей психологии отводится практической психологии — системе служб, направленных на оказание населению психологической помощи. Основной целью данного направления является создание во всех сферах жизни подходящих для человека психологических и социальных условий.

В ее структуру входят следующие направления и службы:

  • семьи и социальной защиты;
  • системы здравоохранения;
  • системы образования;
  • управления, политической деятельности;
  • практической юридической психологии и социологии;
  • социально-психологической службы армии;
  • практической психологии труда и профориентации;
  • практической психологии и социологии экономики и бизнеса;
  • психологии и педагогике спорта.

Так как задачи основных отраслей психологии часто пересекаются, а методы оказания помощи нередко совпадают, между ними существуют довольно тесные связи, которые обуславливают более полное изучение предмета исследования в тех или иных условиях.

Отрасли современной психологии — видео

Источник: https://mind-control.ru/osnovnye-otrasli-psikhologii/

Прикладные отрасли психологии труда — allRefs.net

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

Прикладные отрасли психологии труда – раздел Образование, Введение в профессию К Психологии Труда Относится Целый Ряд Отраслей Психологии, Изучающих Отдельн…

К психологии труда относится целый ряд отраслей психологии, изучающих отдельные виды или аспекты трудовой деятельности.

Инженерная психологиякак прикладная дисциплина изучает психологические закономерности в трудовой деятельности в системах «человек – машина» и применяет эти знания к проектированию и эксплуатации автоматизированных систем управления с целью повышения их эффективности и надежности в работе.

Инженерная психология близко соприкасается с эргономикой –дисциплиной, которая комплексно изучает человека (или группу людей) в трудовой деятельности, связанной с использованием технических средств.

Эргономика, в частности, изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного человека.

Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн, проектирование бытовой техники.

Индустриальная психологияисследует комплекс проблем трудовой деятельности в условиях индустриального производства.

Предметом изучения является совместная трудовая деятельность работников с использованием машин и механизмов, согласованность и сработанность в процессе изготовления промышленных изделий, психологические особенности конвейерного производства и автоматизации промышленного процесса на предприятии.

Авиационная психологияисследует психологические проблемы различных видов летной деятельности, их зависимость от ряда факторов: авиационной техники, психологических качеств личности, летных заданий, условий полета, методов обучения. Цель авиационной психологии – изучение психологических закономерностей овладения и использования летной техники, совершенствование организации полетов, режима летнего труда и отдыха, практики летной экспертизы

Космическая психология изучает психологические особенности труда космонавтов, а также зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомость, гиподинамия, относительная сенсорная депривация и др.).

В задачи практической космической психологии входят: психологическая поддержка, своевременная коррекция способов выполнения деятельности, управление функциональным состоянием членов экипажа космического корабля, а также психологическая помощь в реадаптации космонавтов к земным условиям.

Транспортная психология изучает психологические проблемы, возникающие в связи с функционированием автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Психология труда водителя, оператора, других специалистов, управляющих транспортными средствами, – наиболее типичный предмет исследований.

Психология торговлирассматривает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов, вопросы психологии рекламы, спроса и предложения. Психологу торгового предприятия приходится решать следующие задачи:

1. Профессиональный отбор, расстановка кадров, помощь в адаптации, обучение и повышение квалификации работников, оценка деловых и личностных качеств;

2. Изучение и формирование психологического климата, анализ конфликтных ситуаций и разработка рекомендаций для их разрешения;

3. Повышение профессиональной психологической культуры руководителей и работников, обучение умениям и навыкам общения, знаниям психологии торговли;

4. Анализ и диагностика социальных проблем предприятия;

5. Психологическое обеспечение рекламы.

Военная психологиянацелена на изучение психологических особенностей различных видов военной деятельности.

Она рассматривает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие командиров и подчиненных.

Разрабатываются также средства ведения психологической войны, приучения к боевой ситуации, стимулирования боевой активности и поддержания повиновения личного состава, приспособление его к боевой технике.

Организационная психологияразвивается и как научная дисциплина, и как практическая. Психологи, занятые в этой области, изучают закономерности взаимодействия людей в организациях, проводят психологическое консультирование клиентов и администрации.

Прикладная деятельность организационных психологов осуществляется по следующим основным направлениям: отбор сотрудников и их распределение на работу; обучение и развитие; организационное развитие; измерение выполнения работы; качество рабочей жизни; психология потребителей; инженерная психология.

Организационная психология является смежной отраслью психологии труда и социальной психологии.

Психология управлениязанимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

Основная цель психологии управления – изучение и психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера, повышающие активность эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией.

Развернуть

Открыть в широком формате

Источник: http://allrefs.net/c12/467eq/p33/

Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих отдельные виды трудовой деятельности. Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

Авиационная психология исследует психологические проблемы человека в соответствующей сфере профессиональной деятельности, а также условия успешного обучения летному делу.

Космическая психология изучает психологические особенности деятельности человека в условиях космического полета, проблемы, связанные с невесомостью, нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

Военная психология рассматривает поведение человека в условиях боевых действий и обучения военному делу, психологические особенности военнослужащих, взаимодействие начальников и подчиненных. Еще одним важным направлением деятельности в сфере психологии труда является инженерная психология.

Специалисты этой отрасли изучают психологические проблемы взаимодействия человека и техники. Пристальное внимание в инженерной психологии уделяется деятельности человека-оператора в автоматизированных системах управления. Психологи выявляют, какие особенности пульта управления вызывают у человека-оператора излишнее утомление, ошибки при считывании показаний приборов.

Далее обосновываются предложения и рекомендации по рационализации. Инженерных психологов еще нередко называют психологами-эргономиста-ми. Психолог-эргономист участвует в разработке машин, иных механизмов, а также автоматических систем управления (АСУ) производственными процессами.

Он дает рекомендации по оптимальному расположению рычагов управления машиной, кнопок, циферблатов и тумблеров на приборной доске в кабине пилота или на пульте управления АСУ. Для этого он должен хорошо владеть знаниями инженерной психологии.

С помощью методов психологии труда он оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для эффективной работы человека на производстве. В отличие от отечественной психологии, на Западе более употребителен термин “психология труда и организационная психология”. Организационная психология развивается и как научная дисциплина, и как практическая.

Психологи, занятые в этой области, оказывают услуги клиентам и администрации организаций. Они привлекаются для работ по отбору кандидатов на вакантные места, разработке программ профессионального обучения и переподготовки кадров.

Их знания оказываются полезными для проектирования способов предъявления информации, при создании систем оценки труда, планировании организационных изменений и т.п. Зачем нужен психолог на предприятии? Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба – важное звено аппарата управления.

Психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе (Ерастов, 1975, с.36). Психология торговли изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов, вопросы психологии рекламы, спроса и предложения.

Психологу торгового предприятия приходится решать следующие проблемы: 1) профессиональный отбор, расстановка кадров, помощь в адаптации, обучении и повышении квалификации работников, оценка деловых и личностных качеств; 2) изучение и формирование психологического климата, анализ конфликтных ситуаций и разработка рекомендаций для их разрешения; 3) повышение профессиональной психологической культуры руководителей и работников, обучение умениям и навыкам общения, знаниям психологии торговли; 4) анализ и диагностика социальных проблем предприятия, прогноз психологических и социальных последствий организационных нововведений; 5) психологическое обеспечение рекламы. С конца 1960-х годов для психологии труда и организационной психологии во многих странах вновь стали злободневными социальные проблемы: – каково место специалиста по психологии труда и организационной психологии в обществе, – каким может быть его вклад в решение социальных проблем, – каким образом он связан с управленческим персоналом и обычным персоналом предприятия? Дискуссии по этим вопросам происходили как в университетах, так и на практике, велись не только профессиональными, но и начинающими психологами.

Показано, что работа психологов стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем. В то же время расширяется взаимодействие разных специалистов, занимающихся проблемами труда.

С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к знаниям социологии и промышленной инженерии. С другой – наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны социологов, инженеров. Некоторые исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами (например, социологами) (Леонова, Чернышева, 1995, с.16). В нашей стране аналогичные трудности, связанные со статусом специалистов по психологии труда, стали возникать в начале 1990-х годов. Экономические проблемы привели к тому, что многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты. В настоящее время потребность в специалистах такого рода может возникать на предприятиях различного типа, на государственных, акционерных или частных фирмах. Однако спрос на практическую психологию труда следует формировать самим психологам, помогая руководителям осознать реальную ценность психологии. Как показывает практика, наибольший интерес обычно вызывают социально-психологические проблемы.

В целом, существуют как оптимистические, так и пессимистические взгляды на будущее психологии труда и организационной психологии.

Источник: Карандашев В.Н.. Психология: Введение в профессию.. 2000

Источник: https://med-books.info/professiyu-psiholog-vvedenie/prikladnyie-otrasli-psihologii.html

Основные отрасли психологии

10.3. Прикладные отрасли психологии труда: К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих

Для решения своих проблем современная психология широко использует достижения других наук точно так же, как знания психологии используются этими науками. Выстраивается своеобразная двусторонняя система наук, использующих психологические знания.

Еще Платоном была создана одна из первых классификаций наук, дававшая схему всех научных знаний того времени. Она была построена по образу и подобию структуры психологии – структуры познавательных способностей человека:

  • Диалектика – ум, как искусство соображения;
  • Физика – чувственное познание, восприятие;
  • Этика – воля и стремление.

В структуре классификации Гегеля психология занимает место на ступеньке саморазвития духа:

  • Субъективный дух в форме индивидуального сознания;
  • Антропология как проявление естественно-душевного состояния;
  • Феноменология рассматривается как сознание, проявляющееся во внешнем действии;
  • Психология как духовная субстанция, мыслящая и воплощающая содержание.

В системе О.Конта, а это уже классификация XIX века, места для психологии вообще не было. Она занимала в это время промежуточное положение между биологическими и социальными науками. И только в конце XIX века она попала в состав наук.

Безусловно, очевидная истина лежала в основе такого решения – психология являлась одним из аспектов любого знания по той простой причине, что:

  • Во-первых, благодаря своему объективному содержанию;
  • Во-вторых, благодаря своему внутреннему строению в соответствии психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий процессов познавательной деятельности человека.

Практически ни одна наука, будь то математика, физика, логика ни в своих методах и теоретических структурах не зависят от психологии. Овладеть этими структурами возможно при непосредственном влиянии человека на предметы и явления, а изучить эти влияния и деятельность человека в развитии знаний может только психология.

Надлежащее место занимает психология в классификации наук, предложенной Б. Кедровым. Его схема представлена в виде треугольника, вершинами которого являются науки:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Философские.

Имеющиеся между ними связи подчиняются следующим принципам:

  • Субординации развития от низшего уровня к высшему уровню;
  • Принцип объективности, расположение наук должно идти так, как предметы их исследования;
  • Следование законам развития науки и знаний, выработанных ими.

Таким образом, получается, что внутри треугольника располагается психология и создает тесные связи с тремя группами наук. Уточняя положение психологии в схеме, Б. Кедров подчеркивает, что психология внутри треугольника располагается не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам, потому что мышление, например, является предметом не только психологии, но еще и диалектики и логики.

Исследуя поведение и психику человека с точки зрения их биологической организации и внешней социальной среды, психология будет тесно сотрудничать с естественными и общественными науками.

Неразрывна связь психологии и медицины, по той простой причине, что многие заболевания имеют психологическое происхождение, и результаты психологических исследований могут оказать огромную помощь при их лечении.Следует назвать такую научную область как психиатрия, относящуюся к клинической медицине, раскрывающей причины и формы нарушения психической деятельности и особенности протекания психических заболеваний.

Большую возможность предоставляют психологии общественные науки, они помогают правильно подходить к пониманию психики и сознания человека с теоретической точки зрения. Психология ориентируется в первую очередь на философское учение о человеке.

Высшие психические функции человека в своем формировании опирались на такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы, поэтому психология опирается на данные истории общества и его культуры.

Сам термин «психологическая наука», предмет которой психологические явления, объединяет систему знаний. Это тот теоретический аспект, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты.

Психология стимулируется практикой, где ставятся свои цели и задачи, формулируемые как проблемы и конкретизируемые в темах исследования. В связи с этим появляется целый ряд частных наук и их отраслей.

Отнести психологию к разряду только естественных или только общественных наук ничем не оправдано, поэтому сегодня всем уже ясно, что психология занимает промежуточное место между естественными и общественными науками.

Психология сегодня – это разветвленная система наук. В этой системе много отраслей, которые представляют собой самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Психологические науки активно развиваются и, каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление, поэтому правильнее говорить не об одной науке психологии, а о целом комплексе развивающихся психологических наук.

В психологической науке выделяются сегодня фундаментальные науки, прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные (или по-другому их называют базовые) отрасли психологии ставят перед собой цель – познание психики. Они имеют общее значение для понимания и объяснения психологии поведения людей. Фундаментальные отрасли психологии дают те знания, которые необходимы всем. Иногда эти знания объединяют термином «общая психология».

Вторая группа отраслей получила название прикладная психология. Они ставят и решают проблемы, важные для развития всех научных направлений без исключения. Знания прикладной психологии применяются в какой-то конкретной области – авиационной, космической, спортивной, инженерной и др.

Специальные отрасли психологии для своего изучения выделяют те вопросы, которые представляют особый интерес для познания.

Помимо фундаментальных, прикладных, специальных отраслей, выделяется еще практическая психология, цель которой заключается в применении психологических технологий в работе непосредственно с реальным клиентом и решение его психологических проблем. Основная деятельность специалистов в этой области связана с профилактикой и коррекцией.

Исследуя индивида, общая психология выделяет в нем познавательные процессы, которые охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Благодаря этим процессам человек перерабатывает получаемую информацию о мире. Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний.

Дела и поступки людей определяются свойствами личности. К ним относятся эмоции, способности, мотивация, установки, темперамент, характер и воля.

Психология имеет тесную связь с общественными, естественными и техническими науками.

Таким образом, современная психология характеризуется процессом дифференциации, который и определяет разветвленность психологической науки, несмотря на существенные отличия друг от друга эти науки имеют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/osnovnye_otrasli_psihologii/

Medic-studio
Добавить комментарий