10 Божович, Эльконик, Лисина: Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович

8.4. Теория развития личности л.И. Божович

10 Божович, Эльконик, Лисина: Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович

ТеорияЛ.И. Божович опирается на понятиясоциальнойситуации развития иличностногоновообразования. Всоциальной ситуации развития онавыделяет внут­ренниепроцессы развития ивнешниеусловия, ихобеспечивающие. В лич­ностныхновообразованиях она выделяет центральноеновообразова­ние ипотребности.

Вслед за Л.С.Выготским Л.И. Божович выстраивает линиювозра­стных кризисов: новорожденности,1-го года, 3 лет, 7 лет и подрост­ковоговозраста. Деление развития на этапывыглядит у нее так:

1)младенчество:начинаетсякризисом новорожденности, когда ребенокхарактеризуется беспомощностью, егодеятельность опосредуется взрослым;центральным новообразованием являютсяаффективно заряженные представления;

2)раннеедетство: начинаетсякризисом 1-го года, когда ребенокхарактеризуется самостоятельностью;со стороны взрослых к нему уже предъявляютсятребования; центральным новообразованиемявляется система «Я», появляетсяпотребность в самоут­верждении;

3)дошкольноедетство: начинаетсякризисом 3 лет; центральное новообразование— внутренняя позиция, потребность вкото­рой (внутренняя позиция школьника)и появляется;

4)младшеешкольное детство: начинаетсякризисом 7 лет; начи­нает осознаватьсясвое социальное «Я»; со стороны взрослыхпредъявляется новая система требований;

5)кризисподросткового возраста: делитсяна две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет)характеризуется эмансипацией отвзрос­лых, переходом в средние классы;появляется целеполагание как центральноеновообразование. Вторая фаза (с 15 до 17лет) характеризуется определением местав жизни; появляется но­вая жизненнаяперспектива как центральное новообразова­ниевозраста.

8.5. Модель развития общения м.И. Лисиной

Отталкиваясьот психо­логической теории деятельностиА.Н. Леонтьева и, соответственно,рассматривая общение как коммуникативнуюдеятельность, М.И. Ли­сина считаетпотребность в общении самостоятельнойи отличной от всех других видовпотребностей.

Для изучения у детейразвития потребности в общении еювыделены несколько критериев,позволяющихнадежно судить о наличии такой потребностиу ребенка.

Это: 1) вниманиеиинтересребенка ко взрослому: вэтом обнаруживается направленностьребенка на познание взрослого и тотфакт, что взрослый становится объектомособой активности детей; 2) эмоциональныепроявления ре­бенка в отношении ковзрослому: вних обнаруживается оценка взрос­логоребенком; 3) инициативныедействия ребенка, направленные на то,чтобы проявить себя, привлечь к себевзрослого; 4)реакцияре­бенка на отношение к нему взрослого,вкоторой обнаруживаются самооценкадетей и восприятие ими оценки взрослого.

Вкачестве мотива деятельности об­щениявыступает партнерпо общению. Мотивыделятся на 3 группы — познавательные,деловые и личностные.

Познавательныемотивывозникают в процессе удовлетворенияпотребности в новых впечатлениях и винформации, одновременно с которыми уребенка появляются поводы для обращенияк взрослому.

Деловыемотивырождаются в процессе удовлетворенияпотребности в активной деятельностикак результат необходимой помощивзрослых. Личностныемотивыспецифичны для той сферы взаимодействияребенка и взрослого, которая составляетсаму деятельность общения.

Еслипознавательные и деловые мотивы выполняютв общении служебную роль, обслуживаяиные потребности, опосредуя другие,более далекие мотивы, то личност­ныемотивы получают в общении свое конечноеудовлетворение.

Вкачестве средств общения рассматриваютсяэкспрессивно-ми­мические движения,предметные действия и речевые операции.Общение ребенка, особенно маленького,со взрослым протекает вформедействий.

Действиехарактеризуется целью, на достижениекоторой оно направлено, и задачей,которую оно решает. Действие состоитиз еще более мелких психологическихэлементов — средств (операций) общения.

Изучение общения ребенка и взрослогопривело к выделению 3 групп средствобщения: 1)экспрессивно-мимические средства, 2)предметно-действенные средства, 3)речевые операции.

Анализпоказал, что отдельные линии, характеризующиеразные аспекты общения, сплетаясь,порождают несколько закономерносменяющих друг друга этапов, на которыхдеятельность общения выступает вцелостной, качественно своеобразнойформе.

Формаобщения —это деятельность общения на определенномэтапе ее развития, взятая в целостнойсовокупности перечисленных черт ипараметров. Этой схемой мы будемпользоваться и в дальней­шем,характеризуя особенности общения вдошкольном возрасте.

Еехарактеризуют5 параметров: 1) времяеевозникновения; 2) ме­сто,занимаемоеданной формой общения в системе болееширокой жизнедеятельности ребенка; 3)основное содержаниепотребности, удовлетворяемойребенком в ходе данной формы общения;4) веду­щиемотивы, побуждающиеребенка на определенном этапе к обще­ниюс окружающими взрослыми людьми; 5)основныесредства об­щения, спомощью которых в пределах данной формыобщения осу­ществляется контактребенка со взрослыми.

Впериодизации развития общения выделяютсяследующие фор­мы: 1) ситуативно-личностноеобщение ребенка со взрослым (первоеполугодие жизни); 2) ситуативно-деловоеобщение (6мес — 2 года); 3) внеситуативно-познавательноеобщение (3—5лет); 4) внеситуативно-личностноеобщение (6-7лет).

Источник: https://studfile.net/preview/3488633/page:4/

Лекция 10. Концепция личности Л. И. Божович

10 Божович, Эльконик, Лисина: Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович

Лекция 10. Концепция личности Л.И.Божович

Развитие аффективно-потребностной сферы личности. Понятие личность Этапы разработки проблемы личности в лаборатории Л.И.Божович. Закономерности формирования личности в онтогенезе. Этапы формирования личности в онтогенезе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

Концепция Л.И. Божович – это оригинальная, глубокая научная концепция, уходящая корнями в теорию Л.С. Выготского, но питаемая также многими другими источниками – психологическими, философскими, культурными. Сотрудниками лаборатории Л.И.

Божович проводили исследования в массовых и вечерних школах, школах-интернатах, школах для “переростков” и трудных подростков, в детских комнатах милиции и колониях для несовершеннолетних правонарушителей, в детском театре и кинематографе и т.д.

Подчас они отвечали на прямые запросы практики: понять, чем определяется воздействие спектакля, кинофильма на детей разного возраста, наметить пути воспитания ответственности, прилежания у младших школьников и т.д. Их разработки были весьма полезны.

Вместе с тем такая практически полезная психология не была сферой внедрения, побочным продуктом высокой научной деятельности – это была в подлинном смысле слова “интересная психология”.  Основная область исследований – педагогическая и детская психология. Л.И.

Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Она занималась анализом личностных конфликтов детей, конкретно – аффектом неадекватности, т.е.

анализом устойчивых отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в связи с неуспехом в деятельности и характеризующихся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виновным. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности (основной труд – «Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968).

191742154526«Тройка да пятерка – вот и вся восьмерка», «тройку» составляли «мэтры» – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и А.Р.Лурия, а «пятерку» – более молодые психологи: А.В.Запорожец, Р.Е.Левина, Н.Г.Морозова, Л.С. Славина и Л.И. Божович).

«Пятерку» Л.С.Выготский иногда называл «пятиликий Козьма Прутков».

Биография. Божович Лидия Ильинична (1908-1981) – психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967). Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. С 1929 г.

– на практической и научной работе по психологии (АКВ им. Н.К. Крупской, Украинская психоневрологическая академия в Харькове и др.) В 1948-81 гг. работала в НИИ ОПП (до 1978 г. – зав.

Лабораторией психологии формирования личности.

Научное сотрудничество

Л.И. Божович разрабатывала теорию формирования личности в онтогенезе. В своих работах, она в отличие от других авторов, следовала логике мысли Л.С. Выготского, без выхода за рамки созданной им концепции, в то время как другие (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин,В.В.

Давыдов, А.Р.

Лурия), по ее мнению, развивали какую-либо одну из сторон: идею о ведущей роли деятельности, значение процесса интериоризации для психического развития ребенка, мысль о том, что обучение должно вести за собой развитие, ломая общую архитектонику этой концепции.

Л.И.Божович так характеризовала творчество Л.С.Выготского:

на первом этапе определился предмет психологической науки, в качестве которого выступили психологические новообразования, возникающие в процессе жизни и деятельности человека на основе усвоения им исторически сложившегося опыта людей.

на втором этапе разрабатывалось положение о том, что в результате качественных изменений в структуре отдельных психических функций, их связей и отношений возникают новые интерфункциональные структуры – «психологические системы».

последний этап связан с разработкой проблемы аффекта и его “встречи” с интеллектом. «По-видимому, – отмечала Лидия Ильинична, – именно здесь он искал ключ к пониманию тех особых системных образований, того высшего психического синтеза, который, как он писал, “с полным основанием должен быть назван личностью ребенка».

Развитие аффективно-потребностной сферы личности

Развитие аффективно-потребностной сферы происходит по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов.

Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредуясь социально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования.

В центре формирования личности стоит процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции поведения.

Понятие личность

Личность представляет собой определенный уровень психического развития, который характеризуется целостностью, наличием способности овладения собой и обстоятельствами своей жизни.

Определяющий атрибут личности – свобода как от чуждых собственным взглядам и убеждениям человека воздействий среды, так и от собственных страстей.

Активность в противовес реактивности является важнейшей характеристикой поведения человека, достигшего уровня личности.

Вопрос для самопроверки:

Какое из определений личности отражает взгляд Л.И.Божович:

Личность – такой уровень психического развития человека, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения.

Личность – небиологическое единство, это «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически» Она определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи.

Ответ: а) Личность – такой уровень психического развития человека, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения. Ответ б) – определение А.Н.Леонтьева.

Л.И. Божович ставила вопрос о методе исследования личности предельно остро – экспериментальное изучение в области личности не только возможный, но и по сути единственный путь. Она писала: “Культурно-историческая концепция Л.С.

Выготского открыла путь для научного познания высших форм психической жизни человека, и до тех пор, пока психология не сделает их предметом экспериментального исследования, она не может продвинуться в изучении психологии живой, целостной личности человека”

Структура личности

Структура личности определяется ее направленностью. Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека».

Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера.

От направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Этапы разработки проблемы личности в лаборатории Л.И. Божович

1.Первые исследования были начаты еще в отделе детской психологии Института психологии АПН РСФСР, которым тогда руководил А.Н. Леонтьев, а затем продолжены уже непосредственно в образованной в 1946 г. лаборатории Лидии Ильиничны. Они были посвящены изучению мотивов игровой, учебной деятельности детей.

2. На втором этапе, изучались различные личностные феномены – качества личности, “смысловой барьер”, аффект неадекватности, самосознание и самооценка, направленность личности и их развитие на разных этапах онтогенеза.

Также предпринимались попытки дать характеристики отдельных возрастов: младшего школьного, подросткового. Все эти исследования были обобщены в докторской диссертации Л.И.

Божович, Они представлены в ее монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968), лучшей отечественной работой в этой области.

3. Итоговый этап творчества Л.И.Божович – это попытки подойти к изучению проблем «высшей личности», личности в ее вершинных проявлениях. Ее интересовали – воспользуемся словами Л.С. Выготского – «этически наиболее совершенные человеческие личности с наиболее красивой духовной жизнью».

Отсюда интерес к проблемам «гармонической личности», проблемам нравственности и мировоззрения (идеалов, убеждений, нравственной устойчивости, поведения личности в ситуации предельного выбора). В последние годы жизни Л.И. Божович была поглощена анализом проблемы воли. Она вновь обратилась к идеям Л.С.

Выготского об овладении человеком своим поведением, о знаковом опосредствовании и той свободе, которую дает человеку выход на уровень постпроизвольного поведения.

Закономерности формирования личности в онтогенезе

Сопоставление результатов анализа всех критических периодов, характеризующих этапы формирования личности в онтогенезе (кризисы 1-го года, 3, 7. лет и кризис подросткового возраста), позволяет увидеть некоторые имеющиеся здесь закономерности.

Сознание является центром, в котором интегрируются все психологические новообразования, определяя тем самым личность субъекта как «высшую психологическую систему» (Л. С. Выготский) — ее структуру, ее возрастные и индивидуальные особенности.

Интегрирующая и регулирующая функция сознания осуществляется на основе не только интеллектуальных, но и аффективных обобщений. Поэтому в структуру системных новообразований, характеризующих личность (например, в структуру нравственных чувств, убеждений, мировоззрения), входят не только интеллектуальные, но и аффективные компоненты; они-то и придают этим новообразованиям побудительную силу.

Все воспринимаемые субъектом воздействия, опосредствуясь сознанием, определяют его внутреннюю позицию и его целостную реакцию.

Развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нем все большую и большую роль начинают играть процессы познания и осознания субъектом самого себя как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению. Развитие сознания изменяет характер взаимоотношений между субъектом и средой.

Этапы формирования личности в онтогенезе

Новорожденный ребенок действует под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

На втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование — мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями.

Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от непосредственно действующей на него ситуации.

Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды.

Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения.

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять.

Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»).

Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я».

Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция*, порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность.

И здесь, так же как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности,

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний.

Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность познать себя как личности, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом.

Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Этапы формирования личности ребенка свидетельствуют о том, что, чем выше уровень развития его личности, тем более свободным он становится, и что формирование личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей его среды, и самого себя.

Таким образом, процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения. Каждый возраст характеризуется специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Вопросы для самопроверки:

Какие идеи Л.С.Выготского развивала Л.И.Божович?

Ответ: Л.И.Божович развивала идеи Л.С.Выготского в отношении психологических новообразований, возникающих в процессе жизни и деятельности человека на основе усвоения им исторически сложившегося опыта людей.

Он разрабатывала положение о том, что в результате качественных изменений в структуре отдельных психических функций, их связей и отношений возникают новые интерфункциональные структуры – «психологические системы» и изучала процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы

Что является системообразующим фактором структуры личности а теории Л.И.Божович:

личностный смысл

внутренняя позиция личности или ее направленность

Ответ: б) внутренняя позиция личности или ее направленность. Личностный смысл – это системообразующий фактор структуры личности а теории А.Н.Леонтьева.

Дополнительная литература

1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Питер, 2008 , С. 399

Глоссарий:

Ведущая сфера в структуре личности– это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Высшая личность – «этически наиболее совершенная с наиболее красивой духовной жизнью.

Личность – определенный уровень психического развития, который характеризуется целостностью, наличием способности овладения собой и обстоятельствами своей жизни. Определяющий атрибут личности – свобода как от чуждых собственным взглядам и убеждениям человека воздействий среды, так и от собственных страстей.

Самосознание – способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний

Структура личности определяется ее направленностью. Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека

Презентация

Источник: https://freedocs.xyz/docx-444042682

Вопрос. Эльконин, Божович, Лисина

10 Божович, Эльконик, Лисина: Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович

Эльконин (Игра -ведущий тип деятельности, Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер.

Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

) + Таблица Эльконина, которую учили на развитие (соц. Сит. Развития, общение, вед деят-ть и т.д.)

Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

Модель развития общения М. И. Лисиной. Отталкиваясь от психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М. И.

Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению. Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные.

В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции.

В периодизации развития общения выделяются следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни); 2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года); 3) внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6—7 лет).

Методики диагностики детей младенческого возраста: шкала Апгар, таблицы развития Гезелла, карточки развития Лешли, шкалы развития младенцев Н.Бейли, шкала Узгириса-Ханта.

шкала Апгар: Даже писать не буду, все в папке.

Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни.

Параметры и показатели общения При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.).

Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются: внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом); положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации); перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослою (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизации комплекса оживления в период паузы).

Описание диагностических ситуацийСитуация 1. «Пассивный взрослый»Ситуация 2. «Чистое общение» Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого»

Параметры и показатели познавательной активности

Описание диагностических ситуацийСитуация 1. «Разные игрушки»Ситуация 2. «Одна игрушка»

Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

Все тоже, что и в 12 вопросе только другие ситуации.

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Ситуация 2. «Ситуативно-деловое общение»

Цель: определение уровня развития параметров общения.

Ситуация 1. «Разные игрушки»

Цель: определение параметров предметно-манипулятйвной деятельности со знакомыми ребенку предметами.

В данной ситуации ребенку предоставляется возможность актуализировать наличный уровень владения предметно-манипулятйвной деятельностью.

Ситуация 2. «Незнакомая игрушка»

Источник: https://poisk-ru.ru/s9094t1.html

Теория развития личности Л. И. Божович

10 Божович, Эльконик, Лисина: Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович

Теория Б. Скиннера.

Скиннер подчеркивал, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды и так же, как по­ведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано.

Павловская идея по­строения нового поведенческого акта у животного прямо в лабора­торных условиях вылилась у Б.

Скиннера в идею «технологии поведе­ния», согласно которой с помощью подкрепления (поощрения или наказания) можно сформи­ровать любой тип поведения.

Развитие Б. Скиннер отождествляет с обучением, указывая лишь на единственное их различие: если обучение охватывает небольшие отрезки времени, то развитие — относительно продолжительные пе­риоды.

Главное понятие Б. Скиннера — подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведе­ния повторится снова.

Б. Скиннер различает положительное подкрепление и награду, поощрение, а также отрицательное подкрепление и наказание, пользуясь разделением подкрепления на первичное и условное. Положительное подкрепление в случае детского по­ведения – это одобрение взрослых, выражаемое в любой форме, отрицательное — недовольство родителей, страх перед их агрессией.

Пер­вичное подкрепление — это пища, вода, сильный холод или жара ит.п. Условное подкрепление — первоначально нейтральные стиму­лы, приобретшие подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первичными формами подкреплению (вид сверла в зубном кабине­те, сладости и т.п.).

Наказание может лишать положительного под­крепления или осуществлять отрицательное. Награда не всегда уси­ливает поведение. В принципе Б. Скиннер против наказания, отдавая предпочтение положительному подкреплению.

Наказание дает быс­трый, но непродолжительный эффект, вто время как дети охотнее ведут себя правильно, если их поведение замечается и одобряется родителями.

Столь механистический подход к человеческому поведению пол­ностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в собственных действий. Именно поэтому теория Б. Скиннера рассматривается как частный объяснительный принцип в обу­чении. Развитие получили также идеи организации ситуации успеха для продуктивного обучения, построенного на положительном подкреплении желаемого поведения.

Теория подражания А. Бандура.

Реализует идеи концепция социального научения и показывает, как ребенок, приспо­сабливаясь в современном мире, усваивает привычки, нормы современ­ного общества. Основное внимание А. Бандура уделял феномену научения через подражание (в процессе наблюдения) и роли в нем когнитивной регуляции.

Объективным методом изуче­ния становится регистрация поведенческих реакций ребенка. Однако схема «стимул — реакция» (S — R) обнаружила свою огра­ниченность, так как трудно проследить связь между ними (! Только наблюдая за ездой на велосипеде, трудно научиться самому: нужна практика). Э.

Толмен предложил поместить между ними среднее звено — внутрен­ние процессы, которые опосредуют действие стимула. Затем Л. Банду­ра включил в схему S — R 4 промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта.

Это:

1) внимание ребенка к действию модели;

2) память о воздействиях модели;

3) двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдается;

4) мотивация ребенка выполнять то, что он видит.

А. Бандура признает роль когнитивных (познавательных) процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания, что доказал в своих исследованиях детской агрессивности. У ребенка в результате наблюдения строятся «внутренние модели внешнего мира».

Влияние модели определяется информацией, которую она в себе несет. Будет ли эта информация продуктивной, зависит от когнитивного развития наблюдателя.

Испытуемый наблюдает образец поведения, узнает о нем, но не воспроизводит в собственном поведении, пока не появятся соответствующие условия.

Теория развития личности Л. И. Божович.

Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внут­ренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В лич­ностных новообразованиях она выделяет центральное новообразова­ние ипотребности.

Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возра­стных кризисов; новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подрост­кового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

младенчество: начинается кризисом новорожденности; ребе­нок характеризуется беспомощностью, его деятельность опос­редуется взрослым; центральным новообразованием являются
аффективно заряженные представления;

раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему
уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоут­верждении;

дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в кото­рой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

младшее школьное детство, начинается кризисом 7 лет; начи­нает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых
предъявляется новая система требований;

кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет)

характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразова­ние возраста.

Модель развития общения М. И. Лисиной.

Отталкиваясь от психо­логической теории деятельности А. Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя.

М. И. Ли­сина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности об­щения выступает партнер по общению.

Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личност­ные. Познавательныемотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения ко взрослому.

Деловыемотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.

И, наконец, личностныемотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-ми­мические движения, предметные действия и речевые операции.

Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) вре­менем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мо­тивами и 5) средствами общения.

В периодизации развития общения выделяются следующие фор­мы:

1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни);

2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года);

3) внеситуативно-познавательное общение (3— 5 лет);

4) внеситуативно -личностное общение (6—7 лет).

Переход от низших форм общения к высшим осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестает соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, разламывает ее и обусловливает возникновение новой, более совершенной формы общения.

Важнейшее значение в возникновении и развитии общения играют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s4398t6.html

Medic-studio
Добавить комментарий