10. Индивидуальный стиль деятельности.: Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных

Индивидуальный стиль деятельности в спорте

10. Индивидуальный стиль деятельности.: Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

17.5

Индивидуальный стиль деятельности в спорте Отечественная концепция стиля деятельности (Е. А. Климов, Е. П. Ильин, В. А. То-лочек и др.) предполагает обусловленность его индивидуально-психологическими осо-бенностями личности (характер, темперамент, способности).

Под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще-ствлению данной деятельности.

Становление индивидуального стиля деятельности у человека обусловлено следую-щим: 1 Есть стойкие (консервативные) личностные качества, существенные для успеха в деятельности, и практически не воспитываемые (свойства нервной системы). 2 Связь данных свойств со специальными способностями: свойства обусловливают проявление и развитие определенных способностей.

Например, подвижность нервных процессов обусловливает развитие быстроты и темпа движений. 3 Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к деятельности. 4 Имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей (одна из закономерностей психики).

5 Формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними. 6 Субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активно-стью.

Сущность индивидуального стиля состоит в том, что человек способен сознательно или неосознанно учитывать свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и соответственно совокупности этих условий организовывать свою деятель-ность. Классификация индивидуальных стилей деятельности в спорте 1 Деятельность действие операция.

В большинстве случаев стиль деятельности в спорте рассматривается на уровне дей-ствий. Например, борцы с сильной нервной системой превосходят «слабых» по качест-венной оценке приемов в борьбе стоя и надежности атакующих действий лежа, в стойке они проигрывают меньшее количество разных приемов.

«Слабые» имеют преимущество над «сильными» по комбинационности борьбы стоя, надежности атакующих и защитных действий в борьбе стоя. По показателям спортивного результата различий между ними не наблюдается. Боксеры атакующего стиля ниже ростом «контратакующих», менее тревожны, более агрессивны и более инертны. Для них характерно ведение боя на дальней или ближней дистанции в высоком темпе.

Защищаются они шагами в сторону, уклонами, нырками, чтобы использовать руки для ударов, в бою наносят до 180 ударов. Ведущее место у них занимают исполнительские действия. Представители контратакующего стиля боксируют в основном на дальней дистанции в невысоком темпе, наносят одиночные удары (в бою около 130), для защиты главным об-разом используют руки. Ведущие действия у них ориентировочные.

Боксеры комбинационного стиля достаточно часто применяют все действия, в бою наносят около 150 ударов. У них в равной степени используются исполнительские и ори-ентировочные действия.

В спортивной акробатике, например, ригидность инертных компенсируется дли-тельной и тщательной предварительной ориентировкой; недостаточная скорость в дина-мических элементах развитием силы и прыгучести; относительно низкая техническая сложность в скоростных упражнениях совершенством в силовых статических упражнени-ях на равновесие.

Аналогичное проявление стиля деятельности наблюдается и в спортив-ной гимнастике. У подвижных и инертных гребцов формируются разные способы удержания равно-весия в каноэ: за счет частоты корректирующих движений либо путем повышения вести-булярной устойчивости.

У инертных спортсменов это осуществляется за счет развития вестибулярно-кинетической чувствительности; у подвижных за счет частоты корреги-рующих движений. 2 Психологические свойства психические состояния психические процессы. С типологическими свойствами нервной системы связаны некоторые особенности стиля деятельности шахматистов.

«Сильные» активно идут на обострение, не боятся, и хорошо играют в цейтнотах, могут рассчитывать на большее число ходов, чем «слабые». Атакующий стиль, характеризующийся проявлением быстроты и решительности, формируется у теннисистов с сильной нервной системой, высокой лабильностью и под-вижностью нервных процессов.

Защитный стиль формируется у теннисистов со слабой нервной системой и более низкой лабильностью. «Сильные» борцы характеризуются постепенным повышением и высокими показа-телями готовности непосредственно перед схватками. У «слабых» наблюдается прежде-временное повышение эмоционального напряжения и некоторое снижение его по мере приближения поединка.

В этом заключается трудность его психологической настройки на поединок. Одной из причин неуспешного выступления «сильных» недостаточная мобили-зация и незначительное повышение эмоционального напряжения. 3 Уровни адаптации субъекта к требованиям и условиям деятельности: режи-мы технологии (технические действия) тактики, стратегии. В велосипедном спорте выделяются три стиля.

Спортсмены, предпочитающие рав-номерный график прохождения дистанции, характеризуются устойчивостью к монотонии (слабая нервная система, инертность нервных процессов).

Для велосипедистов, предпочи-тающих быстрое начало (спринтерская типология) характерны: слабая нервная система, подвижность возбуждения; с быстрым финишем устойчивость к утомлению (сильная нервная система, преобладание торможения, уравновешенность нервных процессов). Предпочитаемый стиль является физиологически экономным, чем нехарактерный стиль прохождения дистанции.

Аналогичные стили наблюдаются и в спортивных играх. Первую часть игры актив-нее проводят спортсмены со слабой нервной системой, с преобладанием возбуждения и его подвижностью. Вторую часть игры лучше проводят спортсмены с сильной нервной системой и с преобладанием торможения. Характерно, что спортсмены, придерживающиеся своего стиля деятельности, как правило, выигрывают состязание.

Другие же спортсмены, принявшие условия борьбы своего соперника и отвергнувшие свой стиль деятельности, как правило, проигрывают со-стязание. Это является одной из разновидностью тактик в спорте, когда один спортсмен «насаждает» свою тактику, свой стиль ведения борьбы другому. И если ему это удается, то он фактически выигрывает соревнование.

В каждом виде спорта имеются свои характеристики индивидуального стиля дея-тельности, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности, его физической, технической, функциональной подготовленностью. Индивидуальный стиль деятельности формируется в процессе длительных занятий спортом в большей час-ти неосознанно.

Формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности спорт-сменов. Индивидуальный стиль соревновательной деятельности вырабатывается продолжи-тельное время с накоплением соревновательного опыта, претерпевая при этом существен-ные изменения. Важно, чтобы он соответствовал индивидуально-психологическим осо-бенностям личности спортсмена и давал положительные результаты.

В большей части стиль соревновательной деятельности формируется спонтанно и этот процесс может затянуться надолго, что приводит к неуспешности спортсмена в со-ревновательной деятельности. Поэтому, будет целесообразным управлять этим процессом со стороны тренера, психолога.

При формировании индивидуального стиля соревновательной деятельности у спорт-смена предлагается последовательность действий в следующем порядке (Б. В. Турецкий, 1985): 1 Проанализировав соревновательную деятельность спортсмена, установить основ-ные особенности поведения в различных соревновательных ситуациях. Определить, в ка-ких ситуациях он действует уверенно, а в каких неуверенно.

Необходимо разработать со-ревновательную карту спортсмена, включающую: характер соревновательной деятельно-сти (характер маневрирования, коэффициент активности, коэффициент соревновательной результативности); склонность к решению двигательных приемов (быстрота нападения, быстрота и успешность переключения к другим действиям и т. п.

); объем, вариативность, направленность боевого арсенала; склонность к проявлению творчества в борьбе, склон-ность к тактической игре с соперником; морально-волевые качества. 2 Выделить наиболее вероятные качества (физические, психологические, волевые), определяющие успех в соревновательной деятельности.

3 Выявить степень выраженности психофизиологических особенностей (силы, под-вижности, уравновешенности и др.), определяющих успех в соревнованиях, а также тех, которые препятствуют этому. 4 Определить типичные компоненты стиля соревновательной деятельности на осно-ве оценки соревновательной деятельности спортсмена и его психофизиологических осо-бенностей. 5 Составить комплексную характеристику индивидуального стиля соревнователь-ной деятельности для конкретного спортсмена, начиная с разминки перед соревнованием и заканчивая финальным поединком. 6 Определить общие направления в развитии и совершенствовании: физических ка-честв, технических приемов, тактических приемов, психических качеств. 7 Разработать конкретные пути и определить средства использования сильных сто-рон личности спортсмена на различных этапах обучения и тактико-технического совер-шенствования. 8 Определить педагогические средства для компенсации и нивелирования тех ка-честв спортсмена, которые препятствуют успеху в соревновательной деятельности. 9 Подобрать конкретные способы, приемы и темпы обучения с учетом подготовлен-ности, индивидуально-психологических особенностей и способностей спортсмена. 10 Коррекция индивидуального стиля соревновательной деятельности на основе ре-зультатов его эффективности в соревнованиях. Темы рефератов 1 Индивидуальный стиль деятельности в спорте: история и состояние вопроса. 2 Формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена. 3 Индивидуальный стиль деятельности и спортивные достижения. Литература 1 Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М. : Про-свещение, 1983. 2 Келлер, B. C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. – Киев, 1977. 3 Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. – Казань : КГУ, 1969. 4 Психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. В. М. Мельникова. – М. : Физкультура и спорт, 1987. 5 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004. 6 Толочек, В. А. Стили деятельности / В. А. Толочек. – М., 1992.

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/687_psihologia_fizicheskoi_kukturi_2007/063.htm

Индивидуальный стиль деятельности

10. Индивидуальный стиль деятельности.: Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных

Понятие «стиль» отражает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала).

Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.).

В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 1950-х гг., в частности в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др.

Так, для Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека. Основываясь на идеях Б.Г.

Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях и в рамках концепции интегральной индивидуальности выделил три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидуально-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.

На уровне организма биохимические свойства индивидуальности человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами.

 Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний.

 Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели. Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких – левое.

Асимметрия затрагивает также работу глаз, слухового анализатора, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половиной носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правого полушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.

В системе индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойствпредставлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека.

 Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ поведения, эмоционального реагирования.

Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер связан с поступками человека, содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности.

Они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер в известной мере может быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме, т.е. непроизвольно (например, у хронически больных людей).

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает спецификуличностного и социального статуса человека, понимаемую как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности Мерлин обозначает также термином метаин-дивидуальность, ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. Мерлин полагает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности(относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека – сложно опосредованная, непрямая. Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности, под влиянием вышележащих иерархических уровней происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями.

Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Е.А. Климов, В.И. Моросанова и др.).

Индивидуальный стиль деятельности выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности (О.Г.

Носкова) и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности.

Учет и формирование ИСД является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности.

Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Особое значение приобретает задача выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. Знания о строении и внутренней организации ИСД являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Е.А.

Климов в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение. В соответствии с этим в структуре стиля выделяются механизмы адаптации и компенсации. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности.

Хотя механизмы адаптации и компенсации играют очень важную роль в индивидуальном стиле, они не всегда обеспечивают достижение необходимого результата деятельности. Кроме этих механизмов, существенное значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах (М.Р. Щукин).

Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что в ряде случаев некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Так, М.Р.

Щукиным обнаружено, что инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом. Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и в конечном счете отрицательно влиять на уровень производительности труда.

Наряду с этим некоторые подвижные субъекты деятельности проявляют торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле. Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводит к ухудшению качественных показателей работы.

Недостатки в выполнении контрольных действий наблюдаются и у инертных лиц, они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.

Описанные случаи следует характеризовать как нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль (М.Р. Щукин), так как особенности выполнения тех или иных трудовых действий явно выходят за пределы оптимальных границ, что приводит к низким или односторонним результатам (низкая производительность при высоком качестве или наоборот).

В индивидуальном стиле наряду с механизмами адаптации и компенсации Щукин выделяет механизмы коррекции. Благодаря этим механизмам в одних случаях особенности выполнения трудовых действий ограничиваются, а в других – «подтягиваются» до определенного уровня.

Индивидуальный стиль деятельности связан прежде всего с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны.

Во многих исследованиях в первую очередь отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий: лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других – для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам.

У субъектов труда обнаруживается избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, базирующаяся на тенденции создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям условия деятельности.

Так, лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие однообразных многократных действий.

Еще одна сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места.

Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается. Эти особенности, несомненно, связаны с тенденцией создавать удобные условия деятельности.

Индивидуальные особенности существуют также в соблюдении предъявляемых к работе требований (в том числе и правил техники безопасности).

Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования, в то время как у лиц с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них.

Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе.

Трудовые приемы зависят не только от свойств нервной системы. Проявления этих свойств испытывают на себе влияние мотивов и отношений личности. Известно, что сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента.

Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ.

Типологически обусловленные особенности деятельности, обеспечивающие достижение высокого успеха, активизируют мотивационную сферу и закрепляют положительное отношение к работе.

Таким образом, взаимодействие между свойствами личности и свойствами нервной системы имеет непосредственное отношение к управлению формированием индивидуального стиля трудовой деятельности, в связи с чем возникает необходимость в учете психологических механизмов, обеспечивающих это взаимодействие.

Одним из таких механизмов является эмоциональный фактор. В индивидуальном стиле он выступает в нескольких аспектах. Во-первых, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека.

Во-вторых, в зависимости от свойств нервной системы ситуации напряжения (возникновение неполадок в работе, контрольная работа и т.д.) по-разному влияют на деятельность. Если у лиц с сильной и подвижной нервной системой в этих ситуациях деятельность улучшается, то у лиц со слабой и инертной системой – ухудшается.

В-третьих, индивидуальное своеобразие в эмоциональных реакциях определяется устойчивыми эмоциональными качествами, связанными с типом нервной системы и темперамента (тревожность, высокая или низкая эмоциональная возбудимость и т.д.). Эти качества могут существенно обусловливать особенности трудовых приемов.

В частности, повышенная тревожность, характерная для лиц со слабой нервной системой, выступает как фактор, способствующий более развернутому проявлению ориентировочных действий.

Другими компонентами индивидуального стиля, играющими связующую роль между личностным и нейродинамическим уровнями индивидуальности, являются самооценки и установки.

У лиц с противоположными типологическими особенностями были обнаружены достаточно отчетливые различия в самооценках и установках: подвижные в целом оценивают себя выше, чем инертные.

Особенности в самооценках и установках требуют проведения дифференцированной работы с обучающимися с целью нейтрализации внушенных негативных оценок своих динамических качеств, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок. Такая работа способствует более глубокому осознанию выполняемой деятельности и созданию установок на овладение рациональными трудовыми приемами, обеспечивает положительную мотивацию в учебно-производственной деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований.

В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции.

Своеобразие выполнения трудовых действий, их соотношение и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего личностного и нейродинамического уровней.

В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор самооценки и установки. Они позволяют осуществлять направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня) (М.Р. Щукин).

Индивидуализированные рекомендации психологов в процессе профессионального консультирования должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений свойств нервной системы и, в-третьих, на коррекцию трудовых действий с целью доведения их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важно также учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками.

Е.А.

Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Индивидуальный стиль деятельности может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности.

Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограничены.

И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

К.М. Гуревич выделил два типа профессий. К профессиям первого типа он отнес виды деятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, т.е.

жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны, в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения), либо деятельность выполняется в экстремальных условиях, либо деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем для обеспечения высокопродуктивной деятельности полезен профессиональный отбор. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.

В профессиях второго типа степень разнообразия профессиональных задач невысокая, может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач.

При этом существует известная «зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта.

Для профессий второго типа Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.

Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В.А. Толочек).

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, «имеющая определенные качественно-количественные границы» (В.А.

Толочек), в частности границы субъективно удобных и неудобных способов, режимов работы, границы эффективных и неэффективных приемов деятельности. Удобные способы и приемы деятельности применяются субъектом и закрепляются, так как помогают достичь цели комфортно и в сопровождении положительных эмоций.

Неудобные способы также входят в индивидуальный стиль деятельности, но только для того, чтобы быть отвергнутыми (В.А. Толочек).

В большинстве случаев индивидуальный стиль деятельности формируется у субъекта деятельности стихийно. Однако варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

Источник: https://shpargalum.ru/shpora-k-napisaniyu-ekzamena-po-psixologii-truda/psychology/individualnyij-stil-deyatelnosti.html

Индивидуальный стиль

10. Индивидуальный стиль деятельности.: Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных

Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности.

Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии.

Рассмотрим это важное понятие.

Определение понятия

Стиль – это предпочитаемая индивидом манера и форма проявления себя. © Сазонов В.Ф., 2014.  © kineziolog.bodhy.ru, 2014.

Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.

Стиль – это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.

Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В.А.).

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль.

Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции.

При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.

В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.

К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности.

К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Индивидуальные стили деятельности (ИСД)

Феномен ИСД отражает целостный синдром «уравновешивания» индивидуальных особенностей субъекта с заданными условиями его труда. В более поздних исследованиях (Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Ильин Е.П., Мерлин В.С., Моросанова В.И., Толочек В.А., Щукин М.Р. и др.

) было показано, что ИСД выполняют спектр разных функций – гармонизации в сочетаниях отдельных качеств, обеспечение становления «интегральной индивидуальности» работника и др. Сущность этого адаптационного синдрома заключается именно в «уравновешивании» (Климов Е.А.

) и направлен он именно на стабилизацию системы «субъект – внешние условия деятельности (рабочее место)» по механизму гомеостаза. Стиль формируется с учетом оптимального функционирования психофизиологических особенностей субъекта. Стиль ориентироваан на поддержание эмоционального комфорта (Ильин Е.П., В.С.Мерлин).

Стиль компенсирует слабо развитые способности, но не способствует их развитию (Ильин Е.П.). Примечательно, что стиль может быть как эффективным, так и неэффективным (Ильин Е.П., Толочек В.А., Щукин М.Р.), другими словами, стиль может не обеспечивать своих прямых функций.

Примечательно также, что ИСД как «устойчивые системы психологических средств» и как «устойчивые системы приемов и способов деятельности» (Климов Е.А и др.

) могут обнаруживать удивительную пластичность и адаптивность при рефлексируемых субъектом кардинальных изменениях условий деятельности, а также в условиях направленного формирования стиля (см. работы под рук. В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и др.).

Другими словами, «устойчивая психологическая система» проявляет удивительную гибкость и реактивность когда внешнее воздействие направлено именно на саму систему, но часто характеризуется инертностью и даже неэффективностью когда она выступает как средство «уравновешивания индивидуальности субъекта и объекта».

Стиль как система проявляет себя противоположными свойствами – инертностью в рамках системы «субъект – объект (рабочее место)» и пластичностью, если границы расширяются и в такую систему привносится третья составляющая.

Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [сайт]

Иерархия стилей

1. Стиль жизни

Стиль жизни проявляется как совокупность моментов социализации, полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности (вступление и расторжение брака, рождение детей и т.п.).

Такой механизм адаптации формируется по типу «больших систем» (Пригожин И., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Хакен Г., Файербаум М.

) и оказывает косвенное и диффузное воздействие на профессиональную успешность человека [16]. Источник: [сайт]

2. Стиль поведения.
3. Стиль деятельности.

4. Стиль профессиональной деятельности

Стили профессиональной деятельности (СПД) как феномен согласования в стиле субъекта особенностей стилей и индивидуальности взаимодействующих с ним сосубъектов [13]. Четвертый адаптационный синдром принципиально отличается от ранее выявленного ИСД. СПД есть синдром совместной деятельности.

Это – устойчивые комбинации приемов и способов индивидуальной деятельности – стили, в которых, однако, резко ослаблены связи ее компонентов с индивидуально-психологическими особенностями субъекта, а также видоизменяются и сохраняются связи между компонентами деятельности.

Такая адаптационная система охватывает и интегрирует группу непосредственно взаимодействующих партнеров совместной деятельности (например, цепочки-диады «вышестоящий руководитель – руководитель», «спортсмен – тренер», «спортсмен – спортсмен»).

 Выступая как устойчивые системы психологических средств и устойчивые системы приемов и способов деятельности, в своем сущностном проявлении стили субъектов кардинально перестраиваются – до отрицания своих «стартовых особенностей» (связей компонентов деятельности и индивидуально-психологических особенностей субъекта), когда субъект органично включен в профессиональные взаимодействия с другими людьми, когда целесообразна интеграция их индивидуальностей, стилей, управленческих ресурсов в рамках корпоративной культуры организации. Другими словами, воздействие новых внешних, активных по своей природе условий (и прежде всего – поведения и деятельности других людей) на стиль субъекта приводит к утрате первоначальных ключевых, сущностных свойств индивидуального стиля (т.е., замкнутой психологической системы «субъект – объект»), который как устойчивая система при этом преобразуется и сохраняется в масштабе данных социально-психологических взаимодействий партнеров. Источник: [сайт]

5. Стиль коммуникации.

6. Стиль саморегуляции

Стиль саморегуляции.

Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А.

1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991).

К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования – выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В.И., 1998). Источник: [сайт]

7. Стиль самопрезентации (самовыражения).8. Стиль самоактуализации.

9. Стиль преобразования окружающей среды.

Психофизиологическая основа индивидуального стиля – это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.

Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.

Адекватность реализуется по трем направлениям:1. По отношению к собственному набору способностей.2. По отношению к социальному окружению.

3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.

Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.

Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.

По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.

Группировка людей по стилю

1. Подготовительный стиль
Наибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы.

Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого.

Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.

2. Исполнительский стиль
Предпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.

Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Дополнительные материалы

Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. – М.: Смысл, 1998. 310с. [скачать]
 

Источник: http://kineziolog.su/content/individualnyy-stil

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога

10. Индивидуальный стиль деятельности.: Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных

Марина Гаврюшина
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога

Деятельность педагогов высоко оценивается в человеческом обществе, так было всегда. Главным предназначением педагога является приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям его народа и всего человечества. Много ученых-психологов посвятили свои труды изучению педагогической деятельности: ее сущности, содержания и структуры.

В современном мире педагог — это фигура, которая требует особого внимания, там, где место педагога занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем обычно с невосполнимыми потерями. Это требует создания таких условий, чтобы среди педагогов оказывались люди, наиболее подготовленные морально и интеллектуально к работе с детьми.

Педагогическая деятельность, как правило, характеризуется определенным стилем исполнения. Понятие «стиль» предполагает у педагога наличие устойчивой системы способов и приемов осуществления его деятельности.

Такая система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять педагогическую деятельность.

То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь индивидуально-психологическими особенностями субъекта – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности, отражает ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта — преподавателя.

На стих педагогической деятельности влияют следующие факторы:

индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — педагога, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;

• особенностей самой деятельности педагога;

• особенностей обучающихся – воспитанников (возраст, пол, статус, уровень знаний).

В педагогической деятельности эти особенности соотносятся также:

• с характером взаимодействия;

• с характером организации деятельности;

• предметно-профессиональной компетентностью педагога;

• характером общения.

Стиль педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности.

Зимняя И. А.: «Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования».

Более глубокое представление о стилях педагогической деятельности дают А. К. Маркова и Л. М. Митина. Они предполагают, что в основе различия педагогических стилей лежат следующие основания:

• содержательные характеристики стиля (ориентация педагога на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда);

• динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость педагога и др.);

• результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе учеников).

Стили педагогической деятельности разделяют на три общих вида:

• Демократический стиль. Обучающееся рассматриваются педагогом как равноправные партнеры в общении, коллег в совместном поиске знаний.

Педагог привлекает обучающихся к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только их успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются: побуждение к действию, совет, просьба.

У педагогов, придерживающихся этого стиля, обучающиеся чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Педагоги обращают большое внимание на свои профессиональные умения.

Для таких педагогов характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

• Авторитарный стиль. Ученик или воспитанник рассматривается педагогом исключительно как объект педагогического воздействия, не рассматривается как равноправный партнер.

Педагог сам решает, принимает все решения, устанавливает контроль за выполнением требований, которые он предъявляет, использует свои права без учета ситуации и мнений обучающихся, не обосновывает свои действия перед ними.

Вследствие этого обучающиеся, как правило, теряют активность или, осуществляют ее только при ведущей роли педагога, обнаруживают низкую самооценку и агрессивность. При таком стиле руководства силы обучающихся больше направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие.

Методами воздействия педагога являются приказ, научение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Педагоги с таким стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе зачастую лидируют.

• Либеральный стиль. Педагог уходит от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу обучающимся, коллегам. Организацию и контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся осуществляют без системы, проявляет нерешительность, колебания. В аудитории неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

А. К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре индивидуальных стиля педагогической деятельности:

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь на процесс обучения, педагог недостаточно адекватно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; для занятия он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (при этом важный) зачастую оставляет для самостоятельной работы учащихся.

Педагог ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность такого педагога высоко оперативна: на занятии часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения.

Но большой арсенал методов обучения, которые использует педагог зачастую сочетается с невысокой методичностью, недостаточно представлены контроль знаний учащихся, закрепление и повторение учебного материала.

Деятельность педагога характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой педагог, как правило, чуток и проницателен.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся.

Деятельность педагога высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Педагог стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета.

Учитель чувствителен к изменениям ситуации на уроке, тревожен личностно, по отношению к учащимся чуток и проницателен.

3. Рассуждающе – импровизационный. Для этого стиля педагогической деятельности характерна ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Педагог менее изобретателен в варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения.

При этом сам педагог меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитает воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Педагоги, работающие в этом стиле менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, в них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Педагог ориентируется преимущественно на результаты обучения и адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, он проявляет консервативность в использовании средств и способов своей деятельности.

Высокая методичность, как правило, сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, педагог предпочитает репродуктивную деятельность учащихся, редкие коллективные обсуждения.

Педагог, который придерживается этого стиля отличается рефлексивностью, невысокой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих

Каждый из стилей педагогической деятельности, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования — к партнерству — и до отсутствия направленного воздействия. Они также предполагают доминирование либо монологический, либо диалогической формы общения.

Понятие индивидуального стиля деятельности педагога.

Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности.

Определение индивидуального стиля педагогической деятельности сформулировал В. И. Загвязинский: «Система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований – все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности».

Индивидуальный стиль деятельности педагога в узком смысле – «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной)индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». (Климов Е. А.)

Важнейшим условием становления профессионального мастерства педагога является определение индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Под индивидуальным стилем педагогической деятельности принято понимать обусловленную природными особенностями педагога устойчивую систему задач, способов и тактик его деятельности, которые обеспечивают эффективность педагогического труда.

Проведенные исследования, подтверждают, что индивидуальный стиль деятельности педагога, самобытный педагогический почерк зависимы от природно – обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности.

Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов во многом за счет быстроты, оригинальности и экспромтности принимаемых решений. Такие педагоги артистичны, экспрессивны, им присущ высокий уровень готовности к импровизации, непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.

Структура индивидуальной деятельности педагога.

Индивидуальный стиль деятельности педагога должен иметь определенную структуру.

В рамках типологического подхода в структуре индивидуального стиля деятельности Е. А. Климов выделил следующие компоненты:

I.

Ядро (способы индивидуализации деятельности, которые реализуются на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы): группы А – типологические особенности, обеспечивающие успешное выполнение деятельности (благоприятствуют успеху) и группы Б – типологические особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности (препятствуют успеху). Одна и та же типологическая особенность субъекта деятельности может быть, как благоприятствующей, так и противодействующей успешности деятельности в зависимости от характера требований.

Ядро обеспечивает первый приспособительный эффект. Затем, в меру необходимости, возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение более или менее продолжительных поисков. Эта группа является пристройкой к ядру.

II. Пристройка к ядру (способы индивидуализации деятельности, которые формируются в процессе поиска личностью путей успешного выполнения деятельности):

группа В – формирование компенсаторных механизмов в структуре типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (компенсация составляющей «Б»).

Особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности, с течением времени обрастают компенсаторными механизмами.

Так, например, обусловленная инертностью медлительность, нерасторопность возмещается предусмотрительностью, обусловленная подвижностью низкая сопротивляемость монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность.

группа Г – максимальное использование типологических особенностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности (усиление составляющей «А»). Т. е. тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются в связи с определенной особенностью деятельности.

Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе и т. д.

Особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей, относятся к группе Г.

В соответствии с данной структурой механизм формирования индивидуального стиля педагогической деятельности включает в себя:

• Выделение конкретной системы «субъект – объект» и определение того, что должно быть сформировано у субъекта в процессе взаимодействия с объектом.

• Определение условий, от которых зависит достижение желаемого результата.

• Выделение содержания типологических особенностей, противодействующих успешному выполнению деятельности (элемент «Б»).

• Выделение содержания типологических особенностей, благоприятствующих успешному выполнению деятельности (элемент «А»).

• Определение способов формирования элементов «В» и «Г».

действиях.

Индивидуальному стилю педагогической деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы посвящена монография Е. А.

Климова, в которой индивидуальный стиль деятельности педагога был определен как «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности», «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности», «вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности».

Также рассматривали три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:

• содержательные,

• динамические

• результативные характеристики.

Среди важнейших содержательных характеристик указывают такие, как:

• преимущественная ориентация преподавателя: – на процесс обучения; – процесс и результаты обучения; – только на результаты обучения;

• адекватное — неадекватное планирование учебно-воспитательного процесса;

• оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

• рефлексивность — интуитивность.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется:

• в темпераменте (индивидуальный темп работы, время и скорость реакции, эмоциональная откликаемость (отзывчивость);

• в характере реакций на те или иные ситуации;

• в выборе методов обучения;

• в подборе средств воспитания;

• в стиле педагогического общения;

• в реагировании на действия и поступки ребенка;

• в манере поведения;

• в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

• в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

В обучении есть две стороны: педагог и обучающийся.

В процессе обучения педагог играет ведущую роль – он не только передает знания, но и организует их усвоение учащимися, дает ему образцы мышления, нравственности и поведения, отношения к изучаемому предмету и т. п. Результативность процесса руководства при этом напрямую зависит от позиции педагога и индивидуального стиля его деятельности.

Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В. А. Кан-Калик.

К этим стилям относятся:

стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с обучающимися, что является выражением отношения педагога к своему делу, к своей профессии;

стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешного взаимодействия педагога с аудиторией. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействия педагога с детьми;

стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватной самооценки, снижению уровня притязаний и т. д. ;

стиль общения — устранение и заигрывание. Оба этих стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно подразумевают, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, которые обладают разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Педагог должен помнить о том, что опыт практически неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя.

Попытки прямого копирования индивидуального педагогического стиля одних педагогов другими, обычно бесперспективны и зачастую дают худшие результаты. Происходит это потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты, как правило, оказываются иными.

Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное, ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки.

Вывод.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности является важнейшей категорией профессионально- педагогической культуры педагога, ее составной частью и динамической итоговой системой ее конкретных проявлений, реализовывает функции профессионально- педагогической культуры. Кроме того существует ряд специфических функций, рассмотрение которых необходимо для целостного восприятия функциональных компонентов.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это индивидуально-типологические особенности и направленность личности педагога, характер взаимоотношений с окружающей средой, обществом, условия жизнедеятельности, полученное образование, воспитание, жизненный опыт и так далее.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-individualnyi-stil-profesionalnoi-dejatelnosti-pedagoga.html

Стиль деятельности

10. Индивидуальный стиль деятельности.: Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных

  • 12 янв. 2012 г.
  • 1332 Слова

Глава 14. Общие представления о стиле деятельности 14.1. Понятие о стиле деятельности Под стилем понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.

Систематическому исследованию стили деятельности подверглись в работах В. С. Мерлина и его коллег, и прежде всего Е. А. Климова. По Е.А. Климову (1969), проявление стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов.

Автор отмечает: Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности (с. 47).Польский психолог Я.

Стреляу (1982) тоже характеризует разные стили деятельности соотношением различных действий (преобладанием в ней главных или вспомогательных, дискретных или непрерывных, разнородных или однородных действий). Следовательно, согласно и этому автору, стиль — это совокупность разных действий, их система.

Следует подчеркнуть, что речь идет именно о системе способов, а не оботдельных способах, предпочитаемых человеком. Сказанное, однако, не отрицает существование наряду со стилем деятельности и стиля действий. Говорят, например, о стиле живописи (имея в виду технику письма), о стиле (способе) прыжков в высоту и т. д.

Важно только отметить: стиль деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать разные характеристики деятельности.

Первый — тактикуее осуществления (это особенно отчетливо видно при изучении стилей спортивной деятельности, где во многих случаях индивидуальная тактика на соревнованиях того или иного спортсмена может целиком зависеть от стиля деятельности, присущего данному спортсмену), а второй — технику ее осуществления.

Об относительной самостоятельности этих двух стилей говорит и тот факт, что одни и те же стилидеятельности встречаются у представителей разных профессий и видов спорта, выполняющих принципиально различные действия.

Таким образом, стиль действия характеризует выполнение одного и того же действия разными людьми и различными способами, а стиль деятельности — разные комбинации различных действий, отдельные из которых разные люди могут выполнять и одинаковыми способами.

Например, все борцы овладевают в принципеедиными технико-тактическими приемами, но борцы атакующего стиля чаще используют атакующие, а оборонительного — защитные приемы.

Тот факт, что одинаковые стили в разных видах деятельности связаны с одними и теми же типологическими особенностями, позволяет думать, что многие стили деятельности отражают стиль поведения, который проявляется в деятельности, но не зависит от ее содержания. Поэтомужесткое противопоставление В. С.

Мерлиным стиля деятельности стилю личности (если под последним понимать особенности поведения) вряд ли оправдано. Осторожный стиль поведения будет проявляться у трусливого в любой деятельности. 14.2. Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности Особенность подхода пермской психологической школы к изучению стилей деятельности состоит в том, что они увязываютсясо свойствами нервной системы. Отсюда и длинное название: «типологически обусловленный индивидуальный стиль деятельности». По Е. А. Климову, типологические особенности свойств нервной системы выступают «ядром» стиля. Действительно, во многих работах показано, что склонность к тому или иному стилю деятельности определяется как отдельными типологическими особенностями, так и их сочетанием. Именнотипологически обусловленная склонность к определенному способу осуществления деятельности служит первым толчком к стихийному формированию стиля.

До недавнего времени типологические особенности свойств нервной системы рассматривались как единственные детерминанты стиля деятельности. Однако в последние годы, когда стали широко изучаться стили спортивной деятельности, стало…

Читайте полный текст документа

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

{“thumb_default_size”:”160×220″,”thumb_ac_size”:”80×110″,”isPayOrJoin”:false,”essayUpload”:true,”site_id”:4,”autoComplete”:false,”isPremiumCountry”:false,”userCountryCode”:”RU”,”logPixelPath”:”\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif”,”tracking_url”:”\/\/www.smhpix.com\/pixel.

gif”,”cookies”:[],”essay”:{“essayId”:57625464,”categoryName”:”Психология и Педагогика”,”categoryParentId”:null,”currentPage”:1,”format”:”text”,”pageMeta”:{“text”:{“startPage”:1,”endPage”:6,”pageRange”:”1-6″,”totalPages”:6}},”access”:”free”,”title”:”Стиль деятельности”,”additionalIds”:[],”additional”:[],”loadedPages”:{“html”:[],”text”:[1,2,3,4,5,6]}},”user”:null,”canonicalUrl”:”https:\/\/www.skachatreferat.ru\/referaty\/Стиль-Деятельности\/95611.html”,”pagesPerLoad”:50,”userType”:”member_guest”,”ct”:0,”ndocs”:”400.000″,”pdocs”:””,”cc”:”10_PERCENT_1MO_AND_6MO”,”signUpUrl”:”\/join.php”,”joinUrl”:”\/join.php”,”payPlanUrl”:null,”upgradeUrl”:”\/contribuir?newuser=1″,”freeTrialUrl”:null,”showModal”:null,”showModalUrl”:null,”joinFreeUrl”:”\/contribuir?newuser=1″,”siteId”:4,””:{“clientId”:””,”version”:”v2.9″,”language”:”ru_RU”},”analytics”:{“googleId”:”UA-18439311-1″}}

Источник: https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/95611.html

Medic-studio
Добавить комментарий