10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии

Содержание
  1. Пять ступеней позитивной психотерапии
  2. Эти пять ступеней:
  3. Общая и межличностная функция
  4. Терапевтическая функция первого интервью
  5. а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование
  6. б) Ступень 2: инвентаризация
  7. в) Ступень 3: ситуативное ободрение
  8. г) Ступень 4: вербализация
  9. д) Ступень 5: расширение системы целей
  10. Позитивная психотерапия Пезешкиана
  11. Метод позитивной психотерапии Пезешкиана
  12. Преимущества, достоинства и особенности позитивной психотерапии Пезешкиана
  13. Принципы работы позитивной психотерапии Пезешкиана
  14. Теория четырёх сфер
  15. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт
  16. Предисловие автора к русскому изданию
  17. Глава I. Введение в теорию позитивной семейной терапии
  18. Глава II. Транскультурная психотерапия
  19. Глава III. От семейной терапии к позитивной семейной терапии
  20. Глава IV. Методы позитивной семейной терапии
  21. Глава V. и динамика конфликта
  22. Глава VI. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Как они действуют
  23. Глава VII. Практика позитивной семейной терапии
  24. Глава VIII. Концепции и их влияние в позитивной семейной терапии
  25. Глава IХ. Семейная традиция и идентичность
  26. Позитивная психотерапия и другие психотерапевтические подходы
  27. Позитивная психотерапия — направление, для которого не существует этнических и культурных границ
  28. Что это такое
  29. Суть
  30. Преимущества
  31. Основные принципы
  32. О способностях
  33. Способность и потребность познавать
  34. Способность и потребность любить
  35. «Сверхлюди»
  36. Этапы
  37. Методы
  38. Техники и упражнения
  39. Саногенное мышление
  40. Идеальный день
  41. Притчи
  42. Положительные имена и ярлыки
  43. Распутывание клубка
  44. Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана – Психологос
  45. Основные положения позитивной психотерапии
  46. Метод

Пять ступеней позитивной психотерапии

10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии

Пятиступенчатая позитивная психотерапия является терапевтической стратегией, лечебные аспекты которой взаимосвязаны с семейной терапией и самопомощью. В рамках индивидуальной, семейной и (или) групповой терапии пациент постепенно приобретает навыки самопомощи согласно девизу: «Если тебе нужна рука помощи, поищи ее на конце собственной руки».

Эти пять ступеней:

  1. наблюдение дистанцирование;
  2. инвентаризация;
  3. ситуативное ободрение;
  4. вербализация;
  5. расширение системы целей.

Пять ступеней — показательная модель того, как могут взаимодействовать различные психотерапевтические направления.

Могут быть привлечены гештальттерапевтические, поведенческие, психосоматические, гипнотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения. Пять ступеней имеют три функции.

Общая и межличностная функция

Пять ступеней содержатся в любых межличностных отношениях.

В них реализуется способность слушать (наблюдение-восприятие), ставить целенаправленные вопросы (инвентаризация), мотивированно соглашаться с вербально и невербально воспринятым (ситуативное ободрение), целенаправленно поставить проблему (вербализация) и, наконец, поддерживая отношения, направить взгляд на другие цели или точки зрения (расширение системы целей).

Из этого понятно, что пять ступеней играют особую роль прежде всего для терапевта.

С их помощью он может ориентироваться в незнакомом ему мире переживаний, чувств и мыслей пациента, не боясь заблудиться, и в то же время в достаточной степени отстранившись от его собственных концепций.

Это означает также, что терапевтическая техника, методика или прием из терапевтического набора трюков являются вторичными, тогда как самостоятельное исследование терапевта при помощи пятиступенчатой стратегии оказывается первичным.

Терапевтическая функция первого интервью

Пятиэтапная схема исходит из модели процесса конфликта. Это можно наглядно представить на таком примере:

Когда мы сердимся на кого-нибудь, например, из-за его невежливости, это близко к тому, что мы ощущаем внутреннюю тревогу, открыто браним его или говорим с другими о его слабостях. В дальнейшем мы вдруг перестаем воспринимать его как человека со своими разнообразными способностями, а видим в нем только невежу, грубияна, который унизил нас своей неучтивостью.

Мы уже не в состоянии замечать его положительные качества, так как негативные переживания будто бросили тень на отношения с этим человеком. Следствием будет то, что мы не будем готовы объясниться с ним, и любое объяснение превратится в конечном счете в борьбу за власть или взрыв эмоций. Коммуникация нарушена.

В конце концов, это заходит настолько далеко, что люди начинают ограничивать собственные цели.

Ступени в этой модели конфликта, как и модель лечения в позитивной психотерапии, соответствуют возможностям, которыми располагает человек для решения конфликтов и проблем. Гипотетическая модель конфликта не должна ограничиваться только этим.

Мы в большей степени направляем свое внимание на исключительные особенности каждого конфликта, которые предполагают свои особенные возможности решения.

Эти возможности решения тем не менее появляются не изолированно рядом друг с другом, а связаны один с другим в терапевтическом процессе, так как одна ступень может служить подготовкой и развитием другой.

Практически это означает, что хотя пятиступенчатая стратегия может быть применена для каждого пациента, то пространство, которое занимают отдельные этапы, как и специально используемые методы, должны соответствовать потребностям конкретной ситуации.

Уже первое интервью охватывает две ступени дифференциально-аналитического процесса: наблюдение-дистанцирование и инвентаризацию. Однако эти ступени прежде всего касаются терапевта: они обеспечивают ему полный обзор конфликтной ситуации пациента. Процесс, в который включается здесь терапевт, захватывает затем и пациента.

Он учится при помощи наблюдения-дистанцирования узнавать конкретные условия своего конфликта и в дальнейшем при инвентаризации получать доступ к менее конфликтным личностным сферам.

Это формирует многонаправленное терапевтическое отношение, в котором участвуют терапевт, пациент и окружающий мир в качестве равноправных партнеров психотерапии, собственно говоря, психосоциотерапии.

а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование

Симптоматика, позитивное толкование симптомов, факторы, способствующие их проявлению, первое их возникновение, транскультурный подход, поговорки и притчи (дополнительные перспективы).

Терапевтические акценты: развитие способности слушать и воспринимать всецело. Как участники конфликта, члены семьи пациента, как правило, потеряли дистанцию от своих противоречий. Это способствует развитию невротических и психосоматических расстройств.

Участники конфликта ведут себя точно так же, как и тот, кто стоит перед картиной, почти уткнувшись в нее носом: он видит лишь маленькую часть, зато очень четко. В каком содержательном и цветовом сочетании находится эта часть, он не видит.

Он потерял из виду картину как целое и вместе с этим ее смысл.

Опросник «Первое интервью в позитивной психотерапии» в составе WIPPF (Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной терапии по Peseschkian, Deidenbach, 1988) дает всеобъемлющее представление о пятиступенчатом процессе. На этом этапе с его помощью выясняются важные аспекты.

Симптоматика, факторы, способствующие проявлению симптомов, и их первое возникновение. Терапевт устанавливает отношения с пациентом и при известных обстоятельствах с его семьей (привязанность).

Он уделяет им время, приглашает на беседу, наблюдает ситуацию, которая представляется ему при встрече, и выслушивает их.

Наряду с этим он структурирует эту информацию и выясняет собственные чувства, которые возникают у него в ответ на высказывания пациента.

Мы стараемся использовать все доступные источники, которые дают нам ситуативную и анамнестическую информацию о представленных симптомах и сопутствующем им поведении.

При наблюдении внутри терапевтической ситуации происходит нечто очень важное: каждый член семейной группы получает сначала возможность представить себя сам, не ожидая при этом негативной реакции или даже наказания со стороны терапевта.

Позитивное толкование: параллельно с выяснением симптоматики терапевт дает (сначала для себя) общую позитивную переинтерпретацию имеющегося расстройства. Она должна учитывать, какое значение имеет болезнь для пациента и его семьи.

Этот процесс помогает терапевту дистанцироваться от своих собственных: восприятия и модели мышления; вместе с этим он позволяет избежать повторения невротической концепции пациента. Терапевт в подходящей ситуации сообщает результаты своего мысленного эксперимента пациенту и его семье.

Впоследствии он дает то толкование, которое обеспечивает практически эффективнейшее изменение точки зрения.

Успех этого процесса, разумеется, не должен приводить к соблазну нетерпеливо выделить позитивную переинтерпретацию из ее живых связей, так как при таких обстоятельствах она может быть воспринята как циничная насмешка (терапевт может при возникающих здесь трудностях отрефлексировать свои собственные проблемы с четырьмя измерениями идеалов).

Позитивный процесс в своей альтернативной концепции приводит к новым исходным ситуациям, которые основательно могут изменить устои семьи. Одновременно с этим происходит нечто большее: семья учится преодолевать свои конфликты иными способами и отказываться от патологических фиксаций. Это первый шаг к самопомощи.

На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной группы, выделяя при этом также «позитивную» сторону: какие позитивные аспекты имеет покраснение? Какие преимущества создает заторможенность? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что я боюсь? и т.д.

Мы применяем другие оценочные возможности (переоценка, позитивное толкование, изменение точки зрения) не потому, что они объективнее: при этом мы преследуем цель сделать нашу систему отношений, взаимосвязей пациента «и окружающего его мира относительной и инициировать альтернативные возможности решения. На этом мы оставляем исходный симптом и двигаемся к тем областям, где пациент чувствует себя «позитивно», т.е. малосимптомно, относительно Я-сильным и способным к сопротивлению. Таким образом, здесь выделяются два аспекта: переинтерпретация симптома и подход к способностям пациента.

Транскультурный подход. Мы спрашиваем о том, как одно и то же нарушение или заболевание воспринимается и оценивается в различных культурных традициях, как другие люди той же культуры, что и пациент, и его семья, преодолевают эти состояния и какое особое значение имеют для них конфликты и каково их содержание.

Эта относительность понимания болезни важна, помимо прочего, и для семейной динамики. В этом содержится определенная функция болезни; она вносит существенный вклад в отношения между членами семьи. При этом второстепенное значение имеет психический, психосоматический, психотический или соматический характер болезни.

Поговорки. Богатый арсенал для мобилизации ресурсов пациента, вместо того чтобы упорно решать давно известные проблемы, — притчи и народная мудрость, которые терапевт может предлагать как контрконцепции: здесь покидается улица с односторонним движением в коммуникативной структуре пациент—терапевт.

В межличностных отношениях, так же как и в переживаниях и душевной переработке, при сопоставлении притч начинаются процессы, которые мы описываем как «функции» этих историй: функция зеркала, функция модели, медиаторная функция, депонирование, истории как носители традиций, как межкультурные посредники, как помощь в регрессии, как контрконцепции, как побуждение к изменению точки зрения. Притчи применяются в позитивной терапии не произвольно, а целенаправленно в рамках пятиэтапного лечения.

б) Ступень 2: инвентаризация

Терапевтические акценты: развитие способности целенаправленно ставить вопросы. Проблемы в последние 5 лет (10 пунктов)? Как перерабатывались проблемы? Пациенту коротко представляются 4 формы переработки конфликтов, которые в то же время играют важную роль при их возникновении.

В данной ситуации его спрашивают: «Что произошло с Вами, Вашей семьей и Вашим окружением в этих областях в последние пять лет?» При этом терапевт принимает во внимание время возникновения симптомов или их прогрессирование.

Кроме того, пациента информируют о значении микротравм согласно девизу «Капля камень точит!».

Механизмы реакции на конфликты: какое влияние оказывают проблемы и заболевания на состояние общего благополучия, профессиональную деятельность, партнера, семью и другие межличностные отношения, планы на будущее? Какое значение имеют тело и здоровье, профессия и работа, социальные контакты, общественные события, вопросы о смысле и планах на будущее для пациента и его семьи?

Модели для подражания: «путешествие в прошлое» или корни конфликтов: отношения с отцом, матерью, братьями, сестрами и другими значимыми лицами в детстве; время, терпение, идеал родителей, брак родителей, контакты с внешним миром, «жизненная философия» родителей, семейные девизы, обычаи.

Актуальные способности: какие оказывают микротравматическое воздействие? Задерживались ли способности в своем развитии, пренебрегали ими или они сформированы односторонне? Какое влияние оказывает это в психодинамическом, семейном и социальном аспектах?

Задача терапевта прояснить содержание конфликта и его динамику во всех трех аспектах.

Например, с пациенткой, страдающей анорексией, при помощи позитивной интерпретации (например, «способность разделить тяготы мирового голода»), транскультурного сравнения, поговорок и притч исследуются актуальные способности, которые содержательно связаны с симптомом (например, неверность партнера), как она на это реагирует (механизмы реакции на конфликты) и когда она обучилась этому способу реагирования (измерения идеалов). Результаты представляются с точки зрения пациента, в присутствии партнера также с его точки зрения: что означает, например, болезнь жены для партнера, какое влияние оказывает это на профессиональную деятельность, контакты и перспективы на будущее для других? Какое значение имеет «верность» или «неверность» для партнера и какие стереотипы (измерение идеалов) наблюдаются у него? На этой основе происходит анализ конфликта, который способствует пониманию существенных конфликтных потенциалов в этих партнерских отношениях как для терапевта, так и для самих партнеров, независимо от того, присутствует второй участник конфликта или нет. Этим обеспечивается начало терапевтической работы.

в) Ступень 3: ситуативное ободрение

Терапевтические акценты: развитие способности выделять малоконфликтные составляющие и позитивные аспекты симптоматики. Какие позитивные аспекты имели эти события для Вас и Вашего окружения? Как Вы преодолевали предшествовавшие события и проблемы?

Делая акцент на тех моментах, которые мы переживаем как позитивные и вдохновляющие, нам становится легче считаться с теми моментами, которые мы воспринимаем как неприятные и негативные.

Кратко говоря, это и есть основной принцип ситуативного ободрения в позитивной психотерапии.

Я имел возможность постоянно убеждаться, что если партнер или семья постоянно сталкиваются с конфликтами и проблемами, то ситуация зачастую накаляется до такой степени, что она становится неконтролируемой.

Если же мы заинтересуемся тем, что объединяет семью, несмотря ни на что, то мы ободрим членов семьи, способствуя восстановлению уже давно ушедших в прошлое позитивных отношений. Тем самым мы создаем общий базис, на котором семейные конфликты могут конструктивно преодолеваться, даже если ситуация в конце концов решится разводом или расставанием.

г) Ступень 4: вербализация

Терапевтические акценты: развитие способности целенаправленно обращаться к не пережитым до конца событиям и конфликтам.

Какие проблемы еще открыты для Вас, какие должны быть решены в ближайшие 4 — 6 недель? При помощи техник позитивной психотерапии конкретизируются те конфликты, которые до сих пор оставались невысказанными или неосознанными.

Терапевт может рассмотреть ключевой конфликт в семье пациента как отношения сдержанность-открытость и совместно с членами семьи выработать стратегию поведения.

Мы спрашиваем конкретно: по отношению к кому и как часто возникают конфликты в области сдержанности-открытости? Как и когда они проявляются? Каких актуальных способностей они касаются («Какое отношение это имеет к справедливости, бережливости!» и т.д.)?

В то время как на предыдущих ступенях мы создавали ситуативные предпосылки, старались расшатать застывшие позиции и поощряли способность к пониманию, теперь начинается непосредственное семейное обсуждение: у каждого расширился собственный базис, и каждый приобрел при помощи техник позитивной психотерапии тот язык, которому он доверяет решать конфликты, вместо того чтобы просто пассивно терпеть их. Тот искаженный язык, который или полностью исключает чувства, или состоит лишь из стереотипов, знаменует нарушение межличностных отношений.

д) Ступень 5: расширение системы целей

Развитие способности вкладывать энергию не только в проблемы, но и в другие жизненные сферы. Что бы Вы сделали, если бы у Вас больше не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Чему бы Вы могли научиться у людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?

Умный торговец не станет вкладывать весь свой капитал в один-единственный проект. Он вложит его в различные проекты. Нарушенные коммуникации обычно приводят к ограничению контактов. Партнера наказывают тем, что ему что-то запрещают или отстраняются от него.

Следствием этого становится охлаждение или отчуждение в межличностных отношениях. Этот процесс мы называем служением цели. Основным принципом расширения цели является то познание, что наши партнеры обладают еще целым рядом возможностей, помимо тех областей, которые в настоящий момент конфликтны.

Основой для расширения цели служит контрконцепция, или концепция расширения.

Уже сама по себе каждая встреча с партнером, который представляет иные концепции, является по крайней мере потенциальным расширением цели: что бы Вы сделали, если бы у Вас не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Что бы Вы хотели сделать, если бы Вы однажды смогли позволить себе стать неразумным? Чему Вы можете научиться у других людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/positive-psychotherapy/460-2008-09-30-18-30-47.html

Позитивная психотерапия Пезешкиана

10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии

Позитивная психотерапия как особый метод, в котором философия и мудрость Востока соединяется с рациональностью Запада, появилась в 1968 году, благодаря работе иранского профессора, доктора медицинских наук и специалиста в области психологии, психотерапии и неврологии Носсрата Пезешкиана. Его метод основан на транскультурных исследованиях, которые были проведены в более чем двадцати разных культурах. За свои разработки Носсрат Пезешкиан в 2009 году был номинирован на Нобелевскую премию в области медицины и физиологии.

Метод позитивной психотерапии Пезешкиана

Для начала стоит сказать, что использование метода позитивной психотерапии Пезешкиана и его принципов не ограничивается одной лишь психотерапией или консультированием, но распространяется также и на другие области и применяется в образовании, управлении персоналом, бизнесе, профилактике здоровья, проведении всевозможных тренингов, а также в коучинге.

Идея метода говорит о том, что положительное представление о человеке проистекает из того, что любой человек с самого рождения имеет две основные способности: способность к познанию и способность к любви.

Обе они тесно взаимосвязаны друг с другом: развитие одной способствует процессу развития другой, и облегчает его. Это и является главным утверждением, на котором в позитивной психотерапии строится представление о человеке.

По своей природе человек является добрым и подсознательно стремится к добру.

https://www.youtube.com/watch?v=ebz_U6VaBcA

Также позитивная психотерапия Пезешкиана базируется на вере в то, что все люди наделены всем необходимым, чтобы жить счастливой жизнью. У каждого есть доступ к неисчерпаемому источнику жизни, который можно использовать для своего индивидуального раскрытия и личностного роста.

Всё самое ценное находится внутри человека и, словно семена, зреет на протяжении жизни – это замысел Творца. Учёный говорил о том, что каждый человек представляет собой шахту, полную драгоценных камней.

И одной из задач является поиск этого ценного клада, и поднятие его наружу из глубин души человека. Необходимо показать этот клад миру посредством применения талантов и природных задатков, благодаря чему возможна полная самореализация человека.

Основной удовлетворения в жизни является исполнение своего жизненного предназначения.

Преимущества, достоинства и особенности позитивной психотерапии Пезешкиана

Сначала нужно сказать несколько слов о преимуществах метода Пезешкиана. Они заключаются в следующем:

  • Метод применим к любым проблемам
  • Метод интернационален
  • Инструментом терапии могут служить притчи, метафоры и т.п.
  • Человек рассматривается как целостная система
  • Клиент принимает в терапии активное участие
  • Метод краткосрочен и рассчитан на 15-20 сеансов
  • Метод ориентирован на будущее клиента

Одним из наиболее важных достоинств позитивной психотерапии является то, что она доступна любым возрастным и социальным группам, а также то, что для неё характерны обучение самопомощи, системный подход и простота языка.

Благодаря универсальности и принципу простоты существует возможность применения метода в повседневной жизни без каких-либо специализированных знаний абсолютно каждым человеком.

Позитивную психотерапию можно рассматривать как указатель для человека на верный путь гармонизации его чувств и мыслей.

Фундаментальной особенностью метода Пезешкиана также является использование специалистом в своей работе различных пословиц, притч, необычных интересных историй.

Наполненные мудростью Востока, они способны помочь человеку посмотреть на свои проблемы под другим углом, отстранённо, абстрагироваться от субъективных переживаний и обсудить свои трудности со специалистом, будучи независимым от него.

Основной упор в позитивной психотерапии делается на возможностях человека как главнейшем способе его исцеления от страданий и недугов. Причиной возникающих проблем, согласно терапии, являются неразвитые или подавленные области духовного взаимодействия между людьми – из-за них появляются нарушения в жизни и различные конфликты.

Положительное отношение к проблемам приводит к пониманию того, что любая из них скрывает уникальные возможности для развития, что и вселяет в людей надежду. Полноценное здоровье подразумевает баланс четырёх основных сфер жизни:

  • Тело/здоровье
  • Работа/успех
  • Контакты/семья
  • Фантазии/будущее

Конфликты и болезни представляют собой, главным образом, дисбаланс этих четырёх сфер.

Позитивная психотерапия делает акцент на здоровой части организма человека, в которой содержится всё необходимое для его выздоровления, и из которой можно черпать энергию для конструктивного взаимодействия со свои недугом и создания в жизни благоприятных перемен. Сама терапия вкупе с умением собственными силами выйти из сложившегося положения – это инструменты для восстановления естественного баланса.

Ещё одним существенным достоинством метода является его нацеленность на будущее, ведь он позволяет формировать будущее посредством принятия ситуаций в настоящем. Каждый человек, приняв на себя полную ответственность за свою жизнь, способен изменить свою реальность. Другими словами, если человек хочет иметь то, чего никогда не имел, он должен делать вещи, которых никогда не делал.

Важным принципом психотерапии Пезешкиана является принцип уникальности личности. Он гласит, что в жизни не может быть стандартов, а многообразие источников счастья человека суть в том, что быть счастливым можно в моменте «сейчас», имея то, что есть, не грезя о том, «что было бы, если бы» и т.

п. Способность человека узреть в настоящем то, что сделает его счастливым и придаст силы на пути к новым свершениям, наделяет его мудростью и делает создателем своего собственного «Я». Но изменить текущее состояние к лучшему можно только постепенно, а для этого необходимо обладать терпением.

Позитивная психотерапия помогает человеку мобилизовать свои скрытые резервы для осуществления положительных перемен. Она учит человека не противостоять окружающему миру, а принимать его таким, каков он есть. Итогом же станет позитивное миро- и самовосприятие, а также позитивное восприятие жизни и окружающих людей.

Принципы работы позитивной психотерапии Пезешкиана

Работа позитивной психотерапии Пезешкиана основана на трёх принципах: принципе надежды, принципе баланса и принципе самопомощи.

Принцип надежды фокусируется на ресурсах человека. Благодаря ему можно осознать максимум своих способностей и стать ответственным за всё, что происходит в твоей жизни.

Принцип баланса позволяет рассмотреть жизнь и развитие человека по четырём основным направлениям: тело, отношения, достижения и будущее. Целью этого принципа является восстановление естественной гармонии этих четырёх направлений.

Принцип самопомощи может быть применим в качестве стратегии гармонизации личности, а также её адаптации и развития. Первоначально этот принцип применяется психотерапевтом, но по мере работы человек начинает применять его самостоятельно, проецируя на себя и своё окружение, тем самым оказывая себе самопомощь.

Теория четырёх сфер

Многочисленные исследования Носсрата Пезешкиана и его коллег позволили им вывести закономерность, отображающую то, что люди восточной и западной культур будут по-разному реагировать на одни и те же проблемы.

Идея о том, что ситуации, сами по себе, не являются ни хорошими, ни плохими, и что оценка даётся им каждым конкретным человеком, послужила основой для создания теории четырёх сфер, посредством которых происходит реакция на конфликты и болезни:

Первая сфера – сфера тела, в которой человек реагирует на болезнь при выходе ситуации из-под контроля. Здесь появляются психосоматические заболевания. Люди, как правило, лечат симптомы, а не причины, что является в корне неверным.

Вторая сфера – сфера деятельности, в которой человек либо полностью погружается в работу, либо, наоборот, стремится ничего не делать вообще.

Третья сфера – сфера контактов, в которой идёт речь об умении налаживать связь с людьми, растениями и животными, а также с самим собой. Конфликты и болезни могут устраняться человеком либо через уход «в себя», либо в чрезмерное общение.

Четвёртая сфера – сфера фантазии, где проблемы решаются через визуализацию благоприятного будущего.

Позитивная психотерапия говорит, что здоровым может считаться человек, распределяющий свою энергию по всем четырём направлениям. Если же одно из направлений не развивается в должной мере, именно оно станет слабым местом для воздействия стрессовых ситуаций и событий, которые могут травмировать человека.

Согласно данной теории, человек должен работать со своими проблемами во всех четырёх направлениях. Кстати, Пезешкиан отметил, что люди Запада уделяют основное внимание сферам тела и деятельности и, соответственно, проблемы решают через них, а люди Востока, напротив, живут и реагируют в сферах контактов и интуиции (фантазии).

Насколько верны идеи позитивной психотерапии Пезешкиана, вы можете судить сами, просто спроецировав их на себя и свою жизнь. Но вероятность того, что подтверждение будет практически 100% очень велика.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0/

Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт

10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии

Хотя данная книга не относится к числу так называемых «научно-популярных», она заинтересует отнюдь не только специалистов врачей и психологов. Суть подхода Н.Пезешкиана можно выразить формулой: ПОЗНАЙ СЕБЯ И ПОМОГИ СЕБЕ.

Поэтому каждый, кому не в тягость размышления о природе человека и о перипетиях человеческих взаимоотношений, извлечет из нее немалую практическую пользу.

Прежде всего это относится к учителям, родителям, воспитателям, работникам здравоохранения и социальных служб.

В последние годы Носсрат Пезешкиан — частый гость в России и странах Содружества. Его подход становится у нас все более и более популярным, в разных городах возникают все новые центры позитивной психотерапии. Причины успеха позитивной психотерапии в достаточно очевидных достоинствах самого подхода.

Во-первых, он универсален, применим к самому широкому кругу проблем — от психических и психосоматических заболеваний до семейных конфликтов, трудностей воспитания и конфликтов на работе. Во-вторых, он не противопоставляет себя другим психотерапевтическим подходам, а напротив, стремится их объединить.

В-третьих, он ориентирован на то, чтобы сделать самих людей психотерапевтами для самих себя и своих близких.

И, в-четвертых, в нем, как ни в одном другом подходе, большое место занимает сопоставление различных культур и стилей воспитания и анализ конфликтов, возникающих на почве взаимного непонимания носителей разных традиций, установок и норм поведения, В нашей сверхмногонациональной стране это более чем актуально. Хотя, насколько нам известно, Н.Пезешкиан еще не пробовал применить свой подход непосредственно к разрешению межнациональных конфликтов и трений, в нем заключены богатейшие возможности для этого.

Данная книга делалась в тесном сотрудничестве с самим доктором Пезешкианом, что позволило осуществить подготовку текста на максимально высоком уровне. Для перевода использовались как оригинальное немецкое, так и более позднее английское издание книги.

В нее также вошла, согласно пожеланию автора, одна глава из книги «Позитивная психотерапия», рассматривающая взаимоотношения между позитивной психотерапией и другими психотерапевтическими подходами.

Осталось назвать еще ряд людей, которые, помимо тех, кто перечислен на обороте титульного листа, внесли свой вклад в работу над этой книгой. Это С.В.Гошко, Д.Е.Карасев, В.И.Трубицын, А.В.Турбаевский.

Москва, 6 августа 1992 г,

Д.А.Леонтьев, кандидат психологических наук, директор издательства «Смысл»

ISBN 5-85494-001-9

Предисловие автора к русскому изданию

Можно стоять на своей точке зрения, но нельзя на нее садиться.

народная мудрость

В древние времена человек жил в социальных сообществах: семье, клане, большой семье, позднее — в племени. В некоторых культурах таким сообществом был город-государство. В процессе развития социальные объединения становились все крупнее: государство, нация, мировое сообщество.

Технический и культурный прогресс, сокращение расстояний привели к тому, что все люди сегодня в известной степени взаимосвязаны. То, что происходит сегодня в самом отдаленном уголке мира, сказывается на благополучии всего человечества.

Подтверждением единства человечества является тот факт, что, например, военные конфликты уже не являются только делом вовлеченных в них сторон, но и становятся радостями и горестями всего человечества.

С помощью большого числа различных методов, описаний случаев и примеров позитивная психотерапия и позитивная семейная терапия представлены в этой книге как новая форма психотерапии. В ней прежде всего раскрывается взаимосвязь системы болезнь-культура-семья-воспитание и психотерапии.

Со времени выхода этой книги на немецком и английском языках моя терапевтическая концепция претерпела дальнейшее развитие, мой подход был принят как психотерапевтический метод и неоднократно представлялся на национальных и международных конгрессах и в научных журналах.

Психологические исследования в русле позитивной психотерапии (опросники, семантический дифференциал и др.), насколько из их результатов уже можно делать какие-то выводы, подтверждают мои теоретические и проверенные практикой предположения.

Большой поддержкой для меня была реакция специалистов, специальных журналов и читателей на мои книги.

Понятие позитивного в позитивной психотерапии означает прежде всего, что терапевт ориентирован не на устранение возникших нарушений и расстройств, а старается в первую очередь мобилизовать имеющиеся у пациента способности и потенциал самопомощи, позитивное, в соответствии с исходным «positum», означает «действительное», «ранее данное». Действительными и ранее данными являются не конфликты и расстройства, а способности, которыми обладает каждый человек,

Такой подход осуществим, если мы готовы принять другие типы мышления, в которых болезням придается иное значение и предлагаются альтернативные стратегии лечения.

В этой книге представлены преимущественно психические и психосоматические расстройства и даны основные модели психотерапевтической помощи при этих состояниях.

В русле позитивной психотерапии лечение не ограничивается только непосредственными отношениями терапевт-пациент, а включает также стратегии самопомощи и превентивные воспитательные мероприятия.

Цель этой книги — посвятить в предлагаемую стратегию лечения психотерапевтов и врачей других специальностей. В каждой главе для большей наглядности приведена восточная притча с критической интерпретацией.

Позитивная психотерапия является не только особой формой терапии, но и находится в тесной взаимосвязи с воспитанием, центрированном на значимых других, самопомощи, центрированной на пациенте и психотерапии, центрированной на терапевте.

Вскрываются новые возможности психотерапии, которые не только экономически целесообразны, но и чрезвычайно эффективны, непосредственно сочетая в себе различные психотерапевтические методы.

В книге обсуждаются и сопоставляются с позитивной психотерапией такие известные терапевтические подходы, как психоанализ, индивидуальная психология, поведенческая терапия, логотерапия, трансактный анализ, аналитическая психология и групповая психотерапия,

Исходя из модели этиологии психических и психосоматических заболеваний, обосновывается практическая модель психотерапевтического процесса: пятиступенчатая стратегия лечения в позитивной психотерапии. При этом показаны модификации этой стратегии применительно к помощи самому себе.

Речь идет о многосторонних терапевтических отношениях, в которые вовлечены терапевт, пациент и окружающий его мир в качестве равноправных партнеров в психотерапии — по сути это психо-социо-терапия;

  1. Собственно психотерапевтическая ситуация основывается на непосредственных отношениях терапевт-пациент.
  2. Пациент начинает заниматься управляемой самопомощью, выступая в качестве психотерапевта для своего окружения, в частности, партнера по конфликту.
  3. Партнеры по конфликту могут, в свою очередь, также быть вовлечены в терапию, например, в семейную или терапию социальных навыков.

Пятиступенчатая психотерапия может быть применена в этих трех терапевтических сферах (психотерапевтическая ситуация, пациент в роли психотерапевта и терапия социального окружения).

Этот процесс открывает новые возможности в освобождении потенциала самопомощи людей и позволяет терапевту во многих отношениях более человечно подойти к пациенту и его семье. Быть может, я так надеюсь, это сможет открыть новые перспективы отношения человека со своими ближними.

Я благодарен многим своим коллегам за те знания, которыми они поделились со мной и моими сыновьями в процессе наших встреч и семинаров в 17 городах СНГ. На сегодняшний день в СНГ образовано 12 центров, которые работают в русле модели позитивной психотерапии, психосоматики и транскультурной психиатрии.

Господину Д.Леонтьеву (факультет психологии Московского университета) я приношу свою благодарность за его усилия по изданию этой книги.

Это книга была переведена на русский язык госпожой Л.Трубицыной и госпожой Т.Куличенко. Я выражаю им свою глубочайшую признательность.

Читателям, которые заинтересованы в систематизированной информации о позитивной психотерапии в рамках семейной терапии и психосоматики, я могу рекомендовать познакомиться с моими книгами «Позитивная психотерапия», «Психотерапия обыденной жизни», «Торговец и попугай», «В поисках смысла; психотерапия малыми шагами» и «Психосоматика и позитивная психотерапия».

Висбаден, август 1992.                              Носсрат Пезешкиан

От редакции

Предисловие автора к русскому изданию

История позитивного процесса: сон

Предисловие е к английскому изданию

Шесть тезисов позитивной семейной терапии

Глава I. Введение в теорию позитивной семейной терапии

  1. Ситуация в науке, религии, образовании и психотерапии
  2. Что такое «семейная терапия»?
  3. Что такое «позитивная семейная терапия»?
  4. Руководство для читателя

Глава II. Транскультурная психотерапия

(Концепция ВОСТОК – ЗАПАД)

  1. Социальные изменениям образ человека
  2. Практические аспекты концепции Восток-Запад в семейной терапии

Глава III. От семейной терапии к позитивной семейной терапии

  1. Семья как ад
  2. Семья как рай
  3. Семья как судьба
  4. Формы семьи
  5. Семейное равновесие
  6. Семейная терапия? кого надо лечить
  7. Семья или клиника
  8. Развитие семейной терапии
  9. С чем имеет дело позитивная семейная терапия

Глава IV. Методы позитивной семейной терапии

  1. Три столпа позитивной семейной терапии
  2. Позитивный исходный пункт
  3. Что такое «позитивная семейная терапия»?
  4. Позитивный образ человека; единство в многообразии
  5. Литература о базовых способностях
  6. Возможности для реинтерпретации
  7. Практическое применение «позитивной реицтерпретации»
  8. Помощь в изменении точки зрения
  9. Что такое «концепции»
  10. Позитивная семейная терапия ничего не устраняет
  11. Пациент как терапевт
  12. Позитивная процедура в терапевтическом процессе

Глава V. и динамика конфликта

  1. Четыре формы переработки конфликта и как они работают
  2. Использование схемы четырех форм переработки конфликта в позитивной семейной терапии
  3. Четыре измерения модели для подражания
  4. Четыре модели для подражания в позитивной семейной терапии
  5. Актуальные способности
  6. Микротравмы. Так называемые мелочи
  7. Конкретизация содержания
  8. Значимость актуальных способностей
  9. Актуальные способности как знаки транскультурных различий
  10. Использование дифференциально-аналитическрго опросника
  11. Актуальный конфликт и базовый конфликт
  12. Три стадии взаимодействия

Глава VI. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Как они действуют

  1. Стадия наблюдения/дистанцирования
  2. Стадия инвентаризации
  3. Стадия ситуативного поощрения
  4. Стадия вербализации
  5. Стадия расширения целей
  6. Стратегия позитивной семейной терапии
  7. Взаимодействие между терапевтическими моделями
  8. Позитивная семейная терапия: язык и социальные слои

Глава VII. Практика позитивной семейной терапии

  1. Концепции и их применение в позитивной семейной терапии
  2. Концепции в терапевтической работе: изменение точки зрения
  3. Истории и поговорки как средства изменения точки зрения

Глава VIII. Концепции и их влияние в позитивной семейной терапии

  1. Фригидность: возможность сказать «нет» своим телом
  2. Что общего у болезней желудка с бережливостью
  3. Мои родители неправильно меня воспитали
  4. Ожирение
  5. Кардионевроз
  6. «Что скажут люди?»
  7. Литературные концепции: Кто Ваш любимый автор

Глава IХ. Семейная традиция и идентичность

  1. Традиционный невроз
  2. Верность концепциям или изменение их
  3. Нерешенный конфликт поколений
  4. Пока смерть не разлучит Вас
  5. Ложный путь
  6. Делегированные концепции
  7. Старый запрет
  8. Опасный чай
  9. Можно ли причинять людям боль?
  10. Избавитель
  11. Концептуальное семейное древо
  12. Традиция симптомов

Эпилог

Приложение

Позитивная психотерапия и другие психотерапевтические подходы

Пер. с нем. Т.В.Куличенко

Список литературы

В.Каган. Психотерапия и реальность (вместо послесловия)

Страницу о Носсрате Пезешкиане смотрите на нашем сайте в разделе жизнеописаний.

Источник: http://BahaiArc.org/kb/90-parabahai/2903-positive-psychotherapy

Позитивная психотерапия — направление, для которого не существует этнических и культурных границ

10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии

Нобелевская премия не присуждается за достижения в области психологии. Несмотря на это, список психологов, получивших её, достаточно обширен. Так как прямая номинация для них отсутствует, они награждаются за открытия в медицине, литературе и даже экономике. В своё время лауреатами становились Павлов, Дейл и Лёви, Гесс, Камю, Сартр.

В 2009 году в секции медицины и физиологии был номинирован профессор Носсрат Пезешкиан — немецкий невролог, психиатр и психотерапевт с иранскими корнями. Его детище — позитивная психотерапия — принесло ему всемирную известность и множество наград. А самое главное — эффективно помогает людям преодолеть те конфликтные ситуации, в которых они то и дело оказываются.

Что это такое

Позитивная психотерапия — это направление, центрированное на конфликте, который решается с помощью способностей (врождённых и приобретённых) самого человека.

Оно широко применимо как в психологии, так и в психиатрии для лечения серьёзных расстройств личности и поведения. Уходит корнями в транскультурные психодинамические психотерапевтические методы.

Первоначально Пезешкиан называл своё детище дифференциальным анализом. Основа — гуманистическая точка зрения.

Позитивная психотерапия Пезешкиана активно пропагандировалась в Германии, начиная ещё с 1968 года. Но признание она получила гораздо позже. В 1996 была объявлена эффективным и официальным направлением Европейской ассоциацией психотерапии. Вслед за ней в 2008 году то же самое провозгласили с высоких трибун Всемирного совета психотерапии.

Профессор Пезешкиан последние годы своей жизни (умер в 2010) постоянно ездил по миру с семинарами, симпозиумами, общественными лекциями. Проводил интервью с прессой, телевидением и радио. На сегодняшний день открыто более 40 центров позитивной психотерапии в разных странах. За активное претворение в жизнь своего метода доктор был удостоен множества наград:

  • главная медицинская премия Германии «Ричард-Мартин-Прайс» за гарантию качества;
  • премия Эрнста фон Бергманна;
  • Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»;
  • международная премия Авиценны за этику в науке;
  • номинация на Нобелевскую премию.

Многие его книги переведены на русский язык:

  1. «Позитивная психотерапия — теория и практика нового метода».
  2. «Позитивная семейная психотерапия».
  3. «Психосоматика и позитивная психотерапия».
  4. «Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов».
  5. «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».

Пезешкиан создавал позитивную психотерапию на основе транскультуральных исследований более 20 мировых культур. Поэтому его направление многие называют новаторским и межнациональным.

В обиходе можно встретить разные названия: позитивная динамическая психотерапия, дифференциальный анализ, транскультурная психодинамика и другие.

Сложности этимологии. Несмотря на то, что в ПП присутствует момент, обеспечивающий пациенту исключительно позитивный настрой, название направления не имеет никакого отношения к латинскому слову «positivus», что переводится как «положительный». Оно восходит к другому латинскому понятию — «positum», что означает «имеющий место, фактический, данный».

Суть

Вся суть позитивной психологии раскрывается в этимологии термина. Она работает с той проблемой, которая имеется на данный момент и которая требует скорейшего решения именно сейчас.

Носсрат Пезешкиан считал, что, пока в остальных направлениях докапываются до истинных причин конфликта (психотравмы, расстройства), уходит драгоценное время. Потом оно ещё тратится на возможное устранение провоцирующих факторов.

И только после этого начинается работа непосредственно с самой проблемой. А она за этот срок уже успевает разрастись, пустить корни и перейти в запущенную стадию.

Считая эти моменты явным минусом большинства психотерапевтических направлений, Носсрат Пезешкиан создавал позитивную психотерапию с совершенно иной целью — работать непосредственно с проблемной ситуацией.

Не углубляясь в детские паттерны поведения и давние психотравмирующие факторы, он старался в короткие сроки избавить человека от тревожных мыслей, депрессии, нервозов, личностно-поведенческих расстройств, пока они ещё не перешли в запущенную форму.

Это даёт отличные и быстрые результаты. Люди получают решение своей проблемы всего за несколько сеансов, при этом не углубляясь в прошлое и не вызывая в закоулках памяти неприятные воспоминания. Сохраняя душевное равновесие, они ещё и учатся самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций впоследствии.

Основные задачи позитивной психотерапии:

  • психотерапевтический аспект — лечение личностно-поведенческих расстройств;
  • педагогический аспект — воспитание и профилактика девиантного поведения и социальной дезадаптации детей и подростков;
  • транскультурально-социальный аспект — развитие и усовершенствование межкультурального сознания (изучение национальных традиций, влияющих на поведение и внутреннее состояние их носителей);
  • междисциплинарный аспект — взаимодействие и интеграция (насколько это возможно) других психотерапевтических направлений под общей эгидой.

Такое разнообразие аспектов, с которыми приходится работать специалистам, делают её ещё более привлекательной.

Преимущества

Принцип «здесь и сейчас» активно используется в нейролингвистическом программировании, психодраме, клиентцентрированной психотерапии, гештальт-терапии, недирективном гипнозе.

И всё-таки работа в этих направлениях слишком затягивается, так как они практически не черпают внутренние ресурсы человека, помогая ему методиками извне.

Большинство из них ориентированы на устранение симптоматики, а не самого конфликта.

На фоне всего этого не удивительно, что позитивная психотерапия имеет такой успех. Её преимущества перед другими направлениями:

  • конфликто-, а не симптомоцентрированность;
  • краткосрочность: в среднем, 20 сеансов в рамках психологии и не более 50 — психотерапии (с учётом окончательного избавления от достаточно тяжёлых расстройств);
  • универсальность: специалистам не приходится подыскивать разные методы, техники и приёмы — здесь всё работает на практически мгновенное устранение конфликта;
  • интернациональность: это кросс-культурная психотерапия, интегрирующая философию и интуитивную мудрость Востока и рационализм и научность Запада;
  • активное вовлечение пациента в процесс работы над своими конфликтами;
  • работа с человеком как с целостной системой, а не отдельными его мыслями, переживаниями, конфликтами;
  • активное применение притчи и метафоры как психотерапевтического инструмента для работы с пациентами;
  • ориентированность на будущее, несмотря на принцип «здесь и сейчас»: позитивная психотерапия учит, как справляться с проблемными ситуациями в дальнейшем.

Помимо всех этих преимуществ, данное направление предлагает также методики работы с проблемами, возникающими у самих психотерапевтов. Для практикующих специалистов это существенный плюс.

Один из наиболее привлекательных моментов для пациентов — краткосрочная позитивная психотерапия позволяет устранить конфликт за минимальное количество сеансов.

Там, где гештальт-терапии потребуется полгода, ПП управляется за полтора месяца.

Основные принципы

Позитивная психотерапия базируется на трёх «китах» — трёх основных принципах. Каждому из них соответствует конкретная методика.

Принцип баланса

Ему соответствует методика содержательного дифференциального анализа психодинамики личности. Название только звучит так страшно, на самом деле всё просто. Позитивная психотерапия работает с врождёнными (первичными) и приобретёнными (вторичными) способностями человека. Специалист старается на первых же сеансах их выявить и разграничить.

Чаще всего проблема возникает из-за того, что первые оказываются невыявленными и бунтуют где-то изнутри, а вторые в это время, хоть и лежат на поверхности, но не находят себе сферы применения. Задача ПП — гармонизировать и буквально «вытащить» на свет врождённые таланты и одновременно помочь актуализировать приобретённые.

Принцип надежды

Ему соответствует метод позитивного подхода в видении врождённых и приобретённых способностей, а также возможностей человека. Есть пациенты, от которых то или иное направление отказывается, так как не имеет необходимого инструментария для работы с ним.

Но здесь психотерапевты не имеют право не верить в благополучный исход. Даже если случай уникальный или запущенный, необходимо действовать так, словно выздоровление наступит уже завтра.

Причём большая часть надежды возлагается на внутренние ресурсы самого пациента.

Принцип само- и взаимопомощи

Ему соответствует метамодель, предполагающая 5 шагов. Её цель — в максимально короткие сроки гармонизировать, адаптировать и развить любую личность.

И если на самых первых сеансах работа ведётся преимущественно с самим пациентом, то в конце ему дают алгоритм, как улучшить жизнь не только самого себя, но и тех, кто его окружает.

Причём этот список достаточно внушительный: любимый человек, семья, партнёр по бизнесу, коллеги, сотрудники организации, община. Гуманистическая ориентированность позитивной психотерапии ярче всего проявляет себя именно в этом принципе.

Однако этими принципами методы позитивной психотерапии не исчерпываются. В руках специалистов — гораздо более богатый инструментарий.

О способностях

Врождённые и приобретённые способности являются ключевыми понятиями. Причём речь идёт не столько о талантах, одарённости или гениальности, сколько об общечеловеческих ценностях. Например, с точки зрения ПП, в каждом с самого рождения заложены две ведущие способности (потребности) — познавать и любить.

Способность и потребность познавать

Это рациональная, интеллектуальная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие мозга. Во-первых, она более развита у математиков, физиков и людей других специальностей, связанных с точными науками. Во-вторых, учитывая интеграцию культур, с точки зрения позитивной психотерапии, данная способность находится в приоритете у жителей Северной Америки и Западной Европы.

Именно это становится во главу угла при разрешении конфликта, к примеру, у химика или немца. Психотерапевт предлагает им устранить его путём логических размышлений.

Постоянные ссоры с женой? Из-за чего? Есть не готовит, одежду не стирает и не гладит, за детьми не смотрит, требует много денег? А есть какие-то положительные моменты в совместной жизни с ней? Чего больше: достоинств или недостатков? С помощью подобных наводящих вопросов и записи чётких ответов, сопоставительной таблицы в конце уже первого сеанса рационалист видит, что смысла быть с такой супругой больше нет и единственный выход из данной ситуации — развод (или наоборот).

Способность и потребность любить

Это эмоциональная, чувственная духовная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие. Она развита у представителей гуманитарных и творческих профессий, а также у жителей Востока и Южной Америки.

Если с семейной проблемой (ссоры с женой) к позитивному психотерапевту пришёл художник или японец, им бесполезно задавать те чёткие, рациональные вопросы, которые так эффективно сработали в предыдущем случае. Ответы на них будут даваться расплывчатые, длинные и неопределённые, что только ещё больше запутает клиента в том, чего он хочет, и затянет сеанс.

Здесь требуются иные приёмы и техники. Например, метафоризации или притчи. Увидя собственную семейную жизнь как испорченное полотно или высохшие краски, художник сможет сам принять решение, реанимировать их или заменить новыми. Услышав историю о глупой жене, японец поймёт, как всё исправить.

«Сверхлюди»

Труднее всего работать с людьми, у которых происходит смешение физиологических способностей и культурно-исторических предрасположенностей. Например, с китайцем-информатиком или музыкантом-англичанином.

С одной стороны, ими движет наиболее развитое полушарие. С другой — этническая принадлежность. В таких случаях приходится выявлять доминирующий из этих факторов и работать с ориентацией на него.

При этом необходимо устранить вечный внутренний конфликт между двумя этими сущностями.

Такой межкультуральный подход позволяет позитивной психотерапии работать с человеком любой национальности, учитывая его этнические и культурно-исторические предрасположенности. Это даёт отличные результаты.

Этапы

В решении любого конфликта позитивная психотерапия проводит пациента через пять обязательных, последовательных уровней:

  1. Дистанцирование от ситуации, которая спровоцировала конфликт.
  2. Её детальная проработка.
  3. Ситуационное согласие.
  4. Вербализация.
  5. Расширение границ целей.

Все эти этапы имеют лишь одну цель — здесь и сейчас избавить человека от проблемы, помочь ему справиться с ней и пойти дальше без отягощающего груза. Эту схему проходят все пациенты без исключения. Независимо от того, с чем они пришли — с обычной бытовой ссорой (межличностным конфликтом) или серьёзными отклонениями в поведении (психическим расстройством).

Методы

На этих этапах психотерапевты используют разные техники, приёмы и методики, позволяющие достичь цели на каждом конкретном уровне. Некоторые из них являются универсальными и активно используются практически во всех направлениях психологии, педагогии, психотерапии:

  • вопросно-ответная методика;
  • проговаривание;
  • визуализация;
  • выявление актуальных способностей с помощью метода анкетирования.

Но есть в арсенале позитивной психотерапии и специфические техники и приёмы, разработанные именно под неё:

  • формализованное диагностическое интервью с закрытыми вопросами;
  • истории, сказки, притчи;
  • метафоры;
  • мультикультурный подход;
  • стратегия комплиментарного подхода;
  • подборка примеров подобных конфликтов.

Техники и упражнения

Позитивная психотерапия хороша ещё и тем, что многие её техники и упражнения можно использовать самостоятельно для устранения незначительных внутренних разногласий. Их можно применять в моменты непосильной усталости, возникновения межличностного конфликта, навязчивых идей, пробуждения внутренних комплексов. Судя по отзывам, при правильном выполнении они дают отличные результаты.

Саногенное мышление

Отличное упражнение для тех, кто любит каждую проблему раздувать до небес и видеть во всём лишь плохое. Как его выполнять: как только случается какой-либо конфликт, создаётся неприятная ситуация, в ней нужно рассмотреть что-то хорошее. Иногда это бывает невероятно трудно, но эффективность данного метода не заставит себя долго ждать.

Причём это распространяется и на физиологию. Например, у вас прихватило сердце.

Казалось бы, какой в этом плюс? С точки зрения позитивной психотерапии любая боль (и физическая, и психологическая) — это сигнал к тому, чтобы предпринять своевременные меры для её лечения.

Чем раньше это сделать, тем меньше негативных последствий для здоровья будет в дальнейшем. Чаще всего такое упражнение назначается ипохондрикам.

Идеальный день

Данное упражнение позитивные психотерапевты рекомендуют выполнять по возможности раз в 1-2 недели тем, кто недоволен своей жизнью, погряз в рутине, вынужден постоянно делать то, что надо, а не то, что он хочет. Оно также помогает справиться с депрессией и внутренними комплексами.

Задание заключается в следующем. Составить подробный план своего идеального дня — так, как хотели бы провести его вы, без оглядки на чьё-то мнение и руководствуясь исключительно своими внутренними желаниями.

Но делать это нужно максимально подробно, как если бы вы составляли распорядок своего обычного завтрашнего дня. То есть нужно указать, что бы вы хотели съесть на завтрак, куда пойдёте, кому позвоните.

Следующий шаг, наверное, уже понятен: проживите этот день так, как вы его расписали, насколько это возможно.

Притчи

Для каждой жизненной ситуации у жителей Востока есть своя мудрая притча, которая учит, как правильно действовать в том или ином конфликте, кто на самом деле виноват. Если бы каждая супружеская пара имела в своей библиотеке томик таких иносказательных историй, ссор было бы гораздо меньше.

Например, типичная ситуация для современной семьи: и жена, и муж считают, что оба на 100% выполняют возложенные на них обязанности. Первая варит борщ и воспитывает детей, второй приносит деньги.

Однако никакой взаимопомощи друг другу они не оказывают.

Здесь как нельзя кстати придётся притча «Распределение обязанностей», которая рассказывает о том, что подобное положение дел привело супругов к тому, что у них сгорел дом.

Как использовать данную технику самостоятельно? В век Интернета даже не придётся покупать сборник притч. Столкнулись с проблемной ситуацией — забиваете её в поисковую строку (изменил парень, распространение слухов, плохая мать, несправедливый начальник), а рядом — слово «притча». Вы удивитесь, сколько поучительных историй создал Восток на вашу тему. Читайте, извлекайте урок и исцеляйтесь.

Положительные имена и ярлыки

Судя по отзывам, упражнение невероятно эффективное, хоть и сложное. Задача заключается в том, чтобы убрать из своего окружения все речевые клише с отрицательной эмоциональной окраской. Это должно касаться и мелочей, и более значимых моментов.

Проработать придётся многие нюансы: смотря в зеркало, нельзя называть себя старой и толстой — только мудрой и аппетитной; начальник — не хам и самодур, а человек с весьма сложным, но зато оригинальным характером; и никакое у вас не слабое эго — просто сильное эго спит. Начать можно с произношения вслух, а затем уже прорабатывать и мысленные формулировки.

Распутывание клубка

Каждому человеку приходится сталкиваться сразу с целым клубком проблем. С начальником отношения не ладятся, нет времени съездить к родителям, не хватает внимания мужа, дети погрязли в двойках.

И начинается хождение по мукам: не могу помочь маме, потому что на работе выходной не дают, супруг не занимается детьми — вот у них и учёба хромает и т. д. Человек склонен искать взаимосвязи и одну проблему оправдывать другой.

Распишите все свои трудности на разных листочках, не путайте их в один клубок, а решайте по отдельности.

Регулярно выполняя такие упражнения, можно без привлечения специалиста помочь не только самому себе, но и людям из своего окружения. В этом и заключается уникальность данного направления, на практике реализующего гуманный подход.

О других видах психотерапии можно узнать из наших статей:

  • Поведенческая психотерапия
  • Телесно-ориентированная
  • Семейная психотерапия

Источник: https://ponervam.ru/pozitivnaya-psihoterapiya.html

Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана – Психологос

10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии

Автор статьи – Снежана Фурсова. Материал с сайта Школа жизни

Позитивная психотерапия – метод краткосрочной психотерапии, предложенной Носсратом Пезешкианом в 1968 году. Метод направлен на мобилизацию внутренних ресурсов человека для принятия позитивных решений в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.

Почему позитивная?

Свое имя метод получил от латинского слова «Positum» (фактическое, данное). Центральная идея – работа с актуальными способностями человека, а не болезнью, симптомом или проблемой.

Актуальные способности – это те стороны личности, которые постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях.

Исходя из главного тезиса позитивной психотерапии, здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно справиться с возникающими трудностями, и умеет находить максимально возможное количество решений проблемных ситуаций.

Позитивная психотерапия – это метод, который дает знания о человеке, учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его во всем многообразии.

Основные положения позитивной психотерапии

1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить.

В зависимости от врожденных физических данных, внешней среды (семейной и культурной), специфики эпохи, в которой живёт человек, две названные способности – «знать» и «любить» – дифференцируются. Этим самим создается неповторимые комбинации основных черт личности.

Обе базовые способности находятся в тесной взаимосвязи: уровень развития одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.

2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Так задумано Творцом, что все самое ценное спрятано внутри нас или же в виде маленьких семян зреет на протяжении всей нашей жизни. Пезешкиан писал, что человек – шахта, полная драгоценных камней.

Одна из задач – отыскать скрытый ценный клад, поднять его из недр человеческой души и показать миру в виде использования природных задатков и талантов, что в конечном итоге приводит к самореализации человека. Исполнение своей жизненной миссии – это основа удовлетворения в жизни.

3. Неоспоримым достоинством метода является его доступность всем социальным и возрастным группам.

Простота языка, системный подход, обучение самопомощи привлекает все больше людей к методу из разных профессиональных групп.

Принцип простоты и универсальности дает возможность легко применять идеи Пезешкина каждому в повседневной жизни в трудные моменты жизни без базового психологического образования.

4. Ценность данной психотерапии в том, что проблема рассматривается под углом транскультурного подхода. Специалист данного метода обладает особой чувствительностью и ценными знаниями о разнообразных духовных и культурных особенностях народов мира.

Принимается, а не оспаривается уникальность жизненного опыта отдельных людей и целых народов. Специфика среды, духовная атмосфера, в которой родился и вырос человек, не рассматривается как предрассудок, а уважается.

Транскультурный подход метода предлагает сконцентрировать внимание не на различиях, а на сходстве человеческой расы. В центре метода исследуются два вопроса:

  • Что у всех людей общего?
  • Чем люди отличаются?

5. Философия позитивной психотерапии рассматривает человека в процессе его изменений комплексно: признается движение и тела, и души и духа, анализируется их тесная взаимосвязь. Во время психотерапии в центре профессионала индивидуально-биологические, психосоциальные и духовные аспекты личности. Такой подход помогает обрести внутреннюю целостность.

6. Применение принципов метода не ограничиваются психотерапией и консультированием, оно распространяются на другие прикладные области. Очень результативно используются идеи Пезешкиана в образовании, проведении тренингов, профилактике здоровья и управлении в бизнесе. Метод очень хорошо зарекомендовал себя в сфере коучинговых услуг на современном рынке.

7. Много психотерапевтических направлений обращает внимание на патологические нарушения личности, болезни.

В позитивной психотерапии акцент во всем процессе взаимодействия психотерапевта с клиентом делается на человеческих возможностях как основном и первичном моменте его исцеления.

Метод видит причину возникающих проблем личности в подавленных и неразвитых областях духовного межчеловеческого общения. Это приводит к источникам конфликтов, нарушений в жизни.

8. Основой метода стало три важных его принципа.

Принцип надежды, который сфокусирован на человеческих ресурсах. Он помогает прочувствовать способности, принять на себя ответственность за все то, что происходит в личной жизни.

Принцип баланса, который рассматривает жизнь и развитие клиента в четырех важных областях:

– тело;

– контакты (отношения);

– достижения;

– будущее (фантазии, мечты, идеалы).

Суть данного принципа – стремление к восстановлению их естественной гармонии. Недостаток внимания или развития одной из сфер человеческого бытия привносит дисгармонию, создает определенный дефицит, что проявляется в жизни как недовольство, отчаяние, удрученность или болезнь.

Принцип самопомощи, который представлен в методе в виде 5-шаговой метамодели. Ее можно применить как стратегию гармонизации, адаптации и развития личности. Вначале это делает психотерапевт, а затем в процессе самопомощи человек сам применяет ее для себя или же помогает своему окружению: членам своей семьи, коллегам по работе, друзьям.

9. Неоспоримое достоинство метода – его направленность на развитие и будущее. Метод обучает формировать будущее через принятия ситуаций настоящего.

Признание полной ответственности за жизнь помогает каждому делать конкретные шаги по изменению своей реальности.

Суть этого принципа можно выразить народной мудростью: «Если ты хочешь иметь завтра то, чего у тебя никогда не было, тебе нужно принять решение и сделать сегодня то, чего ты никогда не делал».

10. Важный принцип – принцип уникальности личности. Жизнь не имеет стандартов.

Разнообразие и многогранность источников человеческого счастья заключается в том, что использовать и получить удовольствие можно от «того, что есть» в данный момент, а не от того, что «могло бы быть».

Способность увидеть в сегодняшней реальности то, что может сделать человека счастливым, дать ему силы на конкретный шаг вперед к своим целям и получить от него радость делает каждого создателем собственного «Я» и наделяет мудростью жизни.

Позитивная психотерапия может стать одним из путей балансировки своей жизни, она обучает тому, как быть ее Автором. Позитивный подход не означает интерпретацию мира сквозь «розовые очки». Позитивный подход – это позиция, данность, имеющиеся в наличии на данный момент времени. Позитивный – реалистичный и конструктивный, а не наивно радужный.

Позитивная психотерапия как метод призвана помочь человеку не потеряться в потоке стремительных событий эпохи, найти себя и поверить в то, что как птица рождена для полета, так и человек создан для счастливой жизни.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pozitivnaya-psihoterapiya-n.pezeshkiana

Метод

10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии

Психологическая помощь

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП-тренер, НЛП-мастер, арт-терапевт – Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон: 8(916) 555-98-10   E-mail: psycholog50@mail.ru      г. Москва

Статьи по психологии
Логинова Ольга

Метод “Позитивная психотерапия” Н. Пезешкиан
 

Основоположником метода позитивной психотерапии является доктор медицинских наук, немецкий психотерапевт, профессор Носсрат Пезешкиан (1933-2010).

Позитивная психотерапия, разрабатываемая Н. Пезешкианом  с 1972 г., представляет собой  краткосрочную психотерапию. В ней прослеживается взаимосвязь системы “болезнь – культура – семья – воспитание и психотерапия”.

Позитивная терапия  направлена на то, чтобы человек, используя свои внутренние ресурсы, смог решить свои проблемы, ставя перед собой новые цели.
Позитивная психотерапия применяется при разрешении семейных проблем.

Позитивная психотерапия основывается на трех основных принципах – надежды, баланса и консультирования.

В работе используются: притчи, метафоры, истории, афоризмы, анекдоты. В настоящее время можно использовать в дополнении к этому методу метафорические карты в семейном консультировании.

В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента.

Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт.

Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Актуальный и базовый  конфликты находятся в тесном взаимодействии.

Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение конфликтов у клиента  связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями.

Доктор медицинских наук Н.Пезешкиан сформировал список из 24  актуальных способностей: любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т.д. В свою очередь актуальные способности автор метода позитивной психотерапии разделил на первичные и вторичные актуальные способности. В каждой группе по 12 актуальных способностей.

Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию:

1. Наблюдение/ дистанцирование;

2. Инвентаризация;

3. Ситуативная поддержка;

4. Вербализация;

5. Расширение системы целей.

На  первой ступени (наблюдение/ дистанцирование) рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются  все значимые события, которые были у человека  за последние пять-десять лет.

  Постоянный стресс зачастую приводит к депрессии. Идет анализ и проработка этих событий. На второй ступени (инвентаризация) речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время.

Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения,  взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т.д. 

На этом этапе с клиентом обсуждаются  4 формы переработки конфликтов.

Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: прослеживается взаимосвязь между психологическими проблемами и физиологическим проявлением, анализируют различные причины, которые привели к болезни, т.е. психосоматические проявления.

На этом этапе исследуют  удовлетворенность и степень реализации своих потребностей в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы  строит клиент на будущее.

Для  понимания поведения человека в настоящем обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента были с родителями и другими членами семьи.

Какие отношения были между родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми, каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с жизненными ценностями и убеждениями самого клиента.

 Так, например, мужчина или женщина, которые жили и воспитывались в раннем детстве в неполной семье, при всем своем желании иметь идеальную семью, повторяют жизненный опыт своих родителей, желая того или нет.

Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.

На третьей ступени (ситуативная поддержка). выясняется, каким образом  клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние  или внешние ресурсы были использованы.

На четвертой ступени  (вербализация) конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения. 

На пятой ступени (расширение системы целей) определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать  конкретные шаги для достижения своей цели.

Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Формируются новые варианты решения проблем клиента.

Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии.

В процессе терапии Н. Пезешкиан использовал Висбаденский опросник, состоящий из 85 вопросов и Дифферинциально-аналитический опросник (ДАО). В ДАО анализируются актуальные способности как самого клиента так и человека, с которым возник тот или иной конфликт. Это может быть партнер по браку или кто-то из членов семьи.

Выявляются критичные актуальные способности, которые приводят к разногласию между партнерами, к конфликтной ситуации, проблеме клиента. Актуальные и базовые конфликты в свою очередь ведут к психосоматическим проявлениям.

Н. Пезешкиан разработал вопросники по каждой актуальной способности.

И вопросы, связанные с анализом актуальных и базовых конфликтов.

По Пезешкиану существует четыре реакции на конфликт: “бегство” в сферу “тело”, “бегство” в сферу “деятельность или уход от деятельности”, “бегство” в сферу “контакты или изоляция”, “бегство” в сферу “фантазия”.
 

Рекомендуемая литература по позитивной психотерапии

Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не  делал. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. – 128 с.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М.: Издательство Март, 1996. – 336 с.

Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.

Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с.

Пезешкиан Н.Тренинг семейных отношений. 33 и 1 форма партнерства. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. – 288 с.

Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.

     © ЛОГИНОВА О.И. “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ”, 2005-2020.      ® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта       допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.

      Гиперссылка на сайт

www.olga2901L.narod.ru обязательна.

Источник: https://olga2901l.narod.ru/Metod_pozitiv_terap.html

Medic-studio
Добавить комментарий