10. Планирование политических кампаний.: Планирование политической кампании является основой разработки

§3. Планирование политической кампании

10. Планирование политических кампаний.: Планирование политической кампании является основой разработки

Важнейшим направлением политического планирования является планирование политических кампаний.

Процесс стратегического планирования политической кампании включает в себя четыре этапа. В общем виде они представлены на рис. 8.

Рис. 8. Этапы стратегического планирования политической кампании

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1. Сбор информации.

Стратегическое планирование невозможно без информации. Есть два основных источника ее получения: обследование общественного мнения и изучение соперников.

Обследование общественного мнения необходимо при проведении любой политической кампании.

Оно осуществляется в двух основных формах: а) количественное исследование, предполагающее опрос статистически репрезентативной выборки избирателей и б) анализ фокусных групп.

Исходное, количественное обследование позволит установить наиболее важные факты, касающиеся кандидата и его соперника, факты, от которых можно отталкиваться при последующих обследованиях. Подобное обследование включает в себя выявление:

— электоральных предпочтения;

— отношения к положению в стране (в том или нет направлении идет ее развитие);

— оценка экономической ситуации (укрепляется ли экономика или становится слабее, улучшается или ухудшается жизнь конкретного индивида);

— проблем, наиболее остро стоящих перед избирателями (являются ли ими проблемы здравоохранения, или экономики, или образования);

— сильных и слабых сторон всех партий, участвующих в выборах;

— имиджа партии и ее кандидатов: доверяют ли им, считают ли их отвечающими духу времени, компетентными;

— кандидата, вызывающего наибольшее доверие и лидирующего с точки зрения его подхода к ключевым политическим проблемам.

Такое обследование позволит получить полную характеристику политического пространства, на которой будет развертываться кампания. Оно поможет установить сильные и слабые стороны партий, предпочтения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы. В область более глубинных ценностей и настроений электората. позволит анализ фокусных групп.

При анализе фокусных групп исследуются группы, состоящие из 6—8 человек и направляемые подготовленным ведущим. Их интервьюирование не дает статистически надежных результатов, но позволяет глубже проникнуть в настроения электората. Без этого нельзя обойтись, проводя современную избирательную кампанию. Анализ фокусных групп позволяет, в частности, определить

— что реально вызывает опасения и беспокойство избирателей, на что они в действительности надеются и чего бояться;

— что они в действительности думают о политиках, нравятся ли они им, пользуются ли доверием;

— каковы на самом деле их убеждения и глубинные ценности;

— какой отклик вызывает у них политическая информация, как на них воздействуют лозунги, плакаты и листовки.

Анализ фокусных групп дает глубину, опросы общественного мнения — количественные показатели и общую картину. Для ведения избирательной кампании нужно оба эти источника информации.

Изучение соперников — это изучение сведений о конкурирующей партии и кандидате (при этом необходимо собрать и все данные, касающиеся вашей собственной партии и кандидата). Осуществление данной работы, как и обследование общественного мнения, является важнейшей предпосылкой успешного проведения современной политической кампании.

2. Оценка имеющейся информации.

Когда вся доступная информация получена, она должна быть приведена в систему и оценена. Центральным моментом подобной оценки будет определение сильных и слабых сторон в позициях партии исследователей, так и конкурирующей партии и их кандидатов.

3. Разработка стратегии. После того как собраны и оценены все имеющиеся в распоряжении у исследователя факты и данные опросов общественного мнения и выяснены сильные и слабые стороны всех участников борьбы, можно приступать к разработке собственно стратегии. Процесс выработки стратегии состоит, в свою очередь, из четырех элементов:

  • выявляется адресная группа;
  • определяется ключевая проблема, которой должно быть уделено основное внимание;
  • формулируются цели кампании, ее главная стратегическая линия и основные лозунги;
  • собственно выработка стратегии

Рассмотрим их детально.

3.1. Выбор адресной группы.

Выбор адресной группы важен по ряду причин. Во-первых, это помогает вырабатывать форму обращения к адресным группам ‑ лозунги. Во-вторых, это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся средства. В-третьих, выбор адресной группы дает возможность выдвигать, особенно на местном уровне, такие лозунги, которые бы отражали нужды потенциального избирателя.

Состав подобных групп стал все в большей степени определяться не столько традиционными факторами, такими как социальная или экономическая принадлежность индивидов, сколько установочными характеристиками, которые не совпадают с экономическими и социальными.

 Например, можно стремиться привлечь тех избирателей, которые придерживаются традиционных ценностей и болезненно воспринимают перемены. Или же, напротив, можно апеллировать к тем, кто жаждет быстрых перемен, индивидуалистичен и не является приверженцем традиционных ценностей.

3.2. Выявление ключевой проблемы. Крайне важно определить ту ключевую проблему, вокруг которой должна будет развернуться кампания. Это поможет вам сконцентрировать свое внимание и сфокусировать на ней свою стратегию.

3.3. Постановка целей. Далее необходимо установить цели кампании. Без четко обозначенных целей не может быть и стратегии. Цели должны быть приведены в систему и поддаваться измерению. Постановка целей производится на двух уровнях: во-первых, необходимо определить, какую долю планируется получить и, во-вторых, какие изменения в позициях и убеждениях необходимо стимулировать?

3.4. Выработка стратегии. Суть политической стратегии заключается в том, чтобы определить, как максимально увеличить свои преимущества и использовать слабые стороны соперника с тем, чтобы добиться своих электоральных целей. Политическая стратегия включает в себя 3 элемента: а) рекламу своей позитивной программы, б) защиту слабых мест, и в) разоблачение недостатков конкурентов.

При проведении избирательной кампании важно также правильно рассчитать время.

Современные избирательные кампании, как правило, проходят по меньшей мере две фазы — фазу предвыборной кампании, начинающуюся за 4— 5 недель до выборов, и фазу длительной кампании, продолжающуюся около 6 месяцев до развертывания непосредственно избирательной кампании.

В настоящее время становится все более и более важным заблаговременно выдвинуть свою программу и повлиять на позиции избирателей, поскольку по мере приближения выборов кампания часто становится такой напряженной, что бывает сложно донести до электората свои лозунги.

Лозунги, безусловно, являются сердцевиной кампании. В стратегии нет ничего важнее, чем то, что ваши кандидаты скажут избирателям. Лозунги должны быть простыми, запоминающимися, и их нужно постоянно повторять. Без выдвижения правильно подобранных лозунгов, которые бы постоянно повторялись и доходили до адресата, кампанию выиграть нельзя.

4. Разработка плана кампании. После того как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который войдут:

— оценка сильных и слабых сторон всех партий;

— цели;

— проблема;

— адресная группа;

— стратегия кампании: наступление, реклама, оборона;

— лозунги;

— коммуникационная стратегия (как лозунги будут доводиться до адресатных групп);

— сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции;

— план действий, точно определяющий, что будет происходить и кто будет это осуществлять.47

Таким образом, процесс стратегического планирования политической кампании состоит из следующих этапов: сбор информации, оценка имеющейся информации, выработка стратегии, разработка плана политической кампании

Задание 3. Покажите роль анализа фокусных групп в процессе планирования политической кампании.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Приведите примеры поисковых и аналитических политических прогнозов.

  2. Какие представления о характере социального развития лежат в основе объективистской парадигмы политического прогнозирования.

  3. Какие циклы в развитии экономики выделил Н.Д.Кондратьев?

  4. Перечислите четыре «эмпирические правильности» по Кондратьеву. Какая из них имеет наибольшее отношение к проблеме политических циклов?

  5. Покажите ограниченность и проблемы модели избирателя в соответствие со взглядами политэкономической школы.

  6. В чем суть компромисса между школами электорального поведения, приведшие к появлению модели «мыслящего избирателя»?

  7. Какая модель электорального поведения более всего подходит, на Ваш взгляд, для описания поведения российского избирателя

  8. Какие вопросы решаются при обследовании общественного мнения в ходе планирования политической кампании?

  9. Представьте аспекты конкретного плана политической кампании.

Библиографический список (основной)

  1. ПанаринА. С. Политология: учебник / А. С. Панарин; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2003. – С. 356‑ 389.

  2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 345‑490.

  3. Сысоева Н.А., Новокрещенов А.В., Фахрутдинова А.З. Электоральное поведение: американские теории и российская практика: Монография / Краснояр. Гос. ун-т, Красноярск, 2001. – С. 11‑ 78.

  4. Фахрутдинова А.З. Рациональность в социальном управлении. — Новосибирск: НГУ, 2002. —С.183 — 198.

Библиографический список (дополнительный)

  1. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании //Полис. 1993. № 4. С. 134—138.

  2. Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы. // Э.Г. Карминес, Р.Хакфельд: пер. с анг. Политическая наука: новые направления. ‑ М.: Вече 1999. — С. 235 — 261.

  3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. — М.: Экономика, 1993. — С. 24 — 83.

  4. Ослон А., Петренко Е. Факторы электорального поведения: от опросов к моделям // Вопросы социологии, 2006г., №5.

  5. Римский В.Л. Электоральное поведения российских граждан. // Политическая наука, 2007г., №8.

  6. Шлезингер Артур М. Циклы американской истории / А.М.Шлезингер ‑ М.: Прогресс, 1992. — С. 46 — 47.

Источник: https://studfile.net/preview/3794816/page:37/

Тактика политической кампании

10. Планирование политических кампаний.: Планирование политической кампании является основой разработки

В отличие от стратегии тактика политической кампании представ­ляет собой совокупность приемов, способов решения задач поли­тической кампании. Хорошо продуманная тактика позволяет задать алгоритм действия всем участникам политической кампании и обес­печить реализацию стратегии.

В предыдущих главах мы знакомились с различными тактически­ми приемами — техниками убеждающей коммуникации, способами взаимодействия со СМИ, методами организации массовых мероприятий, акций «от двери к двери» и др.

Мы говорили, что каж­дый прием является своеобразным ключиком, позволяющим приоткрывать доступ к мотивационной структуре личности и оказы­вать на нее воздействие.

Поскольку индивидуальные особенности людей практически безграничны, то, чем многообразнее будут используемые в политической кампании тактические приемы, тем выше вероятность того, что субъекту управления удастся распро­странить свое влияние на более широкий круг людей.

Сложившееся в политической практике многообразие приемов, способов воздействия на массы ставит перед политическими менед­жерами проблему оптимального выбора.

Иными словами, разрабаты­вая проект новой политической кампании, политические менеджеры должны всякий раз решать вопросы о том, какие надо использовать техники, приемы, насколько адекватны они данной политической кампании, помогут ли они реализовать поставленные цели.

Проблема выбора со всей неизбежностью встает по двум причинам. Во-первых, ресурсы политической кампании всегда ограничены, и, следовательно, надо отбирать те методы и приемы, которые могут быть обеспечены ресурсами.

Во-вторых, каждая поли­тическая кампания по-своему уникальна, она проводится в конкрет­ной ситуации, и, следовательно, необходимо учитывать специфику как самой политической кампании, так и условий, в которых она раз­ворачивается.

Главный принцип, которым должны руководствоваться поли­тические менеджеры при выборе способов воздействия на массы, можно сформулировать следующим образом: единство в много­образии. Нужно таким образом спланировать всю работу, чтобы все многообразные техники и приемы работали на реализацию единых стратегических целей.

Если руководствоваться этим принципом, то разработка тактики политической кампании должна представлять собой последователь­ное решение политическими менеджерами следующих проблем:

— отбор приемов, способов воздействия на массы на основе двух критериев: практической целесообразности и ресурсной обес­печенности;

— предварительное распределение предполагаемых действий во времени и пространстве с целью установления их взаимосогласо­ванности;

— «наполнение» техник, приемов и способов конкретным содержа­нием в соответствии с главной темой убеждающей коммуника­ции;

—составление плана.

Рассмотрим кратко каждый из названных выше пунктов. Вначале об отборе приемов.

В практике избирательных кампаний уже сло­жился определенный набор приемов, без которого не обходится ни одна команда: слоган, рекламная кампания в СМИ, наружная и печатная реклама, встречи кандидата с избирателями, акция «от двери к двери», проводимая агитаторами.

В связи с различиями в ресурсной базе данный стандартный набор может претерпевать неко­торые модификации, но в главном остается без изменений. Однако нашей задачей является не определение стандартного набора каждой политической кампании, а выявление некоторых принципов, ко­торые могут быть положены в основу решения этой задачи.

На наш взгляд, целесообразно вначале выделить основные направления практической деятельности субъекта управления поли­тической кампанией, обеспечивающие установление контакта с объ­ектом воздействия. Мы уже знаем, что таких основных направлений два:

• информационно-рекламное, когда воздействие на объект управления, на массы осуществляется посредством таких комму­никационных каналов, как СМИ, политическая реклама, лидеры мнений, слухи и т.д. (см. главу VII);

• информационно-массовое, когда воздействие на объект управле­ния осуществляется посредством вовлечения людей во взаимодей­ствия, через прямые контакты с политиком и его командой (см. главу IX).

Исходя из содержания управленческих целей политической кам­пании (см. параграф 2 данной главы, посвященный стратегии) и ресурсов, необходимо первоначально решить, будет ли какое-то из этих направлений рассматриваться в качестве приоритетного.

Мы уже отмечали в главе К, что вовлечение во взаимодействие способст­вует формированию политической идентичности, т.е.

более сильного мотива поддержки массами соответствующей политической силы-Однако реализовать на практике вовлечение во взаимодействие из­бирателей с кандидатом, например, во время президентских выборов крайне затруднительно именно в силу масштабности самой поли­тической кампании.

Е. Малкин и Е. Сучков (2) считают, что в избирательных кампани­ях мелкого масштаба (до 100 тыс. избирателей) приоритет надо отда­вать второму направлению, т.е.

непосредственным контактам канди­дата с избирателями; в кампаниях среднего масштаба (от 100 до 1000 тыс. избирателей) сравнительный вес обоих направлений должен быть примерно равным; в кампаниях крупного масштаба (более 1000 тыс.

избирателей) решающая роль начинает принадлежать информа­ционно-рекламному направлению.

По мнению указанных авторов, на сравнительную приоритетность направлений может повлиять также компактность проживания насе­ления: чем она выше, тем легче применять технологии непосредст­венного воздействия на избирателей.

Другим фактором может ока­заться плотность информационного пространства в конкретном регионе: если действует достаточно много различных средств массо­вой информации, то возрастает их привлекательность для использо­вания в рекламных целях. Добавим от себя: на сравнительную приоритетность направлений может повлиять и структура ресурсов политической кампании.

Если главным ресурсом политических ме­неджеров являются люди, добровольные помощники, то целесо­образно использовать их для ведения непосредственной агитации «от двери к двери».

После определения сравнительной приоритетности одного из ука­занных направлений можно переходить к детализации каждого из них. Так, информационно-рекламное направление включает все воз­можные формы и способы донесения информации до масс, которые мы подробно рассматривали в главе VII.

Задача политических менед­жеров выбрать те из них, которые в наибольшей степени соответст­вуют поставленным стратегическим задачам и которые могут быть обеспечены ресурсами.

Например: если в бюджете политической кампании нет средств для прямой политической рекламы на телеви­дении, то этот способ донесения информации до масс исключается; если население не читает какую-то определенную газету, то она ис­ключается из списка печатных изданий, где следует размещать рек­ламные материалы; если у вас нет базы данных с адресами избирате­лей, то придется отказаться от прямой адресной рассылки и т.д.

По результатам процедуры отбора составляется перечень а) ком­муникационных каналов, которые предполагается задействовать в ходе политической кампании; б) видов информационных продуктов, которые предполагается по этим каналам продвигать; в) мероприя­тий, которые предполагается провести с целью вовлечения населения в непосредственное взаимодействие.

Следующим шагом в разработке тактики политической кампании является предварительное распределение предполагаемых действий во времени и пространстве.

Иными словами, речь идет о том, где и когда должны проходить встречи политика с населением, распространяться рекламные листовки, организовываться пресс-конференции, демонстрироваться рекламные ролики и т.д.

На этом этапе речь еще не идет о составлении плана мероприятий, а происхо­дит определение последовательности проведения предполагаемых акций, их взаимосвязанности.

Мы уже неоднократно говорили, что смысл политической кампа­нии заключается во внесении в массовое сознание такой информа­ции, которая смогла бы повлиять на установки многих людей, на их мотивацию. этой информации, напомним, задает центральная тема убеждающей коммуникации.

Следовательно, вся совокупность мероприятий в политической кампании должна быть вы­строена таким образом, чтобы обеспечить развертывание центральной темы, усиление ее звучания, возрастание ее убеждающего воздействия на людей.

Именно этот критерий кладется в основу определения по­следовательности мероприятий в политической кампании.

Прежде всего решается вопрос, где, когда, каким образом будет за­явлена главная тема.

Вариантов может быть много: встреча политика с населением, выступление политика на каком-нибудь съезде или форуме, статья в газете, прозрачный намек в комментарии известно­го телеведущего, заявление пресс-секретаря и т.д.

Выбор какого-то варианта заявки главной темы зависит от многих обстоятельств: от содержания самой темы, от целей политической кампании, от воз­можностей и ресурсов. Но каким бы ни был выбранный вариант, он будет занимать центральное место в тактическом рисунке поли­тической кампании.

В некоторых случаях бывает целесообразным подготовить общест­венное мнение к восприятию важного, с точки зрения политических менеджеров, послания. Для этого используется прием «закладывание шашек» (см.

главу VI), т.е. предпринимаются акции, предваряющие заявку главной темы. Это могут быть «утечки информации», озвучен­ные знакомыми журналистами, слухи, рекламные материалы, по­догревающие интерес к теме.

После выбора формы и способа заявки главной темы опреде­ляются акции, которые должны обеспечить усиление звучания темы, повышение интереса к ней масс, включение их в процесс пережива­ния, обсуждения, запоминания этой темы. Поскольку мы ранее уже говорили о различных приемах и способах внесения в массовое соз-

нание различных идей и установок, то в данном случае ограничимся только некоторыми общими замечаниями.

Во-первых, последовательность акций должна выстраиваться по ли­нии нарастания эмоционального сопереживания теме, т.е. вначале не­обходимо просто информировать население, а затем переходить к акци­ям, предполагающим установление эмоционального контакта. Схема, отражающая последовательность акций, различающихся по характеру подачи информации, может выглядеть примерно следующим образом:

ИНФОРМИРОВАНИЕ -* ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА -* -» ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПЕРЕЖИВАНИЕ -»• ЗАПОМИНАНИЕ

Во-вторых, нужно добиться максимального охвата адресных групп, т.е. характер предполагаемых акций должен быть таким, чтобы в поле информационного влияния оказался практически каждый человек из соответствующей адресной группы. Следовательно, необ­ходимо стремиться к максимальной диверсификации информацион­ной продукции.

В-третьих, — и это самое важное — необходимо обеспечить согла­сованность всех проводимых информационных, рекламных и иных акций.

В масштабных политических кампаниях за каждое направле­ние информационной, рекламной, массовой работы отвечают разные люди, которые могут иметь свою точку зрения на последовательность проведения тех или иных мероприятий.

Обеспечить кумулятивное информационное воздействие на объект управления можно, только хорошо проработав на предварительном этапе вопросы связки между различными акциями.

В практике избирательных кампаний сложились четыре вида их тактического построения. Первый вид — «стратегия рывка», — когда политическая кампания начинается массированно, мощно.

Кандидат заявляет о себе сразу по всем коммуникационным каналам, стремит­ся закрепиться в информационном пространстве, создать эффект присутствия и заглушить информацию о своих соперниках.

Второй вид — «стратегия успешного финала», — когда политическая кампа­ния строится по принципу усиления информационного воздействия, идет постепенное наращивание темпа рекламных и иных мероприя­тий.

Третий вид — «стратегия большого события», — когда вся рек­ламно-информационная кампания подчиняется освещению одного события, которое очень выгодно выделяет позитивные качества кан­дидата. Четвертый вид — «крейсерское движение», — когда кампания проходит ровно, все рекламные и иные мероприятия равномерно распределяются во времени.

Каждый из перечисленных видов тактического построения из­бирательной кампании имеет свои плюсы и минусы.

Так, применяя «стратегию рывка», трудно бывает выдержать изначальной заданный темп рекламной кампании, особенно по мере того, как информаци­онное пространство начинают активно осваивать конкуренты.

Но вместе с тем для неизвестного широкой публике кандидата этот вид построения избирательной кампании не так уж плох, так как позво­ляет сразу же сделать его образ узнаваемым.

После того как руководство политической кампании определилось с вопросом о тактическом построении, т.е. с вопросом о том, какие ак­ции и в какой последовательности следует провести, можно присту­пать к созданию конкретных информационных продуктов, к подготов­ке массовых мероприятий, встреч политика с населением и т.д.

В главе VI мы говорили об особенностях взаимоотношений между поли­тическими менеджерами и специалистами, приглашаемыми для созда­ния плакатов, съемок видеороликов, написания речей и т.д., о том, что важно добиться соответствия информационных продуктов централь­ной теме и сюжетным линиям убеждающей коммуникации.

Обратим внимание еще на одну особенность этого направления деятельности.

Задания на создание конкретных информационных продуктов це­лесообразно давать не только после разработки стратегии поли­тической кампании, но и после того, как станут видны контуры ее тактического построения, т.е.

после того, как в основном будет решен вопрос о том, какие формы пропаганды и агитации будут использова­ны, какова будет последовательность раскрытия основной темы убе­ждающей коммуникации и т.д.

В этом случае удастся максимально диверсифицировать информационные продукты при одновременной их адаптации к конкретному мероприятию, к конкретной акции.

Только после того, как разработана стратегия политической кам­пании, определены основные технологические приемы реализации стратегии, решена проблема согласованности и последовательности развертывания акций и мероприятий, достигнута договоренность с создателями информационных продуктов, можно приступать к пла­нированию.

Планирование политической кампании

План политической кампании — это письменный документ, в ко­тором четко определено ее прохождение во времени и пространстве. Составить такой документ можно только после того, как получены ясные ответы на четыре вопроса:

ЧТО проводится? Ответить на этот вопрос можно только после то­го, как выработан тактический рисунок политической кампании, определены приоритетные направления, выбраны каналы трансля­ции нужной информации, выявлены финансовые возможности. В сформулированном виде ответ на этот вопрос представляет собой перечень мероприятий, начиная от публикации в местной мало-тиражке и заканчивая крупным массовым мероприятием.

КОГДА проводится? Для ответа на этот вопрос надо в дополнение к вышеназванному знать временные рамки политической кампании, как соотносятся друг с другом предполагаемые мероприятия, на­сколько реальны те или иные сроки подготовки рекламной продук­ции и массовых мероприятий и т.д.

ГДЕ проводится? В дополнение к сказанному определяется место проведения политических акций, в каких районах размещаются рек­ламные щиты, в каких домах распространяются те или иные листов­ки и т.д.

КТО ответственный? Каждое мероприятие в политической кампа­нии требует людских ресурсов, т.е. четкого определения кто готовит ту или иную встречу, кто организует подачу материала в прессу, кто расклеивает рекламные плакаты и т.д.

Таким образом, план политической кампании представляет собой перечень мероприятий с четким указанием места и времени их прове­дения, а также лиц, отвечающих за их организацию.

Если при подго­товке плана проделана вся та подготовительная работа, о которой шла речь выше, то можно ожидать, что план будет способствовать реализации основных стратегических целей политической кампании и одновременно будет реалистичным, учитывающим и сложившуюся ситуацию, и финансовые возможности организаторов политической кампании.

В масштабных политических кампаниях, когда действовать прихо­дится по различным направлениям, организовывать продвижение информации по многим каналам, целесообразно в рамках общего плана составлять более подробные графики по каждому направле­нию.

Например, план-график встреч кандидата с населением, план-график размещения рекламы в СМИ, план-график распространения листовок и т.п. Такие сетевые планы-графики позволяют более де­тально прописать подготовку соответствующих акций.

На выполне­ние такого отдельного плана-графика мобилизуется особая группа, руководитель которой несет полную ответственность за работу своих подопечных.

Если политическая кампания разворачивается в конкурентной среде, когда утечка информации о стратегических целях и так­тических планах крайне нежелательна, специальные планы-графики позволяют минимизировать последствия такой утечки.

В этом случае члены команды, работающие, например, в соответствии с планом-графиком распространения наружной рекламы, обладают информа­цией только о своем направлении работы.

И даже если конкуренты получат копию такого плана-графика, им явно будет не хватать этой информации для того, чтобы составить представление о стратегии убеждающей коммуникации и особенностях ее воплощения в целом.

Составление плана завершает работу политических менеджеров над проектом политической кампании. В плане идеи кампании переводятся на язык конкретных действий, которые необходимо совершить всем членам команды, чтобы приблизиться к постав­ленным политическим целям.

Глава XII ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Теперь, когда мы знаем, насколько сложна и многогранна сфера политического менеджмента, мы можем поговорить еще об одной грани деятельности людей, профессионально занятых в этой сфере, — об их взаимоотношениях с политиками-практиками.

До сих пор мы рассматривали лиц, разрабатывающих и реализующих стратегию и тактику политической кампании, в качестве самостоятельно дейст­вующих субъектов. При этом как бы подразумевалось, что политики должны просто следовать советам политических менеджеров и поли­тических технологов.

И может быть, у кого-то из читателей даже воз­никла мысль, уж не делают ли политические менеджеры современ­ную политику?

Спешим ответить на возникший вопрос: конечно нет. Политика как сфера социальной жизни существует и развивается благодаря усилиям многих людей, но главную роль в ней играют политические лидеры, государственные деятели, политики-практики. Именно они принимают политические решения и несут ответственность за их выполнение.

Политический менеджмент, как мы выяснили, за­нимает специфическое место в политических отношениях. Он воз­никает и развивается в качестве вспомогательной сферы, способст­вующей политикам-практикам в решении крупных политических проблем.

Если возникает политический конфликт, то политические менеджеры и технологи могут помочь найти пути его урегулирова­ния; если политическая партия претендует на право играть актив­ную роль в жизни общества, то политические менеджеры могут под­сказать, что надо сделать для превращения этой партии во влиятельную организацию; если кто-то добивается избрания на вы­сокий государственный пост, то на помощь опять приходят поли­тические менеджеры, берущие на себя организацию его предвы­борной кампании.

Фактически политические менеджеры и политические технологи выступают в роли консультантов и помощников. Они дают советы политикам-практикам о наиболее оптимальных путях достижения той или иной политической цели и помогают организовать процесс

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_57300_resursi-politicheskoy-kampanii.html

Планирование и осуществление политических кампаний

10. Планирование политических кампаний.: Планирование политической кампании является основой разработки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

КОНТОРОЛЬНАЯ РАБОТА

по связям с общественностью

на тему: Планирование и осуществление политических кампаний

                                                                  Выполнила:Балахонова И.В 35 группа

                                               Проверила:Измалкина А.А

Красноярск 2013

План:

1.Введение

2.Планирование политических кампаний

3. Проведение избирательных кампаний

    3.1 Основные элементы избирательной кампании

    3.2 Типы избирательных технологий

    3.3 Имидж кампаний

4.Заключение

5.Список литературы

6.Приложение

Введение

Ведение политической кампании – очень увлекательная и напряженная работа.

Цель данной работы: разработка системы управления политическим кампаниями.

Задача:ичучить структуру планирования политических кампаний

Объект: сама политическая кампания

Предмет:план управления политическими кампаниями

Политическая кампания – это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели. Обычно такими целями в политике бывают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти, достижение тех или иных национальных приоритетов.

Поскольку речь идет именно о коллективных действиях, то успех политической кампании в значительной степени зависит от степени поддержки ее целей как можно большим количеством людей.

Успех политической кампании предопределяется рядом обстоятельств: – экономическая конъюнктура, на фоне которой разворачивается политическая кампания; – понятные всем лозунги, символы, в которых в образной форме выражаются программные цели кампании, вызывающие эмоциональный отклик, позитивное отношение; – наличие общепризнанного лидера, образ которого служит зримым выражением цели движения, кампании.

Местная политическая ситуация – важный фактор любой кампании, но во многих случаях победа зависит от того, как организована сама кампания.

Можно выделить три вида кампаний, практически не имеющих шансов на победу из-за внутренних недостатков.

Первый – это кампания, в которой отсутствует убедительный «месседж» для избирателей, и нет четкого представления о том, с какими избирателями нужно работать. У кампании такого типа с самого начала нет четкой направленности действий, и по мере её развития ситуация будет только ухудшаться.

Второй – это кампания, в которой есть сжатый убедительный «месседж» и есть понимание того, на каких избирателей он может подействовать, но отсутствует разумный план действий по работе с избирателями.

Такая кампания напрасно тратит деньги и время человеческие ресурсы. Она часто отвлекается, реагируя на то, что делают кампании соперников, или на то, что пишет пресса.

Таким образом, кампания буксует, обращая больше внимания на внешние факторы, чем на следование своей программе.

И, наконец, третий – это кампания, которая имеет четкий «месседж», понимает, кто является ее избирателями и имеет план работы, но у неё не получается следовать этому плану, поскольку она работает «с ленцой». В такой кампании всегда находятся бъяснения, почему нельзя сделать то, что нужно, а, в конце концов, отыскиваются и объективные причины поражению.

2.Планирование политических кампаний

Планирование политической кампании является основой разработки программы ее реализации. Планирование в данном случае предполагает разработку определенного осмысленного плана мероприятий, которые должны осуществляться в соответствии с определенной стратегией и тактикой проведения политической кампании.

Планирование чаще всего имеет стратегический характер, что объясняется спецификой обстановки, в которой проводится политическая кампания, ее целями и задачами, которые чаще всего предусматривают победу в конкурентной политической борьбе, завоевание определенных политических позиций.

Стратегическое планирование включает разработку концепции политической кампании, ее целей, миссий, задач, способов осуществления политических мероприятий, которые служат для достижения и основной, и промежуточных целей. Кроме того, стратегическое планирование заключается в приведении всех планируемых элементов, составляющих политическую кампанию, в определенную систему.

          Планирование политической кампании связано с оценкой разрабатываемых вариантов действий, мероприятий, стратегий, программ, факторов внешнего и внутреннего влияния.

При этом большое внимание уделяется факторам внешней политической среды, внутренние преобразования могут производиться для приспособления к изменяющимся внешним условиям.

Поэтому важными составляющими планирования являются прогноз возможных изменений факторов внешнего влияния и разработка вариантов необходимых внутренних преобразований. От способности участников политической кампании адаптироваться к новым внешним политическим условиям во многом зависит успешность их политической кампании.

         Приоритетным направлением планирования политической кампании является поиск стратегий, методов, использование которых приведет к победе в конкурентной борьбе, к достижению поставленных целей. Также особо значимыми являются прогноз результатов, поиск наиболее действенных путей их достижения.

        Планирование политических кампаний происходит путем анализа их различных составляющих, после этого производится обобщение. Это связано с достаточно сложной структурой самой политической кампании, с многообразием факторов, элементов, которые являются необходимыми для ее проведения.

       С помощью поступенчатого планирования обеспечивается основательный подход ко всем проблемам, вопросам, касающимся политической кампании.

Однако при таком подходе важным является учет взаимосвязей всех элементов, из которых складываются организация и проведение политической кампании.

Так, планирование политической кампании предполагает и оценку изменений политических факторов влияния, способных воздействовать на запланированный ход действия, на предполагаемые результаты.

Планирование политической деятельности

10. Планирование политических кампаний.: Планирование политической кампании является основой разработки

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………………………………………………………….5 1.1. Понятие политической деятельности……………………….

……………..5 1.2. Сущность политического планирования………………………………….6 ГЛАВА 2. ГРАНИЦЫ И РИСКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ……………………………………………………………………………………11 2.1. Границы политического планирования и прогнозирования….11 2.2.

Факторы риска, препятствующие планированию и прогнозированию……………………………………………………………………………………..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

.33

Введение

Эффективное планирование носит политический характер. Так считает известный исследователь в области планирования Г.Бенвенисте. Политическим можно называть такое планирование, которое приводит к изменениям, дает значимые результаты и в котором задействованы общественные силы.

В большинстве случаев общественные (или социальные) силы «опираются на политический процесс: на достижение соглашений, на достижение консенсуса и на иные формы разрешения конфликта». Но самое главное понятие в политическом планировании – это ответственность, которую несут плановики, политические аналитики и те, кто принимает решение.

Повышение степени ответственности, как правило, означает увеличение объема власти. В последние годы в политической науке наблюдается повышение внимания и осознание важности политического и стратегического планирования как непрерывного социального процесса. Возрастает интерес политиков к теории и методологии политического планирования.

Лидером в этом процессе является мировое научное сообщество. В зарубежных университетах читают самостоятельные курсы по политическому планированию и готовят специалистов в этой области. В широком понимании политическое планирование – это «…участие в конструировании исторического времени, решающее задачу научного, информационного и организационного обеспечения политики».

Процесс политического планированияв том числе предполагает выявление альтернативных вариантов реализации политики. Поиск альтернатив и основанное на нем сценарное прогнозирование позволяют минимизировать разного рода риски: финансовые, политические, экологические и другие. Целью данной работы является изучение роли планирования в политической деятельности.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи: – дать понятие политической деятельности; – раскрыть сущность политического планирования; – рассмотреть границы политического планирования и прогнозирования; – определить факторы риска, препятствующие планированию и прогнозированию. ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1.1.

Понятие политической деятельности Сегодня термин «политическая деятельность» не закреплён российским законодательством, а его содержание уже не первое столетие является предметом научных дискуссий. Наиболее популярные трактовки понятий «политика» и «политическая деятельность» отражают специфику общественного уклада конкретной социальной общности в определённый период времени.

Так, Аристотель – современник полисной Греции – определял политику как науку о государстве или искусство управления им. Сейчас такое определение может показаться очень общим и неточным, но оно вполне подходило для описания публичной власти на греческих «островках демократии».

[1, 143 с] Со времён древних греков суть понятия «политика» не изменилась, но содержание этой категории значительно расширилось. Это обусловлено несколькими причинами, главными из которых представляются следующие факторы: Глобализация и информатизация ведут к формированию политического поля, принципиально нового качества и масштабов.

Увеличение количества субъектов – претендентов на обладание главным политическим ресурсом – властью. Развитие научной мысли, становление новых концепций миропонимания, предлагающих свои трактовки.

На основе анализа данных факторов и трудов признанных теоретиков можно сформулировать квинтэссенцию дефиниции «политическая деятельность»: это социальная активность политических субъектов – различных объединений, классов, этносов, наций – по поводу защиты своих коллективных интересов, внедрения или сохранения социальных благ, возрождения каких-либо общественных ценностей.

По смыслу определения, мотивы политической деятельности конкретного деятеля должны отражать дефицит ценностей социальной группы, интересы которой он защищает. Именно отстаивание коллективных интересов формирует идеологию и становится фундаментом для образования политических партий.

Формально деятельность политических партий направлена на урегулирование значимых социальных сложностей определённой общественной группы, поэтому, голосуя за партию на выборах, гражданин рассчитывает на защиту своих интересов.

Деятельность партии может соответствовать ожиданиям гражданина лишь в том случае, если политическая власть будет использоваться всеми её членами исключительно для достижения общественно значимых целей. Но избиратель голосует за объединение, описавшее в своей предвыборной программе актуальные проблемы и способы их решения. Но фактически власть получают политические деятели, которые, помимо публичных интересов, имеют личные цели, и это вполне объяснимо их человеческой природой. И политическая деятельность человека оказывается зависимой от его субъективных интересов и потребностей. [3, 42 с] Выбор, перед которым оказывается пришедший к власти человек, можно описать аллегорией: засеять поле зерном и ожидать всходов всем колхозом или купить хлеба, чтобы до конца жизни хватило его семье. Риск грозы экономического кризиса делает выбор «колхозника» очевидным, а отсутствие юридической силы у предвыборной программы создаёт определённые удобства.

Заключение

Планирование политической деятельностиявляется основой разработки программы ее реализации. Планирование в данном случае предполагает разработку определенного осмысленного плана мероприятий, которые должны осуществляться в соответствии с определенной стратегией и тактикой проведения политическойдеятельности.

Планирование чаще всего имеет стратегический характер, что объясняется спецификой обстановки, в которой проводится политическая кампания, ее целями и задачами, которые чаще всего предусматривают победу в конкурентной политической борьбе, завоевание определенных политических позиций.

Стратегическое планирование включает разработку концепции политической кампании, ее целей, миссий, задач, способов осуществления политических мероприятий, которые служат для достижения и основной, и промежуточных целей. Кроме того, стратегическое планирование заключается в приведении всех планируемых элементов, составляющих политическую кампанию, в определенную систему.

Планирование политической деятельностисвязано с оценкой разрабатываемых вариантов действий, мероприятий, стратегий, программ, факторов внешнего и внутреннего влияния. При этом большое внимание уделяется факторам внешней политической среды, внутренние преобразования могут производиться для приспособления к изменяющимся внешним условиям.

Поэтому важными составляющими планирования являются прогноз возможных изменений факторов внешнего влияния и разработка вариантов необходимых внутренних преобразований. От способности участников политической кампании адаптироваться к новым внешним политическим условиям во многом зависит успешность их политической кампании.

Приоритетным направлением планирования политической деятельности является поиск стратегий, методов, использование которых приведет к победе в конкурентной борьбе, к достижению поставленных целей. Также особо значимыми являются прогноз результатов, поиск наиболее действенных путей их достижения.

Планирование политической деятельностипроисходит путем анализа их различных составляющих, после этого производится обобщение. Это связано с достаточно сложной структурой самой политической кампании, с многообразием факторов, элементов, которые являются необходимыми для ее проведения.

С помощью поступенчатогопланирования обеспечивается основательный подход ко всем проблемам, вопросам, касающимся политическойдеятельности. Однако при таком подходе важным является учет взаимосвязей всех элементов, из которых складываются организация и проведение политической деятельности. Так, планирование политической деятельностипредполагает и оценку изменений политических факторов влияния, способных воздействовать на запланированный ход действия, на предполагаемые результаты.

Список литературы

1. АдорноТ.В. Проблемы философии морали. М., 2000. 2. АинсаФ. Реконструкция утопии. М., 1999. 3. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. 4. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1978. 5. Конституционное право государств Европы: Учеб.пособие для студентов юрид. вузов и фак. (отв. ред. Д.А. Ковачев). М., 2005. 6. Логика метаисторического времени. М.

, 2004. 7. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 8. Марина Х.А. Интеллектуал и власть // Интеллектуалы и политика. М., 2007. 9. Панарин А.С. Политическое положение России: взгляд в будущее. М., 2003. 10. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. 11. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. 12. Расторгуев В.Н.

Политическое планирование в условиях «водного голода» // Вестник МГИМО-университета. 2011, № 1. 13. Расторгуев В.Н. Философия и методология политического планирования. Избранные лекции и доклады. Тверь, 2009. 14. СтроупР.,ГвартниДж. Азбука экономики. Тверь, 1996. 15. РортиР. Прагматизм без метода // Логос, № 8, 1996. 16. Философия истории: Учеб.

пособие/ Под ред. А.С. Панарина. М., 1999.

Источник: https://www.work5.ru/gotovye-raboty/70407

Medic-studio
Добавить комментарий