10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

Понятие мотива и мотивации в психологии личности

10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?».

Мотивация представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотивация в современной психологии трактуется в двояком смысле:

– как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое;

– как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно охарактеризовать по параметрам:

– широты;

– гибкости;

– иерархизированности.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.

Современная зарубежная психология мотивации имеет три основных направления исследования:

– теоретико-инстинктивное;

– теоретико-личностное:

– линия психологии личности;

– когнитивная линия;

– линия психологии мотивации;

– теоретико-ассоциативное:

– линия психологии научения;

– линия психологии активации (Х. Хекхаузен, 1986).

В рамках теоретико-инстинктивного направления (З. Фрейд, У. Макдауголл) человеку в качестве мотивационных факторов приписывались те же органические потребности, которые есть у животных. Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, представители этого направления предпринимали попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

В линии психологии научения (Б. Ф. Скиннер, Э. Торндайк, К. Халл, Э. Толмен) вопросы научения, т. е. приспособления живых существ к изменениям окружающих условий, предпочитались и предпочитаются вопросам мотивации.

В линии психологии активации (И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов) центральное место занимает нейро- и психофизиологический функциональный анализ реагирующего на стимуляцию организма.

Таким образом, исследование мотивации в рамках теоретико-ассоциативного направления ограничивается рассмотрением организмических потребностей и соответствующих им влечений или «первичных» мотивов.

«Вторичные», «высшие», «социальные» мотивы, которые отражают различные содержательные классы отношений «индивид – среда» не исследуются, не говоря уже об учете индивидуальных различий такой мотивации.

Вопросы поведенческой мотивации призвано решать теоретико-личностное направление, в рамках которого разрабатываются следующие теории мотивации:

1. Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер).

2. Общая теория мотивации, теория ожидаемой ценности (Д. Аткинсон).

3. Теория инструментального действия (В. Вроом).

4. Теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, В. Вайнер).

5. Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен).

На основные линии исследований человеческой мотивации оказали влияние взгляды К. Левина. Ученый рассматривал человеческую мотивацию как целостный системный процесс, нарождающийся на стыке субъекта и объекта («индивид – среда», «личность – психологическое окружение»).

В рамках теории поля К. Левина была создана модель «ожидание – ценность», оказавшая влияние на разработку модели выбора риска Дж. Аткинсона (вторая половина XX века).

Он предложил теорию ожидаемой ценности, основная идея которой состоит в том, что при необходимости выбора предпочтение отдается цели с наиболее высоко оцениваемой привлекательностью. В модель выбора риска Дж.

Аткинсона была введена новая личностная переменная – мотив достижения .

В отечественной психологии решать проблемы мотивации человека призвана теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (А. Н. Леонтьев и его ученики и последователи). Согласно концепции А. Н.

Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности.

В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы.

Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам (А. Н. Леонтьев, 1981).

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и, вместе с тем, свои недостатки. Основной недостаток заключается в том, что эти теории в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации.

Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением того положительного, что в них содержится, способна дать более или менее положительную картину детерминации человеческого поведения.

Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов мотивации человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_6888_ponyatie-motiva-i-motivatsii-v-psihologii-lichnosti.html

Понятие мотива и мотивации

10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

.Мотивы – это то, ради чего выполняетсядеятельность (например, ради самоутверждения,денег и т. п.).

Понятие«мотив» (от лат. movere – двигать, толкать)означает побуждение к деятельности,побудительную причину действий ипоступков. Мотивы могут быть различные:интерес и процессудеятельности, долг перед обществом,самоутверждение и т.п.

Есличеловек стремится к выполнениюопределенной деятельности, можносказать, что у него есть мотивация.Например, если ученик прилежен в учебе- у него мотивация к учебе; у спортсмена,который стремится достичь высокихрезультатов, высокий уровень мотивациидостижения; желание руководителя всехподчинять свидетельствует о наличиивысокого уровня мотивации к власти.

Мотивация- это совокупность побуждающих факторов,определяющих активность личности; кним относятся мотивы, потребности,стимулы, ситуативные факторы, которыедетерминируют поведение человека.

Мотивыявляются относительно устойчивымиобразованиями личности, однако мотивациявключает в себя не только мотивы, но иситуативные факторы (влияние различныхлюдей, специфика деятельности и ситуации).

Такие ситуативные факторы, как сложностьзадания, требования руководства,установки окружающих людей, сильновлияют на мотивацию человека в некоторыйпромежуток времени. Ситуативные факторыдинамичны, легко меняются, поэтомусуществуют возможности влиять на нихи на активность в целом.

Интенсивностьактуальной (действующей «здесь и теперь»)мотивации состоит из силы мотива иинтенсивности ситуативных детерминантмотивации (требований и влияния другихлюдей, сложности заданий и т.п.).

Вповедении человека есть две функциональновзаимосвязанные стороны: побудительнаяи регуляционная.

Побуждениеобеспечивает активизацию и направленностьповедения, а регуляция отвечает за то,как оно складывается от начала и доконца в конкретной ситуации.

Психическиепроцессы, явления и состояния: ощущения,восприятие, память, воображение, внимание,мышление, способности, темперамент,характер, эмоции – все это обеспечиваетв основном регуляцию поведения. Что жекасается его стимуляции, или побуждения,то оно связано с понятиями мотива имотивации.

Эти понятия включают в себяпредставление о потребностях, интересах,целях, намерениях, стремлениях,побуждениях, имеющихся у человека, овнешних факторах, которые заставляютего вести себя определенным образом,об управлении деятельностью в процессеее осуществления и о многом другом.

Среди всех понятий, которые используютсяв психологии для описания и объясненияпобудительных моментов в поведениичеловека, самыми общими, основнымиявляются понятия мотивации и мотива.

Термин«мотивация» – более широкое понятие,чем термин «мотив».

Слово «мотивация»используется в современной психологиив двояком смыс-ле: как обозначающеесистему факторов, детерминирующихповедение (сюда входят, в частности,потребности, мотивы, цели, намерения,стремления и многое другое), и какхарактеристика процесса, которыйстимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определенном уровне.

Мотивацию,таким образом, можно определить каксовокупность причин психологическогохарактера, объясняющих поведениечеловека, его начало, направленность иактивность.

Мотивационногообъяснения требуют следующие стороныповедения: его возникновение,продолжительность и устойчивость,направленность и прекращение последостижения поставленной цели, преднастройкана будущие события, повышение эффективности,разумность или смысловая целостностьотдельно взятого поведенческого акта.Кроме того, на уровне познавательныхпроцессов мотивационному объяснениюподлежат их избирательность, эмоциональноспецифическая окрашенность.

Представлениео мотивации возникает при попыткеобъяснения, а не описания поведения.Обнаружение и описание причин устойчивыхизмене-ний поведения – ответ на вопросо мотивации содержащих его поступков.

Любаяформа поведения может быть объясненакак внутренними, так и внешними причинами.В первом случае в качестве исходного иконечного пунктов объяснения выступаютпсихологические свойства субъектаповедения, а во втором – внешние условияи обстоятельства его деятельности.

Впервом случае говорят о мотивах,потребностях, целях, намерениях, желаниях,интересах и т.п., а во втором – о стимулах,исходящих из сложившейся ситуации.Иногда все психологические факторы,которые как бы изнутри, от человекаопределяют его поведение, называютличностными диспозициями.

Тогда,соответственно, говорят о диспозиционнойи ситуационной мотивациях как аналогахвнутренней и внешней детерминацииповедения.

Диспозиционнаяи ситуационная мотивации не являютсянезависимыми. Диспозиции могутактуализироваться под влияниемопределенной ситуации, и, напротив,активизация определенных диспозиций(мотивов, потребностей) приводит кизменению ситуации, точнее, ее восприятиясубъектом.

Поведениеличности в ситуациях, которые кажутсяодинаковыми, представляется разнообразным,и это разнообразие трудно объяснить,апеллируя только к ситуации.

Установлено,например, что даже на одни и те же вопросычеловек отвечает по-разному в зависимостиот того, где и как эти вопросы емузадаются.

В этой связи есть смыслопределить ситуацию не физически, апсихологически, так, как она представляетсясубъекту в его восприятии и переживаниях,т.е. так, как человек понимает и оцениваетее.

Мотивацияобъясняет целенаправленность действия,организованность и устойчивостьцелостной деятельности, направленнойна достижение определенной цели.

Мотив- это то, что принадлежит самому субъектуповедения, является его устойчивымличностным свойством, изнутри побуждающимк совершению определенных действий.Мотив также можно определить как понятие,которое в обобщенном виде представляетмножество диспозиций.

Извсех возможных диспозиций наиболееважной является понятие потребности.

Ею называют состояние нужды человекаили животного в определенных условиях,которых им недостает для нормальногосуществова-ния и развития.

Потребностькак состояние личности всегда связанас наличием у человека чувстванеудовлетворенности, связанного сдефицитом того, что требуется (отсюданазвание «потребность») организму(личности).

Второепосле потребности по мотивационномузначению понятие – цель. Целью называюттот непосредственно осознаваемыйрезультат, на который в данный моментнаправлено действие, связанное сдеятельностью, удовлетворяющейактуализированную потребность.

Мотивационнуюсферу человека с точки зрения ееразвитости можно оценивать по следующимпараметрам: широта, гибкость ииерархизирован-ность. Под широтоймотивационной сферы понимаетсякачественное разнообразие мотивационныхфакторов – диспозиций (мотивов),потребностей и целей, представленныхна каждом из уровней.

Кромемотивов, потребностей и целей в качествепобудителей человеческого поведениярассматриваются также интересы, задачи,желания и намерения. Интересом называютособое мотивационное состояниепознавательного характера, которое,как правило, напрямую не связано скакой-либо одной, актуальной в данныймомент времени потребностью.

Задачавозникает тогда, когда в ходе выполнениядействия, направленного на достижениеопределенной цели, организм наталкиваетсяна препятствие, которое необходимопреодолеть, чтобы двигаться дальше.Желания и намерения – это сиюминутновозникающие и довольно часто сменяющиедруг друга мотивационные субъективныесостояния, отвечающие изменяющимсяусловиям выполнения действия.

Интересы,задачи, желания и намерения хотя и входятв систему мотивационных факторов,участвуют в мотивации поведения, однаковыполняют в ней не столько побудительную,сколько инструментальную роль. Онибольше ответственны за стиль, а не занаправленность поведения.

Понятиео мотивации как о сознательном ибессознательном процессе

Мотивацияповедения человека может быть сознательнойи бессознательной. Это означает, чтоодни потребности и цели, управляющиеповедением человека, им осознаются,другие нет.

Многиепсихологические проблемы получают своерешение, как только мы отказываемся отпредставления о том, будто люди всегдаосознают мотивы своих действий, поступков,мыслей и чувств.

Насамом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Психологическиетеории мотивации

Многочисленныетеории мотивации стали появляться ещев работах древних философов.

Взглядына сущность и происхождение мотивациичеловека на протяжении всего времениисследования этой проблемы неоднократноменялись, но неизменно располагалисьмежду двумя философскими течениями:рационализмом и иррационализмом.

Согласно рационалистической позиции,человек представляет собой уникальноесущество особого рода, не имеющее ничегообщего с животными. Считалось, что он,и только он, наделен разумом, мышлениеми сознанием, обладает волей и свободойвыбора действий.

Мотивационный источникчеловеческого поведения усматриваетсяисключительно в разуме, сознании и волечеловека.

Иррационализмкак учение распространялся в основномна животных. В нем утверждалось, чтоповедение животного в отличие от человеканесвободно, неразумно, управляетсятемными, неосознаваемыми силамибиологического плана, имеющими своиистоки в органических потребностях.

Первымисобственно мотивационными, психологическимитеориями, вобравшими в себя рационалистическиеи иррационалистические идеи, следуетсчитать возникшие в XVII – XVIII вв.

теориюпринятия решений, объясняющую нарационалистической основе поведениечеловека, и теорию автомата, объясняющуюна иррационалистической основе поведениеживотного.

Первая появилась в экономикеи была связана с внедрением математическихзнаний в объяснение поведения человека,связанного с экономическим выбором.Затем была перенесена на пониманиечеловеческих поступков и в других сферахего деятельности, отличных от экономики.

Развитиетеории автомата, стимулированноеуспехами механики в XVII – XVIII вв., далеесоединилось с идеей рефлекса какмеханического, автоматического,врожденного ответа живого организмана внешние воздействия.

Раздельное,независимое существование двухмотивационных теорий: одной – длячеловека, другой – для животных,поддержанное теологией и разделениемфилософий на два противоборствуюшихлагеря – материализм и идеализм, -продолжалось вплоть до конца XIX в.

Подвлиянием теории эволюции Ч. Дарвина впсихологии началось интенсивное изучениеразумных форм поведения у животных (В.Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека(З.Фрейд, И.П.Павлов и др.).

Если раньшепонятие потребности, ассоциированноес нуждами организма, применялось толькодля объяснения поведения животного, тотеперь его стали использовать и дляобъяснения поведения человека,соответственно изменив и расширивприменительно к нему состав самихпотребностей.

В20-е годы 20 столетия на смену теорииинстинктов пришла концепция, опирающаясяв объяснении поведения человека набиологичес-кие потребности.

В этойконцепции утверждалось, что у человекаи у живот-ных есть общие органическиепотребности, которые оказывают одинаковоедействие на их поведение.

Периодическивозникающие органические потребностивызывают состояние возбуждения инапряжения в организме, а удовлетворениепотребности ведет к снижению (редукции)напряжения.

Принципиальныхразличий между понятиями инстинкта ипотребности не было, за исключениемтого, что инстинкты являются врожденными,неизменяемыми, а потребности могутприобретаться и меняться в течениежизни, особенно у человека.

Вэти же годы (начало XX в.) возникли ещедва новых направления, стимулированныеэволюционным учением Ч.Дарвина, открытиямиИ. П. Павлова. Это поведенческая(бихевиористская) теория мотивации итеория высшей нервной деятельности.

Исследования,начатые И. П. Павловым, были продолжены,углублены и расширены другими физиологамии психологами. Среди них можно назватьН. А. Бернштейна, автора теориипсихофизиологической регуляции движений,П. К.

Анохина, предложившего модельфункциональной системы, описывающую иобъясняющую динамику поведенческогоакта, и Е. Н.

Соколова, который открыл иисследовал ориентировочный рефлекс,имеющий большое значение для пониманияпсихофизиологических механиз-моввосприятия, внимания и мотивации.

Теорияорганических потребностей животныхразвивалась под сильным влиянием прежнихиррационалистических традиций впонимании поведения животного. Еесовременные представители видят своюзадачу в том, чтобы чисто физиологическиобъяснить механизмы работы ифункционирования биологическихпотребностей.

Начинаяс 30-х годов XX в. появляются и выделяютсяспециальные концепции мотивации,относимые только к человеку. Одной изпервых таких концепций явилась теориямотивации, предложенная К. Левином.Вслед за ней были опубликованы работыпредставителей гуманистическойпсихологии, таких, как А. Маслоу, Г.Оллпорт, К. Роджерс и др.

Американскийисследователь мотивации Г. Маррей нарядус перечнем органических, или первичных,потребностей, идентичных основныминстинктам, выделенным У.

Макдауголлом,предложил список вторичных (психогенных)потребностей, возникающих на базеинстинктоподобных влечений в результатевоспитания и обучения.

Это – потребностидостижения успехов, аффилиация, агрессия,потребности независимости, противодей-ствия,уважения, унижения, защиты, доминирования,- привлечения внима-ния, избеганиявредных воздействий, избегания неудачи др.

Инаяклассификация человеческих потребностейпо иерархически построенным группам,была предложена А. Маслоу.

У человекапоследовательно появляются и сопровождаютличностное взросление следующие семьклассов потребностей: Потребностифизиологические (органические).Потребности в безопасности. Потребностив принадлежности и любви.

Потребностиуважения (почитания). Познавательныепотребности. Эстетические потребности.Потребности в самоактуализации.

Вовторой половине XX в. теории потребностейчеловека были дополнены рядом специальныхмотивационных концепций, представленныхв трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона,Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера.

Общимидля всех них являются следующие положения:Отрицание принципиальной возможностисоздания единой универсальной теориимотивации, одинаково удовлетворительнообъясняющей как поведение животных,так и человека.

Убежденность в том, чторедукция напряжения как основноймотивационный источник целенаправленнойактивности поведения на уровне человекане работает, во всяком случае не являетсядля него основным мотивационнымпринципом.

Утверждение вместо редукциинапряжения принципа активности, согласнокоторому человек в своем поведении нереактивен, а изначально активен, чтоисточники его имманентной активности- мотивации – находятся в нем самом, вего психологии. Признание наряду сбессознательным существенной ролисознания человека в детерминации егоповедения.

Вывод сознательной регуляциичеловеческих поступков на первый план.Стремление ввести в научный оборотспецифические понятия, отражающиеособенности человеческой мотивации.Такими понятиями стали, например,социальные потребности, мотивы (Д.Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен),жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей),когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келлии др.).

Отрицание адекватности длячеловека таких методов изучения(порождения) мотивационных состояний,которые применяются на уровне животных,в частности, пищевой, биологическойдепривации, физических стимулов типаударов электрическим током и другихчисто физических наказаний. Поискспециальных методов изучения мотивации,подходящих для человека и не повторяющихнедостатки приемов, при помощи которыхисследуется мотивация животных.Стремление напрямую связать эти методыс речью и сознанием человека – егоотличительными особенностями.

Впсихологии России вплоть до середины60-х годов, по сложившейся десятилетияминеоправданной традиции психологическиеисследования были в основном ориентированына изучение познавательных процессов.

Согласноконцепции А.Н. Леонтьева, мотивационнаясфера человека, как и другие егопсихологические особенности, имеетсвои источники в практической деятельности.В самой деятельности можно обнаружитьте составляющие, которые соответствуютэлементам мотивационной сферы,функционально и генетически связаны сними.

Поведению в целом, например,соответствуют потребности человека;системе деятельностей, из которых оноскладывается, – разнообразие мотивов;множеству действий, формирующихдеятельность, – упорядоченный наборцелей. Таким образом, между структуройдеятельности и строением мотивационнойсферы человека существуют отношенияизоморфизма, т.е.

взаимного соответствия.

Источник: https://studfile.net/preview/5766925/

Понятие мотива и мотивации. виды мотивации. общее строение мотивационной сферы человека

10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

Понятие мотива и мотивации

Мотив (лат. movere – приводить, в движение толкать) – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах:

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения.

Большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение.

В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив – это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности (Ковалев В.И., 1988).

Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, С.Л.

Рубинштейном, дает ответ на вопрос, “почему” осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд.

Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, “зачем” и “для чего” человек проявляет эту активность.

Мотив как цель (предмет) удовлетворения потребности. Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы “зачем” и “для чего” осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям — смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев)

Мотив как намерение. Исходя из того, что намерение является побудительной силой, волевым актом, можно предположить, что оно тесным связано с мотивацией и мотивом (Б.В. Зейгарник, К. Левин и др.).

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: “чего он хочет достичь?”, “что и как хочет сделать?” и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено.

Мотив как свойство личности. Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что устойчивые характеристики личности (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) обусловливают поведение в такой же мере, как и внешние стимулы.  (М. Мадсен, X. Мюррей, Дж. Аткинсон, К.К. Платонов, B.C. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов и др.).

 Мотив как состояние. Р.А. Пилоян, Дж. Гилфорд, Е.Р. Хилгард под мотивом понимают любое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать.

Мотив как удовлетворенность. Удовлетворенность – это положительное эмоциональное состояние, выступающее одним из факторов, влияющих на продолжение деятельности (В.Г. Асеев, А.Г. Ковалев, П.М. Якобсон и др.).

Попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту – это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации.

Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены.

Следовательно, мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека

Мотивация

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Термином мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1.Совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение.

2. Процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация – одна из главных движущих сил человеческого поведения и достижения поставленных целей.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

К мотивационным состояниям человека относятсяинтересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Виды мотивации

– Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

– Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

– Положительная и отрицательная мотивация.

Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной.

Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

– Устойчивая и неустойчивая мотивация.

Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Неустойчивая – которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

Также различают:

– индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза: голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.

– групповые: забота о потомстве,  поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.

– познавательные

– исследовательское поведение

– игровая деятельность

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы.

В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы.

К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды).

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных (биологических) потребностей.

Потребность – это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности).

В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Что же касается самого высокого класса способностей – самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.

Маслоу дал характеристику самоактуализирующейся личности:

1. Объективное восприятие действительности. Критическое отношение к собственным знаниям (интуитивное и случайное)

2. Реалистичное, позитивное отношение к миру, в сочетании с позитивным отношением к себе.

3. Отсутствие эгоцентризма. Ориентация при решении проблемы на объект, с которым взаимодействует.

4. Потребность периодически быть в одиночестве.

5. Креативность.

6. Естественность поведения.

7. Доброта, открытость, дружелюбное отношение.

8. Отсутствие постоянной безусловной враждебности к кому-либо, в сочетании с глубокой привязанностью, часто,  к немногим людям.

9. Нравственная определенность добра от зла.

10. Сознание различия между целью и средством

11. Отсутствие мелочности, поглощенности бытием.

12. Развитое чувство юмора как позитивное отношение к миру.

13. Склонность к перенесению вдохновений «пиковых переживаний» после которых личность чувствует себя обновленной.

Совокупность внутренних и внешних мотивов, потребности и цели – являются основными составляющимимотивационной сферы человека.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационно – потребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества.

В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут по-разному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы.

Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов.

https://www.youtube.com/watch?v=P4Szw4WO5Ds

Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Иерархичность мотивации определяется на основании оценки “главенствования” различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, “присвоения”, “принятия”) потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере, большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности.

Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам.

Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы, как отдельных мотивов, так и мотивации в целом.

Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться.

Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности.

Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:

– развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;

– достаточная сила мотивов;

– устойчивость мотивов;

– определенная структура мотивации;

– определенная иерархия мотивов.

Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны. Наряду с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную. Все они важны и взаимозависимы.

Например, зависимость мотивационной сферы от интеллектуальной выражается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. Эмоциональная сфера влияет на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, ее динамика в процессе поведения и деятельности.

От особенностей волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. В свою очередь, мотивационная сфера также влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную сферу проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. Мотивация влияет и на эмоции, задавая их характеристики.

Например, одни и те же явления вызывают у одних людей радость, а у других — гнев и возмущение.

Воля как способность управлять своим поведением также пронизана мотивами, которые входят в волевое действие как одно из его важнейших составляющих.

Таким образом, сохраняя самостоятельность, мотивация тесно связана с другими сферами личности.

Источник: https://students-library.com/library/read/62230-ponatie-motiva-i-motivacii-vidy-motivacii-obsee-stroenie-motivacionnoj-sfery-celoveka

Мотив – что это такое, виды мотивов в психологии

10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

У слова «мотив» довольно много значений из разных областей деятельности. Особую важность этому понятию придают в психологии. С ним тесно связано и другое понятие – мотивация.

Что такое мотив

Мотив – это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями.

Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью.

Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход).

В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных.

Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия. Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др.

Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.

Виды мотивов в психологии

Психологи выделяют большое количество видов мотивов, распределяя их по нескольким категориям. Создавать такую классификацию непросто, поскольку обстоятельств, которыми руководствуется человек, очень много; в каждом направлении психологии и в каждой школе существует своя система. Однако наибольшую распространённость получило разделение мотивов на четыре группы.

Внутренние и внешние мотивы

Эти виды являются важными не только в плане выбора средств и путей достижения цели, но и для самореализации человеческой индивидуальности. Внутренними являются такие мотивы, как интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и избегании отрицательных, желание повысить самооценку и др. Эти обстоятельства связаны с самим человеком и его отношением к своей деятельности.

Внешняя мотивация – это обстоятельства, не зависящие от человека и его желаний и лежащие за пределами его личной сферы. Это могут быть такие мотивы, как общественное мнение, перемена погоды, желание получить более высокую оценку или избежать наказания и т. д.

Внешние и внутренние побуждения могут работать одновременно, а могут действовать и по отдельности. К примеру, школьник старательно выполняет домашнее задание. Он может делать это как потому, что его интересует тема, так и для того, чтобы получить хорошую оценку, порадовать родителей, похвастаться перед товарищами и т. д.

Внешняя мотивация играет в человеческой жизни достаточно большую роль, поскольку большинство людей нуждается в определённой социализации.

Такие мотивы зачастую бывают более эффективными, чем внутренние, это тот самый «пинок под зад», без которого иные люди вообще не будут ничего делать. Однако для развития личности наиболее предпочтительными являются всё-таки внутренние мотивы.

Только с их помощью можно выполнять свою работу по-настоящему продуктивно. Вся творческая деятельность основана преимущественно на внутренней мотивации.

Положительные и отрицательные мотивы

Как и потребности, побуждения связаны с эмоциями. Человеком в его действиях может двигать желание получать удовольствие, наслаждение, и тогда это положительная мотивация, а может двигать и стремление избежать наказания, боли, страха и других негативных переживаний, и тогда это отрицательная мотивация.

Исследователи пока не могут окончательно сказать, какие из этих мотивов являются более эффективными в достижении цели.

Отрицательная мотивация может побуждать к преодолению препятствий, терпеть мелкие неудобства, работать до изнеможения; но она же разрушает личность, которая так по-настоящему и не полюбит, и не поймёт своё дело. Поэтому более предпочтительными кажутся всё-таки положительные мотивы.

Устойчивые и неустойчивые мотивы

Устойчивыми являются такие побуждения, которые основаны на нуждах человека и не требуют какого-то дополнительного подкрепления. Такие мотивы существуют достаточно длительное время. Неустойчивая мотивация быстро меняется.

Так, внутренние побуждения личности являются устойчивыми, поскольку изменения в мировоззрении, интересах, вкусах происходят редко и постепенно.

А внешняя мотивация, наоборот, является неустойчивой, поскольку быстро меняются и запросы общества, и настроение окружающих, и погода на улице.

Достижение успеха

Это отдельный вид мотивации, который стал актуален в последнее время. Современное общество с самого детства настраивает человека на успех. Быть неуспешным непрестижно, успех приносит с собой и материальное благополучие, и общественное признание, и другие блага. Успех повышает социальный статус человека.

Казалось бы, достичь успеха желает каждый человек. Однако в реальности на пути его достижения стоит множество препятствий, которые иногда вообще отбивают желание идти к успеху.

Одна из причин этого – непонимание человеком того, зачем ему вообще нужно достигать этой цели.

Бывает, что поставленная цель слишком далека и теряется среди множества возникающих препятствий; в этом случае целесообразно разбить достижение данного успеха на несколько промежуточных целей.

Часто достижение большого успеха предполагает выход из так называемой зоны комфорта. Это означает – жертвовать чем-то малым, чтобы в конце получить нечто гораздо большее; умение идти на риск, терпеть небольшие неприятности с расчётом на то, что эти проблемы с лихвой компенсируются, когда успех будет достигнут. И именно здесь многие потенциально успешные люди сдают.

Нередко «зону комфорта» представляют как физическое, ментальное, мировоззренческое или духовное пространство, в котором человеку хорошо и комфортно, он не страдает и, казалось бы, обеспечен всем необходимым. На самом деле психологи понимают под этим понятием нечто иное.

Для некоторых людей «зона комфорта» связана как раз со страданием, неудобствами, болью, а выход из этой зоны способен избавить от страдания и принести счастье. Но человек не хочет осуществлять этот выход, ему «хорошо», когда ему плохо.

С чем же связан такой парадокс?

Данная ситуация отлично проиллюстрирована в знаменитой пьесе Е. Шварца «Дракон», по которой в конце 80-х был снят фильм.

Обитатели сказочного города смиряются с тем, что над ними установил диктаторское правление страшный дракон, который устанавливает свои правила и, в частности, регулярно требует отдавать ему самых красивых девушек города.

Когда появившийся храбрый рыцарь убивает дракона и дарит жителям свободу, они тут же… избирают нового диктатора, который заставляет их страдать точно так же.

Оказалось, что жители не могут сделать над собой усилие, чтобы научиться жить без всяких диктаторов и страданий: в их сознании свобода, мышление, ответственность и трудолюбие кажутся ещё большими страданиями, чем безумные правила того или иного диктатора, к которым можно притерпеться. Дракон избавлял людей от необходимости думать и давал им пусть несправедливую и лживую, но простую и понятную картину мира, которую достаточно заучить наизусть.

Типы мотивации человека

Широко известны такие типы мотивации, как «кнут» и «пряник». Это не что иное, как представление об отрицательных и положительных мотивах. Данные принципы издавна используются в экономике, политике, менеджменте, образовании и в других сферах, в том числе в бытовой.

Интересно, что данные типы мотиваций могут характеризовать не только отдельного человека, но и определённое общество. Известно, например, что для русского сознания с древних времён более характерна мотивация «кнутом», чем «пряником».

Это отражено даже в пословицах: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Подобный характер русского человека отмечали исследователи культуры и даже религии.

Так, один церковный историк говорил, что русские православные люди издавна верят не столько в бога, сколько в дьявола, и в русской религиозной (а по большей части народно-религиозной) культуре возникли тысячи способов и советов, как избежать встречи с нечистой силой; в то же время изначальное православие осуждает подобную практику, ведь если человек верит во «всесильного бога», то он не должен бояться нечистой силы.

«Пряник» – это по большей части западная система мотивов.

Так, в европейских странах предусмотрен ряд поощрений для граждан, твёрдо соблюдающих законодательство, и относительно мягкая система наказаний для тех, кто нарушает законы.

В нашей же стране всё наоборот: для законопослушны граждан не предусмотрено практически ничего, зато система наказаний обширная, запутанная, жестокая и неповоротливая.

Тем не менее, в современном западном обществе тоже растёт роль «кнута» в отдельных сферах. Там сурово порицаются жестокое обращение с детьми, нарушение дисциплины на предприятиях. Имеющиеся проблемы, скажем, в государственном здравоохранении сами по себе являются для европейцев «кнутом», побуждающим усиленно работать, чтобы оплачивать услуги частной медицины.

Какие же из этих мотивов наиболее эффективны? В каждой стране и у каждого народа ответ на этот вопрос свой собственный.

История показывает, что на европейское общество благотворное влияние оказывало повсеместное увеличение «пряника», то есть выработка положительных мотивов; а вот противоположные тенденции приводили к революциям, забастовкам, стихийным и организованным массовым выступлениям. Это веками прослеживалось в европейской истории.

В современном Сингапуре ключевую роль в процветании общества сыграл именно «кнут». Ограничений и запретов в этом городе-государстве великое множество, а в целях поддержания безупречного порядка широко используются такие наказания, как избиение палками.

Никаких «пряников» для граждан здесь не предусмотрено.

И многим из нас кажется странным, как такие методы привели Сингапур к экономическому и социальному чуду, к высоким показателям уровня жизни, социальной сплоченности (и это – в многонациональной и многокультурной стране с высокой плотностью населения) и к отсутствию массового недовольства.

Страны Восточной Европы, США, Китай выделяются тем, что в их обществах соблюдается определённый баланс побуждений.

Для Восточной Европы это было особенно заметно в годы существования советского блока: лояльным к государственному режиму гражданам, которые добросовестно трудились и заботились о своём высоком «моральном облике» (с точки зрения властей), были гарантированы достаточно высокий уровень жизни, определённая степень гражданских свобод, обеспеченность товарами массового потребления. И рядом с этим – жестокие преследования инакомыслящих, диссидентов, «тунеядцев», возведённое в идеологию порицание аморального образа жизни. Нечто похожее прослеживалось в этих странах и до, и после «советской эпохи». Построить такое общество могли только люди, для которых характерна борьба противоположных систем мотивов. Чтобы сравнить это с западноевропейской системой, достаточно посмотреть на тюрьмы в этих странах: норвежские или голландские больше напоминают курортные отели, а польские или румынские – концлагерь.

Это имеет определённый смысл. В культурах разных стран образу тюрьмы отводится роль своеобразной «пугалки», с помощью которой одни люди стремятся мотивировать других, тем самым управляя их поведением.

В России, США, Китае и странах Восточной Европы тюрьма – это не исправительное заведение, а «учреждение по исполнению наказаний», и её задача – угнетать и уничтожать личность, уничтожать преступника морально, а зачастую и физически.

И лишь стремление не «скатиться» до того, чтобы угодить за решётку, придаёт среднему человеку в этих странах импульс для совершения общественно полезных действий (работать, обеспечивать семью, уважать окружающих, не воровать, не убивать и др.).

Первая же возможность избежать тюремного срока мотивирует типичного жителя этих стран на то, чтобы совершить преступление.

Поведение европейцев подчиняется иным принципам. Судя по всему, тюремный срок их не пугает: ведь имеющиеся ограничения в тамошних тюрьмах не унижают заключённого как личность, сотрудники тюрьмы проявляют к нему определённое уважение.

Но при этом поражает дисциплинированность европейцев, их вежливость, стремление много трудиться (но не перетруждаться).

Если вы оставите кошелёк с деньгами на скамейке в каком-нибудь немецком городе, то, скорее всего, через неделю вы найдёте его там же совершенно нетронутым (в настоящее время ситуация во многом иная в силу обилия мигрантов в Германии и других странах Европы, которые имеют совсем другую психику).

Причина в том, что средний европеец настроен на достижение успеха и поддержание своей хорошей репутации, а любой «неправильный» поступок может эту репутацию испортить. Ты не сядешь в тюрьму, но от тебя отвернутся друзья, тебя разлюбит девушка, выгонят из дома родители, тебя не возьмут на работу в хорошую организацию…

Если углубиться в историю, то можно увидеть, чем были мотивированы люди в разных странах, создавая аналогичные изобретения, совершая одинаковые поступки. Хороший пример – создание печатного станка.

Иоганн Гутенберг определённо был положительно мотивирован: с помощью своей типографии он хотел поправить своё материальное состояние, приобрести славу и влияние, стать первооткрывателем чего-то нового, дать людям новые возможности для развития. Он был создателем, главным работником и владельцем своего предприятия.

Задуманное, собственно, ему удалось: его клиентами стали не только купцы и ремесленники, но и королевские особы, и церковь.

Русский первопечатник Иван Фёдоров был мотивирован несколько иными соображениями. Для него его дело было скорее ритуальным, он желал «служить богу». Зримыми аналогами «бога» для него были правители, церковные иерархи, бояре.

В первой московской типографии, открытой царём и митрополитом для личных нужд, Фёдоров был бесправным работником, и он не хотел иметь с этого предприятия некие личные выгоды.

Долгое время первопечатник был ведом обстоятельствами, которые не позволяли ему осуществить задуманное в полной мере: на него гневались простые священники, переписчики книг, типографию быстро сожгли и вынудили его бежать из страны в Литву, а затем на Украину.

За пределами России дела первопечатника пошли куда лучше, но опять-таки за счёт сильных правителей. Свою личную типографию русский первопечатник так и не приобрёл. По-видимому, христианский бог и представители власти были для Фёдорова своеобразным «кнутом», которого следует бояться и которому следует служить.

«Человек в футляре» – ещё один персонаж, теперь уже литературный, который был явно мотивирован исключительно «кнутом». Его любимой присказкой было выражение «как бы чего не вышло», которое он повторял всегда, когда видел что-то непривычное.

Окружающие удивлялись, откуда в этом мелком чиновнике, человеке тихом и незаметном, вдруг проснулась недюжинная энергия, с которой он принялся строчить жалобы направо и налево.

Всеобъемлющий страх побуждал его действовать, в то время как окружающие в своих поступках были мотивированы положительными соображениями.

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример.

Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать.

Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор.

Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения.

Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность.

Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями.

Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей.

Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели.

Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения.

Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями.

Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/202-motiv.html

6.7. Понятие мотива. Теории мотивации. Мотивационная сфера личности

10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

Всовременной психологии термином «мотив»(«мотивирующий фактор») обозначаютсясовершенно разные явления, такие какинстинктивные импульсы, биологическиевлечения, интересы, желания, жизненныецели и идеалы. А. Н. Леонтьев считал,что мотивы деятельности определяютсяпотребностями личности.

В потребностномсостоянии субъекта предмет, которыйспособен удовлетворить потребность,жестко не зафиксирован. До своего первогоудовлетворения потребность «не знает»своего предмета, он еще должен бытьобнаружен.

Только в результате такогообнаружения потребность приобретаетпредметность, а воспринимаемый(представляемый, мыслимый) предмет —побудительную и направляющую деятельностьфункции, сообщающую ему статус мотива.

Вотличие от потребностей у животных,развитие которых зависит от расширениякруга потребляемых ими природныхпредметов, потребности человекапорождаются развитием производства.

Иначе говоря, потребление опосредствуетсяпотребностью в предмете, его восприятиемили мысленным представлением. В этойотраженной форме предмет и выступаетв качестве идеального, внутреннепобуждающего мотива.

Таким образом,психологический анализ потребностейнеизбежно преобразуется в анализмотивов.

Генетическиисходным для человеческой деятельностиявляется несовпадение мотивов и целей.Их совпадение вторично: результатприобретения целью самостоятельнойпобудительной силы или итог осознаниямотивов, превращающегоих в мотивы-цели.

В отличие от целеймотивы актуальноне сознаются субъектом: в моментсовершения тех или иных действий мыобычно не отдаем себе отчета в мотивах,которые их побуждают. Несмотря на то,что нам бываетнетрудно привести их мотивировку, этамотивировка не всегда содержит в себеуказание на действительный мотив.Когда мотивы не осознаются, т.е.

когдачеловек не отдаетсебе отчета в том, что побуждает егосовершать те или иные действия, онинаходят свое психическое отражение вособой форме— в форме эмоциональнойокраски действий.

А. Н. Леонтьеввыделил двеосновные функции мотивов:побуждениеи смыслообразование.Одни мотивы, побуждая деятельность,придают ей личностный смысл.

Другие,выполняя роль побудительных факторов— порой остро эмоциональных, аффективных,— лишены смыслообразующей функции;такие мотивы А. Н. Леонтьев назвалмотивами-стимулами.

Распределениефункций смыслообразования и побуждениямежду мотивами одной и той же деятельностипозволяет понять главные отношения,характеризующие мотивационную сферуличности, — иерархиюмотивов.

Напротяжении многих лет ученые не оставляютнадеждуобъяснить поведение человека. Результатомэтого интереса являются многочисленныетеории мотивации, количествокоторых насчитывает не один десяток. Внастоящее время данная проблема неутратила своей актуальности, скореенаоборот.

Это связано с растущимизапросами практики:в сфере производства вопросы активизациии управления поведением человека,проблемы оптимизации использованиячеловеческих ресурсов становятся всеболее важнымии насущными.

Тем не менее, исследованиямотивациидалеки от окончательного решения всехвопросов.

Наиболеепопулярной и широко используемойявляется теория американского психолога,одного из основателей гуманистическойпсихологии А. Маслоу.Он разграничил не отдельныемотивы, а целые группы. Эти группыупорядочены вценностной иерархии соответственно ихроли в развитии личности.

При этомпотребности высоких и высших уровнейтрактуются как не менее инстинктоподобные(врожденные),чем низшие потребности. Пока потребностьне удовлетворена, она активируетдеятельность и влияет на нее.

Деятельностьне столько «толкается изнутри», сколькопривлекаетсяизвне возможностью удовлетворения.Основной идеей классификации А.

 Маслоуявляется принципотносительногоприоритета актуализации мотивов,гласящий, что, прежде чем активируютсяи начнут определять поведениепотребности более высоких уровней,должны быть удовлетворены потребностинизшего уровня.

Иерархическаямодель мотивации А. Маслоу состоитиз пятиуровней:

  1. физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т.п.;

  2. потребности безопасности;

  3. потребности в социальных связях;

  4. потребности самоуважения;

  5. потребности самоактуализации (реализации личностного потенциала).

Иерархияпотребностей начинается с физиологическихпотребностей. Далее следуют потребностибезопасности и потребности в социальныхсвязях, затем потребности самоуваженияи, наконец, самоактуализации.

Самоактуализация, как реализацияличностного потенциала, можетстать мотивом поведения, лишь когдаудовлетворены всеостальные потребности.

В случае конфликтамежду потребностями различныхиерархических уровней побеждает низшаяпотребность.

Извсех мотивов основной интерес А. Маслоуобращен на потребности самоактуализации.

Исследователь пишет: «Дажекогда все эти потребности удовлетворяются,мы все жечасто можем ожидать, что если индивидне занимается тем, для чего он предназначен,то вскоре возникнут новые неудовлетворенностьи беспокойство.

Чтобы находиться всогласии с собой, музыкант долженсоздавать музыку, художник рисовать,поэт писать стихи. Человек должен бытьтем,чем он может быть. Эту потребность можноназвать самоактуализацией.Она означает желание человекасамоосуществиться,а именно его стремление стать тем, чемон можетбыть».

Вконцепции мотивации Д. Макклелландарассматриваютсятриосновные группы потребностей: во власти,в успехе, в причастности.Впервые в систему побудителей человеческойактивности вводится потребность вовласти как таковой.

Она рассматриваетсякак синтетическая и производная отпотребностей в уважении и самовыражении.Потребность в успехе (или мотивациядостижения) — вторая базовая потребностьличности.

Автор одним из первых показал,что человеку свойственно не просто«хотеть чего-то», нои определять для себя уровень овладенияобъектом своегожелания — вырабатывать собственную«планку» дости­жений;таким образом, сама по себе потребностьв успехе (а черезнего — в признании со стороны других)является общей для всех, однако мера ееразвития различна. Макклелланд полагал,что от степени развития этой потребностизависятдостижения человека и в конечном счете— процветаниеи могущество той или иной страны.

Мотивационнаясфера личности

Всякаядеятельность человека побуждается неодним мотивом,а несколькими, т.е. деятельность обычнополимотивирована.Совокупность всех мотивов к даннойдеятельности называется мотивациейдеятельности данного индивида.

Мотивацияопределяетсякак процесс,увязывающий воедино личностныеи ситуационные параметры на путирегуляции деятельности,направленной на преобразование предметнойситуациидля реализации соответствующего мотива,для осуществления определенногопредметного отношения личности кокружающей ситуации.

Можно говорить не только о мотивациикакой-либо деятельности, но и об общеймотивации, характерной для данногочеловека, имея в виду совокупностьстойких мотивов.

Совокупностьустойчивых мотивов, определяющихизбирательностьотношений и активности человека иотносительнонезависимых от наличных ситуаций,называется направленностьюличности.

Направленностькак подструктура личности включает всебя различные побуждения:ее мотивы, потребности, диспозиции,интересы, стремления,намерения, идеалы, нормы, самооценки,оценки других людей, уровень притязаний,установки и т.п.

Одни из ее компонентовявляются доминирующими, другие выполняютвторостепенную роль.

Вкачестве побудителей человеческогоповедения, представляющих собоймотивационную сферу личности, выступаютвлечения, установки, желания, интересы,склонности, идеалыи мировоззрение.

Влечение—первичное эмоциональное проявлениепотребности человека в чем-либо,побуждение, еще не опосредованноесознательным целеполаганием. Вотечественной психологиивлечение рассматривается как этапформирования мотива поведения, т.е.

выступает как преходящее явление:представленная в нем потребность либоугасает, либо осознаетсякак конкретное желание. Таким образом,влеченияобусловливаются не только биологическими,но и социальнымифакторами.

Кроме того, в отечественнойнауке господствуетмнение, что у человека с развитымсознанием влечения как мотивы поведенияне играют ведущей роли, а выступаютв виде «строительного материала» дляосознанныхпобуждений.

С другой стороны, влечениеявляется одним из центральных понятийпсихоанализа, где ему придаетсяведущая роль в активности и регуляцииповедения человека.

Установка—неосознаваемое личностью состояниеготовностик определенному поведению или деятельности.Установка чаще всего складывается врезультате неоднократногоповторения ситуаций, в которых человекреагировалопределенным образом.

Д. Н. Узнадзеразработал теорию, согласно которойвозникающие при встрече потребности иситуации установки определяютнаправленность поведения субъекта дотех пор, покаповедение не наталкивается на те илииные препятствия.

В этих случаяхнеосознанное поведение прерывается, иначинают действовать сознательныемеханизмы объективизации. Возникшиезатруднения привлекают внимание иосознаются.После сознательного нахождения новогорежима регуляцииуправление поведением вновь осуществляетсяподсознательнымиустановками.

Эта непрерывная передачауправленияобеспечивает гармоничное и болееэкономное взаимодействие сознания ибессознательного.

Желание—одна из форм мотивационного состояния,основанного на осознанной по содержаниюпотребности, которая еще не выступаетв качестве сильного побуждения кдействию.

Имея побуждающую силу, желаниеобостряет осознание цели будущегодействия и построение его плана.

Приневозможности удовлетворить желаниевозникает состояние фрустрации, котороесопровождается разочарованием, тревогой,раздражением, отчаянием и др.

Интерес—форма проявления познавательнойпотребности,выражающаяся избирательным отношениемличности к объекту в силу его жизненногозначения и эмоциональной привлекательности.Способствуя ориентировке, ознакомлениюс чем-то новым, более полному и глубокомуотражению действительности, интересыобеспечивают направленность личностина осознание целей деятельности.

Посодержанию интересы могут бытьматериальными (к жилищным удобствам,красивой одежде и др.) и духовными(профессиональные, познавательные,эстетические и др.). По объему их можноразделить на широкие и узкие. Они могутбыть также глубокими и поверхностными,устойчивыми и неустойчивыми. Оценкаинтересов в конечном счете определяетсяих содержательностью и значимостью дляличности.

Склонность—избирательная направленность субъектана определенную деятельность. В ееоснове лежит глубокая и устойчиваяпотребность в этой деятельности,стремление в ней совершенствоваться.Склонности обычно являются предпосылкойразвития соответствующих способностей,хотявозможны случаи несовпадения склонностейи способностей.

Идеал—важная цель личных стремлений человека,своеобразныйпример, эмоционально окрашенный эталондействия.

Мировоззрениепредставляетсобой систему взглядов человекана мир и его закономерности. Мировоззрениеслужит высшим регулятором поведенияличности, определяя нетолько общую направленность личности,но и ее целеустремленность.Идеалы и мировоззрение формируются учеловека на основе его интересов исклонностей.

Источник: https://studfile.net/preview/3972345/page:33/

Medic-studio
Добавить комментарий