11. Феномен «общих закономерностей отклоняющегося развития», основные

3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития

11. Феномен «общих закономерностей отклоняющегося развития», основные

Психикаи процесс психического развития ребенка– это сложно организованная, иерархическипостроенная система. Психическоеразвитие, как нормальное, так иотклоняющееся, носит закономерныйхарактер.

Закономерность– объективно существующая, повторяющаясясущественная связь между явлениями.

Впроцессе отклоняющегося психическогоразвития наблюдается системный характеризменений самих функций, а также связеймежду психическими функциями. Ключеваяидея Л.С.

Выготского о том, что приотклонениях в развитии ребенка нарушаетсяего взаимодействие с окружающим миром,с другими людьми, лежит в основе описанныхв специальной психологии закономерностейотклоняющегося психического развития(Л.С.

Выготский, Т.А. Власова, В.И. Лубовский,Е.С. Слепович, В.М. Сорокин, Ж.И. Шиф).

В.И.Лубовский [12] рассматривает общиеи специфические закономерностиотклоняющегося развития. Общиезакономерности отражают общее длябольших групп явлений, специфические– для подгруппы явлений. Общиезакономерностиприсущи всем видам отклоняющегосяразвития. В.И. Лубовский выделяет трииерархическихуровня закономерностей отклоняющегося развития:

1уровень –закономерности, присущие всем типамдизонтогенетического развития.

К нимотносятся следующие: формированиенаряду с первичным отклонением вторичныхотклонений; изменение способности кприему и переработке информации;недостаточность словесной регуляциидействий; более длительные срокиформирования представлений и понятийоб окружающей действительности; рисквозникновения социально-психологическойдезадаптированности; наличие у детейпотенциальных возможностей компенсациив процессе обучения и воспитания.

2уровень –закономерности, характерные для группыдизонтогенетических расстройств.

3уровень –специфические закономерности, присущиеконкретному виду дизонтогенеза.

В.М.Сорокин предлагает выделять уже 4 группызакономерностей отконяющегося развития:

«а)основные и общие, то есть закономерности,по которым развивается психика в обычныхи неблагоприятных условиях;

б)модально-неспецифические – ряд особыхзакономерностей, свойственных всемгруппам детей с отклонениями в развитиинезависимо от характера основногонарушения;

в)модально-специфические – особенности,свойственные какой-то одной группедетей с отклонениями в развитии;

г)наконец, последняя группа закономерностейсвязана с установлением зависимостейхарактера психического развития отсилы и выраженности патогенного фактора,например, от степени и времени потерислуха, от длительности состоянияэмоциональной депривации и др.» [22,с. 20].

В.И.Лубовский [12], Е.С. Слепович [20] определяютследующие группы общихзакономерностейотклоняющегося развития.

1.Снижение познавательной активности(мотивации) ребенка с отклонениями вразвитии: у ребенка снижен интерес кокружающему, к познанию мира, у негоуменьшено желание обследовать предметы,получать информацию.

2.Нарушение и снижение скорости приема,переработки, сохранения и воспроизведенияинформации. Это проявляется в снижениивозможностей познавательных процессов,увеличения времени на восприятие ипереработку информации, в сниженииуровня внимания и умственнойработоспособности, в более длительныхсроках формирования представлений ипонятий об окружающей действительности.

3.Недостаточная представленность знаковв структуре сознания (нарушения словесногоопосредствования). Эта закономерностьотражает нарушения в овладении знакамии знаково-символической деятельности,недостаточность словесной регуляциидействий.

У детей наблюдаются затрудненияне только в усвоении знаков (и слов какосновной формы знаков), но и в использованиизнаков при осуществлении психическихпроцессов (восприятии, памяти, мышления,внимания), в регуляции поведения идеятельности.

4.Сниженный темп психического развития– замедление динамики возрастногоразвития по сравнению с возрастныминормами, несоответствие психическогоразвития ребенка возрастным нормативам.

Несоответствие может наблюдаться поколичественным показателям (соответствиеуровня развития ребенка более раннемувозрасту) и по качественным показателям(несоответствие возрастной структурепсихического развития с точки зрениясоотношения функций).

5.Большая, чем в норме, зависимостьпсихических функций друг от друга.Психика ребенка с отклоняющимся развитиемработает как нерасчлененная,недифференцированная целостность,нарушаются законы дифференциации иинтеграции развития психических функций.

Источник: https://studfile.net/preview/1725919/page:18/

еномен «общих закономерностей отклоняющегося развития», основные характеристики

11. Феномен «общих закономерностей отклоняющегося развития», основные

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в.

в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявлений.

На протяжении 70 —90-х гг.

XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этиологию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах отклоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распространение получает нейропсихологический (СНОСКА: Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций) анализ отклоняющегося развития (А.Р.Лурия, Э.Г.Симерницкая, Т.В.Ахутина, А.В.Семенович и др.).

В начале века немецкий психиатр К.

Бонгеффер на примере сравнительного изучения психических расстройств различной этиологии пришел к выводу, что ответных реакций со стороны психики человека гораздо меньше, чем патогенных факторов, поэтому всегда при любом типе нарушения можно наблюдать значительное количество общих реакций. Данный феномен был назван К. Бон-геффером «экзогенным типом реакции».

В конце XIX в. Дж.

Джексоном, английским невропатологом, было разработано учение о послойном строении психической деятельности, в котором, в частности, была высказана идея о том, что любое психическое расстройство сопровождается так называемыми негативными «минус-симптомами», которые являются симптомами ущерба, изъяна, недостаточности психической деятельности на всех ее уровнях. В них в той или иной степени отражается специфика нарушения. Вторая группа симптомов — продуктивные, представляющие собой менее специфическую реакцию организма на патогенное воздействие. Клинические исследования позволяют говорить о том, что и продуктивные и негативные симптомы скорее относятся к группе расстройств, имеющих общую этиологию и патогенез. Например, для психических расстройств органической природы обязательными негативными симптомами будут повышенная истощаемость, склонность к взрывным эмоциональным реакциям, повышенной агрессивности. При нарушениях психогенной природы — это снижение энергетического потенциала и регрессивное развитие личности. Продуктивные, или позитивные, симптомы обусловлены повышенной активностью сохранных уровней психики с целью преодоления патологического состояния. Это могут быть истерические реакции, страхи, повышенное двигательное беспокойство и т.п.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.

�. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.

Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации

Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира.

В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности, так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответными действиями.

Нарушение речевого опосредования

Еще Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов.

Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.

Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности

Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности

Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

II уровень — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).

III уровень — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т.д.).

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоня­ющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в.

в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и меха­низмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-пе­дагогических коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в ос­нове многообразия их проявлений.

В начале века немецкий психиатр К.

Бонгеффер на примере срав­нительного изучения психических расстройств различной этиоло­гии пришел к выводу, что ответных реакций со стороны психики человека гораздо меньше, чем патогенных факторов, поэтому все­гда при любом типе нарушения можно наблюдать значительное количество общих реакций. Данный феномен был назван К. Бонгеффером «экзогенным типом реакции».

В конце XIX в. Дж.

Джексоном, английским невропатологом, было разработано учение о послойном строении психической дея­тельности, в котором, в частности, была высказана идея о том, что любое психическое расстройство сопровождается так называ­емыми негативными «минус-симптомами», которые являются симптомами ущерба, изъяна, недостаточности психической дея­тельности на всех ее уровнях. В них в той или иной степени отра­жается специфика нарушения. Вторая группа симптомов — про­дуктивные, представляющие собой менее специфическую реак­цию организма на патогенное воздействие. Клинические исследо­вания позволяют говорить о том, что и продуктивные и негатив­ные симптомы скорее относятся к группе расстройств, имеющих общую этиологию и патогенез. Например, для психических рас­стройств органической природы обязательными негативными сим­птомами будут повышенная истощаемость, склонность к взрыв­ным эмоциональным реакциям, повышенной агрессивности. При нарушениях психогенной природы — это снижение энергетичес­кого потенциала и регрессивное развитие личности. Продуктив­ные, или позитивные, симптомы обусловлены повышенной ак­тивностью сохранных уровней психики с целью преодоления па­тологического состояния. Это могут быть истерические реакции, страхи, повышенное двигательное беспокойство и т.п.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося раз­вития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.

�.Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархичес­ких уровней закономерностей отклоняющегося развития.

I уровень — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития(см. также текст 5).

Текст 5. Абнормальность

«Определение абнормальности часто дается через отрицание: абнор-мальным считается тот, кто не является нормальным.

Подобное негатив­ное определение научно несостоятельно, поскрльку не объясняет сущ­ности явления, тем не менее мы считаем полезным привести здесь пере­чень выделенных Э.

Сыржиштевой (1972) условий нормального функцио­нирования личности, а также критерии оценки нормальности личности.

Согласно Э. Сыржиштевой, можно выделить следующие условия нор­мального функционирования личности:

1) динамическое равновесие между личностью и окружением;

2) динамическое равновесие различных душевных процессов и дей­ствий, главным образом равновесие потребностей личности;

3) единый характер определения приоритетности потребностей и выбора жизненно значимых целей, связанных с удовлетворением этих потребностей;

4) относительная устойчивость структуры личности в процессе ее изменения и развития;

5) динамическое равновесие между энергетическим потенциалом потребностей личности и расслаблением их напряжения.

�спользуя данное выше описание условий нормального функциони­рования личности, можно определить различные формы абнормально­сти следующим образом. Это нарушение:

динамического равновесия между личностью и окружением, коорди­нации психических процессов и действий;

соотношения потребностей, неспособность выбора и постановки жизненно важной цели или целей;

единой, относительно стабильной структуры личности в процессе ее изменений и развития;

психики как энергетической системы в распределении и плавном расслаблении напряжения (Э.Сыржиштева, 1972).

Упоминаемая выше Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности, которые �. Кулка (1993) соотносит с особенностями раз­вития аномальных детей, подростков и взрослых.

Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 86 | Нарушение авторских прав

аламанкская всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями «Доступность и качество» (1994). | онятие общения и его роль в развитии ребенка. Смена форм общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет в норме и при отклонениях в развитии. Формы общения Лисина. | начение периодизации психического развития для организации диагностической и коррекционной работы специального психолога. | сихологические механизмы формирования агрессивного поведения в детском возрасте. Профилактика и коррекция. | начение специальной психологии для реализации коррекционно- образовательных задач современного образовательного пространства. | ринципы деятельности специального психолога (Семаго). | арактеристика основных видов психического дизонтогенеза. | онятие «норма развития», характеристика и значение ее видов для работы психолога в образовательном пространстве. | словия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка по А.Р.Лурия и Г.М.Дульневу, связь с типом дизонтогенетического развития. | сновные параметры дизонтогенеза и их содержательное описание. |

mybiblioteka.su – 2015-2020 РіРѕРґ. (0.008 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/4-96533.html

Medic-studio
Добавить комментарий