11 Контроль переменных: Следует различать контроль независимой переменной и контроль

Контроль переменных

11 Контроль переменных: Следует различать контроль независимой переменной и контроль

Следует различать контроль независимой переменной и контроль «прочих» или внешних (побочных и дополнительных переменных).

Контроль независимой переменной. Существует два основных способа:

1. контроль производится с помощью активногоманипулирования, варьирования НП (изменение громкости сигнала, порядка предъявления стимулов и т.п.).

2. контроль производится путем отбора требуемых значений НП из числа уже существующих переменных. Это – пассивный контроль.

Переменные, выбираемые таким образом – это субъектные переменные (IQ, авторитарность, гендер, раса, наличие мужских или женских гормонов, какое-либо качество или константная характеристика личности, которую трудно или невозможно изменять произвольно). Экспериментатор не может изменить авторитарность человека, но он может выбирать испытуемых с разной степенью авторитарности.

Контроль влияния внешних переменных.Результатом влияния ВП является эффект смешения. Далее мы рассмотрим пять способов контроля ВП (помня, что они не гарантия от влияния ВП, а профилактика): элиминация ВП; константность условий; балансировка; контрбалансировка; рандомизация.

1. Элиминация – устранение ВП (в психофизических лабораториях часто создаются экспериментальные камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, вибрационного воздействия и электромагнитных полей. Но не исключить влияние дифференциально-психологических переменных, таких как пол, возраст или интеллект).

2. Создание константных условий. Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то приходится делать так, что их влияние остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях НП и на протяжении всего эксперимента.

Что стандартизуется? Физические, соц.-психол., дифф.-психол. переменные, а также инструкция. Однако эта стратегия не позволяет полностью избежать эффекта смешения: строго говоря, данные, полученные при константных значениях внешних переменных, можно переносить только на те реальные ситуации, в которых значения ВП такие же, какими они были при исследовании.

3. Балансировка. Когда отделить влияние НП от влияния ВП не удается, то во избежание эффекта смешения формируют экспериментальную и контрольную группы (ЭГ и КГ).

Отличие экспериментальной и контрольной групп в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в ЭГ. То есть изменение ЗП в контрольной группе обусловлено лишь ВП, а в экспериментальной – совместным действием ВП и НП. Таким образом, ВП оказывают равное влияние на ЗП в обеих группах, т.е. влияние ВП является сбалансированным.

Иногда требуется более одной КГ. Так в фармакологии и коррекционной психологии для оценки эффективности различных методов лечения наряду с обычной КГ используется контрольная группа плацебо.

В учебнике Солсо описан эксперимент по лечению речевых фобий методами поведенческой и рациональной терапии, в котором использовались две разные контрольные группы – обычная и плацебо (Солсо, с.64-65).

Так как в группе плацебо результат оказался выше, чем в группе рациональной терапии, то фактически рациональная терапия оказалась плацебо-методом; с другой стороны, поскольку даже в «чистой» контрольной группе результаты улучшились, то результаты этой группы надо использовать как точку отсчета для оценки разных методов (улучшение при: поведенческой терапии – 100%, рациональной терапии – 60%, плацебо – 73%, контрольной – 30%).

Несколько отличается процедура балансировки при контроле известных ВП. Типичный пример – выявление влияния пола на результаты эксперимента. Для контроля этой переменной организуются две экспериментальные группы, мужская и женская, в каждой из которых выявляется эффект действия НП на ЗП.

4. Контрбалансировка. Этот прием контроля дополнительной переменной обычно применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколькосерий и нужно исключить эффект последовательности (в разных его проявлениях, таких как тренировка, утомление и др.).

Смысл контрбалансировки состоит в том, что порядок предъявления разных заданий в одной из серий компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой серии, или, другими словами, ВП компенсируют друг друга в разных сериях.

Контрбалансировка бывает внутригрупповая и межгрупповая. В первом случае те же самые участники эксперимента в первой серии следуют порядку предъявления стимулов АВ, во второй серии – ВА.

Во втором случае испытуемым одной группы предъявляют порядок АВ, второй группы – ВА.

Таким образом эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.

Пример межгрупповой контрбалансировки. Экспериментаторы хотят узнать, как цвет вина влияет на его предпочтение потребителями. Существует способ, с помощью которого можно менять цвет вина, не влияя на его вкус.

В эксперименте используется вино натурального цвета – темно-рубинового и измененного, зеленого. ЗП – оценка предпочтений по 5-балльной шкале.

Поскольку при дегустации вина вторая порция может показаться более приятной не потому, что ее вкус лучше, а из-за того, что дегустатору жизнь вообще стала представляться более приятной, необходимо уравновесить процедуру.

Уравновешивание (контрбалансировка) может быть достигнута, если первая половина испытуемых (первая группа) сначала будет пробовать окрашенное вино, затем вино натурального цвета (последовательность АВ), а вторая – сначала вино натурального цвета, затем окрашенное (последовательность ВА).

Группа Порядок предъявления вина
1-я 2-я окрашенное – натурального цвета (АВ) натурального цвета – окрашенное (ВА)

Пример внутригрупповой контрбалансировки. При выполнении тестов интеллекта при предъявлении испытуемому задач от простой к сложной более интеллектуальные испытуемые больше утомляются и теряют мотивацию.

При предъявлении задач от сложной к простой менее интеллектуальные испытуемые испытывают стресс неуспеха и вынуждены решать больше задач, чем их более интеллектуальные коллеги.

Контрбалансировка (уравновешивание) может быть достигнута, благодаря следующей межгрупповой схеме:

Серия Порядок предъявления задач
1-я 2-я Легкие– трудные (АВ) Трудные– легкие (ВА)

5. Рандомизация. Рандомизацией, как уже говорилось, называется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента.

Ее применение обеспечивает одинаковый уровень дополнительных переменных в генеральной совокупности и в выборке.

И поэтому она является способом, позволяющим исключить влияние на результат эксперимента таких ВП как индивидуальные особенности испытуемых.

Лекция 10

ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

(продолжение)

Источник: https://studopedia.org/3-57595.html

5.4 Контроль переменных

11 Контроль переменных: Следует различать контроль независимой переменной и контроль

Следуетразличать:

  • контроль независимой переменной и
  • контроль «прочих» или внешних (побочных и дополнительных переменных).

Контрольнеза­висимой переменнойсостоит в ее активном варьировании илизнании закономерностиее изменения. Второй смысл понятия«контроль» — управление внешними,«прочими»переменными эксперимента. Влияниевнешних переменных сводится к эффектусмешения.

Различаютдваосновных способа контроля независимойпеременной.Эти спосо­былежат в основе двух типов эмпирическогоисследования: активного и пассивно­го.

Напомним,что в психологии:

*кактивным относятся деятельностныйметод (эксперимент)и коммуникативный (беседа),

*ак пассивным — наблюдение и изме­рение.

Пассивныеметодыназывают также методами систематизированнойрегист­рации,или систематизированного наблюдения(включая в него и процедуру измере­ния).

Вэксперименте контроль независимойпеременной производится с помощьюак­тивногоманипулирования, варьирования. Присистематизированном наблюдении (также— измерении) контроль осуществляетсяза счет отбора (селекции) требуе­мыхзначений независимой переменной изчисла уже существующих переменных.

Примеромактивного контроля является, например,изменение громкости сигнала, подаваемогоэкспериментатором в наушники. Примеромпассивного контроля мо­жетслужить разбиение группы учеников нанеуспевающих, среднеуспевающих и хорошоуспевающих при исследовании влиянияуровня успешности обучения на статусличности в учебной группе.

Припланировании исследования следуетиметь ввиду, что принципы, предъяв­ляемыек формированию плана для активного ипассивного исследований, одни и те же,за исключением контроля эффектов,связанных с экспериментальнымвоздей­ствием.

Существуетнесколько основных приемов контролянад влиянием внешних («прочих») переменныхна результат эксперимента:

  1. элиминация внешних переменных;

  2. константность условий;

  3. балансировка;

  4. контрбалансировка;

  5. рандомизация.

Этиприемы, разумеется, не позволяют полностьюизбежать воздействий со сто­роны«прочих» переменных, однако их выполнениеявляется своеобразной профи­лактическойпроцедурой: мытье рук перед едой не дает100 %-й гарантии от заболе­ваниядизентерией, но существенно снижаетвероятность заболевания.

5.5 Определение внешней переменной

Диаграммапоследовательности шагов в процессеконтроля пере­менных[МакГиган, 1993] (рис. 4.14).

Рассмотримпоследовательно различные способыконтроля внешних пере­менных.

1.Элиминация.Наиболеепростой по сути, но не по возможностямосуществле­ния«радикальный» способ контроля.Экспериментальную ситуацию конструируюттакимобразом, чтобы исключить какое-либоприсутствие в ней внешней перемен­ной.Например, в психофизических лабораторияхчасто создаются экспериментальные

камеры,изолирующие испытуемого от внешнихзвуков, шумов, вибрационного воздействияи электромагнитных полей. Но зачастуюэлиминировать влияние внеш­нихпеременных невозможно. Например,трудно представить себе, как можноис­ключитьвлияние таких переменных, как пол,возраст или интеллект.

2.Созданиеконстантных условий.Есливнешние переменные не удается ис­ключитьиз экспериментальной ситуации, тоисследователю приходится делать ихнеизменными.При этом влияние внешней переменнойостается неизменным на всех испытуемых,при всех значениях независимой переменнойи на протяжении всего эксперимента.

Однако эта стратегия не позволяетполностью избежать эффекта смешения;данные, полученные при константныхзначениях внешних переменных,можно переносить только нате реальные ситуации, в которых значениявнешних переменных такие же,какими они были при исследова­нии.

Исследователь стремится сде­латьнеизменными внешние про­странственно-временныеусловияпроведенияэксперимента. В частности,экспериментальные пробы или наблюдениеза поведением проводятся со всемииспытуемымив одно и тоже время суток и в один и тотже день недели, например в понедельникв 9 часовутра.

Однако это не гарантиру­етизбавления от эффекта смешения. Допустим,что мы тренируем уровень достиженийшкольников при решении простыхарифметических задач. Школьники-«совы»,у которых уровеньработоспособности приходится навторую половину дня, будут в менееблагоприятном состоянии, чемшкольники-«жаворонки».

Если онипреобладают в группе, то их результатыбудут смещены по сравнениюс результатами, которые могли быполучиться на генеральной совокуп­ности.

Следуетстандартизировать технику проведенияисследования и оборудованиеэкспериментальныхпомещений {звуки, ароматы, окраску стен,вид фурнитуры, рас­положениемебели и т. д.).

Исследовательстремится сделать константнымидополнительные перемен­ные— уравнять группы испытуемых по основнымзначимым для исследования ин­дивидуальнымхарактеристикам (уровню образования,полу, возрасту).

Экспериментатордолжен предъявлять инструкцию одинакововсем испытуемым (разумеется,исключая те случаи, когда она изменяетсяв соответствии с планом эксперимента).Он должен стремиться сохранять неизменнымиинтонацию и силу голоса.Рекомендуется записывать инструкциюна магнитофон и предъявлять запись(кромеособых случаев).

3.Балансировка.

Втех случаях, когда отсутствует возможностьсоздать константныеусловия проведения эксперимента иликонстантности условий недо­статочно,применяют технику балансировки эффектаот действия внешних перемен­ных.

Балансировка применяется в двухситуациях: 1) в том случае, если невозмож­ноидентифицировать внешнюю переменную;2) в том случае, если можно ее иден­тифицироватьи использовать специальный алгоритмдля контроля этой переменной.

Рассмотримспособ балансировки влияния неспецифическихвнешних перемен­ных.Он состоит в том, что в дополнение кэкспериментальной группе в планэкспе­риментавключается контрольная группа.Экспериментальное исследованиеконт­рольнойгруппы проводится в тех же условиях,что и исследование эксперименталь­ной.

Отличие в том, что экспериментальноевоздействие осуществляется только наиспытуемых, включенных в экспериментальнуюгруппу. Тем самым изменение за­висимойпеременной в контрольной группеобусловлено лишь внешними перемен­ными,а в экспериментальной — совместнымдействием внешних и независимойпе­ременных.

Разумеется,при этом нельзя выделить специфическоевлияние каждой внешней переменной иособенности такого влияния независимойпеременной из-за эффекта взаимодействияпеременных,

1.Способ балансировки с применениемконтрольной группы (рис. 4.16).

2.Способ балансировки с выделением эффектавнешней переменной (рис. 4.17).

Длятого чтобы определить, как влияет назависимую переменную та или иная внешняяпеременная, используют план, включающийболее чем одну контрольную группу.В общем случае число контрольных группв экспериментальном плане долж­нобыть N= п +1,где п—число внешних («прочих*) переменных.

Вторая конт­рольнаягруппа помещается в экспериментальныеусловия, где исключено действие однойиз внешних переменных, влияющих назависимую переменную эксперимен­тальнойи первой контрольной групп. Различие врезультатах 1-й и 2-й контрольных групппозволяет выделить специфическоевлияние одной из внешних переменных.

Несколькоотличается процедура балансировки приконтроле известных внеш­нихпеременных. Типичный пример учета такойпеременной — выявление уровня

влиянияпринадлежности испытуемых к тому илииному полу на результаты экспе­римента,поскольку известно, что многие данные,полученные на выборке мужчин, невозможноперенести на женскую выборку. Пол — этодополнительная перемен­ная,поэтому планирование экспериментасводится к выявлению эффекта действиянезависимойпеременной на зависимую в каждой издвух экспериментальных групп.

Аналогичностроится эксперимент по сравнениюэффекта от различных аппара­турныхметодик в зависимости от возрастаиспытуемых и др.

Вболее сложных экспериментах применяетсябалансировканескольких пере­менныходновременно.

Примеромможет служить учет влияния полаэксперимента­тора на поведениеиспытуемых при тестировании интеллекта.У нас две группы ис­пытуемых, мужчини женщин, и два экспериментатора (мужчинаи женщина). План экспериментаможет выглядеть следующим образом:

Группа I (эксперимент)1.Мужчины — экспериментатормужчина2. Мужчины — экспериментаторженщина3. Женщины — экспериментатормужчина4. Женщины — экспериментаторженщинаГруппа II (контроль)Мужчины — экспериментатор мужчинаМужчины — экспериментатор женщинаЖенщины — экспериментатор мужчинаЖенщины — экспериментатор женщина

4.Контрбалансировка.

Этотприем контроля дополнительной переменнойчаще всегоприменяют тогда, когда экспериментвключает в себя несколько серий.Испы­туемыйоказывается в разных условияхпоследовательно, и предыдущие условиямогутизменять эффект воздействия последующихусловий.

К примеру, при иссле­дованиидифференциальной слуховой чувствительностине безразлично, какой звук, громкийили более тихий, предъявлялся испытуемомупервым, а какой — вторым.

Такжепри выполнении тестов на интеллектважен порядок предъявления испытуе­момузадач: от простой к сложной или от сложнойк простой, В первом случае болееинтеллектуальноразвитые испытуемые больше утомляютсяи теряют мотивацию, таккак вынуждены решать большее количествозадач, чем остальные.

При втором вариантепредъявления заданий менее интеллектуальноразвитые испытуемые ис­пытываютстресс неуспеха и вынуждены решатьбольше задач, чем их более интел­лектуальныеколлеги. В этих случаях для ликвидацииэффектов последовательнос­ти и эффектапоследствия используют контрбалансировку.Смысл ее состоит в том, что порядокпредъявления разных задач, стимулов,воздействий в одной из групп компенсируетсяиным порядком предъявления заданий вдругой группе.

Приведемпримерплана контроля за внешней переменнойдля 2 условий (табл. 4.2).

Для3 независимых переменных применяетсятакой план контрбалансировки, напримердля предъявления 3-х цветов — красного,желтого, зеленого: (табл. 4.3).

Контрбалансировкаприменяется в тех случаях, когда естьвозможность провес­тинесколько серий. Следует лишь учитывать,что большое число попыток может

Таблица4.2

ГруппаЭкспериментальная серия (порядок)
1-я2-я
1-яГромкий звукТихий звук
2-яТихий звукГромкий звук

Таблица4.3

ГруппаЭкспериментальная серия (порядок)
1-я2-я3-я
1-яКр.ЖЗ
2-яКр.ЗЖ
3-яЖКр.З
4-яЖЗКр.
5-яЗКр.Ж
6-яЗЖКр.

вызватьутомление у испытуемого. Но этот планпозволяет контролировать эф­фектпоследовательности. Упрощение жеплана контрбалансировки приводит кпоявлениюэффекта последовательнос­ти.Однако контрбалансировка не позво­ляетполностью исключить еще один эф­фект,а именно — влияние изменения порядкапредъявления заданий на значе­ниезависимой переменной.

Онназыва­етсядифференцированным переносом:переходот ситуации 1 (когда она созда­етсяпервой) к ситуации 2 отличается отперехода от ситуации 2 (когда она идетпервой) к ситуации 1.

Этотэффект при­водитк тому, что реальные различия междудвумя разными эксперименталь­нымиситуациями при регистрации пре­увеличиваются.

Итак,техника контрбалансировки заключаетсяв том, что каждый испытуе­мыйполучает более чем один вариантвоздействия(АВилиВА)иэффект пос­ледовательностицеленаправленно рас­пределяетсяна все экспериментальные условия.

Прибалансировке каждый испытуе­мыйполучает лишь одно эксперимен­тальноевоздействие — внешняя пере­меннаябалансируется за счет выявле­нияэффекта ее действия на членовэкспериментальной группы по сравнениюс эффектом,полученным при исследовании контрольнойгруппы.

Испытуемый может оказатьсятолько в экспериментальной или же тольков контрольной группе и полу­читьвоздействие какой-нибудь внешнейпеременной в обеих группах.

Балансиров­каиспользуется при исследовании независимыхгрупп, тогда как контрбалансиров­каприменяется в исследованиях сповторяющимися воздействиями.

5.Рандомизация.Оней мы уже говорили (вопрос 4). Рандомизациейназыва­етсяпроцедура,которая гарантирует равную возможностькаждому члену популя­ции статьучастником эксперимента.

Каждомупредставителю выборки присваива­етсяпорядковый номер, а выбор испытуемых вэкспериментальную и контрольную группыпроводится с помощью таблицы «случайных»чисел.

Рандомизация являет­ся способом,позволяющим исключить влияниеиндивидуальных особенностей ис­пытуемыхна результат эксперимента.

Рандомизацияприменяется в двух случаях:

1)когда известно, как управлять внешнимипеременными в экспериментальнойситуации, однако у нас нет возможностииспользовать одну из предшествующихтехник контроля;

2)когда мы предпо­лагаемоперировать какой-либо внешней переменнойв экспериментальной ситуа­ции,однако не можем ее специфицировать иприменить другие техники.

Еслипредположить, что значение дополнительнойпеременной (переменных) подчиняетсявероятностным законам (например,описывается нормальным распре­делением),то в состав экспериментальной иконтрольных групп войдет выборка,которая имеет те же уровни дополнительныхпеременных, что и генеральная сово­купность.

Помнению многих специалистов, в том числеКэмпбелла, уравнивание групп по­средствомпроцедуры рандомизации являетсяединственно надежным способом эли­минациивлияния внешних (дополнительных)переменных на зависимую.

Кэмпбеллопределяет рандомизацию как универсальныйспособ уравнивания групп передэкс­периментальнымвоздействием.

Другие способы, напримерметод попарного срав­нения,характеризуются им как малонадежные иведущие к невалидным выводам.

Ив заключение: обратите особое вниманиена таблицу, в которой отображенпредложенныйМакГиганом алгоритм пошагового контролявлияния внешних пере­менныхна зависимую переменную.

Источник: https://studfile.net/preview/2491542/page:20/

Вопрос. Контроль переменных в эксперименте

11 Контроль переменных: Следует различать контроль независимой переменной и контроль

В идеале исследователь стремится все дополнительные переменные свести на нет или хотя бы к минимуму, чтобы выделить «в чистом виде» связь между независимой и зависимой переменными.

Следует различать контроль независимой переменной и контроль “прочих” или внешних (побочных и дополнительных переменных).

Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения.

Второй смысл понятия “контроль” – управление внешними, “прочими” переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.

Различают два основных способа контроля независимой переменной.

Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного и пассивного,к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа), а к пассивным – наблюдение и измерение.

Пассивные методы называют также методами систематизированной регистрации, или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).

В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования. При систематизированном наблюдении (также – измерении) контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных.

Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники.

Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.

При планировании исследования следует иметь в виду, что принципы, предъявляемые к формированию плана для активного и пассивного исследований, одни и те же, за исключением контроля эффектов, связанных с экспериментальным воздействием.

Существует несколько основных приемов контроля над влиянием внешних (“прочих”) переменных на результат эксперимента:

1) элиминация внешних переменных– представляет собой наиболее радикальный способ контроля. Он состоит в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних дополнительных переменных (ДП). В лаборатории создаются условия, изолирующие испытуемого от звуков, света, вибрационных воздействий и т. п.

Наиболее ярким примером может служить эксперимент по сенсорной депривации, проводимый на добровольцах в специальной камере, полностью исключающей поступление каких-либо раздражителей из внешней среды.

Следует отметить, что элиминировать воздействия ДП практически невозможно, да и не всегда нужно, так как результаты, полученные в условиях элиминации внешних воздействий, вряд ли могут быть перенесены в реальность.

2) константность условий– Суть этого способа состоит в том, чтобы сделать воздействия ДП постоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта.

В частности, исследователь стремится сделать постоянными пространственно-временные условия эксперимента, технику его проведения, оборудование, предъявление инструкции и т. д.

При тщательном применении этого способа контроля удается избежать больших погрешностей, однако проблема переноса результатов эксперимента в условия, сильно отличающиеся от экспериментальных, остается проблематичной.

3) балансировка- когда нет возможности создать и поддерживать постоянные условия на протяжении всего эксперимента, прибегают к способу балансировки. Этот способ применяется, например, в ситуации, когда внешняя ДП не поддается идентификации. В этом случае балансировка будет состоять в использовании контрольной группы.

Исследование контрольной и экспериментальной групп проводится в одних и тех же условиях с той лишь разницей, что в контрольной группе отсутствует воздействие независимой переменной.

Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними ДП, а в экспериментальной – совместным действием внешних дополнительных и независимой переменной.

4) контрбалансировка– способ контроля внешних ДП практикуется чаще всего тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, однако предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих.

Для ликвидации возникающего в этом случае «эффекта последовательности» разным группам испытуемых экспериментальные условия предъявляются в различном порядке.

Например, в первой серии эксперимента первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более простых к более сложным, а второй – от более сложных к более простым.

Во второй серии, напротив, первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более сложных к более простым, а второй – от более простых к более сложным. Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность проведения нескольких серий эксперимента, однако следует учитывать, что большое число попыток вызывает утомление испытуемых.

5) рандомизация, или случайный отбор, используется для создания простых случайных выборок.

Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку.

Например, чтобы сделать случайную выборку из 100 студентов вуза, можно сложить бумажки с именами всех студентов вуза в шляпу, а затем достать из неё 100 бумажек — это будет случайным отбором.

Внутренние ДП– это факторы, кроющиеся в личности испытуемого. Они оказывают весьма значительное влияние на результаты эксперимента, их воздействие достаточно трудно проконтролировать и учесть. Среди внутренних ДП можно выделить постоянные и непостоянные.

Постоянныевнутренние ДП в течение эксперимента существенно не изменяются. Если эксперимент проводится с одним испытуемым, то постоянными внутренними ДП будут его пол, возраст, национальность.

К этой группе факторов также можно отнести темперамент, характер, способности, склонности испытуемого, его интересы, взгляды, убеждения и другие компоненты общей направленности личности.

К непостоянным внутренним ДП относятся психологические и физиологические характеристики испытуемого, которые могут либо значительно изменяться по ходу эксперимента, либо актуализироваться (или исчезать) в зависимости от целей, задач, вида, формы организации эксперимента.

Первую группу таких факторов составляют физиологические и психические состояния, утомляемость, привыкание, приобретение опыта и навыков в процессе выполнения экспериментального задания.

В другую группу входят установка на данный опыт и данное исследование, уровень мотивации к данной экспериментальной деятельности, отношение испытуемого к экспериментатору и своей роли подопытного и т. п.

Эти приемы, разумеется, не позволяют полностью избежать воздействий со стороны “прочих” переменных, однако их выполнение является своеобразной профилактической процедурой.

12. Доэкспериментальные планы.

http://studme.org/1229102523315/menedzhment/planirovanie_issledovaniya

http://studbooks.net/32029/psihologiya/doeksperimentalni_kvazieksperimentalnogo_vidy

http://modernlib.ru/books/konovalova_marina/eksperimentalnaya_psihologiya_konspekt_lekciy/read_8/

http://pda.shpora.net/index.cgi?act=view&id=91398

https://www.hse.ru/data/2011/02/09/1208664526/Lecture%2005.pdf

http://www.many-books.org/auth/3918/book/11441/drujinin_vladimir_nikolaevich/eksperimentalnaya_psihologiya/read/36

http://studopedia.ru/2_100918_eksperimentalnie-plani.html

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=9749#1

К доэкспериментальным планам относятся:

а) исследование единичного случая;

б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы.

в) сравнение статистических групп.

Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно те­стируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х О. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. Результаты сопоставляются с обыденным представлением о реальности. Отсутствует возможность сравнения с научно признанными данными.

План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто приме­няется в социологических, социально-психологических и педагогических исследо­ваниях: О1 Х О2.

План с предварительным и итоговым измерением на одной группе. Сопоставляются результаты до и после экспериментального влияния на одной группе. В плане отсутствует контрольная группа.

Характеризуется невозможностью однозначного вывода о том, что изменения вызваны именно экспериментальным влияние.

Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение короткого времени — изменение состояния испытуемого (утомление, монотония, скука и др.), а в течение длительного времени — изменения личностных черт.

Наконец, эффект тестирования — воздействие предыдущего обследования на последующее — может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение зависимой переменной.

Можно перечислить и другие источники ар­тефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом.

Третий вариант доэкспериментального плана — сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.

Х О1

О2

Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учитывать эффект те­стирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти контролиро­вать влияние «истории» — фоновых воздействий на испытуемых, и ряд других внеш­них переменных (инструментальную погрешность, регрессию и др.). Но с помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет мате­риала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с их начальным со­стоянием (нет предварительного тестирования).

Результаты сопоставляются с неэквивалентной контрольной группой. Отсутствует предварительное измерение. Невозможен вывод о том, что отличия в результатах групп вызваны экспериментальным влиянием.

Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследова­тельской практике. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стьюдента. Всегда надо иметь в виду, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием состава групп.

Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.

13. Экспериментальные планы.

План «истинного» экспериментального исследования отличается от других следующими важнейшими признаками:

1) применением одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего — рандомизации;

2) наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы;

3) завершением эксперимента тестированием и сравнением поведения группы, по­лучившей экспериментальное воздействие (X1), с группой, не получившей воз­действия Х0.

Классическим вариантом плана является план для 2 независимых групп.

Существуют три основные версии этого плана.

1) План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия

1.Экспериментальная группаR Х О1
2. Контрольная группаR О2

Здесь R— рандомизация,

Х— воздействие,

О1 — тестирование первой группы,

О2 — тестирование второй группы.

• Необходимое условием этого плана – равенство экспериментальной и контрольной групп.

• Этот план рекомендуют использовать в том случае, когда нет возможности или необходимости проводить предварительное тестирование испытуемых.

• После проведения рандомизации или иной процедуры уравнивания групп осуществляется экспериментальное воздействие.

• В простейшем варианте используется лишь две градации независимой переменной: есть воздействие, нет воздействия.

• Если необходимо использовать не одон уровень воздействия, то применяются планы с несколькими экспериментальными группами (по числу уровней воздействия) и одной контрольной.

• Если же нужно контролировать влияние одной из дополнительных переменных, то применяют план с 2 контрольными группами и 1-й экспериментальной.

• Обработка данных сводится к применению традиционных для математической статистики оценок различий измеряемого параметра между экспериментальной и контрольной группами.

• Применение плана позволяет контролировать основные источники внутренней невалидности.

• Поскольку предварительное тестирование отсутствует, исключен эффект взаимодействия процедуры тестирования и содержания экспериментального воздействия и сам эффект тестирования.

• План позволяет контролировать влияние состава групп, стихийного выбывания, влияние фона и естественного развития, взаимодействие состава группы с другими факторами за счет рандомизации и сравнения данных экспериментальной и контрольной групп.

• Однако при проведении большинства педагогических и социально-психологических экспериментов необходимо жестко контролировать исходный уровень зависимой переменной, будь то интеллект, тревожность, знания или статус личности в группе.

• Когда существуют сомнения в результатах рандомизации, применяют план с предварительным тестированием.

2) План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием

R O X O

R O O

• Гипотеза большинства психологических исследований, особенно в области психологии развития («формирующий эксперимент»), содержит прогноз определенного изменения свойства индивида под влиянием внешнего фактора.

• Поэтому план «тест—воздействие—ретест»с применением рандомизации и контрольной группой очень распространен.

• Главный источник артефактов, нарушающий внешнюю валидность процедуры, – взаимодействие тестирования с экспериментальным воздействием.

ПРИМЕР:

• Тестирование уровня знаний по определенному предмету перед проведением эксперимента по заучиванию материала может привести к актуализации исходных знаний и к общему повышению продуктивности запоминания. Достигается это за счет актуализации мнемонических способностей и создания установки на запоминание.

• При данном плане контролируется фактор «истории» («фона»), так как в промежутке между первым и вторым тестированием обе группы подвергаются одинаковым («фоновым») воздействиям.

• Эффект естественного развития и эффект тестирования контролируются за счет того, что они одинаково проявляются в экспериментальной и контрольной группах, а эффекты состава групп и регрессии контролируются при помощи процедуры рандомизации.

Сравниваются три значения: 1) О1 и О2; 2) О3 и О4; 3) О2 и О4.

Гипотеза о значимом влиянии независимой переменной на зависимую принимается если выполняются два условия:

а) различия между О1и О2 значимы, а между О3 и О4 — незначимы,

б) различия между О2 и О4 значимы.

В случае значимости различий принимается экспериментальная гипотеза о влиянии независимой переменной на зависимую.

Применение плана «тест—воздействие—ретест» позволяет контролировать влияние «побочных» переменных, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента.

Однако, отличие экспериментальной ситуации от реальной – предварительное тестирование (угроза внешней валидности!!!!).

Предварительно тестируемый испытуемый «сенсибилизируется» — становится более чувствительным к воздействию, так как мы измеряем в эксперименте именно ту зависимую переменную, на которую собираемся воздействовать с помощью варьирования независимой переменной.

Для контроля внешней валидности используется план

Р. Л. Соломона на 4 группах:

1. Эксперимент1: R О1 Х О2

2. Контроль 1: R О3 О4

3. Эксперимент 2: R X О5

4. Контроль 2: R О6

С помощью «первой части» плана можно контролировать эффект взаимодействия первого тестирования и экспериментального воздействия.

Эффект экспериментального воздействия оценивается 4 способами при сравнении:

1) О2 — О1 2) О2 — О4 3) О5 — О6 4) О5 — О3

Сравнение О6 с О1 и О3, выявляет совместное влияние эффектов естественного развития и «истории» (фоновых воздействий) на зависимую переменную.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x8550.html

Medic-studio
Добавить комментарий