11. Носители власти: Носители власти и ее психологические источники. Власть является

Власть ее носители

11. Носители власти:  Носители власти и ее психологические источники. Власть является

Социальные основы власти.

Являясь древнейшей формой организации человеческого общества власть сочетает в себе простое со сложным, сословное с общечеловеческим. Одним из известных подходов объяснения феномена власти является

лингвистический подход: согласно которому, сущность власти выводится из отношений господства и подчинения, имеющих знаковый характер. Власть отождествляется с особой логической речью дискурсией.

Бихейвиористский подход: власть это использование возможностей, изменения поведения людей. Есть активные массы, воздействующие на пассивные которые заставляют х действовать в рамках своих интересов.

Конфликтное направление: определяет власть как регулирование и распределение материальных и духовных общественных благ путем принятия политических решений в различных спорных ситуациях.

Целевой подход: власть рассматривается как производство намеченных результатов, как способность вынудить участников выполнять обязанности, налагаемые на них общественными нормами.

Технологический подход: акцентирует внимание на отношениях субъекта и объекта власти, в сфере прав и обязанностей.

Инструменталистский подход: заключается в нахождении и использовании определенного набора средств, для подчинения людей.

В других вариантах феномен власти рассматривается как обмен возможностями на политическом рынке. Поэтому власть в самом общем виде можно охарактеризовать как волевое отношение между 2 социальными субъектами, в результате чего происходит разделение на властвующего и подвластного субъекта и объекта власти. Тогда структура власти получает свое законченное выражение в 4х членной формуле:

1) распоряжение, предписание, приказ как властное веление подчинятся воле субъекта власти

2) подчинение как поведение единичной частной воли под всеобщую волю власти.

3) Этим наказанием или санкцией как средство воздействия на отрицание господствующей воли

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствующей всеобщему узаконенными интересами.

Властные отношения могут проявляться как взаимодействующие, так и принудительные. Они носят обязательный характер и включают в себя комплекс мер которые гарантируют выполнение распоряжения или приказа. 1)Специальная информация, убеждения, пример авторитета и контроль. 2)Система научения, упражнений и социальной поддержки. 3)Использование силы.

В осуществлении властных велений особое значение имеет способы и принципы на которых основаны отношения субъекта и объекта. Илин В.В. называет более двух десятков принципов осуществления власти. Власть как выражение социальных выражений в обществе содержит в своей основе интересы людей, социальных общностей или классов.

Сравнительный анализ социальных основ и практического осуществления власти дает существенные различия между желаемым и действительным. Существует подход.

Эллитистский подход: содержание, которого заключается в том, что власть в каждом обществе принадлежит господствующей кастовой элите, которая отличается монолитным внутренним единством солидарностью, и общностью целей.

Плюралистический подход: признает множественность управленческих центров когда помимо элиты «держателями» власти являются владельцы и управляющих крупных предприятий.

Зарубежные исследователи выявляют репутационный способ осуществления власти ( исходя из статуса или рейтинга) во 2х позиционный подход учитывается опыт и уровень знаний, профессиональнее навыки не без учета известности человека.

Затем по признаку и характеру общественной деятельности такой подход выходит их принадлежности, к какой либо партии или движении. Так же потолок принятия решений, когда речь идет о системе возможностей руководителя принимать какие-либо решения

Марксистский подход: власть основана на материальном господстве 1го класса и его союзников, на организованном насилии одного пласта по отношению к другому.

Политическая власть являясь результатом социального господства характеризуется умением класса, общности, отдельного человека выражать и представлять свои интересы. В качестве основных элементов политической власти выступают:

– государственная власть

– совокупность государственных и не государственных учреждений и организаций в рамках которых реализуется власть

– система норм и взглядов, которые определяют и регулируют отношения между субъектами и объектами власти.

– политическое сознание граждан и политическая культура

Чем выше наша политическая социализация, тем большим весом обладают мнения людей. Политическая практика дает несколько типов и образов правления. Макс Вебер « политика как призвание и профессия» где он выделяет типа политического господства:

– патриархальное ( традиционное)

– харизматическое

– рациональное

Последующее развитие общественной жизни выделило авторитарный образ правления, тоталитарный образ (система руководящих кадров носит закрытый тип), демократический образ правления. Один из основополагающих принципов осуществления власти это принцип разделения властей.

Функции политической социологии как науки и анализатор политической системы:

– функция артикуляции ( расчленение интересов по средствам которого отражаются отдельные интересы групп и слоев и все сводится в единое целое)

– функция выработки правил политической деятельности

– функция распределения и разделения власти

– функция политической коммуникации

– политическое рекрутирование, процесс с помощью которого готовится персонал для выполнения каких-либо властных функций.

– политическая социализация

– функция адаптация

– функция сохранения системы. ( единство как в деятельности так и во всей системе)

Принцип разделения властей

В большинстве стран разделение властей является конституционным принципом государственного устройства который предотвращает концентрацию государственной власти в раках одного лица или группы лиц, благодаря функциональному и организационному разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивается политическая свобода в рамках демократического правового государства и контроль над осуществлением власти. Современные системы разделения и взаимной связи властей восходит к идеям равновесия властей, выдвинутая представителем английского либерализма 17го века. Джон Локк родоначальник современной теории демократии выдвинул 2 принципа : принцип разделения властей, и принцип представительства а в целях защиты жизни, свободы и собственности граждан государство выполняет 4 функции:

– законодательную

– исполнительную

– федеративную

– прирагативную

Монтескье считающийся родоначальником теории разделения властей говорил не только о разделении на функциональной основе, но и подчеркивал взаимную связь и взаимные ограничения властей путем создания различных центров власти.

Он разработал в своей книге модель конституции которая гарантировала бы свободу путем разделения государственной власти между королем, дворянством и буржуазией таким образом, что каждая власть сдерживается другой.

Законодательная власть должна состоять из двухпалатного органа. Король обладает правом вето, а судебная власть это не самостоятельная сила так как судьи являются только глазом закона.

Данная система разделения властей получила развитие в идеях американских Федералистов Гамильтона и Мэдисона предложили данную идею и эта система свое воплощение в американской конституции 1787 году.

Современное разделение властей включает не только горизонтальное но и вертикальное разделение власти тоесть между федерацией и ее равноправными членами ( субъекты государства). Федерализм это важный принцип современного государственного устройства означающий государственность субъектов федерации.

Предпосылкой создание федерального государства является федеративный договор который устанавливает распределение властных компетенций между федераций и ее субъектами.

Распределение власти в федеративном государстве основано на том, что субъекты федерации получают возможно большее число властных полномочий, а сама федерация только те полномочия которые относятся к предметам всеобщего интереса.

Самостоятельной компетенцией относится значительная часть системы образования и культуры, коммунальное право и полицейская власть. К сфере смешанных компетенций относятся вопросы конституционно или законодательно не урегулированные на федеральном уровне. Юрисдикция федерации ограничивается федеральным конституционным судом и верховными судами.

Исполнительная власть практически полностью сосредоточена у субъекта федерации. Существует местное самоуправление городов, районов. Согласно официально названию РФ это федеративное государство, с соответствующей формой разделения властей.

Разделение властей в федеративном государстве имеет ряд преимуществ: обеспечивает политическую свободу, укрепляет признаки демократии, обеспечивает политическую активность граждан. Вертикальное разделение властей положительно сказывается на функционировании всей политической системы. Оно защищает от концентрации власти, обеспечивает более полное представительство интересов социальных слоев, регионов и групп и лучшее функционирование принципов политической системы

Человек и политика

– Политическое положение личности

– Политическое участие

– Политическая элита

– Политическое лидерство

Большое внимание в древности уделялось подвигам героев, монахов и полководцев. Герадод, плутарх, Макиавелли, Меньшиков так же рассматривали политику как результат деятельности выдающихся личностей, а рядовым гражданам они отвадили роль пассивного объекта подчиненного воле элиты. В 1вом тысячелетии до нашей эры возникают идею естественного права.

Исторически сложились несколько типов взаимодействия личности и власти: патриархальный, тоталитарный, индивидуалистический как либеральный и партиципатийнный. Патриархальный тип взаимоотношения личности и власти предполагает сложную систему прав и обязанностей индивида и неравенства политического положения . Китайский философ в 5 веке до нашей эры описал патриархальный тип взаимоотношений.

В древнем мире так же сложился тоталитарный тип взаимоотношения личности и власти и наиболее полным данный тип представлен в политической концепции Платона « Идеальное государство». Данная теория оказала огромное воздействие на формирование тоталитаризма. Так же взгляды Платона оказали влияние на взгляды Аристотеля, который предположил возможность антропологического взгляда на политику, т.

е. политика это производная от природы.

Начиная с 17 века происходит процесс развития индивидуалистического типа отношения (либеральный) который явился реакцией на политическое бесправие личности перед государством: Гоббс, Локк, Монтескье, Смит.

Они провозглашали политическое равенство всех граждан и утвердили личность как самостоятельную субъект-политику, ограничили сферу воздействие государства, обосновали существование естественных прав и свобод, поэтому либеральная теория рассматривает личность в качестве источника власти.

Представители классического либерализма нашли важнейшие способы практического осуществления прав и свобод, а это принцип суверенитета и разделения властей. Либеральная концепция прав человека нашла юридическое выражение в Вирджинской декларации 1776 года положенной в основу билля о правах конституции США.

В 1789 году основополагающие права были конституционно закреплены во французской декларации прав человека и гражданина. Революционные движения 19 века оказали ограниченный характер либерального отношения к решению проблемы взаимодействия личности и власти.

Преодолеть эти недостатки пытались социал-демократические теории сочитающие традиционные либеральные ценности и идеями социального равенства и объединенные в рамках партиципативного участия. В основе лежит христианское учение, которое исходит из 3 принципов 1) уникальные ценности каждого человека, 2) солидарность 3) субсидиарность.

социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере являлись одними из важнейших лозунгов середины 19 начала 20. Они были закреплены конституцией СССР. В индустриально развитых странах социальные права граждан получили юридическое признание уже после мировой войны.

Сегодня, идеи социального государства и социальной защищенности граждан разделяются многими политическими партиями, реализуя современную концепцию прав человека. В современном обществе эти права представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством. В современной политической социологии представлено несколько подходов к изучению прав человека:

1) естественный исторический подход: рассматривает права человека как естественные присущие ему с рождения данный природы, тоесть имеющие негосударственное и вне юридическое происхождение.

2) юридическо- позитивистский: отрицает негосударственное происхождение прав человека, утверждает рациональную самоценность права, его независимость от экономических и социальных предпосылок.

3) марксистский подход: исходит из социально экономической и классовой обусловленности личности. Право понимается как возведенное в закон воля господствующего класса, а личность как совокупность общественных и политических отношений, продукт общественного спроса.

Сегодня для большинства современных государства права и свободы человека являются высшей ценностью. Современная классификация прав и свобод проводится по различным основания и наиболее общим является деление всех прав на «негативные» и «позитивные».

Более конкретной классификацией является их деление на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные, экологические. Гражданские права и свободы составляют основу конституционно-правового статуса гражданина государства.

Гражданские права определяются как естественные и основополагающие они носят основы негативного права которым обладает каждый индивид. Гражданские права защищают личность от произвола со стороны государства.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в общественной жизни и управлении государством. Экономические права связаны с владение имущества, правом на труд, защиту от безработицы, равной оплаты за равный труд.

Гражданские, политические и экономические права называют либеральными или правами первого поколения. Социальные, культурные и экологические права относят к правам второго поколения, они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг необходимый для поддержания человеческого достоинства.

Социальные права связаны с обеспечение достойного уровня жизни и социальной защищенности граждан. Культурные права признаны обеспечить культурное воспитание. Экологические права – права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Чтобы права и свободы личности соблюдались, необходимы государственные гарантии: материальные, политические и духовно-нравственные.

Современные представления о правах и свободах личности изложенной во всеобщей декларации прав человека принятой в генеральной ассамблее ООН 10 декабря 1948 года. Таким образом в большинстве стран граждане имеют возможность участия в политической деятельности, они наделены широкими правами для ее осуществления.

Личность признается первичным субъектом политики, тоесть государство функционирует для человека.

2) вопрос

Отношение человек власть выражает возможность индивида реализовываться в политической жизни. Осуществление этих потребностей зависит от многих факторов внутреннего характера. Историческая практика позволила выработать формулу в которой представлены этапы участия индивида в его стремлении к реализации властных паутин.

1) стихийное или осознанное участие в политической жизни.

2) участие в коллективном руководстве на основе принадлежности к правящей элите.

3) участие в единаличном руководстве.

Массовое участие населения всех его категорий в политической жизни, в управлении общественными делами является признаками демократичности государства.

Политическое участие это действия предпринимаемые гражданами и имеющие цель, влиять на государственную политику, управление государственными делами, влияния на решения политических лидеров на разных уровнях политической власти.

В современной политической науке вопрос участия рядового гражданина в политике является дискуссионным.

Сторонники элитарной концепции утверждают, что широкое участие граждан в местной или государственной политике противоречит естественному разделению труда, снижает эффективность управления, порождает некомпетентность и безответственность. Функции граждан должны сводится к контролю за политиками, партиями по средствам выборов.

Сторонники темократии участия считают необходимым активное участие граждан не только в выборах но и в самом политическом процессе. Варианты участия в управлении зависят от масштабности общественной системы, норм и стабильности, но идеал связывающий воедино активность населения и деятельность компетентных представителей власти практически недостижима. Так называемая прямая демократия предполагает участие всего населения в реализации властных функций ее применение ограниченно несколькими факторами.

– невозможность постоянного участия всего населения в принятии политических решений

– отсутствие у большинства граждан политической компетентности

– усложнение социальной регламентации

Прямая демократия получила большое распространение в производственной сфере.3 вида участия консультативная, содетерменационная, контрольная. На ряду с данными видами участие работников в принятии управленческих и других решений характеризуется:

– степенью участия каждым принимаемому решению

– сферой на которую распространяется участие

– организационными формами участия ( совет)

Интерес к участию или не участию представляет собой трудно прогнозируемую величину, это связано не только с проблемой политической активности людей, а прежде всего уровнем их благосостояния, мерой соответствия их потребности.

Так же важным фактором политического участия являются личностные мотивы: мотив интереса, познавательный мотив, мотив власти над людьми, идеологические мотивы, мотив преобразования мира, традиционные мотивы, меркантильные мотивы, ложные мотивы. При опосредованном граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти.

Посредниками участия выступают партии, общественно-политичекие движения. Политическое участие может быть направлено не только на поддержание существующих порядков, но и против. Политический протес это открыто демонстрируемая форма негативного отношения.

К насильственным формам политического процесса относится терроризм это оппозиционная деятельность, целью которой является применение насилия или угрозы для запугивания правительства и населения. Политическая апатия является признаком многих политических систем, такой равнодушное отношение граждан к политической жизни называется абсентеизм.

На уровне политического участия влияет социально- политический статус профессия гражданина, его социальные- демографические характеристики. В современной России велика доля апатичных граждан, что обусловлено кризисом массового сознания и конфликтом ценностей

Политическая элита

Деление общества, на меньшинство, распределяющее материальные ценности и определяющие государственную политику является одним из признаков теории элит.

Понятие элита означает категорию людей организованное меньшинство обладающих высоким престижем, статусом в сфере их деятельности и осуществляющих наиболее важные и ответственные функции в обществе.

Множественность подходов в определении элиты свидетельствует о том, что ее содержание в социологии трактуется по-разному.

Одни теории связывают содержание элиты с функцией управления власти, другие теории считают, что истинная элита, обладая неким интеллектуальным превосходством не стремится к власти, а представляет замкнутую группу людей с набором высших нравственных и психологических характеристик не связанных с правящим классом, а стоящую над классом. Эти теории выделяют вторичные признаки элит и на этой основе классифицируют их. Парето дал широкое и узкое определение элиты. Согласно широкому в элиту входят те индивиды, которые преуспели в своей деятельности и достигли высшего звена в профессиональной иерархии. По узкому: правящая элита объединяется в небольшую группу преуспевающих, которая выполняет ответственные руководящие функции политического характера.

Существует дихотомическое деление общества на элиту и массы. Сторонники биологического обоснования считают что это дихотомия происходит от воздействия генетически обусловленных факторов.

Религиозная трактовка элиты основывается на иррациональной вере в божью благодать. Психологическая интерпретация связана с объяснением элитности психическими качествами индивида.

Политическая элита эта группа, выполняющая функции демократического порядка.

Существует 3 типа элит

– властные элиты, это более или менее закрытые группы со специфическими качествами имеющие привилегии.

-ценностные элиты, то творческие группы влияние которых на установки и взгляды широких масс позволяет причислять их к элитам.

-функциональные элиты, влиятельные группы в которые выделяются из широких слоев общества и принимают важные функции в социальном порядке.

Парето рассматривал исторический процесс как процесс постоянной смены политических элит. Элиты- самые активные члены общества, но при этом и самые бесстыжие.

Моска считал, что история стоит в противоречии между классами правящих и классами управляемых. Смена элит называется общественными изменениями. Образование элит неизбежный процесс.

Закон олигархии гласит что группы формируются любой политической организацией, сама необходимость организации ведет к выделению вождя и к тому, что он вырабатывает особенные качества и способности.

Миллс и Даль: на примере американского общества показал существование властвующих элит. Штатами правит элита, состоящая из 3 групп: экономическая элита, политическая элита, военная элита. Даль выступил против Миллса и говорит, что в Америке наблюдается плюрализация власти

Ценностные элиты формируют ценностную и смысловую сферу общества наделяют мир и жизнь смыслом.

Функциональные элиты плюралистичны и открыты для людей.

Характеристики элит:

Общество делится на властвующее меньшинство (правящая элита), и политически инертное большинство не имеющее власти. Управляющее меньшинство не является типичны представителем масс, элиты формируются из представителей высшего слоя.

Переход в элиту медленный и длительный. Элиты едины в подходе к главной ценности социальной системы. Государственная политика отражает не требование масс, а господствующие интересы элит.

Правящие элиты слабо подвержены прямому влиянию со стороны общества

4 типа мотивов на основании которых происходит обор в элиты

1) корреляционный .

2) эмоциональный

3)оценочно-эмоциональный

4) деловой

В эти годы появляется иллюзорность намеренья реформаторов, государство не ушло из экономики, изменились только характер и способы его влияния на экономические процессы. Государственные институты активно влияли на процесс приватизации, что привело к усилению тенденций, ухудшению социально-экономического положения в стране.

Государство лишившись большой части своей собственности не имя возможности собирать налоги в размере необходимом для выполнения своих функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.

Осенью 98 года выявились «прорехи» той модели взаимодействия государства и общества, встает вопрос об оздоровлении государства и усилении его роли особенно в экономике. Многие аналитики говорят о том что со времен развенчания культа личности Сталина переоценка ценностей в стране не происходила так быстро как в этот период времени.

Крушение экономической модели которую последовательно выстраивало российское правительство начиная с 1992 года и которое привело к развалу всей политической надстройки. Начиная с 17 августа 98 года начинается 3 этап развития государства.

Осенью этого года новое правительство возглавляемое Прямаковым объявляет о необходимости корректировки основная цель которой повышение роли государства реформирования российского общества и прежде всего экономики.

Начиная с 98 года создается система позволяющая обеспечить оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования. Главный акцент на современном этапе развития государства делается на решении экономических и социальных проблем, проведения важнейших для государства реформ в системе управления государством, в военной сфере, судебной власти и так далее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_61079_vlast-ee-nositeli.html

Раздел III власть и ее носители

11. Носители власти:  Носители власти и ее психологические источники. Власть является

В

Многообразие определений власти

ласть —одно из фундаментальных началобщества и политики. Она су­ществуетвезде, где есть устойчивые объединениялюдей: в семье, производственныхколлективах, раз­личного родаорганизациях и учреждениях, во всемгосударстве —в этом случае мы имеем дело с верховной,политической влас­тью.

В научной литературесуществуют разнообразные определе­ниявласти, что отражает сложность,многоаспектность этого яв­ления.Каждая из дефиниций обычно акцентируетвнимание на той или иной стороне илипроявлении власти и связана с опре­деленнымподходом к ее анализу. Можно выделитьследующие важнейшие аспекты трактовкивласти.

1.Телеологические(с точки зрения цели) определенияхарак­теризуют власть как способностьдостижения поставленных це­лей,получения намеченных результатов.

«Власть может быть определена какреализация намеченных целей»,— пишетБертран Рассел52.

Телеологические определения трактуютвласть достаточ­но широко, распространяяее не только на отношения между людьми,но и на взаимодействие человека сокружающим миром —в этом смысле говорят, например, о властинад природой.

2.Бихевиористскиетрактовки рассматривают власть какосо­бый тип поведения, при которомодни люди командуют, а другие подчиняются.

Бихевиористский подход индивидуализируетпони­мание власти, сводит ее квзаимодействию реальных личностей,обращая особое внимание на субъективнуюмотивацию власти. Одну из типичныхбихевиористских трактовок властипредлагает Г. Лассуэлл.

Он считает, чтопервоначальные импульсы для воз­никновениявласти дает присущее индивидам стремление(воля) к власти и обладание «политическойэнергией». Человек видит во властисредство улучшения жизни: приобретениябогатства, пре­стижа, свободы,безопасности и т.п.

В то же время власть— это исамоцель, позволяющая наслаждаться ееобладанием. Политичес­кая властьскладывается из столкновения многообразныхволь к власти как баланс, равновесиеполитических сил.

3.Психологическиеинтерпретации власти, исходя из еебихе­виористского понимания какповедения реальных индивидов, пытаютсяраскрыть субъективную мотивацию этогоповедения, истоки власти, коренящиесяв сознании и подсознании людей. Одно извиднейших направлений этого рода— психоанализ.

Он трактует стремление к власти какпроявление, сублимацию по­давленноголибидо, представляющего собой подверженноетранс­формации влечение преимущественносексуального характера (Зигмунд Фрейд)или же психическую энергию вообще (КарлГустав Юнг).

Стремление к власти иособенно обладание ею вы­полняютфункцию субъективной компенсациифизической или духовной неполноценности.Власть возникает как взаимодейст­виеволи к ней— одних иготовности к подчинению, «доброволь­номурабству»— других.

Как считал Фрейд, в психике человекаимеются структуры, делающие егопредрасположенным к пред­почтениюрабства свободе ради личной защищенностии успо­коения.

Различныепсихоаналитики расходятся в объяснениипричин психологического подчинения.Одни (С. Московиси, Б.

Эдельман) видят ихв своего рода гипнотическом внушении,существу­ющем во взаимоотношенияхвождя и толпы, другие же (Ж. Ла­кан)— в особойвосприимчивости подсознания человекак сим­волам, выражаемым в языке.

Вцелом же психологический под­ходпомогает выявить механизмы мотивациивласти как отноше­ния: командование—подчинение.

4.Противоположностью бихевиористскомуи психологичес­кому видениям властиявляется еесистемнаятрактовка.

Если пер­вые два направлениятребуют идти в понимании власти снизувверх, от индивидов к обществу,руководствуясь реально наблюдаемымив эмпирическом опыте ее проявлениями,то системный метод исходит из производностивласти не от индивидуальных отношений,а от социальной системы, рассматриваетвласть как «способность системыобеспечивать исполнение ее элементамипринятых обязательств», направленныхна реализацию ее кол­лективных целей53.Некоторые представители системногоподхо­да (К. Дойч, Н. Луман) трактуютвласть как средство социально­гообщения (коммуникации), позволяющеерегулировать группо­вые конфликты иобеспечивать интеграцию общества.Систем­ностью власти обусловливаетсяее относительность, т.е. распро­страненностьна определенные системы.

5.Структурно-функционалистскиеинтерпретации власти рас­сматриваютее как свойство социальной организации,как спо­соб самоорганизации человеческойобщности, основанный на целесообразностиразделения функций управления иисполне­ния. Без власти невозможныколлективное существование чело­века,совместная жизнедеятельность многихлюдей.

Само обще­ство устроеноиерархично, дифференцирует управленческиеи исполнительские социальные роли.Власть— этосвойство соци­альных статусов, ролей,позволяющее контролировать ресурсы,средства влияния.

Иными словами, властьсвязана с занятием руководящих должностей,позволяющих воздействовать на лю­дейс помощью позитивных и негативныхсанкций, поощрения и наказания.

6.Реляционистские(от французского слова «relation»— отно­шений)определения рассматривают власть какотношение меж­ду двумя партнерами,агентами, при котором один из нихоказы­вает определяющее влияние навторого. В этом случае власть предстаеткаквзаимодействие ее субъекта и объекта,при котором субъект с помощью определенныхсредств контролирует объект.

Такое пониманиевласти позволяет раскрыть ее структуру,увязать в единое целое различные еехарактеристики.Основными компонентами власти являютсяее субъект, объект, средства (ре­сурсы)и процесс,приводящий в движение все ее элементыи характеризующийся механизмом испособами взаимодействия междупартнерами.

Субъект и объект— непосредствен­ныеносители, агенты власти. Субъ­ект(актор) воплощает активное, направляющееначало власти. Им может быть отдельныйчеловек, организация, общность людей,например народ, или даже мировоесообщество, объединен­ное в ООН.

Для возникновениявластных отношений необходимо, чтобысубъект обладал рядом качеств. Преждевсего это желание власт­вовать, воляк власти, проявляющаяся в распоряженияхили при­казах. Большинство людей неиспытывает психологического удо­вольствияот обладания властью. Сама по себе властьне является для них ценностью.

Многиевообще предпочли бы уклониться отруководящих должностей и связанной сними ответственности, если бы властьне открывала широкие возможности дляполуче­ния различного рода благ:высокого дохода, престижа, выгодныхсвязей, привилегий и т.д. Для них стремлениек власти имеет инструментальный характер,т.е.

служит средством достижения другихцелей.

Помимо желанияруководить и готовности брать на себяот­ветственность субъект властидолжен быть компетентным, знать сутьдела, состояние и настроение подчиненных,уметь исполь­зовать ресурсы, обладатьавторитетом. Для политической властиважнейшее значение имеет организованностьсубъекта. Конеч­но, реальные носителивласти в разной степени наделены всемиэтими качествами.

Субъекты политическойвласти имеют сложный, многоуров­невыйхарактер.

Ее первичными акторами являютсяиндивиды и социальные группы, вторичными— политическиеорганиза­ции, субъектами наиболеевысокого уровня, непосредственнопредставляющими во властных отношенияхразличные груп­пы и организации,— политическиеэлиты и лидеры. Связь между этими уровнямиможет нарушаться. Так, например, лидерынередко отрываются от масс и даже отсобственных партий.

Отражениемпервостепенной роли субъекта в отношенияхвласти является широко распространенноев повседневном язы­ке отождествлениевласти с ее носителем. Так, говорят орешени­ях власти, о действиях властейи т.п., подразумевая под властьюуправленческие органы.

Субъект определяетсодержание властного взаимодействиячерез распоряжение (приказ, команду), вкотором предписывает­ся поведениеобъекта власти, указываются илиподразумеваются поощрение и наказаниеза выполнение или невыполнение ко­манды.От характера содержащихся в приказетребований во многом зависит отношениек нему исполнителей, объекта— вто­роговажнейшего элемента власти.

Власть никогда не является свойствомили отношением лишь одного дейст­вующеголица (органа), конечно, если не иметь ввиду власть че­ловека над самим собой,предполагающую подчинение его пове­дениядоводам разума, как бы раздвоениеличности. Но это уже психологический,а не социальный феномен.

Власть всегдадвустороннее, асимметричное, сдоминирова­нием воли властителявзаимодействие ее субъекта и объекта.Она невозможна без подчинения объекта.Если такого подчинения нет, то нет ивласти, несмотря на то, что стремящийсяк ней субъект обладает ярко выраженнойволей властвования и даже мощнымисредствами принуждения.

В конечномсчете у объекта властной воли всегдаесть пусть крайний, но все же выбор— погибнуть,но не подчиниться. Осознание зависимостивласти от покорности населения нашлопрактическое политическое выражениев акци­ях гражданского неповиновения,широко используемых в совре­менноммире как средство ненасильственнойборьбы.

Границы отношенияобъекта к субъекту властвованияпрости­раются от ожесточенногосопротивления, борьбы на уничтоже­ние(в этом случае власть отсутствует) додобровольного, воспри­нимаемого срадостью повиновения.

В принципеподчинение так же естественно присущечеловеческому обществу, как и руковод­ство.

Готовность к подчинению зависит от рядафакторов: от соб­ственных качествобъекта властвования, от характерапредъявля­емых к нему требований, отситуации и средств воздействия, ко­торымирасполагает субъект, а также от восприятияруководи­теля исполнителями, наличияили отсутствия у него авторитета.Качества объекта политическоговластвования определяются преж­девсего политической культурой населения.Преобладание в об­ществе людей,привыкших лишь беспрекословноповиноваться, жаждущих «твердой руки»,является благоприятной питательнойсредой деспотических режимов.

Мотивация подчинения достаточносложна. Она может основываться на страхеперед санкциями; на долголетней привычкек повинове­нию; на заинтересованностив выполнении распоряжений; на убежденностив необходимости подчинения; на авторитете,вы­зываемом руководителем у подчиненных;на идентификации объ­екта с субъектомвласти.

Все эти мотивысущественно влияют на силу власти, т.е.спо­собность ее субъекта влиять наобъект. Высокая сила воздействия ивероятность подчинения отличают властьот влияния— болееширокой, чем власть, категории,характеризующей как властное, так иболее слабое и менее эффективноевоздействие субъекта на объект.

Сила власти,основанная настрахе,вызываемом угрозой сан­кций, прямопропорциональна тяжести наказания иобратно про­порциональна вероятностиизбежать его в случае непослушания.Такая власть имеет тенденцию к ослаблениювследствие естест­венного стремлениялюдей избавиться от этого неприятногоэмо­ционального состояния.

Сравнительнобезболезненно воспринимается людьмивласть, базирующаяся напривычке,обычае повиноваться. Привычка былаодним из ведущих мотивов подчинениягосударству в традицион­ных обществах.

Она— надежныйфактор стабильности власти до тех пор,пока не приходит в противоречие стребованиями реаль­ной жизни.

Еслиже это происходит, то власть, основаннаялишь на привычке к повиновению, быстроразрушается, как только люди замечают,что «король-то— голый»,что власть изжила себя и недостойнаповиновения.

Наиболее стабильнойявляется власть, построенная наинте­ресе.Личная заинтересованность побуждаетподчиненных к добро­вольному выполнениюраспоряжений, делает излишним контрольи применение негативных санкций. Онаспособствует развитию у людей другихтипов позитивной мотивации подчинения— пови­новенияна основе убежденности, авторитета иидентификации.

Подчинениепо убеждениюсвязано с мотивационным воздейст­виемдостаточно глубоких слоев сознания:менталитета, ценност­ных ориентацийи установок, составляющих «вторуюприроду» личности (ее «первая природа»образуется под воздействием пер­вичных,преимущественно биологическихпотребностей и повсе­дневных интересовиндивида). Готовность подчинятьсягосудар­ству или другому носителювласти ради каких-либо более высо­ких,чем непосредственные индивидуальныеинтересы, целей (пат­риотических,нравственных, религиозных и т.п.)— важныйис­точник силы власти.

Одной из наиболееблагоприятных для власти мотивацийпод­чинения являетсяавторитет.Он формируется на базе общейза­интересованности объекта и субъектавласти и убежденности под­чиненныхв особых способностях руководителя.

Авторитет пред­ставляет собой высокоценимые качества, которыми подчиненныенаделяют руководителя и которыедетерминируют их повиновение безубеждения или угрозы санкций.Он основывается на согласии и означаетуважение к руководящей личности илиинституту, дове­рие к ним.

Авторитетможет быть истинным, когда руководительдействительно обладает теми качествами,которыми его наделя­ют подчиненные,и ложным, основанным на заблужденияхотно­сительно личности руководителя.

В зависимости от лежащих в его основекачеств авторитет бывает научным(качество ученос­ти), деловым(компетентность, навыки, опыт), моральным(вы­сокие нравственные качества),религиозным (святость), статус­ным(уважение к должности) и т.п.

Власть, основаннаяна интересах, убежденности и авторите­те,часто перерастает видентификациюподчиненного с руково­дителем. В этомслучае достигается максимальная силавласти и субъект воспринимается объектомкак свой представитель и за­щитник.

Субъективная идентификация исполнителейс руково­дителем может объяснятьсядвумя причинами:1) бытьсвойством реального двойственногоположения людей в отношениях влас­ти,как это имеет место в демократическихорганизациях, где индивиды выступаюти субъектом власти— выбираюти контро­лируют руководство, и ееобъектом— исполняютего реше­ния. В этом случае оба агентавласти совпадают, хотя и не пол­ностью;2) выступатьрезультатом общности интересов иценнос­тей руководителя и исполнителяи возникновения у последнего чувстваединения со всей организацией илигруппой.

Субъект или объектхарактеризуют крайние полюса, активныеначала структуры власти.

Само делениелюдей на субъектов и объ­ектов,начальников и подчиненных во многомрелятивно и измен­чиво: в одномотношении человек выступает начальником,в дру­гом— подчиненным,причем со временем индивиды могутпоме­няться ролями.

Применительно кполитической власти взаимодей­ствиеее агентов опосредуется целым комплексомсредств или ре­сурсов и осуществляетсяв рамках специального институциональ­ногомеханизма, стабилизирующего и регулирующегопроцесс вла­ствования. Что жепредставляют собой эти компонентывласти?

Источник: https://studfile.net/preview/5410018/page:16/

12.Основные носители политической власти в обществе

11. Носители власти:  Носители власти и ее психологические источники. Власть является

Основными носителями политической власти являются: социальные общности, государство, политические партии, руководящие центры общественных движений и организаций, правящие круги или господ­ствующие слои/правящие элиты, бюрократия и т. д.), группы партикулярных интересов или группы давления.

Наиболее крупными носителями политической власти выступают классы. Главным носителем политической власти естественно будет господствующий класс.

Но, вполне понятно, что класс может быть субъектом политики, а вот носителем политической власти будет лишь та его часть, которая составляет авангард этого класса, т. е, его элиту.

Господствующее положение определяется ведущей ролью этого класса в экономической, политической и др. сферах жизнедеятельности общества.

Носителем политической власти в обществе могут выступать и социальные группы. Их роль, в политической жизни общества невелика.

И хотя они могут обладать реальной политической властью, но сами по себе они не являются основными субъектами политики.

Как носитель политической власти в обществе эти группы выступают лишь при вхождении их в состав правящих кругов, политических партий или больших социальных групп

Носителем политической власти в обществе могут выступать нации и народности. Нации и народности неоднородны по своему составу и вполне понятно, что нация может быть субъектом политики, а вот носителем политической власти будет лишь та ее часть, которая занимает господствующее положение в обществе.

Важнейшим носителем политической власти в обществе выступает государство, главным признаком которого является обладание государственной властью как высшей формой политической власти.

Государство формирует и изменяет сущность властных отношений в обществе, выступает как инструмент осуществления власти в руках господствующего класса и поддерживает свое господство с помощью определенной системы права.

В современных условиях все более значительными носителями политической власти становятся политические партии и организации. Представляя собой влиятельную политическую силу, они защищают и реализуют интересы тех социальных групп, которые их поддерживают.

13.Государство: понятие, признаки, функции и типы

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории.

Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства.

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница. Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

Внутренние функции государства.

1. Охранительная функция. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

2. Экономическая функция. Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан. Государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

4. Культурно – воспитательная функция. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности.

5. Природоохранительная функция.

Внешние функции.

1. Функция обороны страны. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Республики Беларусь.

2. Функция сотрудничества с другими странами. Она выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в охране окружающей среды.

Теологическая теория (13 в Фома Аквинский) – по сущности гос-во – результат проявления Божественной воли и воли человеческой.

По существующим в странах политическим режимам выделяются три типа государства: тоталитарное, авторитарное и демократическое. Они различаются по степени обеспечения гражданских прав и свобод.

Тоталитарное государство – такой тип государства, для которого характерны насильственное политическое господство в обществе, запрещение конституционных прав, тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, цензура в средствах массовой информации, господство единой, общей для всех идеологии, нетерпимость к инакомыслию.

Авторитарное государство – тип государственной власти, основанный на сильной неограниченной власти одного человека или группы лиц.

Демократическое государство – тип государства, характеризующийся тем, что источником власти является народ, он непосредственно или через своих представителей участвует в разработке и принятии законов.

Источник: https://studfile.net/preview/3218360/page:6/

Лекция 2 Политическая власть и ее носители

11. Носители власти:  Носители власти и ее психологические источники. Власть является

Центральная проблема политики и политологии – проблема власти. Понятие “власть” относится к числу основополагающих понятий политической теории. Оно дает ключ к пониманию всей политической жизни общества.

Понятие власти вообще и понятие политической власти в частности трактуется по-разному. В повседневной жизни мы говорим о власти отца над детьми, о власти природы над человеком, о власти государства над гражданами. Словом “власть” в обыденной речи мы определяем и общественные отношения (Иван имеет власть над Петром) и учреждение (власть в городе представляет такое-то учреждение).

На протяжении многих веков люди старались объяснить и понять феномен власти.

Выдающиеся мыслители древности, средних веков и наши современники пытались постичь природу власти, ее общественное назначение, механизм функционирования, найти наилучшие варианты устройства обоснования, эмпирические исследования различных поколений мыслителей и ученых актуальны и сегодня, на их плечах стоит современная политическая наука.

На всех этих этапах развития политической мысли исследование проблемы политической власти вскрывало ее многомерность и даже загадочность. Без знания сущности власти невозможно и сегодня самостоятельно разобраться в хитросплетениях политической жизни, уметь проанализировать самостоятельно состояние и перспективы политической власти.

Каковы же источники и природа власти? Попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев ряд положений. Следует прежде всего отметить естественное происхождение власти, ее естественное развитие по мере развития человеческой цивилизации.

В чем же заключается естественный характер власти ?

1. Естество власти в том, что она возникает как потребность общества в саморегуляции, в сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общности людей. Это характерно для всех типов цивилизаций.

2. Естественно-исторический характер власти проявляется так же в ее преемственности. Власть не исчезает никогда, она может передаваться по династиям, режимам; может отниматься оппозиционными силами, толпой; может кардинально преобразовываться.

Но любая сила, приводящая к власти, не может строить сугубо “свою” власть – она вынуждена считаться со свергнутой, с теми накоплениями властных отношений, которые есть в стране (в том числе многовековыми, современными политическими традициями, политическим сознанием народа, политической культурой).

Преемственность заключается в том, что страны активно заимствуют друг у друга опыт в области создания правового государства, развития институтов парламентаризма, разделения властей, формирования гражданского общества.

4.1. Понятие власти. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность этого явления. Каждая из трактвок обычно акцентирует внимание на той или иной стороне проявления власти. Можно выделить следующие трактовки власти.

Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей (Власть: Очерки современной политической философии Запада. М. 1989, с.136). Эта трактовка довольно широка Она распространяется не только на отношения между людьми, но и на их взаимодействие с окружающим миром (власть над природой).

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход сводит власть к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни. В то же время власть – это самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания поведения реальных индивидов пытаются раскрыть субъективную мотивацию. Одно из направлений – психоанализ.

Системная трактовка. Если бихевиористское и психологическое направления идут в понимании власти снизу вверх (от индивидов к обществу), то системный метод исходит из производности власти от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение принятых обязательств.

Структурно-функциональные интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

Реляционистские (от французского – отношение) определение рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс.

Политическая власть выполняет определенные функции:

господство – подчинение одних групп, классов другим;

руководство – определение и закономерное закрепление стратегии развития общества в соответствии с интересами господствующего класса;

управление – проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

контроль – обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

Отношения власти многообразны по своему осуществлению и проявлению в обществе.

По методу осуществления власть различают господство, насилие, принуждение, убеждение.

По режиму правления различают тоталитарную, диктаторскую, авторитарную, либерально-демократическую, демократическую власть.

Можно свести их к авторитарной и демократической, ибо тоталитарная и диктаторская есть высшая форма авторитарной власти.

Необходимо разграничить понятия “политическая” и “государственная” власть.

Государственная власть – это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Это самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти.

В условиях первобытного строя (на его последнем этапе) существовала политическая власть (суды, советы старейшин и т. д.), но не было обособленного аппарата осуществления власти. А значит, и не было государства.

Возникновение государства стало результатом появления частной собственности, экономических привилегий, что потребовало создания специального аппарата принуждения.

Власть в значительной степени означает осуществление своей воли по отношению к другим.

То есть это способность различных социальных общностей или отдельной личности навязать, предъявить, проводить свою волю посредством политики и правовых норм.

При этом следует учитывать, что волепредъявление может осуществляться в разных формах и методах: насилие, принуждение, достижение компромисса. Различны и цели воленавязывания и, соответственно, достижения политического господства.

Опыт мировой политики свидетельствует, что ошибочно сводить власть только к насилию и принуждению. Это сужает общественное назначение власти и чревато возведением в абсолют принципа насилия. Кроме того, неправомерно рассматривать власть только через призму категорий “господство” и “воля”.

Можно не обладать официальной властью, но в той или иной степени влиять на нее, оказывать воздействие на корректировку политики власти имущих. Более того, оппозиционные силы иногда обладают неформальным влиянием такой силы, что их влияние в обществе может оказаться не меньшим, чем влияние официальных властных структур.

Так возникает двоевластие, так возникает политический кризис, так создается основа для смены власти.

Но на политическую власть влияют не только организованные, оппозиционные и иные противодействующие силы. Власть постоянно находится под влиянием различных социальных общностей и их интересов. На власть воздействует общественное мнение, традиции, изменения в геополитической ситуации, демографические факторы и т.д.

Таким образом, сущность власти не может быть понята без учета категорий влияния, которые во многом отражают обратную связь власти и социума. В современных обществах между политической властью и социумом складываются отношения которые можно обозначить понятием “взаимозависимость”.

В обществе с развитой демократией взаимозависимость начинает перерастать в равнозависимость.

На этом фоне становится очевидной несостоятельность отдельных лидеров, политических партий и сил, понимающих и толкующих назначение власти в отрыве от ее сущности, что может приводить к самым различным результатам для общества.

Итак, мы подошли к вопросу: А зачем нужна власть? Каково ее социальное назначение?

Исходя из вышеизложенного, к наиболее важным, общественно значимым задачам политической властиможно отнести следующее :

– поддержание общественного порядка и стабильности;

– выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

– достижения общественного консенсуса (согласия);

– учет взаимозависимых властных и иных отношений в обществе;

– насилие или принуждение во имя сохранения стабильности общества, во имя социально значимых целей.

Сущность и особенности функционирования политической власти не могут быть поняты без уяснения роли субъектов политической власти. К субъектам политической власти относятся :

Социальные общности (народ, нации, этнос, классы, социальные группы и слои). Все они постоянно опосредованно влияют на власть.

В периоды радикальных политических событий безвластие, межвластие, анархии они общности могут на короткое временя брать политическую власть непосредственно в свои руки (бунт, восстание, революция, гражданское неповиновение, создание временных органов власти “снизу” и т.п.).

Государство.

Политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные партии – опосредованное.

Однако оппозиционные партии могут оказывать значительное давление на правящие партии и тем самым вынуждать их корректировать свою политику.

В некоторых странах значимость влиятельных оппозиционных партий фиксируется в правовом порядке (к примеру, право наиболее влиятельной оппозиционной силе создавать в парламенте свой “теневой кабинет”). В Беларуси о степени влияния (особенно психологического) оппозиционных сил можно судить на примере БНФ.

Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты существуют в любом обществе. Они оказывают существенное влияние (а иногда и определяющее) на функционирование власти.

Бюрократия не менее существенна, чем элита. Лоббисты представляют и “проталкивают” интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе.

В ряде западных стран лоббизм признан официально и его деятельность регулируется правовыми нормами.

Групповое и индивидуальное лидерство.

Личная власть.

Отдельные личности (граждане) в рамках легитимизированных процессов (выборы, референдумы, и т.д.)

Толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса власти, когда отсутствует какая-либо организованная политическая сила. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается охлократия.

Субъекты политической власти в той или иной мере выступают как компоненты всей политической власти. От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. Объект власти.

Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если нет подчинения, то нет и власти.

Границы отношения объекта к субъекту властвования расположены от сопротивления (уничтожения) до добровольного и радостного повиновения.

Важнейшей социальной причиной подчинения является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле слова ресурсы власти – все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. При такой трактовке утрачивается их специфика.

Для изучения власти предпочтение отдается узкой трактовке – все средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать ресурсы в устойчивое влияние.

Существует несколько классификаций ресурсов. Они делятся на утилитарные, принудительные, нормативные.

Утилитарные – материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные – меры административного наказания.

Нормативные – средства воздействия на внутренний мир, нормы поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей.

Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизни: экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).

Использование ресурсов власти делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами, механизмами властвования. Существует два главных способа властвования. Первый заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности.

Наиболее содержательна классификация власти в соответствии с ресурсами. Она делится на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Экономическая власть – контроль за экономическими ресурсами, собственность на материальные ценности. Предполагает распределение материальных благ.

Социальная власть – предполагает распределение позиций на социальной лестнице статусов, должностей и т.д.

Культурно-информационная – власть с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Осуществляется через институты социализации (школы и т.д.), СМИ.

Принудительная – опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения физической силы.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

-легальностью использования силы в пределах государства;

-верховенством, обязательностью решений за всех;

-публичностью;

-моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;

-многообразием ресурсов;

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Во взаимодействии политических властей имеет место так называемый кумулятивный эффект – усиливающееся накопление власти.

Он заключается в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступ к знаниям и информационному влиянию.

Слияние политической, экономической, социальной и духовной власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарном государстве.

Демократический строй предполагает разделение как самих властей, так и каждой из них: в экономике – наличие множества конкурирующих центров; в политике – разделение властей между государством, партиями, а также в самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; в духовной сфере – плюрализм СМИ и других источников знания.

Политическая власть динамична. Ее технология включает 3 этапа:

1-й этап представления (выдвижения) политических интересов. Граждане заявляют перед лицом власти о своих интересах, проблемах. Власть их накапливает.

2-й этап – принятие решений. Власть выделяет наиболее значимые проблемы, рассматривает альтернативы решений. Имеется два основных способа принятия. Первый – рационально- универсальный. Власть принимает решение идеальное.

Однако в реальной практике приходится считаться с условиями осуществления решения. Здесь приходится Второй способ принятия решения – способ последовательных ограничений. В этом случае власть осуществляет осторожные, часто взаимоисключающие действия, оглядываясь на особенности текущего момента.

Она идет к решению поставленных задач путем проб и ошибок и часто достигает цели.

3-й этап – реализация политической воли. Решение спускается сверху вниз. Власть использует различные методы.

Далее все этапы повторяются вновь.

Описывая технологию осуществления власти, мы не обращали внимания на направленность принимаемых ею решений. А ведь от этого зависит судьба самой власти. В данном случае политологи говорят о режиме протекания политического процесса. Выделяют 3 режима : режим функционирования , режим развития , режим упадка.

1-й режим. Власть, существующая в режиме функционирования не меняет устоявшиеся в обществе связи, взаимоотношения граждан с политическими институтами. Власть уважает традицию.

2-й режим. Политический процесс, протекающий в режиме развития замечает изменения, происходящие в жизни общества и оперативно реагирует на них. Власть не боится реформ.

3-й режим. Режим упадка. Принимаются решения, которые идут в разрез с требованиями времени. Власть не замечает проблем , решает их не теми способами. Общество теряет свою целостность, вступает в полосу кризиса и заходит в тупик.

Разумеется, что не всякая власть желает быть эффективной. Если бы она могла выбирать, то она выбрала бы такой режим.

Но в реальной жизни характер политического процесса определяется множеством факторов – от географического положения и экономического потенциала общества до личных качеств субъектов власти.

Источник: https://studopedia.su/4_37433_lektsiya--politicheskaya-vlast-i-ee-nositeli.html

Medic-studio
Добавить комментарий