11.Понятие об ощущениях и восприятии: свойства, виды. Взаимодействие

Ощущение и восприятие: свойства и классификации

11.Понятие об ощущениях и восприятии: свойства, виды. Взаимодействие

Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.

Общий вывод исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно.

Классификации (виды) ощущений:

1) по модальности ощущений (специфичности органов чувств):

• зрительные,

• слуховые,

• вестибулярные,

• осязательные,

• обонятельные,

• вкусовые,

• двигательные,

• висцеральные.

2) классификация Ч. Шеррингтона:

• экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

• проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

• интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Общие свойства анализаторов

Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.

Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.

Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.

Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая “инерция” ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.

Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.

Восприятие

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс, и как результат.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Свойства восприятия:

• Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т. д.);

• Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. ;

• Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

• Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название;

• Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

Для формирования адекватного перцептивного (имеющего отношение к чувственному восприятию) образа необходимы следующие условия:

• активное движение;

• обратная связь;

• поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;

• сохранение привычной структурированности информации.

Иллюзии восприятия: Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.

Источник: https://cyberpedia.su/7x27e0.html

23. Понятие об ощущениях, виды ощущений

11.Понятие об ощущениях и восприятии: свойства, виды. Взаимодействие

Ощущение— это простейший психический процесс,состоящий в отражении отдельных свойствпредметов и явлений материаль­ногомира, а также внутренних состоянийорганизма при непосред­ственномвоздействии раздражителей насоответствующие рецеп­торы.

Органы чувствполучают, отбирают, накапливают информациюи передают ее в мозг, ежесекунднополучающий и перерабаты­вающий этотогромный и неиссякаемый поток. Врезультате возникает адекватноеотражение окружающего мира и состояниясамого организма.

На этой основеформируются нервные импульсы, поступающиек исполнительным органам, ответствен­нымза регуляцию температуры тела, работуорганов пищева­рения, органов движения,желез внутренней секреции, за на­стройкусамих органов чувств и т.п.

И вся этачрезвычайно сложная работа, состоящаяиз многих тысяч операций в секунду,совершается непрерывно.

Виды ощущений (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные)

Поскольку ощущениявозникают в результате воздействияопределенного раздражителя насоот­ветствующий рецептор, классификацияощущений исходит из свойств раздражителей,которые их вызывают, и рецепторов, накоторые воздействуют эти раздражители.

По характеру отражения и месту расположениярецепторов принято делить ощущения натри группы: 1) экстероцептивные,отражающие свойства предме­тов иявлений внешней среды и имеющие рецепторына поверх­ности тела; 2) интероцептивные,имеющие рецепторы, располо­женные вовнутренних органах и тканях тела иотражающие состояние внутренних органов;3) проприоцептивные,рецепторы которых расположены в мышцахи связках; они дают информа­цию одвижении и положении нашего тела.Подкласс проприоцепции, представляющийсобой чувствительность к движению,называется также кинестезией, асоответствующие рецепторы -кинестезическимиили кинестетическими.

С точки зренияданных современной науки принятоераз­деление ощущений на внешние(экстероцепторы) и внутренние(интероцепторы) недостаточно. Некоторыевиды ощущений мож­но считатьвнешне-внутренними. К ним относятсятемпературные и болевые, вкусовые ивибрационные, мышечно-суставные истатико-динамические.

24. Основные свойства ощущений

Чувствительностьанализаторов, определяемая ве­личинойабсолютных порогов, не постоянна иизменяется под влиянием ряда физиологическихи психологических условий, сре­дикоторых особое место занимает явлениеадаптации.

Адаптация,или приспособление,— это изменение чувствитель­ностиорганов чувств под влиянием действияраздражителя. Можно различать триразновидности этого явления. Адаптациякак полное исчезновение ощущенияв процессе про­должительного действияраздражителя.

Например, легкий груз,покоящийся на коже, вскоре перестаетощущаться. Адаптациейназывают также другое явление, близкоек опи­санному, которое выражается впритуплении ощущения под влияни­емдействия сильного раздражителя.

Описанные два вида адаптации можнообъединить термином негативнаяадаптация,поскольку в результате их снижаетсячувствительность анализаторов. Наконец,адаптацией называют повышениечувствительно­сти под влияниемдействия слабого раздражителя.

Этот вид адап­тации, свойственныйнекоторым видам ощущений, можноопре­делить как позитивную адаптацию.

Контрастощущенийэтоизменение интенсивности и качестваощущений под влиянием предварительногоили сопутствующего раздражителя. Вслучае одновременного действия двухраздражителей возникает одновременныйконтраст. Такой контраст можно проследитьв зрительных ощущениях.

Одна и та жефигура на черном фоне кажется светлее,на белом – темнее. Зеленый предмет накрасном фоне кажется более насыщенным.Хорошо известно и явление последовательногоконтраста. После холодного слабый теплыйраздражитель кажется горячим.

Ощущениекислого повышает чувствительность ксладкому.

Сенсибилизация.Повышение чувствительности в результатевзаимодействия анализаторов и упражненияназывается сенсиби­лизацией.

Знаязакономерности изменения чувствительностиорганов чувств, можно путем примененияспециальным образом подо­бранныхпобочных раздражителей сенсибилизироватьтот или иной рецептор, т.е. повышать егочувствительность.

Сенсибилизация можетбыть достигнута и в результате упраж­нений.Известно, например, как развиваетсязвуковысотный слух у детей, занимающихсямузыкой.

Синестезия.Взаимодействие ощущений проявляетсяеще в од­ном роде явлений, называемомсинестезией.

Синестезия — это возникновениепод влиянием раздражения одногоанализатора ощуще­ния, характерногодля другого анализатора. Синестезиянаблюдает­ся в самых различных видахощущений.

Наиболее часто встре­чаютсязрительно-слуховые синестезии, когдапри воздействии звуковых раздражителейу субъекта возникают зрительные образы.

Источник: https://studfile.net/preview/6022881/page:14/

Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений

11.Понятие об ощущениях и восприятии: свойства, виды. Взаимодействие

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью органов чувств, в виде ощущений.

Ощущения – это познавательный процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Для возникновения ощущения необходимо воздействие раздражителя на органы чувств. В качестве раздражителя выступают материальные агенты различной природы (физические, химические). Возникновение ощущений обеспечивается работой анализаторов, которых у человека пять: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический (обеспечивает различение прикосновений и движения), обонятельный, вкусовой.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых зон головного мозга.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике) выделяют:

· зрительныеощущения – вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, которые излучаются или отражаются различными физическими телами. Рецептором является сетчатка оболочки глаза. Световые волны различаются по длине, амплитуде колебаний и форме. Длина – это число колебаний световой волны в секунду.

Чем число колебаний больше, тем длина волны меньше, и, наоборот, чем меньше число колебаний, тем больше длина волны. Длина световой волны обусловливает цветовой тон. Цвета имеют разное психологическое значение. Амплитуда колебаний световой волны определяет яркость цвета.

Форма световой волны, получающаяся в результате смешения между собой световых волн различных длин, обусловливает насыщенность цвета.

· слуховые ощущения – вызываются звуковыми волнами, т.е. ритмичным колебанием воздуха.

Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду – герц – численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Чем больше частота колебаний воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук.

В среднем, человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; от 20 кГц до 1 ГГц – ультразвуком, от 1 ГГц и выше – гиперзвуком. Громкость воспринимаемого звука зависит от его силы или интенсивности, т.

е. амплитуды и частоты колебаний воздуха. Для оценки громкости воспринимаемого звука принята единица – децибел. Средние величины громкости различных звуков представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Средние величины громкости различных звуков

Звук Громкость (дБ) (приблизительные величины)
Порог слышимости 0-4
Тиканье наручных часов
Шепот
Звук настенных часов
Приглушенный разговор
Тихая улица
Обычный разговор
Шумная улица
Опасный для здоровья уровень
Пневматический молоток
Кузнечный цех
Громкая музыка
Болевой порог 120-140
Реактивный самолет
Смертельный уровень
Шумовое оружие

· обонятельныеощущения являются отражением запахов. Они возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.

· вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

Все остальные разновидности вкусовых ощущений представляют собой разнообразное сочетание четырех основных. В возникновении определенных вкусовых ощущений большую роль играет обонятельный анализатор.

· осязательные ощущения или кожная чувствительность – это наиболее распространенный вид чувствительности. Знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, есть результат сложного комбинирования 4-х других: давления, боли, тепла и холода.

Для каждого из них существует специфический ряд рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках поверхности кожи. Сила и качество ощущений сами по себе относительны.

Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному, в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, а если горячая, то ощущение холода.

Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, рецепторы которых расположены на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные.

Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные – раздражителями, действующие на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух).

Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.

К проприоцептивнымощущениям относятся ощущение равновесия, обеспечивающееся работой вестибулярного аппарата, и кинестетическое ощущение, несущее информацию о состоянии мышечной системы.

Кинестетические ощущения (от греч. kinesis – «движение») поступают от мышц, связок и сухожилий; позволяют выполнять и координировать движения.

Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, называются висцеральными ощущениями и являются интероцептивными.К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения.

Кроме того, у человека есть несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации. Вибрационныеощущения занимают промежуточное место между тактильной и слуховой чувствительностью.

Свойства ощущений.Ощущения обладают следующими свойствами.

1. Модальность – качественная характеристика ощущений – это свойство, позволяющее отличить один вид ощущения от другого.

2. Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – это временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

4. Чувствительность – это способность нервной системы реагировать на раздражители. Чувствительность характеризуется двумя порогами – нижним и верхним. Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.

Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает болевое ощущение. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот, низкой чувствительности – высокие. Порог возникновения ощущения у различных людей неодинаков.

Величина порога меняется с возрастом и зависит от состояния здоровья и психического состояния человека. Чувствительность может быть повышена или понижена с помощью фармакологических средств. Важную роль в изменении чувствительности играет тренированность анализатора.

Так, у музыкантов развивается слуховая чувствительность («музыкальный слух»), у дегустаторов – обонятельная и вкусовая чувствительность.

5. Адаптация – это приспособление органа чувств к внешним условиям. Благодаря адаптации рецептор привыкает к ощущению. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметы, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

6. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета (так называемый «цветной слух») или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации.

7. Компенсация – это свойство ощущений к увеличению какой-либо чувствительной системы при нарушении другой (например, при потере зрения обостряется слух).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/10-64332.html

Тема 6 Понятие об ощущениях и восприятии

11.Понятие об ощущениях и восприятии: свойства, виды. Взаимодействие
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 13Следующая ⇒

1 Понятие об ощущениях, их виды, типы и общие закономерности

2 Роль ощущений в жизни и деятельности человека

3 Восприятие: понятие, виды, свойства

4 Функции и виды представлений

Основные понятия по теме

Природа одарила каждого из нас способностью:

– ощущать и воспринимать (людей, природу, культуру, различные предметы и явления);

– помнить, думать, мыслить;

– говорить и понимать речь других;

– быть внимательным.

Данные способности развиваются и совершенствуются не са­ми по себе, а с помощью познавательных психических процес­сов.

Психический процесс– это течение психического яв­ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга­низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение, речь

Ощущение это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор, состоящий из трех частей:

рецептор – часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

внешние ощущения – зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела;

внутренние ощущения – голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма;

двигательные (кинестезические) ощущения – это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках;

ощущения равновесия – это ощущения, которыеотражают положение, занимаемое телом в пространстве. Рецепторы анализатора равновесия расположены во внутреннем ухе;

болевые ощущения выполняют защитную функцию: сигна­лизируют человеку о неблагополучии в его организме.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога – уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

закон сенсибилизации – состоит в повышении чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность;

закон адаптации (приспособления) – состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

закон контрастности – состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном – светлее.

Восприятие это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

То, что находится в цент­ре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное – фоном. Предмет и фон динамичны, они могут ме­няться местами.

К свойствам восприятияотносятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, констант­ность, целостность.

Предметность восприятияпроявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.

Константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).

Восприятие окружающего мира как относительно устойчи­вого и постоянного называется константностью.

Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

В зависимости от целей: преднамеренное и непред­намеренное восприятие.

В зависимости от степени организации: организован­ное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

В зависимости от формы отражения:

восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

восприятие времени – это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Нарушения восприятия:

гиперстезия – повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям;

гипостезия – явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность;

агнозия – нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности;

галлюцинации – восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинаций следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.

Представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

По видам ведущего анализатора:

– зрительные (образ человека, места, пейзажа);

– слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

– вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

– тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

– температурные (представление о холоде и тепле).

По степени обобщенности:

Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

По степени волевых усилий:

Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.

Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

Тематика рефератов

1 Ощущения как источник человеческих знаний.

2 Восприятие и его роль в развитии человека.

Вопросы для самоконтроля

1Что такое психический процесс?

2Что такое ощущение?

3Что человек познает с помощью ощущений?

4Что является физиологическим аппаратом ощущения?

5Каковы типы ощущений и их особенности?

6Что такое порог ощущений?

7Каковы общие законы ощущений? В чем их особенности?

8Что такое восприятие?

9Какие свойства присущи восприятию?

10 Какие существуют классификации восприятия?

11 Какие существуют нарушения восприятия? В чем их особенности?

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Хэлтон, 1998. – 399 с.

3 Личность и ее структура : справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. – 34 с.

4 Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ.- 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с.

5 Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 228 с.

6 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

7 Общая психология : словарь / под ред. А.В. Петровского – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.-712 с.

9 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 490 с.

Тест

1 Вставить пропущенные слова.

Ощущение – это отражение … свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши чувства:

1) внешних;

2) отдельных;

3) активных;

4) актуальных.

2 Какого вида ощущений не существует:

1) интероцептивные; 3) экстероцептивные;

2) проприоцептивные; 4) приорцептивные.

3 Вставить пропущенные слова.

Восприятие – это … отражение предметов и явления, непосредственно воздействующих на органы чувств :

1) основное; 3) частное;

2) целостное; 4) отдаленное.

4 Вставить пропущенные слова.

Константность восприятия – это свойство восприятия, характеризующееся … отражения величины, формы и цвета предметов, что обусловлено знанием их физических свойств и предыдущим опытом восприятия при изменении расстояния, ракурса, освещенности:

1) динамичностью; 3) осмысленностью;

2) постоянством; 4) целостностью.

1 Вставить пропущенные слова.

Избирательность восприятия – это способность человека … лишь те предметы, которые представляют для него интерес:

1) чувствовать; 3) отражать;

2) воспринимать; 4) проявляться.

6 Какого вида восприятий не существует:

1) зрительное; 3) слуховое; 5) двигательное;

2) обонятельное; 4) осязательное; 6) речевое.

6 Какого типа ощущений не существует:

1) физические; 4) юридические;

2) двигательные; 5) внешние;

3) биологические; 6) внутренние.

7 Какие законы не являются общими законами ощущений:

1) сохранения энергии; 4) единства и борьбы противоположностей;

2) сенсибилизации; 5) контрастности;

3) адаптации; 6) перехода количества в качество.

8 Какого вида нарушений восприятия не существует:

1) гипертезия; 4) гиподинамия;

2) гиподермия; 5) гипостезия;

3) агнозия; 6) галлюцинации.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x9f1f.html

Понятие об ощущении и восприятии. Характеристика ощущения и восприятия как психических процессов

11.Понятие об ощущениях и восприятии: свойства, виды. Взаимодействие

Восприятием в психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств.

Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом.

Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно.

Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием.

А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель.

https://www.youtube.com/watch?v=GTm1RHcE-v0

Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира.

Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.

Первая, периферическая часть – рецепторы.

Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения. Вторая часть – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру. Третья часть – центральная часть анализатора.

Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.

Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.

В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире. Как известно, человек обладает пятью органами чувств.

Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает.

Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете.

Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические.

К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета.

Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны. Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые.

Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией.

Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием.

Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета.

Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения не имеют специального органа чувств.

Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях.

Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей.

Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные.

Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные – ощущать тепло или холод.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов.

Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.Форма – один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е.

границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий.

Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно.

При воспоминании о событиях прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.

На оценке времени сказывается установка личности. Ожидание приятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного, кажется, что желанное долго не наступает. Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии.

Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей.

Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной.

Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера—Фехнера.

В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том, или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих.

Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же – еще более сложный и субъективный.

Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека.

Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_38035_ponyatie-ob-oshchushchenii-i-vospriyatii-harakteristika-oshchushcheniya-i-vospriyatiya-kak-psihicheskih-protsessov.html

Medic-studio
Добавить комментарий