11. Профессиоведение: Психологическое профессиоведение предполагает изучение профессий,

Психологическое профессиоведение. Технологические и психологические концепции построения профессий

11. Профессиоведение: Психологическое профессиоведение предполагает изучение профессий,

Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.

В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины:

«труд» – общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов;

«задача», «задание» – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий;

«трудовой пост», «должность» в организации; трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;

«работа» или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми или индивидуальными (субъект труда – один человек или команда, группа);

«профессия» – область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Используются и другие термины, например «специальность» (как разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении).

2. Профессиографирование и профессиограммы

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма».

В качестве примера описания профессии можно привести описание должности менеджера по персоналу в производственной организации (приложение 1). Такие описания называются квалификационными характеристиками, они разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой новой профессии (Квалификационный справочник…, 2001).

В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по профессиям для управленческих служб предприятия.

Он может собирать информацию о должностях (трудовых постах) на предприятии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организации труда.

Этот специалист наблюдает за работой персонала, составляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перспектив профессионального продвижения работников разных категорий.

Он может специализироваться по вопросам классификации видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей.

В обзоре американских исследований по психологии профессий Юлия Владимировна Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологического анализа профессии:

разработка научных теорий, понятийного аппарата;

совершенствование методов изучения, анализа профессий;

профессиональная роль и должность;

мотивы профессиональной деятельности; удовлетворенность трудом;

индивидуальный стиль труда;

типы личности и типы профессий;

методы предсказания профессиональной успешности и ее оценки у работающих;

совершенствование профессиональных умений, тренинг;

содействие профессиональной социализации (адаптации) личности (особенно новых работников организации);

социально-психологические проблемы в трудовом поведении;

варианты профессиональных карьер в разных профессиях;

профессиональная демография, профессиональная мобильность;

информация о профессиях в карьерном консультировании;

технологии карьерного консультирования;

карьерное консультирование особых групп населения.

Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать, как минимум, следующую информацию:

название работы (и синонимы);

указания отрасли хозяйства, где встречается данная профессия;

краткое описание работы в целом (резюме), включающее четыре пункта:

Что делает работник! (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту или результату его действий и процессу их осуществления?)

Как выполняется работа? (Какие технологии и орудия труда используются? В каких условиях протекает работа?)

Почему делает ? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами? В чем назначение, смысл, миссия работника?)

Какие требования предъявляет работа к субъекту труда? Эти четыре пункта составляют общую формулу анализа профессий, используемую психологами США (Укке Ю. В., 1972).

Принципы профессиографирования

Известный российский ученый, психолог труда, авиационный психолог Константин Константинович Платонов (1906–1984) считал, что принципиально важное значение для профессиографирования имеют следующие принципы (Платонов К.К., 1971):

принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы;

принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. К этому можно добавить идею о возможной изменчивости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом профессионального развития личности субъекта труда;

принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации.

принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внут-рипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии;

принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

К этим принципам можно было бы добавить еще несколько:

принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии

принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда;

принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность;

принцип целостности (неаддитивности): профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций.

Уровни психологического профессиографирования

Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, Владимир Дмитриевич Шадриков (1979) выделил семь уровней возможного анализа профессий:

генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;

личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;

компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок;

информационный анализ. Согласно общей схеме Бориса Федоровича Ломова (1984) исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;

структурно-функциональный анализ. Устанавливается структура деятельности, т. е. ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;

индивидуально-психологический анализ. Исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенций;

психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике;

Выбор уровней исследования определяется ориентацией психолога на поставленные задачи.

3. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала

Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938) в его книге «Дифференциальная психология в ее методических основах». Штерн выделял четыре направления в дифференциальной психологии:

1) учение о вариации признаков (например, о вариации объема кратковременной памяти);

2) учение о корелляции признаков (примером может служить поиск связи между математическими и музыкальными способностями);

3) психография (исследование и описание психических качеств отдельной личности);

4) сравнительная психография (сопоставление разных людей по некоторому набору психических признаков).

Результатом психографирования, по Штерну, и должна была стать психограмма личности. Психограмма могла быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение составлялось по обширной программе – полной психографической схеме.

Во втором случае, при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы.

Срезовая психограмма составлялась при разовом обследовании личности, продольная – при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени.

Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

Соломон Григорьевич Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психограммы, составленные в 20-е гт. для профотбора летчика и вагоновожатого.

Психограмма успешного летчика (составленная итальянским психологом Джемелли) включала следующий перечень ПВК(профессионально важные качества): способность быстрой ориентировки в окружающих явлениях; сосредоточенное внимание при широком его объеме; быстрота и точность запоминания; слабая раздражительность (устойчивость эмоциональной сферы); сопротивляемость влиянию перемены высоты.

Психограмма успешного вагоновожатого (составленная берлинским психологом К.Траммом) включала: внимание; способность быстро принимать решения; присутствие духа; хорошее зрение, слух, глазомер; хорошую память; различение скорости движения; суставное чувство; технические способности; сопротивление усталости. Геллерштейн отмечал неполноту и неточность характеристик профессионала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_91128_psihologicheskoe-professiovedenie-tehnologicheskie-i-psihologicheskie-kontseptsii-postroeniya-professiy.html

Психологическое профессиоведение. Профессия, специальность, трудовой пост, профессиональная роль

11. Профессиоведение: Психологическое профессиоведение предполагает изучение профессий,

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Психологическое профессиоведение – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы, и технологии, методы изучения конкретных профессий, а так же проводятся исследования по их классификации.

Трудовой пост – это “многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:

· цели, представление о результате труда;

· заданный предмет труда;

· система средств труда;

· система профессиональных служебных обязанностей;

· система прав работника;

· производственная среда (предметные и социальные условия труда).

26. Принципы и схемы профессиографирования. Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма профессионала.

В самом общем виде профессиограмма определяется как “описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности”, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами – ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма.

Типы профессиограмм:
1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).
2.

Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности).
3.

Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).
4.

Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е.

направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.
5.

Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и “бюрократическом” уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. По Е.М. Ивановой, вся трудовая деятельность включает две основные составляющие:

1. Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

§ объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы…);

§ социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

§ профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);

§ операторная психологическая структура “отдельной” деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

§ эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).

2. Объект труда:

§ история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс – НТП, социально-экономический прогресс…);

§ социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);

§ сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда – средства труда – трудовая задача;

§ структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль);

§ операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 645 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/5-42280.html

Раздел 1. Теоретические основы психологического профессиоведения

11. Профессиоведение: Психологическое профессиоведение предполагает изучение профессий,

Процесс изученияотдельной профессии традиционноназывается профессиографированием.О.Г. Носкова считает такое определениенеточным, так как «проблема состоит нетолько в описании профессиональногоповедения или его результатов, но и ванализе своеобразия психики человека– субъекта труда» [18, С.36]. Итоговоеописание профессии называетсяпрофессиограммой.

В самом общем видепрофессиограммаопределяется как «описательно-технологическаяхарактеристика различных видовпрофессиональной деятельности»,сделанная по определеннойсхеме и длярешения определенныхзадач.

К.К. Платоновсчитал, что большое значение дляпрофессиографирования имеют следующиепринципы [19]:

  1. Принцип целенаправленности – психологическое изучение профессии должно проводиться для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессии, предмет исследования, методы.

  2. Принцип личного подхода – следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими.

  3. Принцип допусков – в случае профотбора, необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказания, но и количественные границы минимума и максимума при их изменении.

  4. Принцип надежности – нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, характеризовать и учесть также редкие, экстремальные ситуации.

  5. Принцип дифференциации и типизации – следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группу сходные по каким-либо параметрам профессии.

  6. Принцип перспективности и реальности – рекомендуется учитывать тенденции развития профессий, рассматривать их в культурно-исторической перспективе.

О.Г. Носкова кэтим принципам добавляет следующие[18]:

  1. Этический принцип – важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий.

  2. Принцип системной детерминации – следует учитывать зависимость профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой работает данный человек.

  3. Принцип конкретности – важно выяснить степень значимости задач, выполняемых работником, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность, а это возможно при изучении конкретных трудовых постов в организациях.

  4. Принцип целостности (неаддитивности) – профессиональная деятельность не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий.

  5. Принцип деятельностного опосредования – своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания субъекта труда.

Важным разделомв профессиограмме является психограмма(разработка иописание качеств человека, необходимыхдля успешного выполнения данной трудовойдеятельности), которыеназываются профессиональноважными качествами – ПВК.

А.К. Марковавыделяет следующие составляющиепсихограммы [17]:

1. Ценностно-мотивационнаясфера.

2. Профессиональныепритязания, самооценка, самосознаниесебя как профессионала.

3. Эмоции и психическиесостояния.

4. Удовлетворенностьчеловека трудом, его процессом ирезультатом.

5. Психологическиезнания о труде, о профессии.

6. Психологическиедействия, способы, приемы, умения,техники, психотехнологии (в их влияниина себя и на других людей).

7. Профессиональныеспособности, профессиональная обучаемость,открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональноемышление (в том числе творческость,возможность обогатить опыт профессии).

9. Профессиональноесаморазвитие, умение проектировать иреализовать планы своего профессиональногороста.

10. Психологическиепротивопоказания (то есть психическиекачества, абсолютно или относительнонесовместимые с профессией), а такжекачества, отсутствие которых может бытькомпенсировано.

11. Линиипрофессионального роста и линии распадапрофессиональной деятельности и личностиспециалиста, пути их реабилитации.

В зависимости оттого, какие критерии берутся за основусоставления описания профессии иколичества изучаемых профессий,выделяются комплексаная и системнаяпрофесиограммы.

Системнаяпрофессиограмма– описание группы профессий, которыесвязаны единой отраслью, т.е. имеютсхожие черты [27].

Комплекснаяпрофесиограмма – всестороннее описаниеработы, в котором собраны результатыпрофессиографии всех дисциплин – отпсихологии, физиологии, медицины доэкономики, техники и т.п.

Приразработке профессиограмм большую рольиграют подходы, которые используютсядля анализа трудовой деятельности.Подходы определяют, какую информациюмы будем анализировать, какие методыиспользовать для сбора информации.

1.Е.М. Иванова выделяетследующиеуровнисистемного анализа трудовой деятельности[8]:

Нормативно-параметрическийуровеньхарактеристики объекта труда(социально-технические и социально-экономическиехарактеристики: цели, условия, средства,трудовой процесс); объективныехарактеристики субъекта труда (возраст,здоровье, успешность труда).

Морфологическийуровень – структура и взаимоотношение различныхнормативно заданных составляющих труда:трудовой процесс и условия труда,интегрированные в операционально-технологическуюструктуру труда; все это обусловливаетстроение компонентов субъекта труда,т.е. профессиональную когнитивно-мотивационнуюсоставляющую, операторную,эмоционально-волевую сферы.

Функциональныйуровеньреальные действия и вся трудоваядеятельность в целом, т.е. интегрированиенормативно-параметрических иморфологических характеристик субъектаи объекта труда.

2. В.Д. Шадриковвыделяет следующие уровни анализа,рассматривая трудовую деятельностькак систему [28, С. 131-168; 29]:

Личностно-мотивационныйуровень:общественная значимость профессии;личностная значимость.

Компонентно-целевойанализ трудовой деятельности,где выделяется данная трудоваядеятельность в целом и отдельные операции(технологические операции и исполнительныедействия называются “операторы”);информационная основа каждого действия(признаки, на которые ориентируетсячеловек при выполнении трудовогодействия); правила обработки этойинформации (правила алгоритма принятиярешения); качества индивида, влияющиена эффективность труда (ПВК).

Таким образом, вкомпоненты трудовой деятельностивходят: а) операторы (как исполнительныедействия) и б) соответствующие им ПВКчеловека.

Информационныйуровень, гдевыделяются: психофизиологический аспект(форма сигнала, пороги чувствительностипри восприятии сигнала); оценочныйаспект (измерение количества информации);собственно психологический аспект(механизмы приема, хранения и переработкиинформации).

Структурно-функциональныйуровень.На данном уровне выявляются связи междуотдельными компонентами деятельности,устанавливаются значимость этих связейи удельный “вес” отдельныхкомпонентов, а также раскрываетсяфункциональная соподчиненностьструктурных компонентов.

Индивидуально-психологическийуровень,предполагающий выделение и анализ:мотивации, целей и трудовых установок;определение предпочтительные цели икритериев их достижения (или недостижения); а также программу достиженияцели и т.п.

Таким образом, помнению В.Д. Шадрикова, все уровниинтегрируются в понятие “индивидуальныйстиль деятельности”.

3.Е.А. Климов выделяет следующиеуровнирассмотрения трудовой деятельности [12, С. 105-106]:

Уровень деяний(целостная деятельность в единстве сличностью; деяние – как целостный циклтрудовой деятельности, имеющий полнуюпсихологическую структуру).

Уровень действий(действие – совокупность процессовпознания и исполнения, направленных надостижение ближайшей осознанной цели).

Уровеньмакроэлементов действия(способность отражения действительностина сенсорном, перцептивном и репрезентативномуровнях; способность к осуществлениюисполнительных актов).

Уровеньмикроэлементов действия(это важные, но малоподотчетные,ускользающие от произвольной регуляцииособенности действия).

4. Дифференциальныйанализ профессиональной деятельности(применимые к любой неоднородной группепрофессий) Н.Н. Симоновой [25]

Благодаря этомуподходу можно выполнять анализпрофессиональной деятельности длялюбой группы профессий, не имеющихсходства в функциональном составе иимеющих разные объекты труда, новзаимосвязанных какими-то инымиактуальными для исследователя (илиработодателя) связями.

Принципыдифференциального анализа:

  1. Основная задача дифференциального анализа профессиональной деятельности определенной (неоднородной) группы профессий – получение обобщающей характеристики анализируемой группы профессий.

  2. Дифференциальный характер анализа обусловлен тем, что он строится как восхождение от анализа наиболее общих факторов, влияющих на весь персонал группы профессий, к изучению факторов, определяющих условия труда отдельных специализированных групп профессий и только затем к изучению факторов, определяющих условия труда для каждой отдельной профессии.

  3. Дифференциальный анализ должен начинаться со сбора максимально полной информации о различных ее видах, целях и функциональном составе, с изучения условий осуществления этой деятельности и их влияния на организм и психику человека, а также ответной реакции организма и психики, а заканчиваться разработкой специального подхода к сопровождению вахтового труда.

  4. Основной алгоритм дифференциального анализа профессиональной деятельности – поэтапное оценивание факторов с точки зрения их смысловой нагрузки для решения поставленной задачи (обобщающего описания группы профессий), а затем выделение обобщающих факторов.

  5. Исходные факторы, с которых должен начинаться дифференциальный анализ группы профессий – это факторы, на основе которых произошло объединение в группу. Например, для профессий, осуществляемых в экстремальных условиях, такими факторами будут сами условия профессиональной деятельности и аспекты, определяющие ее специфику.

    Для профессий, объединяемых по территориальному признаку – условия среды, общие для всей территории. Для профессий, объединяемых по признаку вхождения в одно большое предприятие – факторы, определяющие решение стратегических задач этого предприятия.

    Для профессий, объединяемых политическими или социально-значимыми, культурно-значимыми задачами, исходными факторами, с которых должен начинаться анализ, будут факторы, определяющие решение этих задач.

  6. При оценке смысловой нагрузки наименьшее значение приобретают факторы, характеризующие лишь отдельные виды профессий и неприменимые для оценки других.

  7. Этапы дифференциального анализа профессиональной деятельности:

    1. Первый этап – установление совокупности факторов, требующих учета для решения поставленной задачи.

    2. Второй этап – устанавливается значимость каждого из факторов как на основе теоретического рассмотрения, так и в процессе эмпирической проверки.

    3. Третий этап – формируется теоретическая модель, в которой выявленные факторы укладываются в некую непротиворечивую структуру, достоверно воссоздающую реальную картину анализируемой деятельности.

    4. Четвертый этап – системный анализ: обоснование связей и отношений между выявленными факторами, необходимое для построения окончательной картины.

    5. Пятый этап – разработка системы психологического сопровождения профессиональной деятельности для анализируемой группы профессий.

  8. Опорой для первого и второго этапов (которые при необходимости могут осуществляться одновременно и параллельно) дифференциального анализа является совокупность факторов (признаков), выявляемых в традиционном профессиоведении.

  9. Под факторами в данной конструкции понимаются как детерминанты происходящих процессов, так и их условия и интенции.

    В качестве факторов будут выступать элементы эргатической системы (психологические признаки труда, психологические регуляторы труда, эргатические функции и т. д.

    ), которые в процессе анализа дифференцируются и выстраиваются в теоретическую модель в соответствии с выявленными характеристиками и отношениями.

  10. Характер взаимодействия субъекта и объекта труда на трудовом посту в высокой степени определяется субъектной позицией профессионала, она проявляется в каждом регуляторе труда – в образе объекта труда, в образе субъекта труда, в образе их отношений, и определяет стратегию достижения цели, поэтому в теоретической модели профессиональной деятельности субъектная позиция будет занимать ключевые позиции.

  11. Построенная теоретическая модель должна обладать высоким уровнем прогностичности и выявленными точками приложения внешних и внутренних сил для управления эргатической системой.

Таким образом,психологическое профессиоведение –это раздел психологии труда, в которомразрабатываются технологии изученияи описания профессий.

Описание профессииможет быть построено по различным схемами для решения разных задач.

Профессиоведениенеобходимо строить на основе психологическихпринципов и с опорой на подходы к уровнямизучения профессиональной деятельности.Результатом описания профессии являетсяпрофессиограмма.

Источник: https://studfile.net/preview/1790688/page:2/

Medic-studio
Добавить комментарий