11. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости.

Научная работа по теме:

11. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

КЛАССИФИКАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта.

Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73).

Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев).

Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

По этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы (Г.Е. Сухарева):

1.  состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями.

К этой группе относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2. состояния, вызванные действием различных вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа, паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.), интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3. состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Во многих случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные формы.

В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом и характерной клиникой.

Часто при дифференцированных формах умственная отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений этих заболеваний.

ВЫРАЖЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДЕФЕКТА.

По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:

1.Глубокая умственная отсталость (идиотия).

При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги).

Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.).

Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. Значительно недоразвиты моторные функции больных, в связи с чем многие из них не могут самостоятельно стоять и ходить, передвигаются ползком.

Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других – склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловищем, взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, наносят себе удары и т.п.).

В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей.

Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно.

Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий.

Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу.

Относительная адаптация больных с умеренной умственной отсталостью возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных, полученных при непосредственном опыте, представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации.

Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).

Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь.

Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками.

Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни.

Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знания» – Э. Крепелин).

Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство.

По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью.

Однако эти больные с трудом формируют собственные суждения, но легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда, или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

Эмоционально-волевые нарушения

Интеллектуальная несостоятельность – самое яркое проявление умственной отсталости, но она является лишь частью общего психического недоразвития личности.

При олигофрениях значительно страдают эмоциональные и волевые процессы. Д.Н.

Исаев, по особенностям нарушений эмоционально-волевой сферы, вне зависимости от степени выраженности психического недоразвития, выделяет следующие формы умственной отсталости:

1. Стеническая. Волевые процессы у этих больных обладают достаточной силой и устойчивостью. Больные работоспособны, деятельны.

При легких степенях интеллектуальной недостаточности они имеют хорошую способность к адаптации, способны в полной мере использовать усвоенные навыки и знания.

У некоторых больных отмечается аффективная неустойчивость, поэтому выделяют два варианта стенической формы: уравновешенный и неуравновешенный.

2. Дисфорическая. Характеризуется постоянным злобно-тоскливым аффектом, склонностью к дисфориям, импульсивным поступкам, негативизму, конфликтности, расторможенности влечений.

Даже при незначительной интеллектуальной недостаточности такие больные неспособны к обучению и труду.

Во время дисфорий они часто проявляют агрессию (обычно по отношению к близким, осуществляющим за ними уход, при этом агрессия может быть очень жестокой и изощренной) и аутоагрессию (наносят себе глубокие порезы, прижигают кожу сигаретой, вырывают волосы и пр.).

3. Астеническая. Характеризуется нестойкостью волевых процессов, быстрой истощаемостью, утомляемостью, медлительностью, нарушениями внимания, затруднениями в усвоении и использовании практических навыков.

4. Атоническая. Характеризуется практически полным отсутствием способности к психическому напряжению и целенаправленной деятельности. Больные или полностью бездеятельны или находятся в состоянии хаотической двигательной расторможенности.

Далее рассмотрим дифференциальную психолого-педагогическую диагностику умственной отсталости.

Источник: https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-po-teme-klassifikaciya-umstvennoy-otstalosti-3284584.html

Олигофрения – это умственная отсталость разной степени

11. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости.

› Заболевания › Олигофрения

Олигофрения или умственная отсталость – это проблема психического дефекта, при которой отмечается слабоумие вследствие церебральных патологических изменений.

Определить распространенность олигофрении непросто. Связанно это с разными методами диагностики, которые отличаются между собой. В медицине понятие «олигофрении» определяют как врожденную болезнь (передающуюся по наследству) или как приобретенную патологию снижения интеллекта у детей до 3-х летнего возраста.

Причин, в результате которых возникает олигофрения, много. Для их выявления врач проводит всестороннее обследование, подбирается индивидуальная терапия, реабилитация и адаптация.

Причины олигофрении

Среди всех, имеющихся причин олигофрении, выделяют ряд главных факторов, которые чаще всего провоцируют развитие патологии:

  • Врожденное слабоумие, которое характеризуется внутриутробным поражением плода.
  • Олигофрения, вызвана генетической патологией (может проявляться после рождения ребенка).
  • Приобретенная умственная отсталость, связанная с недоношенностью малыша.
  • Умственная отсталость биологического характера (часто проявляется после травм головы, перенесенных инфекционных патологий, тяжелых родов, педагогической запущенности).

Иногда причину болезни определить не удается.

  • Недоношенность малышей – причина олигофрении, при которой наблюдается недоразвитость всех органов и систем организма. Обычно дети, которые были рождены раньше срока, при развитии болезни, не могут в достаточной мере приспособиться к самостоятельному существованию.
  • Травмы головы, асфиксии и родовые травмы при осложненных родах могут стать причиной болезни.
  • Педагогическая запущенность – фактор, при котором часто диагностируется умственная отсталость у деток, чьи родители наркоманы или алкоголики.

Симптомы олигофрении

Главные признаки патологии – полное поражение функций человека, при которых наблюдается снижение интеллекта, нарушение речи, памяти, появление изменений в эмоциях.

Человек при этом не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не воспринимает адекватно происходящее, не в состоянии переработать информацию, полученную из источников.

Кроме этого, часто у взрослых наблюдаются нарушения в работе двигательного аппарата.

Проявления умственной неразвитости определяются, прежде всего, нарушением памяти и речи у ребенка или взрослого. При этом страдает образное мышление, человек не в состоянии абстрагироваться.

Умеренная умственная отсталость характеризуются менее выраженными симптомами. Человек при легкой форме олигофрении не способен самостоятельно принимать решения, анализировать происходящее, выходить за рамки текущей ситуации, также наблюдается снижение концентрации внимания. Такому пациенту трудно сидеть на одном месте или выполнять одно и то же задание слишком долго.

Ребенок, при легкой стадии олигофрении избирательно запоминает имена, цифры, названия. При разговоре можно заметить, что речь упрощенная, словарный запас мал.

Олигофрения в тяжелой форме характеризуется существенным нарушением памяти и внимания ребенка. Такому малышу трудно читать, иногда способность к чтению полностью отсутствует.

Лечить деток при тяжелых формах олигофрении гораздо сложнее. Если ребенок не умеет читать, потребуется много времени (несколько лет), чтобы научить малыша распознавать буквы.

Но даже это не сможет гарантировать возможность ребенку понимать прочитанное.

Классификация олигофрении

Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.

Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:

  • по степени выраженности;
  • по М. С. Певзнер;
  • альтернативная классификация.

Принято определять следующие виды олигофрении:

  1. Семейные формы олигофрении.
  2. Дифференцированные формы болезни.
  3. Наследственная форма.
  4. Клинические формы.
  5. Астетические формы.
  6. Атипичные формы.

Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:

  1. Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
  2. Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
  3. Фенилпировиноградная олигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
  4. Патология Лангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
  5. Пилвиаднная олигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
  6. Рубеолярнаяэмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
  7. Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
  8. Резидуальная олигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.

Диагностика патологии

Диагноз «олигофрения» врач устанавливает на основании всех бытовых навыков, а также психологического состояния больного. При этом изучается история болезни, оценивается уровень его социальной адаптации, изучается тест на уровень IQ. Также может быть показано проведение МРТ, ЭЭГ, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз.

Правильная и всеобщая диагностика олигофрении необходима для того, чтобы исключить аутизм у ребенка раннего возраста. Так как эта патология также может сочетаться с умственной отсталостью. Лечение аутизма отличается, поэтому крайне важно поставить точный диагноз.

В обследовании олигофрении выделяют:

  1. Умственную отсталость, при которой развитие пациента нарушается, ухудшаются интеллектуальные, когнитивные, моторные и речевые возможности.
  2. Олигофрения, которая возникла в сочетании с другими патологическими нарушениями ЦНС, при соматических расстройствах.
  3. Слабоумие, которое возникло в результате неблагоприятных социальных условий.
  4. Изменение IQ.
  5. Диагностика степени выраженности поведенческих нарушений, в особенности, если нет никаких сопутствующих факторов.

Вышеописанные критерии диагностики включены в систему МКБ-10, по которой определяют степень олигофрении.

Стадии умственной отсталости

Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:

  1. Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
  2. Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
  3. Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
  4. Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.

Идиотия

Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.

Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.

Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:

  • структурные повреждения мозга в грубых формах;
  • многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
  • частые приступы эпилепсии;
  • пороки строения внутренних органов и систем.

Имбецильность

Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.

Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:

  • легкую степень;
  • среднюю степень;
  • и тяжелую степень проявления патологии.

При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:

  1. Они сильно внушаемые люди.
  2. Имбецилы довольно неряшливы.
  3. Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
  4. Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
  5. Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.

Дебильность

Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:

  • легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
  • умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
  • тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).

Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:

  1. У них нарушено абстрактное мышление.
  2. Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
  3. Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
  4. Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
  5. Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.

Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.

Лечение умственной отсталости

Терапия пациентов с олигофренией сложная. Универсального метода, позволяющего проводить лечение для всех пациентов с умственной отсталостью, нет. Однако общее состояние таких больных может быть улучшено с помощью медикаментозного лечения или народных средств.

Как правило, терапия болезни включает в себя:

  1. Фармакотерапию транквилизаторами, нейролептиками, ноотропами, витаминными комплексами, аминокислотами.
  2. Корректирующие упражнения для деток, страдающих слабоумием. При этом упражнения проводятся в присутствии доктора, логопеда, психолога.
  3. Занятия с целью реабилитации пациентов.
  4. Адаптивную физкультуру, при которой комплекс упражнений будет подобран врачом в индивидуальном порядке.
  5. Народную медицину с использованием различных целебных отваров из трав, цветов. Благодаря таким методам удается уменьшить психоз, снять головную боль.

Слабоумие у детей

У детей олигофренов наблюдается стойкое недоразвитие психики. Такие малыши развиваются, но крайне тяжело и долго. Зачастую такие задержки вызывают сильные отклонения. У малышей, речь которых уже сформировалась, олигофрения практически никогда не развивается. Чего нельзя сказать о деменции.

Основными признаками слабоумия у детей является отсутствие у них желания играть. Такие малыши отстают в сенсорном развитии и произвольном внимании. Им трудно сконцентрироваться на чем-то конкретном, речь развита плохо. В старшем возрасте, при посещении школы, отмечается безынициативность и несамостоятельность.

Формирование умственно отсталого ребенка характеризуется:

  1. Нарушением интеллектуальных способностей.
  2. Нарушением мышления у детей.
  3. Наблюдением системного недоразвития речи у малышей.
  4. Нарушением и отсутствием желания получить навык счета.

Как распознать умственную отсталость у ребенка до 1 года

Олигофрения у детей до года диагностируется врачами. При этом обращают внимание на косвенные проявления болезни:

  1. Эпикант глаз, наличие только 1 борозды на ладони при синдроме Дауна;
  2. Пороки сердца, характерные складки шеи.
  3. Психическая заторможенность и неадекватная реакция на кормление, резкая смена настроения малыша.
  4. Малыш старше 4 месяцев не следит за предметами, которые показывают ему в движении.
  5. Спонтанное появление или сохранность разных врожденных рефлексов.
  6. Частые судороги.
  7. Малыш не пытается ползать, садиться, не «гулит».

Для постановки точно диагноза проводятся дополнительные обследования и консультации:

  • невролога, педиатра;
  • неонатолога;
  • генетические исследования;
  • консультация детского инфекциониста;
  • гематолога.

Как распознать умственную отсталость у детей старше 1 года

У деток после первого года жизни определить наличие болезни легче.

  1. Речевое развитие и коммуникативные способности малыша нарушены. Речь у такого ребенка скудная, обучение письма и чтения затруднено.
  2. Ребенок часто агрессивный, иногда неадекватный.
  3. Малыш усваивает новую информацию с трудом.

Благодаря таким наблюдениям можно говорить об умственной отсталости у ребенка. При этом врач определяет форму олигофрении и назначает соответственное лечение.

Олигофрения и деменция

Деменция является приобретенной формой слабоумия, при которой отмечается снижение интеллектуальных способностей от нормального уровня, что должно соответствовать возрасту человека. Как правило, деменцией страдают люди преклонного возраста, поэтому болезнь в народе называют «старческим маразмом».

Олигофрения – патология физически взрослого человека, у которого уровень развития остановился еще в детстве. При этом олигофрения – форма слабоумия, которую обратить нельзя. Болезнь развивается с ранних лет или с первых дней жизни.

Как первая, так и вторая формы слабоумия передаются по наследству.

Прогноз и образ жизни

Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз.

Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции.

Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.

При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий.

Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт.

Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.

Родителям рекомендуется:

  1. Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
  2. Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
  3. Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
  4. Обучать ребенка самостоятельности.
  5. Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.

Полезная литература

Лечение и социальная реабилитация пациентов, страдающих олигофренией невозможна без полезной литературы. К такой относят:

  1. Публикации Рубинштейна С. Я «Психология умственно отсталого школьника» Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология».
  2. Издание Петрова В. Г. «Психология умственно отсталых школьников».
  3. Издание Исаева Д. Н. «Умственная отсталость у детей и подростков».

Существуют и другие не менее интересные книги и публикации ученных и докторов наук. Однако, именно на эти стоит обратить свое внимание, изучая вопрос о лечении и реабилитации детей, страдающих олигофренией.

Профилактика

Профилактика олигофрении основана, прежде всего, на планировании беременности и на серьезном подходе к здоровью своего будущего ребенка.

Врачи рекомендуют всем, кто планирует забеременеть, обратиться за консультацией в медицинский центр, где будущие родители смогут пройти полное обследование на исключение невыявленных патологий своего организма.

Благодаря современным методам диагностики удается диагностировать и вылечить множество болезней, которые могут изменить ход беременности, и повлиять на развитие будущего ребенка.

Кроме планирования беременности, необходимо соблюдать все рекомендации специалиста в период вынашивания ребенка.

Подробно об олигофрении (умственной отсталости), о причинах, лечении и адаптации в социуме Ссылка на основную публикацию

Источник: https://MozgPortal.ru/zabolevaniya/oligofreniya/oligofreniya.html

1.1.2 Классификация олигофрении

11. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости.

Внашей стране наиболее распространенаклассификация олигофрении, разработаннаяГ.Е. Сухаревой (1965, 1969). В ее основу положеныкритерии времени поражения и особенностейпатогенного воздействия. В зависимостиот времени воздействия этиологическогофактора все формы олигофрении Г.Е.Сухарева делит на 3 группы:

1)олигофрения эндогенной природы,обусловленная поражением генеративныхклеток родителей;

2)эмбрио- и фетопатии;

3)олигофрения, возникающая в связи сразличными вредностями, действующимиво время родов и в раннем детстве.

Внутрикаждой из названных форм Г. Е. Сухаревапроводила дифференциацию в зависимостиот особенностей клинической картины,включая степень глубины интеллектуальногодефекта.

Рядавторов [Мнухин С.С., 1961; Певзнер М.С.,1966; Исаев Д.Н., 1976 и др.], стремясь установитьзависимость между синдромами умственнойотсталости и недоразвитием определенныхструктур мозга, в основу построениясвоих классификаций положили принципкорреляции клинических и патофизиологическихданных. М.С. Певзнер (1966), например,выделяет 5 клинических форм олигофрении:

1)неосложненную форму без выраженныхнарушений эмоционально-волевой сферыи без грубых выпадений функцийанализаторов;

2)осложненную гидроцефалией;

3)сочетающуюся с локальными нарушениямислуха и речи, пространственного синтеза,двигательных систем;

4)с недоразвитием переднелобных отделовголовного мозга;

5)сочетающуюся с поражением подкорковыхструктур мозга.

С.С. Мнухин (1961) в зависимости от состоянияфизиологического тонуса выделяет:

1)астеническую;

2)стеническую;

3)атоническую формы олигофрении.

Д.Н.Исаев (1982) к этим основным формам добавляетдисфорическую форму психическогонедоразвития.

Дальнейшая дифференциацияформ этими авторами строится на основедополнительного психопатологическогоделения: астеническая форма подразделяетсяна дислексический, диспраксический,дисмнестический, основной и брадипсихическийварианты; атоническая форма включаетаспонтанно-апатический, акатизическийи мориоподобный варианты; стеническаяи дисфорическая формы олигофренииподразделяются на «уравновешенный» и«неуравновешенный» варианты.

1.1.3 Степени умственной отсталости

ВМКБ-10 умственная отсталость в главе,касающейся психических и поведенческихрасстройств, составляет отдельнуюрубрику: F7 «Умственная отсталость» сподразделением по тяжести на легкую(F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую(F73), другую (F78), (F79).

При этом предусмотреновведение четвертого знака, обозначающеготяжесть поведенческих расстройств:минимальные поведенческие нарушения(0), значительные (1), другие (8), не уточнены(9).

Если известна этиология умственнойотсталости, то используют дополнительныйкод, обозначающий соответствующеезаболевание, например Е72 + FOO (врожденнаянедостаточность йода).

Понятием «другаяумственная отсталость» (F78) обозначаютсостояния психического недоразвития,осложненные слепотой, глухотой, немотойи тяжелой соматической инвалидизацией,когда определение глубины интеллектуальногодефекта затруднено или невозможно.

Постепени тяжести выделяют четыре формыумственной отсталости.

Легкаяумственная отсталость (дебильность)

Легкаяумственная отсталость — наименьшаястепень психического недоразвития,наиболее ее распространенная форма,она составляет 75-89% от всей популяцииумственно отсталых. Предполагается,что подавляющее количество заболеванийявляется эндогенными или семейными посвоему происхождению.

В части случаевнаследственное предрасположениепровоцируется негрубыми экзогеннымивредностями. Легко умственно отсталыедети, обладающие удовлетворительнымвниманием и памятью, способны к обучениюпо программе коррекционной школы,основанной на конкретно-наглядныхметодах обучения.

Они осваиваютпрофессиональные навыки низкойквалификации и при определенных условияхсамостоятельно трудятся на обычномпроизводстве. Диапазон интеллектуальнойнедостаточности у легко умственноотсталых детей составляет в показателяхIQ 50—69.

Распознавание легкой умственнойотсталости облегчается использованиемсовременных международных классификаций:Международной классификации болезней(МКБ-10,1992), Руководства АмериканскойПсихиатрической Ассоциации по диагностикеи статистике психических расстройств(DSM-IV, 1994).

Структурапсихических нарушений легкой умственнойотсталости складывается из особенностейнедоразвития практически всех психическихпроявлений.

Умереннаяумственная отсталость (легкаяимбецильность)

Умереннаяумственная отсталость — средняя степеньпсихического недоразвития — составляетнесколько более 10% от всего числавыявляемых в населении умственноотсталых. Ее этиологией могут быть какнаследственные дефекты, так последствияперенесенных органических поврежденийголовного мозга.

Она характеризуетсяглавным образом несформированнымипознавательными процессами (конкретным,непоследовательным, тугоподвижныммышлением) и, как правило, неспособностьюобразовывать отвлеченные понятия.

Интеллектуальный коэффициент умеренноумственно отсталых лиц находится впределах 35—49 или 54.

Тяжелаяумственная отсталость (выраженнаяимбецильность)

Внаселении выявляется 3—4 тяжело умственноотсталых на 1000 человек, что составляетпримерно 4% от всех умственно отсталыхлюдей. По клинической картине, наличиюгрубых органических факторов в этиологии,сопутствующим неврологическим исоматическим расстройствам тяжелаяумственная отсталость во многом сходнас умеренной умственной отсталостью.

Убольшинства больных наблюдаютсявыраженные двигательные нарушения илидругие сопутствующие дефекты, указывающиена наличие резидуально органическогоповреждения или аномального развитияцентральной нервной системы. Коэффициентумственного развития колеблется впределах от 20 до 34.

Тяжелая степеньумственной отсталости выявляется рано,либо до года, либо в первые годы жизни.

Позднее развитие, выраженныеинтеллектуальные нарушения и грубыерасстройства всех сторон психики:моторики, сенсорной сферы, внимания,памяти, речи, мышления и высших эмоций— общие черты этой степени умственнойотсталости.

Глубокаяумственная отсталость (идиотия)

Глубокаяумственная отсталость встречается в1% случаев от всех наблюдающихся умственноотсталых лиц. В большинстве случаев вее происхождении устанавливаетсяорганическая этиология. Обычно этопоследствия тяжелой патологиибеременности, родов, мозговых инфекций,или тяжелых черепно-мозговых травм впервые три года жизни.

Причиной глубокойумственной отсталости могут быть такженаследственные заболевания, сочетающиесяс поражением ЦНС. Психологическаядиагностика этих детей невозможна, ихкоэффициент умственного развитияориентировочно оценивается ниже, чем20. Это означает, что глубоко умственноотсталые субъекты весьма ограничены вспособностях к пониманию или выполнениютребований или инструкций.

Их психика— на низких ступенях развития. У них неразвиты даже предпосылки интеллекта:внимание, восприятие, память. В связи сэтим отсутствует способность кэлементарным процессам мышления.Большинство таких больных неподвижныили резко ограничены в движениях,страдают недержанием мочи и кала. С нимивозможны лишь самые рудиментарные формыневербальной коммуникации.

Они неспособны или малоспособны, заботитьсяо своих основных потребностях, и нуждаютсяв постоянной помощи и надзоре.

Источник: https://studfile.net/preview/4540195/page:3/

б,1в. Умственная отсталость – понятие, этиология, систематика

11. Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости.

Л. В. Занков, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Э. Крепелин, Г.Е. Сухарева, Г.И. Россолимо

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое к норме нарушение психического, в первую очередь интеллектуального развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга.

Существенные признаки умственной отсталости:

1. Органическая обусловленность нарушения психического развития

2. Стойкость нарушений и необратимость их к норме

3. Нарушена преимущественно познавательная деятельность.

Ведущим расстройством в клинико-психологической картине умственной отсталости является выраженная недостаточность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способностью к мышлению – процессам обобщения и абстрагирования, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания, речи.

Умственная отсталость имеет различную этиологию. Она может быть обусловлена генетическими поражениями нервной системы, в/у патогенными влияниями, травмой, асфиксий во время родов, воздействием на мозг ребенка инфекций, интоксикаций, травм и других вредоносных факторов в раннем периоде постнатального развития.

На основании МКБ-10 (с 90-х гг) выделяют 4 степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

https://www.youtube.com/watch?v=MVxjw1xARII

Степень умственной отсталости определяется в соответствии с коэффициентом интеллекта (IQ).

При легкой степени IQ = 70;

При умеренной IQ = от 70 до 50;

При тяжелой – от 50 до 25;

При глубокой – от 25 до 0.

Формы умственной отсталости:

1.Олигофрения(Термин предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин.)

2.Деменция

1) Олигофрения – объединяет группу болезненных состояний, клиническую картину которых характеризуют следующие основные проявления.

1. Явление необратимого общего психического недоразвития;

2. Преобладание в структуре интеллектуального дефекта;

3. Отсутствие прогредиентности.

Для олигофрении характерно:

Тотальность – недоразвитие всех психических функций, начиная от низших (моторики, элементарные эмоции) и кончая высшими психическими функциями, обеспечивающими познавательные процессы.

Иерархичность – выражается в том, что при отсутствии внимания, памяти, речи, моторики, эмоциональной сферы всегда выражено меньше, чем недоразвитие мышления.

Степени умственного недоразвития при олигофрении:

Дебильность – это наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Дети с олигофренией в степени дебильности составляют основной контингент учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

При правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность.

Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своем жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.

Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность.

Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного повторения одних и тех же заученных приемов.

При отсутствии осложненности олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью легкой и средней степени, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т.д.).

При тяжелой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении. Деятельность по существу отсутствует. Нет навыков самообслуживания.

Поведение ограничено либо действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, либо элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешний раздражитель.

Предоставленные себе, одни больные лежат или сидят, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер:

Неосложненная форма олигофрении характеризуется уравновешенностью нервных процессов, отсутствием грубых поражений в пределах того или иного коркового анализатора, психомоторной расторможенности, церебральной астении, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Работоспособность, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, личностные особенности коррелируют со степенью интеллектуального недоразвития.

При олигофрении, осложненной нейродинамическими расстройствами, интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости) либо заторможенности (тормозимости).

Осложненность нейродинамическими расстройствами может наблюдаться при олигофрении различной этиологии.

Наиболее часто она отмечается при олигофрении, связанной с родовой травмой и асфиксией, цепочкой перенесенных в раннем детстве тяжелых инфекций.

При олигофрении, осложненной психопатоподобными расстройствами, наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расторможенности .

При олигофрении, осложненной тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга, познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности.

У одних детей наблюдается вялость, пассивность, двигательная заторможенность, автоматическая подчиняемость.

Другим свойственны импульсивность, расторможенность, суетливость, эйфорических фон настроения, постоянная отвлекаемость на любые раздражители и побочные ассоциации.

При олигофрении, осложненной нарушениями в системе отдельных анализаторов, наряду с общим недоразвитием мозга отмечаются выраженные очаговые поражения. В этих случаях слабоумие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

2) Деменция – определяется как стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, уплощение эмоций.

– В отличие от олигофрении деменция возникает на более поздних этапах онтогенетического развития (после 2-3 лет) в период относительной зрелости корковых систем головного мозга, поэтому в морфологической и клинической картине поражения нервной системы доминируют явления повреждения.

– В отличие от олигофрении наблюдается парциальность нарушений психических функций. (при олигофрении – тотальность нарушений).

– Деменция носит прогредиентный характер.

Органическая деменция.

Ее причинами являются инфекционные, травматические, интоксикационные поражения головного мозга, дегенеративные заболевания центральной нервной системы, нарушения обменных процессов.

Органическая деменция чаще возникает при поражении мозга в возрасте после 1,5-2 лет, когда значительная часть мозговых структур уже является достаточно сформированной, поэтому патогенный агент действует как фактор, не только препятствующий их дальнейшему формированию, но и повреждающий данную структуру и связанные с ней функции.

По динамике слабоумия различают резидуальную органическую и прогрессирующую деменцию.

Резидуальная органическая деменция обусловлена остаточными явлениями перенесенных органических поражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.

Прогрессирующая деменция связана с текущими органическими процессами в головном мозге (воспалительными, дегенеративными, атрофическими, дефектами обмена). Для органической деменции характерна парциальность интеллектуальных расстройств.

В зависимости от преимущественной локализации повреждения одни из интеллектуальных функций могут быть нарушены значительно, другие – оставаться относительно сохранными.

Одно из центральных расстройств при органической деменции – изменения личности, нарушения критичности.

Эпилептическая деменция (эпилептическое слабоумие) – наблюдается при эпилептической болезни – органическое заболевание мозга приобретенного, а чаще врожденного генетически обусловленного характера. Характерна триада симптомов: эпилептические припадки; специфические особенности мышления; специфические особенности ЭВС.

Шизофреническая деменция – представляет собой прогрессирующее психическое заболевание, этиология и патогенез которого до настоящего времени являются предметом разнообразных исследований. Генетические данные указывают на значительную роль наследственного фактора.

В клинико-психологической структуре шизофрении различают основные (негативные) и дополнительные (продуктивные) симптомы.

К негативным симптомам, отражающим деструктивную сущность болезненного процесса, относят:

аутизм – ослабление связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость, отсутствие потребности в контактах с окружающими, предпочтение мира фантазий, аутистических игр и интересов;

эмоциональные изменения – неадекватность эмоциональных реакций, ослабление эмоциональных связей с близкими, снижение живости и яркости эмоций и переживаний, постепенное эмоциональное оскуднение, утрата единства личности;

нарушения мышления – сначала в виде его вычурности, парадоксальности, символичности, склонности к резонерству с последующей тенденцией к ослаблению суждений, интеллектуальной непродуктивности.

2 блок 8 вопрос Психологическая диагностика личностных особенностей.

Характеризуя человека в жизни, мы часто употребляем слово «личность». Личность — это психологическое понятие, с помощью которого ученые определяют наиболее важные и устойчивые психологические черты человека, помогающие нам лучше понять его поступки.

Личность — это то, что определяет индивидуальность человека. Это доминирующие черты характера, преобладающие мотивы поведения, то, что человек приобретает при жизни в результате обучения и воспитания. Это и привычки человека, и его отношение к себе, к людям, и его чувства, и те социальные роли, которые он берет на себя в жизни.

Таким образом, личность с психологической точки зрения включает очень многое в человеке, практически все, за исключением познавательных процессов: ощущений, внимания, воображения, памяти, мышления и речи — да и это некоторые психологи включают в понятие личности.

Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых индивидуальных психологических качеств человека.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способностипонимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характерсодержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки убеждения и отношения людей.

Тесты личности (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на :

– проективные тесты,

– личностные опросники и

– тесты деятельности (ситуационные тесты).

Типологические опросники – метод, разработанный на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт или факторов.

– “Миннесотский многоаспектный личностный опросник” (MMPI). Состоит из 550 утверждений от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с окружающими. Испытуемый в каждом случае решает, верно или неверно данное утверждение его характеризует, Оценка результатов проводится по 10 основным и трем оценочным шкалам.

– Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Опросник включает 25 таблиц-наборов («Самочувствие», «Настроение» и т.д.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов.

– Опросник Шмишека. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются 10 типов акцентуации личности: Демонстративный, Педантичный, застревающий, возбудимый, Гипертимический, Дистимический, тревожно-боязливый, Циклотимический, Аффективно-экзальтированный, Эмотивный.

– Просник Леонгарда. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Время ответов не ограничивается.

Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт (качеств) личности. В этом случае непосредственно наблюдаемые черты личности выступают как исходный материал для построения опросников.

Такой подход требует группировки личностных признаков, а диагностика осуществляется по степени выраженности черт (качеств) личности. Примером опросника черт личности является 16-факторный личностный опросник Р.

Кэттелла (16 ФЛО).

– Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый.

Контрольное время испытания 25-30 минут. Опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов.

В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_211120_klassifikatsiya-nalogov.html

Medic-studio
Добавить комментарий