11. Составление карты семьи как базовая диагностическая процедура

Карта первичного приема семьи

11. Составление карты семьи как базовая диагностическая процедура

Карта приема

Имя и отчество клиента

Год рождения

Пол

Образование

Профессия

Должность

Семейное положение (женат (замужем), холост (незамужем), разведен (а), вдов (вдовая))

Состав семьи (жена, муж, дети и совместно проживающие родственники)

Источник информации о консультации

Дата первичного приема

Ф. И. О. консультанта, проводившего первичный прием

Краткое содержание жалобы клиента (что и когда случилось, с кем)

Наличие стенограммы или магнитофонной записи (да, нет)

Общее впечатление о клиенте

Анализ жалобы

Явный уровень

Скрытый уровень (заполняется в том случае, если скрытый уровень выражен)

Субъектный локус жалобы (на кого жалуется клиент)

Объектный локус жалобы (на что жалуется)

Проблема (суть затруднения клиента: “хочу то-то, но не могу” и т. п.)

Самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений)

Запрос (какой помощи ждет: “научите”, “посоветуйте”, “повлияйте”)

Анализ подтекста

Эмоционально-ценностное отношение к лицу, фигурирующему в субъектном локусе жалобы, произвольное, в терминах консультанта

Отношение к консультации и консультанту

Характер консультации (нужное подчеркнуть): а) общая эмоциональная поддержка; б) поддержка принятого решения; в) анализ и обсуждение жизненной ситуации и жизненной альтернативы; г) информирование – направление в другие учреждения (не психиатрические); д) мотивирование, на поиск психиатрической помощи; е) информация о супружеских отношениях; ж) информация о сексуальных отношениях; з) информация о возрастных особенностях детей; и) рекомендации в области семейных отношений: (и') отношений с детьми, (и'') сексуальных отношений, (и''') личных проблем; к) прочие рекомендации; л) прочие формы (указать)

6. Основные теоретические направления семейного консультирования.

Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства Семья в психологической консультации.

Опыт и проблемы психологического консультирования Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга.

Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Психоаналитический подход. В центре внимания детско-родительские отношения, определяющие развитие личности и успешность ее семейной жизни в будущем. Единица анализа — личность в ее отношениях с партнером, основными паттернами этих отношений выступают эдипов комплекс и комплекс Электры.

Предполагается, что в брачно-супружеских отношениях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей отношений с собственными родителями. Кстати, именно это обстоятельство является причиной трансляции семейного опыта и построения семейных событий из одного поколения в последующее.

Достижение личностью автономии и перестройка отношений с семьей по происхождению — главная цель терапевтического процесса. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и подавленного.

Симптомы трудностей супружеских отношений рассматриваются как «маркер» прошлых неразрешенных конфликтов и подавленных влечений в отношениях с родителями.

В психоанализе симптомы выступают как основа для выявления причин, большое значение придается прослеживанию клиентом механизма симптомообразования и осознания причин переживаемых трудностей, прокладыванию мостов между прошлыми конфликтами и проблемами семейных отношений сегодняшнего дня.

Бихевиоральный подход. Подчеркивается важность баланса взаимного обмена (отдать и получить). Единицей анализа здесь выступает, личность в отношениях и взаимодействиях с членами семьи. Акцент переносится на умение разрешать проблемные ситуации и формирование специальной исполнительской компетентности (навыков коммуникации и разрешения проблемных ситуаций).

Генетико-исторический аспект возникновения проблемы в рамках поведенческого консультирования оказывается незначимым. В центре внимания здесь не глубинные причины, а ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают помехой и препятствием на пути решения проблемных ситуаций. В рамках поведенческой психотерапии можно говорить о теории социального научения (А.

Бандура) и теории оперантного обусловливания (Б.Ф. Скиннер). Соответственно, основными механизмами формирования неправильного поведения, приводящего к семейным проблемам, признаны неадекватные социальные модели поведения в семье, неэффективные контроль и подкрепления.

Если принять во внимание подобное объяснение возникновения проблем и трудностей в семье, становится понятна ориентированность работы семейных поведенческих психотерапевтов на детско-родительские отношения. Широкое распространение в рамках поведенческого подхода получили разнообразные формы тренинговой работы с родителями.

Работа с супругами строится в рамках теории социального обмена, согласно которой каждый индивид стремится к получению максимального вознаграждения при минимальных затратах. Особенностью поведенческой работы с семьей является предпочтение диадического взаимодействия как единицы психологического анализа и воздействия.

Выбор диады (для сравнения — в системной семейной психотерапии работа осуществляется с триадой, включающей супругов-родителей и ребенка) обоснован верховенством принципа социального обмена в анализе закономерностей семейного функционирования.

Феноменологический подход. В качестве единицы анализа рассматривается личность в семейной системе. Основной принцип «здесь-и-теперь» требует сосредоточения на происходящих в настоящий момент событиях семьи с целью достижения высокого уровня их прочувствования и переживания.

Реальность общения и взаимодействия как системы вербальных и невербальных эмоционально нагруженных коммуникативных актов составляет предмет психологического анализа и психотерапевтического воздействия (В. Сатир, Т. Гордон).

Выявление содержания, правил построения, воздействия коммуникации на жизнь семьи в целом и на каждого из ее членов составляет содержание работы с семьей.

Формирование коммуникативной компетентности, навыков открытого эффективного общения, повышение сенситивности к своим чувствам и состояниям и чувствам партнера, амплификация переживания настоящего составляют главные задачи семейной психотерапии в рамках данного подхода.

Семейная психотерапия, основанная на опыте (К. Витакер, В. Сатир), делает акцент на личностном росте, достижении автономии, свободе выбора и ответственности как цели психотерапии.

Дисфункция семьи производна от нарушений личностного роста ее членов и сама по себе не должна быть мишенью воздействия.

Причины возникновения трудностей в коммуникации оказываются незначимыми, работа концентрируется на пересмотре убеждений и ожиданий, стимулировании их изменений.

Системный подход. Семья рассматривается как целостная система, в качестве основных ее характеристик выделяется структура семьи, распределение ролей, главенства и власти, границы семьи, правила коммуникации и повторяющиеся ее паттерны как причины семейных трудностей, которые прежде всего усматриваются в дисфунциональности семьи и разрешаются в реорганизации семейной системы.

Структурная семейная психотерапия (С. Минухин) как одно из наиболее авторитетных направлений в семейной психотерапии основывается на принципах системного подхода. Семья выступает как система, стремящаяся к сохранению (закон гомеостаза) и развитию отношений.

В своей истории семья последовательно и закономерно проходит через ряд кризисов (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, окончание школы и самоопределение, сепарация от родителей и уход и пр.). Каждый из кризисов требует реорганизации и перестройки семейной системы.

Семья рассматривается как базисная система, включающая три подсистемы: супружескую, родительскую и сиблинговую. Границы системы и каждой из подсистем представляют собой правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы могут быть чересчур ригидными или гибкими, что, соответственно, влияет на проницаемость систем.

Излишняя гибкость приводит к диффузии границ, т.е. к нечеткости паттернов взаимодействия, и делает семейную систему или подсистему уязвимой для вмешательства извне. Вмешивающееся из-за размытости семейных границ поведение приводит к утрате членами семьи автономии и способности самостоятельно решать свои проблемы.

Напротив, чрезмерно ригидные границы затрудняют контакты семьи с внешним миром, делают ее изолированной, разобщенной, с ограниченными возможностями контактов и взаимной поддержки.

Стратегическая семейная психотерапия (Д. Хейли) представляет собой интеграцию проблемно-ориентированной терапии с теорией коммуникаций и теорией систем.' Единицей анализа здесь выступает семья как целостная система, стремящаяся к сохранению гомеостаза и паттернов взаимодействия.

Акцент переносится на настоящее, работает принцип «здесь-и-теперь», поскольку дисфункция системы поддерживается текущими интеракциями. Выявление причин не является задачей терапии, поскольку существование проблем поддерживается текущими процессами взаимодействия, которые должны быть изменены.

Симптом — метафорическое выражение проблемы и обозначение определенного стереотипа поведенческих реакций, который по соглашению между членами семьи выполняет определенную функцию в межличностном взаимодействии, — представляет собой одну из форм контроля поведения членов семьи.

Роль терапевта активна, в процессе работы он предлагает членам семьи директивы или задания двух видов — позитивные, если сопротивление семьи изменениям невелико, и парадоксальные, поощряющие симптоматическое, т.е. неадекватное, поведение членов семьи, если сопротивление велико и выполнение негативных заданий, скорее всего, будет блокировано.

Широкое использование метафор в работе с семьей способствует установлению аналогии между событиями и действиями, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Метафорическое осмысление семейной ситуации позволяет выделить и увидеть сущностные характеристики семейного процесса.

Трансгенерационный подход. Направлен на интеграцию идей психоанализа и теории систем. Единицей анализа выступает целостная семья, в которой отношения между супругами строятся в соответствии с семейными традициями родительской семьи и усвоенными в детстве моделями взаимодействия.

Выбор партнера и построение отношений между супругами и родителей с детьми основывается там на механизме проекции чувств и ожиданий, сформировавшихся в прежних объектных отношениях с родителями, и попытке «подогнать» актуальные отношения в семье к интернализованным ранее моделям семейного поведения (Д. Фрамо).

Принцип историзма в рамках трансгенерационного подхода является ключевым. Так, в качестве семейной системы рассматривается межпоколенная семья (М. Боуэн), а трудности семейного функционирования связываются с низким уровнем дифференциации и автономизации личности от семьи по рождению.

Прошлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую семейную динамику. Процессы дифференциации личности, триангуляции как формирования треугольника отношений и семейного проективного процесса, согласно теории Боуэна, определяют возникновение проблем семьи и открывают пути для их разрешения.

Интерпретация и анализ переноса как ключевые техники трансгенерационного подхода свидетельствуют о том, что фокусирование на причинах трудностей семейной жизнедеятельности является важным его принципом.



Источник: https://infopedia.su/11x4b36.html

После того, как психотерапевт установил доверительные отношения с клиентом, он пытается подвинуть его к осознанию своих внутренних ресурсов и дезадаптивных поведенческих паттернов. Эта стадия называется стадией стимулирования сознания.

При этом используются приёмы, одним из которых является “Карта семьи”.Эти методы позволяют привлечь внимание человека к процессам, которые заставляют страдать и приводят к внутренней рассогласованности.

Обычно составляется хронология семейной жизни, охватывающая три поколения. Эта хронология включает в себя следующую информацию:

  • даты рождения и смерти всех членов семьи, а также имели ли место случаи выкидышей и абортов,
  • социально-психологическую атмосферу, в которой прошло детство родителей, бабушек и дедушек,
  • все события, оказавшие влияние на жизнь семьи: вступление в брак, развод, переезды, природные катаклизмы, войны, так или иначе изменившие ход событий, и другие чрезвычайные происшествия,
  • степень зависимости членов семьи друг от друга,
  • имена и краткое описание тех людей, которые, не являясь кровными родственниками, оказали влияние на семью.

Составляя такую карту для определённой семьи, психотерапевт сначала задаёт лишь нейтральные, касающиеся основных дат вопросы, чтобы сперва создать непринуждённую обстановку. Постепенно он переходит к вопросам личного характера, подробно расспрашивая о каждом члене семьи, его личностных особенностях и стиле поведения.

Примеры вопросов:

  • Об исторических датах. Вы знаете, где и когда родился ваш дедушка? Представляете ли ты обстановку, в которой прошли его детские годы? Если ваш дедушка скончался, знаете ли ты, как это произошло?
  • О важных событиях. Когда поженились ваши родители? Вы знаете, как они встретились? Что вы знаете о том времени, когда они были женихом и невестой? Остались ли они мужем и женой до сих пор?
  • О личных особенностях. Представьте, что мне нужно поехать в аэропорт, чтобы встретить там вашу маму. Как мне узнать её? Попробуйте описать её личные качества. Какие из них вы считаете положительными, а какие нет?
  • О семейных законах. Что бы ваша мама сказала насчёт денег? Как ведут себя ваши родители при семейном конфликте?
  • О тайнах. Так когда вы родились? Выходит, что ваши родители поженились менее чем за девять месяцев до вашего рождения. Что вы об этом думаете?

Карту семьи обычно оформляют в виде таблицы, в строки которой помещают имена, даты жизни родителей, родных сестёр и братьев, бабушек и дедушек, иных близких родственников клиента. Наряду с этим кратко (лучше тремя прилагательными) даются описания каждого члена семьи, включённого в таблицу.

Вопросы для дальнейшего обсуждения “Карты семьи”:

  • Не ругали ли вас порой за то, что вы видели такое, что было явно не для ваших глаз?
  • Дозволялось ли в вашей семье испытывать такие чувства, как?.. Было ли так, что одни чувства считались приличными, а другие нет?
  • Позволялось ли в вашей семье говорить вслух то, что вы думаете и чувствуете?
  • Позволялось ли просить то, что хочется?
  • Разрешалось ли вам рисковать?
  • Каковы были основные негласные законы вашей семьи?
  • Как вы думаете, какие роли вам приходилось брать на себя в семье?
  • Вы можете сказать, что в вашей семье общались честно и открыто? Или же обманывали друг друга, скрывали правду? Как относились члены вашей семьи друг к другу — уважительно или с пренебрежением?
  • Какой способ поведения был свойственен вашим родителям в трудной, стрессовой ситуации: заискивание, обвинение, рационализация, избегание?
  • С вашей точки зрения, как в семье относились к переменам?
  • Как ваши родители относились к конфликтам, проявлению злобы и невыдержанности?
  • Насколько в вашей семье уделялось внимание своеобразию личности и разносторонним способностям человека?
  • Был ли в вашей семье кто-то главный? Чувствовал ли каждый себя равным другим, независимо от своего пола, возраста или роли в семье?
  • За воспитание каких своих сильных сторон вы можете поблагодарить свою семью?
  • В чём вы бы хотели поступать по-иному, чем принято в вашей семье?
  • “Я выбрасываю твою болезнь!!!”

Фразы, которые надо произносить, — не случайные. Каждое слово — продуманное и проверенное, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из 4 блоков, полезна любому ребёнку, даже самому здоровому и счастливому. Мамин голос становится как бы внутренним голосом ребёнка… Читать дальше

Любая психологическая проблема может использовать кожу, чтобы написать на ней своё послание, разгадав которое, можно исцелиться. И хотя психосоматика использует очень по-разному язык тела (например, боль), на мой взгляд, именно на коже, на самом видном месте мозг размещает что-то срочное не только… Читать дальше
Там, где не может помочь нам наше сознание, нас может выручить бессознательное. Возможно, что некоторые читатели или коллеги относят эту тему к непсихологической сфере, но я вижу её важной и интересной. Я не уверен, что есть точные границы в этом вопросе. На мой взгляд, всё, что касается забот обычного… Читать дальшеПреимущество этого метода состоит в том, что он не содержит в себе никакого насилия над личностью. Предполагается, что переедание приносит определённую выгоду (вторичная выгода) носителю зависимости, и подсознание решает какие-то задачи или проблемы таким образом. При рефрейминге… Читать дальше
“… Впереди я увидела деревянный забор, выкрашенный зеленой краской. Вдоль забора растут цветы — ноготки. В голове пронеслось — цветы из моего детства. Вот и калитка, пройдя через которую я оказалась в другом мире. Передо мной дом из красного кирпича — это один из детских домов нашего города. Я иду… Читать дальшеИгорь был удивлён и злился на себя. В один миг исчезало всё геройство. Он часто сталкивался с растерянностью, когда ему делали замечания. Это могло быть как по работе, так и в личных отношениях. В эти минуты мнение окружающих было весомей собственного.Но когда оставался один, он заготавливал ответы… Читать дальше
Я впервые встретила эту семью в дни празднования Шагаа. И сразу заинтересовалась ими: глава семьи Александр Сандаки, его дети — дочь Наташа, сыновья Володя и Владик — все были в национальной одежде. Как оказалось, все наряды собственного изготовления. Я напросилась в гости. Даже по двери квартиры Сандаков… Читать дальшеНачну с того, что чаще всего с аналогичной проблемой ко мне, как к психологу и сексологу, обращаются мужчины молодого возраста. Им эта тема особенно свойственна, потому как сексуальной опыт невелик, и адаптация к своей сексуальной мужской проблеме тревожной неудачи отсутствует. С одной стороны — это… Читать дальше
  • ВКонтакте
  • От посетителей портала0

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/karta_semi__psihoterapevticheskaya_metodika/

Алгоритм социально-психологической диагностики семьи

11. Составление карты семьи как базовая диагностическая процедура

Шинина Т.В.

Кандидат психологических наук, доцент, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

Алгоритм социально-психологической диагностики семьи

Аннотация

В статье обозначены ключевые проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия.

Представлен анализ структуры семьи с усилением количественных показателей  семейного неблагополучия на современном этапе развития социума. Показаны  этапы социально-психологической диагностики.

Намечены ключевые позиции по проведению диагностической процедуры семьи. Представлены маркеры семейного неблагополучия и технологическая карта исследования семьи.

Ключевые слова: социально-психологический алгоритм, диагностика семьи, маркеры семейного неблагополучия

Shinina T.V.

PhD in Psychology, Associate professor, Institute of Additional Vocational Training of Social Workers

ALGORITHM FOR SOCIO-PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS FAMILY

Abstract

The paper outlines the key issues of early prevention of family trouble. The analysis of family structure with increased quantitative family problems at the present stage of development of society. The stages of socio-psychological diagnosis. Outlined key points for the diagnostic procedure family. Presented markers family problems and routing family research.

Keywords: socio-psychological algorithm, diagnostics family, markers family trouble

С каждым годом растет количество семейного неблагополучия, и причины связаны с увеличением разводов, распадом и нестабильностью в семье, утратой семейных ценностей, возрастанием случаев болезни и смертности одного из супругов. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественной однодетной семье.

На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост внебрачных детей. Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни [И.Ф. Дементьева 2005; М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева, 2005; Г.В. Семья 2010, 2013, Т.И. Шульга 2010, 2012; 2014, Е.И.Холостова 2011, 2013,2014 и др.] [1,4,5,7].

Из представленных данных видно (табл.1), что отмечается устойчивая тенденция увеличения количества семей, которые нуждаются в социально-экономической, психолого-педагогической и эмоциональной устойчивости.

Таблица 1. Численность семей и детей по категориям семей в 2014/2015 гг. [2].

Современная социальная ситуация отражает потребность в разработке единого диагностического маршрута по раннему выявлению семейного неблагополучия. Алгорит социально- психологической диагностики включает в себя:

1 ЭТАП: Поступление запроса к специалисту

2 ЭТАП: Обработка запроса (проведение диагностики)

3 ЭТАП: Определение формы поддержки семьи по выходу из кризисной ситуации (подготовка рекомендаций)

Рисунок 1. «Алгоритм социально-психологической диагностической процедуры семьи»

С поступлением запроса специалистам сигнала от компетентных органов и особенно третьих лиц должна выражаться строго в рамках действующего законодательства, и с соблюдением этических норм.

Обработка запроса. На этапе проведения диагностики происходит изучение личности ребенка и семьи в социуме на основе современных научных методов прикладной и теоретической социологии, психологии, педагогики.

Проведение диагностики семьи осуществляется командой специалистов, что обеспечивает комплексно подойти к решению поставленной задачи, прорабатывая социальную, психологическую и педагогическую сторону проблем.

В процессе изучения психологом социальной сферы (социально-психологической диагностики) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и др.

Специалист устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает использовать собственные ресурсы.

Своеобразие семейной ситуации складывается при сопоставлении некоторых параметров семейной системы, которые включают в себя: семейную структуру; коммуникации между её членами; правила; семейную историю; стадии жизненного цикла, на которой в данный момент находится семья; функции проблемного поведения или симптомы.

Анализируя характер выявляемых проблем в семье, мы выделяем следующие маркеры семейного неблагополучия [3].

  • не исполнение родительских обязанностей (асоциальное поведение родителей, нарушение стилей воспитания, поведенческие нарушения у детей);
  • трудности в обучение ребенка (пропуски занятий, внутришкольные конфликты);
  • нарушение детско-родительских отношений;
  • внутрисемейные конфликты (в том числе жалобы родственников);
  • жестокое обращение (в том числе отказы от детей);
  • психические нарушения;
  • конфликт с законом;
  • множественные проблемы.

Диагностика включается в себя ряд процедур, позволяющих всесторонне подойти к вопросу выявления проблем семьи:

Выход на дом и составление Акта обследования социального окружения ребенка и его семьи – осуществляются с целью получения информации о социально-бытовых условиях проживания семьи, их воздействие на ребенка, отношения в семье, роль родителей в семье.  Использование базового набора методик (во время нахождения в семье или при консультировании в учреждении) таких, как: Диагностическое интервью, «Карта социальных связей», Проективные методики, «Семейный климат».

Психологическое обследование детско-родительских отношений методикой «Анкета семейных взаимоотношений». Данные методики проводятся с целью анализа причин нарушения функционирования семьи, выявляя психологические и педагогические составляющие проблемы.

В случае необходимости специалист для каждой семьи и конкретного случая подбирает дополнительные методики. Отправляет запросы и анализирует информацию, полученную из школ, детских садов и других организаций.

В своей работе психолог социальной сферы может использовать следующую технологическую карту  исследования семьи [6]:

Заключительный этап проведения социально-психологической диагностики – это верно подобранный ключ к решению проблем семьи, т.е. нахождение необходимых форм оказания помощи семье.

Вопрос раннего выявления семейного неблагополучия, представляет уникальность позиции специалистов межведомственных команд в контексте обсуждаемых проблем заключается в том, что все основные позиции психологии семьи важны с точки зрения законов его развития.

Это означает, что помимо выполнения узкопрофессиональных функций, в современной ситуации специалисты могут выступать носителями уникальной позиции, которая позволит им эффективно защищать права ребенка, содействуя содержательному диалогу в профессиональном сообществе на территории городской площадки.

Литература

  1. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные
трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
  2. О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2014 году. Ред.-сост.Е.Ю.Захаренкова / АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Акварель», 2015 – 172 с.
  3. Психология социальной работы: Учебник для бакалавров. /И.Н.Галасюк, О.В.Краснова, Т.В.Шинина; под ред.докт.психол наукО.В.Красновой. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 – 304 с.
  4. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография /Е.И.Холостова, И.В.Малофеев. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 368 с.
  5. Шинина Т.В. Социально-психологические особенности отцовской я-концепции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2015 №3. – С.60-67
  6. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М., 2007. 254 с.
  7. Шульга, Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 4. – С. 40-44.

References

  1. Krjukova T.L., Saporovskaja M.V., Kuftjak E.V. Psihologija sem’i: zhiznennye
trudnosti i sovladanie s nimi. SPb.: Rech’, 2005.
  2. O polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v gorode Moskve v 2014 godu. Red.-sost.E.Ju.Zaharenkova / ANO «Sovet po voprosam upravlenija i razvitija». – M.: OOO «Akvarel’», 2015 – 172 s.
  3. Psihologija social’noj raboty: Uchebnik dlja bakalavrov. /I.N.Galasjuk, O.V.Krasnova, T.V.Shinina; pod red.dokt.psihol naukO.V.Krasnovoj. – M.:Izdatel’sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2013 – 304 s.
  4. Sistema social’nogo obsluzhivanija naselenija: istoricheskij jekskurs i sovremennyj vzgljad: Monografija /E.I.Holostova, I.V.Malofeev. – M.: Izdatel’sko –torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2016. – 368 s.
  5. Shinina T.V. Social’no-psihologicheskie osobennosti otcovskoj ja-koncepcii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Psihologicheskie nauki». 2015 №3. – S.60-67
  6. Shul’ga T.I. Rabota s neblagopoluchnoj sem’ej : ucheb. posobie. 2-e izd., stereotip. M., 2007. 254 s.
  7. Shul’ga, T.I Specifika okazanija pomoshhi sem’jam gruppy riska // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Psihologicheskie nauki». 2010. № 4. – S. 40-44.

Источник: https://research-journal.org/psycology/algoritm-socialno-psixologicheskoj-diagnostiki-semi/

Диагностическая карта семьи

11. Составление карты семьи как базовая диагностическая процедура

Проживающейпоадресу:__________________________________________________________________________

Составсемьи (Ф.И.О., возраст, место работы)

Мать:__________________________________________________________________________________________

Отец:__________________________________________________________________________________________

Дети:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другиеродственники:____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Жилищныеусловия:______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Материальныеусловия:___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Благополучиесоциальной обстановки микрорайонапроживания:

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Типсемьи:______________________________________________________________________________________

Факторысоциального риска:

-внутрисемейные_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

-внешние социальные_____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

Социально– психологический климат в семье:_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Психодиагностикадетско-родительских отношений в семье(выводы и рекомендации психолога):________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Показательсоциального благополучия:______________________________________________________________

-взрослых_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

– детей____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Особыепримечания:_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Социальныйдиагноз:_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Социальныйдиагноз (или оценка)- это дифференцированное,индивидуализированное и точноеопределение проблем людей и условий,равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи. Оценкапредполагает сбор данных о клиентах иусловий их жизни, а также анализинформации для разработки плана помощи.

Психолого-педагогическийконсилиум:

Психолог ______________________

Соц. педагог _______________________

Другиеспециалисты _______________________

_______________________

Приложение №3

Источник: https://studfile.net/preview/7189127/page:13/

Диагностика в работе с семьей

11. Составление карты семьи как базовая диагностическая процедура

Поскольку диагностический этап является одним из наиболее важных во всем процессе оказания семье квалифицированной психологической помощи, рассмотреть его необходимо подробнее.

Э. Г. Эйдемиллером (2003) был введен термин «семейный диагноз».

Семейный диагноз описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способ­ствующие возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или не­скольких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризи­сов. Семейный диагноз позволяет определять характер нарушений семейно­го функционирования и планировать направления психологической помо­щи семье.

Задачи диагностики семьи можно разбить на три группы:

1. Выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее психологическом анализе

2. Выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее психологического воздействия

3. Определение показаний к семейной диагностике и терапии, то есть решение более общего вопроса: в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи?

Основные принципы диагностической работы с семьей заключаются в следующем (Эйдемиллер и др., 2003):

1. Единство диагностики и психологической помощи. Наряду с традиционной задачей психодиагностики – определение актуального состояния семьи и ее членов, процесс диагностики следует использовать для:

– стимулирования мотивации клиента к самопознанию и самосовершенствованию;

– выявления недостатков в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для гармонизации отношений в семье и их стабилизации; выбора такой формы психологической поддержки, которая необходима и достаточна для данной семьи;

– отслеживание изменений, происходящих в отношениях между членами семьи на различных этапах психологической или психолого-педагогической работы.

2. Отказ от наращивания арсенала психодиагностических методик, когда основное внимание направленно на разработку и применение программ психологической или психолого-педагогической помощи.

3. Максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям.

4. Направленность диагностической работы, прежде всего на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.

5. Исследование семьи в ее развитии. Специалисту важно знать историю семьи, семейные мифы, ценности, правила, устойчивые представления и отношения как внутри семьи, так и с внешней средой.

Для диагностики семейных взаимоотношений используют различные ме­тоды социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, экспери­мент, социометрические методы, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Предлагаемые психодиагностические процедуры дают возможность проведения клинического и эмпирического изучения семейной истории, структуры семьи, состояния супружеской подсистемы, факторов се­мейного благополучия и неблагополучия, особенностей детско-родительского взаимодействия. В результате их использования можно получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи и определить семейный диагноз.

В данном методическом пособии сделан акцент на методе тестирования, стандартизированных психодиагностических методик.

И практический психолог, и социальный педагог должны отчетливо понимать плюсы и минусы стандартизации.

Плюсы состоят в том, что эта процедура экономична, потенциально автоматизируемая, при интерпретации исследователь опирается на опыт разработчиков и пользователей методики (использует статистически репрезентативные тестовые нормы, количественные коэффициенты и т.п.).

Минусы стандартизации заключаются в том, что жесткая запрограммированность стандартизированной методики на диагностику определенного свойства повышает риск диагностической ошибки в том случае, если исследователь неправильно построил программу диагностики – неправильно определил круг свойств, которые подлежат диагностике.

С другой стороны стандартизированные методики предохраняют исследователя от «встречной проекции» (проекции своих проблем, каузальной атрибуции), от создания «встречных мифов» (концепций), которые исследователь может (сам того не желая) внедрить в сознание клиента, поставить а место его собственных исходных «самодеятельных концепций» (И.Г.Малкина-Пых, 2005).

Одним из начальных и важнейших этапов диагностической работы является проведение оценочного интервью (Малкина-Пых И.Г., 2005).

Оценочное интервью дает специалисту (психологу, социальному педагогу) возможность получать информацию о семейной структуре, взаимодействиях, исторических корнях семьи и задачах жизненного цикла, с которым семья не справляется в настоящий момент.

Результатом интервью для исследователя должен быть ряд гипотез, на основании которых он может планировать создание необходимых условий для решения проблемы. Для семьи хорошим итогом первых встреч является совместно разработанный контракт на дальнейшую работу, усиление мотивации и вовлечение в терапию, появление надежды на успех.

Первое интервью может также побудить семью к работе над домашними заданиями между сессиями.

Диагностическое интервью состоит из трех стадий (Черников А.В., 1997):

1. Социальная стадия (специалист встречается с семьей, создает ей комфортную обстановку в кабинете, устанавливает контакт с каждым членом семьи).

2. Проблемная стадия (семья рассказывает о своих проблемах):

– каждый член семьи высказывает свою точку зрения;

– групповая дискуссия между членами семьи;

– выяснение подробностей, касающихся проблемы.

3. Стадия определения целей терапии и заключения терапевтического контракта.

На всех стадиях интервью важно, чтобы присутствующие члены семьи были вовлечены в общую работу.

Социальная стадия. Специалист должен установить контакт с каждым членом семьи и начать формирование терапевтических отношений с семьей.

Когда члены семьи входят в кабинет терапевта, важно, чтобы они имели возможность спонтанно рассесться, как каждый из них желает. Порядок, в котором они садятся, представляет собой своеобразный мини-тест на структуру семьи и может быть использован при создании терапевтических гипотез.

Важно что бы при знакомстве терапевт получил ответ от каждого члена семьи: таким образом, он определяет терапевтические взаимоотношения как ситуацию, в которую вовлекаются все.

На начальной стадии терапевт задает «социальные» вопросы про семью, одновременно используя техники присоединения и установления контакта.

Основные вопросы касаются совместного проживания членов семьи, возраста членов семьи, стажа брака, области профессиональных занятий, увлечений детей, их учебы в школе и т.п.

Иногда уже на социальной стадии полезно составить упрощенную генограмму (см. раздел 1.) трех поколений семьи, которую потом можно дополнять.

Уже на этой стадии интервью, еще не задавая вопросов о том, что привело к нему семью, специалист начинает активно собирать информацию о проблемных зонах семейных отношений, используя наблюдение.

Он должен отметить настроение, с которым члены семьи входят к нему в кабинет.

Важно замечать, кто в семье пытается привлечь его на свою сторону даже на стадии знакомства, кто дистантен в отношениях со специалистом, как реагируют члены семьи друг на друга и т.п.

Проблемная стадия. Эта стадия начинается тогда, когда специалист задает вопрос о причине прихода семьи и просит обрисовать проблему. Опрос о проблемах имеет два важных аспекта:

кого терапевт спрашивает о проблеме;

как он это делает.

Терапевт всегда стоит перед дилеммой: ему важно дать высказаться каждому члену семьи, но с другой стороны, ему также важно не передать семье контроль над встречей и выяснить все, что его интересует.

Важное измерение, которое специалист должен учитывать, – это семейная иерархия. Чтобы получить согласие на работу с семьей, специалисту необходимо заручиться согласием наиболее авторитетного члена семьи, иначе семья больше не придет к терапевту, как бы эффективно он и работал с идентифицированным пациентом.

Терапевт выслушивает позицию каждого члена семьи без комментариев, интерпретаций и не стараясь на этой стадии переменить точку зрения на проблему.. Он может задавать некоторые уточняющие вопросы. Здесь ему важно получить версии проблемы от самих членов семьи.

Когда взгляд на проблему высказал каждый член семьи, обычно выявляется несогласие между ними и спонтанно возникает групповая дискуссия. Терапевт на этой фазе отстраняется и дает им возможность поговорить друг с другом, продолжая нести при этом ответственность за сеанс.

Для специалиста это удобная возможность выйти на короткое время из системы и понаблюдать за семейной коммуникацией со стороны: как члены семьи обсуждают проблему, кто кого поддерживает, чье слово весомей и т.п.

Далее необходимо выяснить подробности проблемы, здесь терапевт максимально активен. Он уже накопил некоторую информацию путем наблюдения и выслушивания, теперь ему нужно исследовать проблему с разных сторон.

Терапевт в этой фазе использует больше закрытых вопросов, требующих короткого однозначного ответа. Он запрашивает дополнительную информацию по генограмме, прослеживает цепочки взаимодействий, поддерживающих проблему, пытается выяснить всевозможные расхождения в мнениях членов семьи.

Определение целей терапии и заключение терапевтического контракта.

Терапевту важно не только расспросить семью о проблемах, но и узнать, какие цели семья ставит перед собой, что члены семьи хотят изменить в первую очередь, как будет выглядеть результат, когда терапия закончится.

На этой стадии уместно заключить контракт на дальнейшую работу. Обговаривается примерное количество встреч, их частота, специфика консультирования (совместные групповые, индивидуальные, супружеские и др.)

Диагностическое интервью проясняет семейную структуру, обеспечивает некоторые соглашения между терапевтом и семьей, способствует гипотетическому формулированию заключения терапевта о проблемах семьи. Это в свою очередь сужает арсенал психодиагностических методик, использование которых теперь будет целенаправленно и обоснованно.

Информацию полученную от семьи а первой встрече, удобно обрабатывать с помощью карты структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии (Черников А.В., 1997).

Карта структурирования информации о семейной системе.

1. Повод обращения. Кто направил.

2. Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов).

3. Генограмма семейной системы.

4. Данные из истории семьи.

– важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP);

– важнейшие события ядерной семьи IP, структурирование ключевых событий вдоль временной оси.

5. Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей. Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно сейчас.

6. Структура семьи в настоящий момент (Сплоченность, иерархия, границы):

– порядок рассаживания на приеме;

– распределение по комнатам в квартире;

– данные интервью и наблюдения о семейной структуре, данные тестов (если они проводились)

– терапевтическая гипотеза о структуре семьи

7. Взаимодействие членов семьи:

– индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования, способы влияния членов семьи друг на друга;

– взаимодействие на приеме;

– отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию;

– испробованные средства в решении проблемы. Что помогало что имело неудачу.

– составление поведенческих последовательностей, «порочный круг», включающий симптоматическое поведение членов семьи. Гипотезы.

8. Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи.

9. Дополнительные гипотезы.

10. Планирование дополнительной диагностики.

11. Цели терапии.

12. Планирование терапии. Возможные этапы терапии и промежуточные цели. Возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.

Начало терапии. Окончание терапии

Ниже представлены методики, позволяющие семейному психологу и социальному педагогу осуществ­лять диагностику состояния семейной системы и отдельных ее подсистем (супружеской и детско-родительской) в различные периоды ее развития.

Источник: https://studopedia.su/14_110783_diagnostika-v-rabote-s-semey.html

Medic-studio
Добавить комментарий