11. Субъективные причины возникновения психологического стресса

4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса

11. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы:

1) условия его жизни и работы;

2) люди, с которыми он взаимодействует;

Рис. 27. Объективные причины стрессов.

3) социальные факторы среды;

4) чрезвычайные обстоятельства.

При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере повлиять почти на любой «объективный» стрессор.

Например, он может выбирать иные условия своей жизни, менять состав ближайшего социального окружения и даже противодействовать определенным природным или техногенным катаклизмам.

В группу объективных причин мы отнесли те стрессоры, которые существуют вне сознания человека, испытывающего стресс, хотя они и могут быть модифицированы этим сознанием (рис. 27).

4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования)

Условия жизни и работы могут быть причиной многочисленных стрессов (рис. 28). В свою очередь, эти причины могут быть локальными и глобальными.

К первой группе относятся бытовые домашние проблемы (перебои в водоснабжении, плохое отопление, неработающий лифт и т. д.), тяжелая, изматывающая работа[28] и транспортные проблемы.

Рис. 28. Стресс, вызванный неблагоприятными условиями жизни и работы.

Глобальные причины стрессов представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм, а из-за длительного и бесплодного переживания по этому поводу.

Если же человек примиряется с нежелательными условиями существования или находит способы их кардинального изменения, то уровень стресса значительно уменьшается.

Например, если человека беспокоит низкое качество водопроводной воды, то он может поставить на краны очищающие угольные фильтры, использовать для питья воду из других источников, сменить город или район обитания или воспринять ситуацию как неизбежную и перестать беспокоиться по этому поводу. В любом случае психологический стресс, вызванный данной причиной, уменьшится.

4.2.2. Взаимодействие с другими людьми

Причины межличностных стрессов чрезвычайно разнообразны.

Их могут вызывать: дети (которые плохо учатся и не слушают родителей); родители (которые чрезмерно поучают и опекают детей); супруги (которые недостаточно демонстрируют свою любовь); любовницы или любовники (которые чрезмерно пылко выражают любовь) (рис. 29).

Не лишены стрессов и деловые отношения, которые легко из рациональных переходят в эмоциональную сферу (разговор налогового инспектора и предпринимателя часто начинается спокойно, но может закончиться сердечным приступом у последнего).

Рис. 29. Межличностные взаимоотношения как источники стрессов.

Производственные отношения также полны разнообразных стрессов.

Руководитель, особенно в жестких иерархических системах (армия, силовые структуры, муниципальные администрации, правительственные структуры, банки), очень часто является источником стресса для подчиненных, но в коммерческих структурах некомпетентные или недобросовестные работники могут также являться источником стресса для хозяина предприятия.

4.2.3. Политические и экономические факторы

Мы живем в эпоху глобализации, и изменения политической и экономической обстановки не только в собственной стране, но и в других странах могут приводить к стрессам.

Резкие изменения политического курса, такие как революции и реформы, являются психотравмирующим фактором для миллионов людей, но и более плавные эволюционные процессы изменения политического курса и экономического законодательства могут серьезно затрагивать интересы определенных групп населения, вызывая у людей психологические стрессы.

Повышение налогов, изменение юридического статуса предприятий, приватизация и национализация, изменение избирательной системы и запрещение определенных партий – все это может служить источником переживаний и стрессов (рис. 30).

Низкий источник доходов или непредвиденные либо непосильные расходы нередко служат источником стресса, при этом люди иногда могут сами провоцировать негативные эмоциональные переживания, стараясь жить не по средствам или ориентируясь на образ жизни более обеспеченной группы населения. «Общество потребления», в которое превратилась Россия, сознательно провоцирует подобные стрессы, заставляя людей приобретать товары, без которых они вполне могут обойтись.

Рис. 30. Политические и экономические факторы как источник стрессов.

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства

Типичным примером подобных стрессов являются эмоциональные состояния больших групп людей после террористических актов.

Исследования показывают, что стресс, вызванный угрозой терактов, охватывает значительную часть общества вне зависимости от уровня благополучия и социальной защищенности @@@@@6#####.

Следует отметить, что любые чрезвычайные обстоятельства являются потенциальными источниками стрессов по определению. Многие природные явления и катаклизмы ощущаются людьми как стресс.

С другой стороны, они могут восприниматься как повод проявить свои сильные личностные и волевые качества или же научиться выдержке и терпению перед лицом неизбежных обстоятельств. Травмы и внезапные заболевания, а также обострение хронических заболеваний часто являются причинами эмоциональных стрессов (рис. 31).

Рис. 31. Чрезвычайные обстоятельства как причина стрессов.

Чрезвычайные обстоятельства представляют собой типичный пример процессов с положительной обратной связью – если болезнь воспринимается индивидуумом как стресс, то возникающий стресс усиливает болезнь.

Если же человек за счет оптимизма, позитивного мышления и правильного отношения к своему здоровью сводит психологический стресс до минимума, то тем самым он уменьшает и соматический компонент заболевания.

Ярким примером такого рода является случай с известным российским цирковым артистом и целителем Валентином Дикулем, который не только сам восстановил здоровье после тяжелейшей травмы позвоночника, но и организовал помощь другим пациентам с поражениями спинного мозга, превратив стресс в радость победы над болезнью @@@@@4#####.

4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора

Как показывает опыт многих психотерапевтов, к которым обращаются люди, страдающие от стрессов, ошибка последних состоит в том, что они порой неправомерно переносят ответственность за свои проблемы на внешние факторы среды. Суть подобной позиции хорошо выразила британский психолог Ксандрия Вильямс, описавшая переживание человеке в состоянии стресса.

«В настоящее время мои дела идут не очень хорошо. Меня не любят те, кого люблю я, друзья меня забыли, начальник невыносим, от детей одно беспокойство, новости всегда плохие, времена трудные.

Если бы спад в экономике закончился, дети вели бы себя прилично, начальник уволился, мой брак вновь стал бы таким, как в самом начале, а люди предъявляли бы ко мне меньше требований, то я был бы счастлив» @@@@@1#####.

Комментируя подобные взгляды, К. Вильямс отмечает:

«Люди искренне считают, что если бы все эти внешние обстоятельства изменились, то люди были бы счастливы. Они редко осознают, что могут измениться сами и таким образом изменить ситуацию к лучшему.

Существует множество на первый взгляд разумных объяснений того, почему жизнь складывается не так, как вам хотелось бы. Проще думать, что решение лежит вне вас самих, в окружающем мире.

Но не в ваших силах изменить внешние факторы так, как вам нравится.

Из невозможности изменить факторы жизни делается ошибочный вывод о том, что вы не в состоянии улучшить ситуацию.

Альтернатива такому подходу – поверить, что вы в определенной степени ответственны за свои ощущения.

Конечно, вы не в состоянии повлиять на экономический спад в стране, но вы способны управлять своими финансами и изменить свое отношение к материальному благополучию.

Может быть, вы не можете изменить поведение детей, но в вашей власти изменить свое отношение к ним и свою реакцию на их поведение. Вы можете с какого-то момента улучшить отношения с начальником, а затем держаться этого направления» @@@@@1; с. 6#####.

Для того чтобы точно выбрать способ борьбы с тем или иным стрессором, важно вовремя выявить его сущность, а для этого требуется классификация стрессоров на несколько групп, каждая из которых требует своего подхода (рис. 32).

Первый способ разделения стрессоров заключается в оценке нашего контроля над ситуацией.

На какие-то события мы можем влиять непосредственно и в значительной мере. Например, если осенью человека беспокоит холод в квартире, а отопительный сезон еще не начался, то у него есть множество способов уйти от этого стресса, от самых простых (потеплее одеться или включить электронагреватель) до более сложных и дорогостоящих (уехать на юг).

На другие события труднее воздействовать непосредственно, но на них можно воздействовать косвенным путем. К таким стрессорам, например, можно отнести болезни или взаимоотношения с друзьями. С одной стороны, здоровье есть результат заботы о нем, так как зависит от характера питания, режима дня, физкультуры и т. д.

, но, с другой стороны, оно также зависит от экологии и возбудителей болезней, которые не подвластны человеку. Так же обстоит дело и с межличностными отношениями.

С одной стороны, своими дружелюбными и конструктивными действиями можно создать хорошие отношения с окружающими людьми, но порой встречаются настолько конфликтные личности, которые вызывают стресс, несмотря на все усилия его избежать.

Наконец, еще одна группа стрессогенных факторов среды, которая практически неподвластна человеку. Последнему остается только принять ситуацию как данность и прекратить испытывать стресс по данному поводу.

Пожары, наводнения, кражи, травмы, болезни или смерть близких людей – все эти факторы стресса часто неподконтрольны человеку, и все, что ему остается, – это с терпением и мужеством принять посланное испытание.

Гнев, раздражительность, злость и другие отрицательные эмоции только мешают достойно переносить удары судьбы, поэтому следует учиться управлять своими чувствами или переводить их в конструктивное русло.

Гендерная принадлежность, паспортный возраст (не путать с биологическим возрастом, на который можно влиять!), погодные условия, правительство, уровень цен и пенсий – многое в России относится к третьей категории стрессоров.

Сюда же можно отнести привычки и характеры других людей.

Так как между вышеописанными категориями стрессоров нельзя провести четкой разделительной линии, то их можно разместить на некоей шкале, начиная с тех, на которые мы, безусловно, можем повлиять и заканчивая теми, которые совершенно не подвластны нам (рис. 32).

Рис. 32. Степень контроля над стрессорами.

Следует отметить, что человек, в принципе, может в определенных пределах изменять соотношение подконтрольной ему части мира и независимой от него. Возьмем, например, внешность. С одной стороны, она дана человеку от рождения и ему остается только смириться с ней как неизменной данностью.

Но с другой стороны, успехи современной пластической хирургии, эндокринологии и других отраслей медицины позволяют людям менять форму носа, пересаживать волосы, изменять размер и форму груди и т. д.

Многочисленные случаи изменения пола за последние годы показывают, как далеко зашел человек в своем стремлении видоизменять свою природу по собственному желанию.

Часто, оправдывая свою лень и спасая самооценку, люди снимают свою ответственность за возникающие проблемы, перенося ответственность на внешние факторы, что особенно характерно для личностей с внешним локусом контроля.

Так, в «двойке» студента бывает виноват плохой преподаватель, в низких продажах у бизнесмена – «недалекие» клиенты, а в головной боли на следующий день после праздника – «левая» водка, которую продали бедному гражданину недобросовестные продавцы.

4.3.2. Локализация стрессора

Другой способ разделения стрессоров основан на локализации проблемы: она может носить действительно объективный характер или являться плодом сознания индивидуума.

Так, зеленые чертики, которые мучают алкоголика во время белой горячки, представляют собой классический образец субъективной проблемы, а санитар наркологического диспансера, который отнял у данного алкоголика припрятанную бутылку водки, – это уже объективный фактор.

В привычной нам реальности все стрессорные факторы можно выстроить в соответствии с ранжированной шкалой, на одном конце которой будут находиться придуманные проблемы, а другом конце – проблемы реальные, независимые от сознания человека. Чаще всего реальные проблемы существуют в коротком отрезке настоящего времени, а «виртуальные» – в прошлом или будущем (рис. 33).

Рис. 33. Локализация стрессора (в сознании или реальности).

Исходя из этих двух способов разделения стрессоров можно составить двухмерную сетку координат, с помощью которой легче понять, с каким стрессором столкнулся человек и что можно предпринять, чтобы снизить уровень стресса @@@@@4##### (рис. 34).

Например. Погода: «реальность» на 8 баллов (небольшой субъективный компонент остается: что для итальянца мороз, для якута – жара), «подконтрольность» – примерно 2 балла (мы можем только частично компенсировать капризы погоды с помощью зонта или соответствующей одежды). Следовательно, попадает в «Область мудрого принятия».

Плохие жилищные условия: «реальность» на 7 баллов (хотя, в общем, понятно, о чем здесь речь, но все-таки, что для одного «приличная квартира», для другого – «убогое пристанище»), а «подконтрольность» – на 6–7 баллов (можно заработать или занять денег, чтобы улучшить условия жизни). Соответственно данный стресс попадает в «Область конструктивных действий».

Страх темноты: «реальность» – 1,5 балла (в случае фобий страх вызывает сама темнота, а не то конкретное, что может таиться в ней); «подконтрольность» чаще всего низкая (3 балла), так как люди, как правило, не умеют управлять собственными эмоциями, хотя это вполне возможно делать с помощью квалифицированного психолога. Таким образом, это «область субъективных стрессов».

Стресс бизнесмена, связанный с опасением по поводу судьбы заключенного контракта. «Реальность» – 3–4 балла (стресс вызван беспокойством по поводу возможных, но маловероятных событий), «подконтрольность» – 7 баллов (можно предпринять предохранительные меры, чтобы подстраховаться от неудачи). Эту ситуацию можно отнести к «области саморегуляции».

Рис. 34. Локализация стрессов на двухмерной сетке координат шкалы «Реальность – Степень контроля».

В самом общем виде задача состоит в том, чтобы стараться перемещать стрессоры вправо и вверх, т. е. из «Области стресса» в «Область конструктивных решений».

[28]Подробнее о рабочих стрессах см. в разделе 5.1.1 данной книги.

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=391087

Лекция 3. Субъективные и объективные причины стресса

11. Субъективные причины возникновения психологического стресса

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒

1. Негативные последствия длительного стресса

1). Психосоматические заболевания — это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс.

Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный арт­рит и ряд других болезней.

2). Посттравматический синдром

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, «выходя­щего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремаль­но стрессогенного для любого человека».

2. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс.

Первая группа связана с относительно постоянной составля­ющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса но­сит динамический характер.

В обоих случаях стресс может вызывать­ся рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными.

1). Несоответствие генетических программ современным условиям

Многие наши стрессы и проблемы будут понятнее, если вспомнить эволюцию человека и его исторический путь из дикой природы в ло­но цивилизации.

Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограм­мированы на уровне ДНК.

Проблема состоит в том, что природа под­готовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов темпе­ратур, в то время как современный человек живет в условиях гиподи­намии, переедания и температурного комфорта.

2). Стресс от реализации негативных родительских программ

Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его ро­дителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «ро­дительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существен­ную роль на дальнейшую жизнь индивида.

3). Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической зашиты

Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оце­нить ту или иную ситуацию.

4). Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности

Оптимизм и пессимизм

Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм — т. е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты. На самом деле резко выраженных оп­тимистов или пессимистов достаточно мало, а большая часть людей находится вблизи некой средней точки, удаляясь от нее согласно за­конам нормального распределения.

Политические и религиозные установки

Достаточно часто источником стресса являются мировоззренческие установки личности – политические или религиозные. Подобные стрессы принимают массовый характер в эпоху социально-эконо­мических перемен (к которым относятся разнообразные революции, реформации и «перестройки»), однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются до­статочно часто.

5). Невозможность реализации актуальной потребности

В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схе­мой, описывающей организацию человеческих потребностей, являет­ся «пирамида» Абрахама Маслоу.

Согласно этой схеме, по мере реа­лизации «низших», биологических потребностей, человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем, согласно воззрению А.

Маслоу, высшей потребностью человека явля­ется его стремление к самореализации своей уникальной сущности.

6). Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

Существует множество причин, вызывающих стресс во время обще­ния.

Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов яв­ляются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми.

7). Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов

Другие программы вырабатываются в процессе жизни — это так на­зываемые условные рефлексы, открытые И. П. Павловым. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельст­вующие о наступлении важных для организма событий.

Так, звон по­суды перед обедом вызывает выделение желудочного сока, а вид две­ри в приемную сурового босса заставляет сердце биться чаще.

Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям (один только вид стадиона готовит его организм к участию в соревновании), но иногда условные рефлексы мешают людям жить.

8). Неумение обращаться со временем (стресс и время)

Неадекватные временные границы как причина стресса

Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение при­дает прошлому или будущему.

Стресс от неэффективного использования времени и его преодоление

Известный американский психолог А. Элкин говорит, что следует на­учиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами. А. Элкин выделяет следующие признаки того, что че­ловек испытывает стрессы именно от неэффективного использова­ния времени:

+ ощущение постоянной спешки;

+ нехватка времени на любимые дела и общение с семьей;

+ постоянные опоздания;

+ отсутствие четкого плана времени;

+ неумение делегировать полномочия другим людям;

+ неумение отказать людям, отнимающим ваше время;

+ периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Date: 2015-07-24; view: 8171; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/3-65198.html

Субъективные причины возникновения психологического стресс

11. Субъективные причины возникновения психологического стресса
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс.

Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит динамический характер.

В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными (см. рисунок №5).

· несоответствие генетических программ современным условиям. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК.

· стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью.

Эти программы называют “неосознанными установками”, “жизненными принципами” или “родительскими сценариями”, и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида.

Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.

· стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты. Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оценить ту или иную ситуацию.

Однако бывает и так, что разум начинает подыгрывать чувствам, находя для оправдания нелогичных поступков человека “псевдологичные” объяснения.

По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная “виртуальная” картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой.

Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный.

Впервые это явление описал психолог Леон Фестннгер, который ввел понятие когнитивного диссонанса — противоречия между двумя реальностями – объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. Если некоторое событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о мире, то он крайне редко меняет модель мира. Гораздо чаще человек или создает дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность.

· Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности.

· установка на оптимизм или пессимизм.

· политические и религиозные установки.

Эти стратегии имеют свои преимущества и недостатки, и каждый индивидуум подсознательно или неосознанно выбирает свой тип отношения к жизни, исходя из собственного опыта, примеров родителей и особенностей высшей нервной деятельности.

· Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является “пирамида” Абрахама Маслоу. В соответствии с “пирамидой Маслоу” выделим соответствующие ее строению основные стрессы:

· Физиологические потребности – стресс, вызнанный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.

· Потребность в безопасности – стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д.

· Потребность в принадлежности – стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни. Стресс неразделенной любви.

· Потребность в уважении – стресс крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потерн уважения со стороны общества.

· Потребность в самореализации – стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. Нередко человек отказывается от любимого дела потому, что на этом настаивают его родители, или под влиянием общественного мнения, которое всегда отличается консерватизмом.

· Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них:

· неправомерные требования;

· завышенные ожидания;

· негативные предубеждения;

· критика;

· непонимание ведущей мотивации другого.

· Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельствующие о наступлении важных для организма событий.

Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям, но иногда условные рефлексы мешают людям жить.

Социальные потрясения, измены и предательства близких людей — примеры подобных “ошибок” условных рефлексов.

· Неумение обращаться со временем (стресс и время). Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение придает прошлому или будущему.

В первом случае источником психического напряжения и негативных эмоций является навязчивое воспоминание о каком-то психотравмирующем эпизоде из прошлого. Другой вариант связан с тревогой и переживанием за еще не случившиеся будущие события.

В этом случае человек также многократно конструирует в своем мозге образ будущего (причем нежелательного), наполняя его деталями и “оживляя” до такой степени, что он начинает всебольше и больше верить в тот неблагоприятный прогноз, который и создает в своем воображении.

Такой стресс опасен еще и тем, что часто он программирует будущие неудачи. При этом опасения человека фактически подтверждаются, что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности.

Объективные причины возникновения психологического стресса:

1. условия жизни и работы (постоянные компоненты существования):

1. локальные – относятся бытовые домашние проблемы (перебои в водоснабжении, плохое отопление, неработающий лифт и т.д.) тяжелая, изматывающая работа – и транспортные проблемы;

2. глобальные – представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм;

2. взаимодействие с другими людьми:

1. отношения с близкими людьми (эмоциональные);

2. деловые отношения (рациональные);

3. конфликты с незнакомыми людьми.

3. политические и экономические факторы:

1. экономические – низкие доходы и высокие расходы;

2. политические – невыгодное экономическое законодательство и неэффективная политическая власть.

4. чрезвычайные обстоятельства

1. природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации;

2. криминал – экономический ущерб и ущерб здоровью и достоинству;

3. заболевания [31; 102 – 120].

5. Гендерные особенности стресса

Понятие “гендер” впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин “гендер”, заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола — совокупности биологических характеристик — генетических, физиологических и репродуктивных. Гендер – это:

a) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;

b) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.

В соответствии в теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно — оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса — то есть объяснением того, что это все естественно, то есть “по природе” [6; 11 – 19].

Теория линз объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры “мужского” или “женского” есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая вписаны в детские умы с детства, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол.

Они также сами затрудняются назвать критерии полаБем предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или “разрушительную” схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса.

теория “Линз тендера” Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.

Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:

1. мускулинный тип – типично мужественные черты личности;

2. феминный тип – типично женственные черты личности;

3. андрогинный тип – смешанные черты женского и мужского.

Данные исследований указывают на то индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и т. д.

При этом выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу, т. е. высокая мускулинность у мужчин и высокая феминность у женщин, отнюдь не является гарантией психического благополучия.

Высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением – эти черты тоже входят в набор феминности.

Высокомаскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными менее уверенными в себе и менее способными к лидерству.

Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.

Так половые различия биохимии и строения головного мозга влияют на то, как мужчины и женщины реагируют на окружение или вспоминают стрессовые события. Голдстейн установила, что у мужчин миндалина она крупнее, чем у женщин. Ее предположения складывались в том, что эти анатомические особенности будут определять и неодинаковый характер реакций на стресс у самцов и самок.

Изучая нейрофизиологические механизмы восприятия и воспоминания стрессовых событий, Ларри Кэхилл выявил различия в процессах образования следов памяти на волнующие инциденты у мужчин и женщин (как известно, у животных эти процессы связаны с активацией миндалины).

В одном из первых экспериментов добровольцам была продемонстрирована серия фильмов, содержавших сцены насилия, и с помощью ПЭТ оценивали активность их головного мозга. Различия в процессах формирования памяти на волнующие события у женщин выражены сильнее, чем у мужчин.

Данные говорят о большей восприимчивости психологических стрессорных ситуаций у женщин и о том, что ПТСР по-разному проявляется у женщин и мужчин.

6. Объективные методы оценки уровня стресса

Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:

+регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);

+определение показателей артериального давления (АД);

+электрокардиография (ЭКГ);

+определение параметров функционирования дыхательной системы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воздуха и т. д.).

Наиболее простым и оперативным методом оценки функционального состояния человека при стрессе является измерение его частоты сердечных сокращений (пульса).

Психологический стресс, связанный с тревожным ожиданием важного для субъекта события, как правило, приводит к возрастанию артериального давления. При этом в ряде исследований отмечается увеличение разброса показателей артериального давления по сравнению с нормой в обследованной популяции.

Это может быть связано, с одной стороны, с потенциальной склонностью к резким перепадам давления части лиц, изначально имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы в скрытой форме, которые проявляются при эмоциональной нагрузке, а с другой – возможным разнонаправленным характером реагирования системного артериального давления на стресс у отдельных индивидуумов. Кроме того, направленность сосудистых изменений зависит от характера эмоций, сопровождающих стресс, что было показано в классической работе А. Экса, который установил, что наиболее характерной реакцией для стенических негативных реакций (гнева, ярости, обиды и пр.) является повышение диастолического давления, а для астенических (депрессии, страха) – его снижение

Характер возникающей при стрессе эмоции зависит от многих факторов: от личностных особенностей человека, типа его ВНД, наличия или отсутствия нужной информации, взаимоотношений с окружающими людьми и т. п., поэтому «сложение» или «вычитание» этих факторов приводит к увеличению или уменьшению показателей артериального давления.

Пути повышения артериального давления при стрессе помимо увеличения частоты сердечных сокращений могут быть различными. Это может быть увеличение нагнетательной функции сердца за счет возрастания систолического объема или же повышение периферического сопротивления крови вследствие усиления тонуса сосудистых стенок.

Кроме того, отсутствие выраженной корреляции между частотой пульса и артериальным давлением в экстремальных ситуациях может быть объяснено индивидуальными различиями в исходной физической подготовленности студентов.

Есть данные, что у лиц, занимающихся спортом или ведущих активный образ жизни, увеличение давления происходит за счет повышения систолического объема, а у физически неподготовленных людей – за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xddea.html

1.3. Объективные и субъективные причины возникновения психологического стресса

11. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Объективнымипричинами возникновения психологическогостресса являются:

– условияжизни и работы (постоянные компонентысуществования):

a)локальные – относятся бытовые домашниепроблемы, изматывающая работа и т.д.;

b)глобальные – представлены загрязнениемокружающей среды. При этом часто вредныеусловия среды обитания вызывают стрессне за счет непосредственного воздействияна организм;

– взаимодействиес другими людьми:

a)отношения с близкими людьми (эмоциональные);

b)деловые отношения (рациональные);

c)конфликты с незнакомыми людьми.

– политическиеи экономические факторы:

a)экономические – низкие доходы и высокиерасходы;

b)политические – невыгодное экономическоезаконодательство и неэффективнаяполитическая власть.

– чрезвычайныеобстоятельства

a)природные, техногенные и социальныечрезвычайные ситуации;

b)криминал – экономический ущерб и ущербздоровью и достоинству;

c)заболевания.

Субъективныепричины, вызывающие стресс, можно условноразделить на две группы.

Первая группасвязана с относительно постояннойсоставляющей личности человека, тогдакак вторая группа причин стресса носитдинамический характер.

В обоих случаяхстресс может вызываться рассогласованиеммежду ожидаемыми событиями и реальностью,хотя программы поведения человека могутбыть длительными или краткосрочными,жесткими или динамичными.

– несоответствиегенетических программ современнымусловиям. Ученые к настоящему временитвердо установили, что большинствоответных реакций на биологические ифизические воздействия носят рефлекторныйхарактер и генетически запрограммированына уровне ДНК.

– стрессот реализации негативных родительскихпрограмм. Часть программ поведениявкладывается в голову ребенка егородителями, учителями или другимилицами, пока его сознание еще отличаетсяповышенной внушаемостью.

Эти программыназывают «неосознанными установками»,«жизненными принципами» или «родительскимисценариями», и они могут оказыватьвесьма существенную роль на дальнейшуюжизнь индивида.

Эти установки могутбыть вполне полезными для маленькогоребенка, но по мере его взросления иизменения условий жизни они начинаютусложнять жизнь, делая поведениенеадекватным и вызывая стрессы.

– стресс,вызванный когнитивным диссонансом имеханизмами психологической защиты.Как сказано выше, источником многихстрессов являются эмоции человека,которые провоцируют его на спонтанныереакции. Но бывает и так, что разумначинает подыгрывать чувствам, находядля оправдания нелогичных поступковчеловека «псевдологичные» объяснения.

По мере освоения среды обитания всознании каждого человека формируетсяопределенная «виртуальная» картинаокружающего мира, которая описывает иобъясняет все, что происходит с нимсамим и другими людьми, а также со всейостальной природой.

Если же реальностьвступает в противоречие с нашимпредставлением о возможном и должном,то возникает стресс, причем достаточносильный.

– невозможностьреализации актуальной потребности. Внастоящее время наиболее известной ив то же время простой схемой, описывающейорганизацию человеческих потребностей,является «пирамида» Абрахама Маслоу.В соответствии с «пирамидой Маслоу»выделим соответствующие ее строениюосновные стрессы:

а)Физиологические потребности – стресс,вызнанный голодом, жаждой, нехваткойсна, неадекватной температурой, умственнойи физической усталостью, чрезмернобыстрым темпом жизни или его резкойсменой.

б)Потребность в безопасности – стресс,связанный со страхами и тревогами:страхом потерять работу, страхомпровалиться на экзамене, страхом смерти,страхом неблагоприятных изменений вличной жизни, страхом за здоровье близкихи т.д.

в)Потребность в принадлежности – стрессот морального или физического одиночества,стресс при потере близких людей или ихболезни. Стресс неразделенной любви.

г)Потребность в уважении – стресс крушениякарьеры, от невозможности реализоватьсвои амбиции, стресс от потерн уважениясо стороны общества.

д)Потребность в самореализации – стрессот невозможности реализовать своепризвание, стресс от занятия нелюбимымделом. Нередко человек отказывается отлюбимого дела потому, что на этомнастаивают его родители, или под влияниемобщественного мнения, которое всегдаотличается консерватизмом.

– стресс,связанный с неправильной коммуникацией.Существует множество причин, вызывающихстресс во время общения. Важнейшие изних: неправомерные требования, завышенныеожидания, негативные предубеждения,критика, непонимание ведущей мотивациидругого.

– стрессот неадекватной реализации условныхрефлексов. Осваивая среду обитания, нашмозг учится распознавать сигналы,свидетельствующие о наступлении важныхдля организма событий.

Это могут бытьполезные реакции, помогающие нам заранееготовиться к будущим событиям, но иногдаусловные рефлексы мешают людям жить.

Социальные потрясения, измены ипредательства близких людей – примерыподобных «ошибок» условных рефлексов.

– неумениеобращаться со временем (стресс и время).Довольно часто причиной стресса являютсячрезмерно размытые временные границыпсихологического состояния. Это бываетв том случае, если человек слишкомбольшое эмоциональное значение придаетпрошлому или будущему.

В первом случаеисточником психического напряжения инегативных эмоций является навязчивоевоспоминание о каком-то психотравмирующемэпизоде из прошлого. Другой вариантсвязан с тревогой и переживанием за ещене случившиеся будущие события.

В этомслучае человек также многократноконструирует в своем мозге образ будущего(причем нежелательного), наполняя егодеталями и «оживляя» до такой степени,что он начинает все больше и большеверить в тот неблагоприятный прогноз,который и создает в своем воображении.

Такой стресс опасен еще и тем, что частоон программирует будущие неудачи. Приэтом опасения человека фактическиподтверждаются, что негативно сказываетсяна самооценке и уверенности личности.

Источник: https://studfile.net/preview/7314763/page:3/

Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии

11. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рисунок №4,эмоциональные признаки стресса.

Субъективныепричины возникновения психологическогостресс

Можно выделитьдве группы субъективных причин, вызывающихстресс. Первая группа связана сотносительно постоянной составляющейличности человека, тогда как втораягруппа причин стресса носит динамическийхарактер.

В обоих случаях стресс можетвызываться рассогласованием междуожидаемыми событиями и реальностью,хотя программы поведения человека могутбыть длительными или краткосрочными,жесткими или динамичными (см. рисунок№5).

  • несоответствие генетических программ современным условиям. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК.

  • стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью.

    Эти программы называют “неосознанными установками”, “жизненными принципами” или “родительскими сценариями”, и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида.

    Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.

  • стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты. Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оценить ту или иную ситуацию.

    Однако бывает и так, что разум начинает подыгрывать чувствам, находя для оправдания нелогичных поступков человека “псевдологичные” объяснения.

    По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная “виртуальная” картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой.

    Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный.

    Впервые это явление описал психолог Леон Фестннгер, который ввел понятие когнитивного диссонанса — противоречия между двумя реальностями – объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. Если некоторое событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о мире, то он крайне редко меняет модель мира. Гораздо чаще человек или создает дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность.

  • Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности.

  • установка на оптимизм или пессимизм.

  • политические и религиозные установки.

Эти стратегииимеют свои преимущества и недостатки,и каждый индивидуум подсознательно илинеосознанно выбирает свой тип отношенияк жизни, исходя из собственного опыта,примеров родителей и особенностейвысшей нервной деятельности.

  • Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является “пирамида” Абрахама Маслоу. В соответствии с “пирамидой Маслоу” выделим соответствующие ее строению основные стрессы:

  • Физиологические потребности – стресс, вызнанный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.

  • Потребность в безопасности – стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д.

  • Потребность в принадлежности – стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни. Стресс неразделенной любви.

  • Потребность в уважении – стресс крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потерн уважения со стороны общества.

  • Потребность в самореализации – стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. Нередко человек отказывается от любимого дела потому, что на этом настаивают его родители, или под влиянием общественного мнения, которое всегда отличается консерватизмом.

  • Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них:

  • неправомерные требования;

  • завышенные ожидания;

  • негативные предубеждения;

  • критика;

  • непонимание ведущей мотивации другого.

  • Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельствующие о наступлении важных для организма событий.

    Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям, но иногда условные рефлексы мешают людям жить.

    Социальные потрясения, измены и предательства близких людей — примеры подобных “ошибок” условных рефлексов.

  • Неумение обращаться со временем (стресс и время). Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение придает прошлому или будущему.

    В первом случае источником психического напряжения и негативных эмоций является навязчивое воспоминание о каком-то психотравмирующем эпизоде из прошлого. Другой вариант связан с тревогой и переживанием за еще не случившиеся будущие события.

    В этом случае человек также многократно конструирует в своем мозге образ будущего (причем нежелательного), наполняя его деталями и “оживляя” до такой степени, что он начинает всебольше и больше верить в тот неблагоприятный прогноз, который и создает в своем воображении.

    Такой стресс опасен еще и тем, что часто он программирует будущие неудачи. При этом опасения человека фактически подтверждаются, что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности.

Объективныепричины возникновения психологическогостресса:

  1. условия жизни и работы (постоянные компоненты существования):

  1. локальные – относятся бытовые домашние проблемы (перебои в водоснабжении, плохое отопление, неработающий лифт и т.д.) тяжелая, изматывающая работа – и транспортные проблемы;

  2. глобальные – представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм;

  1. взаимодействие с другими людьми:

  1. отношения с близкими людьми (эмоциональные);

  2. деловые отношения (рациональные);

  3. конфликты с незнакомыми людьми.

  1. политические и экономические факторы:

  1. экономические – низкие доходы и высокие расходы;

  2. политические – невыгодное экономическое законодательство и неэффективная политическая власть.

  1. чрезвычайные обстоятельства

  1. природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации;

  2. криминал – экономический ущерб и ущерб здоровью и достоинству;

  3. заболевания [31; 102 – 120].

    1. Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний

Музыкотерапия– психотерапевтический метод, использующиймузыку в качестве лечебного средства.

Лечебноедействие музыки на организм человекаизвестно с древних времен. Корифеиантичной цивилизации Пифагор, Аристотель,Платон обращали внимание современниковна целебную силу воздействия музыки,которая, по их мнению, устанавливаетпропорциональный порядок и гармониюво всей Вселенной, в том числе и нарушеннуюгармонию в человеческом теле [30].

Первыеже попытки научного объяснения этогофеномена относятся к XVIIв., а широкие экспериментальныеисследования – к XIXв. Большое значение музыке в системепсихологического воздействия на психикучеловека придавали С.С. Корсаков, В.М.Бехтерев и другие известные русскиеученые. Подробный обзор литературы,посвященной различным аспектаммузыкотерапии, представлен в работахЛ.С. Брусиловского (1971), В.

Ю. Завьялова(1995), Швабе (1974), Галинской (1977) и др. [22;392 – 394]. Современные исследования вобласти музыкотерапии развиваются понескольким направлениям – это можнообъяснить научно-техническим прогрессом,позволившим изучать физиологическиереакции, возникающие в организме в ответна музыкально-терапевтическое воздействие,на новом, более высоком уровне.

Вместес тем этот интерес обусловлен возможностьюиспользования музыки в качестве одногоиз средств для предупреждения и снятияусталости, утомления, а также дляповышенной работоспособности человека,в том числе в условиях космическихполётов человека. Исследования рядаавторов показывают, что музыка оказываетстойкое воздействие на ЦНС. Так, Н.Н.Захарова и В. М.

Авдеев исследовалифункциональные изменения в ЦHC привосприятии музыки, осуществляя записьэлектроэнцефалограмм у испытуемых содновременной регистрациейкожно-гальванических реакций. Обнаруженныеданные свидетельствовали об изменениипотока возбуждения в кортико-таламическихи кортико-лимбических кругах.

Болееглубокие положительные эмоции припрослушивании определенных музыкальныхпроизведений сопровождались изменениямиЭЭГ, свидетельствующими о большойактивности коры головного мозга,учащением сердечных сокращений идыханий.

И. В. Темкинисследовал вегетативные реакции взависимости от характера музыки. Мажорнаямузыка быстрого темпа учащала пульс,повышала максимальное артериальноедавление, увеличивала тонус мышц,повышала температуру кожных покрововпредплечья. И. Р.

Тарханов своимиоригинальными исследованиями показал,что мелодии, доставляющие человекурадость, замедляют пульс, увеличиваютсилу сердечных сокращений, способствуютрасширению сосудов и нормализацииартериального давления, а раздражающаямузыка даёт прямо противоположныйэффект.

По современнымпредставлениям, формирование целостныхповеденческих реакций организма наразличные внешние раздражители, в томчисле и на музыку, осуществляется спомощью сложной функциональной системы,в частности на основе специфическихнейрохимических механизмах подкорки,которые вследствие химического сродстваизбирательно мобилизуют соответствующиеобразования головного мозга длявыполнения той или иной целенаправленнойдеятельности. Европейскими специалистамибыло также отмечено, что музыка действуетизбирательно – в зависимости не толькоот её характера, но и от инструмента, накотором исполняется.

Музыкальнаятерапия как независимая дисциплинашироко практикуется в США. Сфера ееприменения постоянно расширяется вАвстралии, Японии, Новой Зеландии, ЮжнойАмерике и других странах.

В СШАтерапевтическое использование музыкивпервые получило признание после второймировой войны, когда музыка была суспехом применена при лечении эмоциональныхрасстройств у ветеранов. Национальнаяассоциация музыкальной терапии былаоснована в 1950 г.

В настоящее время в СШАзарегистрировано около 3500 профессиональныхмузыкальных терапевтов и потребностьв специалистах этого профиля неуклонновозрастает. Академическая подготовкав данной области впервые была начата вуниверситете штата Мичиган, а затембыстро распространилась в более чем 70колледжей и университетов по всейстране.

В целом за рубежом более 100университетов и колледжей предлагаюткурсы, по окончании которых студентыполучают степень бакалавра, магистраили доктора.

Источник: https://works.doklad.ru/view/IPVzXmWEwtg/5.html

Medic-studio
Добавить комментарий