11. Виды переменных и формы их контроля в психологическом

Экспериментальные переменные и способы их контроля

11. Виды переменных и формы их контроля в психологическом

Для уточнения соотношения всех факторов, входящих в эксперимент, введено понятие «переменная». Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.

Независимые переменные. Фактор, изменяемый самим экспериментатором, называетсянезависимой переменной (НП).

В качестве НП в эксперименте могут выступать условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого, характеристика заданий, выполнение которых требуется от испытуемого, характеристики самого испытуемого (возрастные, половые, иные различия испытуемых, эмоциональные состояния и другие свойства испытуемого или взаимодействующих с ним людей). Поэтому принято выделять следующие типы НП: ситуационные, инструктивные и персональные.

Ситуационные НП чаще всего не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Тем не менее они оказывают непосредственное воздействие на его деятельность и могут варьироваться экспериментатором.

К ситуационным НП относятся различные физические параметры, например освещенность, температура, уровень шума, а также размер помещения, обстановка, размещение аппаратуры и т. п.

К социально-психологическим параметрам ситуационных НП может быть отнесено выполнение экспериментального задания в изоляции, в присутствии экспериментатора, внешнего наблюдателя или группы людей. В.Н.

Дружинин указывает на особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора как на особую разновидность ситуационных НП.[58] Этому аспекту уделяется большое внимание. В экспериментальной психологии существует отдельное направление, которое называется «психология психологического эксперимента».

Инструктивные НП связаны непосредственно с экспериментальным заданием, его качественными и количественными характеристиками, а также способами его выполнения. Инструктивной НП экспериментатор может манипулировать более или менее свободно.

Он может варьировать материал задания (например, числовой, словесный или образный), тип ответа испытуемого (например, вербальный или невербальный), шкалу оценивания и т. п. Большие возможности заключаются в способе инструктирования испытуемых, информирования их о цели экспериментального задания.

Экспериментатор может изменять средства, которые предлагаются испытуемому для выполнения задания, ставить перед ним препятствия, использовать систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т. д.

Персональные НП представляют собой управляемые особенности испытуемого. Обычно в качестве таких особенностей выступают состояния участника эксперимента, которые исследователь может менять, например различные эмоциональные состояния или состояния работоспособности-утомления.

Каждый испытуемый, участвующий в эксперименте, обладает множеством уникальных физических, биологических, психологических, социально-психологических и социальных признаков, которыми экспериментатор управлять не может.

В некоторых случаях следует считать эти неуправляемые признаки дополнительными переменными и применять к ним способы контроля, о которых будет рассказано ниже.

Однако в дифференциально-психологических исследованиях при применении факторных планов неуправляемые персональные переменные могут выступать в качестве одной из независимых переменных (подробно о факторных планах см. 4.7).

Исследователи различают также разные виды независимых переменных. В зависимости отшкалы представления можно выделить качественные и количественные НП.Качественным НП соответствуют различные градации шкал наименований.

Например, эмоциональные состояния испытуемого могут быть представлены состояниями радости, гнева, страха, удивления и т. п. Способы выполнения заданий могут включать наличие или отсутствие подсказок испытуемому. Количественные НП соответствуют ранговым, пропорциональным или интервальным шкалам.

Например, время, отведенное на выполнение задания, количество заданий, размер вознаграждения по результатам решения задач могут быть использованы как количественные НП.

В зависимости от количества уровней проявления независимых переменных различают двухуровневые и многоуровневые НП. Двухуровневые НП имеют два уровня проявления,многоуровневые – три или более уровней. В зависимости от количества уровней проявления НП строятся различные по сложности экспериментальные планы.

Зависимые переменные. Фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной, называется зависимой переменной (ЗП).

Зависимая переменная – это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя.

В качестве ЗП могут выступать физиологические, эмоциональные, поведенческие реакции и другие психологические характеристики, которые можно зарегистрировать в ходе психологических экспериментов.

В зависимости от способа, с помощью которого можно зарегистрировать изменения, выделяют ЗП:

S наблюдаемые непосредственно;

S требующие физической аппаратуры для измерения;

S требующие психологического измерения.

К ЗП, наблюдаемым непосредственно, относятся вербальные и невербальные поведенческие проявления, которые четко и однозначно могут быть оценены внешним наблюдателем, например отказ от деятельности, плач, определенное высказывание испытуемого и т. п.

К ЗП, требующим физической аппаратуры для регистрации, относятся физиологические (пульс, величина артериального давления и т. д.) и психофизиологические реакции (время реакции, латентное время, длительность, скорость выполнения действий и т. п.).

К ЗП, требующим психологического измерения, относятся такие характеристики, как уровень притязаний, уровень развития или сформированности тех или иных качеств, форм поведения и т. п. Для психологического измерения показателей могут быть использованы стандартизированные процедуры – тесты, опросники и т. п.

Некоторые поведенческие параметры могут быть измерены, т. е. однозначно распознаны и интерпретированы только специально обученными наблюдателями или экспертами.

В зависимости от количества параметров, входящих в зависимую переменную, различают одномерные, многомерные и фундаментальные ЗП. Одномерная ЗП представлена единственным параметром, изменения которого и изучаются в эксперименте. Примером одномерной ЗП может служить скорость сенсомоторной реакции.

Многомерная ЗП представлена совокупностью параметров. Например, внимательность может оцениваться объемом просмотренного материала, количеством отвлечений, числом правильных и ошибочных ответов и т. д. Каждый параметр может фиксироваться независимо.

Фундаментальная ЗП представляет собой переменную комплексного характера, параметры которой имеют некоторые известные отношения между собой. В этом случае одни параметры выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная – как функция.

Например, фундаментальное измерение уровня агрессии может рассматриваться как функция ее отдельных проявлений (мимических, вербальных, физических и др.).

Зависимая переменная должна обладать такой базовой характеристикой, как сензитивность. Сензитивность ЗП – это ее чувствительность к изменению уровня независимой переменной. Если при изменении независимой переменной зависимая переменная не изменяется, то последняя несензитивна и проводить эксперимент в таком случае не имеет смысла.

Известны два варианта проявления несензитивности ЗП: «эффект потолка» и «эффект пола». «Эффект потолка» наблюдается, например, в том случае, когда предъявляемая задача настолько проста, что ее выполняют все испытуемые независимо от возраста.

«Эффект пола», напротив, возникает в том случае, когда задание настолько сложно, что с ним не может справиться ни один из испытуемых.

Существуют два основных способа фиксации изменений ЗП в психологическом эксперименте: непосредственный и отсроченный. Непосредственный способ применяется, например, в экспериментах по кратковременному запоминанию.

Экспериментатор непосредственно после повторения ряда стимулов фиксирует их количество, воспроизведенное испытуемым.

Отсроченный способ используется в том случае, когда между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени (например, при определении влияния количества заученных иностранных слов на успешность перевода текста).

Дополнительные переменные (ДП) – это сопутствующая стимуляция испытуемого, оказывающая влияние на его ответ. Совокупность ДП состоит, как правило, из двух групп: внешних условий опыта и внутренних факторов. Соответственно их принято называть внешними и внутренними ДП.

К внешним ДП относят физическую обстановку опыта (освещенность, температурный режим, звуковой фон, пространственные характеристики помещения), параметры аппаратуры и оборудования (дизайн измерительных приборов, рабочий шум и т. п.

), временные параметры эксперимента (время начала, продолжительность и др.), личность экспериментатора.

К внутренним ДП относят настроение и мотивацию испытуемых, их отношение к экспериментатору и опытам, их психологические установки, склонности, знания, умения, навыки и опыт в данном виде деятельности, уровень утомления, самочувствие и т. п.

В идеале исследователь стремится все дополнительные переменные свести на нет или хотя бы к минимуму, чтобы выделить «в чистом виде» связь между независимой и зависимой переменными. Существует несколько основных способов контроля влияния внешних ДП: 1) элиминация внешних воздействий; 2) константность условий; 3) балансировка; 4) контрбалансировка.

Элиминация внешних воздействий представляет собой наиболее радикальный способ контроля. Он состоит в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних ДП. В лаборатории создаются условия, изолирующие испытуемого от звуков, света, вибрационных воздействий и т. п.

Наиболее ярким примером может служить эксперимент по сенсорной депривации, проводимый на добровольцах в специальной камере, полностью исключающей поступление каких-либо раздражителей из внешней среды.

Следует отметить, что элиминировать воздействия ДП практически невозможно, да и не всегда нужно, так как результаты, полученные в условиях элиминации внешних воздействий, вряд ли могут быть перенесены в реальность.

Следующий способ контроля – создание константных условий. Суть этого способа состоит в том, чтобы сделать воздействия ДП постоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта.

В частности, исследователь стремится сделать постоянными пространственно-временные условия эксперимента, технику его проведения, оборудование, предъявление инструкции и т. д.

При тщательном применении этого способа контроля удается избежать больших погрешностей, однако проблема переноса результатов эксперимента в условия, сильно отличающиеся от экспериментальных, остается проблематичной.

В тех случаях, когда нет возможности создать и поддерживать постоянные условия на протяжении всего эксперимента, прибегают к способу балансировки. Этот способ применяется, например, в ситуации, когда внешняя ДП не поддается идентификации. В этом случае балансировка будет состоять в использовании контрольной группы.

Исследование контрольной и экспериментальной групп проводится в одних и тех же условиях с той лишь разницей, что в контрольной группе отсутствует воздействие независимой переменной.

Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними ДП, а в экспериментальной – совместным действием внешних дополнительных и независимой переменной.

Если внешняя ДП известна, то балансировка заключается в воздействии каждого ее значения в сочетании с каждым уровнем независимой переменной. В частности, такая внешняя ДП, как пол экспериментатора, в сочетании с независимой переменной (пол испытуемого) приведет к созданию четырех экспериментальных серий:

1) мужчина-экспериментатор – мужчины испытуемые;

2) мужчина-экспериментатор – женщины испытуемые;

3) женщина-экспериментатор – мужчины испытуемые;

4) женщина-экспериментатор – женщины испытуемые.

В более сложных экспериментах может применяться балансировка нескольких переменных одновременно.

Контрбалансировка как способ контроля внешних ДП практикуется чаще всего тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, однако предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих.

Для ликвидации возникающего в этом случае «эффекта последовательности» разным группам испытуемых экспериментальные условия предъявляются в различном порядке.

Например, в первой серии эксперимента первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более простых к более сложным, а второй – от более сложных к более простым.

Во второй серии, напротив, первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более сложных к более простым, а второй – от более простых к более сложным. Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность проведения нескольких серий эксперимента, однако следует учитывать, что большое число попыток вызывает утомление испытуемых.

Внутренние ДП, как указывалось выше, – это факторы, кроющиеся в личности испытуемого. Они оказывают весьма значительное влияние на результаты эксперимента, их воздействие достаточно трудно проконтролировать и учесть. Среди внутренних ДП можно выделить постоянные и непостоянные.

Постоянные внутренние ДП в течение эксперимента существенно не изменяются. Если эксперимент проводится с одним испытуемым, то постоянными внутренними ДП будут его пол, возраст, национальность.

К этой группе факторов также можно отнести темперамент, характер, способности, склонности испытуемого, его интересы, взгляды, убеждения и другие компоненты общей направленности личности.

В случае проведения эксперимента с группой испытуемых эти факторы приобретают характер непостоянных внутренних ДП, и тогда для нивелировки их влияния прибегают к специальным способам формирования экспериментальных групп (см. 4.6).

К непостоянным внутренним ДП относятся психологические и физиологические характеристики испытуемого, которые могут либо значительно изменяться по ходу эксперимента, либо актуализироваться (или исчезать) в зависимости от целей, задач, вида, формы организации эксперимента.

Первую группу таких факторов составляют физиологические и психические состояния, утомляемость, привыкание, приобретение опыта и навыков в процессе выполнения экспериментального задания.

В другую группу входят установка на данный опыт и данное исследование, уровень мотивации к данной экспериментальной деятельности, отношение испытуемого к экспериментатору и своей роли подопытного и т. п.

Для уравнивания эффекта воздействия этих переменных на ответы в разных пробах существует ряд способов, успешно применяемых в экспериментальной практике.

Для устранения так называемого серийного эффекта, в основе которого лежит привыкание, используется особая очередность предъявления стимулов.

Эта процедура получила название «уравновешенного чередного порядка», когда стимулы разных категорий предъявляются симметрично относительно центра стимульного ряда.

Схема такой процедуры выглядит так: А В В А, где А и В – стимулы разных категорий.

Чтобы предупредить влияние на ответ испытуемого тревожности или неопытности,проводятся ознакомительные или предварительные эксперименты. Их итоги не учитываются при обработке данных.

Для предупреждения изменчивости ответов из-за накопления опыта и навыков в процессе эксперимента испытуемому предлагается так называемая «исчерпывающая практика».

В результате такой практики у испытуемого до начала собственно эксперимента вырабатываются устойчивые навыки, и в дальнейших экспериментах показатели испытуемого от фактора накопления опыта и навыков уже напрямую не зависят.

В тех случаях, когда необходимо свести к минимуму влияние на ответ испытуемогоутомления, прибегают к «методу вращения». Суть его состоит в том, что каждой подгруппе испытуемых предъявляется определенная комбинация стимулов.

Совокупность таких комбинаций полностью исчерпывает все множество возможных вариантов. Например, при трех типах стимулов (А, Б, В) каждому из них представляется первое, второе и третье место в предъявлении испытуемым.

Таким образом, первой подгруппе стимулы предъявляются в порядке АБВ, второй – АВБ, третьей – БАВ, четвертой – БВА, пятой – ВАБ, шестой – ВБА.

Приведенные способы процедурного уравнивания внутренних непостоянных ДП применимы как для индивидуальных, так и для групповых экспериментов.

Установка и мотивация испытуемых как внутренние непостоянные ДП должны поддерживаться на одном и том же уровне во время всего опыта.

Установка как готовность воспринимать раздражитель и отвечать на него определенным образом создается через инструкцию, которую экспериментатор дает испытуемому.

Чтобы установка была именно такой, какая требуется по задаче исследования, инструкция должна быть доступна испытуемым и адекватна задачам эксперимента. Однозначность и легкость понимания инструкции достигаются ее ясностью и простотой.

Во избежание вариативности предъявления инструкцию рекомендуется зачитывать дословно или давать в письменном виде. Поддержание исходной установки контролируется экспериментатором путем постоянного наблюдения за испытуемым и корректируется путем напоминания при необходимости соответствующих указаний инструкции.

Мотивация испытуемого рассматривается главным образом как интерес к данному эксперименту. Если интерес отсутствует или слаб, то трудно рассчитывать на полноценность выполнения испытуемым предусмотренных в эксперименте заданий и на надежность его ответов.

Слишком высокий интерес, «перемотивация», также чревата неадекватностью ответов испытуемого. Поэтому для получения исходно приемлемого уровня мотивации экспериментатор должен самым серьезным образом подойти к формированию контингента испытуемых и подбору стимулирующих их мотивацию факторов.

В качестве таких факторов могут выступать состязательность, различные виды вознаграждения, интерес к своим показателям, профессиональный интерес и др.

Психофизиологические состояния испытуемых рекомендуется не только поддерживать на одном уровне, но и оптимизировать этот уровень, т. е. испытуемые должны находиться в «нормальном» состоянии.

Следует убедиться, что до проведения опыта у испытуемого не было сверхзначимых для него переживаний, у него достаточно времени для участия в эксперименте, он не голоден и т. п. Во время проведения эксперимента не следует излишне возбуждать или подавлять испытуемого.

Если же эти условия выполнить не удается, то проведение эксперимента лучше отложить.

Из рассмотренных характеристик переменных и способов их контроля становится понятой необходимость тщательной подготовки эксперимента при его планировании.

В реальных условиях экспериментирования добиться 100 %-го контроля всех переменных невозможно, однако различные психологические эксперименты значительно отличаются друг от друга степенью контроля переменных.

Рассмотрению вопроса оценки качества эксперимента посвящен следующий раздел.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_130083_eksperimentalnie-peremennie-i-sposobi-ih-kontrolya.html

Виды контроля | Психология взаимоотношений

11. Виды переменных и формы их контроля в психологическом

Отсутствие прямого контроля условий и невозможность контроля распределения объектов по группам не означают, что нельзя получить валидное объяснение; это сложнее сделать, чем в других областях психологии. Кратко упомянем четыре вида критериев для сокращения количества вероятных альтернативных интерпретаций различий культурных групп31.

Культурные популяции должны быть выбраны априорно, на основании этнографических описаний, а не так, чтобы выборки случайно оказались под рукой.

Это происходит в только в исследованиях, с дизайном Post-Test, Что делает их результаты аксиомой, уязвимой для неправильной интерпретации32.

Только в контексте теории, которая проводит различия между культурными группами по некоторым зависимым переменным Могут ИнтерпреТироваться как следст-

31 Ср. также Malpass & Poortinga, 1986; Van de Vijver &
Leung, 1997a, 1997b.

32 Cm. Cook & Campbell, 1979.

Вие различного влияния независимых переменных на эти группы33. Когда группы выбираются по иным причинам, чем влияние на них независимой переменной, теряется наиболее важная форма экспериментального контроля в сравнительном анализе.

Примером этого являются многие исследования этнических групп или групп меньшинств, при которых выбор меньшинства или большинства в пределах общества затруднителен.

Различия между этими группами могут быть приписаны факторам меньшинства, большинства или взаимодействию между ними.

Доступна и другая стратегия устранения конкурирующих альтернатив, если зависимая переменная выражена функцией двух или более отдельных измерений. Примером этого может служить оценка, которая выводится, исходя из различий между двумя измерениями.

Так, например, Коул (1968) исследовал обработку визуальной информации у Кпелле И североамериканских респондентов (см. гл. 8). Было установлено, что КпелЛе Хуже оценивали число точек, предъявляемых с помощью тахистоскопа, чем респонденты из США.

Этот результат не очень интересен сам по себе, так как можно найти много объяснений, которые не имеют никакого отношения к обработке визуальной информации. Однако Коул и его коллеги также установили, что межкультурные различия были больше, когда точки образовывали регулярные паттерны (узоры), чем когда они были беспорядочно разбросаны.

Из факта существования многих неконтролируемых переменных, таких, как мотивация субъектов, понимание задания и т. д., можно резонно допустить, что их влияние идентично для обоих условий эксперимента. 33 См. Malpass, 1977.

Поэтому возможен вывод, что американские испытуемые лучше использовали организацию точек в предъявленных стимулах. Этот результатможно считать следствием их образования.

Третья форма контроля, доступного для кросс-культурного исследователя — устранение влияния внешних (посторонних) переменных благодаря статистическому анализу (с помощью ковариационного анализа или метода регрессии можно учитывать влияние возраста).

Хотя это позволяет исключить некоторые альтернативные объяснения, статистический контроль остается слабой альтернативой экспериментальному контролю34. Конечно, исключение отдельного объяснения с помощью статистического анализа требует, наличия необходимой информации.

Это означает, что переменные, которые содержат эту информацию, должны быть включены в план исследования.

Четвертый тип контроля требует расширения базы данных как источника интерпретации. Важной стратегией является использование более чем одного метода измерения. Можно больше доверять результату, если он установлен с помощью нескольких способов, например, не только с использованием опросника-самоотчета.

В данном случае уместно различать конвергентную и дискриминативную ва-лидность35. Подтверждение валидности можно получить на основе взаимосвязей тех переменных, связь между которыми предполагается на теоретическом и/или эмпирическом основании; это конвергентная валидность.

Доказательство также можно получить на основе отсутствия взаимосвязей тех переменных, для которых эта взаимосвязь не ожидается; это

34 См. Cook & Campbell, 1979.

35 См. Campbell & Fiske, 1959.

Дискриминантная валидность. Например, в гл. 5 мы упоминали исследование Скрибнера и Коула (1981), которые установили связь между обучением и абстрактным мышлением среди народности Ваи, Но не обнаружили связи между грамотностью и абстрактным мышлением.

Второй результат можно рассматривать как случай дискриминантной валидности; он не свидетельствует в пользу убеждения, что грамотность является основным фактором для проявления абстрактного мышления.

Можно добавить, что Скриб-нер и Коул выбрали исследования среди Ваи, Потому что у них имеются различные формы грамотности и обучения в школе.

Такое разделение переменных, которые в большинстве обществ тесно связаны (дети в основном учатся читать и писать в школе), позволяет исключить влияние вмешивающихся (посторонних) переменных.

Формирование выборки

Мы различаем три этапа формирования выборки. Сначала нужно сделать выбор культурных популяций, которые следует включить в исследование. После возникает вопрос, можно ли ограничивать выбор некоторыми подгруппами в пределах каждой культуры или нет. Наконец, следует решить, как отбирать индивидов в каждой культуре или группе36.

Для сравнительных исследований существуют две приемлемые стратегии выбора культур. Наиболее распространен выбор только нескольких культур, которые явно отличаются по какой-либо независимой переменной, что обеспечивает противоположность, интересующую кросс-культурного психолога. Это

36 ср. Lonner& Berry, 1986b; Van de Vijver& Leung, 1997b.

Равносильно теоретически направляемому отбору. Вторая и менее распространенная стратегия — это привлечение выборки культур, которую можно считать представителем всех культур мира.

Неприемлемой стратегией является выбор нескольких стран после случайных встреч на конференции с коллегами, которые желают собрать данные, или на основании заинтересованности в посещении определенной страны.

Сбор данных должен диктоваться теоретически интересной противоположностью вовлеченных культур, а не просто благоприятной возможностью.

Это означает, что отбираться должны те культуры, которые отличаются по постулируемой независимой переменной, являющейся центром исследования. Начальный отбор следует производить на основании доступной информации, например из этнографической литературы (ср. гл. 9).

Рекомендуется проверить, действительно ли присутствуют предполагаемые различия по независимой переменной. Это было сделано Си-галлом (1966), который в свое исследование иллюзий зрения (ср. гл. 8) включил опросник с темами по характерным чертам окружающей среды.

Его должны были заполнить местные исследователи для той группы, в которой он собирал свои данные.

Иногда в исследование вводится культура, которая служит эталоном для сопоставления. Если исследователи берут свою собственную культуру как эталон, они могут проверить, соответствуют ли результаты (уровни и паттерны оценок) их изначальным ожиданиям. Это особенно полезно, когда используются недавно разработанные методы. Если результаты, которые были получены в знакомой

Культуре, не соответствуют ожидаемым, валидность результатов в других культурах будет еще более сомнительной.

Чтобы получить лучшее распределение независимой переменной, в исследование могут быть включены дополнительные культуры; это метод стратифицированной выборки37. С ростом количества культур, рано или поздно придется привлекать случайную выборку из всех культур мира.

Размеры такой выборки зависят от требуемого уровня точности, но для большинства переменных численность, конечно же, не должна быть менее двадцати или двадцати пяти случаев. Для «Атласа Аффективных Значений» Осгуда (см. гл.

7) данные собирали в тридцати странах, но это не позволило сформировать случайную выборку мировых культур, так как в данном случае все респонденты должны были быть грамотными.

Эти трудности характерны и для формирования выборки в других крупномасштабных психологических исследованиях, о которых мы говорили ранее, например, для исследования Хофштеде (1980) по ценностям, связанным с работой, и для аналогичной работы Шварца (1994), которые мы упомянули в гл. 3.

В культурной антропологии существует большое количество Гологеистических Исследований — это работы с выборками из культур всего мира, включая неграмотные общества. Они основаны на доступных описаниях, главным образом из HRAF, о чем упоминалось в главах 2 и 9.

Существуют два аспекта формирования выборки, которым уделили гораздо больше внимания в антропологии, чем в кросс-культурной психологии. Первый — известен как проблема Гальто-на38. Она относится к распространению

37 См., например, Kish, 1965.

38 См. Naroll, 1970c; Naroll, 1980.

Культурных характеристик в результате контактов между группами. Если у двух культур наблюдаются сходные показатели по изучаемой переменной, это может быть следствием обмена знаниями и достижениями в результате контактов и общения (диффузия). Наролл (см. гл.

9) предложил способы решения этой проблемы. Они основаны на предположении, что сходство соседних групп сильнее будет отражать диффузию, чем сходство групп, которые проживают на значительном расстоянии друг от друга.

В конце концов, вероятность диффузии на большом расстоянии меньше, чем вероятность диффузии между соседями.

Вторая проблема заключается в том, какой уровнь культуры следует определять культуры. На самом общем уровне Мер-док (1967) выделил шесть культурных регионов: Африка к югу от Сахары, Азия, Австралия, Средиземноморье, Северная Америка и Южная Америка.

По многим параметрам, которые интересуют психологов (например, грамотность, практики социализации, коллективизм), диапазон вариаций внутри этих культурных регионов сопоставим с диапазоном вариаций между этими регионами.

Поэтому отбор выборки, стратифицированной согласно регионам (например, подбор равного количества культур из каждого региона) имеет смысл только в ограниченном числе обстоятельств.

Часто общий (генерализованный) уровень общества смешивается с национальным.

В статьях, опубликованных в «JournalOfCrossCulturalPsychology» И «InternationalJournalOfPsychology», «культура» нередко совпадает со «страной». В культурной антропологии это считают недопустимым39. Определе-Ние Культуры, ЧТо можно назвать более

39 См. Naroll, 1970b.

Точно «общностью носителей культуры» (или «культурной общностью»), должно совпасть с тем, как изменяется исследуемая переменная. Если интерес вызывает политическая организация, то соответствующей культурной общностью является национальное государство.

Однако при изучении психологического влияния тональности речи культурной общностью должна быть языковая группа (ср. гл. 6).

Условия воспитания детей обычно следует определять по меньшим группам носителей культуры, так как в пределах страны могут существовать значительные отличия, например, между городскими и сельскими жителями. В итоге, основные принципы можно свести к двум.

Во-первых, определение культурной общности зависит от природы изучаемой независимой переменной. Во-вторых, носителикультуры должны выбираться так, чтобы адекватно охватить весь диапазон вариации изучаемой переменной.

Относительный недостаток интереса среди кросс-культурных психологов к точному определению групп носителей культуры может также влиять на выбор подгрупп среди этих носителей. Ошибочно предполагать в культуре однородность исследуемых факторов.

Большая часть, если не все психологические переменные, показывают систематические расхождения между представителями разных групп носителей культуры. Это подразумевает, что фактически всегда существуют контрастные группы, которые имеют высокие и низкие значения оценок.

Поэтому диапазон кросс-культурных различий прямо зависит от выбора конкретных групп.

Почти невозможно так отобрать группу в одной культуре, чтобы она точно соответствовала группе в другой культуре. Резкую критку вызывает подбор респон-

Дентов в выборки по определенному критерию40. Суть возражений заключается в том, что соответствие по одной переменной, почти без исключений, приводит к несоответствию по другим переменным.

Предположим, исследователь предпочел выборки американцев и африканцев, сопоставимых по уровню образования.

Образованные африканцы скорее, чем средние граждане их страны, будут иметь высокий доход и высокое социальное положение, и в то же время они, вероятно, будут меньше ценить традиционные нормы и обычаи.

Каждый член популяции, представляющей интерес, должен иметь равную возможность быть отобранным в репрезентативную выборку. Это соответствует требованию случайного отбора респондентов. Группы, которые используются в кросс-культурных исследованиях редко, если вообще когда-либо соответствуют этому требованию. Это зависит от изучения распределения соответствующих переменных в популяциях.

Отклонения от процедуры случайного выбора оказывать серьезное влияние на результаты исследования. С другой стороны, методика формирования выборки весьма несущественна, если индивидуальные различия (внут-ригрупповые вариации) будут малосопоставимы с различиями между культурами (межгрупповые вариации).

Но для многих психологических переменных внутригрупповые вариации явно превышают межгрупповые вариации41

Из этого обсуждения можно сделать следующие выводы. Во-первых, кросс-культурные исследователи должны с осторожностью обобщать свои результаты, перенося их на большие культур-

40 Draguns, 1982; Lonner & Berry, 1986b.

41 См., например, Poortinga & Van Hemert, 2001.

Ные популяции, где не соответствовал принципу случайности. Насколько мы можем судить, использование меньших, более точно определенных групп носителей культуры, приведет к большей точности, как в методологическом, так и в теоретическом отношении.

Следствием этой рекомендации является довольно подробное описание популяций во всех сравнительных исследованиях. Во-вторых, требование случайного отбора респондентов применяется в кросс-культурной психологии точно так же, как и в других ее областях.

Posted in Кросс-культурная психология

Источник: http://pciholog.com/kross-kulturnaya-psixologiya/vidy-kontrolya/

22. Виды и формы экспериментального контроля

11. Виды переменных и формы их контроля в психологическом

Корнилова:

Этильный контроль – способы усовершенствования экспер, приближающие его к безупречному.

Включает:

1. способы задания уровнен НП (функциональны – контроль НП пли управление этальными факторам;')

2. контроль побочных переменных и всех факторов, которые могут угрожать валидному выводу о причинном действии НП на ЗП Это условие контроля за выводом. Разработка планов (схем) Этов – один из компонентов контроля.

Виды этильного контроля первичный и др. Формы контроля планы

“Контроль после” – см. вопрос 69.

Формы этального контроля

Этальные гипотезы отличаются от других научных предположений в том, что они имеют эмпирическое содержание, т.е. являются высказываниями об опытных закономерностях.

Этальный контроль обеспечивает достоверность вывода об эмпирически выявляемой зависимости с точки зрения отвержения других правдоподобных объяснений, но не достоверность с точки зрения конкретизации теоретической интерпретации причинно-следственного характера.

Виды контроля переменных:

1. планирование как построение Этальных схем

2. задание разных типов переменных и соответственно разных типов Этов

3. снятие угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо присутствующих при реализации Эта и подлежащих т. п. первичному контролю, т.е. контролю до выбора конкретных схем или безотносительно к Этальным планам.

Контроль посредством Энтльиых схем

Означает обычно и контроль побочных, смешивающихся пли сопутствующих переменных. Гипотезы с одним отношением (формулируют каузальную зависимость между одной НП и показателем ЗП) – проверяются при использовании истинных Э-га.чьгых планов (по Кэмпбеллу) или интраиндив и межгр сравнений (по Готтсдаикеру).

Контроль типа переменных

Обобщение на другие группы испытуемых связано с контролем того. насколько хорошо представленные в Эте выборки испытуемых репрезентируют более широкие группы людей, на которые осуществляется перенос зависимости. По больше эго связано с учетом уровней ДП. Мо;ут применяться такие формы контроля, как стабилизация переменных или их максимальное варьирование.

Эффект Этатора и первичный контроль

Этатор в разной степени включен в проведение Эта и общение с испытуемым в зависимости от процедуры Эта.

Этатор собирает данные, объясняет цель действий, во многом обусловливает мотивационный уровень принятия задачи испытуемым. Г.

Тэшфел: Эт проходит не в вакууме: испытуемый строит предвосхищения относительно ожидаемых от него стратегий поведения или желательных ответов. Т. о., существует как

«эффект Этатора», так и «эффект испытуемого». На результаты Эта влияют такие хар-ки Этатора, как пол. возраст и т. д. Влияние характерологических черт Этатора или взаимодействия черт испытуемого и Этатора проявляются еэ основном там. где может быть показана содержа тельная зависимость между обсуждаемым свойством и базисным процессом.

Готтел:

Контроль, способы контроля (СК) – способы усовершенствования Эта, приближающие его к безупречному.

При обозначении СК учитывают:

1. цель, которая достигается с применением их

2. обшии или частный фактор, подлежащий контролю (т. е. устранению или усреднению) можно понимать способы контроля как:

а) контроль обобщения полученных результатов и выводов и контроль внутренней или внешней валидности

б). способы контроля основных источников нарушения валидностн – ненадежности и смешения, и порождающих их конкретных факторов (времени, задачи, последовательности и др.) характеристика способов контроля:

1. СК, связанные с самим типом эта. Некоторые источники нарушения валидности устраняются благодаря типу эта. Поэтому можно расе некоторые виды этов как СК: факторный – контроль сопутствующего смешения, многоуровневый – контроль неполноты НП и др., корреляционные иссл – только стат контроль.

2. Этальная схема – тоже способ контроля. По основанию сравнения условий делят:

– интраиндивидуальный контроль

– межтрупповой контроль

– кроссиндив контроль

– контроль сопутсвующего смешения требует особых схем, которые не входят в основную классификацию

3. способы первичного контроля – универсальные меры контроля побочных факторов, не зависящих от типа Эта. Бывают:

общие (выбор адекватного количества проб, испытуемых, уровней НП) частные (подбор задач, предварительные меры по распределению испытуемых и др.)

Таблица: проблемы соответствия (достижения внешней валидности) и возможные способы их решения (контроля) в различных видах Эта:

Вид этаПроблемы соответствияСпособы контроляДостигаемая цель
Естественный (индивидуальный)Соотв уровня ключевой ДППодбор задач, соответствующих изучаемой деятельностиОбобщение результатов на изучаемую деятельность и рекомендации для каждого из испытуемых
ИскусственныйСоотв всех переменных, вошедших в гипотезу, их реальным аналогамВыбор адекв уел НП, измеряемых показателей деятельности испытуемого иОбобщение результатов на изучаемые практические ситуации
способов их :
представления: 1
анализ возможных
влиянии имитации реальности:
ГрупповойСоотв исследуемойСхемы отбораРаспространиние
выборки и изучаемой популяциииспытуемыхрезультатов популяцию
ЛабораторныйСоотв методическихВыбор методическихПроверка
процедур ипроцедурУточнение теор
теоретическихмоделей
понятии;проблема
универсальности результатов
Факторный (и коррИнтерпретацияПроведение серииНаиб широкое
иссл)характераэтов при разныхобобщение
полученногоусловиях ДП (в корррезультатов
результата действияиссл подбор групп повыявление
НП (установленных корреляций)этим ур и стат контроль)простого (иликомбинированного)
действия НП; (в
корр иссл
выявление
базисных факторов)

Способы первичного контроля повышают надежность Эта и сокращают систематическое смешение. Если надежность высокая, то при многократном воспроизведении Эта будет воспроизводиться примерно одно и то же значение ЗП. Выбор адекватного количеств проб.

Для достижения высокой надежности количество проб должно соответствовать изменчивости изучаемого поведения. Сокращение изменчивости во времени. Достигается прежде всего с помощью организации хода Эта (в т. ч. строгого соблюдения его процедуры) и его протоколирования.

Любые меры, которые позволяют сделать Эт более точным, сокращают изменчивость поведения во времени. Любые способы стабилизации побочных переменных повышают надежность Эта.

Источник: https://studfile.net/preview/5571173/page:11/

Виды переменных и формы их контроля в психологическом эксперименте

11. Виды переменных и формы их контроля в психологическом

Переменная в широком смысле – реальность , изменения которой могут быть каким-то образом измерены. Переменная –

1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в Эте.

Виды переменных:

НП – изменяется Этатором. 3 аспекта выделения НП:

1. Экспликация из теоретической (научной) гипотезы таких следствии, эмпирическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или иной тип функционального контроля НП как причинно действующего фактора.

2. Обоснование контролируемой переменной как психологической, т. с. включенной в причинную связь на уровне психологического объяснения.

3. Решение вопросов о возможности реализации предполагаемого причинного воздействия с точки зрения операционализации переменной в конкретной методической процедуре и с точки зрения этических оценок возможности соответствующей НП.

4. Готовность исследователя использовать те или иные виды воздействий в научных целях.

Кэмпбелл: виды НП:

1. Управляемые переменные или факторы ( могут называться стимульные условия, условия стимуляции), в качестве которых могут выступать и целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов.

2. Потенциально управляемые переменные, которые в принципе можно варьировать, но этого по каким-то причинам не делается (экономическим, этическим и т. п.).

3. Относительно постоянные аспекты окружения (школа, социальный уровень, достаток и пр.) – не контролируются Этатором непосредственно, но могут выступать в качестве фиксируемых оснований разбиения испытуемых или условий и на определенные классы как уровни НП.

4. «Организмические» переменные – пол, возраст и др. Также можно подбирать группы, отличные по этой характеристике.

5. Тестируемые или предварительно измеряемые переменные (арсенал методик, по данным которых возможны классификации, или выделение групп испытуемых).

Для личностных переменных, реконструируемых на основании тестируемых показателей, управление сводится к подбору групп, отличающихся по заданному показателю (это уже квазиЭтальные схемы).

НП не может быть сведена к варьируемым условиям.

Отличия НП с точки зрения их соответствия условиям реальной жизнедеятельности человека или теоретическим понятиям, операционализируемым на уровне конкретных методических средств, задают критерий классификации Этов на «естественные», «искусственные», «лабораторные». В лабораторном Эте предполагается очищение условий Эта так, чтобы можно было изменять единичные НП. Однако в Эте могут быть организованы такие условия НП, которым в реальной жизни ничто не соответствует (пример: дихотическое прослушивание Черри).

Организуемое воздействие может не восприниматься испытуемым либо воздействовать независимо от того, осознается ли его присутствие человеком.

В самом восприятии составляющих Этальных условий для испытуемых субъективно значимыми могут быть отнюдь не те различия, которые устанавливаются Этатором.

Даже при управлении «стимульными» условиями действие НП опосредовано базисными процессами, которые могут пониматься в качестве психологических механизмов, опосредующих влияние НП на ЗП. Один из критериев отличия психологических Этов от непсихологических (например, поведенческих) – наличие или отсутствие попытки обоснования тех процессов, которые обеспечивают изменение ЗП.

ЗП:

1. отклик, или измеряемая в Эте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием НП; в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждении и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. (Корнилова)

2. переменная, изменяющаяся при действии НП, принимая разные значения

Изменения ЗП рассматриваются как следствия изменения НП. Для ЗП и НП важно различать фиксируемый показатель и гипотетические механизмы функционирования переменной. НП, ЗП и подразумеваемое опюшсние между ними – части Этальнои гипотезы.

Дополнительные переменные:

«Третьи» переменные кроме всего прочего задают или ограничивают ширину распространения выводов из Эта на другие ситуации, в которых новый уровень третьей переменной вызовет изменение отношения между Х и V.

Такие переменные входят в гипотезу обычно в качестве условий, для которых сохраняется зависимость, и называются дополнительными (ДП).

Их влияние статистически не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП.

Уровень ДП определяет возможность последующих обобщений на реальность и обычно

указывается в Этальнои гипотезе.

Исследователь всегда выбирает тот критерий, по отношению к которому Этально установленную зависимость можно переносить на другие виды реальности. При этом выбранные уровни ДП всегда будут ограничивать эти возможности переноса, однако делая их более доказательными.

Затонная переменная – гипотетическая переменная. которая не поддается изменению в исследовании, но в модели связи между переменными характеризует сумму всех неучтенных влиянии (“возмущающих факторов ”) на изменяемую переменную.

Базисная переменная – переменная внутренних условий, в соотв с которой в квазиЭте осуществляется подбор неэквивалентных групп.

Источник: https://studopedia.org/9-46179.html

Экспериментальная психология – buslib

11. Виды переменных и формы их контроля в психологическом
Экспериментальная психология экзамен

наблюдениеэксперимент
Целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдения и не требующее от него вмешательства путём создания специальных условийпроводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.
организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях (вики)Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Характерные признаки:
1.       Сохранение естественности психических явлений2.       Наблюдение всегда должно быть напрпавленным3.       Фиксация результатов наблюдения1.       Моделирование явления и условий исследования (экспериментальная ситуация)2.       Активное воздействие исследователя на явление (варьирование переменных)3.       Измерение реакции испытуемого под воздействием эксперимента (или после воздействия)4.       Воспроизводимость результатов (возможность повторить эксперимент по использованным методикам)
Достоинства:
1.       Богатство собирательных сведений2.       Сохранение естественности условий деятельности3.       Необязательное получения согласия испытуемого (но для дальнейшего использования данных например видеозаписи разрешение испытуемого необходимо)1.       Исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психологических процессов, а создает условия для их появления у испытуемого.2.       Исследователь может целенаправленно изменить условия  или течение психических процессов3.       Обязателен строгий учёт условий протекания эксперимента (методика)4.       Эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.
Недостатки
1.       Субъективность исследователя, проекция собственных личностных качеств на испытуемого2.       Невозможно вмешиваться в ход событий без искажения, исследователь не может контролировать ситуацию.3.       Значительные затраты времени4.       Причинно-следственные связи не отделены от условий.1.       Некоторая искусственность2.       Необходимость создания константных условий (воздействия  постоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта дополнительными переменными)3.       Предполагает согласие испытуемого (не всегда, но часто)4.       Более трудоёмко или дорого ( в зависимости от типа регистрации данных, разработка методики и пр.)5.       Часто требует мотивации испытуемого6.       Зависит от психофизического состояния испытуемого (которое не всегда близко к естественному )7.       Наличие опытных исследователейПроблемы  области исследования·  Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила·  Психика обладает свойством спонтанности·  Психика слишком уникальна·  Психика — слишком сложный объект исследования
Сравнение
Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа, имеет случайное представлениеВопрос становится гипотезой – предполагает существование какой-либо зависимости между факторами
В зависимости от контроля ситуации
Ситуация менее строгаяСитуация четко определена, условия заранее запланированы
В зависимости от строгости регистрации действий испытуемого
Точная регистрации, приборы, бланки и т.д.Свободное описание

В результате наблюдения исследователь может выдвинутьгипотезу (научное предположение) причинно-следственного характера и затемпроверить её с помощью эксперимента.

Результаты эксперимента могут искажаться в силу рядафакторов — Артефактов исследования, Связанных с ожиданиями экспериментатора илииспытуемых.

Один из наиболее частых артефактов обусловлен Эффектом Пигмалиона(или эффектом Розенталя), Который выражается в том, что экспериментатор,глубоко убежденный в обоснованности выдвинутой им гипотезы, непроизвольнотранслирует свои ожидания испытуемым и, посредством косвенного внушения илидругого влияния, изменяет их поведение в желательном направлении.

Влияниеиспытуемых на результаты эксперимента выражается в так называемом ЭффектеХоторна : Зная или угадывая гипотезу, принятую экспериментатором, испытуемыйнамеренно или непроизвольно начинает вести себя соответственно его ожиданиям.

Устранить (или минимизировать) эти артефакты помогаетприменение Метода слепого , Суть которого в том, что испытуемые удерживаются вневедении относительно целей исследования и принятых гипотез, а разделениеиспытуемых на экспериментальную и контрольную группы производится без ведомаэкспериментатора.

Вопрос 11.Переменные психологического эксперимента

            В упрощённом примеренезависимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул(St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимаяпеременная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этогорелевантного стимула. Схематически это можно выразить следующим образом:

Однако, какправило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимойпеременной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практическивсегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные,систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)),ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образомокончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядиттак:

Следовательно,в эксперименте можно выделить три вида переменных:

Итак,экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимойи независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшисьпри этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействияиррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазыЛуны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайныхошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примеромслучайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глазиспытуемому соринка).

Переменная (П) – любая реальность, наблюдаемыеизменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могутбыть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале.

Зависимая переменная (ЗП) – «отклик», или измеряемая вэксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действиемнезависимой переменной (НП).

В психологическом исследовании представленапоказателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективныхсуждений и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. О – от Observation– фиксируемый, т.е.

наблюдаемый и измеряемый показатель, выступающий в качествеЗП. Используется также термин «измеренная переменная»

Независимая переменная (НП) – экспериментальноевоздействие или экспериментальный фактор (Х-воздействие) – управляемая, т.е.активно изменяемая исследователем переменная, другими словами – функциональноконтролируемая переменная; представлена на двух или более уровнях. Вэкспериментальной гипотезе понимается в качестве причинно-действующего фактора.

Двухфакторные переменные

P(L1,L2);  P(L1,S1); P(S1,S2);

Обученностьзависит от темперамента (L)  и метода обучения (S)

Методы обученияхолериксангвиникфлегматикмеланхолик
традиционное1234
проблемное5678
программируемое9101112

Получаем 12выборок

Виды связимежду зависимыми и независимыми переменными:

  1. Отсутствие зависимости
  2. Монотонно возрастающая зависимость

Закон Вебера-Фехнера

Г.Т.Фехнер (1858)математически обработал результаты исследований сформулировал «основнойпсихофизический закон», по которому сила ощущения p пропорциональналогарифму интенсивности раздражителя S:

где S0 — граничное значениеинтенсивности раздражителя: если S< S0,раздражитель совсем не ощущается; p0 — граничное значениеинтенсивности ощущения
Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-хлампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек.

Тоесть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, чтоприрост яркости постоянен. И наоборот, если прирост яркости постоянен, намбудет казаться, что он уменьшается. Например, если добавить одну лампочку клюстре из 12 лампочек, то мы практически не заметим прироста яркости.

В то жевремя, одна лампочка, добавленная к люстре из двух лампочек, даёт значительныйкажущийся прирост яркости.

Закон забывания Эббингауза

Кривая забывания или кривая Эббингауза была полученавследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессымышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов,состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никакихсмысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.)[1].

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторениясерии таких слогов забывание идет вначале очень быстро.

Уже в течение первогочаса забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов послезаучивания в памяти остается 35 % от изученного.

Далее процесс забыванияидет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общегочисла первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и черезмесяц.

Эффект края (при обучении)

Где GH – запоминание, GI – время от начала до конца лекции

  1. Инвертированная  неленейная зависимость U-образного типа.

Кривая Гаусса

Нормальное Распределение (кривая Гаусса)

Симметричная параболическая кривая, иногда возникающаяпри изображении серии результатов на частотном графике. Многие переменныеобразуют нормальное распределение, когда измерения проводятся в целойпопуляции.

Считается, что рост человека и коэффициент умственного развитияподчиняются принципу нормального распределения при достаточно большомколичестве участников. На кривой Гаусса большинство результатов концентрируетсявокруг центра, а наиболее высокие и низкие результаты встречаются гораздо реже.

Эти «хвосты» нормального распределения вытягиваются в обоих направлениях вдольоси абсцисс и теоретически никогда не соприкасаются с нею.

  1. Квазипериодическая зависимость (кривая сложной конфигурации, имеющая период)

(Приложение квопросу 4)

Типы переменных по Дружинину:

1.Характеристики знаний

1)Стимули материал заданий (устная форма, письменная)

2)Типответа испытуемого (письменно, устно)

3)Шкалаоценивания

2.Особенности ситуации

1)Физическиепараметры (освещенность, температура воздуха)

2)Социально-психологические(один, с группой, один на один с исследователем)

3)Особенности общения и взаимовоздействия испытуемого и экспериментатора

КлассификацияКэмбелла:

1. Управляемые

2. Потенциально-управляемые (экспериментатор неизменяет условия исходя из каких-либо причин, например этических, хотя мог быэто сделать)

3.Относительно постоянные аспекты окружения(условия жизни, социальные условия, деревня, город, детсад, детдом)

4.Органические переменные (пол, возраст, зрение,физическое развитие)

5.Тестируемые или предварительно измеряемыепеременные (то, что можно получить с помощью психотестов и др. методик)

Формула Курта Левина

P=f(L,S)

Где Р – поведение, F – функция (взаимосвязь),L – внутренних причин, S – внешних причин

Нулевойназывается корреляция при отсутствии связи переменных. В психологии практическинет примеров строго линейных связей (положительных или отрицательных).Большинство связей — нелинейные.

Классический притер нелинейной зависимости —закон Иеркса—Додсона: возрастание мотивации первоначально повышаетэффективность научения, а затем наступает снижение продуктивности (эффект«перемотивации»). Другим примером является связь между уровнем мотивациидостижений и выбором задач различной трудности.

Лица, мотивированные надеждойна успех, предпочитают задания среднего диапазона трдности — частота выборов нашкале трудности описывается колоколообразно кривой. Математическую теориюлинейных корреляций разработал Пирсон.

Ее основания и приложения излагаются всоответствующих учебниках и справочниках по математической статистике.Напомним, что коэффициент линейной корреляции Пирсона r варьируется от -1 до+1. Он вычисляется путем нормирования ковариации переменных на произведение ихсреднеквадратических отклонений.

Значимость коэффициента корреляции зависит отпринятого уровня значимость, но и от величины выборки. Чем больше модулькоэффициента корреляции, тем ближе связь переменных к линейной функциональнойзависимости.

Рис. 5.17. Примеры распределенийиспытуемых в пространстве двух признаков а) строгая положительная корреляция,б) сильная положительная корреляция, в) слабая положительная корреляция, г)нулевая корреляция, д) отрицательная корреляция, е) строгая отрицательнаякорреляция, ж) нелинейная корреляция, з) нелинейная корреляция

Методпсихологического эксперимента

Источник: https://www.sites.google.com/site/tohabiblio/home/eksperimentalnaa-psihologia

Гипотезы и формы контроля в психологическом эксперименте

11. Виды переменных и формы их контроля в психологическом

Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте

Владение нормативами экспериментального рассуждения предполагает умение ориентироваться в системе гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте: в соотношении теоретической и экспериментальной гипотез, экспериментальных и статистических гипотез, исходных и «конкурирующих» объяснений.

Цель эксперимента – проверить исследовательскую, или «рабочую», по словам Б. Теплова, гипотезу, которая направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе «воздействие», детерминирующее изменения зависимой переменной.

Такое понимание соотношения рабочей гипотезы и собственно экспериментальной гипотезы фиксирует различие исторического и логического способов изложения результатов экспериментального исследования.

То, что эксперимент может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось схем их психологических интерпретаций, фиксируется в понятии рабочей гипотезы. Гипотеза как догадка о закономерности, лежащей в основе взаимосвязи НП и ЗП, может появиться и после получения результатов опытов.

Однако при логическом способе построения отчета об экспериментальных данных последние рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился эксперимент. В таком случае гипотеза является уже не просто догадкой, а утверждением о виде эмпирической зависимости и возможном ее объяснении.

Теоретическая и экспериментальная гипотезы. Гипотеза как высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестны, но может быть установлена опытным путем, направляет построение любого исследования.

Выполняется ли это исследование методом наблюдения или эксперимента, зависит от типа утверждения о психологической закономерности. Гипотезы, включающие утверждения каузального типа, проверяются только в экспериментальном исследовании.

Рассматриваемые далее соотношения между уровнями теоретической и экспериментальной гипотез касаются предположений именно о каузальных закономерностях.

С одной стороны, каузальная гипотеза как догадка представлена утверждением «X воздействует на Y так, что…», т.е. является описанием отношения между НП и ЗП.

С другой стороны, это утверждение устанавливает законообразность или причинный характер названного отношения, а значит, рассматривается как проявление истинности другого высказывания – теоретической гипотезы.

Для экспериментов с научными целями характерна направленность на проверку эмпирических гипотез ради пополнения теоретического знания.

При проведении экспериментов с практическими целями гипотетическое объяснение и теоретическая гипотеза могут не иметь места, но это не значит, что не должны быть сформулированы доводы о возможностях обобщения экспериментальных данных. Если целью организации экспериментов в практических целях является прогноз на реальные виды деятельности, ситуации и т.д., то обобщение, направленное в будущее, занимает свое место в выводах.

Итак, при логическом представлении экспериментальных данных, получаемых с познавательной (или исследовательской) целью, началом рассмотрения является не рабочая гипотеза, а теоретическая, благодаря которой по принципу организации условного суждения «если… то…» эксплицируется экспериментальная гипотеза. Являясь утверждением о каузальной зависимости, экспериментальная гипотеза автоматически порождает высказывание, противопоставляющее ей противоположное утверждение.

Эксперимент может сравниваться с игрой, а в игре есть возможность выигрыша и проигрыша. Контргипотеза, противоположная по содержанию экспериментальной, есть проигрыш, но проигрыш этот может также служить цели прибавления знания, как и выигрыш.

Если нет возможности сформулировать опровержение экспериментальной гипотезы с точки зрения возможности получить противоречащие ей опытные данные, значит, сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы. Известно, что гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которого не известны, но могут быть проверены опытным путем.

Формулирование экспериментальной гипотезы и контргипотезы определяет, в каких направлениях могут рассматриваться ожидаемые эмпирические данные.

Экспериментальная гипотеза ставится в такие критические условия проверки, чтобы равными были шансы получить данные как «за», так и «против» предполагаемой в ней эмпирической закономерности.

На этом уровне подразумевается (или формулируется) одновременно и проверка контргипотезы как отрицания предполагаемой каузальной зависимости, следующего из получения данных против исходной гипотезы. Полученные данные должны рассматриваться в первую очередь под этим углом зрения – какая из двух зависимостей установлена эмпирически.

Кроме того, одна и та же эмпирическая закономерность может допускать разные причинные интерпретации исходя из разных теоретических посылок или переосмысления «технических» условий проверки гипотезы. Эти другие объяснения называются третьей (по отношению к экспериментальной и контргипотезе) конкурирующей гипотезой. Понятно, что этих «третьих» может быть более чем одна.

Однако статистически оцениваются шансы именно экспериментальной и контргипотезы. Тот факт, что поля оцениваемых экспериментально гипотез и возможных других интерпретационных гипотез не тождественны, выступает в качестве одного из «парадоксов К. Поппера» [45].

Психологические и статистические гипотезы.

Уровень статистических гипотез – это необходимый компонент проверки психологических гипотез, если исследователь претендует на признание полученных результатов в качестве достоверных или значимых и готов количественно оценить вероятность ошибок при принятии решений об экспериментальных фактах.

Это решения о том, имело ли место различие между показателями ЗП в разных экспериментальных условиях и какие конкретно различия можно описать на уровне статистически значимых закономерностей. В статистических гипотезах уже нет утверждения о каузальном характере влияния НП.

Статистические гипотезы – это гипотезы о выборочных значениях фиксируемых показателей. Такие гипотезы основаны на представлениях о распределении вероятностей в некотором «выборочном пространстве» событий. Статистическая проверка гипотезы состоит в выяснении того, насколько совместима эта гипотеза с имеющимся (наблюдаемым) результатом «случайного выбора».

Уровень значимости (р) есть вероятность отвергнуть статистическую гипотезу Н0, когда она верна. Выбор уровня значимости произволен. Однако есть ряд правил для ориентировки в степени возможного произвола. Уровень значимости связан с оценкой количества опытов или величиной выборок.

Обычно указывается минимальный уровень значимости, на котором можно отвергнуть гипотезу.

С этим уровнем связано установление того минимального экспериментального эффекта, который будет признан экспериментатором достаточным для суждения: «в экспериментальном и контрольном условиях наблюдалось такое-то различие между выборочными значениями переменной».

Различают формулировки нуль-гипотезы (Н0) как гипотезы об отсутствии различий и направленной гипотезы (Н1) о наличии значимых различий. Утверждение об отвержении нуль-гипотезы служит одним из оснований такой оценки эмпирических данных, что они свидетельствуют в пользу принятия выдвинутого в экспериментальной гипотезе предположения.

Сама экспериментальная гипотеза не может считаться «доказанной». Она остается открытой для дальнейшей проверки – в других исследованиях, другими методическими средствами или на основе переформулирования входящих в нее гипотетических конструктов.

Однако она может быть отвергнута на основании того, что не отвергнутой – на выбранном уровне значимости – осталась нуль-гипотеза. Возможно также получение результатов, когда уровень значимости недостаточен для суждения о том, можно или нет отвергнуть нуль-гипотезу.

Этот случай рассматривается как требование искать третье объяснение (т.е. рассматривать влияние НП за рамками контекста экспериментальной и контргипотезы). Р.

Готтсданкер в главе 6 своего учебника приводит пример того, как связаны области отвержения и неотвержения статистической гипотезы с областями принятия экспериментальной или конкурирующей гипотезы и непринятия ни одной из них.

Статистические решения основаны на вероятностных суждениях. С этим связан один из парадоксов развития экспериментального метода: детерминистски сформулированные утверждения о каузальных зависимостях оцениваются вероятностно. Это еще один из «парадоксов К. Поппера».

В отношении к проверке психологических гипотез он также специально обсуждается [82]. Экспериментальная гипотеза включает обычно детерминистски сформулированное объяснение отношения между НП и ЗП при определенном уровне других – дополнительных – переменных.

Предполагается, что в реальных условиях устанавливаемая зависимость должна «пробить себе дорогу» сквозь цепь случайностей или незапланированных влияний со стороны побочных переменных.

Вероятностно оценивается не само отношение между переменными и не истинность психологического объяснения, а достоверность того, что ожидаемая зависимость эмпирически установлена.

Специальная фиксация на постоянном уровне «третьих» переменных по отношению к НП и ЗП имеет следующую функцию, важную в психологическом исследовании.

Они задают или ограничивают широту распространения выводов из эксперимента на другие ситуации, в которых новый уровень «третьей» переменной (например, мотивации людей) вызовет изменение отношения между Х и Y.

Такие переменные входят обычно в гипотезу в качестве условий, для которых сохраняется зависимость, и называются дополнительными (ДП). Статистически влияние этих дополнительных переменных не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП.

Обратим внимание на то, что выборочные значения показателей в формулировках статистических гипотез не являются психологическими переменными. Применение статистических критериев также реализуемо и для других – непсихологических переменных.

Источник: https://studopedia.net/10_13667_gipotezi-i-formi-kontrolya-v-psihologicheskom-eksperimente.html

Medic-studio
Добавить комментарий