12.2. Чем занимается юридический психолог: Юридическая психология имеет дело с приложением психологических

Юридический психолог: секреты профессии | Короленко, 12

12.2. Чем занимается юридический психолог: Юридическая психология имеет дело с приложением психологических

Зачем юристу быть психологом? Казалось бы, юрист и психолог – это две самостоятельные профессии, так зачем их объединять в одну? Дело в том, что участие в любом процессе требует от юриста глубокого понимания психологии личности. Можно обладать опытом в общении с разными людьми, в анализе ситуаций, но только профессиональные знания психологии дают объективную базу, предлагают эффективные способы решения проблем.

Секретами профессии юридического психолога делится доцент кафедры теории и истории государства и права Омской юридической академии, кандидат психологических наук, доцент Татьяна Ильинична Рогозина.

– Татьяна Ильинична, по дополнительной профессиональной образовательной программе «Юридический психолог» в академии можно получить профессиональную переподготовку в дополнение к основному направлению. Что притягивает студентов в данном курсе?

– Дополнительную профессиональную образовательную программу «Юридический психолог» получают те, у кого есть интерес к своему внутреннему миру, кто пытается видеть причинно-следственные связи поведения людей. Другими словами, студентов притягивает познание себя и других.

– В чем отличие юридической психологии от других направлений данной науки?

– Если брать такие прикладные направления психологии, как медицинская психология, инженерная, возрастная, – это все разделы, изучающие аспекты личности в сфере  аспекты гражданской жизни.

А в рамках юридической психологии изучают правовую психологию (психологические аспекты права), криминальную (психологические аспекты преступления), психологию оговора и лжесвидетельства, предварительного следствия (психологические аспекты расследования преступлений, психологическая экспертиза и пр.), пенитенциарную психологию (психологические аспекты ресоциализации заключенных).

– Юридический психолог – довольно узкий специалист…

– Да, но тем не менее на базе нашего образования выпускников на должность психолога охотно принимают образовательные учреждения. Юридический психолог работает в сфере действия правовых отношений. В обычной жизни знания, умения и навыки юридической психологии не только не мешают, но и помогают.

К примеру, возьмем личностный блок самого себя: человек знает методы воздействия на личность, стратегии выхода из внутриличностного конфликта, из конфликта с окружающей средой, он владеет методами кинестики (умеет определять по поведению, мимике, жестам других людей, что они думают и чувствуют по поводу поступающей информации), видят особенности поведения других людей и могут выстроить правильную программу взаимодействия с ними.

– Насколько важно для специалистов органов внутренних дел знание психологии?

– Очень хорошо, если специалисты помимо знания юриспруденции еще и психологически подкованы. Возьмем, к примеру, написание ориентировки на потерявшихся людей.

По такому описанию разве можно найти человека: белая шапка, черная куртка, черные брюки, кроссовки «Адидас»? Нужно смотреть на форму бровей, мочки уха, наличие татуировок, мелкие приметы типа щербинки между зубов. Именно из таких «мелочей» состоит портрет личности, главное – научиться обращать на них внимание.

На рынке труда юристы со знанием юридической психологии очень выгодно отличаются от тех, кто не изучал данную дисциплину.

Даже когда соискатели описывают в резюме свои знания, умения и навыки, у них добавляется 10–15 строчек по юридической психологии: владение психологическим портретом, знание, когда нужно назначать судебную экспертизу, как выглядит отчет по этой экспертизе, знание психологических аспектов следственного эксперимента, психологии допросов, психограммы юриста, а также своих собственных психологических качеств, над которыми нужно работать, чтобы быть успешным в сфере юриспруденции.

Виктория Аверченко в Омской юридической академии получает дополнительную специализацию юридического психолога. Уже заканчивает обучение: в мае будет сдавать государственный экзамен. Виктория имеет высшее юридическое образование (юридический факультет ОмГУ).

– Что вас привлекло в этой специализации?

– Сфера деятельности юридического психолога – правоохранительные органы и органы государственной власти. Спектр задач юридического психолога очень широкий: подбор сотрудников, работа с криминалитетом и пр.

Я сейчас работаю в психологической лаборатории СИЗО-2 общественным помощником.

В рамках СИЗО психологи исследуют каждого заключенного, проводят работу с сотрудниками, занимаются поддержанием психологического климата.

– Насколько важна роль психолога в местах заключения?

– В соответствии с юридическими нормативами, конвенцией о правах человека и пр., с начала 2000-х в нашей стране идет работа по улучшению условий содержания заключенных, в том числе и поддержания психологического климата. Соответственно психолог необходим: к примеру, он должен выявлять среди заключенных потенциальных суицидентов, нарушителей режима и пр.

Но деятельность юридического психолога не ограничивается работой в местах не столь отдаленных. Специалисты также могут проводить психологические тренинги. Так, Виктория провела практическое занятие по психологии у студентов первого курса – тренинг на межличностную коммуникацию.

– Когда мне предложили провести такой тренинг, я сразу согласилась. Ребятам понравилось, отзывы дали очень хорошие.

Источник: http://korolenko12.ru/article/yuridicheskiy-psiholog-sekrety-professii

Психологическая работа в юридической сфере: задачи и проблемы

12.2. Чем занимается юридический психолог: Юридическая психология имеет дело с приложением психологических

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов

Предмет юридической психологии– различные явления психики, индивидуально-психологические особенности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Задачи юридической психологии:

-разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, семейного законодательства и процесса его применения;

-осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

-обеспечить и глубокое понимание юристам объекта своей деятельности – поведение человека;

-психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов специализации;

-раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

-раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

-изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;

-выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Юридическая психология решает проблемыпсихического обеспечения правоохранительной деятельности.

Под психологическим обеспечением работы сотрудников органов правопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного и оперативного использования возможностей психологии, психологических методов и средств, обеспечивающих успешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.

Юридическая психология имеет дело с приложением психологических знаний к следственной, судебной и исправительной сферам деятельности.

Соответственно, она подразделяется на криминальную(установление вменяемости, мотивы), судебную(для проведения психологической экспертизы) и пенитенциарную (исправительную) психологию(психологическое изучение отдельных проявлений психики у отдельных осуждённых).Проблема псих.

работы6профилактика с несовершеннолетними заключёнными; распространение культуры психологических знаний; профилактика профессиональной деформации сотрудников; реабилитация лиц осуждённых,тренинги для отбывших.

Криминальная психология занимается изучением комплекса психологических проблем, связанных с преступностью, с формированием личности преступника, мотивов преступного поведения.

Судебная психология исследует психологические особенности поведения участников уголовного и гражданского процесса, в частности психологию свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональным психологам часто обращаются для проведения психологической экспертизы.

Пенитенциарная (исправительная) психология— отрасль юридической психологии, которая изучает психологические проблемы уголовно-исполнительной системы, психологические аспекты наказания и исправительной работы в среде осужденных.

Основные сферы деятельности психологов:

— криминальная психология,

— психология потерпевшего,

— психология несовершеннолетних,

— психологические основы предварительного расследования,

— психология судебной деятельности,

— пенитенциарная психология.

Актуальна проблема саморегуляции и психологической помощи сотрудникам правоохранительных органов в экстремальных условиях несения службы: личная профессиональная безопасность и бдительность, задержание правонарушителей, ведение переговоров с преступниками.

В рамках криминальной психологии рассматриваются психологические особенности преступных групп, особо — психологические аспекты неосторожной преступности.

Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления. При этом объем и содержание психологического изучения, необходимого для успешного расследования, определяются целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.

К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относятся в первую очередь:

— установление вменяемости (т.е.способности быть виновным),

— форма вины (умысел или неосторожность),

— мотивы преступления,

— эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, влияющие на степень ихарактер ответственности.

Применение психологических знаний может способствовать раскрытию и расследованию преступлений и перевоспитанию лиц, совершивших преступления. Квалифицированное применение знаний и методов психоло­гической науки в юридических делах возможно лишь с участием профессионального психолога.

Психолог на предварительном следствии может быть:

— консультантом по делу

— специалистом

— экспертом .

Пенитенциарная психология

Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психология.

Этот раздел психологии изучает факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Пенитенциарная психология изучает изменения личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия.

Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значительное количество невротиков и психопатов. Для их перевоспитания наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических методов воздействия.

Основные направления работы:

— психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов правовой социализа­ции личности, а также дефектов в психической саморегуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

— разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных;

— осуществление необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической самозащиты;

— разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления;

— восстановление у осужденных социальных связей, нарушенных лишением свободы, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения..

Весьма актуальна в деятельности уголовно-исполнительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям существования в нормальной социальной среде на свободе.Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.

К значимым проблемам юридической психологии относится профилактика противоправного поведения, в частности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Для того чтобы успешно проводить такую работу, должны исследоваться условия, при которых формируется противоправное поведение личности.

Особое значение при этом имеет выяснение роли микросреды: семьи и сверстников.

Очевидно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и, в частности, от психологической подготовленности персонала.

Одна из трудных проблем исправления преступников связана с тем, что администрация мест лишения свободы и в том числе ее воспитательский корпус часто не обладают достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к зак­люченным.

Это нередко приводит к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания и способствует дальнейшей деформации личности заключенного. Например, определение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным и целесообразным.

Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений — одна из актуальных психологических проблем. Под профессиональной деформацией имеют ввиду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведения сотрудников.

На ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных. В дальнейшем происходит потеря способности к сопереживанию чужому горю, формирование установки на уже­сточение наказания.

Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации. Функция надзирателя неизбежно ведет к формированию соответствующей формы поведения и черт личности. Противостоять этому трудно без соот ветствующей профилактической работы.

В организации такой работы важная роль принадлежит психологу.

Карательная функция в исправительных учреждениях должна уступить место более тонким методам индивидуального воздействия, основанным на глубоком психологическом знании личности осужденного.



Источник: https://infopedia.su/16x2f92.html

Medic-studio
Добавить комментарий