12. Общая характеристика темперамента, характера и способностей.

Темперамент характер и способности темперамент характеристика

12. Общая характеристика темперамента, характера и способностей.

ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР И СПОСОБНОСТИ.

ТЕМПЕРАМЕНТ – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

ГУМОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГИППОКРАТА Человек как и все состоит из элементов и стихий. Темперамент зависит от соотношения трех жидкостей: 1) кровь; 2) желчь; 3) лимфа.

Человек здоров и психически гармоничен – соотношение жидкостей пропорционально; если наоборот – склонность к определенным заболеваниям – диспропорциям.

Гиппократ выделял 4 типа темперамента по преобладанию одной из жидкости: 1) сангвиник (кровь) – живой, подвижный, сравнительно легко переживает неудачи. 2) холерик (желтая желчь) – возбудимый, порывистый, страстный, резкие смены настроения.

3) меланхолик (черная желчь) – легко ранимый, глубоко переживает неудачи и мелкие неприятности, внешне вяло реагирует на окружающее. 4) флегматик (лимфа) – медлительный, невозбудимый, с устойчивыми стремлениями, с более или менее устойчивым настроением, внешне спокоен.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА КРЕЧМЕРА Согласно Кречмеру есть связь между психологическими особенностями и, в первую очередь с психическими заболеваниями, и строением тела человека. Тип телосложения определяет тип характера и тип психического заболевания.

1) астеник (худой, тонкая кость, узкая груд. клетка, несколько вытянутое лицо и конечности). 2) атлетический тип (сильно развитый скелет и мускулатура) 3) пикник (среднего роста, плотного телосложения, с большим животом, круглой головой, с маленькой плотной шеей).

Дон Кихот – астеник. Санчо Панса – пикник. Лошадь – атлетик.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА ШЕЛДОНА В телосложении У. Г. Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компоненты темперамента – висцеро-, сомато- и церебротония. Эндоморф (пищеварительный тип) характеризуется округлостью, пухлостью, наличием большого живота, жира на плечах и бедрах, круглой головой, неразвитыми мышцами.

Аналог Пикника по Кречмеру. У эндоморфа выражена висцеротония как тип темперамента. Мезоморф (мышечный тип) – с широкими плечами и грудной клеткой, крепкими руками и ногами, массивной головой. Аналог Атлетика по Кречмеру. У мезоморфа выражена соматотония как тип темперамента.

Эктоморф (мозговой тип) – с вытянутым, с высоким лбом, лицом, длинными конечностями, узкой грудной клеткой и животом, отсутствием подкожного жира. Аналог Астеника по Кречмеру. У эктоморфа выражена церебротония как тип темперамента.

Церебротония достигает своего максимального выражения в шизоидном типе характера, соматотония находит свой максимум в психопатическом, а висцеротония максимально связана с маниакально-депрессивным типом.

ТЕОРИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ПАВЛОВА Павлов выделял 4 основных типа нервной системы близких к традиционной типологии Гиппократа, основываясь на силе нервных процессов, различал сильные и слабые типы.

– сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный; – холерик – сильный, неуравновешенный с преобладанием возбудимости; – флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; – меланхолик – слабый тип.

Свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Темперамент человека есть не что иное как психическое проявление типа высшей нервной

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер выражается: 1) в целях, которые ставит себе человек; 2) в способах и средствах, которыми человек достигает цель.

Для характера показательны только те способы, которые обнаруживают избирательную направленность человека: • с чем человек считается; 2) чем человек готов поступиться; 3) из-за чего готов отказаться.

Характер – это действенное, избирательное существенное и устойчивое отношение человека к главным условиям своей жизнедеятельности, которые реализуются в типичных для человека способах действия и поведения.

Психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде. В переводе с греческого слово «характер» – Charakter – означает «отпечаток» , «чеканка» .

Черты характера. Деление на группы по системе Б. М.

Теплова Первая группа черты характера, которые являются основой личности: принципиальность честность, мужество, преданность, надежность, гражданственность смелость, малодушие, неискренность Вторая группа черты характера, в которых проявляется отношение к другим людям: общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность внимательность, равнодушие Третья группа черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе: гордость, самомнение, тщеславие, заносчивость Четвертая группа черты характера, которые отражают отношение человека к труду: трудолюбие лень боязнь трудностей, настойчивость активность ответственность безынициативность

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Вследствии акцентуации обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и повышенной устойчивости к другим. Выделяют 2 степени выраженности акцентуаций характера: n Явная n Скрытая

Причины возникновения: 1. Биологические факторы n Наследственность n Органические повреждения головного мозга n Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся мозг 2. Социально-психологические факторы n Нарушения воспитания в семье n Психические травмы n Подростковый кризис

Типы акцентуаций характера Сопоставление классификаций К. Леонгарда (1968) и А. Е. Личко(1977) Акцентуации характера по Психопатии по А. Е. Личко К. Леонгарду Демонстративный Педантичный Застревающий Возбудимый Гипертимический Дистимический Истероидный Психастенический – Эпилептоидный Гипертимный –

Аффективно-лабильный Циклоидный Эмотивный Лабильный Тревожный Сенситивный Экстравертированный Конформный Интровертированный Шизоидный – Неустойчивый – Астено-невротический

n n Характер формируется в процессе воспитания. К 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые и особенно родители. На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Однако базисные черты закладываются в детстве и мало меняются в течении жизни. . Формирование характера

СПОСОБНОСТИ – индивидуальнопсихологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности – общие качества человека, отвечающие не одному, а многим видам деятельности (интеллект, обучаемость).

Специальные способности – специальные качества человека, отвечающие узкому кругу деятельности.

Учебные, творческие, умственные, математические конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические способности и т. д.

Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности n n n Высокий темп обучения деятельности Энергетическая экономность выполнения деятельности Широта переноса навыка в различных ситуациях и видах деятельности Высокая мотивация выполнения Индивидуальное своеобразие выполнения

Уровни развития способностей: (по А. М. Матюшкину) СПОСОБНОСТИ ОДАРЕННОСТЬ ТАЛАНТ ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Одаренность – это системное, развивающееся в Одаренность течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

ОДАРЕННОСТЬ n n n ОБЩАЯ – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов: интеллектуальная творческая n n n n СПЕЦИАЛЬНАЯ – одаренность в отдельных видах деятельности: музыкальная артистическая математическая лингвистическая спортивная техническая и т. п.

Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

n Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта.

При дальнейшем развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей – гениальность.

Гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. гениальность – исключительная редкость, “гении рождаются раз в сто лет''.

Способности имеют органически, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Задатки – врожденные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, которые являются предпосылками развития способностей Люди от рождения могут быть наделены различными задатки хотя различия эти не так велики.

n Задатки – предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются. СПОСОБНОСТИ = ЗАДАТКИ · ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Источник: https://present5.com/temperament-xarakter-i-sposobnosti-temperament-xarakteristika/

Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности

12. Общая характеристика темперамента, характера и способностей.

В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности.

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.

В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые:

1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;

2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3. Имеют устойчивый и постоянный характер;

4. Находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;

5. Обусловлены общим типом нервной системы.

Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности.

Темперамент – это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У – IУ вв. до н.э.).

Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат “сангве”), лимфы (по гречески “флегма”), желчи (по гречески “холе”) и черной желчи (по гречески “мелана холе”).

Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).

В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому.

Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.

Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека:

– сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы);

– уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения;

– подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга.

Психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:

– флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

– сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;

– холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;

– меланхолик – слабый тип нервной системы.

К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:

– сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психические реакции личности и какова скорость этого реагирования;

– реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешние раздражители (критику, угрозу и т.д.);

– активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его умения преодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;

– соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности – от случайных внешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;

– темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;

– экстравертированность;

– интровертированность;

– пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;

– ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.

Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.

Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;

Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его никак не проявляются во вне.

В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется.

Характер – это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам.

Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность.

Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам.

Отношения человека и характерологические черты формируются в течение жизни и поэтому характер, является приобретенным личностным образованием.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях.

В зарубежной характерологии можно выделить три направления:

– конституционно-биологическое (Э. Кречмер – характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

– психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д). Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;

– идеологическое (психоэтическая теория Робека): Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд характер определяет социальным положением человека и т.д..

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.. Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические.

Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде.

Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Структура характера. В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента:

– уравновешенность – неуравновешенность;

– сензитивность – агрессивность;

– широту – узость;

– глубину – поверхностность;

– богатство, содержательность – бедность;

– силу – слабость.

Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:

– в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т.п.);

– в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);

– в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);

– в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);

– в отношении к вещам (добрый, жадный и т.д.).

Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Основу способностей составляют задатки.

Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений.

К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.).Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью.

Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности.

Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развития способностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_65501_individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-temperament-harakter-i-sposobnosti.html

Темперамент, характер, способности

12. Общая характеристика темперамента, характера и способностей.

Министерство наук и образования РК

Казахский национальный медицинский университет

Кафедра коммуникативных навыков и основ 

медицинской психологии

СРС на тему:

   Темперамент, характер, способности

                                                          Выполнила: Оралбаева Мадина

                                                 Факультет ОМ группа 43-1

                                                          Проверила Махамбетова

                                                           Жамиля Тардыновна

Алматы, 2012

                                 

Введение…………………………………………………….3

1.Темперамент…………………………………………………3

2.Характер………………………………………………………7

3.Способности…………………………………………………12

Список использованной литературы…………………….…15

ВВЕДЕНИЕ

“Темперамент”, “характер”, “способности” – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным.

Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл.

Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова “темперамент”, “характер”, “способности” употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Определение темперамента

 Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия и влияет на темп и ритм речи.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. От темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте

 Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, а так же И. Кант сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь.

Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека.

Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е.

вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». 

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами.

Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.

Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной.

Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны.

Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.

У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях.

Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. 
Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика.

Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.

Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.

Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением).

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Следует учесть, что темперамент – психическое свойство, особенности которого много зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому, его характеристика не исчерпывается простым указанием на тип высшей нервной деятельности, свойственной для данного темперамента.

Основные свойства темперамента

 Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам.

Сензитивность (чувствительность) – о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Реактивность – это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.

 Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т.д.

 Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.

 Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются.

 Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

 К свойствам темперамента также можно отнести темп психических реакций, эмоциональную возбудимость, соотношение реактивности и активности и другие. Швейцарский психолог К.

Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и явления, если одни обращены, так сказать, вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько интересуют внешнее события, сколько собственные переживания и собственная личность.

Первых он назвал экстравертированными, а вторых – интровертированными. Исследования других психологов показали, что интро- и экстраверсия очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения.

 Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и

уравновешенность, практический интерес представляют шесть его разновидностей:

 Сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность); Подвижный холерик (сила, подвижность, неуравновешенность); Неуравновешенный холерик (подвижность, неуравновешенность, слабость); Слабый меланхолик (неуравновешенность, слабость, инертность); Инертный меланхолик (слабость, инертность, уравновешенность); Уравновешенный флегматик (инертность, уравновешенность, сила).

В целом, темперамент – психическое свойство, особенности которого зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому его характеристика не исчерпывается простым указанием на тип высшей нервной деятельности, свойственной для данного темперамента.

2.ХАРАКТЕР

Определение характера

В буквальном переводе с греческого, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках и, в первую очередь, в отношениях к людям, делу и к самому себе. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

У каждого человека черты и качества соединены по-разному. 

 Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера.

Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек под влиянием людей, с которыми он общается.

Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике.

Физиологические основы характера

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности.

Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа.

Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по- разному, в зависимости от типа.

Источник: https://www.freepapers.ru/18/temperament-harakter-sposobnosti/270112.1770340.list1.html

Темперамент, характер, способность (стр. 1 из 3)

12. Общая характеристика темперамента, характера и способностей.

Курсовая работа студентки ІІ курса 1 группы фармацевтического факультета Болюбаш Ирины

Одесский государственный медицинский университет

г. Одесса – 2009

Введение

“Темперамент”, “характер”, “способности” – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным.

Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл.

Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова “темперамент”, “характер”, “способности” употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Определение темперамента

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия и влияет на темп и ритм речи.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. От темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, а так же И. Кант сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь.

Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека.

Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е.

вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами.

Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.

Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной.

Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны.

Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.

У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях.

Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.

Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.

Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.

Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.

Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением).

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Следует учесть, что темперамент – психическое свойство, особенности которого много зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому, его характеристика не исчерпывается простым указанием на тип высшей нервной деятельности, свойственной для данного темперамента.

Основные свойства темперамента

Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам.

Сензитивность (чувствительность) – о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Реактивность – это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.

Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т.д.

Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются.

Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

Источник: https://mirznanii.com/a/208501/temperament-kharakter-sposobnost

Темперамент.Характер.Способности

12. Общая характеристика темперамента, характера и способностей.

Темпераментэтопсихическое свойство личности,характеризую­щееся динамикой протеканияпсихических процессов.

Темпераментотражает динамические характеристикидеятельнос­тии поведения человека, что выражаетсяне столько в их конечном ре­зультате,сколько в их течении.

И.П.Павлов считал, что темперамент это -генотип, т.е. прирожден­ная,природная особенность нервной системы.

Высшаянервная деятельность характеризуетсяразличнымсоотно­шением двухосновных процессов: возбуждения иторможения.

Возбуждение- этофункциональная активность нервныхклеток и центровкоры головного мозга.

Торможениеэтозатухание активности нервных клеток ицентров корыголовного мозга.

Нервныепроцессы возбуждения и торможенияхарактеризуются силой,уравновешенностью и подвижностью.

Силанервныхпроцессов характеризует нервную системучеловека с точкизрения способности выдерживать влияниераздражителей внеш­нейсреды.

Уравновешенностьнервныхпроцессов указывает на особенностисоотношенияпроцессов возбуждения и торможения учеловека.

Подвижностьнервныхпроцессов показывает способностьвозбуж­денияи торможения быстро сменяться одиндругим.

Различныесочетания этих показателей присущиразличным типам ВНДчеловека.

И. П.Павлов выделял четыреярковыраженных типа ВНД и в соот­ветствиис этим четыревидатемперамента.

  1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы воз­буждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие.Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

  2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и под­вижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД со­ответствует холерический темперамент.

  3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, урав­новешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флег­матический темперамент.

4.Слабый.Процессывозбуждения и торможения протекаютслабо. Онималоподвижны, не уравновешены. Этот типВНД соответствует меланхолическомутемпераменту.

Сангвиник.Сангвиникобычно находится в приподнятомрасполо­жениидуха, отличается быстрым и эффективныммышлением, прибы­ваетв хорошем расположении духа.

Онактивно и легко приспосабливается кновым условиям, быстро сходитсяс людьми, общителен.

Чувствау сангвиника легко возникают и сменяются.Его мимика богатая, подвижная, выразительная

Приотсутствии серьезных целей, глубокихмыслей, творческой дея­тельностиу сангвиника вырабатываются поверхностностьи непосто­янство.

Холерик.Действияхолерика резки, порывисты. Он отличаетсяпо­вышенной впечатлительностью,возбудимостью, большой эмоциональ­ностью.Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.

Безтруда дающееся сангвинику чувстводушевного равновесия хо­лерикусовершенно незнакомо: он обретает покойтолько в самой на­пряженнойдеятельности.

Проявлениехолерического темперамента в значительноймере зави­сит от направленностиличности. У людей с общественнымиинтересами он проявляется в инициативности,энергии, принципиальности. Там, где нетбогатства духовной жизни, холерическийтемперамент часто прояв­ляетсяотрицательнр: в раздражительности,аффективности.

Флегматик.Флегматику,как правило, совершенно чужда тревога.Егообычные состояния – спокойствие, тихаяудовлетворенность окру­жающим.

Новыеформы поведения у флегматика вырабатываютсямедленно, ноявляются стойкими. Обычно флегматикроьсн и спокоен, он редко выходитиз себя, не склонен аффектам.

Взависимости от условий в одних случаяху флегматика могут воз­никнутьположительные черты: выдержка, глубинамыслей и т.д., в дру­гих- вялость и безучастность к окружающему,лень и безволие.

Меланхолик.Меланхоликаотличают стесненность в движениях,колебанияи осторожность в решениях.

Егореакция часто не соответствует силераздражителя, особенно активноу него внешнее торможение. Ему труднодолго на чем-то сосре­доточиться.Сильные воздействия часто вызывают умеланхолика про­должительнуютормозную реакцию.

Внормальных условиях жизни меланхолик- человек глубокий, со­держательный.

Принеблагоприятных условиях меланхоликможет превратиться в замкнутого,боязливого, тревожного человека.

Характерэтопсихическое свойство личности,определяющее линию поведениячеловека и выражающееся в его отношениях:к окружающему миру,труду, другим людям, к самому себе.

Характерпредставляет собой совокупностьсравнительно устойчи­вых и постоянныхпроявляющихся черт и качеств личности,которыеобусловливаютособенности его индивидуального исоциального пове­дения и взаимодействияс другими людьми.

Знатьхарактер человека – значитзнать те существенные его чер­ты,которые с определенной логикой ивнутренней последовательностьюпроявляютсяв поступках человека.

Несмотряна то, что характер складывается измножества различ­ных черт, он неявляется их механической суммой.Различные черты, входящие в характер,связаны друг с другом и создают целостнуюего структуру,которую можно рассмотреть вобщепсихологическом, типо­логическомаспектах, а также в аспекте индивидуальныхособенностей.

Вструктуру характера входят такиевзаимосвязанные существен­ныекомпоненты, которые являются общимидлявсех людей.

Структураисодержаниехарактеракаждого человека определяют­ся:

а) динамикойволи (от того, насколько способен человекосущес­твитьсвои цели, т.е. слаба или сильна еговоля);

б) спецификойпроявления эмоций человека и эмоциональногофона(например,конфликтного), который сопровождает теи иные его пос­тупки;

в) интеллектуальнымиособенностями человека;

г) взаимосвязьювсех этих компонентов (для структурыхарактераважното, насколько они слиты воедино, гармоничнымежду собой, илиже,наоборот, находятся в конфликте,противоречат друг другу).

Характертесно взаимосвязан с направленностьюличности, что проявляетсяв активном избирательном отношенииличности к требо­ваниямреального мира и таким образом оказываетвлияние на деятель­ность человека.

Особенноститемперамента также накладывают свойотпечаток на характер и социальноеповедение человека. Однако то, какая изсторон темперамента(положительная или отрицательная) станетчертой ха­рактера, зависит от условийего формирования.

Характерформируется под влиянием общественныхусловий в ре­зультатедеятельности личности. В тоже времяхарактер является про­явлениемцелостной личности, поэтому необходимопредставлять и ее индивидуальноеразвитие на протяжении всего жизненногопути.

Приравных внешних условиях разные людибудут с неодинаковой степеньюэффективности приобретать знания,умения и навыки.

Там,где один человек все «схватывает налету», другой тратит мно­го времении сил. Один достигает высшего уровнямастерства, а другой, привсем своем старании, – лишь определенногосреднего уровня. Есть некоторые видыдеятельности, например искусство, наука,спорт, в ко­торых успеха может достигнутьчеловек только с определеннымиспо­собностями.

Способности- это психическоесвойство личности, отражающее про­явлениятаких её особенностей, которые позволяютуспешно заниматься иовладевать одним или несколькими видамидеятельности.

Способностибывают специальные и общие.

Специальные(профессиональные)способности-этовозможности к развитиюотдельных психических процессов икачеств личности для какого-токонкретного вида деятельности. Например,возможность раз­витияпедагогической внимательности являетсянеобходимой специаль­нойспособностью учителя.

Общиеспособности- этоблагоприятные возможности развитияосо­бенностейпсихики человека, которые одинакововажны для многих видовдеятельности. Такими общими способностями,например, явля­ютсявозможности развития у человеканаходчивости, сообразительнос-

Совокупностьобщих и специальных способностей,свойственных конкретномучеловеку, составляет одаренность.

Одаренностьобусловливает особенно успешнуюдеятельность че­ловека в определеннойобласти и выделяет его среди другихлиц, обу­чающихсяэтой деятельности или выполняющих еена тех же услови­ях.

Высокаястепень одаренности, реализованнаячеловеком в опреде­леннойобласти, называется талантом.

Талантвыражается в чрезвычайно высоком уровнеразвития качеств ив особом своеобразии проявленийиндивидуальных особенностей лич­ности.

Высокаястепень одаренности, выражающаяся врезультатах, достиг-

нутыходновременно в ряде областей деятельности,называется гениаль­ностью.

Творчествогениального человека имеет для обществаисторическое иобязательно положительное значение.Отличие гения от таланта не стольков степени одаренности, сколько в том,что гений создает эпоху в области своейдеятельности.

Укаждого человека при рождении формируютсяопределенные пред­посылкиего способностей – задатки. Задаткаминазываютсяврожден­ныеанатомо-физиологические особенностиорганизма, которые об­легчаютразвитие способностей.

Задаткимногозначны. На основе одного задаткамогут форми­роватьсясамые различные способности. Последниеопределяются ок­ружающейсредой, характером тех требований,которые предъявляются кизбранной человеком деятельности.

Такой, например, задаток, как подвижнаянервная система, может способствоватьразвитию многих способностейв любом виде деятельности, связанной снеобходимостью быстрореагировать на смену ситуаций, активноперестраиваться на новыедействия, менять темп и ритм работы идр.

Источник: https://studfile.net/preview/4017522/

ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ

12. Общая характеристика темперамента, характера и способностей.

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в  поведении и деятельности человека.

В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента.

По теории  греческого врача Гиппократа и римского ученого Галена, темперамент зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, – кровью (лат. sanquis), желчью (греч.

chole), черной желчью (греч. melaina chole)  и слизью (греч. phlegma).

Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, они выделили соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

В основу теории немецкого психолога Эрнста Кречмера положено предположение, что тип темперамента зависит от конституциональных особенностей телосложения человека.

Таблица 10

Теория темперамента Э.Кречмера

Телосложение

Название

темперамента

Психологические особенности

Пикник – человек среднего роста, с мягкими чертами лица, большим животом, короткой шеей

Циклотимик

Легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и печалью, Типы: «Веселые болтуны, беспечные любители жизни»

Астеник – высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами и вытянутым лицом

Шизотимик

Замкнут, упрям. склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Типы: «Тонко чувствующие , идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты»

Атлетик – пропорциональное крепкое телосложение, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами

Иксотимик

Спокойный, мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, негибкость мышления

Диспластик – непрапорциональное телосложение

Смешанный тип темперамента

И.П.Павлов в основу своей теории  положил характеристики основных психических процессов – возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, безудержный, инертный и слабый.

В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Таблица 11

Сочетание типов ВНД и темпераментов

Тип ВНД

Хаар-ка нервных процессов возбуждения и торможения:

Темперамент

по силе

по уравновешенности

по подвижности

сильный

сильный

уравновешенный

подвижный

сангвиник

безудержный

сильный

неуравновешенный

подвижный

холерик

инертный

сильный

уравновешенный

малоподвижный

флегматик

слабый

слабый

неуравновешенный

малоподвижный

меланхолик

Типы темперамента:

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения.

Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны.

В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.

Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный  тип ВНД и экспансивное поведение.

Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций.

Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение.

Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу.

Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение.

Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности.

В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

Характер

Характер – совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.).

В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность.

В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.

Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

Характер – стержневое психическое свойство личности, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера.

Черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности.

В разные периоды истории люди по-разному объясняли становление характера человека:

– исходя из даты рождения (астрология и гороскопы);

– исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика);

– изучая связь между строением черепа и характером (френология);

– обнаруживая связь между кожным рисунком ладоней и характером (хиромантия);

– фиксируя связь между строением тела и характером (Э. Кречмер, У.Шелдон);

Выразительные признаки характера: речь, лицо, глаза и поза.

Типология характера

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, психиатр, философ – разделял людей на типы по следующим основаниям:

•  первый тип имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию — из внешнего мира (экстраверт) или из себя (интроверт);

•  второй тип связан с тем, как человек собирает информацию о мире — дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорик) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуит);

•  третий тип относится к тому, как человек принимает решения — объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (логик) или субъективно и межличностно, по велению чувств (этик);

•  четвертый тип имеет отношение к образу жизни человека — способен ли он быть решительным и методичным (рациональный) или он уступчивый, гибкий, непосредственный, несколько стихийный (иррациональный).

Э. Шостер в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор». Человек не рождается Манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно:

1.              Диктатор – преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами.

2.              Тряпка (слабак) — обычно жертва Диктатора, полярная противоположность, преувеличивает свою чувствительность, забывает, не слышит, пассивно молчит.

3.      Вычислитель – преувеличивает свой контроль, обманывает, увеличивает, лжет, старается перехитрить и провести других людей.

4.      Прилипала – является полярной противоположностью Вычислителя, преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Он позволяет другим делать за него работу.

5.              Хулиган – преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность.

6.      Славный парень – преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой.

7.              Судья –  преувеличивает свою критичность, никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает.

8.      Защитник – противоположность Судье, чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам, портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, он готов заботиться о нуждах других.

Американский психолог Сьюзен Деллингер  на основе наблюдения за поведением человека связал различные типологические особенности личности с определенной геометрической фигурой. В результате получились следующие психогеометрическиетипы:

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, внимательность к деталям, пристрастие к письменной речи, аккуратность,  рациональность, осторожность,  практичность, экономность, упорство, настойчивость, трудолюбие, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, уверенность в себе, решительность, импульсивность, смелость, энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность,  любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи,  новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, болтливость, способность убеждать других, сентиментальность,  склонность к общественной работе,  широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, по ведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

Д. Роттер  считал, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа характера:

экстернал — человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т. п.;

интернал — человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Классификации черт характера:

по психическим процессам (эмоциональные, волевые, моральные, интеллектуальные);

по направленности личности (отношение к окружающему миру, к делу, к людям).

Вариативность черт характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера, означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.

В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К.Леонгардом, который выделил следующие тринадцать видов:

•   циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом протекания;

•   гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией не доводить начатое дело до конца;

•   лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

•   астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

•   сензитивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

•   психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;

•   шизоидный – отгороженность от внешнего мира, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания;

•   эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде ярости и гнева;

•   застревающий – повышенная подозрительность и обидчивость, стремление к доминированию, неприятие мнения других, конфликтность;

•   демонстративный – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, лживость, притворство, «бегство в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;

•   дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

•   неустойчивый – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, поиск новых впечатлений и компаний, поверхностный характер общения;

•   конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от других людей, недостаток критичности и инициативы.

Способности

Способности – соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

Виды способностей:

Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)

Социальные (общие и специальные)

Специальные – применяемые в конкретной деятельности.

Общие – используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни способностей:

Задатки – это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.

Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.

Одаренность – способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;

Талант – способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;

Гениальность – способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.

Источник: https://students-library.com/library/read/61048-temperament-harakter-sposobnosti

Medic-studio
Добавить комментарий