12 Отбор и распределение испытуемых по группам: проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Вся

– Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом

12 Отбор и распределение испытуемых по группам: проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Вся

– Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.

Всю совокупность потенциальных испытуе­мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо­значают как популяцию, или генеральную совокупность.

Множество людей, принимающих участие в исследовании, называют выборкой.

Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распро­страняются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, со­циальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т. д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности.

Для того что­бы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследо­вания.

Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупно­сти присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необхо­димой численности для участия в эксперименте.

В этом случае мы имеем три груп­пы: 1)всю генеральную совокупность; 2)группу рандомизации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную рандомизированную или репрезентативную выборку

– Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной час­тью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способ­ностей к экспериментированию.

Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

– Планирование исследования, определение задач, выбор методов и методик исследования.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики (программы) исследования.

Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс.

Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который по­зволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять кон­стантность величины их воздействия на зависимую переменную

Процессуальная классификация планов для исследования связи двух перемен­ных создана Д. Кэмпбеллом.

Основными являются: простой план для двух групп с предварительным тестированием (тест—воздействие—ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация—воз­действие—тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 4

3.2. Роль моделирования в исследовании.

Модель определяет содержание метода моделирования, который большинство авторов относят к так называемым специализированным методам исследования. Изучается не сам объект познания, а его изображение в виде модели, но результат исследования переносится с модели на объект.

В исследовании модель — это отправная точка, т.е. то, с чем сравнивается исследуемый объект. Но модель — это также и способ представления результатов исследования, объединения их в целостную картину. Моделирование придает исследовательской деятельности целенаправленный, технологический характер.

Коварство моделирования в том, что, несмотря на всю его привлекательность, а также возможность охватить систему в целом, приходится прибегать к условным схемам, вводить очень много допущений. В результате появляются модели, не имеющие ничего общего с моделируемой действительностью, искажающие ее. Исследовать их — пустая трата времени и сил: нужно сперва доказать справедливость модели1.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 5

4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании

4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.

Под проектом (от лат. projectus — брошенный вперед) понимается замысел, план чего-либо.

Проектирование — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, а также деятельность по созданию прототипа.

Условно можно сказать, что проектирование противоположно моделированию.

Если модель отражает определенный прототип (реально существующие системы), то проект сам является прототипом — образом того, что в действительности еще не существует.

Проектирование — важное звено, связывающее психолого-педагогические науки и педагогическую практику. Как уже отмечалось, проект отличается высокой степенью конкретизации и предназначен для непосредственного внедрения в практику.

Если метод моделирования дает ответы на вопросы о психолого-педагогических закономерностях, элементах и структурных связях образовательных систем, условиях осуществления педагогической деятельности и т.п., т.е.

теоретическое знание, то метод проектирования позволяет получить нормативное знание — знание о том, какими должны быть объекты педагогической действительности.

Основой разработки проектов служат так называемые нормативные модели.

Это может быть модель педагогических условий, необходимых для становления какого-либо качества, свойства, модель организации деятельности воспитанника.

От нормативных моделей проект отличается большей степенью конкретизации, соотнесенностью не с отвлеченными, а с совершенно определенными условиями педагогической деятельности.

Метод проектирования первоначально применялся в строительстве и технике и представлял собой разработку проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления строительства какого-либо объекта, создания новых видов и образцов продукции промышленности. Порядок разработки проектов в этих отраслях технологизирован и строго регламентируется соответствующими нормативными документами.

В образовательной практике метод проектов был впервые разработан в 20-е гг. XX в. в США философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

В настоящее время метод проектирования широко применяется в социальных и гуманитарных науках, в том числе в психолого-педагогических исследованиях. Результатом проектирования в педагогическом исследовании чаще всего являются образовательная программа, инновационное образовательное учреждение.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 6

Критерий индивидуально-личностного развития:

– широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

– характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

– адекватность самооценки;

– степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопе­реживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

– степень самореализации (реализации индивидуальных возмож­ностей);

– выраженность индивидуального стиля деятельности и черт ха­рактера;

– развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте­тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ­ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://www.psihdocs.ru/tema-organizaciya-issledovaniya.html?page=15

В соответствии с планом проводится отбор и распределение испытуемых по группам

12 Отбор и распределение испытуемых по группам: проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Вся

6. В соответствии с планом проводится отбор и распределение испытуемых по группам.

7.Непосредственно проведение эксперимента – наиболее ответственная часть исследования. Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимента.

а. Подготовка эксперимента. Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента.

б. Инструктирование и мотивирование испытуемых. Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте.

Скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т.д.

Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

в. Экспериментирование. Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров, желает участвовать в эксперименте.

Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий входе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент.

Он берет на себя вспомогательные задачи: ведет протокол, общее наблюдение за испытуемым и т.д.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: “Если А, то В”.

10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

19.      Основные характеристики психологического эксперимента

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменной.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия “критический эксперимент”, “пилотажное исследование”, или “пилотажный эксперимент”, “полевое исследование”, или “естественный эксперимент”. Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы.

Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех других возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей науке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.

Термин “пилотажное исследование” применяется для обозначения пробного, первого, эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед “большим”, трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту.

Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д.

Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить “зону поиска”, конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения “большого” исследования.

Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате.

По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри их испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную.

Но в некоторых случаях “полевой”, или естественный, эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации (в психологии развития, этологии, социальной психологии, в клинической психологии или психологии труда и т.д.).

Сторонники “естественного эксперимента” утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку “вырывает” испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтому психологи стремятся планировать естественный эксперимент максимально близко к схеме проведения лабораторного эксперимента и перепроверять результаты, полученные “в поле”, более строгими процедурами.

… “).

Как уже было сказано, он создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины.

Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Последний обобщающий труд Ланге – книга “Психология” (1914). Наряду с научной он активно занимался и общественной …

… . В.С. Мерлин о структуре личности. Требования к помещению и оборудованию экспериментального обследования. Зав. кафедрой ————————————————–Экзаменационныйбилет по предмету ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯПСИХОЛОГИЯБилет № 18 Фундаментальное и прикладное исследование: сущность и отличие. Поисковый (эксплораторный) эксперимент и его использование. …

… он пытался связать “энергетическую теорию” с забыванием и воспроизведением, говоря о том, что бессознательные состояния и забывание характеризуются минимумом энергии.

Одним из первых он ввел в курс психологии очерк истории развития психологических взглядов, что давало возможность понять связь современных (для того времени) психологических взглядов с прошлым опытом.

Как мы видели, на большинстве …

… зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста ·      Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки. 2.    Периодизация истории психологии. См.

билет 1 вопрос 1   Билет 3. 1.    Возникновение и противостояние идеалистического и материалистического взглядов на природу психического в древности.

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/141435/9

5.3. Распределение испытуемых по группам

12 Отбор и распределение испытуемых по группам: проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Вся

Следует различатьОТБОРиспытуемых В ГРУППЫи РАСПРЕДЕЛЕНИЕиспытуемых ПО ГРУППАМ.При использовании стратегий распределенияпо группам участие принимают всеимеющиеся в наличии люди, т. е. каждыйчеловек попадет в одну из экспериментальныхгрупп, т. е.

станет участником эксперимента,например, всего было 90 человек и ихраспределяют на 3 группы по 30 человек.

При отборе испытуемых в группы избольшого количества людей отбираетсяограниченное количество, которое ипредставляет выборку исследования,например из 90 человек отбираются только30 человек по 15 человек в 2 группы.

Рассмотрим триэффективные стратегии набора различныхгрупп для разных экспериментальныхусловий. Они называются схемамисравнения групп. Первыетри схемы служат для распределенияиспытуемых по группам, когда все имеющиесяв наличии люди должны участвовать вэксперименте. На базе двух из них можносоздать две другие схемы, применяемыедля отбораиспытуемых из популяции.

Три стратегии составления групп, три схемы сравнения

Случайнаястратегия.Распределение случайным образом – этокогда каждый участник экспериментаможет с одинаковой вероятностью попастьв любую из экспериментальных групп. Длятакого распределения можно использоватьтаблицу случайных чисел.

Если, например,первых 25 человек, пожелавших участвоватьв эксперименте, исследователи могли бывключить в группу условия А,вторых 25 – в условие Б,а третьих – в В,то между тремя группами испытуемых былобы очевидное и устойчивое различие,связанное с очередностьюих записи на участие в эксперименте.Применение же случайной стратегиипозволяет сделать данное влияние этихразличий не столь систематичным.

Но если количествоиспытуемых в каждой группе не будетдостаточно большим, то применениеслучайной стратегии не обеспечитэквивалентности групп. Из-за недостаткаиспытуемых такие эксперименты были быненадежны.

Эксперимент на 75 испытуемых,обладает надежностью, а результатыэксперимента на 300 испытуемых были быеще более достоверными (т. е. надежными).Таким образом, основное условие примененияслучайной стратегии – это достаточнобольшое число испытуемыхв каждойэкспериментальной группе.

Первая схемаэксперимента с межгрупповым сравнениемназывается случайнымраспределением групп.

Стратегияподбора пар.Этот способ составления групп связанс выделением очевидных и подлежащихградации индивидуальных характеристик,причем эти характеристики должны бытьсвязаны с исследуемым видом деятельности.

Подбираются пары испытуемых, максимальносходных друг с другом по даннымхарактеристикам, а затем каждый из нихзачисляется в одну из экспериментальныхгрупп. Вторая схема эксперимента смежгрупповым сравнением называетсяпопарнымраспределением групп.(Примеромэтого способа был эксперимент с испанскимязыком.

Необходимые индивидуальныеразличия были установлены в результатепредварительной проверки испытуемыхна знание испанских слов).

Обе стратегиислучайного распределения групп ипопарного распределения групп хорошидля устранения систематического смешениянезависимой переменной с индивидуальнымиразличиями испытуемых.

Ни в том, ни вдругом случае индивидуальные характеристикичленов каждой группы не будут отличатьсяот характеристик другой группысистематически.

Стратегия подбора парпозволит достичь большого подобия группс одним и тем же числом испытуемых, еслиоснование попарного сравнения (здесь– предварительная проверка) действительносвязано с изучаемым видом деятельности(здесь – обучение испанскому языку).

Опасность возникает тогда, когдаэкспериментатор слишком полагается наподбор пар, привлекая небольшое числоиспытуемых, а связь сравнительныххарактеристик с изучаемым видомдеятельности является при этомнедостаточной.

Различие междудвумя названными схемами (в отношениивнутренней валидности эксперимента)не так уж существенно по сравнению с ихогромным превосходством передиспользованиемреальных групп.

Стратегияслучайного распределения слоев.Этустратегию можно назвать смешанной,поскольку в ней объединяются принципыподбора пар и случайного выбора. Вэксперименте для выделения «слоев»можно было использовать очевиднуюиндивидуальную характеристику, например,пол испытуемых, юноши и девушки.

Желательноиметь равное число юношей и девушек вкаждой из экспериментальных групп. Дляраспределения испытуемых внутрикаждого слоя (здесь – юношей и девушек)используется случайная стратегия.Третья схема эксперимента с межгрупповымсравнением называется случайнымраспределением групп с выделениемслоев.

Еслиразличие между слоями связано с изучаемымвидом деятельности, то данная стратегиябудет иметь преимущество по сравнениюс простым случайным распределением.Для достижения столь же высокой надежностиэксперимента потребуется меньшееколичество испытуемых.

Если же такаясвязь отсутствует, то случайноераспределение слоев даст те же результаты,что и обычная случайная стратегия.Выделение слоев – это один из вариантовподбора пар.

Все три методаустраняют систематическое смешениенезависимой переменной с индивидуальнымиразличиями испытуемых. Надежностьповышается за счет увеличения числаиспытуемых.

Если основа подбора пар иливыделения слоев действительно связанас исследуемой деятельностью, то приодном и том же количестве испытуемыхсоответствующие стратегии позволяютобеспечить более высокую надежностьпо сравнению с обычным случайнымраспределением.

Источник: https://studfile.net/preview/5254592/page:13/

Итак, формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил

12 Отбор и распределение испытуемых по группам: проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Вся

1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Напом­ним, что операциональная валидность определяется соответствием эксперимен­тального метода проверяемой гипотезе.

Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.

Бессмысленно проверять сте­пень развития произвольного запоминания у годовалых и двухлетних детей или вы­яснять, в какой мере уровень интеллекта группы московских бомжей влияет на вы­бор того или иного кандидата в Государственную думу (ибо они ать не име­ют права).

Таким образом, экспериментатор должен создать модель идеального объекта экс­периментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально откло­няться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).
Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые ха­рактеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут су­щественно повлиять на зависимую переменную.

Допустим, необходимо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навы­ками. В этом случае состав экспериментальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта.

Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.

Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называ­ется рандомизацией.

3.Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Существуют теоретические статистические критерии репрезентативности (представленности) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представ­лять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.

Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству инди­видов, чье поведение нас интересует.

Экспериментальная выборка может представ­лять лишь часть интересующего нас множества. проблема состоит в том,

чтобы определить, на какие другие интересующие нас группы можно распростра­нить результаты проводимого нами исследования. (Об этом см. лекцию 7.)

Подбор экспериментальной группы осуществляется с помощью различных стра­тегий. Напоминаем, для чего нужна стратегия отбора групп.

Задача сводится,

Во-первых, к устранению уже рассмотренного в предыдущих разделах «эффекта сме­шения».

Под этим термином понимается влияние индивидуальных различий между испытуемыми на связь независимой и зависимой переменных.

Например, на пуб­личное поощрение за хорошую работу люди разного темперамента реагируют не­одинаково. Тем самым контролируется влияние побочной переменной на внутрен­нюю валидность.

Во-вторых, экспериментальная группа должна представлять изу­чаемую популяцию, т. е. обеспечивать внешнюю валидность эксперимента.

Использование реально существующих групп порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными свойствами испытуемых.

Для нас уже очевидно, что экспериментальная выборка представляет собой модель популяции в целом или той ее части, поведение которой нас интересует.

Наиболее простой вариант был уже рассмотрен — составление репрезентатив­ной группы испытуемых, характеристики которой соответствуют характеристикам интересующей нас популяции. Иногда невозможно найти способ создания репрезентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования.

В частности, исследование может проводиться при участии студентов 2-го курса университета, а данные приписываются всем людям, или «людям в возрасте от 17 до 21 года, или «людям со средним образованием в возрасте от 17 до 21 года и т. д. Чем меньше генерализация, т. е.

чем точнее набор критериев, описывающих попу­ляцию, на которую распространяются выводы о характеристиках эксперименталь­ной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента.

При моделировании популяции методом случайного выбора, или рандомизации, экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности предоставляет­ся равный шанс для участия в эксперименте. Каждому индивиду присваивается но­мер; с помощью таблицы случайных чисел производится формирование эксперимен­тальной выборки.

Процедура очень трудноосуществима, поскольку каждый предста­витель интересующей нас популяции должен быть учтен. На практике прибегают к более простым способам случайного отбора. Отбирают любую группу испытуемых, затем измеряют у них значимое для эксперимента индивидуальное свойство.

После этого испытуемых распределяют по группам методом Монте-Карло так, что вероят­ность попасть в группу для каждого испытуемого равна.

Наконец, существует еще один способ моделирования выборки — стратометрический. Генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обла­дающих определенными характеристиками.

В экспериментальную выборку отбира­ются испытуемые с соответствующими характеристиками — так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов.

Эту стратегию применяют психодиагносты при разработке тестов, педаго­гические психологи, в основном же ею пользуются социологи и социальные психо­логи при опросах общественного мнения, исследовании социальных установок и т. д.

Ряд авторов выделяет стратегию попарного отбора. При этом эксперименталь­ная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант— использование близнецовых пар (моно- и дизиготных).

Разновидностью этой стратегии является подбор однородных подгрупп, в которых испытуемые уравнены по всем характерис­тикам, кроме интересующих исследователя дополнительных переменных. Другой вариант — выделение значимой дополнительной переменной. Все испытуемые тес­тируются, ранжируются по уровню выраженности переменной.

Группы формиру­ются так, чтобы испытуемые, обладающие одинаковыми или близкими значениями переменной, попали в разные группы.

Итак, существует шесть стратегий построения групп:

1) рандомизация;

2) попарный отбор;

3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);

4) приближенное моделирование;

5) репрезентативное моделирование;

6) привлечение реальных групп.

Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу:

а) отбор,

б) распределение.

Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. Распределение осу­ществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследовани­ях с участием реальных групп.

Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индиви­дуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются мак­симально. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуе­мых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы.

Привлечение добровольцев или принудительное участие в эксперименте нару­шает репрезентативность выборки (см. лекцию 3).

Отметим лишь, что стратегии попар­ного моделирования, приближенного моделирования и стратометрической рандо­мизации, в отличие от стратегии рандомизации («случайно отобранных групп»), предполагают, что нам известен дополнительный параметр — индивидуальная осо­бенность, которая может оказать значимое влияние на результат эксперимента.

Ошибка в выделении этого параметра и/или недоучет других параметров приводят экспериментатора к неудаче. Очевидно, что применение таких стратегий формиро­вания групп должно опираться на серьезные знания в области дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий).

Мы уже знаем, что многие авторы, в частности Кэмпбелл, считали подбор экви­валентных пар менее надежным методом, чем рандомизация.

Рандомизацию можно считать наиболее надежной стратегией и с точки зрения репрезентации в экспери­менте изучаемой популяции, и с точки зрения контроля дополнительных перемен­ных.

Наиболее существенная проблема при рандомизации: в какой мере первичная выборка, из которой мы формируем экспериментальную и контрольные группы, дей­ствительно представляет генеральную совокупность? Решение этой проблемы — дело искусства и интуиции экспериментатора.

Отдельная проблема — численность экспериментальной выборки. В зависимо­сти от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до не­скольких тысяч человек.

Количество испытуемых в отдельной группе (эксперимен­тальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100.

Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не ­менее 30-35 человек из соображений статистических: коэффициенты корреляции выше 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при а = 0,05.

Если же для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том слу­чае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистри­руемых параметров. Кроме того, как рекомендует Л. В.

Куликов, целесообразно уве­личивать количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10% больше требуемого, поскольку часть из них будет «отбракована* в ходе эксперимента или при анализе экспериментальных протоколов (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали «девиантные» результаты и т.

д.).

Что касается состава по полу и возрасту, то рекомендуется (кроме специальных случаев) разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой подгруппы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследования.

Для ориентировки приведем наиболее распространенную пе­риодизацию возрастов:

1.Новорожденный — 0-10 дней.

2.Грудной — 10 дней-1 год.

3.Раннее детство — 1-2 года.

4.Первый период детства — 3-7 лет.

5.Второй период детства — 8-12 лет (мальчики). 8-11 лет (девочки).

6.Подростковый — 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки).

7.Юношеский — 17-21 год (мужчины), 16-20 лет (женщины).

8.Средний: первый период — 22-35 лет (мужчины), 21-35 лет (женщины); вто­рой период — 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины).

9.Пожилой возраст — 61-75 лет (мужчины), 55-75 лет (женщины).

10.Старческий возраст — 75-90 лет.

11.Долгожители — 90 лет и старше.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_98946_itak-formirovanie-viborki-ispituemih--eksperimentalnoy-gruppi--dolzhno-podchinyatsya-ryadu-pravil.html

Medic-studio
Добавить комментарий