12. Перенос и контрперенос в консультировании.: В ситуации консультирования не может происхо­дить адекватное

Психологическое консультирование (7)

12. Перенос и контрперенос в консультировании.:  В ситуации консультирования не может происхо­дить адекватное

Сохрани ссылку в одной из сетей:

30вопрос

Вситуации консультирования не можетпроисходить адекватное эмоциональноевзаимодействие без принятия во вниманиепереноса и контрпереноса: переносчувств, влечений, установок из “тами тогда” в “здесь и теперь” инаоборот. Такую транспозицию осуществляетклиент в отношении консультанта (перенос)и консультант в отношении клиента(контрперенос).

В 1905году в публикации «Фрагмент анализаодного случая истерии» Зигмунд Фрейдвпервые говорит об эффекте переноса,описывая его как «переиздание, копированиепобуждений и фантазий, которые пробуждаютсяв связи с заменой прежней персоны —персоной врача», с которой пациентвыстраивает привычные ему отношения.И если изначально Фрейд считал переносфактором, мешающим аналитической работе,то позднее он приходит к осознаниюпереноса как основного механизмапсихоанализа.

Перено́с(или Трансфе́р отtransference) —психологический феномен, заключающийсяв бессознательном переносе ранеепережитых (особенно в детстве) чувстви отношений, проявляемых к одному лицусовсем на другое лицо.

Слово «контрперенос»является неким мистическим страхом всознании начинающих психологов послепервых опытов взаимодействия с чужимипроблемами.

Человек (психолог)обычно с ужасом начинает понимать, чтоон «заразился» чужими проблемами. Ончетко понимает и видит, как чужая судьба«вламывается» в его личную жизнь иначинает преследовать его и заставлятьделать и переживать вещи, которых ранеене было.

Но такой феномен«заражения чужой судьбой» известен ив обыденной жизни:

  • Как часто мы не можем понять, почему нам плохо с этим человеком, но мы продолжаем с ним общаться.
  • Почему после некоторых встреч у нас начинает кружиться голова?
  • А иногда хуже: почему жизненные ситуации этого человека повторяются в твоей жизни?

Для примераприведем истории из жизни одногоизвестного адвоката.

Первый:

«…Уменя были большие проблемы с сыном. Этои явилось первой причиной того, что язаинтересовалась психологией. Нормальныйв психическом плане мальчик, «ушел» ввиртуальный мир компьютера и в свои 19лет больше ничего делать не хочет.
Этогнетет меня. Я уставала от бесконечной«борьбы» с компьютером.

Мои мозгипостоянно крутятся вокруг заботы о сыне(порой даже чрезмерной). И ничего непомогает. Потом я поняла, что должнаосвободиться сама и освободить сына отсвоей чрезмерной опеки. Но я не толькопоняла, но и смогла это сделать.
Результат- сын задумался, что делать.

Кроме того,я совершенно неожиданно для себя поняла,что последние четыре года меня окружалилюди, у которых сложные отношения сдетьми, (а у одной знакомой дошло дажедо самоубийства подростка), причем нашидети никогда не встречались.
Ястала освобождать свое сознание от«переноса судьбы» этих людей.

Причем,не переставая с ними общаться. Отнынеэто их жизнь, я не переношу это в своюсемью

Приемы освобожденияот контрпереносапрекрасно работают с такими чувствами,как страх, чувство вины,раздражение, разочарование, необоснованныйстыд.

Этичувства надо найти в себе и избавитьсяот них.

В любой взаимосвязимежду людьмисуществует явление сознательного илибессознательного вовлечение своегопрежнего эмоционального опыта, опытавзаимодействия с другими, особеннозначимыми людьми (родителями,братьями-сестрами), воспроизведениеобразцов (паттернов) из этого опыта.

Перенос являетсясоставной частью консультативного(терапевтического) контакта. Данныйпсихологический феномен присутствуетв любых межличностных отношениях, однаков консультативном контакте он намногоинтенсивнее вследствие природы самогоконтакта.

И вот, нашнасупленный начальник уже вызывает унас реакцию стресса, мы ожидаем от негоповышенного тона, даже если знаем, чтодля его стиля управления это несвойственно. Но ведь наш папа когда-тоименно так реагировал на наши мелкиепровинности и шалости. Произошел перенос.

Если он будет активизировать вашуработу, не вызывая стресса ни у вас, ниу начальника — замечательно.

Но еслиэто мешает вашему конструктивномусотрудничеству, тогда стоит задуматься,вы общаетесь с реальным человеком-начальником,с его специфичным характером или с новымобличием своего отца (мамы, сестры,супруга).

Терапевтвнимательно относится к клиенту. Онслушает его, проявляет понимание иэмпатию. Без специального осознаниятакой ситуации клиенту может показаться,что терапевт – один из самых значимых,внимательных к его внутреннему мирулюдей.

И вот достаточноспокойное молчание терапевта воспринимаетсяклиентом как злобность, недовольствоим, как построение тайных планов илидепрессивность. И клиент начинает вестисебя так, как научился вести себя с мамойв депрессивном состоянии или сердитымотцом.

Такой переносдает консультанту выход на чуть ли несамую значимую информацию о детскомопыте клиента.

Анализпереноса — один из основных техническихприемов в современной психотерапии.

Но терапевт тожевовлечен в эту эмоциональную игру. Иесли клиент играет роль непослушногоребенка или дочки-красавицы, а в опытетерапевта есть блок переживаний именнотакого характера, то он будет подыгрывать,соответственно реагировать на переносклиента своим контрпереносом.

Контрперенос— наблюдение и осознание аналитикомсобственной бессознательной эмоциональнойреакции при общении с тем или инымпациентом. Терапевт не может избавитьсяот своего травматического опыта, номожет отслеживать его влияние на процессконсультирования.

В консультированиии психотерапии переносу свойственнытакие черты (Gelso, Fretz, 1992): 1. Перенос всегдаошибочен в том смысле, что клиентпредставляет консультанта в ложномсвете, т. е. приписывает ему черты,свойственные другим людям в другихобстоятельствах и времени. Конечно,ошибочны не все представления клиента;консультанту важно отличать реалистичныереакции от реакций переноса.

2. Перенос бываетположительным и отрицательным.Положительный перенос основывается назависимости клиента от идеализированногообраза отца, любящего и опекающего,вызывающего чувство защищенности ипотребность в творческом самовыражении.

Положительная установка клиента вотношении консультанта, возникшая всилу переноса, выражает отношенияпрошлого. Например, клиент, которому вдетстве недоставало любви, склоненвидеть в консультанте человека болеесильного и любящего, чем тот есть насамом деле.

Отрицательный перенососновывается на испытанных в детствечувствах отвержения и враждебности.Если в консультировании эти установкине изменяются, терапия становитсяневозможной.

3. Возникновениюпереноса содействуют нейтральность инеопределенность консультанта.

Понятие”нейтральность” в психотерапии неимеет определения. Нейтральность неидентична равнодушию или дефицитузаботливости. Имеется в виду, чтоконсультант беспристрастен и ненавязывает клиенту своих ценностей.

Неопределенность означает сокрытие отклиента своих чувств, установок, событийжизни. Нейтральность и неопределенностьконсультанта создают специфическуюатмосферу отношений, которая позволяетвозникнуть и полностью проявитьсяпереносу.

Он проявляется и при отсутствииэтих условий, однако они облегчаютвозникновение переноса и усиливаютего.

4. Перенос -бессознательный процесс. Хотя чувстваклиента по отношению к консультантумогут быть и вполне сознательными, носам факт, что они привнесены из других,более ранних отношений, не осознается.В консультировании психодинамическойориентации консультант побуждаетклиента к осознанию такого переноса.

5. Перенос чащевозникает в сферах, где имеютсянеразрешенные детские конфликты созначимыми личностями.

Люди склонныпревратно воспринимать настоящее, когдаони увязли в эпизодах прошлого.

В психотерапиии консультировании ценность переносавесьма велика. Он позволяет проникнутьв прошлое клиента и увидеть, какимобразом ранний опыт, связанный созначимыми личностями (родители, близкие),модифицирует реакции настоящего.

Этоочень важно в случаях, когда расстройстваповедения, личные проблемы постоянно”подпитываются” коварными реакциямипереноса.

Консультант, будучи объектомпереноса, интерпретирует проекции ипредоставляет клиенту возможностьвзглянуть на свое поведение в ракурсепричинности, чтобы избавиться от травми фантазий прошлого.

Такая работа придаетконсультированию характер “коррекцииэмоционального опыта”.

Задача:тонко отслеживать эмоциональные оттенкинашей реакции — различать идентификациюс пациентом и эмпатию к нему, осознавать,что именно мы переносим на пациента, ичто он на нас.

Важно не лечить своегоребенка, свою маму, мужа, отслеживатьграницы взаимодействия.

При контактес пациентом терапевт лишь активизируетего поиски решений своих проблем, ноникак не ищет в лице клиента подтверждениесвоей силы, красоты, мужественности.

Итак, как женормальному непрофессионалу определить,что «заражение» начинается?

Приведем простуюметодику.

  • Если во время разговора с человеком вы физически начинаете ощущать состояние человека, то это свидетельство начинающегося переноса.

Найдите способотвлечься и перейти к другим темам илиуйти.

  • Если во время жалоб человека на свою жизнь, вы ловите себя на мысли, что вы искренне даете советы человеку, опираясь на свой реальный жизненный опыт, остановитесь, здесь начинается контрперенос.

Нельзя даватьсоветы человеку, исходя из своегожизненного опыта. Это порождаетнеадекватность и зависимость от вас.Человек буквально прилипнет к вашейжизни и будет требовать дальнейших«костылей» для своего развития.

Возможныдва основных определения переноса.Согласно классическому психоаналитическомуопределению, перенос – это оживлениекомплекса Эдипа в терапевтическойситуации. Реакция на терапевта такова,словно он — участник ранних эдиповыхотношений клиента, т.е. представляетсобой отца или мать.

В эдиповом контекстеопределение слишком ограничено; еготрудно принять, не придерживаясьпсихоаналитической ориентации. Считаяперенос универсальным феноменомконсультативного контакта, его можноопределить как повторение в отношенияхс консультантом чувств и установок,привычных в прошлом со значимыми людьми(прежде всего — родителями).

Creenson (1965;цит. по: Сох, 1988) предлагает болееобобщенное определение

“Перенос- это неадекватное иперсеверативное переживание чувств,влечений, фантазий, установок изадействование защитных механизмов,возникших в прошлом в отношениях созначимыми людьми, при актуальноммежличностном взаимодействии. Подчеркнем,реакция переноса представляет собойповторение прошлого и неприемлема внастоящем”.

Люди склонныпревратно воспринимать настоящее, когдаони увязли в эпизодах прошлого.

В психотерапиии консультировании ценность переносавесьма велика. Он позволяет проникнутьв прошлое клиента и увидеть, какимобразом ранний опыт, связанный созначимыми личностями (родители, близкие),модифицирует реакции настоящего.

Этоочень важно в случаях, когда расстройстваповедения, личные проблемы постоянно”подпитываются” коварными реакциямипереноса.

Консультант, будучи объектомпереноса, интерпретирует проекции ипредоставляет клиенту возможностьвзглянуть на свое поведение в ракурсепричинности, чтобы избавиться от травми фантазий прошлого.

Такая работа придаетконсультированию характер “коррекцииэмоционального опыта”.

Решение, стоитли делать перенос объектом обсуждения,равносильно выбору между операцией иконсервативным лечением. Первый вариантприводит к значимым внутренним изменениям,а второй чаще сохраняет status quo. Конечно,выбор всегда определяется конкретнойситуацией.

В некоторых случаях нерекомендуется слишком углубляться вреакции переноса клиента и их интерпретацию:- при искаженном восприятии реальности;- при нехватке времени для работы спереносом (кратковременное консультированиеили психотерапия); – при отсутствиинормального рабочего альянса с клиентом;- когда клиент из – за ослабления механизмовпсихологической защиты не может бытьтолерантен к тревоге и фрустрации; -когда целью консультирования являетсяне разрешение глубинных конфликтов, а,например, приспособление к текущимжизненным ситуациям. Однако не следуетзабывать о проблемах, которые возникаютиз – за непреодоленного переноса в случаепрекращения консультативного контакта,когда осталась без обсуждения интенсивнаялюбовь клиента к идеализированномуконсультанту (положительный перенос)или ненависть к нему (отрицательныйперенос). Поэтому консультанту неподобает игнорировать чувства клиента.Они должны быть обсуждены, конечно, свыбором надлежащей глубины обсуждения.Трансформация переноса в процессеконсультирования похожа на эмоциональноеразвитие ребенка. Ребенок постепеннопереходит от мнения о родителях каквсемогущих и всезнающих к болеереалистичному подходу, оценивая их какотносительно простых людей, но тем неменее занимающих особое, важное положениев его эмоциональном мире. Подобнымобразом и клиент в ходе консультированияначинает реалистичнее оцениватьконсультанта; опыт контакта становитсясоставной частью психики самого клиента.Перенос в сущности создает условия дляинтериоризации консультанта и способствуетформированию специфической, но надежнойинстанции, в которую можно обратитьсяпри затруднениях в жизни.

Источник: https://works.doklad.ru/view/xgwc2p2GfA4/22.html

3. 5. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

12. Перенос и контрперенос в консультировании.:  В ситуации консультирования не может происхо­дить адекватное

Вситуации консультирования не можетпроисходить адекватное эмоциональноевзаимодействие без принятия во вниманиепереноса и контрпереноса.

Как правило,они сосуществуют, иногда их сравниваютс двумя сторонами магнитофонной ленты.Имеется в виду перенос чувств, влечений,установок из “там и тогда” в “здесьи теперь” и наоборот.

Такую транспозициюосуществляет клиент в отношенииконсультанта (перенос) и консультант вотношении клиента (контрперенос).

Перенос

ОткрытиеS. Freud “переноса” — одно изфундаментальных достижений психоанализа.Это учение нередко определяют каксистематический анализ переноса.

ВначалеFreud считал перенос препятствием на путиразвития психотерапии, однако в 1907 г.,после первой встречи с С. Jung в Вене,позиция основателя психоанализаизменилась.

На мнение Freud повлиялакатегоричность утверждения Jung, что”перенос — это альфа и омега терапии”.

Возможностьпереноса в консультировании и психотерапиив настоящее время в большей или меньшеймере признают представители почти всехтеоретических ориентаций. Переносявляется составной частью консультативного(терапевтического) контакта.

Данныйпсихологический феномен присутствуетв любых межличностных отношениях, однаков консультативном контакте он намногоинтенсивнее вследствие природы самогоконтакта.

Консультант заведомо обладаетавторитетом, мало говорит о себе иостается анонимным, поскольку к немуобращаются за помощью. Этим облегчаетсявозникновение переноса.

Возможныдва основных определения переноса.Согласно классическому психоаналитическомуопределению, перенос – это оживлениекомплекса Эдипа в терапевтическойситуации. Реакция на терапевта такова,словно он — участник ранних эдиповыхотношений клиента, т.е. представляетсобой отца или мать.

В эдиповом контекстеопределение слишком ограничено; еготрудно принять, не придерживаясьпсихоаналитической ориентации. Считаяперенос универсальным феноменомконсультативного контакта, его можноопределить как повторение в отношенияхс консультантом чувств и установок,привычных в прошлом со значимыми людьми(прежде всего — родителями).

Creenson (1965;цит. по: Сох, 1988) предлагает болееобобщенное определение:

“Перенос— это неадекватное и персеверативноепереживание чувств, влечений, фантазий,установок и задействование защитныхмеханизмов, возникших в прошлом вотношениях со значимыми людьми, приактуальном межличностном взаимодействии.Подчеркнем, реакция переноса представляетсобой повторение прошлого и неприемлемав настоящем”.

Вконсультировании и психотерапии переносусвойственны такие черты (Gelso, Fretz, 1992):

  1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Конечно, ошибочны не все представления клиента; консультанту важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса.

  2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении.

    Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу переноса, выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле.

    Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной.

  3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта.

Понятие”нейтральность” в психотерапии неимеет определения. Нейтральность неидентична равнодушию или дефицитузаботливости. Имеется в виду, чтоконсультант беспристрастен и ненавязывает клиенту своих ценностей.

Неопределенность означает сокрытие отклиента своих чувств, установок, событийжизни. Нейтральность и неопределенностьконсультанта создают специфическуюатмосферу отношений, которая позволяетвозникнуть и полностью проявитьсяпереносу.

Он проявляется и при отсутствииэтих условий, однако они облегчаютвозникновение переноса и усиливаютего.

  1. Перенос — бессознательный процесс.

Хотячувства клиента по отношению к консультантумогут быть и вполне сознательными, носам факт, что они привнесены из других,более ранних отношений, не осознается.В консультировании психодинамическойориентации консультант побуждаетклиента к осознанию такого переноса.

  1. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Людисклонны превратно воспринимать настоящее,когда они увязли в эпизодах прошлого.

Впсихотерапии и консультировании ценностьпереноса весьма велика. Он позволяетпроникнуть в прошлое клиента и увидеть,каким образом ранний опыт, связанныйсо значимыми личностями (родители,близкие), модифицирует реакции настоящего.

Это очень важно в случаях, когдарасстройства поведения, личные проблемыпостоянно “подпитываются” коварнымиреакциями переноса.

Консультант, будучиобъектом переноса, интерпретируетпроекции и предоставляет клиентувозможность взглянуть на свое поведениев ракурсе причинности, чтобы избавитьсяот травм и фантазий прошлого. Такаяработа придает консультированию характер”коррекции эмоционального опыта”.

Решение,стоит ли делать перенос объектомобсуждения, равносильно выбору междуоперацией и консервативным лечением.Первый вариант приводит к значимымвнутренним изменениям, а второй чащесохраняет status quo. Конечно, выбор всегдаопределяется конкретной ситуацией. Внекоторых случаях не рекомендуетсяслишком углубляться в реакции переносаклиента и их интерпретацию:

  • при искаженном восприятии реальности;
  • при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия);
  • при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;
  • когда клиент из-за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации;
  • когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

Однаконе следует забывать о проблемах, которыевозникают из-за непреодоленного переносав случае прекращения консультативногоконтакта, когда осталась без обсужденияинтенсивная любовь клиента кидеализированному консультанту(положительный перенос) или ненавистьк нему (отрицательный перенос). Поэтомуконсультанту не подобает игнорироватьчувства клиента. Они должны бытьобсуждены, конечно, с выбором надлежащейглубины обсуждения.

Трансформацияпереноса в процессе консультированияпохожа на эмоциональное развитиеребенка. Ребенок постепенно переходитот мнения о родителях как всемогущих ивсезнающих к более реалистичномуподходу, оценивая их как относительнопростых людей, но тем не менее занимающихособое, важное положение в его эмоциональноммире.

Подобным образом и клиент в ходеконсультирования начинает реалистичнееоценивать консультанта; опыт контактастановится составной частью психикисамого клиента.

Перенос в сущностисоздает условия для интериоризацииконсультанта и способствует формированиюспецифической, но надежной инстанции,в которую можно обратиться при затрудненияхв жизни.

Положительномупереносу всегда присуща определенная,чаще всего временная идеализацияконсультанта с эротическим оттенкомпри условиях разнополости игетеросексуальности клиента.

Эротическаяустановка в отношении консультантанередко выражается косвенно — паузамимолчания, жалобами, что нечего сказатьи голова совсем пустая; манипулятивнымидвижениями, если консультант не пришелили опаздывает, забыванием уплатить законсультацию, интересом к личной жизниконсультанта; конкуренцией с другимиклиентами из-за консультанта; постояннымцитированием его высказываний и т.п.

Подаркитоже служат формой выражения чувств кконсультанту.

Дарение может означатьмногое и усложняет консультирование:иногда это просто взятка, поройдемонстрация желания иметь с консультантомособые, доверительные отношения, иблагодаря выбору подарка клиент хочетдоказать знание вкуса и потребностейконсультанта.

При таких мотивах клиентаконсультант должен отказаться отподарка, если не желает быть втянутымв игры манипулятивного характера. Однаков некоторых случаях подарки отражаютискреннюю благодарность, уважение кконсультанту, и отказ от них можетоскорбить клиента.

Вообще в процессеконсультирования лучше избегать подаркови подождать завершения терапии, тогдаподарок становится поводом к последнемуобсуждению с клиентом достигнутыхуспехов и соответствия (или несоответствия)подарка реальной цене консультированияв экзистенциальном смысле.

Когдаклиенты тем или иным способом выражаютчувства, консультант должен относитьсяк этому с пониманием. Они проявляютподлинные чувства, хотя часто инереалистичные.

Если консультантпринимает чувства клиента, даже неотвечая на них, и не позволяет клиентуиспытывать отверженность, консультированиестановится глубже и интенсивнее.

Сдругой стороны, клиенты должны понимать,что консультант не может быть ихсексуальным партнером. Такое табупомогает осознать жизненные ограниченияна удовлетворение желаний.

Контрперенос

Посколькуконсультативный контакт подобен улицес двусторонним движением, очевидно, чтои консультант привносит в отношения склиентом свои жизненные затруднения.

Контрперенос столь же универсальноеявление в психологическом консультированиии психотерапии, как и перенос. Независимоот зрелости личности консультанта он— человек и непременно имеет неразрешенныевнутренние конфликты.

Болезненные темыи порождают контрперенос, если клиентневольно их затрагивает.

Gelsoи Fretz (1992) различают тотальное (слишкомширокое) и классическое определениеконтрпереноса. Тотальное определениеохватывает все эмоциональные реакцииконсультанта на клиента.

К контрпереносутогда относятся и совершенно естественныереакции консультанта, не связанные сего внутренними конфликтами. Классическоеопределение характеризует контрпереноскак ответную реакцию на перенос клиента.

Промежуточное определение обрисовываетконтрперенос как проецированиеконсультантом своих проблем напредоставленный клиентом материал, каксвязанный с переносом, так и не связанныйс ним.

Наиболеечасто встречаются следующие причиныконтрпереноса:

  1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным.

  2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.

  3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

  4. Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.

  5. Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.

Терапевтиченили антитерапевтичен контрперенос?Помогает или мешает он консультированию?Хорош он или плох сам по себе? Ответы наэти вопросы зависят от того, проявляетсяли контрперенос в форме внешнегоповедения или представляет собой толькопереживания консультанта.

В первомслучае имеются в виду действия на основевнутренних конфликтов, и, конечно, такойконтрперенос необходимо обсудить сколлегой или в специальных группахпрофессионалов, потому что неконтролируемыйи плохо осознаваемый контрпереноспрепятствует объективности консультанта.

В качестве внутренних переживанийконтрперенос может оказаться весьмаценным (Gelso, Fretz, 1992), поскольку помогаетконсультанту лучше понять, какое влияниеповедение клиента оказывает на него ина других людей.

В любом случае влияниеконтрпереноса на ход консультированиязависит от желания и готовностиконсультанта взглянуть на истоки своихистинных чувств к клиентам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Barret-Lennard G. Т. The Relationship Inventory now: issues and advances in theory, method and uses // In: L. Greenberg, W. Pinsoff (Eds.). The Psychotherapeutic Process. N. Y.: Guilford, 1986.

  2. Berenson В. G., Carkhuff R. R. (Eds.) Sources of Gain in Counseling and Psychotherapy. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1987.

  3. Bugental J. F. T. The Art of Psychotherapist. N. Y.: Norton, 1987.

  4. Carkhuff R. R., Berenson B. G. Beyond Counseling and Therapy, 2nd Ed. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1977.

  5. Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy, 3rd Ed. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1988.

  6. Сох M. Structuring the Therapeutic Process: Compromise with Chaos. London: Jessica Kingsley Publishers, 1988.

  7. Egan G. The Skilled Helper: A Model for Systematic Helping and Interpersonal Relating, 3rd Ed. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1986.

  8. Gazda G. M., Asbury F. R., Baker F. J., Childers W. C., Walters R. P. Human Relations Development: A Manual for Educators. Boston: Allyn and Bacon, 1984.

  9. Gelso С. J., Carter J. A. The relationship in counseling and psychotherapy: components, consequences and theoretical antecedents // The Counseling Psychologist, 1985. Vol. 13. P. 155-243.

  10. Gelso С. J., Fretz . В. С. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992.

  11. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.

  12. Gladstein G. A. Understanding empathy: integrating counseling, developmental and social psychology perspectives // Journal of Counseling Psychology, 1983. Vol. 30. P. 467-482.

  13. Greenberg L., Pinsoff W. (Eds.). The Psychotherapeutic Process. N. Y.: Guilford, 1986.

  14. Kennedy E. On Becoming Counselor: A Basic Guide for Non-Professional Counselors. N. Y.: The Seabury Press, 1977.

  15. Knapp M. L. The field of nonverbal communication: an overview // In: C. Stewart, B. Kendall (Eds.) On Speech Communication: Anthology of Contemporary Writings and Messages. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1972.

  16. Levant R., Shlein J. (Eds.) Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach. N. Y.: Praeger, 1984.

  17. Lietaer G. Unconditional positive regard: a controversial basic attitude in client-centered therapy // In: R. Levant, J. Shlein (Eds.) Client-Centered Therapy and Person-Centered Approach. N. Y.: Praeger, 1984.

  18. May R. The Art of Counseling. N. Y.: Abingdon Press, 1967.

  19. Prochaska J. O. Systems of Psychotherapy: A Transtheoretical Analysis // Homewood, Ill.: Dorsey Press, 1979.

  20. Rogers C. Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Miffin, 1951.

  21. Rogers C. Empathy: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. Vol. 5. P. 2-10.

  22. Rogers C. Freedom to Learn. Columbus, Ohio: Merrill, 1969.

  23. Rogers C. On Becoming a Person. Boston: Houghton Miffin, 1961.

  24. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // Journal of Consultation Psychology, 1957. Vol. 21. P. 95-103.

  25. Stewart C., Kendall B. (Eds.). On Speech Communication: An Anthology of Contemporary Writings and Messages. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1972.

Источник: https://studfile.net/preview/6334511/page:15/

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 3. 5. ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное взаимодейс..

12. Перенос и контрперенос в консультировании.:  В ситуации консультирования не может происхо­дить адекватное

3. 5. ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса. Как правило, они сосуществуют, иногда их сравнивают с двумя сторонами магнитофонной ленты.

Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из “там и тогда” в “здесь и теперь” и наоборот. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос). Перенос Открытие S. Freud “переноса” – одно из фундаментальных достижений психоанализа.

Это учение нередко определяют как систематический анализ переноса. Вначале Freud считал перенос препятствием на пути развития психотерапии, однако в 1907 г. , после первой встречи с С. Jung в Вене, позиция основателя психоанализа изменилась.

На мнение Freud повлияла категоричность утверждения Jung, что “перенос – это альфа и омега терапии”.

Возможность переноса в консультировании и психотерапии в настоящее время в большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических ориентации. Перенос является составной частью консультативного (терапевтического) контакта.

Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта.

Консультант заведомо обладает авторитетом, мало говорит о себе и остается анонимным, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса.

Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос – это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он – участник ранних эдиповых отношений клиента, т. е. представляет собой отца или мать.

В эдиповом контексте определение слишком ограничено; его трудно принять, не придерживаясь психоаналитической ориентации. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего – родителями).

Creenson (1965; цит. по: Сох, 1988) предлагает более обобщенное определение: “Перенос – это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии.

Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем”.

В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты (Gelso, Fretz, 1992): 1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени.

Конечно, ошибочны не все представления клиента; консультанту важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса. 2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении.

Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу переноса, выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности.

Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной. 3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта.

Понятие “нейтральность” в психотерапии не имеет определения. Нейтральность не идентична равнодушию или дефициту заботливости. Имеется в виду, что консультант беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей.

Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создают специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу.

Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.

4. Перенос – бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамической ориентации консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса.

5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Люди склонны превратно воспринимать настоящее, когда они увязли в эпизодах прошлого.

В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего.

Это очень важно в случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы постоянно “подпитываются” коварными реакциями переноса.

Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Такая работа придает консультированию характер “коррекции эмоционального опыта”.

Решение, стоит ли делать перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением. Первый вариант приводит к значимым внутренним изменениям, а второй чаще сохраняет status quo. Конечно, выбор всегда определяется конкретной ситуацией.

В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию: – при искаженном восприятии реальности; – при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия); – при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом; – когда клиент из – за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации; – когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям. Однако не следует забывать о проблемах, которые возникают из – за непреодоленного переноса в случае прекращения консультативного контакта, когда осталась без обсуждения интенсивная любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос) или ненависть к нему (отрицательный перенос). Поэтому консультанту не подобает игнорировать чувства клиента. Они должны быть обсуждены, конечно, с выбором надлежащей глубины обсуждения. Трансформация переноса в процессе консультирования похожа на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок постепенно переходит от мнения о родителях как всемогущих и всезнающих к более реалистичному подходу, оценивая их как относительно простых людей, но тем не менее занимающих особое, важное положение в его эмоциональном мире. Подобным образом и клиент в ходе консультирования начинает реалистичнее оценивать консультанта; опыт контакта становится составной частью психики самого клиента. Перенос в сущности создает условия для интериоризации консультанта и способствует формированию специфической, но надежной инстанции, в которую можно обратиться при затруднениях в жизни.

Положительному переносу всегда присуща определенная, чаще всего временная идеализация консультанта с эротическим оттенком при условиях разнополости и гетеросексуальности клиента.

Эротическая установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно – паузами молчания, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая; манипулятивными движениями, если консультант не пришел или опаздывает, забыванием уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из – за консультанта; постоянным цитированием его высказываний и т. п.

Подарки тоже служат формой выражения чувств к консультанту. Дарение может означать многое и усложняет консультирование: иногда это просто взятка, порой демонстрация желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбору подарка клиент хочет доказать знание вкуса и потребностей консультанта.

При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного характера. Однако в некоторых случаях подарки отражают искреннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента.

Вообще в процессе консультирования лучше избегать подарков и подождать завершения терапии, тогда подарок становится поводом к последнему обсуждению с клиентом достигнутых успехов и соответствия (или несоответствия) подарка реальной цене консультирования в экзистенциальном смысле.

Когда клиенты тем или иным способом выражают чувства, консультант должен относиться к этому с пониманием. Они проявляют подлинные чувства, хотя часто и нереалистичные. Если консультант принимает чувства клиента, даже не отвечая на них, и не позволяет клиенту испытывать отверженность, консультирование становится глубже и интенсивнее.

С другой стороны, клиенты должны понимать, что консультант не может быть их сексуальным партнером. Такое табу помогает осознать жизненные ограничения на удовлетворение желаний.

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.

   RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/hrest/34/9359311.html

Шпаргалки – Ответы по Основам консультирования – файл n1.doc

12. Перенос и контрперенос в консультировании.:  В ситуации консультирования не может происхо­дить адекватное
Шпаргалки – Ответы по Основам консультирования
Скачать все файлы (256.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc257kb.15.02.2014 17:58скачать

9. Позиция консультанта.

Перенос и контрперенос в консультировании В принципе, можно представить себе три возможные позиции консультанта по отношению к клиенту: позиция равенства, позиция “сверху” и позиция “снизу”. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом.

У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника.

В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.

Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию “сверху”, больше считаются, к нему больше прислушиваются. Методы поддержания позиции консультанта: 1. Супервизия (коллега консультанта, не вовлечённый в процесс консультирования, помогает консультанту лучше сориентироваться в ситуации.

Виды: очная и заочная – наиболее распространена, без клиента) 2.Интервизия (групповое обсуждение случая с элементами супервизии) 3. Обсуждение случая (на семинаре с представителями других профессий) 4. Обсуждение отношений с клиентом (в долгосрочных отношениях – более 10-ти сессий)Психоаналитическое направление.

Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Адлерианское направление.

Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования. Терапия поведения. Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis).

Консультант выполняет роль учителя, а клиент – ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Ориентированная на клиента терапия (Роджерс). Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и “передача” этих установок клиентам.

Экзистенциальная терапия. Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт “человек — человек”.

В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос). Открытие Фрейдом “переноса” – одно из фундаментальных достижений психоанализа.

Вначале Фрейд считал перенос препятствием на пути развития психотерапии, однако в 1907 г., после первой встречи с Юнгом в Вене, позиция основателя психоанализа изменилась. Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос — это оживление комплекса Эдипа В терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он — участник ранних эдиповых отношений клиента, т. е.

представляет собой отца или мать. Перенос — это неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты: 1.

Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. 2. Перенос бывает положительным и отрицательным.

Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной. 3.

Перенос — бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. 4. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразре¬шенные детские конфликты со значимыми личностями.

Gelso и Fretz (1992) различают тотальное (слишком широкое) и классическое определение контрпереноса. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента. К контрпереносу тогда относятся и совершенно естественные реакции консультанта, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию на перенос клиента. Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним. Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса:

  1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным.
  2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.
  3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.
  4. Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.
  5. Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.

10. Позитивный и негативный перенос. Способы работы

Термин “позитивный перенос” является коротким названием для описания реакций переноса, которые состоят преимущественно из любви в любой ее форме или из любых ее предвестников. Другая важная форма позитивного переноса имеет место, когда пациент влюбляется в аналитика. Это случается так регулярно в анализе потому, что наши пациенты имели болезненные переживания в этом отношении в своей прошлой жизни. Эти чувства были репрессированы и проявились вновь в виде любви переноса во время анализа, в некоторой степени она более иррациональна и инфантильна в своих манифестациях, чем реальная любовь. Здесь не может быть компромисса. Аналитик не может допустить даже самого невинного, частичного эротического удовлетворения. Любое такое удовлетворение делает любовь пациентки относительно неанализируемой. Это отнюдь не означает, что аналитики должен вести себя бесчувственно и бессердечно. Аналитик может быть тактичным и чутким по отношению к пациентке и ее состоянию и при этом продолжать заниматься своей задачей – анализированием. Возможно, ни в какое другое время аналитическое отношение сострадания, самообладания, гуманности не является настолько необходимым. Термин “негативный перенос” используется для обозначения чувств переноса, которые основаны на ненависти в любой из ее многочисленных форм, ее предшественников и ее дериватов. Негативный перенос может быть выражен как ненависть, гнев, враждебность, недоверие, отвращение, антипатия, нелюбовь, негодование, горечь, зависть, неприязнь, презрение, раздражение и т. д. негативный перенос вызывает хроническое, глубоко лежащее недоверие, которое может сделать всю аналитическую процедуру болезненной и в конце концов сделать из нее то, от чего нужно избавиться.

11. Первичное интервью

Интервью – первая основательная встреча консультанта и клиента. Она может состоять из диагностического опроса, откровенного разговора, элементов переговоров. Первичное интервью – неотъемлемая часть консультирования. Каждый из участников – и консультант, и клиент, должны ответить себе на ряд значимых вопросов, в том числе определиться, будут ли следующие встречи. Консультант должен принять решение – сможет ли он оказать клиенту необходимую помощь, а клиент понять – комфортно ли ему с консультантом. Этот этап позволяет так же подвести клиента к определению целей консультирования и помочь в создании согласованной программы совместной работы. Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере клиента то, как он входит в кабинет — твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. В начале первой встречи важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил (зачастую клиента приводят родители, близкие, учителя и т.п.). Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту без всяких тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Прежде всего следует обратить внимание на понимание проблемы клиентом, на вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные с ней трудности и сопутствующие факторы. Консультант не должен настойчиво и назойливо побуждать клиента “рассказать все”. На основе усредненных практик, можно привести следующую условную схему проведения первичного интервью:

  1. Знакомство (самопрезентация), установление контакта и доверительных отношений;
  2. Информирование о целях и задачах встречи, создание мотивации у клиента к предстоящему интервьюированию;
  3. Сбор персональных данных, (ФИО, возраст, образование, социальный статус и т.д., в соответствии с целями интервью) – в случае, если обращение не является анонимным;
  4. Выяснение формального запроса;
  5. Обсуждение проблемы, расспрос клиента;
  6. Совместное с клиентом принятие решения о необходимости дальнейших консультаций и диагностики (обсуждение возможных дальнейших планов).
  7. Резюмирование, получение обратной связи от клиента и завершение встречи.

12. Психотерапевтический контракт

Начальный этап. Цель – установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом. Решение клиента заключить «консультативный контакт» должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

  • об основных целях консультирования;
  • о своей квалификации;
  • об оплате за консультирование;
  • о приблизительной продолжительности консультирования;
  • о целесообразности консультирования;
  • о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
  • о границах конфиденциальности.

По своей сути психотерапевтический контракт – это договоренность, которая касается трех основных вопросов. Во-первых, в контракте оговаривается согласие клиента на консультирование или психотерапию, во-вторых, клиент и консультант обсуждают цели консультирования, и в третьих – они договариваются по поводу организационных вопросов (времени и места консультирования, частоты встреч и оплаты). Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио – и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Ясно сформулированное соглашение о целях не только облегчает процесс психотерапии, помогая избежать тупиковых ситуаций и наладить продуктивные рабочие отношения, но и позволяет определить оптимальный момент завершения работы.

13. Процесс проработки

Работа с запросом клиента, который был утверждён на этапе заключения контракта. Форма работы зависит от подхода, в котором работает консультант. Клиент психологической консультации склонен связывать свои трудности именно с ситуацией, конкретным событием, которое с ним произошло, а не с какими-то своими качествами, состояниями и т.п. Центральным моментом в консультировании является анализ проблемной ситуации с вычленением и отделением проблемы от ситуации в сознании клиента. Важной задачей является выяснение всех возможных патогенных условий и факторов, которые могли наложить отпечаток на развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Это нужно не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (чаще всего это оказывается проблематичным, хотя иногда и необходимым), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуализировать. Анализ проблемной ситуации предполагает выявление ее участников, т.е. круга лиц значимого общения клиента, поскольку система взаимоотношений с другими людьми (прежде всего их патогенное влияние) может играть существенную роль в развитии психологических проблем человека. Психолог-консультант от нерефлексивного слушания постепенно должен переходить к слушанию рефлексивному – отражать содержание услышанного и чувства клиента (например, “Вы огорчены тем, что …”). Используются такие технические приемы, как уточнение (“Вы имели в виду, что …”) и пересказ (“Если я вас правильно понял, ваш муж …”). Важным звеном решения диагностической задачи для консультанта является определение действительных психологических проблем клиента – идентификация проблемы. Идентификация психологических проблем – процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей. В результате этих действий выдвигается консультативная гипотеза – предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента. Гипотеза подсказывает направление, в котором нужно искать необходимую информацию, для того чтобы убедиться в правильности сделанного предположения или, наоборот, произвести его корректировку. В ходе беседы психолог-консультант выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их правильность ответами клиента на свои вопросы. Гипотеза строится на предпочтении одного из вариантов причин явления, который кажется более вероятным, но недостаточным для надежного вывода. Приступая к работе, консультант в первую очередь пытается установить наличие других признаков, сигнализирующих о психическом расстройстве (бред, навязчивости и др.), а также выясняет обстоятельства жизни клиента, которые могли послужить причиной депрессивного состояния. В зависимости от характера информации, получаемой психологом, выдвинутая гипотеза или подтверждается, или опровергается и меняется на другую. Определяя характер психологических проблем, консультант зачастую должен выйти за пределы ситуации, т.е. собрать дополнительные данные о жизни клиента – консультативный анамнез. Анамнез консультативный – это совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается. Сбор этих данных особенно уместен тогда, когда нужно исследовать источники развития проблемы, найти значимые события прошлого (демографический анамнез, актуальные проблемы и нарушения – когда и как; психосоциальный анамнез – отношения в семье). Важной составляющей процесса идентификации проблемы, проверки гипотезы является оформление выводов об индивидуальных особенностях личности клиента, т.е. постановка психологического диагноза. Диагноз психологический – вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, путем нетестовой диагностики или каким-либо другим способом.

14. Завершение консультирования

Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит естественно, когда клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Вопрос о прекращении консультативных встреч клиент и консультант решают вместе. Последняя встреча должна быть посвящена подведению итогов и установлению важнейших результатов терапии. Лучше, чтобы первым это сделал сам клиент. Только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Однако мнения клиента и консультанта о сроке окончания консультирования иногда не совпадают. Здесь возможны два варианта. В первом варианте консультанту кажется, что пора прекратить консультирование, но клиент чувствует себя не готовым к этому и хочет продолжать встречи с консультантом. Единственным способом продлить терапию становится тогда сохранение симптомов или проблем и даже возникновение новых затруднений. Поэтому консультанту важно разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать консультирование. Как правило, все объясняется зависимостью клиента от консультанта и стремлением клиента к окончательному разрешению проблем. Нередко играют роль и реакции переноса. Не выяснив до конца мотивы настойчивости клиента, нельзя прерывать консультирование. Во втором варианте к окончанию консультирования стремится клиент, хотя, по мнению консультанта, необходимые результаты еще не достигнуты. Консультант опять же должен разобраться в действительных причинах побуждений клиента и разъяснить ему возможные последствия несвоевременного окончания консультирования. Нередко причина желания клиента поскорее прекратить консультирование состоит в неудовлетворенности консультативным контактом. Другая причина заключается в расхождении поставленных клиентом и консультантом целей: клиент добивается краткосрочных, ближайших целей. Завершение выполняет несколько важных функций. Во-первых, завершение сигнализирует о том, что нечто закончено. Чтобы приступить к чему-нибудь новому, необходимо завершить и осмыслить предыдущее событие Во-вторых, завершение является средством сохранения уже достигнутых изменений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач. В-третьих, завершение служит напоминанием о том, что клиент стал более зрелым. Формы завершения процесса консультирования: -несколько завершающих встреч и оценка проделанного пути (что произошло или не произошло, личный отзыв клиента о консультанте, какие изменения произошли в жизни, собирается ли клиент применять полученные знания в жизни, что он планирует в дальнейшем, прощание) -досрочное прерывание отношений (желательно выяснить причины и назначить заключительную сессию). -клиент уходит и возвращается снова (в этом случае необходимо объяснить, что каждый раз придётся начинать всё с самого начала – интервью, запрос и тд.)

15. Навыки наблюдения

Консультирование состоит из вербальных и невербальных интеракций. Язык мимики и жестов — это тот фундамент, на котором обосновывается консультирование. Невербальный язык функционирует на трех уровнях: 1. Условия взаимодействия: например, время и место беседы, оформление кабинета, одежда и другие важные детали, большинство из которых влияют на характер взаимоотношений между людьми. 2. Информационный поток: например, важная информация часто приходит к нам в форме невербальной коммуникации. Но гораздо чаще невербальная коммуникация модифицирует смысл и переставляет акценты в словесном контексте. 3. Интерпретация: каждый индивид, принадлежащий к любой культуре, имеет совершенно разные способы интерпретации невербальной коммуникации. То, что воспринял из невербального языка один, может в корне отличаться от того, что понял другой. Критерии невербального общения, которые должны привлечь внимание в первую очередь: Визуальный контакт. Не забывая о культурных различиях, следует все же отметить важность того, когда и почему индивид перестает смотреть вам в глаза. Именно движение глаз — ключ к тому, что происходит в голове клиента. Язык тела. Однако наиболее информативным в языке тела являются изменение наклона туловища. Клиент может сидеть естественно, и затем, без всякой видимой причины, сжать ладони, скрестить ноги или сесть на край кресла. Часто эти, вроде бы незначительные, изменения являются индикаторами конфликта в человеке. То, что было сказано, и то, что при том чувствовалось – отнюдь не одно и то же. Интонация и темп речи. Интонация и темп речи человека может столько же сказать о нем, особенно о его эмоциональном состоянии, сколько и вербальная информация. То, насколько громко или тихо произносятся отдельные предложения, может служить индикатором силы чувств. Быстрая речь обычно ассоциируется с состоянием нервозности и гиперактивности, в то время как замедленная речь может свидетельствовать о вялости и депрессии. Изменение темы. Внезапное перескакивание с одной темы на другую свидетельствует, что у клиента явно есть не одна проблема.Одним из способов достичь сбалансированного контроля за невербальными проявлениями клиента — это зеркальное отражение. Симметрия в движениях может быть достигнута на ранних этапах интервью, если вы наблюдаете за позой клиента. Зеркальное отражение невербального поведения часто приводит терапевта к более глубокому пониманию чувств клиента. СБОР КЛЮЧЕВЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ 1. Грамматическая структура предложений служит индикатором лингвистического мировоззрения. Пример: “Я не могу заставить отца не пить”. В данном случае клиентка берет на себя ответственность за алкоголизм отца. 2. Слова, с помощью которых мы описываем мир – это не полное его описание. В лучшем случае слова только приближают нас к пониманию того, что они выражают. Для консультанта важно обратить внимание, какими словами пользуется клиент при описании своего прошлого опыта. 3. Большинство психологических подходов пытаются выявить ключевые предложения из поверхностной структуры беседы и с ее помощью перейти к поиску глубинной структуры. В этом случае можно достигнуть более полного представления о проблемах клиента. Может возникать явление Инконгруэнтности – человек положительно относится к информации, но отрицательно – к источнику. Задача терапевта — идентифицировать двойные сообщения и изучить глубинные значения, лежащие под поверхностными структурами. Инконгруэнтность, расхождение смысла, смешанное или двойное сообщение часто служат причиной ригидности и неспособности творчески реагировать на ситуацию. Три типа рассогласований, служащих основанием для дальнейшей работы по изучению глубинной структуры: 1. Вычеркивание может проявляться в таких поверхностных предложениях, как “Я боюсь”. На вопросы типа “Кого или чего вы боитесь?”, “По какой причине?”, “В каких ситуациях?”, “Испытываете ли вы страх сейчас?” “Этот страх реален или его причины ирреальны?” — ответов обычно не поступает. Задача психолога — “развернуть” краткое утверждение о страхе, развить полную репрезентативную картину затруднений. Во время этого процесса “заполнения вычеркнутого” могут появиться новые поверхностные структуры. 2. Искажения можно определять как конструктивное или не¬верное предложение. Эти предложения искажают реальную картину происходящего. Классическим примером этого может служить предложение “Он делает из меня сумасшедшего”, в то время как истина заключается в том, что человек, “делающий безумным другого”, ответственен только за свое поведение. Более правильным будет утверждение: “Я очень сержусь, когда он делает это”. В этом случае клиент берет на себя ответственность за свое поведение и начинает сам контролировать направление своих действий. Искажения часто развиваются из вычеркивания на поверхностной структуре предложения. На более глубоком уровне внимательное изучение жизненной ситуации клиента выявляет множество искажений реальности, существующих в его сознании. Во время процесса терапии с помощью работы с глубинными структурами, искажения могут быть исправлены.

3. Сверхобобщения возникают, когда клиент делает далеко идущие выводы, не имея для этого достаточных оснований. Когда депрессивного клиента спросили, кто его печалит, он ответил: “Люди”, хотя только несколько человек могли сделать его душевное состояние столь тяжелым. Сверхобобщение часто сопровождается искажениями.

Слова, сопровождающие сверхобобщения, обычно следующие: “вот люди”, “вообще все”, “всегда”, “никогда”, “то же самое”, “постоянно”, “длительно” и “вечно”.

Кроме того, сверхобобщения возникают на глубинном уровне, когда обнаруживается, что клиенты относятся к супругам и детям так же, как и к своим родителям, и другим значимым лицам.

Источник: http://perviydoc.ru/v14691/%D1%88%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8_-_%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F?page=3

Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

12. Перенос и контрперенос в консультировании.:  В ситуации консультирования не может происхо­дить адекватное

В любой ситуации консультирования не может происходить правильное эмоциональное взаимодействие, не принимая во внимание Сиамских близнецов – перенос и контрперенос. Как правило, они существуют вместе.

Вследствие этого иногда их сравнивают с двумя сторонами магнитной ленты.

Обобщенно, это перенос чувств, влечений и положений из “там и тогда” в “здесь и теперь” и наоборот, который выполняет как клиент в отношении консультанта (перенос), так и консультант в отношении клиента (контрперенос).

Перенос.

Это одно из важнейших открытий S.Freud и краеугольный камень психоанализа. Психоанализ нередко определяется как систематический анализ переноса.

Вначале Freud считал перенос препятствием на пути развития психотерапии, однако в 1907 году, когда C.Jung первый раз посетил S7Freud в Вене, взгляд последнего на перенос изменился.

Это произошло после того, когда, спросив Jung, что он думает о переносе, Freud получил ответ: “Это есть альфа и омега терапии”.

Можно утверждать, что возможность переноса в консультировании и психотерапии сегодня в большей или меньшей степени признают представители почти всех теоретических ориентаций. Он является составной частью любого консультативного (терапевтического) контакта.

Тем более, что перенос проявляется в любых межличностных отношениях людей, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта.

В консультативном контакте консультант в большей мере остается анонимным, потому что относительно мало говорит о себе и, поскольку клиент обращается к нему за помощью, он является авторитетом. В обоих случаях облегчается возникновение переноса.

Как определяется перенос? Здесь возможны два основных варианта. Первый является классическим психоаналитическим определением. В этом случае на перенос смотрим как на оживление комплекса Эдипа в терапевтическом отношении. Реакция на терапевта такова, как если бы он был участником ранней эдиповой ситуации клиента, т.е. отцом или матерью.

В таком эдиповом контексте это определение слишком узкое; Его трудно принять, не принимая психоаналитический взгляд на развитие человека. Глядя на перенос, как на универсальный компонент консультативного контакта, его можно было бы определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и положений по отношению к знаменитым в прошлом людям (прежде всего родителям).

Greenson (1965; цит. по Сох, 1988) lftn ,jktt ibhjrjt jghtltktybt5

“Перенос – это переживание чувств, влечений, установок, фантазий и защиты по отношению к в настоящем находящемуся человеку, который неадекватен и является повторением реакций, возникших в отношении значимых людей в раннем детстве. Подчеркну, для того, чтобы реакцию можно было считать переносом, должны быть выполнены два условия: она должна быть повторением прошлого и должна быть непригодна в настоящем.”

В консультировании и психотерапии переносы свойственны такие черты (Gelso, Pretz, 1992):

1. Перенос всегда ошибочный, т.е. клиент видя консультанта в свете переноса, представляет его ошибочно. Клиент приписывает консультанту черты, которые свойственны другим отношениям, другому времени и другому месту.

Конечно, не все реакции клиентов в отношении консультанта и приписываемые ему черты являются ошибочными, так как не все реакции связаны с переносом.

Консультанту важно отличать, какие реакции клиента реалистичны, а какие являются результатом переноса.

2. Перенос может быть положительным или отрицательным. Положительный перенос укоренился в постоянной зависимости клиента от идеализированной отеческой фигуры, которая любит, опекает, ведет к чувству защищенности и творческого самовыражения.

Положительные установки клиента в отношении консультанта, возникшие из-за переноса, выражают отношения прошлого, например, когда в детстве клиент чувствовал себя недостаточно любимым родителями, в консультировании у него может быть потребность видеть консультанта более сильным и более любящим, чем он есть в действительности.

Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменятся, консультирование становится невозможным.

3. Возникновение переноса в консультировании облегчает нейтральность и неопределенность консультанта.

Употребление понятие нейтральности в психотерапии не имеет определения. Это не является равнодушием или недостатком заботливости. Нейтральность в консультировании означает, что консультант беспристрастен и не навязывает свои ценности и взгляды клиенту.

Неопределенность означает нераскрытие клиенту своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создает специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу.

Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.

4. Перенос является бессознательным.

Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательные, но сам факт, что они принесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамического уклона стремятся побуждать клиента к осознанию такого переноса.

5. Перенос часто возникает в тех областях, где чаще всего имеются нерешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Люди более склонны искажать восприятие настоящего, когда они связаны с теми эпизодами прошлого, которые отражают неразрешенные конфликты со значимыми личностями.

В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, как ранние опыты, связанные со значимыми личностями (родители, близкие), специфичным способом модифицируют реакции настоящего.

Это очень важно в тех случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы в отношениях с другими постоянно “питают”, поддерживают коварные реакции переноса.

Консультант, будучи объектом проекций переноса, интегрируя эти проекции, может предоставить клиенту возможность взглянуть на свое поведение в перспективе причинности, а также корректировать свои установки, чтобы на них не воздействовали опыты, травмы и фантазии прошлого. Такая работа придает консультированию характер “корректирующего эмоционального опыта”.

Решение, делать перенос объектом обсуждения или не делать, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением в медицине. Первый вариант значимые внутренние изменения, а второй чаще означает сохранение status quo. Конечно, выбор всегда определяет конкретная ситуация. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента, интерпретировать их. Это:

– при искаженном восприятии реальности;

– при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия);

– при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;

– когда клиент из-за ослабления механизмов самозащиты не может быть толерантным к тревоге и фрустрации;

– когда целью консультирования является решение не глубинных конфликтов личности, а например, приспособление к настоящим жизненным ситуациям.

Однако не следует забывать, что в консультировании много проблем, особенно у клиентов, может возбудить так называемый нерешенный перенос, когда консультативный контакт прекращается, не обсудив до конца интенсивную любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос), или ненависть к нему (отрицательный перенос). Поэтому консультанту в любом случае не подобает игнорировать чувства, которые возникают. Они должны быть обсуждены, конечно, выбирая нужную степень глубины обсуждения.

То, что происходит в ходе консультирования, говоря о переносе, похоже на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок постепенно переходит от точки зрения на родителей как всемогущих и всезнающих к более реалистичному подходу, оценивая их как более или менее простых людей, тем не менее занимающих особое, важное положение в его эмоциональном мире.

Подобным образом и клиент в ходе консультирования начинает реалистичнее оценивать консультанта; опыт контакта становится составной частью психики самого клиента.

Тем самым перенос создает условия клиенту “включить” консультанта внутрь себя, создавая здесь специфичную, однако надежную инстанцию, в которую можно обращаться пр возникновении трудностей в жизни.

Положительный перенос, которому всегда характерна определенная, чаще всего временная, идеализация консультанта, несет в себе и эротичный компанент. Он проявляется, когда консультант и клиент разнополые и клиент гетеросексуальной ориентации.

Эротичная установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно – паузами молчания, жалобами, что нечего сказать, и что голова совсем пустая; манипуляциями, если консультант не пришел или опаздывает, забывчивостью уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из-за консультанта; зависимостью от демонстрирования консультанта, сплошь цитируя его и т.п.

Одним из возможных выражений чувств клиентов в отношении консультанта являются подарки консультанту. Это нелегкая ситуация в консультировании, потому что подарки могут означать многое. Иногда это просто взятка.

Иногда подарки показывают желание клиентов иметь особые, интимные отношения с консультантом; выбором подарка пытаются показать, что клиент исключительно знает вкус или потребности консультанта. При таких мотивах консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипуляционного характера с клиентами.

Однако иногда подарки отражают искреннюю благодарность клиентов, их уважение консультанту, и отказ от них может оскорбить чувства клиентов.

Вообще, в ситуациях консультирования лучше избегать подарков, за исключением окончания консультирования, когда подарок может стать последней возможностью обсудить с клиентом, чего удалось достичь в процессе консультирования и насколько подарок соответствует (или не соответствует) реальной цене консультирования в экзистенциальном смысле.

Когда клиенты одним или другим способами выражают свои чувства консультанту, последний должен относиться к этому с пониманием. Важно понять, что клиенты показывают свои искренние чувства, хотя часто и нереалистичные.

Когда консультант способен принять чувства клиентов, не отвечая на них, однако не заставляя клиентов чувствовать себя отвергнутыми, консультирование становится глубже и интенсивнее. Клиентам должно быть совершенно ясно, что консультант не может быть их сексуальным партнером.

Такое табу помогает им понять, что не все потребности в консультировании, как и в жизни, могут быть удовлетворены.

Контрперенос.

Так как консультативный контакт является улицей двухстороннего движения, очевидно, что и консультант вносит в это отношение свои реакции переноса, которые называются контрпереносом. Это тоже универсальное явление в психологическом консультировании и психотерапии, как и перенос.

Независимо от зрелости личности консультанта или его умения решать свои конфликты, он человек и неизбежно имеет нерешенные внутренние конфликты. Эти болевые точки и являются источником реакций контрпереноса.

Реакции контрпереноса возникают, когда высказанные клиентом проблемы связаны с нерешенными внутренними конфликтами консультанта.

Gelso и Pretz (1992) различают тотальное, очень широкое и классическое, поуже определения контрпереноса. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента.

В этом смысле в круг реакций контрпереноса попадают и совершенно реальные реакции консультанта на клиента, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение контрпереноса характеризует его как ответный перенос консультанта на перенос клиента.

Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как перенос консультанта на предоставленный клиентом материал

– как связанный с переносом, так и не связанный.

Каковы часто встречающиеся формы контрпереноса?

1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими хорошо оцененным.

2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо думать, не придти на встречу и т.п.

3. Эротично и сексуально провоцирующие чувства консультанта в отношении клиентов; сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

4. Преувеличенные реакции на клиентов, провоцирующих чувства консультанта, связанные с нерешенными внутренними конфликтами.

5. Давать клиентам компульсивные советы, занимая пророческую позицию и диктуя клиентам, как они должны жить.

Терапевтичен или антитерапевтичен контрперенос? Помогает или мешает консультированию? Сам по себе он ни хорош, ни плох? Ответы на эти вопросы зависят от того, как проявляется контрперенос – или как внешнее поведение, или как внутренний опыт консультанта.

В первом случае имеем в виду то, что консультант делает на основе своих внутренних конфликтов.

Очевидно, что в этом случае контрперенос должен контролироваться и обсуждаться с коллегой профессионалом или в специальных группах профессионалов, потому что неосознанный, неопознанный и неконтролируемый контрперенос уничтожит объективность консультанта.

Как внутренний опыт консультанта, контрперенос может быть весьма ценным в консультировании (Gelso, Fretz, 1992) так как помогает лучше понять, какое влияние поведение клиента имеет на него и на других людей. В любом случае влияние контрпереноса на ход консультирования зависит от желания консультанта, готовности взглянуть на свои настоящие чувства в отношении клиентов и их истоки.

“Синдром сгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт.

(1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы наиболее часто встречающиеся причины “синдрома сгорания”? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

1.монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

2.вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

3.строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

4.работа с “немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

5.напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

6.нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

7.работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

8.неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление “синдрома сгорания”, является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается.

Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: “мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни”; “во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит”; “у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них” и т.п.

Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий.

Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь “синдрому сгорания”:

культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

1.внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

2.поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

3.удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

4.стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

5.способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

6.открытость новому опыту;

7.умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

8.обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

9.чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

10.участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

11.участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать “синдрома сгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_217838_perenos-i-kontrperenos-v-konsultirovanii-i-psihoterapii.html

Medic-studio
Добавить комментарий