12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в

Содержание
  1. 39 Самосознание личности и я-концепция
  2. 2. Самосознание. Структура сознания. «я-концепция»
  3. 3. Соотношение сознания и бессознательного
  4. Самосознание личности. «Я» — концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты
  5. Мотивация и потребности человека
  6. Самосознание личности. «Я» — концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты
  7. Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся
  8. Современные исследования уровня притязаний и самооценки у школьников
  9. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)
  10. Механизмы родительского поведения у беспозвоночных и низших позвоночных
  11. Поведение как психофизиологический феномен
  12. Сознание и самосознание. Понятие «Я-концепции»
  13. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии

39 Самосознание личности и я-концепция

12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным.

Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

♦ сознание отличия себя от остального мира;

♦ сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

♦ сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;

♦ социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на

основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными.

По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я.

Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме.

Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике.

Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;

2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.

2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер.

Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.

3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях.

Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?

4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя.

Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть.

Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я.

Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания.

Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я.

Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью.

Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие.

Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей.

Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность — целостное, связное представление о себе.

7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей.

Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть.

Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения.

Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена — даже в лучшую сторону — может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е.

непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я».

В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим. В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

♦ самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

♦ самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня.

Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность.

Второй уровень — форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую — самостью.

Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него.

Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным.

Сознательное поведение — не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

♦ непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Источник: https://studfile.net/preview/4166773/page:38/

2. Самосознание. Структура сознания. «я-концепция»

12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в

Необходимым и первым этапом в становлениисознания является самосознание, т. е.осознание себя самого, своей «самости».Самосознание проявляется как самопознание,самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самопознание – это нацеленностьчеловека на познание своих физических(телесных), душевных, духовных возможностейи качеств, своего места среди другихлюдей.

Самопознание осуществляетсячерез анализ результатов собственнойдеятельности, своего поведения ивзаимоотношений с другими людьми, черезосознание отношения к себе других людейи через самонаблюдение своих состояний,переживаний, мыслей, поступков.

Самопознание является основой длясамооценки, которая включает в себязнание шкалы ценностей, по которойчеловек может оценить себя. Самооценкабывает адекватной (реальной) и неадекватной– либо завышенной, либо заниженной.Американскому психологу У. Джеймсупринадлежит формула самооценки человека27:

Л. Н. Толстой высказал мысль о том,что человек – это дробь, которая стремитсяк единице, но не достигает ее никогда.Числитель этой дроби – то, что человекпредставляет собой, а знаменатель –то, что он о себе думает.

Самопознание является основой и дляпостоянного самоконтроля, которыйпроявляется в осознании и оценкечеловеком собственных действий.

Результатом самопознания человекаявляется его самопринятие –выработка им системы представлений осамом себе, или «образа Я», которыйопределяет отношение индивида к самомусебе, является основой построениявзаимоотношений с другими людьми.

Способность к рефлексии определяетвозможность человека наблюдать за самимсобой, за своим состоянием, что определяетформирование у него индивидуальной«Я-концепции», которая являетсясовокупностью представлений человекао самом себе.

Всю информацию об окружающеммире человек оценивает на основепредставлений о себе и формируетповедение исходя из системы своихценностей, идеалов и мотивационныхустановок.

«Я-концепция» человекастрого индивидуальна, так как разныелюди по-разному оценивают происходящиесобытия, одни и те же объекты реальногомира, причем оценки одних людей достаточнообъективны, т. е. соответствуютреальности, а оценки других, наоборот,крайне субъективны.

В психологии выделяют две формы«Я-концепции» – реальную и идеальную.Главное в реальной – такое представлениеличности о себе, которое соответствуетдействительности, а в идеальной –представление личности о себе всоответствии с желаниями, т. е. такимчеловек хочет быть.

У большинства людейреальная и идеальная «Я-концепции»различаются.

Эти расхождения могутприводить и к позитивным, и к негативнымпоследствиям: с одной стороны, это можетпривести к внутриличностному конфликту,а с другой стороны, может стать источникомсамосовершенствования личности.

3. Соотношение сознания и бессознательного

Все психические явления можно разделитьна две группы. Первые осознаются самимчеловеком. Проявление вторых не отражаетсяв сознании человека – их называютнеосознаваемыми процессами, илибессознательным.

Бессознательное – это совокупностьпсихических процессов, актов, состояний,обусловленных такими воздействиями,во влиянии которых на свое поведениечеловек не отдает себе отчета. Здесьнет ни самоконтроля, ни самооценки.

Элементы бессознательного в той илииной степени представлены во многихпсихических процессах, напримербессознательное ощущение равновесия,неосознаваемые образы восприятия,связанные с узнаванием ранее виденного.Бессознательное в личности человека –это те стороны личности, которые человекне осознает у себя, но которые ему присущии проявляются непроизвольно.

А. Г. Асмолов предложил28объединить разнообразные проявлениябессознательного в поведении человекав следующие группы:

надиндивидуальные надсознательныеявления – это усвоенные субъектомтипичные для данной группы (общности)образцы поведения, влияние которых неосознается самим человеком. Эти образцы,усваиваясь через подражание, определяютсоциально типичные особенности поведениячеловека;

неосознаваемые мотивы поведения – будучи вытесненными из сознанияличности из-за конфликта с социальнымизапросами общества, скрытые влеченияобразуют скрытые комплексы, воздействующиена личность и проявляющиеся в непрямыхсимволических формах (сновидениях,оговорках, описках и т. д.). Такиебессознательные мотивы позволяетвыявить метод психоанализа З. Фрейда;

неосознаваемые резервы органовчувств – воздействие на поведениетаких раздражителей, о которых человекне может дать себе отчета; такие явлениябыли описаны еще И. М. Сеченовымкак «шестое чувство»;

неосознаваемые регуляторы способоввыполнения деятельности (операционныеустановки и стереотипы) – возникают впроцессе решения различных задач(перцептивных, мнемических, моторных,мыслительных) и предопределяются прошлымопытом поведения в аналогичных ситуациях.

Психика в целом, сознание и бессознательноев частности обеспечивают приспособленность,адаптацию человека к внешнему миру.Сознание управляет самыми сложнымиформами поведения, требующими постоянноговнимания и сознательного контроля.

Номногие поведенческие акты совершаютсячеловеком на бессознательном уровне.

Сознание и бессознательное – этокачественно различающиеся уровниориентировки в действительности, каждыйиз которых вносит свой вклад в регуляциюдеятельности субъекта.

Источник: https://studfile.net/preview/3191944/page:17/

Самосознание личности. «Я» — концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты

12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в

Потребность в самоактуализации

(реализация своих целей, способностей,

развитие собственной личности).

Эстетические потребности

(гармония, симметрия, красота, порядок)

Познавательные потребности

(знать, уметь, понимать, исследовать)

Потребности уважения (почитания)

(компетентность, достижение успехов,

одобрение, признание, авторитет).

Потребность в принадлежности и любви

(принадлежность к общности, находится рядом с людьми,

быть признанным и принятым ими).

Потребность в безопасности

(чувствовать себя защищенным, избавиться от

страха и неудач, от агрессии).

Физиологические (органические) потребности

(голод, жажда, половое влечение и т. д.).

Согласно Маслоу, человек с рождения должен пройти все эти 7 классов потребностей и образуемых ими мотивов. Однако многие люди застревают на какой-либо из потребностей и не продвигается дальше. Но вся жизнь человека, по мнению Маслоу, определяется именно стремлением к самоактуализации.

Мотив — осознанные побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину психологического характера, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

В целом мотивация — это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенного вида деятельности. Она сопровождается определенными переживаниями — положительными и отрицательными.

Совокупность потребностей и мотивов, формирующихся и развивающихся в течение жизни, составляют потребностно — мотивационную сферу человека.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения её развитости, можно оценить по следующим параметрам:

  1. широта — качественное разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей, целей.
  2. гибкость — для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше различных мотивационных побудителей более низкого уровня (использование большего арсенала средств удовлетворения мотива).
  3. иерархизированность мотивов — одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие — слабее и актуализируются реже.

Иерархия мотивов является сугубо индивидуальной, характеризующей личность как уникальную, отличную от других.

Мотивация и потребности человека

… и потребности человека” Глава 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу 1.1 Теория мотивации А. Маслоу 1.2 Физиологические потребности 1.3 Потребность в … мотивации.

Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и … , Изд-во АлтГУ. 2004 10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.

, «Педагогика». 2009 11. Максимцов М …

Мотивы делятся на биологические (влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности) и социальные (интересы, идеалы, убеждения личности, играющие более значительную роль в жизни человека).

Самосознание личности. «Я» — концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты

Самосознание — форма психического отражения, которая представляет собой осознание человеком своего образа, жизненно важных потребностей и отношение человека к самому себе. Иначе говоря, самосознание — это особый, структурный компонент психики, выражающийся в способности человека выделять самого себя как некую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность.

Функции самосознания:

  1. познание себя, своего внутреннего мира;
  2. усовершенствование себя;
  3. осознание своей жизни и поиск её смысла.

Я-концепция (лат. conceptus — понятие) — система представлений человека о самом себе.

Это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, формирует осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, переживаниям и мыслям.

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я-концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими;

2. Свидетельства восприятия другими;

3. Оценка результатов деятельности;

4. Переживание внутренних состояний;

5. Восприятие своего внешнего облика.

Автор теории «зеркального Я» — Ч. Кули (1864−1929), американский социальный психолог. По его мнению, в представление человека о самом себе входят:

Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся

… уровня притязаний личности В исследуемом классе 21 человек, из них реально оценивают свои возможности только 6 учеников. Уровень притязаний у 7 человек в классе низкий. Результат исследования уровня притязаний …

— представления о том, каким он кажется другим людям;

— представления об оценках, которые даются ему другими людьми;

— интегральное чувство Я (гордость, презрение и т. д.).

В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его личность.

Функции Я — концепции:

1. структурирование и обработка поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества;

2. мотивирование к повышению собственной значимости;

3. определение характера интерпретации индивидуального опыта;

4. обеспечение внутренней согласованности личности.

Структура Я — концепции:

— Я — физическое, как схему собственного тела;

— Я — социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой и т. д.);

— Я — экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.

Образ «Я» — это устойчивая система представлений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения с другими. Психологи фиксируют у человека множество образов «Я», попеременно выступающих на переднем плане самосознания.

1) реальное «Я» — представление о себе в момент переживания (текущее «Я»).

2) идеальное «Я» — то, каким субъект должен быть, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

3) фантастическое «Я» — то, каким субъект хотел себя видеть, если бы это было возможно.

Самооценка — это индивидуальное отношение человека к самому себе, личностное суждение о собственной ценности (как всей личности в целом, так и отдельных качеств личности).

Самооценка — это всегда проекция «Я — реального» на «Я — идеальное». В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих достижений индивида и его личности. Самооценка всегда субъективна и может быть адекватной или неадекватной (завышенной и заниженной).

Современные исследования уровня притязаний и самооценки у школьников

… , оценка уровень притязаний превратилась в чрезвычайно ценный метод изучения личности. К. Левин рассматривает определение уровень притязаний, факторы, детерминирующие выбор цели, индивидуальные различия в уровне притязаний, механизм формирования …

Кроме того, выделяют общую и частную самооценку. Первая — это оценка личности в целом, вторая — оценка отдельных аспектов деятельности или личности.

Тесно взаимосвязан с самооценкой уровень притязаний. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки, т. е. стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний может быть частным и общим, адекватным (соответствующим способностям индивида) и неадекватным (заниженным или завышенным).

Если самооценка зависит от мнения других, то уровень притязаний напрямую связан с успехом или неуспехом в достижении целей. В исследованиях было обнаружено, что выбор задания по степени трудности зависит от успешности или неуспешности выполнения предыдущего задания. Но само переживание успеха или неуспеха зависит от отношения испытуемого к цели.

4.5. Психологическая защита — это стратегии по преодолению личностных трудностей, представленные системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.

Фрейд, первым приступивший к анализу проблемы психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами.

За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

… эмоциональны 32. Какие важнейшие защитные механизмы у истерических личностей? А) Агрессия,вторжение 2б вытеснение … личности Б) Диссоциальные личности В) И стерические личности 38.

Какими чертами характеризуются псиоастенические личности? 1а Тревожность,мнительность,неуверенность в себе Б) Спокойное поведение …

ситуационно ведут себя диссоциальные личности? А) испытывают чувство вины 2б упоно влияют на …

Виды психологических защит. В результате многочисленных исследований, проведенных, прежде всего, в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты:

— идентификация — повышение собственной значимости за счет единения с персонами или социальными институтами высокого социального ранга;

— изоляция — отделение эмоциональной реакции от ситуации страха;

— сублимация — удовлетворение сексуальной потребности за счет заместительной деятельности (творчество);

— фантазия — реализация фрустрированного желания в воображении;

— эмоциональная изоляция — избегание травматических переживаний за счет уход в пассивность.

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты.

В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т. п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).

В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других.

Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

Механизмы родительского поведения у беспозвоночных и низших позвоночных

… развернутые и сложно регулируемые паттерны родительского поведения. Механизмами родительского поведения животных являются инстинкты.

Инстинктами называются врожденные акты поведения, возникающие в связи со сложными (комплексными … и дальнейшее развитие их происходит тут же.

Подобная картина наблюдается, например, у кораллов и других колониальных кишечнополостных. Следующим шагом на пути …

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью.

Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством.

Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

Поведение как психофизиологический феномен

… побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным.

Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное …

процессе развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами: религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм, агрессивность …

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация может быть социально- приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью).

Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер.

Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза.

Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т. п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т. п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/samosoznanie-lichnosti-c-abya-c-bb-e-kontseptsiya-obraz-c-abya-c-bb-samootsenka-uroven-prityazaniy-mehanizmyi-psihologicheskoy-zaschityi/

Сознание и самосознание. Понятие «Я-концепции»

12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой собственный внутренний мир, переживать его, определенным образом относится к себе.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, как он есть на самом деле.

Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Сущность самопознания составляет нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных и духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека.

Самоконтрольпроявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка – оценка человеком своих качеств и способностей. Разработаны методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной.

Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Так, завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.

Постянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я». В западной литературе чаще встречается такой термин как «Я-концепция».

«Я-концепция» – этосовокупность представлений человека о самомсебе.

«Образ Я» (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает в себя четыре компонента; 1) сознание отличия себя от остального мира, выделение себя из среды; 2) сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; 3) сознание своих психических свойств и качеств; 4) социально-нравственная самооценка, моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. В состав «образа Я» входят: физическое Я, социальное Я, духовное Я, а также представление о «Я-реальном» и «Я-идеальном».

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятиеи самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания.

Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. Американский психолог У.

Джемс предложил формулу, определяющую переменные от которых зависит самоуважение человека.

Самоуважение = Успех

Притязания

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности или механизмы психологической защиты.

Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других. Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом.

Опишем наиболее часто встречающиеся механизмы психологической защиты: 1)отрицание – процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности, «позиция страуса, прячущего голову в песок»; 2)вытеснение – избавление от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации (например, феномен забывания); 3)проекция – процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе признаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо (например, жадные люди обвиняют других в скупости); 4)регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития (возврат от высших форм поведения к низшим, например, инфантильность в отношениях); 5)рационализация – приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности (например, обесценивание травмирующего фактора, «зелен виноград»; 6)замещение – перенос действия с недоступного объекта на доступный с целью разрядки напряжения; 7)изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я».

Поддерживая привычный уровень самоуважения, психологическая защита блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответсвенности перед собой и другими.

Таким образом, в самосознании можно выделить когнитивный (знание о себе), оценочный (отношение к себе) и поведенческий (саморегуляция) компоненты. Самосознание обеспечивает внутреннюю согласованность личности, целостную интерпретацию опыта.

Источник: https://cyberpedia.su/9x7583.html

Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии

12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в

Наука начала изучать сознание только в XIX веке, до этого оно было предметом внимания одной лишь философии.

И сразу возникли три способа (модели) рассмотрения сознания: 1) социолого-статический метод изучения сознания по его продуктам, репрезентациям, «воплощениям», по проявлениям массового поведения; 2) интроспективный метод, широко применяемый в психологии и других общественных дисциплинах; 3) философско-научный способ исследования, пытающийся соединить научную доказательность с философским пониманием сознания как «бытия в ином». С материалистических позиций впервые была вскрыта внутренняя, глубинная сторона взаимоотношений сознания и общества, диалектика из реальной связи и взаимодействия, благодаря чему открылась сущность самого сознания.

История проблемы сознания в отечественной психологии связана с именами Н. А. Бердяева, Н. С. Булгакова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Г. Г. Шепта и др.

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных.

В психологии пока не только отсутствуют феноменология и теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе «Я» (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований.

Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ «Я», представление о себе и т. п.). В целом же проблема «Я – сознание» в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной (В. П. Зинченко, 1991).

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Свойства сознания:

• включает в себя содержание жизненного, социального опыта человека;

• включено в практику жизни индивида;

• многомерно, объемно;

• динамично;

• связано с деятельностью субъекта: отражает деятельность и развивается в ней.

Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание есть социально организованное явление. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью.

Оно выражает неповторимые черты жизненного пути каждого индивида, особенности воспитания, разнообразные политические и идеологические влияния.

Именно специфические особенности пути индивидуального развития личности при прочих равных условиях определяют отличия ее духовного мира от духовного мира других личностей, что и создает все красочное разнообразие человеческих индивидуальностей.

Анализ индивидуального сознания позволяет сделать вывод, что сознание представляет собой целостную систему познавательных, эмоциональных и волевых элементов.

Чувственную основу сознания и фундамент бессознательной психики человека представляют наглядные формы мышления, а понятийное мышление, развиваясь на базе членораздельной речи, составляет ядро сознания и выступает основным системообразующим компонентом в структуре индивидуального сознания.

Многие авторы выделяют в структуре индивидуального сознания такие его инвариантные элементы, как ощущения и восприятия, представления и мысли, эмоции и воля, рассудок и разум. Фундаментальную разработку структуры индивидуального сознания и его места в системе современной психологической теории осуществил К. К. Платонов (1982).

Согласно его концепции, сознание имеет три основных функции: регулятивную, познавательную и оценочную и, соответственно, три взаимодействующих атрибута: переживание, познание и отношение. К. К. Платонов отмечал, что каждый из этих атрибутов сознания специфически связан с различными свойственными человеку формами отражения.

Переживание, в основном, выражается в потребностях, эмоциях, чувствах и воле и через последнюю – в произвольной памяти и внимании; познание – в ощущениях, восприятии, мышлении и памяти; отношение может проявляться во всех сферах отражения, свойственных человеку, но наиболее отчетливо в мышлении как познавательном отношении, чувствах и воле как переживаемом отношении.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает подсознание, сознание и сверхсознание (табл. 6).

Таблица 6

Структура сознания по З. Фрейду

Подсознание (бессознательное) Сознание (сознательное) Сверхсознание (бессознательное)

Сознательное и бессознательное в психоаналитическом подходе – это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще».

В отечественной психологии сложился диалектический подход к анализу структуры сознания. Л. С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия, т. е. бытийный и рефлексивный слои сознания (табл. 7).

Таблица 7

Структура сознания по Л. С. Выготскому

1 слой – сознание для бытия 2 слой – сознание для сознания
Бытийный Рефлексивный

А. Н. Леонтьев, продолжая линию исследования сознания, намеченную Л. С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл (табл. 8).

Таблица 8

Структура сознания по А. Н. Леонтьеву

Чувственная ткань образа
Значение
Личностный смысл

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В. П. Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, автором выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляет чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия.

В итоге получается двухуровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (табл. 9).

Таблица 9

Структура сознания по В. П. Зинченко

Бытийно-деятельностный слой Рефлексивно-созерцательный слой
Биодинамическая ткань действия Чувственная ткань образа Значение Смысл

В. П. Зинченко (1991) указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший – низший», «главный – подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл – это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие.

В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит ее истоки и начала.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Л. С. Выготский много внимания уделял анализу отношения человека с самим собой.

Обычно самосознанием он называл определенный этап в развитии сознания человека, отделяя при этом самосознание как сторону, аспект сознания.

Оно понималось им как более высокий психический синтез, проявляющийся в образовании новых связей между различными функциями – третичных высших функций. Новизна их обусловлена тем, что в основе лежит рефлексия, отражение собственных процессов в сознании (В. В. Столин, 1983).

Специальное внимание в психологии уделялось исследователями структуре самосознания. Анализ современных взглядов исследователей не позволяет определить единую точку зрения на структуру самосознания.

Одни исследователи в качестве структурных компонентов рассматривают три составляющие: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения (И. И.

Чеснокова, 1974, 1977), другие – четыре: сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», осознание своих психологических свойств и определение системы социально-нравственных самооценок (В. С.

Мерлин, 1970), а третьи – шесть: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция (И. С. Кон, 1978, 1986). Обычно же выделяют два основных компонента самосознания: знание себя и отношение к себе в их единстве.

Самосознание характеризуется продуктом – представлением о себе. Близко, по смысловому значению понятия самосознания, стоит понятие Я-концепции.

Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Соотношение Я-концепции и самосознания точно не определено. Существует тенденция рассмотрения Я-концепции как результата, итогового продукта самосознания.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_6890_ponyatie-lichnostnogo-soznaniya-samosoznaniya-i-ya-kontseptsii-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii.html

Medic-studio
Добавить комментарий