12. Принципы профессионального отбора, этапы: Проф. псих. отбор подразумевает изучение способов установления

Принципы и методы профессионального отбора

12. Принципы профессионального отбора, этапы: Проф. псих. отбор подразумевает изучение способов установления

Одна из основных прикладных задач в области психологии труда – это разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора специалистов.

Как только человек стал использовать в процессе труда сложную технику (паровозы, автомобили, летательные аппараты, телефонные станции), сразу же возникла проблема оценки профессионалов и прогнозирования профессиональной пригодности учеников.

Уже в исследованиях, проводившихся свыше ста лет назад, было подтверждено положение о том, что индивидуальные психологические, физиологические особенности, профессиональная подготовленность и другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда.

Широкое практическое внедрение и популяризация профотбора – заслуга, прежде всего, Г. Мюнстерберга. Хотя профотбором психологи занимались и до опубликования его работ, именно он доказал преимущества научного экспериментально-психологического подхода к отбору профессиональных кадров по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями.

Исследования Г. Мюнтерберга строились по трем направлениям:

  • изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психологических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности;
  • исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности;
  • создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов.

При проведении конкретной процедуры профотбора исследуются не все индивидуальные психологические качества, а только те из них, которые входят в группу профессионально важных. Профессионально важные качества (ПВК) – это качества, влияющие на эффективность деятельности и на успешность ее освоения.

С понятием ПВК тесно связано понятие профессиональной пригодности. Основная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического или психологического) – определение пригодности к профессии.

Профпригодность – это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность. Профпригодность бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности в первую очередь зависят от особенностей нервной системы.

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека. Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на информацию, полученную в ходе процедуры профотбора. Какие же этапы включает процедура профессионального психологического отбора?

Прежде чем приступить к реализации системы профотбора на практике, следует дать обоснованные ответы на вопросы:

  1. Нужен ли профотбор в каждом конкретном случае (необходимость и актуальность профотбора)?
  2. Какова задача профотбора (конкретизация содержания задачи)?
  3. Насколько характеристики контингента, из которого производится отбор, позволяют решить поставленные задачи (каковы эти характеристики)?
  4. Каковы профессиональные требования к кандидатам (перечень требований профессии)?
  5. Какие психодиагностические методики будут использованы для оценки ПВК (безупречность методик с точки зрения психометрики)?
  6. Какова прогностическая ценность разработанной процедуры и эффективность разработанных рекомендаций (на сколько полученные в результате психодиагностического обследования результаты и их сравнение с требованиями деятельности позволят прогнозировать успешность при обучении и выполнении деятельности)?
  7. Выбор организационной формы проведения психологического отбора (каким образом будет проводиться профотбор, не будет ли он нарушением определенных этических принципов).

Поиск ответа на каждый вопрос необходим для создания эффективной, высокопрогностичной системы профотбора. Создается подобная система пошагово, по определенным этапам:

  1. Психологическое изучение деятельности. Необходимо для выявления требований конкретной деятельности к психологическим особенностям человека. В результате подобного исследования психологи составляют психограмму — систему психологических качеств и свойств, дифференцирующих людей по эффективности их труда.
  2. Разработка критериев эффективности деятельности, подбор показателей успешности выполнения профессиональных обязанностей. Критерии необходимы для доказательства правильности выделенных ПВК и для оценки их информативности, «веса», значимости каждого качества.
  3. Подбор методик для диагностики выбранных ПВК у кандидатов. Перевод выделенных качеств на язык диагностических методик, поиск психологических тестов, конструкты которых наиболее близки выделенным качествам. В результате формируется батарея тестовых заданий, которые будут выполнять претенденты.
  4. Предварительное измерение выделенных ПВК у работающих лиц. Сравнительный анализ результатов тестирования у полярных по эффективности деятельности групп, вычисление корреляций между показателями деятельности и показателями выполнения тестовых заданий. Возможно применение и других методов статистической обработки.
  5. Собственно процедура профотбора.

Но на этом работу по созданию системы профотбора рано считать законченной. Необходимо определить ее прогностическую степень путем сопоставления «диагноза» каждого кандидата с реальной успешностью его деятельности.

На основании полученных оценок делается вывод о прогностической эффективности разработанной системы профотбора, вносятся необходимые коррективы.

Однако на практике редко удается добиться того, чтобы прогноз профпригодности совпадал с последующей успешностью обучения или трудовой деятельности более чем на 70-80%. Поэтому психологи заинтересованы в дальнейшей проработке процедуры профотбора.

Одной из наиболее существенных проблем при организации отбора является выбор методик, отвечающих его задачам. Психофизиологический отбор представляет собой комплексное исследование и включает такие основные методы: метод опроса (беседы, анкеты, самоотчет), наблюдение и тестирование.

В настоящее время имеется большое количество тестов, широко применяемых при профотборе. Среди них есть тесты, позволяющие оценить общие способности человека, такие как объем кратковременной памяти, характеристики внимания, особенности восприятия, оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п.

Разработаны и наборы тестов для определения специальных способностей – скорости реакции на движущийся объект и др. Многие из этих общих и специализированных тестов широко известны под условными названиями: «компасы», «перепутанные линии», «расстановка чисел», «отыскивание чисел с переключением» и др.

Источник: https://psyera.ru/principy-i-metody-professionalnogo-otbora-210.htm

Основные теоретические положения и принципы профессионального психологического отбора

12. Принципы профессионального отбора, этапы: Проф. псих. отбор подразумевает изучение способов установления

Основные теоретические понятия, используемые в профессиональном психологическом отборе

Теория профессионального психологического отбора и мето­дология его проведения базируются на достижениях общей и дифференциальной психологии, социальной психологии, психо­физиологии, нейропсихологии, психиатрии, других естественных и общественных наук о человеке. Такая множественность теоре­тических и методологических оснований обусловливает необхо­димость приведения основных понятий и принципов с целью од­нозначности их последующих трактовки и понимания.

Понятийная область профессионального психологического отбора состоит из следующих основных элементов.

Профессиональный отбор — 1. Область междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных знаний.

Предметом ее фундаментальных исследований являются три составляющие. Первая составляющая — человек (индивид, лич­ность, организм) как субъект трудовой деятельности. Вторая — профессия как форма трудовой деятельности. Третья — отноше­ния между человеком и профессией.

Целью фундаментальных исследований в профессиональном от­боре является научное обоснование выбора оптимальных отноше­ний между человеком и профессией. Под оптимальным понимается отношение, соответствующие главному условию общественного прогресса: физическому, психическому и духовному развитию ин­дивида в процессе эффективного труда.

Профессиональный отбор, как междисциплинарная область знаний, базируется на психологии, социальной психологии, пси­хофизиологии, физиологии, математике, теории управления, медицине с их специальными отраслями и на ряде других дис­циплин.

Предметом прикладной части профессионального отбора яв­ляется применение соответствующих фундаментальных знаний с целью обеспечения эффективного труда.

На практике такое при­менение представляет собой осуществление комплекса меро­приятий, направленных на наилучшее согласование реальных ду­ховных, психических и физических возможностей конкретных людей с требованиями различных профессий.

Этот комплект в оптимальном варианте включает в себя медицинское обследова­ние, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование. На основе результатов фор­мируется заключение о степени соответствия возможностей дан­ного индивида требованиям конкретной профессии.

Психологический отбор — часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на согласование психических, духовных и психофизиологических возможностей конкретных людей с требованиями различных про­фессий.

Профессионально важные качества — социально-психологи­ческие, психологические и психофизиологические свойства че­ловека, лежащие в основе успешной адаптации к труду, эффек­тивной подготовки и результативного выполнения деятельности на определенной должности.

Вся совокупность свойств, определяющих эффективную дея­тельность человека и, следовательно, лежащих в основе общей пригодности к профессиональной работе, включает в себя такие классы свойств, как уровень здоровья, психофизиологические, психологические и социально-психологические свойства индиви­дов или формирующихся из них социальных образований.

К компетенции профессионального психологического отбора относятся последние три класса свойств. Это:

Психофизиологические свойства — функциональные свойства органов чувств, опорно-двигательного аппарата, нейрофизиологи­ческих основ психики, тех систем организма, которые лежат в ос­нове активации и энергетической поддержки деятельности, а так­же выносливости человека к физическим и психическим нагруз­кам, которые обеспечивают адаптацию к условиям внешней среды.

Психологические свойства включают в себя два подкласса свойств, различаемых по критерию вида субъекта — носителя этих свойств.

Первый вид — субъект-индивид, второй — субъект-группа, т. е. некоторая общность людей (малая или большая группа, слой общества, социум в целом).

Психологические свойства индивида— свойства личности (характер, темперамент, мотивационные тенденции) и свойства познавательных процессов, включая общие и специальные спо­собности человека.

Психологические свойства группы — свойства социального образования в целом (социальный характер, социальный интел­лект, сплоченность и т. д.).

Социально-психологические свойства — характеристики инди­видуального или коллективного опыта людей, выражающиеся в наличии определенных знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, доминирующих форм отношения к другим индиви­дам или группам, определенного мировоззрения, типов поведения.

Способности:

1. Способность— свойство или состояние, дающее возможность осуществлять что-либо.

2. Способности че­ловека — индивидуально-психологические особенности личнос­ти, необходимые для успешного выполнения той или иной про­дуктивной деятельности.

Различают общие способности, необхо­димые для осуществления многих видов деятельности (например, интеллект, способность к обучению), и специальные способнос­ти, необходимые для выполнения определенного вида деятельно­сти (например, математические, художественные, музыкальные способности). Для оценки общих и специальных способностей разработано большое количество психодиагностических методик (тестов).

Профессиональная пригоднось к труду — соответствие социаль­но-психологических, психологических и психофизиологических свойств человека требованиям профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация — система научно обоснован­ных психолого-педагогических, социально-экономических и орга­низационных мероприятий, направленных на формирование пси­хологической готовности граждан к получению знаний о профес­сии и овладению специальностью.

Основные методологические принципы профессионального психологического отбора

При разработке и проведении мероприятий по профессиональ­ному психологическому отбору следует руководствоваться опре­деленными теоретическими принципами, среди которых важней­шими следует считать принципы научной обоснованности, комп­лексности, динамичности, активности и практичности.

Научная обоснованность — один из наиболее важных прин­ципов, от реализации которого зависит эффективность меропри­ятий по профессиональному психологическому отбору.

Отбор про­водится только для тех должностей, для которых, установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профес­сиональной деятельности от уровня развития у кандидата опре­деленных психологических и психофизиологических свойств и способностей. Затем обосновываются те профессиональные требова­ния, которые профессии предъявляют к кандидатам.

С этой целью с помощью ряда методических приемов составляются соответству­ющие профессиограммы. На следующем этапе осуществляется обоснование и разработка комплекса конкретных методик, пред­назначенных для социально-психологического изучения, психо­логического и психофизиологического обследования.

После оп­ределения методического аппарата для оценки профессиональ­ной пригодности кандидатов к конкретным должностям разраба­тываются и обосновываются организационно-методические фор­мы проведения мероприятий по профессиональному психологи­ческому отбору.

Комплексность отбора означает всестороннее изучение и оцен­ку профессионально важных качеств каждого кандидата для наи­более правильного решения вопроса о его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по избранной спе­циальности.

Для оценки профессиональной пригодности кандида­та используется комплекс психологических и психофизиологичес­ких методик, которые позволяют, охарактеризовать некоторую со­вокупность свойств личности.

Оценка результатов психологичес­кого и психофизиологического обследования дополняется сведени­ями об условиях воспитания и развития, профессиональной направ­ленности, моральных и волевых качествах, организаторских спо­собностях, особенностях общения и поведения в коллективе, обра­зовательной и профессиональной подготовленности, полученными при социально-психологическом изучении кандидата. Таким под­ходом достигается всесторонняя оценка личности человека.

Принцип динамичности (этапности) отбора (пролонгиро­ванный отбор) предусматривает рациональную последователь­ность и повторяемость обследований кандидатов, что обеспечива­ет нарастающее накопление информации или получение новых сведений о свойствах, способностях и возможностях человека в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Принцип активности отбора предусматривает возможность расширения контингента отбираемых лиц за счет выявления и учета дополнительных психологических и психофизиологических ресурсов человека, за счет совершенствования рабочих мест, раци­онализации ряда рабочих операций, изменения информационноймодели взаимодействия человека с техникой, улучшения режима деятельности, рабочей среды, системы подготовки кадров и др.

Принцип практичности отбора означает обоснование, разра­ботку и проведение таких мероприятий по прогнозированию про­фессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отно-' шении материальных и финансовых затрат на их осуществление, с одной стороны, и сопровождались положительным социальным результатом — с другой. Практичность отбора определяется так­же оптимальными сроками психологического и психофизиологи­ческого обследования и временем, требующимся для вынесения соответствующих рекомендаций.

В настоящее время ведущим научно-методологическим прин­ципом, на основе которого реализуются практические мероприя­тия профессионального психологического отбора, является фи­лософский принцип системности и разработанный на его основе системный подход.

Вопросы для самоконтроля

1. Самостоятельно дайте определения основным теоретичес­ким положениям и понятиям, используемым в профотборе.

2. Каковы основные принципы профессионального психоло­гического отбора?

Вопросы для тестового контроля знаний

1.Профессиональный психологический отбор — это;

а) комплекс мероприятий, который включает в себя медицин­ское обследование, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование;

б) часть профессионального отбора, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на согласование психи­ческих, духовных и психофизиологических возможностей конк­ретных людей с требованиями различных профессий;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

2.Профессионально важные качества — это:

а) социально-психологические, психологические и психофи­зиологические свойства человека, лежащие в основе успешной адаптации к труду, эффективной подготовки и результативного выполнения деятельности на определенной должности;

б) уровень здоровья, психофизиологические, психологические и социально-психологические свойства индивидов или формиру­ющихся из них социальных образований;

в) функциональные свойства органов чувств, опорно-двига- тельного аппарата, нейрофизиологических основ психики, тех систем организма, которые лежат в основе активации и энергети­ческой поддержки деятельности, а также выносливости человека к. физическим и психическим нагрузкам, которые обеспечивают адаптацию к условиям внешней среды;

г) свойства личности (характер, темперамент, мотивационные тенденции) и свойства познавательных процессов, включая об­щие и специальные способности человека;

д) характеристики индивидуального или коллективного опы­та людей, выражающиеся в наличии определенных знаний, уме­ний и навыков, ценностных ориентации, доминирующих форм отношения к другим индивидам или группам, определенного мировоззрения, типов поведения;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. К общим способностям относятся:

а) способность к математике, художественные и музыкаль­ные способности;

б) способность к оперированию пространственными образами;

в) интеллектуальные способности, способность к обучению, темперамент и характер;

г) все ответы верны;

4. Теоретический принцип, раскрывающий необходимость проведения мероприятий профессионального психологического отбора, называется:

а) принципом системности мероприятий профотбора;

б) принципом комплексности;

в) принципом научной обоснованности мероприятий профотбора;

г) принципом активности;

д) принципом динамичности.

5. Теоретический принцип комплексности предусматривает:

а) научное обоснование необходимости проведения мероприя­тий профессионального психологического отбора;

б) всестороннее изучение и оценку профессионально важных качеств кандидата на должность;

в) рациональную последовательность и повторяемость обсле­дований кандидата на должность;

г) учет дополнительных психологических и психофизиологи­ческих ресурсов человека;

д) учет материальных и финансовых затрат на осуществление мероприятий профотбора;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

Рекомендуемая литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. Т. 1, 2.

2. Апчел В. Я., Баландин В. С, Будко Д. Ю., Булка А Я. и др. Общая психофизиология: Учебное пособие / Под. ред. В. Н. Сы­соева. СПб.: ВМедА, 2003. 296 с.

3. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагности­ки. М.: Медицина, 1984. 214 с.

4. Основы профессионального психологического отбора воен­ных специалистов / Под ред. В. Л. Пухова. М.: МО СССР, 1981.

5. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.



Источник: https://infopedia.su/16x1008d.html

Этапы и принципы психологического отбора

12. Принципы профессионального отбора, этапы: Проф. псих. отбор подразумевает изучение способов установления

Отбор предполагает превышение числа претендентов над числом вакантных мест. В спорте речь идет не об ограничении числа занимающихся, а о постепенном сужении к вершине «пирамиды» лиц, которым доступны высшие спортивные достижения.

Собственно говоря, проблема психической надежности становится центральной только для высшей стадии спортивного мастерства, хотя на предыдущих стадиях отбор присутствует в гораздо большей степени, когда спортсмен проходит через «сито» спортивных результатов, «конкурс» способностей, испытание сочетанием учебы и занятий спортом.

Не зря основные этапы психологического отбора получили образные названия: «отсев», «адаптация» и «надежность».

«Отсев» – название этапа психологического отбора, характерного для начала занятий спортом. Иногда спортсмен сразу находит подходящий для него вид спорта, иногда ему приходится сменить несколько секций и тренеров, нередко и тренер рекомендует ему заняться другим видом или совсем оставить спорт.

Занимаясь в секции или клубе, спортсмен также долгое время будет решать проблемы общефизической подготовки и не сразу сможет проявить свои способности именно вследствие недостатка некоторых физических или психических качеств. В этом случае занятия спортом становятся для него неинтересными и он может отказаться от посещения тренировок.

Только четверо из тысячи занимающихся спортом достигают результатов мастера международного класса.

«Адаптация» – стадия психологического отбора, связанная с окончательным выбором специализации и закреплением спортсмена в спортивной деятельности. Эта стадия не менее, чем другие, изобилует проблемами психологического порядка.

Здесь и переносимость повышающихся физических нагрузок, и возрастание конкуренции, и длительное пребывание вне дома и семьи на сборах и в поездках, и неясность перспектив приобретения профессии, и многое другое. Наиболее важной психической стороной этой стадии отбора является становление спортивной мотивации.

Спортсмен должен почувствовать «вкус победы», преодолеть трудности волевого порядка, когда приходится выполнять много самой разнообразной работы над физическими качествами, техникой, материально-техническим обеспечением.

Должно произойти становление личности, четко направленной на спортивные достижения, и признание этой личности ближайшим окружением и основными соперниками. Не случайно в этот период психологи отмечают отчетливое возрастание самооценки и уровня притязаний.

Уровень притязаний характеризует степень надежды на успех, трудность или легкость задач, выбираемых личностью для самостоятельного решения, влияние успеха или неудачи на последующую активность в достижении цели, желаемый уровень самооценки.

«Надежность» – символ и синоним завершающего этапа психологического отбора. Характеризуется становлением системы обеспечения психической надежности спортсмена и команды.

Психологический отбор – весьма сложная научная, организационная и практическая проблема. Ее решение предполагает объединение социальных, экономических, этических и педагогических знаний и методических подходов. В связи с этим разработан ряд принципов, играющих роль своеобразных методологических маяков при ориентации тренера, спортсмена, психолога в решении задач психологического отбора.

Принцип системности – основополагающий метод научного познания, требующий изучения явлений с позиций включенности явления в состав системы более высокого порядка, а также познания других системных механизмов: целеполагания, иерархизации, дополнительности, взаимосодействия, изоморфности.

Принцип научной обоснованности в конечном счете требует от специалистов, решающих задачи отбора, четкой ориентации в современных направлениях научных исследований, высокой научной компетентности и обоснованности принимаемых решений.

Принцип комплексности означает учет многочисленных факторов подготовки спортсмена, а в ряде случаев и необходимость применения специального метода, который позволяет соотнести используемые критерии отбора, принять решение вероятностного порядка и при этом не забыть о корректности и форме доведения результата до спортсмена или команды.

Моделирование психики – метод исследования психических процессов и состояний при помощи их реальных или идеальных моделей. Модель должна воспроизводить наиболее существенные признаки оригинала.

Принцип динамического пролонгирования в настоящее время получил название психологического мониторинга. Он означает постоянное использование различных методов измерения и контроля спортивных способностей, функциональных состояний для изучения динамики развития и последующего прогнозирования.

Принцип педагогической ценности реализует этическое и воспитательное значение диагностических процедур и управляющих решений. Он требует корректного, педагогически грамотного подхода к определению перспектив личности при использовании различных психологических показателей и моделей.

Принцип адаптивности критериев отбора – один из самых важных и противоречивых. Самим принципом предполагается использование гибких, применимых к конкретной ситуации критериев отбора. Однако спортсменам такая гибкость кажется чаще всего проявлением субъективных симпатий тренера. В связи с этим данный принцип отбора должен сочетаться с другими, изложенными выше.

Принцип актуальности предполагает постоянное подчеркивание значимости используемых критериев отбора и их системы для обеспечения роста спортивных результатов.

Как правило, этот принцип побуждает тренеров и психологов, проводящих работу в русле психологического отбора, разрабатывать различного рода прогнозы выступлений в отношении не только спортивных результатов, но и психических состояний, в которых они могут быть показаны. Одну из решающих ролей в актуализации критериев отбора играют методы саморегуляции и психогигиены.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Принцип рентабельности требует разработки методов оценки эффективности, практической полезности мероприятий психологического отбора с различных позиций: целесообразности, прогностичности, временных затрат, себестоимости, оперативности получаемых рекомендаций, кадрового потенциала.

Принцип гуманизма является принципом принципов, то есть интегративным принципом построения всей системы психологического отбора.

Человек – главная фигура спорта, ради его блага ведется работа по психологическому отбору.

Даже тогда, когда спортсмену не рекомендовано участие в конкретных соревнованиях или предложено расстаться с командой, он должен быть уверен, что решение принято в его же интересах.

Источник: http://sdushor.hcaltai.ru/item/18-etapy-i-printsipy-psikhologicheskogo-otbora

Раздел 3. технология профессионального психологического отбора

12. Принципы профессионального отбора, этапы: Проф. псих. отбор подразумевает изучение способов установления

В предыдущих разделах были рассмотрены теоретические основы профессионального психологического отбора, в третьем разделе книги вам предстоит познакомиться с основными методическими приемами и техниками решения задач по разработке систем ППО и его непосредственной организации на практике. В данный раздел книги входит четыре главы.

Каждая глава посвящена какому-либо конкретному аспекту разработки системы профессионального психологического отбора или организации профотбора в практической деятельности предприятия. В восьмой главе собрана информация о способах выявления профессионально важных качеств (в настоящее время таких способов достаточно много).

В этой главе представлены наиболее известные подходы к определению качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. В девятой главе изложены основные принципы, методы и технология подбора методик для решения задач профессионального психологического отбора.

Необходимо отметить, что в настоящее время практически нет научной литературы, в которой рассматривался бы вопрос о том, какие психодиагностические методики следует использовать для решения задач отбора кандидатов на замещение вакантных мест в конкретных условиях реального предприятия.

В большинстве книг, посвященных профотбору или психодиагностике, авторы ограничиваются рассмотрением проблемы выявления ПВК. Однако правильный подбор методик – не менее важный аспект разработки мероприятий профотобра, поскольку от этого зависит эффективность всей системы профотбора.

В десятой главе данного раздела изложены основные принципы и методы формирования итогового заключения о профессиональной психологической пригодности. Итоговое заключение – это один из основных этапов проведения мероприятий ППО, поскольку представляет собой кульминацию всех мероприятий профотбора.

В настоящее время нет единого подхода к разработке алгоритма итогового заключения. Поэтому в этой главе описаны общие принципы его формирования и представлен материал, иллюстрирующий несколько наиболее распространенных в настоящее время алгоритмов вынесения итогового заключения.

В одиннадцатой главе третьего раздела описаны основные подходы к реализации мероприятий ППО в деятельности организации, в том числе показаны главные этапы практической организации этих мероприятий, а также рассказано о том, как осуществляется анализ эффективности системы профессионального психологического отбора и проводится оценка его экономической целесообразности. Ознакомившись с третьим разделом книги, читатель получит достаточно полное представление об основных методах и технологиях, используемых при разработке системы профессионального психологического отбора, а также организации профотбора на практике. Метод инженерно-психологического анализа деятельности (метод профессиографии). Суть метода профессиографии. Последовательность построения психологического эталона специальности. Что такое профессиограмма. Методы сбора информации о профессии. Недостатки метода профессиографии. Объективизации метода профессиографии. Методики изучения профессионально важных качеств при построении профессиограммы. Структура профессиограммы.

Организация и проведение экспертной оценки ПВК с помощью психографических опросников.

Цель использования опросников при изучении профессионально важных качеств. Наиболее популярные опросники изучения ПВК. Методология разработки авторских опросников изучения ПВК. Методы работы с экспертами и экспертными группами. Конструктивные особенности современных методик выявления профессионально важных качеств. Оформление и представление результатов психографического опроса. Правила оформления результатов профессиографического исследования. Основные группы профессионально важных качеств. Метод классификации видов деятельности. Понятие о методе классификации видов деятельности. Сфера применения метода классификации видов деятельности. Преимущества и недостатки метода классификации видов деятельности. Метод пилотажного обследования. Понятие о методе пилотажного обследования. Преимущества и недостатки метода пилотажного обследования. Метод контрастных пар. Недостатки метода контрастных пар. Метод двух портретов. Общее понятие о методе двух портретов. Структура психографического опросника Т.П. Зинченко. При осуществлении мероприятий профессионального психологического отбора решается целый ряд задач. Как было показано в предыдущих главах, в осуществлении мероприятий ППО можно выделить три основных этапа: исследовательский, практический и аналитический. При этом непосредственная технологическая цепочка решения задач профотбора выглядит следующим образом: выявление профессионально важных качеств (ПВК) и построение психологического эталона специальности (ПЭС); подбор диагностических методик в соответствии с построенным ПЭС, а также проверка их валидности и надежности относительно решаемых задач; определение критериев уровня развития ПВК; разработка алгоритма принятия решения о степени профессиональной психологической пригодности; разработка процедуры непосредственного обследования кандидатов на замещение вакантных должностей с целью определения степени их профессионально психологической пригодности; непосредственное осуществление мероприятий ППО; оценка эффективности мероприятий ППО и его совершенствование. Все эти этапы одинаково важны для разработки системы профессионально психологического отбора. Однако разработка этой системы начинается с изучения специфики трудовой деятельности и выявления тех требований, которые профессиональная деятельность предъявляет к качествам личности работника. Без этого невозможно создать систему профотбора, поскольку надо знать, на что следует ориентироваться и что оценивать при отборе кандидатов на замещение вакантной должности. Следует отметить, что выявление профессионально важных качеств – весьма сложная и достаточно трудоемкая процедура, представляющая собой целенаправленный и организованный процесс, в котором можно выделить три этапа: сбор информации о профессиональной деятельности; обработку и обобщение полученной информации, составление профессиограммы; использование профессиограммы для решения практических или теоретических задач (выбор критериев успешности профессиональной деятельности, подбор тестов для ее оценки или прогнозирования, классификация профессий и т. д.). Применить для этого профессиограмму можно самыми разными способами. В этой главе будут более подробно рассмотрены некоторые основные способы решения комплексной задачи изучения особенностей трудовой деятельности и выявления профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Как уже было сказано, разработка системы ППО начинается с анализа условий профессиональной деятельности.

Цель данного анализа состоит в выявлении требований, предъявляемых деятельностью к физическим, психическим и личностным качествам кандидата на замещение вакантной должности, а также к уровню его профессиональных знаний и навыков.

В настоящее время для решения данной задачи чаще всего используют следующие методы: метод инженерно-психологического анализа деятельности; метод классификации видов деятельности; метод пилотажного обследования; метод контрастных пар; метод критических инцидентов и др. 

Источник: https://lib.sale/psihologiya-upravleniya-uchebnik/razdel-tehnologiya-professionalnogo-85559.html

Medic-studio
Добавить комментарий