12. Профессиональные особенности когнитивных процессов и

Содержание
  1. Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение
  2. Что такое когнитивные или умственные процессы
  3. Какие науки изучают эти процессы
  4. Ощущение и восприятие
  5. О памяти
  6. Интеллект или ум
  7. Мышление
  8. Речь
  9. Функциональная схема познавательного процесса
  10. Применение когнитивных процессов в образовании
  11. Способы улучшения
  12. Профессиональные особенности когнитивных процессов в разных видах труда. Методики для их диагностики
  13. Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы
  14. Что такое когнитивные или умственные процессы?
  15. Кто изучает когнитивные процессы?
  16. Ощущение и восприятие
  17. Внимание
  18. Память
  19. Ум или интеллект
  20. Мышление
  21. Речь
  22. Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры
  23. Когнитивные процессы при обучении
  24. Когнитивные процессы при чтении
  25. Когнитивные процессы при письме
  26. Как улучшить когнитивные или познавательные процессы? Советы и упражнения 
  27. 1. Берегите своё здоровье
  28. 2. Пользуйтесь технологическими достижениями
  29. 3. Отмечайте ваши успехи
  30. 4. Развивайтекритическое мышление
  31. 5. Читайте
  32. 6. Уделяйте время творчеству
  33. 7. Избегайте мультизадачности
  34. 8. Если хотите помочь детям – позвольте им справиться с трудностями самостоятельно
  35. Особенности когнитивных процессов

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

12. Профессиональные особенности когнитивных процессов и

Когнитивные процессы – это способность человека отметить события, которые происходят, припомнить о том, что необходимо сделать или купить, выслушать собеседника, когда он хочет что-то рассказать.

Когнитивные процессы

В тексте, приведенном ниже, будет рассказано о том, какие бывают процессы когнитивного характера, какую роль они играют в человеческом учении, каким образом процессы умственного направления можно сделать лучше, и о многом другом.

Что такое когнитивные или умственные процессы

Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.

Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.

Что такое когнитивные процессы

Какие науки изучают эти процессы

Наук, которые подвергают изучению когнитивные процессы в психологии, достаточно много. В этот список входят неврология, философия, социология, антропология и лингвистика. По этому вопросу написано большое количество трудов, курсовых и дипломных работ.

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Ученые из разных научных отраслей еще более пятидесяти лет назад своими исследованиями способствовали тому, что произошла революция в вопросе когнитивных исследований. Из-за этого умственные процессы стали изучаться еще более углубленно.

К сведению. В современные дни когнитивные процессы поддаются очень глобальному изучению, а те знания, которые удается добыть, с успехом применяются в маркетинге и психотерапии.

Ощущение и восприятие

Целеустремленность — что это такое в психологии

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека.

Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека.

Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность  имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует. Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку. Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана.

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Функциональная схема познавательного процесса

Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить

Такая схема применяются для спецификации познавательного процесса и состоит из следующих блоков:

  • Первоначальный информационный анализ, то есть область рецепторов;
  • То, что касается восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и так далее;
  • Память, как хранилище, которое довольно сложно устроено. В нем находятся знания и информация;
  • Область репрезентации. Здесь происходит синтез восприятия.

Применение когнитивных процессов в образовании

При получении образования на занятиях человек все время сталкивается с деятельностью, которая проверяет знания и способности. Теорий обучения существует достаточное количество, но почти все принимают во внимание именно процессы умственного характера.

При чтении человек распознает буквы, припоминает слова и сопоставляет их с тем, что он уже знает. Он может обработать полученную информацию разными способами. Это зависит от того, что необходимо получить в итоге: подготовиться к экзамену, просто отыскать отрывок и так далее.

При написании происходит примерно то же самое. Нужно не отвлекаться на посторонние раздражители, обращать внимание на качество написанного, не пренебрегать орфографией и т.д.

Улучшение умственных процессов

Способы улучшения

Когнитивное развитие можно улучшать и тренировать всю жизнь. Для этого необходимо:

  • Заботиться о здоровье, которое очень много значит и напрямую связано с когнитивными процессами;
  • Использовать технологические достижения, такие как игры на интеллект. Они позволяют производить мозговое тестирование;
  • Отмечать свои успехи;
  • Развивать мышление критического плана;
  • Читать.

Все описанные процессы действительно можно существенно улучшить, достигнуть этого не слишком сложно при должном внимании и занятиях.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/kognitivnye-processy-v-psixologii.html

Профессиональные особенности когнитивных процессов в разных видах труда. Методики для их диагностики

12. Профессиональные особенности когнитивных процессов и

Трудовая деятельность требует активного участия всех психических функций человека.

Когнитивные процессы – это аспекты умственного «поведения», которые относятся к абстрактным манипуляциям с материалом.

Восприятие– психический процесс, порождающий чувственный субъективный образ окружающего мира. Оно необходимо для обеспечения достаточных условий для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать со средой летчику, шоферу, оператору нужно  иметь возможность воспринимать состояние этой среды.

На основе восприятия формируется персептивный образ. Чем точнее этот образ, тем лучше он обеспечивает регуляцию деятельности. Основой восприятия является не анализ образов, а принятие решение, какую именно информацию взять для обработки и как ее обрабатывать.

Восприятие – процесс, необходимый в любой профессии и для любого труда.

Внимание – сосредоточение и согласование психических функций субъекта ТВ определенный момент времени на определенной деятельности.  Очень часто работнику необходимо воспринимать материал, отбирать информацию и принимать решения практически одновременно. Для этого необходимо уметь правильно распределить внимание между этими процессами.

Так же очень важно уметь концентрировать внимание на необходимых нам объектах.  Внимание зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования этой функции возрастают. Например, у диспетчера авиалиний функция внимания будет задействована во много раз больше, чем у продавца хоз.

товаров (хотя, несомненно и у того и у другого внимание задействовано).

Воображение – способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее. Выполняя трудовую деятельность человек должен постоянно прогнозировать возможные результаты.  Воображение выполняет следующие функции, необходимые для осуществления трудовой деятельности:

— создает образ-цель, т.е. предвосхищает результат

— участвует в программе формирования поведения в ситуации неопределенности

— позволяет создавать образы объектов и ситуаций, которые не воспринимались субъектом и даны в описании (например, человек, собирающий деталь по инструкции первый раз, не видел, как это делается, но при помощи описания этих действий может составить образ, на который в дальнейшем он будет полагаться).

— обеспечение виртуальной деятельности, в условиях, когда необходимо смоделировать какое-либо действия, но это объективно невозможно (во многих исследовательских профессиях. «Извечный вопрос, что будет, если…?»)

Воображение является основой творческой деятельности. Естественно, в творческих профессиях воображение более востребовано (например, дизайнер и машинист поезда. Применение творческого воображения машинистом может даже привести к опасным последствиям, в то время как, дизайнеру это необходимо).

Память – система средств запоминания, хранения и воспроизведения воспринятой информации. В деятельности любого человека задействована как долговременная, так и кратковременная память. Однако по модальности память в различных профессиях может различаться.

Например, у музыканта или учителя музыке в большей степени будет задействована слуховая память, у дегустатора чая – вкусовая память и т.д. В то же время у спортсменов, например, будет задействована двигательная память,  у чтеца – словесная память и т.д.

Представление – процесс оперирования вторичными образами, т.е. образами предметов и явлений без наглядной основы.

Уровень развития представлений оказывает значительное влияние на характер профессионализации человека.

Например, опытный учитель по осанке выступающего у доски может определить готовность его к уроку; шофер по звучанию мотора может предположить его неисправность и т.д.

Практическое мышление: не является самостоятельным когнитивным процессом, но очень важно в трудовой деятельности человека. Обеспечивает выделение субъектом труда проблемной ситуации, формулировку мыслительной задачи, выбор путей решения проблем и т.д.

Методики для их диагностики.

1. Таблицы Шульте: исследование нарушений внимания:  оценка устойчивости внимания. Форма проведения: Называние и показывание по порядку числе от 1 до 25, которые расположены в таблице хаотично.

2. Корректурная проба: выявление колебаний внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Форма проведения: вычеркивание определенных букв (или их сочетаний) из заданного бланка.

3. Счет по Крепелину: изучение психического темпа, колебаний и переключаемости внимания. Форма проведения: испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток.

4. Воспроизведение рассказов: исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых. Форма проведения: испытуемому зачитывается текст, который впоследствии он должен воспроизвести.

5. Заучивание 10 слов: исследование нарушений памяти: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Форма проведения: предъявляются 10 слов для заучивания, которые впоследствии испытуемый должен повторить (5 проб)

6. Методики для исследования качеств восприятия (таких, как избирательность, константность, точность, способность выделять фигуру из фона, наблюдательность). Эти методики направлены на исследование качеств восприятия которые могут оказывать влияние на продуктивность производственной деятельности.

Например, методика, которая позволяет оценить точность восприятия. Форма проведения: тестируемому дается инструкция – оценить длительность предлагаемых временных интервалов (6-12 секунд). Проводится 10 проб. Точность восприятия времени оценивается по специальной формуле.

Затем полученные процентные показатели переводятся в баллы в соответствии со шкалой оценок.

Методики диагностики познавательных способностей часто включаются в батареи профессиональных тестов.

Например, при отборе кандидатов в школы военных летчиков наряду с другими психофизиологическими и личностными характеристиками исследуются и особенности внимания (объем, устойчивость, распределение), развитие пространственных и временных представлений, продуктивность памяти, объем, быстрота и точность восприятия.

При отборе кандидатов на должность оператора, работающего в системе управления техникой, оцениваются особенности оперативной памяти, качества внимания (переключение, распределение, избирательность), объем и константность восприятия.

Источник: https://students-library.com/library/read/98578-professionalnye-osobennosti-kognitivnyh-processov-v-raznyh-vidah-truda-metodiki-dla-ih-diagnostiki

Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы

12. Профессиональные особенности когнитивных процессов и

Когнитивные или познавательные процессы – что это? Заметить происходящие вокруг нас события, вспомнить список покупок, решить , какую квартиру мы хотим арендовать, выслушать друга, рассказывающего о своей проблеме…Что общего между всеми этими действиями? Мы способны всё это делать благодаря нашим когнитивным или умственным процессам. В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Айноа Арранс расскажет вам о том, какие виды когнитивных процессов существуют, как они участвуют в нашем обучении, как улучшить умственные процессы и многое другое.

Что такое когнитивные или умственные процессы?

Каждый день наш мозг решает огромное количество задач посредством умственных процессов. Это процессы, отвечающие за обработку всей информации, которую мы получаем из окружающей среды. Когнитивность даёт нам возможность познать мир вокруг нас.

Представьте себе: вы спокойно лежите на диване и смотрите телевизор. Вдруг, несмотря на вашу увлечённость сюжетом, вы чувствуете запах гари. Что вы предпримете? К счастью, ваш мозг сосредоточит ваше внимание на опасности, которая вам угрожает.

Вы вспомните о том, что забыли о пицце в духовке, как можно скорее побежите на кухню и осуществите ряд действий, чтобы вытащить из плиты ваш ужин. Далее вы примете решение о том, будете ли есть подгоревшую еду или нет, а затем вернётесь в салон. Всеми этими вашими действиями руководили когнитивные процессы.

Гармоничное взаимодействие умственных процессов необходимо для адекватной оценки действительности и нашей ответной реакции на неё. Благодаря этому мы можем гибко адаптироваться к различным ситуациям. Исполнительные функции нашего мозга координируют эти процессы.

Несмотря на то, что умственные процессы взаимодействуют между собой, они могут проходить и по отдельности. Например, мы можем увидеть, как люди с нарушениями речи или памяти могут прекрасно воспринимать сигналы или решать математические задачи.

Кто изучает когнитивные процессы?

Лингвистика, социология, неврология, антропология и философия – все эти науки изучают познавательные процессы. В психологии исследованием когнитивных процессов и способов их улучшения занимается когнитивная психология.

В шестидесятых годах прошлого столетия, благодаря исследователям из различных отраслей науки, произошла когнитивная революция, которая поспособствовала изучению этих процессов. В психологии умственные процессы очень глубоко изучаются. В настоящее время эти исследования находятся на подъеме: полученные знания применяются в психотерапии или маркетинге.

Например, техники нейрорисования очень помогают понять то, как мы обрабатываем информацию. В этой статье мы расскажем о том, как когнитивные процессы влияют на различные аспекты нашей жизни.

Ощущение и восприятие

Ощущения возникают в результате действия различных стимулов и сигналов в нашем окружении. Мы принимаем их посредством наших чувств, познавая таким образом информацию из окружающего мира. Эти данные мы получаем непосредственно из окружающей среды или от нашего собственного тела. Базовый процесс восприятия, напротив, предполагает определённую интерпретацию полученной информации.

Мы постоянно и безо всякого усилия воспринимаем различные события. Мы осознаем движения людей вокруг нас, сообщения, получаемые на мобильный, вкус поглощаемой пищи, расположение мебели в комнате, наши собственные позы и т.д., принимаем эти сигналы и придаём им смысл.

Гештальт-психологи внесли большой вклад в изучение восприятия. Они посчитали, что “единое целое больше, чем сумма его частей”. Другими словами, по их мнению, мы активны в процессе восприятия нашей действительности. Таким образом были разработаны законы Гештальта, которые объясняют феномен восприятия с помощью оптических иллюзий.

Внимание

Несмотря на огромное количество информации, которая нас окружает, мы способны принять большое количество сигналов и стимулов, а также направить наше внимание на то, что нам интересно.

Некоторые действия, например, ходьба или жевание, не требуют внимания. Однако нам необходимо максимально концентрироваться на словах, которые мы говорим, и языке тела, если мы представляем важный проект требовательной аудитории.

К счастью, определённые процессы, которые мы повторяем, мы научились делать автоматически. Например, несмотря на то, что при обучении вождению нам поначалу приходится одновременно координировать множество действий, в дальнейшем мы это делаем “автоматически”, прилагая гораздо меньше усилий.

Память

Какой город является столицей Франции? Кто был вашим лучшим другом в школе? Как играть на флейте? Наша память имеет ответы на эти и множество других вопросов. Она позволяет нам шифровать получаемые из внешней среды данные, хранить их и в дальнейшем восстанавливать.

Мы обладаем различными видами памяти, например, сенсорная память, краткосрочная память, рабочая память, семантическая память, автобиографическая память и т.д. Эти виды памяти взаимодействуют между собой, но не все зависят от одних и тех же частей мозга. Например, люди, страдающие амнезией, могут помнить как нужно ходить и при этом не помнить кто является их супругом или супругой.

Когнитивные процессы: низшие или базовые и высшие или сложные

Ум или интеллект

Что такое ум или интеллект? Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи. Сейчас очень популярна теория множественного интеллекта Гарднера. Гарднер утверждает, что единого вида интеллекта не существует, и что предпочтительнее использовать различные способности в зависимости от ситуации и сферы деятельности.

Внутриличностный, лингвистческий, логико-математический, музыкальный интеллект – примеры этого высшего когнитивного процесса. В настоящее время также подчёркивается важность эмоциального интеллекта, так необходимого нам для того, чтобы справляться в повседневными ситуациями.

Существуют совершенно определённые признаки, характеризующие умных людей. Тем не менее, есть и специальные стратегии для развития интеллекта. Этот высший мозговой процесс не является статичным и не может быть ограничен только результатом, полученным в тесте на измерение интеллектуального коэффициента.

Мышление

Сложность и разнородность наших мыслей завораживает. Этот высший умственный процесс отвечает за решение проблем, рассуждение, принятие решений, творческое мышление, дивергентное мышление и т.д.

Чтобы упростить осуществление этих функций, наш мозг создает мысли и суждения. Нам необходимо сгруппировать идеи, предметы, людей и т.п. Это помогает нам ускорить наши умственные процессы. Однако в стремлении быть логичными мы игнорируем тот факт, насколько иррациональными мы являемся на самом деле.

Мы используем ярлыки, чтобы думать быстрее и не анализировать всю информацию. Это приводит к когнитивным предубеждениям, которые являются отклонением от нормального рассуждения. Например, иногда мы верим, что можем предугадать исход азартной игры.

На самом деле, зачастую когнитивные предубеждения приводят к когнитивным искажениям, крайне негативным и иррациональным мыслям, как, например, “весь мир меня ненавидит”. Однако мы сами в состоянии остановить наши навязчивые мысли.

Речь

Это удивительно, но мы можем производить и понимать различные слова и звуки, комбинировать бесчисленное множество букв и предложений, точно выражать то, что мы хотим сообщить и т.д. Так мы дополняем словами наш язык тела. Мы даже можем владеть несколькими языками.

Развитие речи происходит на протяжении всего нашего жизненного цикла. Коммуникативные навыки каждого человека различны и могут улучшаться при практике. Некоторые нарушения речи могут особенно затруднять общение по различным причинам, однако людям с такими проблемами также можно помочь.

Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры

В психологии умственные процессы анализируются с целью содействия в улучшении нашего качества жизни. Важно, чтобы мы учились развиваться и управлять собой с рождения. На занятиях мы сталкиваемся с различными видами деятельности, которые испытывают наши способности усваивать знания, слушать наших товарищей или решать непредвиденные задачи.

Когнитивные процессы при обучении

Существуют различные теории обучения. Однако, за исключением ряда защитников теории ассоциативного обучения, ни одна из них не игнориует умственные процессы. С другой стороны, при обучении ни один познавательный процесс не происходит независимо от других. Мы прилагаем усилие и используем все наши ресурсы, чтобы улучшить наши учебные навыки и достичь осмысленного обучения.

Когнитивные процессы при чтении

Когда мы раскрываем книгу мы должны распознать буквы, не отвлекаться, вспомнить слова, которые мы читаем, соотнести прочитанное с тем, что мы узнали ранее и т.д.

Однако мы обрабатываем информацию по-разному в зависимости от того, хотим ли мы просто найти какой-то интересующий нас отрывок, готовимся ли мы к экзамену или просто хотим насладиться какой-либо историей.

Когнитивные процессы при письме

Что касается умственных процессов, задействованных в письме, здесь происходит то же самое, что и при чтении. Мы должны игнорировать шумы, которые мешают нам писать, следить за тем, чтобы почерк был разборчивым, помнить о том, что мы написали ранее, следить за орфографией и т.д.

Кроме того, необходимо, чтобы мы должным образом планировали то, о чём мы намерены написать. Это выражение является слишком бытовым? Поймут ли другие то, что я хочу передать? Этот ноль похож на букву “о”?

Как улучшить когнитивные или познавательные процессы? Советы и упражнения 

Независимо от того, ищете ли вы упражнения для когнитивного развития детей или желаете улучшить собственные умственные процессы, мы дадим вам несколько общих рекомендаций как достичь желаемого. Наши когнитивные способности можно тренировать в любом возрасте.

1. Берегите своё здоровье

Наше физическое и психическое здоровье неразрывно связаны с когнитивными процессами.

Существуют различные вредные привычки, угрожающие нашему психическому здоровью и снижающие нашу производительность в различных жизненных сферах.

Например, привычка подолгу не отрываться от мобильного телефона перед сном, недооценивать себя, не беречь наши отношения с другими людьми или неправильно питаться негативно влияют на наши умственные процессы.

2. Пользуйтесь технологическими достижениями

Сегодня существуют различные упражнения, например, интеллектуальные игры, с помощью которых можно тестировать и тренировать мозг просто и увлекательно.

CogniFit (“КогниФит”) является лидером когнитивной оценки и стимуляции. Благодаря увлекательным упражнениям, которые предлагает эта платформа, можно улучшить такие способности, как память, планирование, узнавание или зрительное восприятие. “КогниФит” предлагает упражнения для когнитивного развития как взрослых, так и детей.

Платформа по итогам начального тестирования автоматически подбирает программутренировок, необходимую именно вам, с учётом ваших слабых и сильных когнитивных сторон. Таким образом, когнитивная тренировка CogniFit (“КогниФит”) является персонализированной. Проверьте и улучшите способности вашего мозга! Начните прямо сейчас!

Персональная когнитивная тренировка CogniFit

3. Отмечайте ваши успехи

Регулярное использование инструментов самооценки или самотестирования позволяет нам отмечать наш прогресс, слабые стороны и продолжать совершенствоваться. Важно понимать, что развить свои когнитивные процессы, такие как ум или речь, возможно. Это вопрос практики и доверия к самому себе.

4. Развивайтекритическое мышление

Задавать вопросы и не принимать любой ответ – это помогает нам стать более самостоятельными и компетентными. Критическое мышление позволяет нам улучшить способность к размышлению, устанавливать взаимосвязи между мыслями, развивать речь, глубоко анализировать наше окружение и т.д. Любопытство крайне важно для максимального использования нашего потенциала.

Существует множество способов развить критическое мышление у детей. Вы можете спросить у них, какие мотивы побудили человека вести себя определённым образом, попросить привести аргументы, которые они использовали для принятия того или иного решения или предложить поспорить с человеком, занимающим противоположную позицию по какому-либо вопросу. Вы и сами можете попробовать это сделать.

5. Читайте

Как мы упомянули раньше, при чтении задействовано множество когнитивных процессов. Кроме того, что чтение доставляет нам удовольствие и приносит новые знания, чтение – это отличный способ научиться решать единственную задачу или улучшить наши коммуникационные навыки.

6. Уделяйте время творчеству

Рисовать, писать рассказы, сочинять песни, придумывать танцы, участвовать в театральной постановке…Неважно что именно мы выбираем, важно то, что мы находим время на творчество. Каждый человек рождается со способностью творить, а начать творить – это уже вопрос практики и доверия самому себе.

Творческие задачи крайне полезны для наших познавательных процессов. Они помогают нам развить интеллект, концентрацию, способность находить оригинальные способы решения проблем, фиксировать наше внимание, расслабиться и т.д.

7. Избегайте мультизадачности

Иногда мы не понимаем как справиться со всеми нашими обязанностями. Логично, что мы пытаемся всё делать одновременно, чтобы поскорее всё закончить. Однако эта привычка контрпродуктивна. Это очень вредно, когда дети одновременно занимаются разными делами и не поглощены полностью чем-то одним.

Это удивительно, что мы можем координировать сразу несколько умственных процессов. Но когда мы одновременно пытаемся смотреть фильм, ответить на электронную почту, написать доклад по работе, вспомнить записи дел в ежедневнике и следить за приготовлением еды в духовке…скорее всего мы не выполним качественно ни одну из поставленных задач.

Необходимо концентрироваться на настоящем, чтобы насладиться моментом и быть более эффективным. Это лучший способ правильно выполнить и дальнейшие задачи. Если вам трудно сосредоточиться на том, что вы делаете, если вы постоянно отвлекаетесь – можете попробовать осознанную медитацию Mindfulness.

8. Если хотите помочь детям – позвольте им справиться с трудностями самостоятельно

Важно поддерживать детей, чтобы они знали, что всегда могут рассчитывать на нашу помощь. Но если ребёнок привыкнет к тому, что окружающие его люди поспешат решить все его проблемы по первому зову, сам он не начнёт решать задачи, улучшающие его интеллект, и не будет искать альтернативы, способствующие развитию его базовых когнитивных способностей.

Нам нужно действовать только в случае необходимости. Можно что-то подсказать ребёнку, чтобы он приложил усилия и двигался в правильном направлении при решении проблемы, одновременно понимая, что может рассчитывать на нашу поддержку.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/5a1fcc8c48c85e9c5678f6ca

Особенности когнитивных процессов

12. Профессиональные особенности когнитивных процессов и

Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом.По данным зарубежных и отечественных авторов от 2/3 до 3/4 детей с аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности, и в последнее время частота атипичного аутизма, его процент среди всех аутистических расстройств растет.

особенность интеллектуального развития при аутизме – его неравномерность, парциальность, проявляющаяся весьма своеобразно: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенку труднее выполнить такое же по сложности задание даже с минимальным насыщением социального характера.

Так, пример 2+3=? для аутичного ребенка несравненно легче, чем задача “у тебя было два яблока, мама (сестра, тетя, учительница) дала еще три, сколько стало?” Или вспомните, как в знаменитом фильме «Человек дождя» главный герой, которого гениально играет Дастин Хоффман, не может решить, сколько дадут сдачи с одного доллара, если шоколадка стоит 50 центов (100 – 50 = ?), хотя перед этим в уме перемножал четырехзачные числа и извлекал корень седьмой степени. Или иногда, обладая хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок тем не менее не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги.

Неравномерность развития интеллектуальных функций вызывает ряд вопросов в связи с использованием IQ как показателя интеллектуального развития при аутизме.

Во-первых, IQ разрабатывался для классических форм умственной отсталости, для ЗПР, для нормы; в какой степени он применим при аутизме, когда психика характеризуется иными особенностями? Во-вторых, если аутичный испытуемый не справляется с заданием, как решить, что он не может его выполнить в силу трудностей интеллектуального характера, или не принимает инструкции из-за аутистической отгороженности от окружающего? В-третьих, хорошо известно, что при аутизме пресыщение наступает быстро, и если ребенок неуспешен, то является ли причиной тому интеллектуальная несостоятельность или уже развившееся пресыщение?

Приведем пример. По данным тестирования по Векслеру у Сережи Л.

(16 лет) по отдельным субтестам получены следующие шкальные оценки (норма -10): осведомленность – 6, понятливость -3, арифметический – 13, сходство -6, словарный – 0, повторение цифр – 11, недостающие детали – 9, последовательные картинки – 3, кубики Коса – 16, складывание фигур – 9, шифровка – 5, лабиринты – 20.

Вербальный интеллектуальный показатель – 86, невербальный интеллектуальный показатель – 117, общий интеллектуальный показатель (IQ) – 101. При этом ПМПК трижды аттестовала Сережу как необучаемого, а клинически его интеллект соответствует грани легкой и умеренной умственной отсталости.

В любом случае следует относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка очень осторожно.

В ряде концепций именно нарушения когнитивного развития считают центральными в патогенезе аутизма, и даже иногда высказывается мнение, что детский аутизм следует рассматривать как своеобразный вариант интеллектуальных расстройств. По мнению U. Frith, S. Baron-Cohen и мн. др.

для лиц с аутизмом характерен особый способ мышления, своя “theory of mind” (теория мышления). Это мнение основано на многочисленных клинических наблюдениях и экспериментальных данных.

Показано, что дети с аутизмом плохо понимают скрытый, переносный смысл, юмор, иронию, плохо оперируют символическими понятиями, не способны в достаточной мере понять мотивы поступков и побуждения других людей, посмотреть на что-либо с позиций другого человека – и т.д. и т.п.

, что столь часто встречается в жизни и без чего не мыслимо реальное социальное поведение.

S. Baron-Cohen иллюстрирует свою точку зрения многочисленными примерами. Приведем один из них, наиболее известный.

Эксперимент «Салли – Энн». У Салли есть корзинка, у Энн – коробка. Салли кладет в корзинку шарик и выходит из помещения. Шалунья Энн берет шарик из корзинки Салли и кладет его к себе в коробку.

Возвращается Салли и хочет поиграть со своим шариком. Где она будет искать шарик? – Это главный тестовый вопрос.

Потом задают еще два контрольных вопроса: «Куда Салли положила шарик вначале?» и «Где лежит шарик на самом деле?».

Правильный ответ на главный тестовый вопрос: Салли будет искать шарик в корзинке. Чтобы так ответить, нужно как бы поставить себя на место Салли: да, шарик в коробке, но Салли этого не знает, потому что ее не было в помещении, когда шарик переложили, то есть представление Салли является ложным.

Нормальный ребенок в возрасте трех-четырех лет это понимает без труда и легко применяет понятие ложного представления (убеждения) к другим людям. Он сталкивается с такими ситуациями в ходе общения со сверстниками и взрослыми многократно.

Правильно на этот вопрос отвечают и большинство детей с синдромом Дауна.

Из участвовавших в эксперименте детей с аутизмом 80% дают ошибочный ответ: они считают, что Салли станет искать шарик в коробке Энн, хотя все произошедшие события описывают правильно.

Так же ошибочно дети с аутизмом отвечают на вопросы «Где, по мнению Салли, находится шарик?» и «Салли знает, где сейчас находится шарик?».

Делается заключение, что понятия типа «знать», «верить», «представлять» для детей с аутизмом или недоступны, или, по крайней мере, доступны не полностью, формально.

Необходимо учитывать, что при аутизме структура интеллектуальных нарушений может быть сложной.

Помимо типичного для олигофрении органического поражения (синдром «олиго-минус») при аутизме возможен и синдром «олиго-плюс»: в силу аутистической отгороженности от окружающего, ограничения потока информации даже потенциально сохранный интеллект развиваться полноценно не может, возникает интеллектуальная недостаточность, но совеем другой природы, обратимая в случае своевременной коррекционной помощи. Однако, если критический период (3-6 лет) пропустить, расстройство становится стойким, и возможности обратного развития становятся все более и более проблематичными. В некоторых случаях структура интеллектуальных нарушений однородна (только плюс или только минус), но чаще встречается смешанный вариант. Очень важен практический вывод: при аутистических расстройствах динамика интеллектуального развития может отличаться от эволютивной, и поэтому никогда нельзя торопиться с оценкой интеллектуального уровня ребенка. Чтобы такая оценка была надежной, требуется диагностическое обучение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_133344_osobennosti-kognitivnih-protsessov.html

Medic-studio
Добавить комментарий