12.Стимулирование позитивной мотивации при коррекции девиантного

Статьи специалистов Центра

12.Стимулирование позитивной мотивации при коррекции девиантного
26.01.2015

    Ханбикова Лилия Яхьевна, психолог высшей категории. КГАОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦПМСС №3»  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Перми.

Как создать мотивацию подростка на изменение?

       В большинстве случаев человек с девиантным (отклоняющимся) поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению девиаций и всячески сопротивляется позитивным изменениям, как любая система, стремящаяся к покою. Стимулирование мотивации изменения поведения – самая главная задача и самая большая трудность психолого-социального воздействия на личность.

       Нередко подростки старше 12 лет относятся к специалистам, как и ко всем взрослым людям, настороженно. Они редко идут на прием психолога добровольно, часто считают это наказанием и поэтому переносят на специалиста враждебность, страх и недоверие, которые чувствуют ко всем окружающим взрослым.

       Затруднения в общении возникают не только из-за того, что ребенок недополучил в раннем детстве родительской любви. Обычно к моменту обращения за помощью у него уже выработались негативные взгляды на отношение взрослых к детям.

Поэтому проявление положительных эмоций  вызывает тревогу, страх перед зависимостью, что очень затрудняет коррекцию. Поэтому нередко в ответ на сердечность, доброжелательность и заинтересованность психолога, агрессивный подросток отвечает тревогой, недоверием и даже гневом.

Частично его враждебное и провокационное поведение является сознательной или бессознательной проверкой искренности отношения взрослого человека. Они могут хамить, проявлять враждебность и сарказм, выдвигать нереалистические требования и т.п. Если  встречают ответную жесткость, то повышают градус агрессивности все больше.

В то же время нельзя, чтобы подросток воспринимал психолога за слабого и уступчивого человека, которым можно манипулировать.  Повысить  мотивацию подростка на изменение  может неподдельный  интерес к его личности.

Сначала можно пригласить в кабинет просто побыть, послушать музыку, попить чаю,обсудить  данные психологического тестирования и т.п. В конце встречи необходимо выразить признательность подростку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была встреча.    

    Необходимо избегать вопросов, которые начинаются со слова «почему». Такие вопросы показываю, что он сделал что-то неправильно или что его выбор не одобряется. Открытые вопросы предпочтительнее вопросов, которые предполагают ответы «да» или «нет». 

      Задача взрослого сделать подростка активным участником процесса взаимодействия.

     Фундаментальная задача – установление партнерских отношений. Важно невербально демонстрировать принятие подростка, следить за своей интонацией. Известно, что человек производит впечатление, используя внешность (около 58%), интонацию (около 38%), смысл слов (около 5%).

      Значение некоторых невербальных сигналов.

ЗначениеПозы иТелодвиженияДвижение кистей,Рук и ногВзгляды и выражениялица
Открытость,гибкость,искренность.Движение, наклон вперед.Открытые ладони.Расстегивание воротника.Нескрещенные руки и ноги.Легкая улыбка.Хороший зрительный контакт.
Защита, скептицизм,настороженность.Резкиетелодвижения.Скрещенные руки и ноги.Сжатые кулаки.Минимальный зрительныйКонтакт.Мимолетные взгляды в сто-рону, плотно сжатые губы.
Оценка, изучениесообщения,раздумье.Наклон вперед.Рука на щеке.Поглаживание подбородка.Почесывание пальцем спинки носа.Наклонная голова.Смещение очков на нос.
Обман, нечестность,скрытность.Колебания.«Игра» с предметами.Чрезмерное движение ногами.Потирание носа, мочек ушей.Рука у рта.Чрезмерная «стрельба»глазами.Частые взгляды посторонам.Натянутая улыбка.
Преданность,вовлеченность,готовность.Сидеть прямо.Наклон вперед.Руки на бедрах.Нескрещенные ноги.Ступни прямо стоят на полу.Частый зрительный контакт.
Скука, нетерпение,нехватказаинтересованности.Голова обхвачена ладонями.Спина ссутулена.Барабанить пальцами.Болтать ногами.«Игра» предметами.Постукивание ступнями по полу.Редкий зрительный контакт.Поглядывание на часы.Отрешенный взгляд.Зевота.

       Можно использовать  методику “конфронтации клиента”, прием “оценки негативных последствий девиантного поведения”.

Для этого задать  следующие вопросы: «Как я понимаю, ты пришел сюда из-за… Как ты сам оцениваешь эту проблему?  Что плохого в таком поведении? Как ты реально пострадал от него? Какую плату ты готов заплатить за то, чтобы избавиться от него? Для чего тебе это нужно?.» и т.п.

Можно исследовать поведение его друзей или знакомых: «Предположим, что твой друг с проблемой вроде твоей пришел к тебе за советом. Что бы ты ему сказал? О чем, по-твоему, мне еще необходимо спросить (что выяснить), чтобы помочь тебе в решении этой проблемы?»

      Важно помочь подростку спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие, отчаяние и др.

        Эффективна методика “проектирования будущего”, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него-  не только конструировать образы, но  и помочь выразить свои переживания по их поводу.

Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.  Сотрудничество может быть оформлено в форме договора, в котором подросток соглашается вместе работать над устранением симптомов или коррекции поведения.

Тем самым  стимулировать его личную ответственность за свое поведение, а также активизироватьт процессы самовнушения. Договор оформляется в виде письменного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки работы (первый контракт лучше оформить на срок не более одного месяца, лучше на две недели), а также взаимные обязательства сторон.

Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения контракта. По истечении срока контракта, он может быть продлен с внесением изменений условий договора.

 Сотрудничество на основе договора преследует три цели: во-первых, оно отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели; во-вторых, взаимопонимание  уменьшает сопротивление подростка, возникающее нередко как следствие восприятия психолога агрессором или идентифиации его с родителем, если он пытается контролировать подростка; в-третьих, договор помогает предупредить непонимание  между двумя партнерами.

     Важным мотивирующим моментом является  проработка проблем подростка.

Совместно он пытается ответить на вопросы: Что для него значит отклоняющееся поведение? Что оно ему дает? Чего он лишится в случае освобождения от девиации? Подросток может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на вопросы.

В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использовать невербальные способы самовыражения, например, рисунки.

        При стойком отрицании проблем и нежелании личности изменяться в позитивном направлении можно попробовать групповое убеждение. Для этого специально собирается группа значимых для подростка людей. Группа заранее готовится к беседе.

Специально составляются перечни конкретных примеров нежелательного поведения подростка, свидетелями которых были участники группы. Обязательно проводится репетиция убеждения.

В итоге все авторитетные люди поочередно рассказывают ему о том, что по его вине происходило в их жизни, активно выражая свои чувства, при этом не осуждая и не критикуя самого подростка. Далее предлагаются на выбор конкретные варианты выхода из проблемы.

   В некоторых случаях для формирования мотивации позитивных изменений  целесообразно помещение личности в иную социальную среду.

  Этап установления контакта,  формирования у подростка  понимания неконструктивности своего поведения и желания каким-либо образом изменяться происходит далеко не сразу. Обычно для этого нужно не менее 5-6 встреч, и если успех не достигнут, то дальнейшая работа бесполезна.

      Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов изменения поведения. Психолог может выбирать доступные для него и адекватные для подростка методики стимулирования мотивации позитивных изменений.

При этом  главным фактором, побуждающим подростка к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и психологом, основанные на искренности, честности, ответственности, поддержке и уважении.

 Показателями установления доверительных отношений могут быть:  выстраиваются  взаимоотношения  на уровне личной дистанции, невербально демонстрируется  открытость через позы, жесты, спокойное дыхание, умеренную громкость голоса и т.д. Главное – подросток задает вопросы!

← Вернуться к списку

Источник: http://soscentrpk.ru/biblioteka/stati/kak-motivirovat-podrostka-na--izmenenie-deviantnogo-povedenija.html

Контрольная работа по

12.Стимулирование позитивной мотивации при коррекции девиантного

3. Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

4. Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

10.Методы саморегуляции.

К ним относятся методы медитации, переключения внимания, самогипноз, дыхательные упражнения. Один из самых простых и доступных методов саморегуляции -самовнушение, помогающее успокаивать эмоции в трудных ситуациях и воспитывать любые качества личности.

Более глубокое воздействие на тело, разум и психику оказываютметоды релаксации, справляющиеся с болезнью нашего времени – хроническим стрессом. Умение эффективно работать со стрессом является очень ценным для современного человека.

аутогенная тренировка является прекрасным средством преодоления нервных напряжений и укрепления здоровья. Она позволяет достичь глубокого расслабления и концентрации, в котором сознание фокусируется на том, что хочется изменить.

 Аутогенная тренировка может служить и скорой помощью, помогая при сильном волнении, когда нужно быстро и эффективно нейтрализовать негативное эмоциональное и физическое напряжение.

11. Условия формирования делинквентного поведения.

Делинквентное поведение подростков – почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание – это недостаточное или чрезмерное.

Факторы, вызывающие делинквентность:

1. фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка; 

2.физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний); 

3.недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания; 

4.острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах; 

5.несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения; 

6.смена родителей (опекунов); 

7.хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать); 

8.нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери); 

12.Стимулирование позитивной мотивации при коррекции девиантного поведения.

Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению девиации. Горькая правда заключается в том, что несмотря на страдания личность всячески сопротивляется позитивным изменениям.

Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность. Некоторые специалисты выдвигают в качестве главного условия для поведенческой терапии наличие уже сформированного желания изменения себя и своей жизни.

 Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенческого консультирования. Распространена методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта. При этом клиента побуждают убедить специалиста, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений.

Широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом клиента просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям.

13.Антисоциальная (социопатическая) личность. 

В зарубежной психологической для описания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) широко используются термины «антисоциальная», «социопатическая» личность.  Антисоциальная личность представляет собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности.

Можно описать такой тип личности через выраженную потребность ощущать, власть над другими. Это может проявляться как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Уровень социальной адаптации при этом может быть различным.

Человек с подобной организацией не обязательно совершает преступления, но его жизнь в целом определяется специфической мотивацией. Так, представители некоторых профессий — педагоги, судьи, руководители, хирурги — в большей степени, чем другие, проявляют склонность к давлению и контролю, сочетая при этом свои личные интересы с интересами общества.

Социопатические люди открыто хвастаются своими победами, махинациями или обманами, если думают, что на слушателя произведет впечатление их сила.

14.Когнитивное переструктурирование.

Причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т. д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведенческой сферах.

 
Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях..Когнитивное переструктурирование исходит из того, что стресс – результат определенного образа мышления, связанного с негативными мыслями.

Оно направлено на выработку у пострадавших реалистической позиции в отношении стрессовых факторов.

Например, для того, чтобы снять суетливость, клиенту нужно, по согласованию с руководителем производства, предложить работать с такой скоростью, на какую он способен, выбросив из головы все остальные мысли.

15.Феномен созависимости.

Любая зависимость рассматривается специалистами как болезнь, нарушение нормального ритма жизни, поведения, восприятия действительности. Когда в семье находится зависимый человек (наркоман, алкоголик, игроман и т.п.), он изменяет жизнь близких людей, членов семьи, тех, кому он дорог.

Очень часто близкие наркомана, алкоголика или игромана становятся так называемыми «созависимыми». Созависимый человек —     это тот,    кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на себя и кто одержим попытками контролировать поведение этого человека.

Созависимые полностью поглощены управлением поведения другого человека, и делают это в ущерб собственным желаниям и потребностям.

 
Человеком, ради которого происходят такие перемены, может быть ребенок, взрослый, супруг(а), брат, сестра, бабушка или дедушка, родитель, клиент или лучший друг.

Основные характеристики созависимости:

-Низкая самооценка; – Навязчивое желание контролировать жизнь других; – депрессия, гнев;

16. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

«Социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, гении, аскеты, святые и т.д..

Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:  – вид нарушаемой нормы;  -психологические цели поведения и его мотивации;  – результаты данного поведения и ущерб им причиненный;  

– индивидуально-стилевые харктеристики. 

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности , принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две группы:

– нестандартное и – деструктивное поведение.

 Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного

поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делятся на аддиктивное и антисоциальное. Асоциальное поведение-это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. 

17. Понятие «девиантное поведение». Критерии определения понятия. Особенности отклоняющегося поведения личности.

Рассмотрим отклоняющееся поведение, прежде всего, как проявление индивидуальной активности и отметим его особенности.

1. Отклоняющиеся поведение личности это поведение которое не соответствует общепринятым социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Следовательно девиантное поведение – это нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения, в том числе уголовного наказания; с другой стороны, стигматизация личности – навешивание на нее ярлыка. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение).

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям, существенно снижая качество жизни. Это причинение морального и материального ущерба, физическое насилие. Угрозу для жизни несёт, например, суицидальное поведение, насильственные преступления.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.

При определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание – алкоголизм, наркоманию.

Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье – предболезнь – болезнь».

4. Можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастное половое своеобразие. Следовательно, отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

18.Факторы зависимого поведения личности.

https://www.youtube.com/watch?v=lFHzMkbhRqI

Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.

К внешне социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающих на рынок все новые и новые товары – потенциальные объекты зависимости.

К этой же группе факторов относится деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодежь в потребление химических веществ. Ослабевают межличностные связи между людьми. Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики.

Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли “пропуска” в подростковую субкультуру.

В данном случае наркотики (в широком смысле) выполняют следующие жизненно важные для подростка функции: » поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей; » формируют чувство принадлежности к группе,» дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей; Субкультура может выступать в самых разнообразных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания.

19. Понятие «социальная норма». Нормы в психологии.

Социальные нормы –  это  общие  правила  поведения  людей  в  обществе, обусловленные его социально-экономическим строем  и являющиеся  результатом их  сознательно-волевой  деятельности.

Они   «страхуют»,   предохраняют общественную жизнь от хаоса и  самотека, направляют  ее  течение  в  нужное русло.

 Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально  экономического строя и  регулируют  поведение  людей  в  обществе,  определяя  должное, либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей.

Норма – это состояние личности, в котором он существует и взаимодействует с окружающим его миром без ущерба для себя или третьих лиц.

20.Типология аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, с целью развития интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

21. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности. 

Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению.

Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения.

Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения.

22. Цели и принципы поведенческой коррекции.

Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением.

Цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы.

Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество. Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные.

Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки.

Источник: https://www.freepapers.ru/18/kontrolnaya-rabota-po-socialnoj-psihologii/294883.2074828.list2.html

Девиантология. Психология отклоняющегося поведения

12.Стимулирование позитивной мотивации при коррекции девиантного

Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению девиации.

Горькая правда заключается в том, что несмотря на страдания личность всячески сопротивляется позитивным изменениям.

Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность.

Работа с мотивацией клиента настолько сложна, что некоторые специалисты выдвигают в качестве главного условия для поведенческой терапии наличие уже сформированного желания изменения себя и своей жизни. Другие соглашаются на работу и с теми, кого «привели родственники», затрачивая массу усилий и времени на создание позитивной мотивации.

Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенческого консультирования. Вопросом первостепенной важности является то, почему клиент обратился за помощью — какова мотивация его обращения.

Нередко девианты обращаются за психологической помощью не для устранения дезадаптивного поведения, а для сохранения его, надеясь «обыграть» специалиста и задобрить родственников.

На данном этапе будут уместны прямые вопросы: Что Вы хотите получить от нашего сотрудничества? Что вы ожидаете от терапии? Чем я могу помочь вам? Также возможно использование приема раскрытия намерений с помощью уточняющих гипотез: «Вы обратились за помощью, потому что хотите успокоить ваших близких?»

Достаточно распространена методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта. При этом клиента побуждают убедить специалиста, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений.

Могут быть полезны следующие вопросы: Что плохого в таком поведении? Как вы реально пострадали от него? Кому и какой вред вы нанесли? Какую плату вы готовы заплатить за то, чтобы избавиться от него? Зачем вам это нужно?

Конфронтируя клиента (оказывая легкое сопротивление), мы стимулируем его личную ответственность за свое поведение, а также активизируем процессы самовнушения.

При выраженной склонности личности к оппозиционному поведению возможно использование приема открытой конфронтации, когда специалист прямо заявляет, что у клиента ничего не получится в силу тех или иных причин, например слабой воли, и ему нужно признать свое полное поражение.

Широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом клиента просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям.

В случае выраженного защитного поведения клиента можно исследовать негативные последствия конкретного вида девиантного поведения его друзей, родственников или знакомых.

Консультант должен помочь клиенту спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие и отчаяние.

Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем — если он откажется от спиртного.

Терапевт помогает не только конструировать образы, но и выражать свои переживания по их поводу. Для себя и своей новой жизни полезно подобрать метафоры.

Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.

При достижении взаимопонимания переходят к заключению терапевтического договора. Договор регулирует отношения между участниками терапевтического процесса и является основным способом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы.

Он оформляется в виде письменного или устного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки работы, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса.

Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения контракта.

Важным мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы клиента.

Совместно с консультантом он пытается ответить на следующие вопросы: Что для него значит отклоняющееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации? Клиент может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на вопросы.

В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невербальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».

При стойком отрицании проблем и нежелании личности изменяться в позитивном направлении прибегают к более интенсивным методам воздействия. Прежде всего можно использовать потенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группового консультирования или семейной психотерапии.

Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение [1]. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет).

Группа заранее готовится к беседе, например в случае химической зависимости, формируя адекватное представление о проблеме и определяя цели помощи. Специально составляются перечни конкретных инцидентов, связанных с аддикцией, свидетелями которых были участники группы. Проводится репетиция убеждения.

В итоге все авторитетные люди, например, поочередно рассказывают химически зависимому человеку о том, что по его вине происходило в их жизни, активно выражая свои чувства, при этом не осуждая и не критикуя самого зависимого. Далее жертве зависимости на выбор предлагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.

https://www.youtube.com/watch?v=E3gVh7yGyvg

Довольно жестким, но, к сожалению, единственно эффективным в некоторых случаях, является методика естественных последствий поведения. Суть приема — в предоставлении девианту полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение.

При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента человек сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями.

Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил. Например, семья может договориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки.

Родители могут отказать ему даже в обедах и крове до полного выполнения их условий. Другим условием может стать согласие аддикта на получение специальной помощи.

В ходе работы периодически приходится обсуждать вопрос о силе и способах сопротивления клиента позитивным изменениям и терапии.

В некоторых случаях для формирования мотивации позитивных изменений целесообразно помещение личности в иную социальную среду, например сменив место жительства при включенности подростка в асоциальную группировку.

Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции.

Специалист может выбирать доступные для него и адекватные для клиента методики стимулирования мотивации позитивных изменений.

При этом главным фактором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.

Источник: https://bookap.info/book/zmanovskaya_deviantologiya_psihologiya_otklonyayushchegosya_povedeniya/gl63.shtm

Коррекция девиантного поведения

12.Стимулирование позитивной мотивации при коррекции девиантного

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения – социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека.

Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях.

Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Элементы самокоррекции:

  • принятие индивидом цели,
  • учет условий деятельности,
  • ее программирование,
  • оценку результатов,
  • коррекцию.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию – осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств.

Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):

  • педагогические методы,
  • психотерапевтические методы.

Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы:

а) коррекция недостатков поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2.Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый.

Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:

  • количественный – основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,
  • качественный – ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.

Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.

Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.

Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.

  • особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
  • хочет ли самоутвердиться,
  • получить социальную защищенность в группе,
  • реализовать мотивацию дружеского общения,
  • удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
  • путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.

Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.

Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:

  • единство диагностики и коррекции;
  • нормативности развития;
  • системность развития психической деятельности;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
  • понимание и сочувствие;
  • прагматизм психолого-педагогического воздействия»
  • приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
  • своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
  • творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
  • профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.

Показания к применению:

  • социальная апатия;
  • аутизм;
  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
  • чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
  • конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.

Цель: социальная адаптация девиантов.

Задачи:

1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

Источник: https://hr-portal.ru/article/korrekciya-deviantnogo-povedeniya

Medic-studio
Добавить комментарий