13. Целеобразование: Предназначение власти заключается в целеообразовании для общества,

Цель образования. Цели современного образования. Процесс образования

13. Целеобразование:  Предназначение власти заключается в целеообразовании для общества,

цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу.

За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития.

Это логично – даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.

Педагогический аспект

Цели современного образования в преподавательской деятельности осуществляют системообразующую функцию. Ведь именно от их определения зависит выбор содержания, а также средств и методов обучения. Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение многих профессиональных вопросов.

И самый главный звучит так: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать высококвалифицированный специалист, осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.

И все хорошие педагоги изначально определяют цели и задачи образования. Они способны поставить их настолько точно, что построить процесс, гарантирующий их достижение и реализацию, получится максимально быстро. Педагог-профессионал никогда не обойдёт это стороной, устремляясь сразу к составлению учебных планов, пособий и программ.

ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют каждому человеку понять, в чём заключается цель обучения. Во ФГОС всё прописано максимально чётко.

Там сказано, что цель образования заключается не только в достижении предметных результатов по русскому языку, географии, физике и прочим дисциплинам.

Процесс обучения направлен также на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны.

Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.

Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.

Задачи

Итак, про цель образования уже было рассказано. Теперь нужно отметить вниманием и задачи.

из них заключается в постоянном, систематическом повышении образовательного уровня населения нашего государства. Также одна из задач подразумевает подготовку новых поколений к жизни в условиях демократического общества. Ещё обучение направлено на формирование и развитие целостного образовательного пространства РФ не только на федеральном, но и на мировом уровне.

Помимо перечисленного, цели и задачи образования подразумевают социальную интеграцию всех групп общества. Вне зависимости от их физического и психического здоровья, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждений. Исходя из этого убеждения, можно вывести ещё одну цель – обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей в сфере образования.

О принципах

Существуют определённые устои, на которые традиционно опирается образование РФ. Об этих принципах тоже нельзя не упомянуть.

Ключевым является плюрализм образовательной среды, свобода и демократизм. Также нельзя забывать про гуманизм и важность общечеловеческих ценностей, которые обязательно проявляются в процессах воспитания и обучения.

Кроме этого, важен уровень мобильности образовательной системы, вариативность её технологий, индивидуальность и научная обоснованность. А ещё постоянная адаптивность. Ведь потребности общества, как и условия жизни, постоянно меняются. И вместе с ними преображаются цели современного образования и сама система.

Функции образования

Их также стоит вкратце обсудить. Каждое учреждение образования организует процесс обучения, который выполняет сразу несколько важнейших функций.

Первой является мотивационная. В школе дети обретают стимул к получению образования и изучению тех или иных предметов. Хороший преподаватель умеет обосновать значимость этого процесса, а также пробудить в воспитанниках интерес к той или иной дисциплине.

Ещё одна функция является информационной. На уроках дети получают определённый объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, даёт пищу для духовного развития и профильные навыки.

Третья функция называется интегрирующей. Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Это одна из важнейших функций.

Ребёнок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный, не навязанный стимул учиться. Также стоит отметить вниманием координирующую функцию.

В процессе получения образования дети учатся применять различные методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи.

И последняя, важнейшая функция называется воспитательной. В процессе обучения ребёнок получает духовное и ценностное развитие, осваивает такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство.

Результат образования

Выше было многое сказано о целях и задачах обучения. Их немало, а ведь это далеко не весь перечень. Но успешно ли учреждение образования реализовало программу, можно определить легко. Есть стандартная «модель» выпускника средней школы.

Если воспитанник активно стремится расширить свой ценностный горизонт, ведёт безопасный и здоровый образ жизни, адекватно и с умом проектирует своё будущее и осознаёт себя личностью, живущей в обществе – цель современного общешкольного образования достигнута. Такой человек может креативно и критически мыслить, способен самостоятельно выбрать профессию, а также умеет делать личностный выбор, совершать поступки и нести за них ответственность.

Процесс обучения

Рассказывая про цель общего образования, нельзя не отметить вниманием и действия преподавательского состава, без которых её достижение не представляется возможным.

В первую очередь это дидактическая обработка учебного материала. Каждый педагог должен адаптировать его для понимания школьниками. А ещё выделить самое главное.

Ведь нереально обеспечить воспитанников всеми знаниями по предмету – слишком мал «бюджет» времени. К тому же так педагог превращает науку в учебную дисциплину. Одно от другого отличает логика изложения и совокупность понятий.

Преподаватели специально отбирают из научной дисциплины часть, соответствующую условиям обучения и образовательной программе.

Также профессиональные педагоги учитывают психологизацию. Процесс образования предполагает, что преподавать материал детям нужно с учётом их возрастных характеристик, уровня подготовки и личностных особенностей. Но подобная обработка информации не должна вестись в ущерб её научности и объективности.

Важные особенности

Стоит отметить, что каждый педагог, реализуя цель образования, должен связывать теорию с практикой и обучение с воспитанием. Даже если учитель преподаёт математику, он обязан не отвлекаться от реальной действительности.

Учитывая, насколько отвлечёнными и абстрактными бывают некоторые теории, это представляет определённую профессиональную сложность.

Однако любое положение, предлагаемое преподавателем к изучению, должно сочетаться с формированием полезных навыков и умений, а также с приобретением творческого опыта и способности адекватно оценивать действительность.

И, конечно же, содержание обучения в обязательном порядке должно соответствовать утверждённой программе. Образование РФ направлено на развитие не только человека, но общества и государства в целом. И все задачи, реализуемые школами, диктуются уровнем развития науки, культурой и характером нашей цивилизации.

Источник: https://FB.ru/article/304369/tsel-obrazovaniya-tseli-sovremennogo-obrazovaniya-protsess-obrazovaniya

Уровни целеобразования

13. Целеобразование:  Предназначение власти заключается в целеообразовании для общества,

Целевая структура организации уникальна по своему буквально исчерпы­вающему многообразию. Рассмотрим различные уровни целесообразности в организациях в некоторой последовательности, а именно – по степени ее объек­тивности – субъективности.

Известно, что есть т. н. объективная, естественная целесообразность, или, как принято теперь говорить, телеономия. На уровне биологических организ­мов она не образует подлинной цели, и целесообразность здесь выступает как полезность, необходимость каких-то процессов, актов поведения или функци­онирования организма, удовлетворения его естественных нужд, самоподдер­жания.

Однако на уровне социального субъекта подобная целесообразность наполняется субъективным содержанием, обретает направленность, что и де­лает ее целью. Даже сама телеономия человеческого организма становится це­лью организации (санитарно-гигиенические условия, питание для персонала и т. д.). Но надо учесть, что в основе таких целей лежат естественные, объек­тивные причины.

Сходные телеономические свойства присущи и организаци­онным системам самим по себе, ибо они нуждаются в поддержании своего рав­новесия, сохранении устойчивости, так сказать, стремятся к выживанию. В целевой структуре организаций такие потребности отражаются в специаль­ных задачах по разработке и укреплению распорядка, внутренних взаимосвя­зей, средств контроля и пр.

Следующий уровень целеполагания – целенаправленность, то есть функ­ция, в соответствии с которой строятся технические и организационные сис­темы.

Эти системы целенаправленные в том смысле, что такими они созданы намеренно и направлены человеком на специальные, а именно организацион­ные цели. Такая целесообразность сознательно встраивается в искусственные системы.

Целенаправленность техники фактически обеспечивает функциони­рование организации: достижение целей организации существенно связано с возможностями оборудования (машины, станки, приборы), с технологией.

Безличная структура организации, каждого ее подразделения тоже строит­ся как целенаправленная. Ведь люди создают организации, а организации фор­мируют свои цехи и отделы на решения каких-то определенных задач, удовлет­ворения общественных потребностей.

“Строительным материалом” при этом служат сами человеческие отношения. Здесь более высокая, чем в технике, сте­пень субъективности. Целенаправленность структуры обеспечивается системой административно-правовых стандартов.

Безличная структура конструируется под определенную цель, точнее – функцию. Функция эта может быть частная, промежуточная и конечная, причем частные и промежуточные функции направ­лены на достижение конечных целей организации, “настроены” на эффективное выполнение конечной функции.

Такими функциями могут быть, например, “снабжение”, “конструирование”, “производство заготовок” и т. п.

Я отметил пока два вида организационной целесообразности: телеономи-ческие и целенаправленные системы. Каковы различия между ними? Они -в степени субъектности.

Телеономия выступает как естественное и объектив­ное следствие появления или создания элементов и подсистем организации; целенаправленность же есть субъективное условие и причина включения в организацию тех или иных элементов и подсистем.

Телеономия вытекает из внутренних потребностей организации, целенаправленность в виде функции задастся ей извне.

Наконец, высшая степень проявления целевой субъектности – целеуст­ремленность, то есть способность организации самой вырабатывать новые цели и достигать их.

Целеустремленность проявляется в способности организации не только гибко реагировать на спрос, но и формировать его под новые виды продукции, упреждать изменения среды.

Если целенаправленная оргсистема сильна своей способностью удачно выбирать вариант изделия, на которое она “настроена”, то целеустремленная – готовностью к смене типа изделия и даже типа деятельности.

В табл. 2 рассмотрены эти три уровня целеобразования в организациях по 4 критериям. Управленческие ценности на телеономическом уровне проявля­ются как стремление к самосохранению организации, обеспечению ее безопас­ности, устойчивости, управляемости – без этого организация просто разрушит­ся. Никакой руководитель не может отвлечься от необходимости обеспечить эти цели.

На целенаправленном уровне руководство организации выбирает варианты поведения: виды продукции, способы работы с клиентурой, объемы и сроки поставок и т. д. Но все это в рамках заданных целей. Качество этого выбора является критерием оценки управления.

На целеустремленном уров­не организация стремится к порождению новых целей и изменению среды сво­его обитания (рынка, стратегии, партнеров).

Существенно отличаются и стили управления. На телеономическом уров­не стиль управления неактивный – надо просто поддерживать равновесие и нормальное функционирование организации. На целенаправленном уровне стиль в основном реактивный, то есть приспособительный.

Многие фирмы гордятся тем, что они умеют вовремя реагировать на изменения спроса, гибко приспосабливаться к тенденциям рынка. Это, конечно, необходимо, но гораз­до более развитый стиль управления возникает на целеустремленном уровне. Такой стиль называется проактивным.

На этом уровне организация стремит­ся сама формировать спрос, упреждать нежелательные тенденции, создавать себе рынок. Соответственно меняются и методы управления.

На телеономи­ческом уровне главное – контроль, на целенаправленном – это план, а на целе­устремленном уровне управления организация заглядывает далеко вперед и вырабатывает для себя образ желаемого будущего.

Наконец, и типы организационной культуры существенно различаются. Телеономически организационная культура формируется как интегративная (держаться всем вместе).

На целенаправленном уровне главными ценностями становятся профессионализм, качество работы.

А на целеустремленном уров­не организация оказывается способной вырабатывать собственную идеологию, формировать авангардные ценности, сильно продвигающие ее вперед в срав­нении с другими.

Разумеется, все последующие уровни целеполагания не отменяют преды­дущие.

Целеустремленная организация не в состоянии отойти от телеономи-ческого уровня – он должен быть полностью и качественно обеспечен.

Никуда не деться и от целенаправленности действий подразделений, филиалов. Стрел­ка на таблице указывает желательное направление развития организации: от простейшего понимания целей к высшему.

Таблица 2 Целеобразование в организациях

Типы целей Телеономия Целенаправленность Целеустремленность
Уровни целеобразования “Встроенные” цели, жизнеобеспечение (сохранение целостно­сти, равновесия, v прибыльность и т. п.) “Настройка” на стабильные цели (тип клиентов, услуг и т. п.) Способность к порождению новых целей, к изменению условий
Управленческие ценности Самосохранение Е?Ых>р из имеющихся >$ариантов Изменение среды
Стили управления Неактивный Поддержание равновесия и функционирования Реактивный Адаптация измене­ниям среда. Проективный Формирование среды (новых потреб­ностей, услуг)
Методы управления Контроль План > Формирование образа будущего
Типы организационной культуры Интеграция “все вместе” Профессионализм Качество работы Идеология фирмы Авангардные ценности, цели

Этой таблицей можно пользоваться как самостоятельным консультаци­онным продуктом. Она дает возможность руководителю организации, его уп­равленческой команде определить состояние своей фирмы, уровень ее разви­тия. Чаще всего наши клиенты интересуются соотношением целенаправлен­ного и целеустремленного уровней.

Стоит им рассказать про эти различия, как они начинают спорить, насколько они продвинулись к третьему уровню, что им мешает и что надо делать.

Они также активно пользуются понятием теле-ономия (телеономичекий), подчеркивая этим слабость того управленческого мышления, которое не идет дальше встроенных целей, целей, которых у них не может не быть, которые не зависят от их выбора.

Например, когда обсуждение функций отдела маркетинга привело к форму­лированию целей – удовлетворять потребности клиентов, расширять клиентскую базу – глава компании воскликнул: “Так это чистая телеономия! Попробуйте не удовлетворять, попробуйте не расширять – вылетите с рынка моментально! Тут нет выбора”.

Другой пример. На мой вопрос главе компании: “Каковы цели вашей органи­зации?” – он с ходу ответил: “Прибыль – какие еще цели?” – “И долго вы выбира­ли эту цель?” – спрашиваю я. “Почитайте закон, – говорит руководитель, – там записано, что предприятие создается с целью извлечения прибыли”. Чего ж еще? А то, что не следует путать управленческую и правовую стороны дела.

Концентрация на самой по себе прибыльности как главной, а то и един­ственной цели бизнеса есть признак своего рода детскости, младенчества пред­принимательского мышления. Это все равно, что говорить: цель человека -Дыхание. Дыхание есть условие существования человека. Оно может стать и Целью, если нарушено, повреждено. Не так ли и прибыль? Она есть условие

существования любого бизнеса. Без прибыли бизнес исчезает, но, как и дыха­ние, она превращается в цель, если оказывается под угрозой. Это убедительно показал В.И. Герчиков (журнал “Управление персоналом”, 1999, № 3), он про­вел опрос генеральных директоров российских и западных предприятий.

От­вечая на вопросы о перспективных целях их организаций, почти все россияне назвали прибыль, почти никто из западных директоров ее не назвал – они на­зывали выход на новые рынки, обновление ассортимента, развитие своей кли­ентуры, повышение инновационности персонала и т. д.

Логика проста – при­быль есть следствие всех этих действий.

Прибыль становится непосредственной целью в трех случаях:

– в случае кризиса, когда доходы падают и нужно всеми силами их восста­
новить;

– при продаже бизнеса (надо получить максимальную цену);

– создание нового бизнеса, когда норма прибыли является важным крите­
рием при поиске ниши на рынке.

В каком смысле прибыль вообще может выступать как цель организации?

Здесь нам достаточно договориться о том, что прибыль есть цель, встроен­ная в само существование бизнес-организации, на уровне ее телеономии. Так же, как интеграция, согласованность действий, как безопасность, ремонт и т. п.

На уровне же целенаправленном и целеустремленном наилучшее выра­жение существа дела, по-моему, следующее: основная цель бизнеса – созда­ние, расширение и развитие клиентской базы.

Будет клиентура – будут прибыль и остальное. Под развитием клиентс­кой базы понимается повышение ее покупательских возможностей: ее обуче­ние, формирование нового спроса и т. д.

Даже при первых знакомствах с руководителями я часто использую эту таблицу – она хорошо развивает их управленческое мышление, ведет их к пе­реосмыслению собственных целей.

Иногда руководители, желая подчеркнуть низкую управленческую куль­туру кого-то из своих подчиненных или конкурентов, выражаются так: “Он мыслит только на телеономическом уровне”.

Так работает эта концепция целеобразования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_96868_urovni-tseleobrazovaniya.html

Цели образования

13. Целеобразование:  Предназначение власти заключается в целеообразовании для общества,

Каждый, кто оказывает какое-либо педагогическое воздействие на другого человека, всегда преследует определенную цель: уменьшить или ликвидировать незнание, научить чему-то, сформировать определенные качества личности и т. д. Как заметил Аристотель, всякое искусство и воспитание имеют це-

лью восполнить то, чего недостает от природы. Стремясь перевести воспитуемого из сущего состояния в должное, воспитатель постоянно имеет перед глазами конкретную образовательную цель.

Педагоги, юристы, родители в меру своего разумения и представления о целях образования и воспитания пытаются помочь детям и взрослым преодолеть собственные недостатки и достичь желаемого уровня развития (интеллектуального, нравственного, физического, психического и проч.). Бесцельного воспитания и образования не существует.

Цель определяет все: содержание, организацию, средства и методы образования. Поэтому одной из важнейших проблем педагогической науки и практики является проблема целеобразования и целеполагания. Целеобразование включает в себя поиски и определение целей воспитания и образования детей и взрослых.

Под целеполаганием понимается легитимизация целей, их закрепление в нормативных актах или на уровне индивидуальных установок. Цель — это мысленное предвосхищение результата деятельности, его образ. Цель выступает как непосредственный мотив человеческой деятельности.

Однако цель — не просто образ желаемого результата, а образ такого результата, который характеризуется:

1) фиксированным временем его достижения;

2) соответствием социальным потребностям и возможностям человека;

3) стимуляцией субъекта действовать в направлении достижения этого результата;

4) операциональной определенностью (контролируемостью).

Процесс целеобразования и целеполагания в педагогической деятельности таит в себе множество проблем и опасностей, среди них: выбор для обоснования образовательных целей актуальных для современной социокультурной ситуации норм и ценностей; противоречие между различными социальными нормами и ценностями; нереалистические и недостижимые идеалы; ненаучные представления о будущем или отсутствие ясной перспективы; стереотипы массового сознания и идеологические манипуляции; завуалированные притязания различных социальных групп на власть и осуществление своих групповых интересов. Все это обусловливает необходимость научно-педагогического исследования содержания целей образования и воспитания в плане их обоснованности.

В первую очередь здесь необходимо исследовать:

1) отражают ли эти цели сущностные характеристики развития человека как уникальной личности, обеспечивая ей условия для наиболее полной самореализации (антропологическое обоснование);

2) предусматривают ли эти цели возможности полноправного участия человека в жизни общества (социально-нормативное обоснование);

3) смогут ли люди при достижении этих целей самостоятельно решать задачи и проблемы своего времени (прагматическое обоснование).

В процессе поиска и определения образовательных целей необходимо особенно остерегаться политической ангажированности педагогов и других лиц, причастных к целеполаганию. Как только педагогика включается в политику (а безгрешных политидеологий не бывает), так стоит опасаться последствий такого альянса.

Каждый из нас ответствен за то, кто мы и кем становимся. По определению основателя экзистенциализма Ж. П. Сартра (1905—1980), человек не что иное, как то, чем он делает себя сам.

Система образования помогает человеку делать свободный выбор среди многих возможностей в соответствии со своими способностями и интересами. Но свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Что выберешь, тем и станешь.

Человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей. По меткому выражению другого представителя экзистенциальной философии К. Ясперса (1883—1969), человек — это всегда только возможность. Жить — значит постоянно решать, чем мы будем. Или, как отмечал философ Б.

Спиноза (1632—1677), сохранять свое бытие — значит становиться тем, что заложено в потенциал человека. В этом заключается подлинное счастье, и деятельность по достижению этой цели является источником этого счастья.

Созвучные мысли относительно пути развития личности высказал известный психолог К. Юнг (1875—1961): «Каждый должен сам выиграть свое сражение, никто не может сделать это за него. Серьезные проблемы жизни никогда не разрешаются полностью. Значение и цель проблемы состоят не в ее разрешении, а в постоянной работе над ней»[4].

Образовательная цельвключает в себя как поиск идеально представленного желаемого результата педагогической деятельности, так и осознаваемый образ этого предвосхищаемого результата. Она может выступать в двух формах:

а) цели-образа, непосредственно направляющего и регулирующего педагогическую деятельность на всем ее протяжении;

б) цели-задания, регулирующего деятельность через конечный результат.

В настоящее время в мире существует многообразие образовательных целей и соответствующих им образовательных систем. Цель является определяющей характеристикой системы образования. Именно цели и средства их достижения отличают педагогические системы друг от друга.

История педагогики представляет собой длинную цепь появления, реализации и исчезновения образовательных целей и осуществляющих их педагогических систем. Цели образования не могут быть раз и навсегда заданными или формально-абстрактными, одинаково пригодными для всех времен и народов.

Они подвижны и изменчивы, имеют конкретный исторический характер.

Изменение образовательных целей обусловлено также вечной проблемой отставания и несоответствия результатов образования потребностям общества.

Еще Цицерон утверждал, что основу всякого государства составляет правильное воспитание юношества.

Однако во все времена раздавались сетования на снижение уровня образования, на то, что школа выпускает неподготовленную молодежь и что необходима радикальная реформа образования.

История образования свидетельствует, что содержание образовательных целей отражает уровень развития общества, государственную идеологию, степень демократизации общества, его экономические возможности, компетентность правительства.

Формирование государственных целей образования детерминировано экономическими, политическими, правовыми, научными и организационно-педагогическими условиями.

Значительную роль играет политика властных органов, которые могут поддерживать усилия государства, общественных организаций и частных лиц по материально-финансовому обеспечению образовательных учреждений или придавать ему второстепенное значение.

Образовательные цели служат ориентирами в профессиональной деятельности педагогов и в учебной деятельности уча-

щихся. Описывая предполагаемый результат образования, цель одновременно содержит предписание для педагога относительно его профессионального поведения. Нельзя, например, обучать демократическим ценностям посредством авторитарного стиля педагогического руководства.

С другой стороны, цель всегда содержит описание того должного состояния, к которому необходимо стремиться учащемуся, используя адекватные педагогические средства.

Поскольку, как утверждал древнеримский философ Сенека, когда человек не знает, куда держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

В качестве долгосрочных целей образования выступают нормы и ценности, которые являются актуальными для данного общества или определенной социальной группы. Социальные нормы— это совокупность требований, предъявляемых той или иной социальной группой или всем обществом к своим членам.

Социальные нормы всегда историчны и конкретны. Они вырабатываются самими людьми в соответствии с условиями и требованиями реальной жизни и деятельности, в соответствии со своими представлениями о должном, допустимом, возможном, ценном, желательном, отвергаемом, порицаемом.

Одобряя или запрещая те или иные действия людей, социальные нормы регулируют человеческое поведение.

Ценности— это значимые для личности и общества в целом объекты, равно как процессы и результаты духовной и материальной деятельности человека.

Являясь воплощением общественных идеалов и эталоном должного, ценности, как и социальные нормы, выступают источниками мотивации поведения людей и фактором регуляции отношений между ними.

Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности к действительности и образует содержательную сторону ее направленности.

Ценностные ориентации являются основаниями идеологических, политических, моральных, эстетических и других оценок субъектом окружающей действительности и способом дифференциации объектов по их значимости. Они проявляются в идеалах, убеждениях, интересах, целях личности и формируются в процессе усвоения индивидом социального опыта.

Образование как условие и средство социализации должно помогать людям через разнообразные образовательные программы сознательно овладеть социальными нормами и ценностями. Предписываемое социальными нормами поведение все-

гда связано с определенными ожиданиями. Эти ожидания зависят от социального статусаличности, т. е. ее положения в группе, места и роли в системе межличностных отношений, определяющего права, обязанности, привилегии.

Совокупность предписанных обществом или конкретной социальной группой прав и обязанностей, которые вытекают из социального статуса личности, называют социальной ролью.

Если кто-то, имея определенный социальный статус, не соответствует нашим ожиданиям, так сказать, «выпадает из своей роли», то мы бываем разочарованы, и подобное поведение наверняка повлечет за собой соответствующие последствия.

В этом смысле социализация понимается как обучение социальным ролям и овладение ими, поскольку каждому приходится исполнять их в обществе. А социальный комфорт и качество жизни непосредственно зависят от успешности исполнения той или иной социальной роли.

В процессе образования растущий человек постепенно учится понимать, какие способы поведения являются желательными, а какие отвергаются обществом. Сначала он ориентируется только на просьбы, распоряжения и запреты взрослых. Со временем он интериоризует, присваивает эти предписания и требования, и таким образом формируется совесть (от «соведать», т. е. знать вместе со всеми, сознавать).

Совесть— это та инстанция, которая осуществляет нравственный самоконтроль личности, регулирует поведение человека в плане его соответствия социальным нормам и ценностям, а также ожиданиям окружающих.

Совесть, как «внутренний голос», помогает различать добро и зло, выступает формой рационального осознания и эмоционального переживания нравственного значения совершаемых действий.

В этом смысле конечной Целью образования как средства социализации является формирование совести путем интериоризации, т. е. усвоения человеком внешних социально одобряемых способов поведения.

Долгое время в нашей стране целью советской системы образования провозглашалось всестороннее и гармоническое развитие личности. Однако эта цель оказалась мифом и утопией.

Ее достижение блокировалось идеологическими догмами жесткой административно-командной системы управления и пронизывавшими всю общественную жизнь стандартами двойной морали.

Декларируемые цели образования оказались в глубоком противоречии со средствами их достижения и конечными результатами: падение интереса к образованию; низкий уровень

успеваемости; ухудшение психического и физического здоровья учащихся; их асоциальность, духовный инфантилизм и т. д. В результате происходила двойная девальвация: государство обесценивало школу как институт образования, а школа обесценивала образованность, культуру.

Образование — это одна из наиболее инертных систем социума. Наблюдающийся упадок общей и профессиональной культуры в обществе во многом обусловлен тем, что образование перестает быть частью культуры.

Если понимать культуру как напряженную связь прошлого, настоящего и будущего, то целевая функция педагога как носителя этой связи заключается в отборе, представлении и интерпретации культурно-профессиональных феноменов с позиций гуманистических ценностей.

Новая концепция образования в своих основах представляет ценностно-ориентированную теорию гуманизма, которая включает и синтезирует в себе новые образы мира, человека и культуры. Речь идет не столько о гуманистическом аспекте образования, сколько именно об образовании как прямом и непосредственном воплощении идей и ценностей гуманизма.

Гуманизмозначает, прежде всего, любовь к людям, терпимость и мягкость в человеческих отношениях, уважение прав, свобод и достоинства личности, признание человека в качестве высшей ценности.

Гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

С позиции гуманизма конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в мире.

Гуманизация образовательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает условия для самореализации личности, раскрытия всех ее природных задатков и ее развития как свободного ответственного творческого субъекта.

В настоящее время со всей определенностью обозначилась проблема продуктивности жизни каждого человека, повышение ее ценности и самоценности.

Естественно, и школе необходимо переориентироваться на продуктивный тип обучения, что требует переструктурирования системы ценностей педагогов, переориентации на развитие творческих качеств личности.

Возрастание роли личности как субъекта жизни — показатель со-

циального прогресса, важнейшая характеристика нового качества жизни, ее цивилизованности.

От веками складывающегося типа социокультурного наследования, основанного на передаче свода прошлых образцов в виде логически завершенной системы знаний, система образования совершает поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным становится формирование проектно-ориентированного сознания, способного к активному выстраиванию будущего и к свободной ориентации в нестандартных ситуациях. Поскольку темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, общество все больше нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии и имеющих аутодидактические навыки. Все это требует непрерывного образования специалистов,под которым понимается способ жизнедеятельности, характеризуемый гибкостью мышления, способностью к быстрой переориентации, отказу от привычных представлений, восприятию нового, нетрадиционного.

В современном обществе сформировался устойчивый и долговременный запрос на личность человека свободного и критически мыслящего, раскованного и творческого, самобытного и инициативного.

Функции педагога в этих условиях не могут ограничиваться лишь передачей определенной суммы знаний, он должен содействовать формированию генеративных, порождающих структур мышления и поведения обучающихся.

Если понимать образование как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности, то педагог при таком понимании процесса образования превращается в организатора развивающего образа жизни учащегося.

С этих позиций главной профессиональной задачей педагога становится поиск путей и способов, посредством которых можно помочь человеку стать тем, кем он способен стать.

Прогрессивное профессиональное развитие личности специалиста, начиная с ученической скамьи, происходит через разнообразные процессы, в конечном счете, ведущие личность к самоактуализации. Согласно теории американского психолога А.

Маслоу (1908—1970), у абсолютно здорового, нормального, счастливого человека полностью доминирует в системе его мотивов стремление к самоактуализации, определяемой как «непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов,

как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности»[5]. Процесс самоактуализации связан с переходом от невротических или инфантильных «неистинных» жизненных проблем к «истинным», экзистенциальным, неизбежным, сущностным проблемам человека.

Судьбоносную роль в этом процессе может сыграть воспитатель, раскрывая перед воспитанником мир истинных ценностей.

Маслоу выделяет следующие общечеловеческие ценности: истина, добро, красота, целостность, единство противоположностей, жизненная активность, уникальность, совершенство, необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость, игра, самодостаточность. Все они входят в самоопределение человеческой сущности, развертывание которой и является стратегической целью образования.

Воспитание молодежи в духе общечеловеческих ценностей является с позиции гуманистической педагогики основным условием ее социализации. Общечеловеческие ценности, как явствует из их названия, общезначимы для всего человечества, а не для отдельных социальных групп.

Кроме того, это вечные ценности, которые имеют абсолютный характер. Выражая опыт всего человечества, они выступают образцами поведения для всех людей.

Эти ценности входят в различные религиозно-нравственные системы в виде заповедей: «не укради», «не убий», «возлюби ближнего своего», «не сотвори себе кумира» и т. д.

Гуманистическая педагогика считает основной целью образования содействие становлению ответственного человека, ориентированного на общечеловеческие ценности и делающего свободный выбор среди предоставленных жизнью возможностей.

Гуманистический подход в сочетании с широкой профессиональной подготовкой высококвалифицированных специалистов позволяет определить в качестве главной цели образовательного процесса создание предпосылок для наиболее полной личностной и профессиональной самореализации учащихся в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и собственными потребностями. Ориентированная на построение демократического гражданского общества с рыноч-

ной экономикой система образования создает условия для повышения социальной мобильности и психологической устойчивости личности специалиста, который в случае необходимости всегда сможет на базе полученного образования освоить новую работу.

Научная футурология предсказывает новый подъем либеральной цивилизации в XXI веке. Показательно, что многие молодые люди осознают личную ответственность за свою судьбу.

Так, согласно результатам социологического опроса 2100 молодых людей в возрасте от 13 до 24 лет в нескольких крупных городах страны 84% респондентов выбрали утверждение: «я хочу жить сам, строить свою жизнь на основе собственных убеждений, а не плыть в общем потоке с другими».

Как написал один 16-летний выпускник школы: «я хочу жить так, как хочу, а не как получится!» Молодежь становится более прагматичной и самостоятельной, понимая, что достичь жизненного успеха можно только благодаря личной предприимчивости, инициативности, активности.

Принципы частной автономии, собственности и свободной конкуренции — фундамент возрождения и развития российского общества. В России долгое время нацию создавали из толпы, а надо строить ее из личностей, индивидуальностей. Дорожить собой и любить самого себя — с этого начинается цивилизованная жизнь.

Педагогическая наука должна реагировать на эти вызовы жизни, отражая их в соответствующих целях и задачах образования. И здесь мы выходим на сложную проблему совмещения на уровне целеполагания ценностей гуманизма и прагматизма. Э. Фромм (1900—1980) емко и точно выразил ее сущность в названии своей известной книги «Иметь или быть?».

Педагоги, выбирающие в качестве образовательных целей гуманистические ценности, безоговорочно придерживаются жизненной позиции «быть», поскольку справедливо полагают, что содержание истинной жизни составляют переживаемые отношения.

Приобщая воспитанников к духовным ценностям, педагог существенно расширяет содержание жизни, которое проживает и переживает воспитанник.

Жизненная позиция «иметь» означает ориентацию на потребление, т. е. «я есть то, чем я обладаю». Наша задача заключается в том, чтобы убедить воспитанников не отдавать предпочтение материальным ценностям в ущерб духовным, рассматривая первые в качестве лишь средства существования, но не

цели и смысла жизни. Вместе с тем, представляется, что диалектическое единство жизненных позиций «иметь и быть» намного больше соответствует насущным интересам современной молодежи, чем жесткая альтернатива Фромма.

Трудно оспаривать тот факт, что материальное благополучие для духовно богатого и культурного человека значительно увеличивает его возможности «быть». Тем более, что такие люди нередко сами оказывают активную финансово-материальную поддержку культуре и образованию (вспомним, например, братьев П. М. и С. М.

Третьяковых, С. Морозова, А. Нобеля, Дж. Сороса в ряду многих других меценатов и филантропов).

Таким образом, цели и задачи образовательной системы должны, с одной стороны, учитывать право человека на свободный выбор жизненного пути, собственный поиск смысла жизни, а с другой — содействовать становлению конкурентоспособной личности, ориентированной на бытийные ценности, обладающей психологической, социальной и гражданской зрелостью.

В заключение приведем формулировки целей образования в Законе РФ «Об образовании». В ст. 14 данного Закона отмечается, что «образование должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— развитие общества;

— укрепление и совершенствование правового государства.

образования должно обеспечивать:

—адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

—формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

—интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

—формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

—воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

В ст. 24 Закона, посвященной высшему образованию, указывается, что «высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в уг-

лублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования».

Вся организация образовательного процесса должна быть нацелена на развитие человека в соответствии с его природой и на основе его конституции.

Всякое воспитание направлено на то, чтобы не оставить индивида в сфере субъективности, объективировать его в обществе. Мысль и чувство, ум и сердце следует направить на достижение главной цели — формирование духа для творческой самостоятельности.

Важно пробудить у всех учащихся веру в свои силы для достижения поставленных целей и чувство собственного достоинства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_145293_tseli-obrazovaniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий