13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной

Содержание
  1. Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности
  2. Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности детей 6 – 12 мес – Логопед ОНЛАЙН
  3. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников
  4. Диагностика развития предметно – манипулятивной деятельности (второе полугодие жизни)
  5. Анализ данных диагностического обследования и составление заключения
  6. Протокол регистрации параметров
  7. Ориентировочно – исследовательские (отсутствуют, мало, достаточно) _____
  8. Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни
  9. 1.1 Особенности развития ребенка второго полугодия жизни
  10. Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни
  11. 26 Основные принципы диагностики и психокоррекции детей с психическим недоразвитием. (нет психодиагностики)
  12. Развитие ребенка 2−3 лет
  13. Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению
  14. Особенности общения ребенка в младенчестве со взрослыми
  15. 1.2 Диагностика уровня развития общения ребенка второго полугодия жизни. Описание диагностических ситуаций
  16. 1) Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной

Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности

Уровень развития предметно-манипулятивной деятельности у ребенка второго полугодия жизни определяется характеристиками исполнительской стороны деятельности и эмоциональным отношением ребенка к предметам и действиям с ними. Исполнительская сторона предметно-манипулятивной деятельности представлена в виде разнообразных действий с предметами.

Первый вид действий — неспецифические действия. Это действия, которые ребенок производит со всеми предметами, независимо от их физических свойств и функций.

Обычно при знакомстве с новыми предметами ребенок сначала обследует его с помощью зрительных действий (рассматривает, вглядывается, наблюдает), оральных (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает) и мануальных (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает, перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т. д.). Этот вид неспецифических действий относится к категории ориентировочно-исследовательских.

Обследовав предмет, младенец начинает по многу раз повторять какое-то понравившееся действие — стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него. Этот вид действий относится к собственно неспецифическим манипулятивным действиям.

В процессе выполнения таких действий ребенок одновременно с потребностью в познании удовлетворяет потребность в активном функционировании, что способствует совершенствованию навыков действия с предметами. Кроме того, совершая манипулятивные действия, ребенок развлекается, поддерживая радостное настроение, общий эмоциональный тонус.

Ребенок проявляет изобретательность в действиях, пытаясь извлечь максимум информации о вещи и удовольствия от действий с ней. После 10 месяцев ребенок уже интересуется внутренним содержимым вещи — пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их.

Недостаточная ловкость рук, естественная для данного возраста, ограничивает возможности ребенка, однако сам процесс познания, непроизвольное на первых порах достижение результата собственных действий в виде изменения формы предмета, открытия его новых свойств являются для него чрезвычайно привлекательными.

Произвольность действий ребенка постепенно нарастает, опыт действий с предметами кристаллизуется в памяти в виде образов, что проявляется в настойчивом желании воспроизводить определенные действия с конкретными предметами. Так, примерно к 8 месяцам ребенок овладевает другими действиями, специфическими.

Будучи не в состоянии совершать такие сложные и интересные действия, какие ребенок наблюдает в игре со взрослым, он побуждает старшего партнера по многу раз воспроизводить понравившееся действие («пищать» игрушкой-пищалкой, заводить прыгающую лягушку, открывать и закрывать коробочку, включать и выключать свет, собирать и разбирать пирамидку и др.). Малыш сам пытается присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что он. Очень часто образцы действий, полученные в общении с взрослым, ребенок пытается перенести в самостоятельную деятельность. Так постепенно он овладевает специфическими действиями с предметами, а в конце года — культурно фиксированными действиями. Перечисленные виды действий, которые может совершать ребенок, дают представление об уровне овладения предметно-манипулятивной деятельностью как исходном этапе предметной. деятельности человека.

Таким образом, виды действий с предметами являются первым параметром уровня развития предметно-манипулятивной деятельности.

Второй параметр — познавательная активность. Показателями данного параметра выступают разнообразие действий с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность. Разнообразие действий с предметами характеризует стремление и умение ребенка с помощью разнообразных действий извлечь максимум информации о предмете.

Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельность отражает степень любознательности ребенка, удовольствия от действий и их результата, настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его.

У младенца, находящегося в благоприятных условиях воспитания, предметно-манипулятивная деятельность окрашена яркими положительными эмоциями, он активно ищет и находит себе занятие, умеет извлечь интерес даже из внешне непривлекательного предмета. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности.

Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости.

Для выявления характеристик выделенных параметров проводятся соответствующие диагностические пробы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/3514.html

Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности детей 6 – 12 мес – Логопед ОНЛАЙН

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной

Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности

Уровень развития предметно-манипулятивной деятельности у ребенка второго полугодия жизни определяется характеристиками исполнительской стороны деятельности и эмоциональным отношением ребенка к предметам и действиям с ними. Исполнительская сторона предметно-манипулятивной деятельности представлена в виде разнообразных действий с предметами.

Первый вид действий — неспецифические действия. Это действия, которые ребенок производит со всеми предметами, независимо от их физических свойств и функций.

Обычно при знакомстве с новыми предметами ребенок сначала обследует его с помощью зрительных действий (рассматривает, вглядывается, наблюдает), оральных (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает) и мануальных (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает, перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т. д.). Этот вид неспецифических действий относится к категории ориентировочно-исследовательских.

Обследовав предмет, младенец начинает по многу раз повторять какое-то понравившееся действие — стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него. Этот вид действий относится к собственно неспецифическим манипулятивным действиям.

В процессе выполнения таких действий ребенок одновременно с потребностью в познании удовлетворяет потребность в активном функционировании, что способствует совершенствованию навыков действия с предметами. Кроме того, совершая манипулятивные действия, ребенок развлекается, поддерживая радостное настроение, общий эмоциональный тонус.

Ребенок проявляет изобретательность в действиях, пытаясь извлечь максимум информации о вещи и удовольствия от действий с ней. После 10 месяцев ребенок уже интересуется внутренним содержимым вещи — пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их.

Недостаточная ловкость рук, естественная для данного возраста, ограничивает возможности ребенка, однако сам процесс познания, непроизвольное на первых порах достижение результата собственных действий в виде изменения формы предмета, открытия его новых свойств являются для него чрезвычайно привлекательными.

Произвольность действий ребенка постепенно нарастает, опыт действий с предметами кристаллизуется в памяти в виде образов, что проявляется в настойчивом желании воспроизводить определенные действия с конкретными предметами. Так, примерно к 8 месяцам ребенок овладевает другими действиями, специфическими.

Будучи не в состоянии совершать такие сложные и интересные действия, какие ребенок наблюдает в игре со взрослым, он побуждает старшего партнера по многу раз воспроизводить понравившееся действие («пищать» игрушкой-пищалкой, заводить прыгающую лягушку, открывать и закрывать коробочку,

включать и выключать свет, собирать и разбирать пирамидку и др.). Малыш сам пытается присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что он. Очень часто образцы действий, полученные в общении с взрослым, ребенок пытается перенести в самостоятельную деятельность.

Так постепенно он овладевает специфическими действиями с предметами, а в конце года — культурно фиксированными действиями.

Перечисленные виды действий, которые может совершать ребенок, дают представление об уровне овладения предметно-манипулятивной деятельностью как исходном этапе предметной. деятельности человека.

Таким образом, виды действий с предметами являются первым параметром уровня развития предметно-манипулятивной деятельности.

Второй параметр — познавательная активность. Показателями данного параметра выступают разнообразие действий с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность. Разнообразие действий с предметами характеризует стремление и умение ребенка с помощью разнообразных действий извлечь максимум информации о предмете.

Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельность отражает степень любознательности ребенка, удовольствия от действий и их результата, настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его.

У младенца, находящегося в благоприятных условиях воспитания, предметно-манипулятивная деятельность окрашена яркими положительными эмоциями, он активно ищет и находит себе занятие, умеет извлечь интерес даже из внешне непривлекательного предмета. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности.

Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости.

Для выявления характеристик выделенных параметров проводятся соответствующие диагностические пробы.

Описание диагностических ситуаций

Ситуация 1. «Разные игрушки».

Цель: определение параметров предметно-манипулятивной деятельности со знакомыми ребенку предметами. В данной пробе ребенку предоставляется возможность актуализировать наличный уровень владения предметно-манипулятивной деятельностью.

Организация предметной среды. Взрослый подбирает и складывает в мешочек или пакет набор игрушек.

В него должны входить игрушки, с которыми ребенок может производить как неспецифические, так и специфические действия, например кольцо от пирамидки.

Этот предмет позволяет осуществлять как неспецифические (бросать, стучать, двигать), специфические (катать, надевать на палец через отверстие), так и игровые, культурно-фиксированные (использовать как «руль» или «тарелку») действия.

С помощью погремушки, резиновой игрушки «пищалки», мяча, телефонной трубки ребенок производит специфические действия (гремит, размахивая погремушкой, сжимает резиновую игрушку, катает мяч).

Мягкая игрушка-животное или кукла с разнообразными деталями одежды, ложечка, чашечка дают возможность и для исследовательских, и для игровых, культурно-специфических действий («баюкать», «кормить» куклу, самому «пить» из чашечки и т. д.).

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит на специальном стульчике перед столом, а взрослый рядом с ним.

Он последовательно, по мере угасания у ребенка интереса к предмету, выкладывает на столик разные игрушки. В данной ситуации взрослый не инициирует общения.

Если ребенок проявит инициативу (например, протянет игрушку), следует взять игрушку, но не продолжать общение.

В случае, когда ранее уже проводилась  диагностика развития общения ребенка, психолог может выложить ту игрушку, которая обыгрывалась им в процессе ситуативно-делового общения.

Это позволит проследить, пытается ли младенец воспроизводить полученный ранее образец и побуждает ли к этому взрослого. Данные, полученные при  диагностике общения, можно использовать для характеристики предметно-манипулятивной деятельности.

Если при проведении  диагностики общения психологу удастся одновременно регистрировать показатели предметно-манипулятивной деятельности, эти пробы можно объединить.

В протоколе регистрируются показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности. Форма протокола приведена ниже.

Ситуация 2. «Незнакомая игрушка».

Цель: выявление возможностей ребенка исследовать незнакомый предмет, проявить изобретательность в обследовании и манипулировании.

Организация предметной среды. На столике помещается незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей.

Например, такой предмет можно сконструировать, изготовив цилиндр с отверстиями, в которые вставляется стержень с привязанными к нему разноцветными лентами.

Можно использовать старый будильник (предварительно удалив стекло, покрывающее циферблат), небольшой транзисторный радиоприемник с выдвигающейся антенной, коробочку для дискет и т. д.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит в детском стульчике за столом. Перед ним помещается незнакомая игрушка. Взрослый наблюдает за поведением ребенка, не проявляя инициативы в общении. Показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности регистрируются в протоколе.

Протокол регистрации параметровпредметно-манипулятивной деятельности

во втором полугодии жизни

Параметры предметно-манипулятивной деятельности (ПМД)Показатели параметровСитуации
«Разные игрушки»«Незнакомый предмет»
Виды действий с предметамиОриентировочно-исследовательские действия012012
Неспецифические действия012012
Специфические и культурно-фиксированные действия012012
Познавательная активностьРазнообразие действий012012
Эмоциональная вовлеченность в деятельность01230123

Шкалы оценки параметров предметно-манипулятивной деятельности
во втором полугодии жизни

Параметры ПМДПоказатели параметровКритерии оценки показателейБаллы
Виды действийОриентировочно-исследовательскиеОтсутствуют0
Мало (1—2 действия)1
Достаточно (более двух действий)2
НеспецифическиеОтсутствуют0
Мало (1—2 действия)1
Достаточно (более двух действий)2
Специфические и культурно-фиксированныеОтсутствуют0
Мало (1—2 действия)1
Достаточно (более двух действий)2
Познавательная активностьРазнообразие действий с предметамиОтсутствует:ребенок подолгу держит игрушку в руках, не производя действий0
Недостаточное:ребенок совершает 1—2 однообразных действия (например, только стучит игрушкой по столу или вертит ее в руках).1
Достаточное:ребенок совершает разнообразные действия (например, стучит, размахивает, лижет, возит по столу и т. д.)2
Эмоциональная вовлеченность в деятельностьОтсутствует:ребенок проявляет боязнь или недовольство, отворачивается,отталкивает предметы;безразличен, не проявляет интереса к игрушкам, безучастно скользит взглядом0
Слабая:ребенок испытывает интерес к игрушкам, но робеет, протягивает руку и не решается взять игрушку, взяв ее, действует осторожно, скован; ребенок проявляет кратковременный интерес к предметам, не интересуется упавшей игрушкой и не пытается ее достать, вяло манипулирует, часто отвлекается.1
Средняя:ребенок проявляет спокойный интерес к предметам и действиям с ними, редко отвлекается, пытается достать упавшую игрушку, но не проявляет настойчивости2
Высокая:ребенок уверенно действует с игрушкой, полностью поглощен деятельностью, сосредоточен на предмете, не теряет интереса к нему;настойчиво пытается достать упавшую игрушку;оживленно манипулирует, сопровождает действия лепетом, радуется3

Анализ данных диагностического обследования
и составление заключения

Обрабатывая данные, внесенные в протокол, психолог оценивает выраженность каждого параметра и показателя предметно-манипулятивной деятельности.

Виды действий с предметами. Этот параметр оценивается отдельно по каждому виду действий. Выраженность данного параметра оценивается по максимальному значению в обеих пробах. Например, если в первой пробе стоит оценка «1 балл», а во второй — 2 балла, то максимальное значение равно 2 баллам.

Если какой-то вид действий получает оценку «0» в обеих пробах, значит в заключении отмечается, что ребенок не владеет, например, специфическими действиями с предметами. Отсутствие специфических действий с предметами у ребенка после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

Отсутствие культурно-фиксированных действий у ребенка старше 11 месяцев также свидетельствует о задержке в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

Разнообразие действий с предметами. Выраженность данного показателя оценивается по максимальному значению в обеих пробах.

Отсутствие и низкий уровень разнообразия действий с предметами (оценки «0» и «1 балл») свидетельствуют о задержке в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

Высокий уровень разнообразия действий характерен для нормального развития предметно-манипулятивной деятельности.

Эмоциональная вовлеченность в деятельность. Выраженность данного параметра оценивается по максимальному значению в обеих пробах. Отсутствие и слабая эмоциональная включенность ребенка в деятельность свидетельствуют о слабой познавательной активности ребенка, характерной

для низкого уровня развития предметно-манипулятивной деятельности, независимо от возраста ребенка. Средняя и высокая степени эмоциональной включенности свидетельствуют о нормальном уровне развития предметно-манипулятивной деятельности.

Общее заключение об уровне развития предметно-манипулятивной деятельности делается на основании совокупности характеристик всех параметров в соотнесении с возрастом ребенка.

Если хотя бы один из параметров предметно-манипулятивной деятельности имеет низкий уровень, это может свидетельствовать о задержке в психическом развитии ребенка. В этом случае ребенка следует обследовать дополнительно.

Средний уровень развития какого-то параметра свидетельствует о незначительной задержке в развитии предметно-манипулятивной деятельности, вероятнее всего вследствие педагогической запущенности. В этом случае необходимо установить причину, побеседовать с родителями и педагогами.

Высокий уровень развития всех параметров предметно-манипулятивной деятельности свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

Образец заключения представлен в конце данного раздела.

Заключение об уровне развитияпредметно-манипулятивной деятельности

у ребенка второго полугодия жизни

Виды действий с предметами:

Ориентировочно-исследовательские (отсутствуют, мало, достаточно)

Неспецифические (отсутствуют, мало, достаточно)

Специфические и культурно-фиксированные (отсутствуют, мало, достаточно)

Познавательная активность:

Разнообразие действий (отсутствует, низкий уровень, достаточный уровень)

Эмоциональная вовлеченность в деятельность (отсутствует, слабая, средняя, сильная)

Заключение (содержит общий вывод об уровне развития предметно-манипулятивной деятельности – нормальный, задержка в развитии, глубокая задержка в развитии — с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров ПМД и возможных причин задержки).

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии предметно-манипулятивной деятельности, в случае необходимости — направление к соответствующим специалистам)

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-v-vozraste-ot-0-do-1-goda/parametry-i-pokazateli-predmetno-manipulativnoj-deatelnosti

Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной

Гладких Мария
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ №29 г. Липецк, в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста, которые были поделены на 2 подгруппы – экспериментальную и контрольную по 10 человек. Описание выборки представлено в Приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий этап – организация работы по развитию коммуникативных навыков у младших дошкольников посредством использования образовательных ситуаций.

С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводилась деятельность, предусмотренная календарно-тематическим планом. Дошкольники, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, сравнение и анализ полученных результатов.

Цель диагностики – определение уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1

Критерии и уровни развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста

Группы коммуникативных навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

информационно-коммуникативные

навыки не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, действует индивидуально не способен высказывать свою точку зрения легко находят контакт со сверстниками, но главным образом с детьми своего пола, существуют трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьми легко вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, проявляют умение выслушать собеседника, стремление получить информацию в процессе взаимодействия

регуляционно-

коммуникативные

навыки не пытается договориться или не может прийти к согласию не проявляет активности, пассивно следует за инициативой других,

провоцирует конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказывается, не знает нормы организованного взаимодействия обсуждает варианты совместной работы, но есть разногласия в определенных действиях; недостаточно активен в общении, может быть и

инициатором общения; в конфликтах уступает и идет на компромисс, помощь принимает, но самостоятельно не просит; активно обсуждает возможный вариант совместной работы; приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности; сравнивает способы действия

и координирует их, в конфликтных ситуациях стремится обратиться ко взрослому или найти справедливое решение

эффективно-

коммуникативные умения слабо проявляет эмоциональную отзывчивость, выражает переживание состоянию другого, не проявляет интереса к сверстникам способен проявлять переживание по поводу чувств другого, не всегда учитывает интересы собеседников, проявляет интерес к сверстникам своего пола способен к критическому осмыслению своего поступка, стремится к оказанию помощи, с удовольствием общается со всеми сверстниками

Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методики:

1) методика М. А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности»(для изучения коммуникативных качеств личности ребенка);

2) методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» (для изучения способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу);

3) методика «Картинки»(авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина)(Приложение 2).

1. Характеристика методики «Коммуникативные навыки личности» М. А. Никифоровой.

Цель методики: изучение коммуникативных навыков личности ребенка. Основной метод исследования – наблюдение.

Для достижения данной цели ведется наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности, а также во всех видах деятельности режимных моментах детей младшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения вносятся в Карту наблюдений за проявлениями коммуникативных навыков у дошкольников.

Данная Карта состоит из двух разделов:

1) «Коммуникативные качества личности», среди которых эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность;

2) «Коммуникативные действия и навыки», включающие организационные, перцептивные, оперативные умения.

Коммуникативные навыки оцениваются по критериям: каждое проявление коммуникативных навыков оценивается определенным количеством баллов: 1 балл – способность или умение проявляется редко, 2 балла – проявляется чаще всего, 3 балла – проявляется всегда. По сумме полученных баллов можно определить уровень развития коммуникативных навыков ребенка.

Высокий уровень: ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.

Средний уровень: ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.

Низкий уровень: ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.

В результате исследования были получены следующие данные:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 1. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 1 представлены данные по первой методике.

Рисунок 1. Уровень коммуникативных навыков по методике М. А. Никифоровой (констатирующий эксперимент)

2. Характеристика методики «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой.

Цель: изучить способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.

Педагог наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа).

После этого проводится анализ проведенных наблюдений, его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.

Критерии оценки способностей детей к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-х балльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.

Высокий уровень (3 балла) характеризуется тем, что ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.

Средний уровень (2 балла) характеризуется тем, что ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.

Низкий уровень (1 балл) характеризуется тем, что ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и взрослыми, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно.

При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А. М. Щетининой проводили наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми (педагогами, родителями) во время проведения занятий, во время занятий в различных режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

По итогам наблюдения были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 2. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 2 представлены данные по второй методике.

Рисунок 2. Уровень коммуникативных навыков по методике А. М. Щетининой (констатирующий эксперимент)

В результате диагностики видно, что у большей части детей сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне.

В Приложении 3 зафиксированы данные по каждому ребенку.

3. Методика «Картинки»(авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина)(Приложение 2).

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки?»

Проведению методики предшествовала беседа об отношениях со сверстниками, которая помогла диагностировать эмоциональные проявления в коммуникативной деятельности.

Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить? Анализ результатов: По ответам детей оценивался их уровень эмоционально-оценочного компонента.

По итогам методики были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 3. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 3 представлены данные по третьей методике.

Рисунок 3. Уровень коммуникативных навыков по методике «Картинки»(констатирующий эксперимент)

В результате трех методик получены следующие результаты:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Вера К., средний уровень – у 7 детей (70%)(Аня К., Кирилл Т., Ратмир Н., Гриша О., Оля П., Паша Л., Олеся В.) и низкий уровень – у 2 детей (20%)(Ярослав Д., Нина Г.);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Лида Ж., средний уровень – у 6 детей (60%)(Злата Д., Аля О., Олег К., Гоша Л., Борис М., Миша Д.) и низкий уровень – у 3 детей (30%)(Жанна Е., Инесса К., Юра И.).

Таблица 4. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

Обобщенные данные можно представить на рисунке 4.

Рисунок 4. Общий уровень коммуникативных умений (констатирующий эксперимент)

Таким образом, описанные методики позволили исследовать развитие коммуникативных навыков младших дошкольников и определить уровень развития навыков каждого ребенка – слушать партнера, уметь договариваться с ним, вступать, поддерживать и завершать диалог.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по развитию коммуникативных умений навыков с использованием образовательной ситуации.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-urovnja-razvitija-komunikativnyh-navykov-u-mladshih-doshkolnikov.html

Диагностика развития предметно – манипулятивной деятельности (второе полугодие жизни)

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной

Диагностика развития предметно – манипулятивной деятельности

(второе полугодие жизни)

Параметры и показатели предметно – манипулятивнойдеятельности

Уровень развития предметно – манупулятивной деятельности (ПМД) у ребёнка определяется характеристиками исполнительной стороны деятельности и эмоциональным отношением ребёнка к предметам и действиям с ними. Исполнительская сторона ПМД представлена в виде разнообразных действий с предметами.

Первый вид действий – неспецифические действия. Это действия, которые ребёнок производит с предметами.

При знакомстве с новыми предметами ребёнок сначала обследует их с помощью зрительных действий (рассматривает, наблюдает…), оральных (прикасается губами, языком, лижет, кусает,…) и мануальных (прикасается пальцем, ладонью, ощупывает, царапает, поворачивает в руках и т.д.). Этот вид действий относится к категории ориентировочно – исследовательских.

Обследовав предмет, ребёнок начинает по много раз повторять какое – то понравившееся действие (стучит предметом по поверхности, двигает им и т.д.). Этот вид действий относится к неспецифическим манипулятивным действиям.

В процессе выполнения таких действий ребёнок удовлетворяет потребность в познании, потребность в активном функционировании, что способствует совершенствованию навыков действия с предметами. Совершая манипулятивные действия, ребёнок развлекается, поддерживая радостное настроение, общий эмоциональный тонус.

Проявляет изобретательность в действиях. После 10 месяцев ребёнок интересуется внутренним содержимым вещи – пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их.

Недостаточная ловкость рук, естественная для данного возраста, ограничивает возможности ребёнка, сам процесс познания, изменяя формы предмета, открытие новых свойств для ребёнка являются привлекательными.

Произвольность действий нарастает, опыт действий с предметами фиксируется в памяти в виде образов, что проявляется в настойчивом желании воспроизводить действия с предметами. К 8 месяцам ребёнок овладевает специфическими действиями.

Не в состоянии производить сложные действия с предметами, малыш прибегает к помощи взрослого. Сам пытается присоединиться ко взрослому, пробует сделать то же, что он. Образцы действий, ребёнок пытается перенести в самостоятельную деятельность. Так он овладевает специфическими действиями с предметами, а в конце года – культурно – фиксированными действиями.

Перечисленные виды действий дают представление об уровне овладения ПМД как исходном этапе предметной деятельности человека. Т.о. виды действий с предметами являются первым параметром уровня развития ПМД.

Второй параметр – познавательная активность, показателями которой выступают действия с предметами и эмоциональная вовлечённость ребёнка в деятельность. Разнообразие действий с предметами характеризует стремление и умение ребёнка извлечь максимум информации о предмете.

Эмоциональная вовлечённость малыша в деятельность отражает степень его любознательности, удовольствие от действий, настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его.

У младенца, находящегося в благоприятных условиях воспитания, ПМД окрашена яркими положительными эмоциями, он активно ищет и находит себе занятие, умеет извлечь интерес из внешне непривлекательного предмета.

Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности. Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости.

Ситуация 1. «Разные игрушки»

Цель: определение параметров предметно – манипулятивной деятельности со знакомыми ребёнку предметами.

Организация предметной среды. Взрослый подбирает и складывает в мешочек или пакет набор игрушек. В него должны входить игрушки, с которыми ребёнок может производить как неспецифические, так и специфические действия, например кольцо от пирамидки.

Этот предмет позволяет осуществлять как неспецифические (бросать, стучать, двигать), специфические (катать, надевать на палец через отверстие), так и игровые, культурно – фиксированные (использовать как «руль» или «тарелку») действия.

С помощью погремушки, резиновой игрушки – «пищалки», мяча, телефонной трубки ребёнок производит специфические действия (гремит, размахивает погремушкой, сжимает резиновую игрушку, катает мяч).

Мягкая игрушка – животное или кукла с разнообразными деталями одежды, ложечка, чашечка дают возможность для исследовательских и игровых, культурно – специфических действий («баюкать», «кормить» куклу, самому «пить» из чашечки и т.д.).

Проведение пробы. Ребёнок сидит на стульчике перед столом, взрослый рядом с ним. Последовательно, по мере угасания у ребёнка интереса к предмету, выкладывает на столик разные игрушки. Взрослый не инициирует общения.

Если ребёнок проявит инициативу (например протянет игрушку), следует взять игрушку, но не продолжать общение. В случае, если ранее уже проводилась диагностика развития общения, психолог может выложить ту игрушку, которая обыгрывалась им в процессе СДО.

Это позволит проследить, пытается ли младенец воспроизводить полученный ранее образец и побуждает ли к этому взрослого.

Данные, полученные при диагностике общения, можно использовать для характеристики ПМД. Если при проведении диагностики общения психологу удастся одновременно регистрировать показатели ПМД, эти пробы можно объединить (протокол в приложении).

Ситуация 2. «Незнакомая игрушка»

Цель: выявление возможностей ребёнка исследовать незнакомый предмет, проявлять изобретательность в обследовании и манипулировании.

Организация предметной среды. На столе находится незнакомый ребёнку предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей. Например, изготовить цилиндр с отверстиями, в которые вставляется стержень с привязанными к нему разноцветными лентами. Можно использовать старый будильник, радиоприёмник с выдвигающейся антенной, коробочку для дискет и т.д.

Проведение пробы. Ребёнок сидит в стульчике за столом. Перед ним незнакомая игрушка. Взрослый наблюдает за поведением ребёнка, не проявляя инициативы в общении. Показатели параметров ПМД регистрируются в протоколе (в приложении).

Шкалы оценки параметров предметно – манипулятивной деятельности во втором полугодии жизни ребёнка

ребёнок совершает 1-2 однообразных действия (например, только стучит игрушкой по столу или вертит её в руках).

1

Достаточное: ребёнок совершает разнообразные действия(например, стучит, размахивает, лижет, возит по столу и т.д.).

2

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

Отсутствует: ребёнок проявляет боязнь или недовольство, отворачивается, отталкивает предметы; безразличен, не проявляет интереса к игрушкам, безучастно скользит взглядом.

0

Слабая: ребёнок испытывает интерес к игрушкам, но робеет, протягивает руку и не решается взять игрушку, взяв её, действует осторожно, скован; ребёнок проявляет кратковременный интерес к предметам, не интересуется упавшей игрушкой и не пытается её достать, вяло манипулирует, часто отвлекается.

1

Средняя: ребёнок проявляет спокойный интерес к предметам и действиям с ними, редко отвлекается, пытается достать упавшую игрушку, но не проявляет настойчивости.

2

Высокая: ребёнок уверенно действует с игрушкой, полностью поглощён деятельностью, сосредоточен на предмете, не теряет интереса к нему; настойчиво пытается достать упавшую игрушку; оживлённо манипулирует, сопровождает действия лепетом, радуется.

3

Анализ данных диагностического обследования и составление заключения

Виды действий с предметами. Этот параметр оценивается отдельно по каждому виду действий. Выраженность данного параметра оценивается по максимальному значению в обеих пробах.

Например, если в первой пробе стоит оценка «1 балл», а во второй – «2 балла», то максимальное значение равно 2 баллам; если какой – то вид действий получает оценку «0» в обеих пробах, значит в заключении отмечается, что ребёнок не владеет, например, специфическими действиями с предметами.

Отсутствие специфических действий с предметами у ребёнка после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии ПМД. Отсутствие культурно – фиксированных действий у ребёнка старше 11 месяцев также свидетельствует о задержке в развитии ПМД.

Разнообразие действий с предметами. Выраженность показателя оценивается по максимальному значению в обеих пробах. Отсутствие или низкий уровень разнообразия действий с предметами (оценки «0» и «1 балл») свидетельствуют о задержке в развитии ПМД. Высокий уровень разнообразия действий характерен для нормального развития ПМД.

Эмоциональная вовлечённость в деятельность. Параметр оценивается по максимальному значению в обеих пробах.

Отсутствие и слабая эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность свидетельствует о слабой познавательной активности ребёнка, характерной для низкого уровня развития ПМД, независимо от возраста ребёнка.

Средняя и высокие степени эмоциональной вовлеченности свидетельствуют о нормальном уровне развития ПМД.

Общее заключение об уровне развития ПМД делается на основании совокупности характеристик всех параметров в соответствии с возрастом ребёнка. Если хотя бы один из параметров ПМД имеет низкий уровень, это может свидетельствовать о задержке в психическом развитии ребёнка. В этом случае ребёнка следует обследовать дополнительно.

Средний уровень развития какого-либо параметра свидетельствует о незначительной задержке в развитии ПМД, вероятнее всего, в следствие педагогической запущенности. В этом случае необходимо установить причину, побеседовать с родителями и педагогами.

Высокий уровень развития всех параметров ПМД свидетельствует о нормальном развитии ребёнка (образец заключения в приложении).

Протокол регистрации параметров

предметно – манипулятивной деятельности

во втором полугодии жизни ребёнка

предметно – манипулятивной деятельности у ребёнка

второго полугодия жизни

Ф.И. ребёнка________________________ возраст_________ дата обследования__________

Виды действий с предметами

Ориентировочно – исследовательские (отсутствуют, мало, достаточно) _____

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Неспецифические (отсутствуют, мало, достаточно) ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфические и культурно – фиксированные (отсутствуют, мало, достаточно) ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Познавательная активность

Разнообразие действий (отсутствие, низкий уровень, достаточный уровень)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоциональная вовлеченность в деятельность (отсутствует, слабая, средняя, сильная) __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение (содержит общий вывод об уровне развития предметно – манипулятивной деятельности – нормальный, задержка в развитии, глубокая задержка в развитии – с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров ПМД и возможных причин задержки) _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии ПМД, в случае необходимости – направление к соответствующим специалистам) _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись ___________________

Источник: https://infourok.ru/diagnostika-razvitiya-predmetno-manipulyativnoy-deyatelnosti-vtoroe-polugodie-zhizni-2998687.html

Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной

Введение

Самыйважный период в развитии ребенкасоставляет первый год его жизни.

В этомвозрасте закладываются фундаментальныеличностные образования, такие, как общаясамооценка, доверие к людям, интерес кокружающему миру и т.д.

Недоразвитиеили деформация этих качеств в раннемвозрасте с трудом поддаются коррекциив более поздние периоды, поэтомунеобходимо своевременное выявлениевозможных отклонений в развитиималенького ребенка.

Учитываясложность психического развитиячеловека, длявыполнения этой задачи нужны методики,которые помогли бы вовремя обнаружитьотклонения в развитии, определить ихприроду и причины и предпринятьсвоевременные корригирующие меры,выявитьуровень развития общения и предметнойдеятельности ребенка.

Описание каждойтакой методики содержит характеристикуизмеряемых параметров и показателей,включает диагностические ситуации,шкалы оценки параметров и показателей,протоколы регистрации данных, а такжерекомендации по составлению заключенийпо результатам диагностики ребенка всоответствующем возрастном периоде.

Взарубежной психологии диагностикаразвития маленького ребенка осуществляетсяпреимущественно методом тестирования.Тесты для раннего возраста, как правило,построены по типу шкалы (Шкала умственногоразвития Бине-Симона).

Такие методикивключают определенный круг нормативов,являющихся опорой для оценки психическогоразвития ребенка в сферах сенсорики,моторики, эмоционального общения,речевого развития и т.д.

Оцениваетсяуровень развития на основе сопоставления«психического» и «хронологического»(паспортного, биологического) возрастовребенка.

1.1 Особенности развития ребенка второго полугодия жизни

Общение— один из важнейших факторов общегопсихического развития ребенка. Тольков контакте с взрослыми людьми возможноусвоение детьми общественно-историческогоопыта человечества и реализация имиприрожденной возможности статьпредставителями человеческого рода.

Общение,как и всякая деятельность, предметно.Предметом, или объектом, деятельностиобщения является другой человек, партнерпо совместной деятельности.

Конкретнымпредметом деятельности общения служаткаждый раз те качества и свойствапартнера, которые проявляются привзаимодействии. Отражаясь в сознанииребенка, они становятся затем продуктамиобщения.Одновременно ребенок познает и себя.

Представление о себе (о некоторыхвыявившихся во взаимодействии своихкачествах и свойствах) также входит впродукт общения.

Подобновсякой другой деятельности, общениенаправлено на удовлетворение особойпотребности человека. У человекасуществует самостоятельная потребностьв общении, т.е. несводимая к другим нуждам (например,к нужде в пище и тепле, во впечатленияхи активности, в стремлении к безопасности)…

потребность в общении состоит в стремлениик познанию самого себя и других людей.

Поскольку такое знание тесно переплетаетсяс отношением к другим людям, можноговорить, что потребность в общенииесть стремление к оценке и самооценке:к оценке другого человека, к выяснениютого, как этот другой человек оцениваетданную личность, и к самооценке.[1]

Первыйгод жизни – период самых интенсивныхи быстрых изменений в психике ребенка.К 2,5 месяцам у детей можно констатироватьоформлениепотребности в общении.

 Ребенок воспринимает воздействия взрослого иреагирует на них, сам адресуется квзрослому, ждет ответа на свои обращения,стремится продлить контакт. Младенецвступает в общение с помощью мимики иэкспрессивных движений.

С третьегомесяца жизни малыш начинает воздействоватьна людей, побуждая их к контактам. Главноесредство для такого воздействия –комплекс оживления.

У младенца складываетсяиное отношение к взрослому, чем было наэтапе новорожденности: взрослый теперьвыступает не только как источникудовлетворения потребностей и интересныйобъект впечатлений, но и как партнер пообщению. Интенсивно развивается пониманиеребенком речи окружающих взрослых.

Вовтором полугодии жизни (от 6 до 12 месяцев)основные интересы малыша сосредоточенына предметах и действиях с ними. В связис этим перестраивается общение ребенкас взрослым. Прежнее ситуативно-личностное,эмоциональное общение отодвигается навторой план, а на первый выходит общение,опосредованное предметами. В речивзрослого ребенок выделяет отдельныеслова и более эмоционально реагируетна них.

Средоточиеминтересов ребенка во втором полугодиижизнистановитсяпредметное окружение во всем егомногообразии. Младенец познает окружающиймир предметов, активно действуя с ними.

Манипулятивные действия ребенка напротяжении второго полугодия усложняютсяи становятся все более разнообразными.Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.

Мещерякова выделяютследующие виды манипулятивных действий:

– ориентировочныедействия (ребенок трогает предметы,царапает, берет в руки, в рот, рассматривает,кусает, лижет, ощупывает, вертит их вруках);

– неспецифическиедействия (постукивает, бросает иподнимает, размахивает, двигает вразличных направлениях и т.д.), т.е.ребенок выполняет действия с любымпредметом, независимо от его физическихсвойств и функций;

– специфическиедействия (ребенок катает круглые предметы(мяч, шарик, катушку), растягивает резинку,веревку, сжимает резиновые игрушки,извлекая из них звук, вынимает из коробкии вкладывает в нее мелкие предметы,расчленяет и соединяет детали предметов),т.е. соотносит свои действия с физическимисвойствами и функциями предметов;

– культурно-фиксированныеили орудийные действия. К концу первогогода младенец начинает осваивать особыйкласс специфических действий с бытовымипредметами (ложка, чашка, расческа).Данными действиями ребенок не можетовладеть самостоятельно, так каккультурные способы употребленияпредметов не вытекают прямо из ихфизических свойств, и усваивает ихребенок только в процессе воспитания[2].

Предметно-манипулятивнаядеятельность позволяет определитьпознавательное и личностное развитиеребенка. Это отражается в появленииуверенности в действиях, настойчивостив достижении желаемой цели (завладетьигрушкой, почеркать карандашом, понажиматьна кнопки клавиатуры компьютера, вынутьиз ботинка шнурок и т.д.), в отстаиванииправа на выбор желаемого действия [2].

Ребенок,активно стремящийся действовать спредметами, становится в новую позициюпо отношению к взрослому. Их общениеприобретает ситуативно-деловую форму.Ребенок видит во взрослом не толькоисточник любви и ласки, но и соучастника,помощника в действиях с предметами,носителя образца действий и оценкидействий малыша.

мобщения становятся предметные действия.Помимо экспрессивно-мимическихпроявлений, которые во втором полугодииобогащаются гаммой отрицательных эмоций(недовольство, обида, гнев), ребенокначинает использовать предметно-действенныесредства общения: локомоторные ипредметные действия, позы, жесты(приближение или удаление, протягиваниеи вручение предметов, изображениедействий) [2].

Напротяжении второго полугодия пониманиеречи нарастает высокими темпами.Использование взрослыми речи в совместныхдействиях обостряет у ребенка необходимостьв ее понимании и активном овладениисловом.

Какутверждают отечественные и зарубежныеученые Н.М. Аксарина,

Г.М.Лямина, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, Р. Кайли др., при благоприятных условияхвоспитания к концу года ребенок знаетимена близких людей, названия частейтела, многих окружающих предметов идействий с ними, названия некоторыхживотных [1,3,5].

Попросьбе взрослого он указывает на них,выполняет простые инструкции (дай,покажи, возьми, положи и др.), совершаетнесложные игровые действия («ладушки»,«сорока» и др.). Одновременно обогащаетсялепет ребенка, которым он сопровождаетсвои действия и иногда пользуется вобщении с окружающими. К концу годапоявляются первые слова (мама, папа,баба, дай и т.д.) [4,6].

Постепенномалыш начинает различать поощрения ипорицания взрослых (радуется при похвале,чуть позже – огорчается при порицаниях),может корректировать в соответствии сними свои действия (прекращает порицаемыеи запрещаемые действия, воспроизводитпоощряемые).

Вовтором полугодии жизни ребенок ужечетко дифференцирует окружающих людей.С близкими он вступает и в эмоциональное,и в «деловое» общение, со знакомымипредпочитает «деловое» общение,посторонних нередко встречает настороженно[7].

Источник: https://studfile.net/preview/2230210/

Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной

Введение

Самый важный период в развитии ребенка составляет первый год его жизни.

В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т. д.

Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, поэтому необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка.

Учитывая сложность психического развития человека, для выполнения этой задачи нужны методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их природу и причины и предпринять своевременные корригирующие меры, выявить уровень развития общения и предметной деятельности ребенка.

Описание каждой такой методики содержит характеристику измеряемых параметров и показателей, включает диагностические ситуации, шкалы оценки параметров и показателей, протоколы регистрации данных, а также рекомендации по составлению заключений по результатам диагностики ребенка в соответствующем возрастном периоде.

В зарубежной психологии диагностика развития маленького ребенка осуществляется преимущественно методом тестирования. Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы (Шкала умственного развития Бине-Симона).

Такие методики включают определенный круг нормативов, являющихся опорой для оценки психического развития ребенка в сферах сенсорики, моторики, эмоционального общения, речевого развития и т. д. Оценивается уровень развития на основе сопоставления «психического» и «хронологического» (паспортного, биологического) возрастов ребенка.

26 Основные принципы диагностики и психокоррекции детей с психическим недоразвитием. (нет психодиагностики)

… и псевдокомпенсаторных образований Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985 .

Таким образом, структура аномальной психической личности содержит компоненты, обусловленные как первично … чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.

Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он …

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.

Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя.

Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. У человека существует самостоятельная потребность в общении, т. е.

несводимая к другим нуждам (например, к нужде в пище и тепле, во впечатлениях и активности, в стремлении к безопасности)… потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.

Поскольку такое знание тесно переплетается с отношением к другим людям, можно говорить, что потребность в общении есть стремление к оценке и самооценке: к оценке другого человека, к выяснению того, как этот другой человек оценивает данную личность, и к самооценке.[1]

Первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении.

Ребенок воспринимает воздействия взрослого и реагирует на них, сам адресуется к взрослому, ждет ответа на свои обращения, стремится продлить контакт. Младенец вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений.

С третьего месяца жизни малыш начинает воздействовать на людей, побуждая их к контактам. Главное средство для такого воздействия — комплекс оживления.

У младенца складывается иное отношение к взрослому, чем было на этапе новорожденности: взрослый теперь выступает не только как источник удовлетворения потребностей и интересный объект впечатлений, но и как партнер по общению. Интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых.

Развитие ребенка 2−3 лет

… и растениями. Речевое развитие ребенка 2 – 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по звукоподражаниям … событиях из своей жизни, о животных и т.д.; Повторяет слова и фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 – 3 лет …

Во втором полугодии жизни (от 6 до 12 месяцев) основные интересы малыша сосредоточены на предметах и действиях с ними. В связи с этим перестраивается общение ребенка с взрослым.

Прежнее ситуативно-личностное, эмоциональное общение отодвигается на второй план, а на первый выходит общение, опосредованное предметами.

В речи взрослого ребенок выделяет отдельные слова и более эмоционально реагирует на них.

Средоточием интересов ребенка во втором полугодии жизни становится предметное окружение во всем его многообразии. Младенец познает окружающий мир предметов, активно действуя с ними.

Манипулятивные действия ребенка на протяжении второго полугодия усложняются и становятся все более разнообразными. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.

Мещерякова выделяют следующие виды манипулятивных действий:

— ориентировочные действия (ребенок трогает предметы, царапает, берет в руки, в рот, рассматривает, кусает, лижет, ощупывает, вертит их в руках);

— неспецифические действия (постукивает, бросает и поднимает, размахивает, двигает в различных направлениях и т. д.), т. е. ребенок выполняет действия с любым предметом, независимо от его физических свойств и функций;

— специфические действия (ребенок катает круглые предметы (мяч, шарик, катушку), растягивает резинку, веревку, сжимает резиновые игрушки, извлекая из них звук, вынимает из коробки и вкладывает в нее мелкие предметы, расчленяет и соединяет детали предметов), т. е. соотносит свои действия с физическими свойствами и функциями предметов;

— культурно-фиксированные или орудийные действия. К концу первого года младенец начинает осваивать особый класс специфических действий с бытовыми предметами (ложка, чашка, расческа).

Данными действиями ребенок не может овладеть самостоятельно, так как культурные способы употребления предметов не вытекают прямо из их физических свойств, и усваивает их ребенок только в процессе воспитания [2].

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению

… ; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод … о возможных проблемах со здоровьем. Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма чувств …

Предметно-манипулятивная деятельность позволяет определить познавательное и личностное развитие ребенка. Это отражается в появлении уверенности в действиях, настойчивости в достижении желаемой цели (завладеть игрушкой, почеркать карандашом, понажимать на кнопки клавиатуры компьютера, вынуть из ботинка шнурок и т. д.), в отстаивании права на выбор желаемого действия [2].

Ребенок, активно стремящийся действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Их общение приобретает ситуативно-деловую форму. Ребенок видит во взрослом не только источник любви и ласки, но и соучастника, помощника в действиях с предметами, носителя образца действий и оценки действий малыша.

м общения становятся предметные действия. Помимо экспрессивно-мимических проявлений, которые во втором полугодии обогащаются гаммой отрицательных эмоций (недовольство, обида, гнев), ребенок начинает использовать предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные действия, позы, жесты (приближение или удаление, протягивание и вручение предметов, изображение действий) [2].

На протяжении второго полугодия понимание речи нарастает высокими темпами. Использование взрослыми речи в совместных действиях обостряет у ребенка необходимость в ее понимании и активном овладении словом.

Как утверждают отечественные и зарубежные ученые Н.М. Аксарина,

Г. М. Лямина, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, Р. Кайл и др., при благоприятных условиях воспитания к концу года ребенок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных [1,3,5].

По просьбе взрослого он указывает на них, выполняет простые инструкции (дай, покажи, возьми, положи и др.), совершает несложные игровые действия («ладушки», «сорока» и др.).

Особенности общения ребенка в младенчестве со взрослыми

… действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку — ребенок берет его. Ребенок …

Одновременно обогащается лепет ребенка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова (мама, папа, баба, дай и т. д.) [4,6].

Постепенно малыш начинает различать поощрения и порицания взрослых (радуется при похвале, чуть позже — огорчается при порицаниях), может корректировать в соответствии с ними свои действия (прекращает порицаемые и запрещаемые действия, воспроизводит поощряемые).

Во втором полугодии жизни ребенок уже четко дифференцирует окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в «деловое» общение, со знакомыми предпочитает «деловое» общение, посторонних нередко встречает настороженно [7].

1.2 Диагностика уровня развития общения ребенка второго полугодия жизни. Описание диагностических ситуаций

Диагностику психического развития ребенка второго полугодия проводят по следующим направлениям: уровень развития ситуативно-делового общения и уровень развития предметно-манипулятивной деятельности.

Рассмотрим содержание параметров и показателей данных направлений, предложенных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [2].

Первое направление — уровень развития ситуативно-делового общения. Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются:

  • инициативность ребенка в общении,
  • чувствительность к воздействиям взрослого,
  • средства общения,
  • эмоциональная вовлеченность в общение,
  • предпочитаемая форма общения.

Описание содержания каждого параметра представлено с позиций вышеуказанных ученых.

1. Инициативность. Это желание ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т. д.

1) Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием

… на отдельные занятия. Смыслом такой, интеграции является расширение общения детей с нарушением в развитии с их нормально развивающимися сверстниками. Иными словами, частичная интеграция … для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым (Кулеш Э., 1990). Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие …

Инициативность ребенка может проявляться в обращениях ко взрослому по разнообразным поводам:

— достать недосягаемый предмет (например, упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);

— повторить интересное действие с игрушкой (например, завести юлу, машинку, подбросить мячик и т. д.);

— побудить его к желаемому взаимодействию (например, доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку, затем брать их у него и складывать обратно);

— оказать помощь при затруднении (например, открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

— в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);

— с целью получить оценку своих действий (например, сняв кольцо пирамидки, посматривает выжидающе, заглядывает в глаза).

При этом ребенок использует разнообразные средства общения, что является следующим параметром общения.

2. Средства общения:

— экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, ые проявления);

— предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий).

Например, ребенок подползает к взрослому, указывает на волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая действия взрослого, заводящего игрушку;

— предречевые средства общения — лепет, первые слова.

Известно, что владение средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны».

3. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого:

— берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого;

— реагирует на похвалу и порицание;

— согласовывает собственные действия с действиями взрослого.

4. Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса ребенка к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от общения.

5. Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и характер предыдущего коммуникативного опыта.

Следует запомнить предпочитаемые ребенком виды общения:

1. Если у малыша сформирована потребность во внимании и доброжелательности взрослого, но недостаточно удовлетворяется, то он преимущественно стремится к ситуативно-личностному общению (СЛО), так же как и ребенок, у которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым.

2. Если малыш у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно-деловому общению (СДО).

3. Если ребенок, имеет недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то он чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами.

4. Если ребенок, имеет богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое общение, с удовольствием играет самостоятельно.

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.

Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед незнакомцем», поэтому необходимо выполнять следующие условия:

  • — перед тем как проводить диагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке, познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучше находиться на руках у матери;
  • — выразить доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать по имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы со стороны ребенка;

Источник: https://forpsy.ru/works/razdel-diagnostika-urovnya-razvitiya-obscheniya-i-predmetno-manipulyativnoy-deyatelnosti-rebenka-vtorogo-polugodiya-jizni/

Medic-studio
Добавить комментарий