13.Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

13.Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

Кданным факторам относятся:

1.Ожидания клиента.

2.Значение для клиента освобождения отимеющихся проблем.

3.Характер проблем клиента.

4.Готовность клиента к сотрудничеству.

5.Ожидания психолога, осуществляющегокоррекционные мероприятия.

6.Профессиональный и личностный опытпсихолога.

7.Специфическое воздействие конкретныхметодов психокоррекции.

Эффективностькоррекционного воздействия может бытьоценена с точки зрения: разрешенияреальных трудностей развития; постановкицелей и задач коррекционной программы.

Необходимопомнить, что эффекты коррекционнойработы проявляются на протяжениидостаточно длительного временногоинтервала: в процессе работы, к моментузавершения и т.д. Так, коррекционнаяпрограмма может не претендовать наполное разрешение трудностей развития,а ставить более узкую цель в ограниченномвременном интервале.

Оценкаэффективности коррекции может менятьсяв зависимости от того, кто ее оценивает,поскольку позиция участника коррекционногопроцесса в значительной мере определяетитоговую оценку ее успешности.

Например,для клиента основным критерием успешностисвоего участия в программе будетэмоциональное удовлетворение от занятийи изменение эмоционального баланса вцелом в пользу положительных чувств ипереживаний.

Дляпсихолога, ответственного за организациюи осуществление коррекционной программы,главным критерием оценки станетдостижение поставленных в программецелей.

Длялиц из окружения клиента эффективностьпрограммы будет определяться степеньюудовлетворения их запроса, мотивов,побудивших обратиться за психологическойпомощью, а также особенностью осознанияими проблем и стоящих перед ними задач,непосредственно связанных с проблемамиклиента.

Анализфакторов и условий, влияющих наэффективность коррекционной работы,показал, что существенное значение длядостижения запланированного эффектаимеет интенсивность коррекционныхмероприятий.

Коррекционныезанятия должны проводиться не менее 1раза в неделю продолжительностью 1-1,5ч. Интенсивность коррекционной программыопределяется не только продолжительностьювремени занятий, но и насыщенностью ихсодержания, разнообразием используемыхигр, упражнений, методов, техник, а такжемерой активного участия в занятияхсамого клиента.

Науспешность коррекционной работы влияетпролонгированность коррекционноговоздействия.

Даже после завершениякоррекционной работы желательны контактыс клиентом с целью выяснения особенностейповедения, сохранения прежних иливозникновения новых проблем в общении,поведении и развитии.

Желательноосуществлять контроль и наблюдениекаждого случая хотя бы в течение 1-2месяцев после завершения коррекционныхмероприятий.

Эффективностькоррекционных программ существеннозависит от времени осуществлениявоздействия. Чем раньше выявленыотклонения и нарушения в развитии, чемраньше начата коррекционная работа,тем большая вероятность успешногоразрешения трудности развития

11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий

Помере распространения психокоррекционнойпомощи вопрос об оценке ее эффективностистановится все более актуальным. Этоотносится как к временным аспектамработы психолога (быстрое и эффективноевоздействие), так и к качеству коррекционнойработы. Для того чтобы можно было говоритьо сопоставимости результатов коррекционноговоздействия, необходимо помнитьследующее:

-оценка эффективности коррекционноговоздействия требует четкого определенияметодов. В практике зачастую оченьтрудно выделить какой-то один метод,так как в коррекционных целях большинствопсихологов используют сочетаниеразличных методов;

-даже один и тот же метод в рукахспециалистов разной квалификации даетразные результаты. Для сопоставимойоценки эффективности изучениеэффективности должно проходить нагомогенном материале, причем группаклиентов должна формироваться какслучайная выборка, что является весьмазатруднительным с практической иэтической точек зрения;

-оценку работы должны давать независимыеэксперты, независимые специалисты, приэтом целесообразно, чтобы эксперт небыл бы осведомлен о применяющемсяметоде, что исключало бы возможноевлияние на его оценку собственныхпредставлений о методе;

-следует учитывать структуру личностипсихолога, степень выраженности у негокачеств, необходимых для прогнозированияуспешности воздействия;

-необходимо сравнивать непосредственныеи отдаленные результаты психокоррекционноговоздействия (это особенно важно приличностно-ориентированном воздействии);необходимо учитывать теоретическиепредпосылки психолога, влияющие на егопрофессиональные цели и задачи, а такжеотношение психолога к профессии и егопредставления о своих профессиональныхкачествах;

-при групповой форме коррекционнойработы необходимо учитывать профессиональныевозможности психолога, направленныена использование своих индивидуальныхкачеств для оптимизации психокоррекционноговоздействия, оптимальный уровеньактивности психолога при работе сгруппой, его объективное значение взависимости от фазы развития группы.

Какойбы содержательный критерий эффективностини анализировался, в любом случае речьидет о следующих группах переменных,характеризующих психокоррекционноевоздействие: субъективно-переживаемыеклиентом изменения во внутреннем мире; объективно-регистрируемые (экспертом,наблюдателем) параметры, характеризующиеизменения в различных модальностяхмира человека; устойчивость измененийв последующей (после воздействия) жизничеловека. При оценке эффективностивоздействия могут использоватьсяобъективные психофизиологическиеметоды, регистрирующиевегетативно-соматические,физиологическиеи психические функции. Поиск критериевэффективности психокоррекционноговоздействия всегда будет требоватьучета своеобразия механизмов нарушений,используемых методов воздействия и техцелей, которые стремятся реализоватьс их помощью.

Источник: https://studfile.net/preview/3059594/page:7/

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

13.Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем клиента.

4. Готовность клиента к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

Таблица. Описание и психологическое содержание приемов и способов психологической коррекции

Способы влияния Возможные формы образа и типовые условия применения
Простое предложение «Я предлагаю Вам сделать такое … » Используется в ситуации, когда клиент фактически готов к предлагаемой действия, но через собственную нерешительность не может ее начать. Запрещается предлагать клиенту принятия жизненно важных решений.
Парадоксальная инструкция «Предлагаю Вам продолжать то, что Вы делаете» Доведение противоречий клиента до такого предела, когда становится очевидным их неконструктивный характер. Некоторые клиенты начинают осознавать примитивность переживаний, которые вызывает данная ситуация. Нельзя предлагать ригидным, склонным к застреваниям личностям.
Фантазирование «Представьте себе Вашу проблему. Опишите то, что Вы чувствуете, видите, слышите! Или на эту проблему можно посмотреть иначе? Попробуйте это сделать. А, возможно, мы сможем еще что-то заметить в этой ситуации? Или можно иначе объяснить поведение в ней других людей и свою собственную поведение? » Спектр действия очень широк. Используют для воспроизведения и анализа травмирующих обстоятельств, выявление особенностей реагирования клиента на психогенную ситуацию, а также для коррекции поведения и перенос клиента в подобную ситуацию. Один из основных приемов развития рефлексии. Формирует у клиента способность по-разному смотреть на травмирующий фактор. Применять следует постоянно. Недопустима оценка высказываний, действий, переживаний, мыслей клиента. Психолог принимает интерпретации клиента и только хочет сказать ему, что клиент несколько не учел в своем видении ситуации.
Приглашение клиента к новому видению ситуации «Поскольку мы с вами выяснили, какой психологический эффект может иметь место в данной ситуации, то попробуйте не торопиться с выводами, если столкнетесь с подобными обстоятельствами. Итак, какой вы видите вашу ситуацию?» Предусматривается обязательное расширение знаний и умений клиента о психологии, на базе которых клиенту предлагается четкая рекомендация: что психологически целесообразно делать в подобных ситуациях, а что делать не стоит.
Самораскрытие психолога перед клиентом «Вы знаете, со мной когда-то тоже случалось подобное… Отчетливо помню эти переживания. Как сейчас вижу себя в этой ситуации, свои действия, поведение. » Самораскрытие психолога заключается в том, чтобы максимально идентифицироваться с восприятием клиентом данной проблемы. Можно использовать в начале интервью для установления контакта с клиентом. На стадии поиска альтернативных путей решения проблемы психолог рассказывает, как бы он вел себя в подобной ситуации, показывает, как можно в этой ситуации действовать
Механизм «обратной связи» «Очень хорошо вас понимаю… Да, вам можно посочувствовать … Охотно верю, что сразу и не знаешь, что ответить в подобной ситуации. » Позволяет клиенту понять, как психолог воспринимает его жизненную ситуацию, и определить определенное эмоциональное отношение психолога к клиенту, в зависимости от четкости сигналов, посылаемых в ходе обратной связи.
Открытые вопросы «Кто Где? Когда? Почему? Как? Опишите в деталях вашу встречу с сыном после школы. » Позволяют получить дополнительную, относительно достоверную информацию о проблеме клиента. Часто используется при анализе ситуации.
Закрытые вопросы «Никак не могу понять, какую позицию вы занимаете: такую или…» (Дается точное описание каждого варианта поведения). Применяют в тех случаях, когда клиент отзывается неясно, противоречиво, уклоняется от ответа.
Повтор-перевод «Правильно ли я понял Вас? Вы говорите, что эта ситуация вызывает у Вас такие вот чувства…» (Дается их полное описание). Позволяет убедить клиента, что психолог его понимает, а также выяснить некоторые обстоятельства. Психолог анализирует ситуацию, поведение, действия, характерные переживания клиента.
Логическая цепочка «Давайте попробуем проследить логику Ваших рассуждений, которыми переживаниями могут сопровождаться события, какие действия и поступки они Вас подталкивают? » Прием показывает клиенту, чем на самом деле могут быть вызванные его переживания и позволяет ему спрогнозировать дальнейшие действия. Используют для обучения клиента прогнозированию, для иллюстрации ошибочности выбранного способа поведения вследствие логически ложных соображений.
Эмоциональное резюме «Давайте с Вами еще раз переживем тот момент. Вспомним все ошибки, отметим чувства, которые могли бы вызывать у Вас акцентированные обстоятельства.» Прием используется для облегчения понимания клиентом характера собственных переживаний, для выработки навыков «Видения» мыслей и чувств, умение говорить о них. Можно использовать в ходе всей работы с клиентом.
Вытекающее резюме «Итак, мы пришли с Вами к выводам, которые позволяют Вам изменить характер Вашего отношения к ситуации. » Позволяет подытожить интервью, помогает клиенту сделать обобщение и конкретные шаги в реальной жизни. Используют прием как в ходе интервью на отдельных этапах, так и в конце его, подводя общий итог разговору.

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ИГРОТЕРАПИЯ

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др.

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, – роль.

Сюжетом игрыпредстает воспроизводимая в ней область действительности. м игрывыступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми.

В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась.

Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении “Я-концепции”; снижении тревоги при расставании с близкими.



Источник: https://infopedia.su/2x1215.html

Шпаргалка по дисциплине

13.Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Вопрос №9. Диагностический блок коррекционной программы. Принципы сбора диагностического материала в коррекционных целях.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

В качестве основных задач обследования детей можно назвать следующие:

• выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;

• выявление “уровня обученности”, т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

• определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;

• дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического изучения особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.

Целью психологической диагностики является уточнение структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года.

Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического и личностного развития “возрастной нормы”.

Это поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.

Вопрос№10. Установление контакта с клиентом: основные проблемы и способы решения.

Одним из важнейших условий эффект работы пси-га является хороший контакт с клиентом. Гарантия такого контакта – проф владение как вербальными техническими ср-ми, так и важнейшими невербальными: интонация, контакт глаз, паузы.

Вербальный контакт. Условно разделяют на прямые и косвенные. Прямые-для установлен доверит и откровен отношений (подбадривание, выражение поддержки). Используются в начале контакта с клиентом.

Косвенные – обращение к клиенту по имени. Вербальный контакт – выражение согласия и поддержки, высказываемые пси-гом, когда он внимательно слушает кл-та. Громкость голоса и темп речи могут привести к изменениям состояния кл-та, если он слишком возбужден, то это сразу отражается на том, как он говорит.

Выражение спокойствия и уверенности на лице профи создает у кл-та впечатление, что все нормально. Наличие пауз – ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Невербальный. При глубокой вовлеченности в разговор кл-т, не осознавая того, начинает зеркально отражать позы и поведение пси-га.

Позиция пси-га – это ролев стратегии, принимаемые пси-гом во взаимоотношении с кл-том. Ведущие: авторитарность – партнерство в выборе целей и задач коррекции; директивность – недирективностъ, т.е. мера разделения ответственности за результаты и активность.

Три варианта позиции пси-га по отношению к кл-ту: «сверху» или «отца» (пси-г протягивает руку помощи нуждающимся, отношен авторитарные как к объекту манипуляции, пси-г дистанцируется, такой мудрый Гуру, оценивает действия кл-та, формируется зависимость от пси-га, используется в поведенческих методах); «на равных» (снятие дистанции, наиболее оптимальн вариант в индив психокоррекции, пси-г помогает личности расширить ее альтернативы, создает условия для принятия чел ответственного, осмысленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д.) Пространствен расположение – лицом к лицу. Позиция: пси-г = клиент, поэтому кл-т активно и продуктивно работает наравне с пси-гом. У него нет оснований скрывать или искажать информац о себе, поскольку пси-г открыт, не оценивает и не судит собесед-а); «снизу» (позволяет пси-гу повысить самооценку кл-та, апеллировать к его значимости. Однако такое взаимодействие может дать кл-ту возможность манипулировать пси-гом. Увидеть в кл-те манипулятора -проф долг пси-га).

Хороший профи – это актер, который умеет в случае необходимости занять позицию «сверху», говоря о чем-то с непоколебимым знанием авторитета, или «снизу» – заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет. Осознание пси-гом своей позиции во взаимодействии с кл-том важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире кл-та.

Вопрос№11Формулирование  цели коррекционной работы, отбор средств и планирование: основные факторы, определяющие деятельность психолога в этих направлениях.

Цели и задачи психокор работы направлены на исправление отклонений в развитии. Выделяют модели кор работы объясняя причины трудностей в развитии. Биологическая модель – объясняет отклонения в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская – аномальн развитием.

Интеракционистская – сбои и нарушения взаимодействия между личностью и средой из-за возникновение проблем в развитии, сенсорной и соц депривации ребенка. Пед-кая – причины отклонений в соц и пед запущенности реб. Деятельностная – ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и др, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

В отеч пси-ии цели кор работы определяются пониманием закономерностей психического развития реб как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют 3 основных направления и области постановки кор целей: 1)Оптимизация соц ситуации развития. 2)Развитие видов деятельности реб.

3)Формирование возрастно-пси-ких новообразований. В заруб пси-и причины трудностей развития реб усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (З. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения.

Отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения реб за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения.

Выбор методов и техник кор работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. Правила конкретизации целей кор-ии – формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

Определение целей не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей кор-ии представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.

Позитивная форма представления кор целей включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента.

Она содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.

Цели кор-ии должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью кор работы и возможностями переноса клиентом нового позитив опыта и усвоенных на кор занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

При постановке общих целей кор-ии необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития кл-та к окончанию кор программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения кл-та на последующих стадиях его развития. Нужно помнить, что эффекты кор работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе кор работы; к моменту ее завершения; и примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов кор. работы.

Вопрос№12. Проблема определения эффективности коррекционной работы.

 Эффективность психокоррекции оценивается с точки зрения: а) разрешения реальных трудностей развития; 

б) постановки целей и задач коррекционной программы.

Эффекты псикор проявляются на протяжении достаточно длительного времени: в процессе, к моменту завершения и т.д. Оценка эффектив может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает. Для клиента основным критерием успешности будет эмоц удовлетворение от занятий и изменение эмоц баланса в целом в пользу положит чувств и переживаний.

Для пси-га -это достижение поставленных в программе целей. Для окружающих клиента -это удовлетворен их запроса, мотивов, побудивших обратиться к пси-гу и от осознания ими проблем и задач связанных с проблемами клиента. Интенсивность псикор-й не менее 1 р в нед по 1-1,5 ч.

, с использованием игр, упр, методов, техник и активность самого клиента. После завершения кор работы желательны контакты с клиентом для выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем 1-2 мес.

Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата кор работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 1. Ожидания клиента. 2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. 3. Характер проблем клиента. 4.

Готовность клиента к сотрудничеству. 5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. 6. Профессиональный и личностный опыт психолога. 

7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

Вопрос№13. Работа З.Фрейда «Анализ фобии 5-летнего мальчика» как первая попытка аналитического описания коррекционной работы с ребенком.

Психоанализ с самых первых лет своего развития интересовался проблемой тревоги, страхов, фобий. Одна из наиболее известных работ Фрейда, случай “маленького Ганса”, вышла под названием “Анализ фобии пятилетнего мальчика”.

В ней Фрейд, анализируя, казалось бы, иррациональный страх Ганса перед лошадьми, перед тем, что его «укусит лошадь», приходит к заключению, что под этим страхом  скрываются совсем другие, бессознательные, чувства: агрессия по отношению к отцу (в борьбе за любовь матери) и страх наказания (кастрации) со стороны отца.

 В современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. Таким образом, в процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми.

Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

 

Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

Вопрос 14. Общая характеристика психоаналитического подхода в психокоррекции детей (по работе А.Фрейда «Введение в детский психоанализ»

Согласно Фрейду человеческая психика состоит из трех уровней: сознание, предсознательное и бессознательное. Часть наших фантазий, желаний находится в предсознательном и становится ясной, лишь когда мы направляем на нее свое внимание. Но многое мы не … Согласно Фрейду человеческая психика состоит из трех уровней: сознание, предсознательное и бессознательное.

Часть наших фантазий, желаний находится в предсознательном и становится ясной, лишь когда мы направляем на нее свое внимание. Но многое мы не можем осознать даже ценой величайших усилий. Эта часть души называется «бессознательным». Здесь находится все то, что тревожит и ранит нас, что неприемлемо для нашего «Я». Даже усилием воли самостоятельно мы не можем осознать, «вспомнить» это.

И психоанализ помогает нам проделать эту работу.  Бессознательные мотивы человека постоянно стремятся вырваться наружу, но поскольку это противоречит здравому смыслу, подсознание выступает неким цензором, который их блокирует, не давая реализовываться. В связи с этим человек находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта и подвержен невротическому состоянию.

Фрейд подчеркивал, что нет четкой границы между нормой и аномалией и каждый человек потенциальный невротик . Поскольку человеку необходима защита от бессознательных чувств, психика вырабатывает определенные механизмы психологической защиты.  Вытеснение – самый неэффективный механизм.

В процессе вытеснения бессознательные мотивы не получают выхода, разрядки, они просто вытесняются в подсознание. Там они трансформируются и могут всплывать в сознании человека в виде символов – в снах, в описках, в оговорках, в ошибках памяти (эффект де жа вю).  Регрессия – реализация бессознательных чувств и избегание конфликта посредством каких-либо действий и мыслей.

Человек начинает грызть ногти, портить одежду, верить в злых духов и т.д. То есть возвращается к более ранним, детским поступкам.  Рационализация – попытка объяснить свои бессознательные действия и поступки разумными вещами.  Проекция – это приписывание другому человеку чувств, мыслей, желаний, которые присущи самому.

Если субъект проекции оправдывает приписанные ему чувства, то бессознательные чувства человека получают разрядку, и человек чувствует себя удовлетворенным, так как может осознать реальность своих желаний. На основе механизма проекции возникли проективные методики.  Сублимация – это реализация сексуальных и агрессивных желаний человека в творческой деятельности.

Потому что именно в процессе творения, человек может достичь катарсиса. Фрейд все достижения творчества и искусства человечества считал продуктом сублимации. На основе сублимации возникла арт-терапи .  Цели коррекции.  – помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений.

 – овладение поведением, и, как следствие этого, возможность личностного роста для клиента. Техники коррекции. Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения. Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно.

 С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность. И наконец, с помощью четвертой группы методов психоаналитик пытается побудить клиента изменить характер своего функционирования в группе или мобилизовать свои внутренние ресурсы с целью изменения поведения.

 Выбор и эффективность того или иного метода зависят от целого ряда факторов, среди которых немаловажную роль играют характер проблемы клиента, степень восприимчивости человека, а также личность психолога . Позиция психолога.

Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента.

Обязательным условием профессиональной подготовки психоаналитика является прохождение длительного и подробного курса психоанализа. Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований. Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа.

 Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы.

 В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа (а в некоторых случаях такой курс может длиться до 20 лет, по несколько пятидесятиминутных сеансов в неделю). Основные стадии психоанализа Первая стадия – поиск болезненного очага (его вспоминание).

На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок, описок человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага. Вторая стадия – вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и их источниках.

Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться. Третья стадия – переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так называемое “переклеивание ярлыков”. Например, из “врага” в “неприятного человека”, из “подруги” в “знакомую” и т.д.

На этой стадии особое значение имеет внимательное и заботливое отношение психолога к клиенту, помощь клиенту в изменении его системы установок. Четвертая стадия – эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию.

 Пятая стадия – забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих стадиях . Психоанализ как психокоррекционный процесс включает следующие процедуры: – конфронтацию; – прояснение (кларификацю); – интерпретацию; – проработку.

 Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа. Кларификация состоит в четкой фокусировке значимых деталей. Интерпретация предполагает преобразование неосознанных деталей и явлений в осознанные.

 Проработка наиболее трудоемкая часть психоаналитической работы, так как требуется большое количество времени и усилий для преодоления сопротивления, которое выступает помехой на пути преобразования личности. Наиболее важной из этих процедур является интерпретация, все остальные ей подчинены: они либо ведут к ней, либо делают ее более эффективной.

 Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: 1. Метод свободных ассоциаций. 2. Толкование (интерпретация) сновидений. 3. Интерпретация. 4. Анализ сопротивления. 5. Анализ переноса .  1. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания.

Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты: – содержание высказываний; – последовательность высказываний; – блокировка высказываний. 2. Толкование (интерпретация) сновидений клиента, которое сам Фрейд называл “самым коротким путем в подсознательное”.

Во время сна ослабляются “Super Ego” – защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания. Сновидения – это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Именно эту функцию сновидения Фрейд обозначил как “работа сновидения” .

 Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов. 3.

Интерпретация представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры: 1 Идентификацию (обозначение). 2. Разъяснение (собственно толкование). 3. Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

 Основные правила интерпретации Идти от поверхности вглубь. Интерпретировать то, что клиент способен уже принять. Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе. 4. Анализ сопротивления.

Основные функции этой техники – обеспечить осознание клиентом своих защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление “Еgо” является главной помехой осознания личных проблем. Главное правило психоаналитика заключается в использовании для интерпретации наиболее очевидных защитных механизмов.

Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление “Еgо” (ибо психологическая защита необходима), а именно осознание защиты как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна. 5. Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос трактуется в качестве непременного атрибута психотерапиии специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.д.). Анализ “невроза переноса” – ключевой момент, так как он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента таким образом, что фигура психолога становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами первых лет жизни клиента. Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании . 

   В современном мире, с его интенсивным образом жизни, люди все чаще сталкиваются с проблемами психологического характера. Психоаналитики работают практически со всем спектром психологических проблем, за исключением требующих медикаментозного (психиатрического) лечения. Сегодня к ним все чаще обращаются те, кто стремится глубже понять свой внутренний мир и открыть новые пути развития своей личности. Это люди, как правило, с высокой внутренней культурой. Саморазвитие – часть их жизни. Они готовы глубже понимать себя, открывать бессознательное значение своих переживаний или беспокоящих их жизненных ситуаций. Тот, кто хочет пройти личный анализ, должен признавать свои психологические проблемы и трудности и понимать, что их источник находится внутри самого человека (а не только во внешнем мире)

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/shpargalka-po-discipline-psihokorrekciya/309090-2682690-place2.html

Medic-studio
Добавить комментарий