14. Дисфункциональная семья и ее характеристика: Дисфункциональные семьи Негибкость ролей, функции ригидны Правила

7 признаков дисфункциональной семьи

14. Дисфункциональная семья и ее характеристика:  Дисфункциональные семьи Негибкость ролей, функции ригидны Правила

Если семья не дает достаточной опоры всем членам семьи в психологическом, материальном, духовном плане. Препятствует здоровому взрослению ребенка. Скрывает внутренний глубокий семейный конфликт, замаскированный под красивым фантиком. Не является одновременно гибкой, но стойкой системой. Она дисфункциональная!

Чаще всего, когда говорят о дисфункциональных семья имеют ввиду семьи с зависимостью от алкоголя, наркотиков, семьи, в которых наблюдаются повторяющиеся элементы серьезного физического насилия и т.д.

На самом то деле существует достаточно много дисфункциональных семей, которые скрыты под маской «образцовой семьи», и именно поэтому когда в семье вдруг возникают серьезные проблемы с ребенком, нередко мы слышим такой вопрос: «Это же потрясающая семья врачей, педагогов, людей с высокими должностями, хорошим уровнем достатка и образованности.

Как это могло случиться, что их дочка (сын) сбежала из дома в подростковом возрасте с наркоманом, человеком из мест лишения свободы. Бросила престижный университет (не поменяв его на другой). Долго не работает, курит, ругается матом и т.д.»

Дисфункциональная семья – 7 признаков

На самом деле не все проблемные семьи проявляют признаки обязательно химической зависимости, или рассказывают о своих проблемах всему миру.  

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Иногда женщина, мужчина приходят на прием и говорят фразу: «Я вроде бы выросла (вырос) в семье, где не было разводов. Почему у меня все так?» «Меня физически не били, только часто ругали, а муж у меня насильник?»

Признаки дисфункциональности семьи могут быть в другом:

В семье существуют очень жесткие правила, которые все должны выполнять, не смотря на потоп, пожар и все стихийные бедствия.

«Ты должен идти на эту контрольную не смотря ни на что, а то будешь тупым и жить с медной кружкой под мостом. Скажи себе что ты сильный, и ты не будешь чувствовать, что заболел».

«Но мама, у меня ведь температура, а эта оценка не влияет на семестровую…» «Это не обсуждается!»

Эти правила часто не учитывают все обстоятельства меняющейся жизни и особенностей всех членов семьи. Не редко сюда попадают религиозные семьи, которые понимают веру на очень примитивном уровне. Вечно вспоминаю свою подругу, которая страдала от жирности волос и проблем с желудком.

«В понедельник голову нельзя мыть! Ты что! А сегодня вообще святой праздник! Этого есть нельзя, как ты могла?!» Подружка очень долго не могла противостоять своей властной матери.

И когда спросила после 20 лет: «Где в библии написано, что голову нельзя мыть в понедельник?» – реакцию матери лучше не описывать.

Во многих таких семьях вообще не принято признавать существование проблем вообще. Их нет. Отрицается слабость отца, наличие родственника с алкоголизмом (“папин брат живет далеко, это отрезанный ломоть”).

«Что ты мне такое рассказываешь, что от моих криков у тебя руки трясутся? Нервы в таком возрасте должны быть в …пе! Это у меня нервы, а у тебя глупости!»

«Какие такие мальчики в 16-18 лет?! Учиться нужно! Вырастешь, будешь дурочкой  и на работу никто не возьмет. Мальчики это не проблема – это твои фантазии и твоя лень». А через 10 лет. «Все твои подруги замужем, а ты в кого такая?»

В семье отрицаются некоторые темы вообще: секса (хороши примеры типа “мои родители сексом не занимались, как минимум я не помню”), смерти, отношений, существование в мире обмана, собственных ошибок (родителями отрицаются наличие троек в дипломе или какой-нибудь подправленной двойки по физкультуре в аттестате) и т.д.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

У меня как-то консультировались муж и жена, которые не сказали сыну, что бабушка умерла. Они говорили два года, что она в больнице. Это не смешно! Ребенок стал бояться попасть в больницу, думал что оттуда никогда не выпускают.

У меня была знакомая, у которой мама неплохо выстаивала отношения со своим мужем.

На мой вопрос, почему она не переняла ничего от матери, и почему ее отношения с мужчинами всегда идут жестко, криво и косо, она мне ответила, что эта тема никогда не обсуждалась.

А некоторые тонкости взаимоотношений почему то даже скрывались или отрицались. Мать, воспитанная в правильной семье не могла признать, что иногда тонко манипулировала отцом. Если это никому не вредило, что в этом плохого?

Внешние границы в семье очень жесткие, а внутренние очень размытые. Ворваться к подростку в комнату – не вопрос. Почитать личные дневники – прекрасно. Обсудить диагнозы ребенка со всеми соседками – нормально.

А физическое насилие, алкоголизм членов семьи, многочисленные сексуальные связи отца, взятки, вечные внутри семейные конфликты – нельзя выносить за пределы семьи. «Не выноси сор из избы». Как тогда попросить о помощи ребенку?

Манипулирование в отношениях. «Ну ты глянь, опять она о своем! Шубы у нее нет!» «И никто в этом доме не может хлеба купить. Все я!» «Передай своему отцу, что он дурак!»

Вместо прямого обращения: «Вася, купи завтра хлеба. Вася, ты ведь не прав.»

«Маша, в этом году шубы точно не будет. С подработками не сложилось. Давай отложим до следующего года.»

Если манипулятивные действия составляют основу отношений, то члены семьи либо не умеют выстраивать между собой конструктивные отношения. Либо за этим всем спектаклем лежит глубокий скрытый конфликт. Мать и отец давно не интересны друг другу и живут только, чтобы не потерять свои вторичные выгоды при разводе.

В семье идет смешение ролей. Из недавних консультаций. «Вот выйдешь замуж за богатого и ты мне должна: 1, 2, 3…1000. А можешь просто хорошо учится и устроиться на хорошую работу. И ты мне должна! Посиди с мамой в Новый год! Маме скучно! Ничего, что тебе 19».

Ты должна меня успокаивать, обеспечивать, брать ответственность на себя, решать мои проблемы, предугадывать настроение. Это взрослый человек должен предугадывать настроение особенно маленького ребенка, а не ребенок у своей матери!

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Взрослые вообще не выполняют тех правил, которые жестко требуют от детей.

«Это я прожила всю жизнь дурочкой, а ты напишешь диссертацию!»

«Не кури – это вредно!»

«Не выходи замуж за алкоголика – промучаешься!»

«Не выноси с завода детали, с фабрики масло, из канцелярии бумагу – попадешься!»

«Не ешь эти сосиски – в них одна туалетная бумага!»

Согласно исследованиям ученых, большинство вещей мы автоматически заучиваем в детстве из поведения своих родственников.

Если семья не дает достаточной опоры всем членам семьи в психологическом, материальном, духовном плане. Препятствует здоровому взрослению ребенка. Скрывает внутренний глубокий семейный конфликт, замаскированный под красивым фантиком. Не является одновременно гибкой, но стойкой системой.

Она дисфункциональная!опубликовано econet.ru.

Елена Мусаелян

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/7-priznakov-disfunktsionalnoy-semi

Дисфункциональная семья. 6 типов саморазрушающего поведения

14. Дисфункциональная семья и ее характеристика:  Дисфункциональные семьи Негибкость ролей, функции ригидны Правила

Психологически здоровые люди знают, что они чувствуют. Они способны облечь свои чувства в слова и высказать их другим.

Функциональная и Дисфункциональная семья.

Семья – это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все участники этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояние одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Семья функциональна пока жизни членов семьи принадлежат им самим.

Признаки дисфункциональной семьи

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий. Отрицание – слепота, страх посмотреть истине в глаза. Семья начинает признавать проблему спустя только много лет. Из-за стыда не признаются проблемы.

2. Вакуум интимности. Изоляция семьи. Никто не ходит в гости.

3. Замороженность правил и ролей. «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй», Чувства позволено проявлять только тем, кто в центре. Ребенок понимает, что высказывать эмоции небезопасно. Отрицательные эмоции накапливаются и замораживаются. Не умеют выражать горе, а соответственно и радость.

4. Конфликтность во взаимоотношениях. Эмоциональные расстройства. Взаимоотношения любви и ненависти.  Насилие в семье.

5. Недифференцированность “Я” каждого члена (“Если мама сердится, то сердятся все”). Созависимое поведение.

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной.  Не отделяется человек от его поведения. Дети берут вину родителей на себя.

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.

8. Склонность к полярности чувств и суждений.

9. Абсолютизирование воли, контроля.

Признаки функциональной семьи:

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям

8. Ошибки прощаются, на них учатся

9.  Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Э. Ларсен приводит шесть категорий выработанного с детства саморазрушающего поведения:

1) контролеры – их самооценка базируется на том, как много они могут сделать для окружающих людей, но не умеют заботиться о себе; Люди, которых они контролируют – не растут духовно, а становятся от них зависимыми.

Считают, что они лучше знают, как нужно жить другим. Не позволяют другим быть самим собой. Строят взаимоотношения с проблемными людьми, чтобы самоутверждаться за их счет и выглядеть лучше на их фоне. Развиваются созависимые  отношения.

Контролер не умеет доверять людям и Богу и сами пытаются играть роль Бога в жизни слабых людей.

2)угодники – их самооценка базируется на том, чтобы никого не рассердить, они никогда не заявляют о своих нуждах и поэтому всегда находятся в состоянии эмоционального голода; Хотят быть важными, ценными в своем окружении, предугадывать желания других людей. Их девиз по жизни: “Мир любой ценой”.

Они заботятся о желаниях и нуждах людей, не фокусируя внимание на себе. Им сложно ответить на вопрос “Что лично тебе нравится, или что ты любишь, чего хочешь, какие твои желания?” Потому живут чужими желаниями и исполняют их. Угодники платят большую цену, теряют свою личность, свою индивидуальность, становятся тенью других людей.

Их взаимоотношения нездоровы с другими людьми, они знают, что нужно другим, и считают, что другие должны догадываться о их желаниях и нуждах. Злятся, если не получают желаемого. Затем, впоследствии “тихо” разрывают отношения (внутри обижаются), их ведь не поняли! Чувствуют себя использованными. Когда вдруг “взрываются” от накопившихся эмоций, показывают другое лицо.

Всегда ищут другого человека, который его оценит и будет считать благородным. Таких людей обычно находят люди, которым отдают часть своих проблем.

3) мученики – они усвоили, что жить – это значит постоянно страдать, они добиваются боли, т.к. это норма. Часто встречаемый тип личности в христианстве. На этом смогли построить целые доктрины. Жизнь – это битва, постоянное страдание. Когда у мученика все  хорошо, чувствует себя дискомфортно.

Считают подсознательно, что чем больше страдают, тем ближе к Богу. Думают, что страданиями себя смиряют, но это не есть истинное смирение. Чем больше мы позволяем Богу показать нам наше сердце, тем более в правильном положении мы находимся. Часто мученики соприкасаются с контролерами, или могут иметь смешанный тип.

Мученику всегда необходимо страдать, если этого не происходит, эти люди зачастую сами провоцируют скандалы, чтобы страдание не прекращалось, усиливалось. Развивается зависимое поведение. Во всем видят только негатив и повод для страданий. Самоправедны, или наоборот находятся в самоосуждении и бичевании.

                 

4) работоголики базируют свою самооценку на деятельности. Завершение не является их целью, им достаточно постоянного движения; Конечный результат для них не важен, главное – процесс.

Не умеют отдыхать, чувствуют вину, когда ничего не делают. Работу ценят выше отношений, окружающих считают лентяями, все, кто работают или служат меньше их – раздражают. Взаимоотношения с Богом – “чем больше служу, тем больше угождаю Богу”.

Служение для них важнее, чем Бог.

5) перфекционисты – основа их самооценки недосягаема, оценивают все, исходя из нереального идеала; Их девиз: “Все должно быть совершенно!” Сосредотачиваются на мелочах. Мастера по нахождению ошибок. Все должно быть безупречно.

Воспринимают свои ошибки, как поражение. Сосредоточены на недостатках других. Их принцип: “Все или ничего!” Поражены страхом неудачи. Иногда выглядят, как ленивые или безынициативные, потому что берутся только за то, в чем уверены на 120%.

Часто остаются в тени из-за страха неудачи. Для них 99% удачи – это не все. Зачастую их талант остается не распознанным. Во взаимоотношениях с людьми недовольны и критичны. Им трудно принимать людей такими, какие они есть. Гордые самоправедные в всвоих достижениях.

Это современные фарисеи, которые благодарят Бога за то, что они не такие, как другие.

6) чечеточники – базируют свою самооценку на том, чтобы быть свободными. Они научились никогда не вступать в тесные отношения. Их девиз по жизни: “Быть свободным!” Сконцентрированы на свободе, близких отношений не строят.

У них много контактов, связей, которые помогают им чувствовать себя значимыми, они не понимают, что такие близкие взаимоотношения, это мастера полуправды, в отношения много не вкладывают, держат дистанцию, эгоистичны. Строят отношения только с теми, кто позволяет сохранять дистанцию в отношениях.

В семье также не строят близких взаимоотношений, или не связывают себя узами брака вообще. Им сложно соприкасаться с чувствами. Зачастую провозглашают много лозунгом, но не имеют близких взаимоотношений с Богом.

Но когда человек пытается изменить привычки – он чувствует страх и панику, т.к. эти реакции – средства выживания, когда человек был ребенком.

Задача – понять эти реакции, тогда будет легче избавиться (Т.,. Горский, 2003). Задачи позднего выздоровления:

1-я задача: понимать разницу между тем, что человек узнает в здоровой и дисфунциональной семье.

Следует понять, что на этом этапе нормально иметь глубинные проблемы. Это помогает принять себя и избавиться от стыда, вины и  роли, которые являются причиной саморазрушающего поведения.

Выбор: либо выздоравливать, либо повторяться.

2-я задача: восстановление тонкого баланса между аффективной сферой и сферой мышления.

В функциональной семье: Человек имеет способность реально оценивать себя, других людей, ситуацию.

В дисфункциональной семье: Человек не может адекватно оценивать ситуацию. Поэтому вместо развития происходит принятие “удобных” ролей в отношениях – человек принимает жесткие, негибкие роли ради своего выживания, и он настолько вцепляется в эти роли, как будто его жизнь зависит от этого, т.к. он верит в это.

3-я задача: Восстановить историю детства, обсудить ее с другими.

Цель – новое понимание детства. Необходимо делиться болезненными воспоминаниями с другими, это снижает стыд, вину и другие болезненные эмоции, препятствующие дальнейшему личностному росту.

4-я задача: понять связь межу поведением в детстве и во взрослом возрасте.

Т.е. понять, какое поведение, выученное в детстве человек использует сейчас. Т.к. цель позднего выздоровления – изменение, это возможно только при определении паттернов поведения, возникших в детстве, которые повторяются в зрелом возрасте.

5-я задача: изменение стиля жизни.

Проблема в том, что часто сознательное понимание собственных действий блокируется отрицанием и чтобы через это прорваться, надо составить список своих достоинств и недостатков, которые выработались в детстве и опираться на него для большего осознания собственных действий.

6-я задача: поиск нового поведения.

Если человек вырос в дисфункциональной семье, он научился пользоваться паттернами поведения, которые неидентичный ему, т.к. наиболее мощный процесс формирования личности происходит до 10-ти лет (Т.Т. Горский, 2003). Поэтому, когда человек обнаруживает стиль поведения, который действительно подходит ему, оно кажется

естественным, легким, свободным. Но это может произойти только при освобождении от проблем детства. Качественное прохождение всех предыдущих стадий выздоровления обеспечивает такое качество, как “сознательная воля”.

Дорога к исцелению.

«Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря «вот Сион, о котором никто не спрашивает.» (Иерем. 30:17).

«Господь… послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, … утешить всех сетующих, … За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них». (Исайя 61:1, 2, 7).

«Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленах ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме». (Исайя 66:12,13).

Для того чтобы перемены начали происходить, обычно требуются три вещи:

  • Нам должно быть достаточно больно, чтобы у нас был только один выход – измениться.
  • Мы должны хорошо знать, что у нас есть надежда на перемены.
  • Мы должны принять достаточно безусловной любви, чтобы у нас была мотивация к переменам.

Так как мы начинаем путешествие – исцеление, очень важно различать следующее:

  • Рана – требует исцеления от ранений и недостатка любви (Исайя 61:1-3; Матф. 4:23-24).
  • Отрицательное мышление – мы должны видеть себя такими, какими видит нас Бог. (Фил. 4:8; Иерем. 29:11; Пс. 149:4; 1 Иоан 3:1).
  • Грех или неповиновение – нуждается в исповедании и покаянии. (Марк 11:25; 1 Иоан. 1:9).
  • Темнота – мы должны заменить темноту на свет и истину. (Иоан. 8:32; Иер. 31:3; Иоан. 14:23; 16:27; 17:26).
  • Зависимость – мы должны быть свободны от угнетения. (Деян. 10:38; Лук. 4:18).

Десять нижеследующих принципов не обязательно являются шагами к исцелению, которым мы должны следовать в точном порядке, но каждый из них является частью процесса исцеления, через который мы проходим, так как мы взываем к Господу: «Измени меня, я не могу больше быть таким, каков я есть! Я хочу быть более похожим на Тебя!»

Исцеление начинается с момента осознания необходимости в нем.

« Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». (Откр. 3:17,18).

Все люди, живущие на земле, делятся на два типа: те, кто признают, что имеют проблемы и те, кто отрицает это. Слово «de – Nile» (река Нил в Египте) созвучно с английским словом «отрицать», а люди там содержатся в неволе.

Самый большой барьер на пути к исцелению это гордость. Гордость стремится обвинить других и, в тоже время, оправдывает свои собственные ошибки. Таким образом, гордость заставляет человека признать необходимость измениться для других, но не для себя.

Гордость также осуждает Бога и других, когда что-либо не получается. Гордость видит раны, нанесенные другими, и не хочет осознавать свои собственные слабости, ошибки и страдания. Гордость не любит брать на себя ответственность, когда дела идут плохо.

  • Все желания быть любимыми;
  • Все безразличия к нуждам других;
  • Все безразличия к чувствам других;
  • Все резкие и поспешные осуждения и решения;
  • Все проявления характера;
  • Вся резкость и раздражение;
  • Все чувства горечи;
  • Все чувства разделения и отчуждения;

Берут свое начало в гордости! Гордость всегда ищет своего! (из книги «Смирение» Эндрю Мюррея).

Вопросы, которые следует задать себе, когда приходит боль, разочарование, или непринятие.

  • Господь, чему Ты хочешь научить меня в этой ситуации? (Рим. 8:28, Быт.45:5, 50:20)
  • Какое отношение у меня должно быть к тем, кто причинил мне боль, или расстроил меня?

(Фил. 2:1-9)

  • Не нарушают ли мои действия какие-либо библейские принципы?

(Рим. 14:12, Мат. 5:23, 24, 1 Иоан. 2:11)

  • Как мои слова должны устроять, наставлять и принести восстановление всем людям,

вовлеченным в эту ситуацию? (Еф. 4:29-32)

  • Господь, должен ли я простить кого-либо в этой ситуации?

(Марк. 11:25-2б, Мат. 6:14, Лук. 23:43)

  • Господь, в чем Ты хочешь, чтобы я изменился, исходя из этого урока? (

Фил. 4:8, 9, Кол. 3:8-17)

То, как мы справляемся с непринятием и то, как мы изменяемся по Божьей воле, показывает насколько безопасно мы чувствуем себя, пребывая в Отцовской любви.

Уровни исцеления сердца.

1. Открытая область сердца – то, на сколько я открыт, даже эта открытая часть имеет маски.

2. Секретная область сердца. Мысли. Та, часть, которую мы скрываем. Стимулируется чувством вины и стыда.

3. Слепая область – Конкретные дела, поступки, которые человек за собой не замечает.

4. Тайная область. В ней сосредоточены все раны и боли. Руководят мотивы, внутренняя энергия, которая побуждает человека к словам, действиям. Эта область знакома только Богу.

Симптомы этой области влияют на другие области. Эта комната  способна получать Слово – РЭМА. Находятся замороженные вещи, которые нам не известны.

Бог знает, какую часть открыть, чтобы человек это пережил и выдержал.

Исцеление: срывать маски, говорить открыто о своих проблемах, слабостях, говорить об этом духовно, а не душевно. Прислушиваться  к людям, которые говорят со стороны,  особенно к близким, даже, если это неприятно слушать.

3 уровня исцеления.

1. Изменение внешнего поведения.

2. Работа Духа Святого с мыслями.

3. Исцеление сердца. Разобраться в причинах, почему так происходит.

Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/1985886.html

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

14. Дисфункциональная семья и ее характеристика:  Дисфункциональные семьи Негибкость ролей, функции ригидны Правила

Функциональные семьиДисфункциональные семьи
Гибкость ролей, взаимозаменяемость функцийНе гибкость ролей, функции ригидны
Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честностьПравила негуманны, им невозможно следовать
Границы признаются и уважаютсяГраницы либо отсутствуют, либо ригидны
Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говоритьКоммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся
Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликтыПоощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны, разрешать конфликты
Исход: приемлемый и конструктивныйИсход: неприемлемый и деструктивный

Из всех дефектовсоциализации личности наиболее опаснымиявляются семейные дефекты. Семьепринадлежит основная роль в формированиинравственных начал, жизненных принциповребенка. Семья создает личность илиразрушает ее, во власти семьи укрепитьили подорвать психическое здоровье еечленов.

Семья поощряет одни личностныевлечения, одновременно препятствуядругим, удовлетворяет или пресекаетличные потребности. Семья структурируетвозможности достижения безопасности,удовольствия и самореализации. Онауказывает границы идентификации,способствует появлению у личностиобраза своего “Я”.

(Колпакова Л. М.)

От того, как строятсяотношения в семье, какие ценности,интересы выдвигаются у ее старшихпредставителей на первый план, зависит,какими вырастут дети. Климат семьиоказывает воздействие на моральныйклимат и здоровье всего общества.

Ребенокочень чутко реагирует на поведениевзрослых и быстро усваивает уроки,полученные в процессе семейноговоспитания. Перевоспитать ребенка изпроблемной семьи практически невозможно.Ребенок усвоил определенные правила,и общество будет расплачиваться заподобные пробелы в воспитании.

Семьяподготавливает ребенка к жизни, являетсяего первым и самым глубоким источникомсоциальных идеалов, закладывает основыгражданского поведения.

Родители – первыевоспитатели – имеют самое сильное влияниена детей. Глубокие контакты с родителямисоздают у детей устойчивое жизненноесостояние, ощущение уверенности инадежности. А родителям приносятрадостное чувство удовлетворения.

Проблема отношенийродителей и детей – сложная и парадоксальная.Сложность ее – в скрытом, интимномхарактере человеческих отношений,щепетильности “внешнего” проникновенияв них.

А парадоксальность в том, что, привсей ее важности, родители ее обычно незамечают, ибо не имеют для этогонеобходимой психолого-педагогическойинформации.

Родители, как правило, невидят ни процесс развития отношениймежду ними и детьми, ни их последовательностьи логику, а начинают бить тревогу толькопосле возникновения тревожной конфликтнойситуации. А конфликт в отношенияхродителей и детей крайне редко возникаетслучайно и внезапно.

В здоровых семьяхродители и дети связаны естественнымиповседневными контактами.

Это такоетесное общение между ними, в результатекоторого возникает душевное единение,согласованность основных жизненныхустремлений и действий.

Природную основутаких отношений составляют родственныесвязи, чувства материнства и отцовства,которые проявляются в родительскойлюбви и заботливой привязанности детейи родителей.

Проблемадетско-родительских отношений определяетсявсем многообразием взаимоотношенийдетей и родителей, теми нарушениями вдетско-родительских отношениях, которыемогут оказывать существенное влияниена благополучие ребенка в семье и егодальнейшее развитие (12, стр. 93-95).

Особенностивнутрисемейных отношений изучали А. И.Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга,Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М.Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А.Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение детско-родительских отношенийвнес А. С. Макаренко, который разработалважнейшие вопросы семейного воспитания.В “Книге для родителей” Макаренкопоказывает, что семья является первичнымколлективом, где все являются полноправнымичленами со своими функциями и обязанностями,в том числе и ребенок.

Немалый интереспредставляют работы Э. Арутюнянц, вкоторых воспитание и детско-родительскиеотношения связаны с анализом семейнойструктуры. Она выделила 3 варианта семьи:традиционная, детоцентрическая исупружеская (52 стр. 65-66).

А. Е. Личко, изучаяпроблемы внутрисемейных отношений,выделил неблагополучные ситуации всемье (гиперопека, безнадзорность,ситуация, создающая “кумира в семье”,ситуация, создающая “золушек” в семье).Процесс социализации в семье предполагаетусвоение ребенком образцов нормативного,социально одобряемого поведенияродителей.

Их поведение до определенноговозраста становится эталоном дляподражания. Знание родительскихнорм-образцов и моделей поведенияпозволяет подростку не искать зановорешений в стандартных ситуациях, а вестисебя как бы автоматически, в соответствиис принятыми в данной среде и усвоеннымиличностью шаблонами.

Семейные ритуалы(свадьба, похороны, прием гостей и пр.)в наибольшей степени связаны снормами-образцами, поскольку степеньстандартизированности, повторяемостиситуаций повседневной семейной жизничрезвычайно высока.

Нестандартныеситуации регулируются с помощьюнорм-принципов, определяющих ценностнуюнаправленность действий ребенка и всехчленов семьи (15, стр. 23-25).

Современи происходят изменения в функцияхсемьи: одни утрачиваются, другиепоявляются в соответствии с новымисоциальными условиями. Качественноизменяются функции первичного социальногоконтроля и повышается уровень терпимостик нарушениям норм поведения в сферебрачно-семейных отношений.

Нарушениятех или иных функций влечет за собойдеформацию семейных отношений.Способствовать нарушениям может весьмаширокий круг факторов: особенностиличностей ее членов и взаимоотношениймежду ними, определенные условия жизнисемьи (13, стр. 45-47).

Например, причинойнарушений воспитательной функции семьиможет стать и отсутствие у родителейсоответствующих знаний и навыков, инарушений в их отношениях (конфликтыпо вопросам воспитания, вмешательстводругих членов семьи.) и хозяйственно-бытовыеи экономические отношения между членамисемьи. (Э.Г. Эйдемиллер, В.

Юстицкис,1999.). Таким образом, нарушение функцийсемьи делает её дисфункциональной,создающие условия десоциализацииребенка.

Источник: https://studfile.net/preview/3799640/page:3/

Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи

14. Дисфункциональная семья и ее характеристика:  Дисфункциональные семьи Негибкость ролей, функции ригидны Правила

Вместе с тем наблюдается тенденция к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению-.

Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна симметричность нрав и в то же время асимметричность ролей супругов.

Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характеристик для него самого. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйственно-практические качества, которые в прошлом определяли выбор супруги.

Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм.

Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. Частота регулярных обменов с родственниками постепенно снижается.

Следует подчеркнуть, что во многих странах, начиная с 70-х годов XX в., ряд исследователей настойчиво проводит идею концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений (Weiss R., 1970; Fletcher R., 1988; Roussel L., 1989; Голод С. И., 1998).

В качестве примера С. И.

Голод приводит следующие результаты опросов: хотя большинство мужчин положительно относятся к профессиональной деятельности женщин вообще, тем не менее почти все считают, что жена должна оставить службу сразу после рождения ребенка и заниматься исключительно домашним хозяйством до тех пор, пока дети не подрастут.

Из хозяйственных функций мужчины предпочитают совершать различные виды покупок и не склонны заниматься стиркой и уборкой квартиры. По мере увеличения размеров семьи и продолжительности брака фиксируется тенденция к перекладыванию большей части домашних забот на жену.

1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).

функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, крове и т. д.). Это способствует сохранению их соматического здоровья, восстановлению затраченных в разных видах деятельности физических сил.

Эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации.

Функция духовного (культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с предписаниями общества.

Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. С учетом социальных требований важно, что семья при этом осуществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества.

Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека (прежде всего, в самосохранении и продолжении рода).

С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте.

При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Наиболее важной особенностью семейных функций является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников (Навайтис Г., 1995).

Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть реализована и без ее участия. Однако только, в семье эти потребности могут быть удовлетворены комплексно и, значит, оптимально.

В других случаях их надо распределять между самыми разными людьми и социальными институтами.

Основываясь на данном понятии, мы выделяем два основных типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные.

Нормально функционирующая семья — та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Дисфункциональная семья — это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели родственников и общества в целом. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации.

В основе нарушения функций семьи могут лежать самые разные факторы: дисгармония в интимных отношениях, психологическая несовместимость супругов, отсутствие навыков и низкая культура общения, условия жизни и пр.

Например, причиной нарушения воспитательной функции может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков и, как следствие, их воспитательская неуверенность или конфликты между родителями, ведущие к противоречивому воспитанию ребенка.

Не менее весомым является фактор вмешательства в воспитание других членов семьи (бабушек, дедушек и пр.

) Еще один пример — причинами нарушения функции духовного (культурного) общения могут стать различия в социальном происхождении супругов, несовпадение уровня их образования, расхождение в интересах и ценностных ориентациях или просто низкая коммуникативная компетентность.

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА – предыдущая  | следующая –

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/funktsii-semi-normalno-funktsioniruyushhie-i-disfunktsionalnyie-semi/

Medic-studio
Добавить комментарий