14. Исследовательское поведение.: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, направленное на поиск и

Статья

14. Исследовательское поведение.: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, направленное на поиск и

Исследовательское поведение младших школьников и его развитие на занятиях междисциплинарного обучения.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Именно исследовательское поведение создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для младшего школьника – главный источник получения представлений о мире.

Но человек, создавая систему массового обучения, это обстоятельство учитывать не стал. Традиционное для большинства стран мира обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.

Благодаря этому у ребёнка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. Становится очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются каждому человеку в самых разных сферах жизни.

Использование собственного исследовательского поведения учащихся предполагает развивающий курс междисциплинарного обучения «Одарённый ребёнок». Он направлен на наиболее полное раскрытие и развитие интеллектуального и творческого потенциала одарённых учащихся. Но опыт показывает, что эта программа доступна всем детям.

Что же понимается под исследовательским поведением? Исследовательское поведение рассматривают: как поиск информации; как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределённостью. Мы рассматриваем исследовательское поведение как поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности.

В ходе многочисленных экспериментов неоднократно было доказано, что исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития, последняя обеспечивает адаптацию к динамичному окружению и является гарантией выживания данного организма и вида в целом.

особенность исследовательского поведения человека в отличие от животного в том, что исследовательская активность проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве.

Творчество является наиболее ярким проявлением исследовательского поведения.

Человек способен испытывать удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творчества, исследовательского поиска.

В воспитательном плане не менее важно другое наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребёнка может найти и находит выход в деструктивной деятельности.

Уровень развития потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует.

Поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов, обеспечивающих это ускорение.

Развитие исследовательского поведения, естественно, связано и с генотипом, и со средой, но самое важное то, что уровень его определяют не доминирующие генотипические или доминирующие средовые факторы, а их комбинирование в результате случайных и потому трудно прогнозируемых обстоятельств жизни индивида.

Для того, чтобы исследовательское поведение развивалось, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности.

Исследовательское поведение ребёнка может быть реализовано в любой предметной сфере.

Поэтому практически все виды деятельности, которые свойственны детям этого возраста, и практически все окружающие ребёнка предметы дают большие возможности для развития умений и навыков исследовательского поиска.

Игры. Игра часто выполняет функцию исследования. Для того, чтобы играть, вначале надо понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования. На уроках МДО целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры.

Игрушки. Для того, чтобы развивать у ребёнка нестандартное мышление и изобретательность, ему не следует предлагать много готовых игрушек. Детям нужны игрушки, способные к трансформации, к тому, чтобы можно было изучить их устройство.

На занятии по теме: «Точка зрения может изменить видение мира», чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, учащимся предлагалось рассмотреть одну из игрушек с четырёх сторон: прямо, сбоку, сверху, снизу и сделать зарисовки. Хотя детям и предлагались готовые игрушки, но поисковая активность развивалась, т. к. игрушки были предложены с целью исследования.

Конструирование. Опыт, получаемый учащимися в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Создавая постройки из деталей конструктора, склеивая несложные конструкции из бумаги, картона и ткани, конструируя из других материалов, ребёнок приобретает неоценимый опыт творчества.

Вот фрагмент урока по теме: «Существуют общие (универсальные) способы изменения вещей, с помощью которых можно создавать что-то новое».

Учитель: На прошлом занятии вы придумывали новые пословицы, изменяя старые. А можете ли вы придумать новые интересные картинки, используя старые?

Все дети дали утвердительный ответ.

Как мы можем проверить ваше предположение?

Ребята предложили попробовать создать новые картинки из старых.

Учитель раздаёт каждому ребёнку комплект из двух фигур, одна из которых правильной геометрической формы (квадрат, прямоугольник, круг), а другая – неправильной (типа облака, фасолины, кляксы).

Учитель: Придумайте новые, интересные вещи, используя две фигуры. Наклейте их на картон.

Готовые работы дети вывешивают на доске и представляют их, объясняя, как они получили новые предметы. Особое внимание обращается на способ работы с фигурами. Затем им предлагается разделить все работы на группы по характеру используемого приёма.

Изучение природы. Природа – важнейший и неиссякаемый в плане изучения объект. Почему дует ветер? Почему идёт снег? Кто раскрасил радугу? Эти и множество других вопросов волнуют детей. Они являются стимулом исследовательской активности. Этот факт используется и на занятиях МДО.

Например, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу о том, что изменения происходят всегда и везде – в природе, в обществе, вещах, созданных человеком, две группы наблюдали за изменениями в природе. Учащиеся одной из групп наблюдали за облаками, фиксируя изменения, происходящие с ними, а учащиеся другой группы – за эволюцией рептилий, используя картинки и текст к ним.

Исходное состояние объектов, промежуточное и конечное фиксировалось в рисунках.

Мы использовали на этом занятии ещё один вид деятельности, способствующий развитию умений и навыков исследовательского поведения – изобразительная деятельность. Дети много и охотно рисуют. Для учителя важно, с т. зр.

развития навыков исследовательского поведения, умело использовать импровизационные моменты изобразительной деятельности ребёнка.

Важно и то, что эта деятельность может быть коллективной, что активизирует коллективный исследовательский поиск.

Общение. Общение – прекрасный способ исследования человеческих отношений и самих людей. В общении дети учатся выражать свои мысли, расширяют собственное поле зрения и жизненный опыт.

На каждом занятии МДО организуется работа в микрогруппах, коллективная работа, что даёт возможность учащимся высказывать своё мнение, обосновывать его, учитывать мнение одноклассников, побывать в разных ролях (капитана, художника, рассказчика, учёного и др.).

На уроках МДО часто используется стремление ребёнка к сочинительству (фантазирование). Это явление также связано с исследовательской активностью.

Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребёнка.

Но детский мозг не в состоянии полностью перекомбинировать новую информацию, поэтому включается особый механизм психологической защиты – фантазирование.

Оно и помогает с помощью воображения достроить картину мира, дополнить пробелы в знаниях и опыте. Так проявляется познавательная функция фантазирования. Воображение активизируется развивается в результате исследовательского поиска.

Приведём пример детского фантазирования на занятии по теме: «Сказки, как и пословицы могут изменяться. Приём комбинации – ещё один способ получения нового.» Дети выбирают из набора фигурок героев разных сказок и придумывают новую сказку.

Красная Шапочка.

В одной деревне жила девочка со своей мамой. Девочку звали Красная Шапочка. Один раз мама попросила дочку навестить бабушку, дала ей корзинку, а в ней – пирожок да горшочек масла. Бабушка жила на другом краю леса. Красная Шапочка пошла через рощу.

Но вдруг на её пути появился Карлсон. Девочка удивилась, увидев летающего человека и спросила:

  • Ты кто?
  • Я Карлсон. Мой друг Малыш поехал отдыхать к родственникам в деревню, и я решил полететь за ним. А в лесу я собираю ягоды и ищу мёд. А ты кто?
  • Меня зовут Красная Шапочка. Я иду к бабушке, несу ей пирожок да горшочек масла.
  • А где живёт твоя бабушка?
  • В деревне за лесом.
  • А у твоей бабушки есть мёд и варенье?
  • Конечно есть.
  • Давай вместе навестим твою бабушку.
  • Ну пойдём.

Они вместе продолжили путь. По дороге Карлсон рассказывал смешные истории, произошедшие с ним и Малышом.

Но вдруг Карлсон заторопился, вспомнив про неотложные дела, и быстро улетел. А Красная Шапочка одна продолжила путь. По дороге она пела песни, собирала цветы.

Но Карлсон полетел не по делам, а к дому бабушки. Он постучал в дверь. Послышался голос:

  • Кто там?
  • Это я, твоя внучка Красная Шапочка.
  • Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

Карлсон дёрнул за верёвочку, дверь открылась. Он влетел в дом. Бабушка так испугалась летающего человека, что убежала к соседям. Карлсон лёг в её кровать, потому что услышал голос Красной Шапочки. Вскоре девочка постучала в дверь.

  • Дёрни за верёвочку, дверь и откроется, – сказал Карлсон.

Красная Шапочка дёрнула за верёвочку, дверь открылась. Девочка вошла в дом.

  • Здравствуй, бабушка. Как ты себя чувствуешь?
  • Здравствуй, внученька. Очень плохо: кашляю, чихаю. Дай мне, пожалуйста малинового варенья и мёда.

Красная Шапочка взяла мёд и варенье и подошла к бабушке.

  • Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
  • Чтобы лучше видеть, чем ты меня будешь лечить.
  • Бабушка, а почему у тебя такой большой рот?
  • Чтобы сразу съесть побольше лекарства. Лечи меня поскорей.

Девочка накормила Карлсона вареньем и мёдом.

  • Бабушка, тебе уже лучше? – спросила Красная Шапочка.
  • Нет. Внученька, дай мне ещё медку.

Так Красная Шапочка «лечила» Карлсона, пока всё варенье и мёд не были съедены. Наевшись, Карлсон от радости вылез из-под одеяла и начал летать. Девочка удивилась. Тогда Карлсон ей всё рассказал.

В этот момент от того, что летающий человечек съел много сладкого, у него заболел живот.

Красная Шапочка нашла бабушку и всё ей рассказала. Вместе они стали лечить Карлсона. Ему очень не нравилось горькое лекарство.

Когда Карлсону стало лучше, он извинился. Бабушка и внучка простили Карлсона и стали с ним дружить.

Таким образом, на каждом занятии курса МДО дети включаются в исследовательский поиск. Задача учителя – помочь им в проведении исследований, но ни в коем случае не лишать учащихся самостоятельности. Только в этом случае у ребёнка не угаснет любознательность, исследовательская активность, а значит и будет идти постоянное саморазвитие личности.

Источник: https://infourok.ru/statya-issledovatelskoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-i-ego-razvitie-na-zanyatiyah-mezhdisciplinarnogo-obucheniya-2386761.html

Приемы развития исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста в среде дополнительного образования

14. Исследовательское поведение.: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, направленное на поиск и


Встатье рассматриваются приемы формирования и развития исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в студии раннего развития детей в среде дополнительного образования.

Ключевые слова: познавательное развитие, исследовательское поведение, исследовательское обучение, познавательный интерес, познавательная активность.

Одним из принципов дошкольного образования, заложенных во ФГОС ДО, является принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В то же время стандарт определяет требование к образовательной программе в детском саду: обучение должно быть направлено на развитие личности ребенка, инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что укладывается в содержание программы определением направлений развития ребенка (образовательных областей), среди которых заявлена образовательная область «познавательное развитие».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [1]

Познавательное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с исследовательской деятельностью. Исследуя мир, ребенок познает его: его устройство, действующие в нем законы и причинно-следственные связи.

Исследовательская деятельность — та деятельность, которая отвечает не только за поисковую активность, но и за личностное развитие, развитие мышления, воображения, творческой активности. Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [2]

Исследовательская деятельность дошкольника — результат сформированного в ходе исследовательского обучения исследовательского поведения.

Исследовательское обучение — подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к изучению окружающего мира. цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [3]

Обучение, построенное на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, должно стать традиционным в любой образовательной среде, ориентированной на обучение и развитие дошкольников.

Исследовательское обучение можно рассматривать как одно из средств достижения части целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе в познавательно-исследовательской деятельности, в которой проявляет инициативу и самостоятельность; обладает развитым воображением, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. [1]

Исследовательское обучение имеет в основе формирование и развитие исследовательского поведения — поведения, направленного на изучение объекта, имеющего в своей основе психическую потребность в поисковой активности. [3]

Формирование исследовательского поведения возможно в рамках освоения дополнительных общеразвивающих программ различной направленности в среде дополнительного образования.

На любом этапе проведения учебного занятия по программе возможно включение заданий, упражнений, игр, которые будут ориентированы на развитие познавательного интереса и исследовательской активности ребенка — дошкольника (составляющих базу исследовательского поведения).

Это может происходить в рамках тренинга исследовательских способностей.

В ходе такого тренинга дети овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.

Они учатся видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Умка» и «По дороге к азбуке» используется спектр игр, заданий и упражнений, ориентированных на овладение навыками исследовательского поиска:

– научиться видеть проблемы (игры: «Карусель», «Волшебные превращения», «Тема одна — сюжетов много», «Почему так, а не иначе?»; упражнения «Посмотрите на мир чужими глазами» (котёнка, карандаша, лестничного пролета и т. д.), «Сколько значений у предмета», упражнения на наблюдение за явлениями, предметами и их связями);

– ставить вопросы (игры «Угадай предмет», «Чёрный ящик», «Спроси меня», «Юный корреспондент», упражнения с игрушками, предметами, цель которых — правильное построение вопроса для выявления информации о предмете).

Возможно обратное направление мыслительной деятельности детей за счет того, что вопросы задает педагог, а из ответов детей складывается представление о предмете, способах действия с ним, взаимодействии предмета с другими предметами: «Где и как это можно использовать?», «Почему?», «На что похоже?» и т. д.

– выдвигать гипотезы: задаем провокационные вопросы: почему голуби не сидят на ветках деревьев?, почему ветер дует?, почему вода течет?, почему три больше двух? и т. д.; задания на нахождение причины события: мы услышали сигнал пожарной машины…; представьте что было бы, если бы у каждого жителя Земли в руках оказалась волшебная палочка?

– давать определение понятиям (упражнения на описание, характеристику предметов и их свойств, сравнение, различение, обобщение; отгадывание загадок);

– классифицировать (игра «Коллекционеры», «Найди лишнее», задачи с ошибками);

– наблюдать (упражнения с использованием графического материала для сравнения: «Найди отличия», «Продолжи цепочку», «Что пропало?», «Найди ошибки»; упражнения с предметами, например: «Два карандаша», «Чьи это ботинки?» (по картине Винсента Ван Гога «Ботинки»), «Сыщики», цель которых на основе наблюдения высказать предположение, кому могут принадлежать эти предметы; наблюдения за предметами, явлениями природы);

– проводить эксперименты (проведение самостоятельных экспериментов с предметами для выявления их свойств, связей междк предметами: эксперименты с водой, неньютоновской жидкостью, красителями и жидкостями, со светом и т. д.);

– делать умозаключения и выводы (упражнения с использованием графических схем для выделения главного, анализа; упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения: «На что похоже?», «Что общего?», «Что это значит?», «Можно ли сказать, что…»).

Вышеперечисленные приемы формирования и развития исследовательского поведения дошкольников, используемые на различных этапах занятий по программам, могут стать основой целого занятия, самостоятельной (индивидуальной и групповой) деятельности ребенка.

Формирование и развитие таких исследовательских умений, как умение структурировать материал, готовить тексты собственных докладов происходит в рамках тесного сотрудничества педагога дополнительного образования, ребенка и родителей, в котором педагог выступает консультантом, а дети и родители — сотрудниками творческой исследовательской деятельности, оформляющими полученный материал.

Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи, защищать собственную исследовательскую работу формируется в ходе выступлений с полученными результатами перед товарищами по студии, родителями на открытых занятиях, участия в учебно-исследовательских конференциях разного уровня.

В итоге развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста становится залогом формирования самостоятельности ребенка в учебной деятельности, развития его творческого потенциала, дальнейшего развития исследовательского поведения ребенка в условиях начальной школы.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/279/62974/

Особенности исследовательского поведения и деятельности у дошкольников

14. Исследовательское поведение.: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, направленное на поиск и

Юлия Сергеевна Кравцова
Особенности исследовательского поведения и деятельности у дошкольников

Проблема формирования поисково-исследовательской деятельности у дошкольников не является абсолютно новой. Однако за последние годы взгляд на нее значительно изменился. Это связано с новыми требованиями, предъявляемыми к школьному и дошкольному образованию.

Согласно новым требованиям, ребенок должен быть субъектом в учении, общении, а также саморазвитии.

Ничто так не способствует становлению субъектности, как поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок поставлен в условия поиска и «открытия» новой информации, самостоятельной постановки задач и предположений, анализа получаемых результатов и их обобщения.

Активность ребенка в поисково-исследовательской деятельности несравнима с активностью, когда ребенку сообщается готовая информация, когда он действует в стереотипной ситуации. Добавим к этому, что в условиях поисково-исследовательской деятельности дошкольник проявляет высокую степень самостоятельности, помноженную на его личный и личностный опыт!

В раннем и дошкольном возрасте ребенок является исследователем, так как он впервые познает и «открывает» окружающий мир. В этом возрасте ребенок подобен энциклопедисту, он «открывает» новые знания о разных областях действительности. Н. Н.

Поддъяков указывает, что ребенок в дошкольном возрасте является тем человеком, который ежесекундно, ежеминутно и ежедневно экспериментирует, «открывает новые знания», поэтому поисково-исследовательская деятельность, по его убеждению, должна считаться одной из ведущих наряду с игрой.

Ребенка-дошкольника, считает он, невозможно ограничить в поисковой активности, которая связана с открытием новых знаний и умений. Этот вид деятельности является более ранним по сравнению с игрой.

Он настаивает на том, чтобы поисково-исследовательская деятельность считалась приоритетной в этом возрасте, наряду с игрой. Для ребенка дошкольного возраста познание окружающего мира сопровождается поисками. Н. Н.

Поддъяков по этому поводу говорил, что дошкольник использует многократные пробы и ошибки, причем совершает их постоянно. И оградить его от этого пути практически невозможно.

Это означает, что дошкольника необходимо научить целенаправленно искать, осуществлять поиск, экспериментирование с материалами, иначе метод слепых проб и ошибок может привести некоторых детей к отказу от поиска, не будет содействовать формированию целенаправленности, поисковой активности.

Будучи естественной потребностью, потребность ребенка в поиске может быть нарушена дефектами воспитания и обучения: частыми подсказками, регламентированными действиями и др. Интеллектуальная пассивность, которая является следствием указанных дефектов, проявляется в нежелании и боязни ребенка действовать в условиях нестандартной ситуации, в новых условиях, в предложении его показать, как делать, выполнять, в просьбах и требованиях дать образец и др.

Наше исследование показало, что дети, владеющие высоким уровнем поисковых умений, относятся к высокому типу личностного опыта, для которого характерна взаимосвязь полных, точных и осознанных знаний, сложившихся навыков и умений.

Итак, ребенок-дошкольник по своей природе исследователь, для которого характерна потребность открывать, изучать, проявлять высокую поисковую активность, использовать разумные пробы, которые трансформируются в поисковые действия. Для такого ребенка характерны интеллектуальные эмоции, которые он испытывает при встрече с новой ситуацией, с «открытием» нового знания (недоумения, удивления, радости, восторга).

В возрасте 4-6 лет ребенка волнуют вопросы: Почему? Зачем? Для чего? Эти вопросы отличает направленность мышления ребенка на внутренние связи и отношения между объектами и явлениями.

Исследовать различные связи и закономерности – это новообразование, которое связано с новыми формами мышления старшего дошкольника, направленными на поиск ответов на вопросы: Что это? Кто это? Особенно потребность исследовать развивается к старшему дошкольному возрасту, в котором ребенок уже не может довольствоваться готовыми ответами. В этом возрастном периоде дети могут широко экспериментировать с различными материалами и объектами. Неслучайно в программе «Детство» обозначен самый широкий диапазон экспериментального содержания по сравнению с предыдущими дошкольными ступенями, обозначенный в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (лед, снег, вода, пар, свойства воздуха и магнита, мыльных пузырей, пены, стекла, резины, воздуха, бумаги, дерева).

Чтобы у дошкольников развивалось исследовательское поведение, необходимо формировать соответствующие качества личности, развивать и совершенствовать ряд интеллектуально-поисковых умений (выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать промежуточные результаты с задуманным, с условиями задачи, давать оценку, обобщать получаемые сведения, делать выводы и др.). Педагогам ДОУ необходимо использовать специальное содержание и технологии, которые будут содействовать их формированию. А. И. Савенков, А. Н. Поддъяков предлагают для формирования исследовательских умений, таких как: умение видеть проблемы, анализировать содержание, выдвигать предположения (гипотезы, осуществлять поиск информации, умение классифицировать, умение обобщать полученные данные, делать выводы и др. специальные задания и игры, развивающие эти умения. Так, на формирование умения видеть проблемы А. И. Савенков предлагает задания: «Посмотри на мир чужими глазами», «Продолжи рассказ», «Посмотри на ситуацию со стороны других» (называются одушевленные и неодушевленные герои, «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Назови как можно больше признаков предмета» и др. На формирование умений выдвигать гипотезу автором предлагаются задания: «Найдите возможную причину события», «Что случилось бы, если,.», на умение задавать вопросы – «Угадай, о чем спросили», игры «Вопросы машине времени», «Вопросы незнакомца», «Вопросы домашних животных, если бы они умели говорить.» и др. Учитывая возможности, интересы и диапазон знаний дошкольника можно начинить эти задания и игры соответствующим содержанием.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять соб-ственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

При организации поисково-исследовательской деятельности следует помнить, что мальчики и девочки по-разному слушают и слышат, смотрят и видят, по-разному чувствуют и говорят, осознают и переживают события.

Итак, для дошкольника важными особенностями познавательной деятельности являются любопытство, переходящее в любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск и «открытие» новых знаний.

Основными методами познания неизвестного на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей разного дошкольного возраста в условиях педагогического процесса в детском саду и дома должны стать наглядные и практические методы.

Литература:

1. Дыбина О. М., Поддъяков Н. Н. и др. «Ребенок в мире поиска». – М. ,2006

2. КосолаповаН. Г. «Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов».-Иркутск, 2008

3. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания».- Ярославль,2002.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-isledovatelskogo-povedenija-i-dejatelnosti-u-doshkolnikov.html

Развитие исследовательского поведения дошкольников

14. Исследовательское поведение.: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, направленное на поиск и

Развитие исследовательского поведения дошкольников в художественно-творческом развитии с помощью игровых технологий, изобразительной деятельности и экспериментов смотреть здесь

Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

     Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Исследователи проблемы (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.Ф.

Добрынина, А.К. Дусавицкий,А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова и др.

) условно различают следующие стадии развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности:

– любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской деятельности служит обычно его первотолчком;

– любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

На этой стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;

– собственно исследовательская деятельность – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

    Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

    Исследовательское поведение – поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; фундаментальная форма взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная  на его познание, сущностная характеристика деятельности человека (Поддьяков А. Н.- доктор психологических наук, профессор МГУ).

    Стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Данное стремление универсально и проявляется в исследовательском поведении.

Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта.

У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

    В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения (заложено генетически).

    Для дошкольника исследовательское поведение – это главный источник получения представлений о мире.

Поэтому задачей обучения исследовательскому поведению является формирование у ребенка универсальных умений и навыков: осваивать предметы окружающего мира и переносить эти умения на любую сферу деятельности.

Именно такое поведение выполняет в жизни человека функцию развития, а это помогает человеку адаптироваться легче и быстрее в различных условиях.

    В каждом моменте пребывания детей в детском саду можно найти элемент или комплекс того, что составляет исследовательское поведение (привести примеры).

  Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения – максимальное снятие запретов в исследовании, чтобы можно было иметь разные возможность для проб, опытов, фантазии и конструирования!

    Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».

    Исследуя проблему развития исследовательской деятельности, мы остановимся на некоторых специфических особенностях данного понятия.

Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее механизмы т.е психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов.

К ним относятся по мнению Савенкова А.И. профессора кафедры психологии МПГУ, доктора педагогических и психологических наук :

  • – интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;
  • – эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;
  • – волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н. Мясищева, Н.Г. Морозовой, А.И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • – творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности.

    Вслед за Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом можно считать, что исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности.

Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка.

Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

   Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыки исследовательского поиска и умения логического, творческого  и исследовательского мышления.

Исследовательское мышление

  А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление:

  • – Культура мышления;
  • – Конвергентное мышление;
  • – Дивергентное мышление;
  • – Познавательная функция.

Рассмотрим умения и навыки, формирование которых предлагается А.И. Савенковым в каждом из четырех блоков:

Культура мышления:

– развитие умения видеть проблему – это интегративное свойство. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Многие ученые утверждают, что увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решать.

Но, выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Ведь даже взрослый человек ясно формулирует проблему лишь тогда, когда проблема уже решена.

Поэтому вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

– формирование умения выдвигать гипотезу. В этом процессе требуется оригинальность и гибкость мышления, его продуктивность. (Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений). «Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск»[40].

– поддержка желания и умения задавать вопросы – важный компонент любого исследования.

– учить давать определения различным явлениям и понятиям. Определение является одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в исследовании, общении, споре.

С точки зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явления, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство и др.

«Для этого надо научить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному общению».

– развитие образного мышления, более свойственного ребенку, как одно из средств познавательной деятельности.

– развитие умения классифицировать.

– учить анализировать, выделять главное и второстепенное.

– обучение делать выводы.

– развитие внимание и наблюдательности.

Конвергентное мышление – характеризуется сфокусированным на решении определенной проблемы или достижении конкретной цели объединением или синтезом информации, знаний. Его часто связывают с решение проблем, особенно имеющих достаточно простые верные решения.

Оно активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Этому виду мышления уделяют большое внимание традиционно образовательные программы. Оно очень важно для развития умственных способностей в целом.

«Этот вид мышления при всей своей внешней отдаленности оттого, что обычно называется творчеством, активно задействован в исследовательском поведении, в особенности на этапах проверки и доказательства гипотез, на этапе систематизации полученных сведений».

Дивергентное мышление (творческое) – характеризуется одновременным поиском в нескольких или многих направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблем аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством.

    Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. «В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам».

Познавательные функции:

– память;

– внимание;

– восприятие и др.

  Мониторинг исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующим показателям:

    Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы.

  1. Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях.
  2. Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества).
  3. Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата).
  4. Настойчивость, вариативность исследовательского поиска.
  5. Положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.

   Можно ли обучать детей дошкольного возраста навыкам проведения самостоятельных исследований? Можно. И нужно.

   Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. цель исследовательского обучения — формирование у воспитанников готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Решающую роль в  работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций», познавательная деятельность с элементами экспериментирования.

Первые позволяют развивать  у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого.

Вторая форма  конкретно формирует представления об объектах и явлениях, и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний.

   Для детей старшего дошкольного возраста  планируется интегрированная образовательная деятельность.

Её целью является  выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать ребенка, развитие  творческого мышления.

В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.

    При разработке содержания познавательной деятельности, учитываются следующие условия:

 – предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);

 – чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;

 – содержание  должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;

 – эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес деятельности стимулирует познавательную активность детей.

   Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия и рассуждения, в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами.

Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения.

Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.

    Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:

«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки-путаницы».

Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.

    Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.

    Исследовательская деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим.  На прогулках,  в окружающей действительности планируются наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике.

    Наиболее эффективные формы реализации исследовательской деятельности: методы исследовательского обучения и проектные методы.

    Исследовательская деятельность состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа, она свободна и нерегламентирована.

Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека, бескорыстный поиск истины  «пойти туда не знаю куда и попытаться найти то не знаю что…» Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности.

    Проектирование – последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов, составление четкого плана проводимых изысканий, исследовательский поиск в решении какой-то практической задачи, получении продукта. Формулируется, цель, задачи, гипотеза (конечный результат).

     Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью взрослых.

Это может быть воспитатель, психолог или родители ребенка. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые.

Например, творческие проекты «Новогодняя елочка», «Сказочный мир цветов», «Откуда краски к нам пришли?» вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации.

    Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков.

    Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности можно организовать Центры экспериментирования.

В них имеются  различные виды материалов: природный, бросовый, бытовой; пищевые красители, сыпучие продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

     Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

     Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

    Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта можно оформить схемы.

Условия формирования исследовательской деятельности

    Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования.

    В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые (актуальные) ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребенка в активную позицию в освоении ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности.

   Создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта. Такая среда строится на принципах, разработанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой[35]:

  • – Принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами экспериментально-исследовательской деятельности;
  • – Принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами;
  • – Принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует, то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозначить изучаемое отношение между объектами и явлениями;
  • – Компенсирование и гибкое зонирование. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы и др.;
  • – Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознание своей гармоничности в мире природы.

   В мини-среду научной лаборатории вносят модели последовательности проведения экспериментов, соотнесенные с реальными объектами, явлениями, предметами в группе; Детям предлагаются модели знакомых игр, позволяющие им или повторить пройденный материал, или изменить его, закрепить в естественной игровой среде.

    Материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощенным.

    Во всех мини-средах должны иметься общие знаки и символы, отражающие неживую природу, растения, животных, человека и связи с ними, а также позволяющие отразить изменения своего эмоционального состояния при достижении положительного или отрицательного результата эксперимента.

Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цель мини-сред, где бы осуществлялось развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника.

Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

Требования к подготовке педагога.

    Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них:

  • Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном».
  • Уметь находить и ставить перед воспитанниками реальные исследовательские задачи в понятной для детей форме.
  • Уметь увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.
  • Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.
  • Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.
  • Уметь быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение.
  • Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
  • Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.
  • Поощрять и всячески развивать отношение к исследовательским процедурам.
  • Уметь стимулировать предложения воспитанников по выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.
  • Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.
  • Уметь закончить проведение исследований до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

Источник: https://30art.tvoysadik.ru/site/pub?id=379

Medic-studio
Добавить комментарий