14. Методы профессиографирования.: Профессиография – технология изучения профессий и требований,

Методы и схемы профессиографирования

14. Методы профессиографирования.: Профессиография – технология изучения профессий и требований,

Традиционно выделяют следующие основные методы профессиографирования.

Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности. Среди организационных методов выделяются:

– сравнительный метод (исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах – для «сравнения»);

– лонгитюдный метод («срезовый», часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда; используется при прогнозировании эффективности труда данных людей, в решении кадровых вопросов и др.);

– комплексный подход, объединяющий различные междисциплинарные исследования.

Методы сбора эмпирических данных, среди которых выделяют:

– изучение документации по данной профессии;

– наблюдение за работой специалистов;

– опрос специалистов (экспертный метод);

– изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

– трудовой метод (метод «включенного эксперимента», который называют иногда «методом Петра I»), предполагающий работу исследователя по данной профессии с целью лучшего ее познания и даже «прочувствования» изнутри;

– метод искусственной деавтоматизации. Суть метода – исследовать не столько сформированные – автоматизированные – навыки работника, сколько саму трудовую деятельность, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в основу тонкого профотбора. И.Н. Шпильрейн еще в 1929 г.

писал: «Психотехнически правильны тесты по профотбору, которые в наименьшей, практически приближающейся к нулю, степени дают испытуемому возможность использовать при испытаниях прежде приобретенные профессионально важные знания и навыки как элементы общей автоматизации профессиональной деятельности… Эта деятельность у профессионала автоматизирована и потому недоступна изучению»;

– биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь данного профессионала (профессионалов) на основании опроса и изучения документации;

– метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естественных факторов или влияния, специально организованного);

– метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделить и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.

Методы обработки эмпирических данных:

качественные методы анализа: экспертная оценка; сравнительный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;

количественные методы анализа: статистический анализ; графический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений).

Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полученные результаты и выявить определенные закономерности трудового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

– структурно-системный анализ, который предполагает психологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические модели конкретной трудовой деятельности;

– функционально-структурный анализ, предполагающий психологический анализ функциональной структуры трудовой деятельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т.е. выявляются психологические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).

Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. По Е.М. Ивановой, вся трудовая деятельность включает две основные составляющие: субъект труда и объект труда:

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

– объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы…);

– социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

– профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);

– операторная психологическая структура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

– эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).

Объект труда характеризуют следующие моменты:

– история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс – НТП, социально-экономический прогресс…);

– социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);

– сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда – средства труда – трудовая задача;

– структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль);

– операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы в процессе профконсультирования. Ниже представлены несколько таких вариантов.

1.

Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии: а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда…); в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

2.

Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы: 1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)? 2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы? 3) что является предметом труда (над чем работают)? 4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)? 5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)? 6) каковы конкретные критерии оценки труда? 7) какая необходима квалификация? 8) при помощи каких средств выполняется работа? 9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)? 10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)? 11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? 12) какова интенсивность труда? 13) какова степень опасности и ответственности труда? 14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)? 15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)? 16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).

Источник: https://students-library.com/library/read/99942-metody-i-shemy-professiografirovania

Методы профессиографии

14. Методы профессиографирования.: Профессиография – технология изучения профессий и требований,

Научное описание профессии предполагает ана­лиз как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интег­ральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта тру­да. В профессиографии используется множество раз­нообразных методов:

ü социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

ü психологические (беседа, наблюдение, экспери­мент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продук­тов деятельности и др.);

ü физиологические (регистрация ЭКГ, измере­ние артериального давления, антропометрических и технических данных);

ü описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия методов необходимо выб­рать те, которые позволяют с минимальными затрата­ми времени, сил и средств получить достоверные от­веты на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

При разработке комплекса методов роль системо­образующего фактора играет цель исследования.

Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оцен­ка габаритов рабочего поста, его организация, струк­тура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, вне­штатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.

Разрабатывая профессиограммы для профориен­тации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характери­стике профессии.

Достаточно подробно исследуются условия труда как технико-технологические, так и со­циально-психологические.

Важное направление иссле­дований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологи­ческих свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях проф­ориентации и профотбора особенно важны психодиаг­ностические исследования.

Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, сту­дентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу.

Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязаннос­тей и условий труда нельзя организовать профориен­тацию, профотбор и определить профпригодность кан­дидата для работы.

Следующее направление профессиографических исследований – изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, дру­гих неблагоприятных состояний, борьбы с травматиз­мом, снижения заболеваемости.

Основная цель иссле­дований – изучение условий и режима труда и диаг­ностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессио­нальную среду и деятельность.

В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиеничес­кие, медицинские, психологические и физиологи­ческие.

Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует по­мнить о необходимости всестороннего изучения про­фессии. Выполнению этого требования помогает ис­пользование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

ü общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

ü описание конкретных рабочих мест; психологичес­кий анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

ü психологический, физиологический и антропомет­рический анализ рабочих движений;

ü пооперационный анализ трудовой деятельности;

ü фотографию рабочего дня, хронометраж;

ü изучение индивидуального стиля деятельности;

ü анализ ошибочных действий;

ü оценку санитарно-гигиенических условий труда;

ü динамику работоспособности за смену, неделю, бо­лее длительный период.

Е.М. Иванова выделяет следующие основные методы профессиографирования[17].

Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности:

1. Сравнительный метод – исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах.

2. Лонгитюдный метод – часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда, используется при прогнозировании эф­фективности труда данных людей, в решении кадровых вопро­сов и др.

3. Комплексный подход, объединяющий различные междис­циплинарные исследования.

Методы сбора эмпирических данных:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод (метод «включенного эксперимента», кото­рый называют иногда «методом Петра I»), предполагающий ра­боту исследователя по данной профессии с целью лучшего ее по­знания и даже «прочувствования» изнутри;

6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных – автоматизированных – навыков ра­ботника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в ос­нову более тонкого профотбора;

7) биографический метод, позволяющий исследовать профес­сиональный путь работника на основании опроса и изучения до­кументации;

8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естествен­ных факторов или влияния специально организованного);

9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристи­ки данного труда.

Методы обработки эмпирических данныхподразделяются на:

ü качественные методы анализа– экспертная оценка; сравни­тельный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различ­ные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;

ü количественные методы анализастатистический анализ; гра­фический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений).

Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полу­ченные результаты и выявить определенные закономерности тру­дового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

ü структурно-системный анализ, который предполагает пси­хологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические мо­дели конкретной трудовой деятельности;

ü функционально-структурный анализ, предполагающий пси­хологический анализ функциональной структуры трудовой дея­тельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т. е. выявляются психо­логические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).

О.Г. Носкова[18] выделяет еще один метод психологического анализа профессий – Алгоритмическое описание трудовой деятельности.

В кибернети­ке, теории управления, алгоритмом (или логической схемой) называют символическое изображение совокупности актов (опе­раторов, или действий) и проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности.

На обыденном уровне алго­ритмом обозначают некоторое правило, руководствуясь которым можно достичь нужного результата. Метод алгоритмического опи­сания труда предназначен для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами.

Со­ставленные схемы могут служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности.

Теория алгоритмов начала использоваться для описания тру­дового поведения человека с конца 50-х гг. XX в., когда важно было найти единый язык фиксации операций, выполняемых ма­шиной, и трудовых действий людей (Ляпунов А.А.[19], Шестопал Г.А., 1957). Алгоритм может быть представлен в виде текста, символи­ческой строчной записи или граф-схемы.

Стрелками на такой схе­ме изображают последовательность действий человека, выполня­ющего алгоритм. В простых случаях проверка логических усло­вий требует принятия решения при выборе из двух вариантов. В трудовой деятельности работнику иногда приходится выбирать из большего количества вариантов, учитывать вероятность после­дующих событий.

При составлении алгоритма психологу важно вы­яснить типичное протекание деятельности и возможные отклоне­ния от нормы, узнать их наиболее частые причины.

В целом имен­но составление алгоритмического описания организует и дисцип­линирует психолога, помогает ему не ограничиваться случайны­ми наблюдениями или первыми попавшимися описаниями тру­дового процесса, но по возможности выяснять полную картину вариантов, задач и ситуаций.

Составленный алгоритм помогает в исследовании индивиду­альных стилей работы. На схеме алгоритма могут быть отмечены особенно сложные участки, вызывающие трудности, связанные с частым браком, с опасными моментами.

Кроме названных в качестве методов профессиографии могут использоваться все ранее изученные методы психологии труда.

Можно выделить различные конкретные схемы (программы) профессиографирования. Е.М. Иванова выделяет две основные составляющие: субъект и объект труда[20].

Субъект трудапредполагает выделение и описание следующих характеристик:

1) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);

2) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о со­циальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной сре­ды, отношение к своей профессиональной деятельности);

3) про­фессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу икак крезультату);

4) операторная психологическая струк­тура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

5) эмоционально-волевая струк­тура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функ­циональное состояние субъекта труда).

Объект труда:

1) история и перспективы развития данного тру­дового процесса (научно-технический прогресс, социально-эконо­мический прогресс);

2) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; соци­ально-технические характеристики объекта труда; социально-эко­номические характеристики объекта труда);

3) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда, средства труда, трудовую задачу; б) структуру условий труда: мик­роклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда (нормирование, планирование, кон­троль);

4) операционально-техническая структура труда (опера­ционально-технологические действия; правила исполнения тру­довых действий).

Е. С. Романова и Г. А. Суворова[21] предложили несколько более компактные программы описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами:

Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:

1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, опла­та труда);

2) организация и условия труда (социальные и физиче­ские условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда);

3) документация по текучести кадров, по сбо­ям в работе и т. п.;

4) подробное описание самой трудовой деятель­ности (основные операции и действия);

5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:

1. Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?

2. Какова эффективность (основ­ные критерии эффективности) и цель работы?

3. Что является предметом труда (над чем работают)?

4. Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?

5. На ос­новании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?

6. Каковы конкретные критерии оценки труда?

7. Какая необходима квалификация?

8. При помощи каких средств исполняется работа?

9. В каких условиях выполняется работа (тер­риториальных, гигиенических, эстетических)?

10. Какова органи­зация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?

11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?

12. Какова интенсивность труда?

13. Какова степень опасности и ответственности труда?

14. Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)?

15. Какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)?

16. Какие условия, требования и ограничения характерны для ра­боты (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).

Профессиограмма обычно составляется в виде текстового опи­сания. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо таблицы или в форме «аналитического графи­ка». Конструктивный способ представле­ния профессиографических материалов разработан Е.М.

Ивано­вой (1992), которая упорядочила процесс психологической ин­терпретации трудовых действий работника.

Психограмма профессионала может быть также представле­на в форме диаграммы (прямоугольной или круговой), на которой в количественной форме ото­бражаются требования к ПВК для конкретной профессии. Например,

Типы психограмм Название ПВК
Зрительное восприятие Слуховое восприятие Память Внимание Воображение Технический интеллект Словесно-логический интеллект Организаторские способности Устная речь Общительность Самоконтроль Психомоторика
психограмма профессионала
уровень собственных способностей
3 балла – высоко развиты способности
2балла – средне развиты способности
1балл – ниже среднего развитие способностей

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму?

2. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?

3. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования?

4. Каковы основные принципы профессиографии?

5. Какие требования предъявляются к психограмме?

6. Какими методами психологи изучают профессии?

7. Предложите перечень основных вопросов для разработки комплексной профессиограммы.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003
3. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
5. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
6. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003

[1] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 145

[2] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80

[3] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 22

[4] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 146

[5] Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. – М.: ИНФРА-М, 1997

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. – М.: ИНФРА-М, 1998

[6] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80

термин психограммабыл предложен Вильямом Штерном в книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921)

[7] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28

[8] Василейский Серафим Михайлович (1888-1961)

[9] Схема предложена Б.Ф. Ломовым (1984)

[10] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 91

[11] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.146

[12] Оптация (от лат. optatio – желание, выбор) – принятие решения о выборе пути профессионального развития

[13] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 31-34

[14] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 23

Маркова Аэлита Капитоновна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и дефектологии Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при АПН СССР, Москва

[15] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28

[16] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.150-152

[17] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 37-49

[18] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 48-50

[19] Ляпунов Алексей Андреевич (род. 1911г. – ум -?) один из основоположников кибернетики, отец российской кибернетики, основателя московской и сибирской школ кибернетики и теоретического программирования.

[20] Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987, С. 32-33

[21] Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990, С. 134-148

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_324588_metodi-professiografii.html

Реферат: Профессиографические методы изучения профессий. Личностные методы изучения профессий

14. Методы профессиографирования.: Профессиография – технология изучения профессий и требований,

Вопрос:

1. Профессиографические методы изучения профессий.

2. Личностные методы изучения профессий.

План:

Страница
Введение…………………………………………………..3
Профессиографические методы изучения профессий…4 – 8
Личностные методы изучения профессий………………9 – 11
Библиография……………………………………………12

Введение

Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте. Вместе с другими науками инженерная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.

Изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда, но и профессия и даже жизнь трудового человека.

Инженерная психология тесно связана с психологией труда. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и орудиями труда, с физической и социальной средой.

Идеи теоретического обоснования дифференцированного подхода к анализу деятельности при решении различных научно-практических задач также нашли свое отражение в целом ряде современных работ по психологии труда. Так, анализируя психологические особенности трудового обучения, В.В.

Чебышева опирается на теоретические и экспериментальные данные об общих особенностях человеческой деятельности, разработанных в отечественной психологии. К.К.

Платонов, рассматривая некоторые методические приемы профессиографии, отмечает необходимость дифференцированного подхода к решению различных практических задач и показывает специфику профессиографирования при решении задач профотбора и профориентации.

Профессиографические методы изучения профессий

Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности.

В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда.

Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач.

Традиционными в профессиографии являются методы опроса, наблюдения, экспери­мента, которые дополняются регистрацией ряда факторов и функций, анализом документации и различными формами самонаблюдения

Анализ документации .

Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Важным является и изучение текущей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т.д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов.

Метод опроса . В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков.

Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно.

При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи.

Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства.

Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее подготовленных ответов).

Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором.

Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого в том, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы.

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

Метод наблюдения . Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы.

Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку. Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноименных элементов. Данные наблюдения обычно дополняются объективными данными.

Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего. В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е.

«проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблюдателя как ученика и объяснять ему необходимые действия.

Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь.

Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода .

Экспериментальный метод . Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально важными.

Результаты экспериментального исследования сопоставляются с профессиональной успешностью при помощи метода корреляции . Если, например, оказывается, что большинство лучших работников при испытании какого-либо свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работники — относительно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для данной профессии.

Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспериментальными оценками и практикой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными.

Если предварительной психограммы нет, то с помощью экспериментального метода пытаются определить психологическую сущность профессии вслепую и подчас приходят к неверным выводам. Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на обычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине электровоза и т.п.).

Создание экспериментальной ситуации может остаться вне сознания участников эксперимента, в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдаемого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимента.

В других случаях (например, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочего места) экспериментальная ситуация создается открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое исследование требует особенно тщательной подготовки.

Особенностями производственного эксперимента являются неизбежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу.

Личностные методы изучения профессий

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных опросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника. Такими свойствами могут быть нейтротизм, экстраверсия — интраверсия.

Более сложную картину личности работника получает исследователь, обратившийся к шестнадцатифакторному опроснику Кеттела. Выраженность того или иного фактора у данного лица опре­деляется с помощью 10—13 вопросов, ответы на которые в неявной форме характеризуют эти свойства.

Такими вопроса­ми по отношению к фактору Кеттел считает, например, сле­дующие: оказывается ли у Вас, как правило, достаточно энер­гии в тот момент, когда это больше всего необходимо? Часто ли Ваше здоровье заставляет Вас менять свои планы? Вы спите крепко, не разговариваете и не ходите во сне? Вы в целом довольны своими родителями? Чувствуете ли Вы иногда побуж­дение бесцельно пересчитывать какие-либо предметы? Ваши эмоции толкают Вас иногда на такие действия, которых Вы сами от себя не ожидали?

Следует обратить внимание на одну особенность личностных опросников, общую для опросников Айзенка, Кеттела, MMPI (Мивнесотский многофакторный личностный опросник), разра­ботанных зарубежными психологами и психиатрами: диагноз личности, полученный с помощью этих опросников, довольно неустойчив, заметно изменяется с изменением жизненных обсто­ятельств опрашиваемого. Например, такие утверждения, как: я сплю крепко; обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на шум; я начинаю нервничать, когда задумы­ваюсь обо всем, что меня ожидает; когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство и т. п. — по-разному могут приниматься одним и тем же чело­веком в разные периоды его жизни. Известно, например, что под влиянием болезни или серьезных неприятностей человек часто интравертируется (снижается его потребность в общении). Для медицинского психолога и представителей ряда других специальностей такая особенность личностных опросников выступает как достоинство, для целей профессиографии она выступает как недостаток.

Более стабильную информацию о личности дает метод неза­висимых характеристик К. Платонова. В соответствии с разработанной программой опрашиваются товарищи по рабо­те, непосредственное начальство, другие работники, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специа­листа, — всего 5—7 человек.

Оценка каждой черты личности должна опираться на знание жизненных показателей, т. е. типичных случаев из жизни оцениваемого человека и его деятельности (действий, поступ­ков), в которых проявляется оцениваемая черта.

Например, при оценке эмоциональной возбудимости выясняют, что более свой­ственно данному лицу: постоянное или часто меняющееся на­строение; настроение меняется сразу или постепенно: насколько впечатлителен — всякое приятное событие вызывает чувство ра­дости, всякие мелкие неприятности сильно огорчают или в повседневных условиях не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения; раздражителен ли, чаще раздражение возни­кает сразу или накапливается постепенно; как ведет себя при вынужденном ожидании; после неудач, неприятностей быстро успокаивается, или продолжает переживать, несмотря на то, что причины уже исчезли.

Количественные оценки, полученные методом независимых характеристик, поддаются дальнейшей статистической обработ­ке, например корреляционному анализу, направленному на вы­явление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников

Библиография :

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология http://www.elective.ru/arts/men01-k0311.phtml

2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М.: 1987

3. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности. Учебный курс. – М.: 2001.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/index.html

5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 360 с.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-234082.html

Методы профессиографирования

14. Методы профессиографирования.: Профессиография – технология изучения профессий и требований,

Профессиография – технология изучения профессий и требований, предъявляемых сотрудникам. Она позволяет исследовать специфику данной профессии в даной организации. Результаты профессиографирования закрепляются в профессиограмме.

Методы профессиографирования:

12. опрос

Пример: самооценка профессионала

Это опросник, где 151 вопрос. Ответы отражают оценки собственного восприятия, запоминания, обработки информации, воображение и др.

Вопросы типа: “Считаете ли вы, что вам нужна…способность запоминать большие цитаты”

13. Метод критических инцеденитов.

Метод разработан Джоном Фланаганом в начале 50-х гг ХХ века.

Проводят опрос работников, просят их описать критическую ситуацию и ее исход.

Нужно описывать, что привело к этой ситуации + успешные и неуспешные действия работника в этой ситуации + зависимость исхода ситуации от действий работника и от внешних причин. Накапливается банк описаний.

Затем эти описания предлагаются экспертам для группировки по причинам и внутренним факторам работника, которые важны в разрешении этих ситуаций. Группы составляют основу профессиональных требований к специалисту.

Пример использования этого метода: в 1940-е гг. исследовали военных летчиков. Собрали более 700 критических инцидентов, из них сделали 24 группы важных качеств. Затем эти качества стали требованиями при проф. отборе.

14. метод экспертных оценок

Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.

Ограничения экспертных методов:

Ø Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК.

Ø При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много.

Ø Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.

15. анализ продуктов деятельности – подробно 3

16. наблюдение за работой – подробно см. 3

Пример: “фотография” рабочего дня

Таким образом собирают информацию о видах занятий, формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Обычно предварительно составляют перечень интересующих исследователя действий, Уточняют поведенческие признаки начала и конца действия, подготавливают удобную форму протоколирования. Наблюдение проводится неделю или 10 дней. Данные обрабатываются статистически.

17. психологическая интерпретация проф. задач, действий, проблемных ситуаций -профессионалы очень хорошо понимают те задачи, которые они должны выполнять.

18. анализ технической документации – здесь можно найти особые профессиональные обозначения, термины, знание которых поможет установить контакт с респондентами + минимизировать кол-во вопросов к ним.

19. сравнительно-статистичесикй подход

Специалистов разделяют на успешных и неуспешных. Затем дают им одни и те же задачи и смотрят, как они справляются с ними.

20. дневниковые записи специалиста -психолога (трудовой метод) или специалистов друг о друге.

Психолог осваивает какую-либо профессию. Затем он должен каждый день после работы описывать, какие задачи он выполнял, появляется ли автоматизация, проявляется ли утомление + свои переживания и рационализаторские предложения.

Вопросы примерно следующие: Что я делал? Какие были этапы работы? Что стало легче выполнять и почему? Были ли переживания утомления? Свои рекомендации по усовершенствованию организации труда.

После всего этого собранные данные обсуждаются, уточняются, и составляется психограмма успешного профессионала.

Минус этого метода: большая субъективность, использование методов интроспекции; этим методом можно изучать только те профессии, которые можно освоить за несколько месяцев.

21. метод коллективной дискуссии

Психолог приглашает группу специалистов. Несколько специалистов садятся и начинают обсуждать свою деятельность, требования к профессии, психолог подслушивает.

22. метод моделирования, эксперимента – подробно см. 3.

Моделируется деятельность и смотрят, что получается, какие проблемы и почему они возникают.

23. метод составления индивидуальной характеристики в профессиографии.

Метод предложен Очкиной. Идея близка к методу Василейского.

Психолог проводит обследование большого числа работников определенной профессии и отмечает у них степень развития профессионально важных качеств и приобретенных навыков.

Обследование проводится, в отличие от метода Василейского, не при помощи наблюдения, а при помощи психологических тестов. Также собираются данные о профессиональной успешности работников, их служебном продвижении.

Все это позволяет понять, каков типичный успешный и неуспешный работник. Затем смотрят, совпадают ли ожидаемая (идеальная) психограмма успешного работника с реальной.

Пример: исследовали профессию артельного старосты службы пути. Обнаружили четкие различия между группами хороших, средних и плохих работников.

Вопрос №26 (Профессионально важные качества)

Профессионально важные качества (ПВК) – те качества, признаки, которые важны для успешного вы­полнения работником профессиональных задач в данном виде труда.

Профессионально важные качества личности

Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК). В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.).

ПВК представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны — они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

устойчивые ПВК – плохо поддающиеся тренировке свойства личности, которые весьма существенны для достижения профессионального успеха.

тренируемые ПВК — это психические функции, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения.

Сама система ПВК выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности.

, и для ее основных компонентов.

Поэтому с внутренней — собственно психологической стороны — процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем ПВК, обеспечивающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию).

Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК является значимое возрастание степени интегрированности отдельных качеств.

две категории ПВК:

1) ПВК, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущих ПВК.

2) ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, занимают центральное место во всей системе качеств (базовые ПВК). Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. (А.В. Карпов). Поэтому ПВК являются структурообразующими для той или иной деятельности.

Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно.

Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень развития ПВК, тем эффективнее деятельность».

Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение ПВК, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных или экстремальных условиях.

структура ПВК — это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности. Системное описание ПВК для конкретной профессии можно найти лишь в специальных прикладных исследованиях.

Существующие современные психограммы просто перечисляют ПВК, входящие в те или иные категории для определенного вида деятельности (чаще всего указываются необходимые ПВК и анти ПВК), крайне редко указывается характер внутрисистемных связей ПВК и весовое значение ПВК, что связано в первую очередь со сложностью проблемы, с большой вариативностью индивидуальных систем ПВК, пластичностью некоторых ПВК и тд.

Вопрос №25. Профессиограмма и психограмма.

Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии.

Результатом психографирования (Штерн) – психограмма личности (описание человека труда в профессии):

Психограмма: Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся: ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ, ВОЛЕВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА: 1.

Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции. 2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала. 3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик. 4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА: 5. Психологические знания о труде, о профессии. 6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей). 7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту. 8.

Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии. 9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста. 10.

Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере. 11.

Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Профессиограмма –Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на “среднем” уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека.

Вместе с тем Профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом.

Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника.

В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются “не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности”.

В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования – направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные, процессы – воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

· Задачи профессиограммы: четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

· подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

· выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

· показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

· показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

· иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

· описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

Трудограмма и психограмма.



Источник: https://infopedia.su/4x355f.html

4.4. Метод профессиографии. Психология труда: конспект лекций

14. Методы профессиографирования.: Профессиография – технология изучения профессий и требований,

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных.

Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы (подробнее см. 1.4) Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.

Важной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК) или препятствующих успешному ее выполнению (антиПВК). и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Различают следующие виды психограмм (В.Е. Орел).

1.

Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: а) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; б) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией.

Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника.

Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии.

В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

На основе целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М.

Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: а) информационные профессиограммы, предназначенные для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес; б) ориентировочно-диагностические профессиограммы, которые служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и составляются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми образцами организации трудовой деятельности; в) конструктивные профессиограммы, которые служат для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала; г) методические профессиограммы, предназначенные для подбора адекватных методов исследования эргатической системы, т.е. направленные на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы; д) диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

и структура профессиограмм. А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы и структуре профессиограмм.

Комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

Комплексный анализ описания профессии включает производственную характеристику профессии и ее специальностей; оценку экономического значения профессии; социально-психологическую характеристику профессии (престиж в обществе, особенности межличностного взаимодействия); определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для успешного профессионального труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения; санитарно-гигиеническую характеристику условий труда с акцентированием внимания на «профессиональных вредностях»; составление перечня требований, предъявляемых к состоянию здоровья работника и медицинских противопоказаний к данной профессии; формулировку требований, предъявляемых к психологическим характеристикам человека, и выделение профессионально важных качеств (ПВК) (В.Е. Орел).

Аналитическая профессиограмма (Е.М.

Иванова) раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности.

При этом специально анализируются объективные характеристики труда и его психологическая характеристика, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа: анализ операционально-технологической структуры труда и анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда.

Психолог должен сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на «бюрократическом» и «технологическом» языках), а затем все это перевести на язык психологии, что и позволяет ему выделить на основе психологических характеристик действий сами ПВК.

Психологически ориентированная профессиограмма (Е.И. Гарбер), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.

); б) внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт, психические состояния), интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

Модульный подход в профессиографировании (В.Е. Гаврилов). Психологический модуль представляет собой «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку».

Структура модуля состоит из следующих элементов: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

Развивая идеи модульного подхода, А.К. Маркова предлагает свой оригинальный задачно-личностный модульный подход к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии на основе выделения профессиональных задач.

Модуль профессии понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности».

В состав модуля входят, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи; б) производные, вспомогательные задачи.

А.К.

Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме, среди которых четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); описание целостной профессиональной деятельности (а не выделение отдельных компонентов и сторон труда); демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии; направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Принципы профессиографирования. К.К. Платонов выделяет следующие основные принципы профессиографирования.

Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.

Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК.

Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.

Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.

Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.

Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

К указанным выше принципам О.Г. Носкова добавляет еще несколько.

Этический принцип: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.

Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Е.А. Климов).

Принцип целостности: профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.

Принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.

Принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

Схемы профессиографирования.

При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы: 1) изучение документации по данной профессии; 2) наблюдение за работой специалистов; 3) опрос специалистов (экспертный метод); 4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок; 5) трудовой метод; 6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных автоматизированных навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий; 7) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации; 8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс естественных или специально организованных факторов; 9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.

Можно выделить и различные конкретные схемы профессиографирования. Так, Е.М. Иванова определяет две основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда.

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик: а) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы); б) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности); в) профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и результату); г) психологическая структура конкретной деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); д) эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).

Объект труда: а) история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический и социально-экономический прогресс); б) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность, социально-технические и социально-экономические характеристики объекта труда); в) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить предмет труда, средства труда, трудовую задачу; структуру условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда; г) операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

Е.С. Романова и Г.А.

Суворова предложили ориентировочную схему экспресс-изучения профессии: 1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); 2) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профессиональные вредности, режим труда); 3) документация по текучести кадров, сбоям в работе и т.п.; 4) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); 5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Psikhologiya-truda-konspyekt-lyektsiyi.30.html

Medic-studio
Добавить комментарий