14. Понятие психологического диагноза по Выготскому (О. Леонович).

1.Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского

14. Понятие психологического диагноза по Выготскому (О. Леонович).

Психологическийдиагноз – относительнозавершенный результат деятельностипсихолога, направленный на выяснениесущности индивидуально-психологическихособенностей с целью: – оценки ихактуального состояния, – прогнозадальнейшего развития, – разработкирекомендаций, определяемых практическимзапросом.

Структурированностьпсихологического диагноза – приведениеразнообразных параметров психическогосостояния человека в определеннуюсистему.

Психологическийдиагноз важен для психологическогопрогноза поведения (за исключениемдиагностики текущего психическогосостояния).

Вслучаяхпереживаемого неблагополучиятребуется оказание не простоконсультативной, но и психотерапевтическойпомощи. Если страдания человекаскладываются в клиническую картинузаболевания и человек обращается кврачу, то психотерапевтическая помощьносит медицинский характер и оказываетсяврачом-психотерапевтом или психологомпод руководством врача.

Отличиепсихотерапевтического вмешательстваот медицинского заключается в следующихположениях:

1)природа неблагополучия кроется не вболезненных процессах, происходящих ворганизме человека, а в особенностяхего личности, специфике жизненнойситуации и характере взаимоотношенийс окружающими;

2)обращающийся за помощью и объективноне является, и субъективно не признаётсебя больным.

Основноев медицинском диагнозе — определениеи классификация имеющихся проявленийзаболевания, которые выясняются черезих связь с типичным для данного синдромапатофизиологическим механизмом.

2. Уровни и виды психологического диагноза по л.С. Выготскому

Психологическийдиагноз (ПД) – конечный результатдеятельности психолога, направленныйна выяснение сущностииндивидуально-психологическихособенностей личности с целью оценкиих актуального состояния, прогнозадальнейшего развития и разработкирекомендаций, определяемых задачейпсиходиагностического обследования.

Предмет ПД –установление индивидуально-психологическихразличий в норме и в патологии.

Л. С. Выготский:

-симптоматический(или эмпирический). Диагноз ограничиваетсяконстатацией определенных особен-ейили симптомов, на основании кот строятсяпрактические выводы. Данный диагнозне явл собственно научным, ибо установлениесимптомов никогда автоматически неприводит к диагнозу. Здесь работупсихолога можно заменить машиннойобработкой данных.

– тиологическийдиагноз. Учитывает не только наличиеопределенных особенностей (симптомов),но и причины их возникновения.

– типологическийдиагноз(высший ур-нь), закл в определенииместа и значения полученных данных вцелостной, динамической картине лич-ти. Диагноз всегда должен иметь в видусложную структуру лич-ти.

Диагноз неразрывносвязан с прогнозом.

прогнозаи диагноза совпадает, но прогноз строитсяна умении настолько понять внутреннююлогику самодвижения процесса развития,что на основе прошлого и настоящегонамечает путь развития.

Рекомендуетсяразбивать прогноз на отдельные периодыи прибегать к длительным повторнымнаблюдениям. Развитие теории психологичдиагноза в наст время явл одной изнаиболее важных задач психодиагностики.

3.Принципанализа «социальной ситуации развития»Л.С.выготского в постановке психологическогодиагноза. Выготскийнеоднократно отмечал, что тщательноеобследование должно вестись специалистом,осведомленным в вопросах психопатологии,дефектологии и лечебной педагогики.

Специфика постановки возрастно-психологическогодиагноза связана, прежде всего, сприменением берущего начало в работахЛ.С. Выготского системного анализаявлений детского развития, то есть срассмотрением их в контексте социальнойситуации развития, иерархии видовдеятельности и психол.

новообразованийв сфере сознания и личности ребенка.

Принципанализа индивид. жизненного пути ребенкатребует воссоздания этого пути.

Рассматриваяспецифические закономерности каксущественные ориентиры в диагностикенарушений развития, следует признать,что именно опора на знание и своевременноевыявление этих особенностей, позволяетизбежать диагностических ошибок втрудных для дифференциальной диагностикислучаях.

Лишь выделение подобныхзакономерностей, их динамики и «профиля»с опорой на четкую возрастнуюсоотнесенность, учет «всей последовательностихода детского развития», ориентация натщательный и системный анализ «всехособенностей каждого возраста, стадийи фаз всех основных типов нормальногои аномального развития, всей структурыи динамики детского развития в ихмногообразии» позволяет говорить опостановке каузального психологическогодиагноза в том смысле, в котором он былпредложен Л.С. Выготским.

Источник: https://studfile.net/preview/2491807/

Вклад Л.С. Выготского в развитие учения о психологическом диагнозе. Контрольная работа

14. Понятие психологического диагноза по Выготскому (О. Леонович).

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом.

Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.

Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно.

Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках, изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности [4].

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Предмет диагноза психологического — установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического — одна из важнейших задач психодиагностики.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака.

В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С.

Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Психологический диагноз (от греч. – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования [1].

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции.

В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики.

Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е.

вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей.

Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза [3].

Важнейший элемент диагноза психологического — необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.

Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Первый уровень Л. С. Выготский назвал симптоматическим  (или эмпирическим) – диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л. С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
  2. Второй уровень — этиологический — учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.
  3. Третий уровень — высший — состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения [1].

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Идеи Л. С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л. С.

Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка.

Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка.

Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).

Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития.

Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

Как показывает опыт, значительные трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением детского психолога о границах своей профессиональной компетенции.

  1. отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории;
  2. временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения.

То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка.

Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз — профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз, как отмечалось, в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.

Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка.

Знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей — воспитателей, учителей, родителей, детей, — его, прежде всего, нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии, иначе диагноз не будет понят, а труд психолога окажется напрасным [2].

Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать методики, соответствующие специфическим проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика развития — это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни.

Такая диагностика, по выражению Л. С. Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных компонентов психики.

Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального прогноза.

  1. Лучинин А.С. Психодиагностика: конспект лекций.
  2. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.
  3. Психологическое заключение и психологический диагноз.
  4. Диагноз психологический. Словарь.

Источник: http://MichaelTitov.ru/vklad-ls-vygotskogo-v-razvitie-ucheniya-o-psihologicheskom-diagnoze-k-r/

Психологический диагноз, его виды

14. Понятие психологического диагноза по Выготскому (О. Леонович).

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью:

– оценки их актуального состояния,

– прогноза дальнейшего развития,

– разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

Структурированность психологического диагноза – приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаях переживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе — определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия.

По мере обогащения психологического знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики тe или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим).

Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С.

Выготский от­вечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обра­боткой данных.

Второй ступенью в развитии психологического диагнозаяв­ляется этиологический диагноз, учитыва­ющий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогно­зом. По Л. С.

Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития».

Ре­комендуется разбивать прогноз на отдель­ные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие тео­рии психологического диагноза в настоящее время является од­ной из наиболее важных задач психодиагностики.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого- либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например, при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств.

Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_1831_psihologicheskiy-diagnoz-ego-vidi.html

Medic-studio
Добавить комментарий