14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в

Понятие внутренней картины болезни

14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в

В истории психологии и медицины внимание к понятию внутренней картины болезни (ВКБ) связано с 50-ми годами ХХ века. Во время войны наблюдались как массовые такие явления: отсутствие хронических болезней (болезней мирного времени), разный темп заживления ранений у военных и гражданских, у людей, которые хотели жить и которые не стремились к этому.

После войн у людей длительное время сохранился военный синдром, типичный для участников любых войн. Эффективное средство для снятия синдрома войны – психотерапия, в критических ситуациях – применение мощных психотропных средств. Позднее появились работы, которые использовали понятие, введённое для исследовательских целей А. Р. Лурией и А. Гольдшейдером.

Понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ) — возникающий у больного целостный образ своего заболевания — введено в 1977 году. По сравнению с целым рядом сходных терминов медицинской психологии («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и др.), термин «ВКБ» является наиболее общим и интегративным (5).

Первоначальное представление о структуре ВКБ, включающей два уровня (сензитивный и интеллектуальный), в дальнейшем было дифференцировано путем выделения четырех уровней: 1. Чувственный — комплекс болезненных ощущений;

2. Эмоциональный — переживание заболевания и его последствий;

3. Интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка;

4. Мотивационный — выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.

ВКБ обычно выступает как целостное, нерасчлененное образование.

На формирование ВКБ оказывают влияние различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и др.

В одних случаях ВКБ направляет поведение на преодоление болезни, а в других наоборот, она является тем фактором, который создаёт отрицательные эмоции и усугубляет течение болезни.

Хотелось бы выделить следующие особенности проблемы. Наличие ВКБ как отношения человека к собственному заболеванию связано с реальными или мнимыми поражениями органов человека.

ВКБ обязательно характеризуется присутствием наблюдателя и сочувствующего человека, то есть ВКБ обязательно связана с внешним или внутренним диалогом человека.

Это переживание, которое ориентировано на другого: на себя как на другого, или на другого человека как присутствующего, как лечащего.

Таким образом, ВКБ – это отражение внутренней картины здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях.

Предлагается классификация по уровням активности личности в ее противодействии заболеванию или его усугублению: варианты отношения к болезни разделяются на пассивно-страдательное, активно-положительное, или «уход в болезнь», отрицание наличия заболевания, спокойно-выжидательное отношение, активное противодействие развивающемуся недугу.

Большую роль в формировании ВКБ играет тип эмоциональных отношений больного к своей болезни, ее проявлениям, прогнозу и др. Существуют различные типы подобных отношений:

Гипонозогностический тип — больные игнорируют свою болезнь, пренебрежительно относятся к лечению. Больной может все знать о своей болезни, о ее серьезном прогнозе, но это не вызывает у него эмоций тревоги и беспокойства. У таких больных иногда легко образуется неадекватная (завышенная) модель ожидаемых результатов лечения и «сверхоптимальная» модель полученных результатов лечения.

Гипернозогностический тип — у больного имеется преувеличенно яркая эмоциональная окраска переживаний, связанных с болезнью, при этом формируется заниженная модель ожидаемых результатов лечения.

Прагматический тип эмоциональных отношений к болезни: больной находится в деловом контакте с врачами, стремится к реальной оценке болезни и прогноза, уделяет внимание оптимальной организации лечебных и профилактических мероприятий.

Внутренняя картина болезни – отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанное или неосознанное, его физического состояния (ввел Лурия).

Виды восприятия болезни, отражающие уровень ее осознания:

– нозогностическое (высокий и полный уровень осознания)

– обостренное (несоразмерное реальным проявлениям с преобладанием аффективно-личностных компонентов)

– неполное (восприятие не всех изменений, выделение только актуальных переживаний)

– искаженное (низкое осознание с преобладанием логической переработки болезненных ощущений)

Виды эмоционально-личностного реагирования на болезнь:

– адекватное понимание и активная установка на лечение

– “рационализирующее отношение” – полное отражение изменений, отсутствие установки на лечение и стремление объяснить свое состояние психологическими причинами, концептуализированными болезненными переживаниями

– “ипохондрическое отношение” – обостренное восприятие болезни с пессимистической ее оценкой при неправильном понимании природы заболевания

– “паническое отношение” – обостренное восприятие, частичное понимание природы нарушения, положительная установка на лечение

– “пассивное отношение” – формальное восприятие болезни и пассивное восприятие лечения

– “отрицающее отношение” – игнорирование “чувства болезни” и необходимости лечения

Внутренняя картина болезни может показывать психопатологическую структуру состояния, тяжесть расстройства (по степени искаженности восприятия болезни и нарушения ее осознания), гармоничность и уровень зрелости личности (по степени адекватности восприятия), защитно-приспособительные и компенсаторные механизмы личности, уровень социально-трудовой адаптации (ипохондрия и паника – рационализаторство и пассивность).

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения б-ни б-ным (ВКБ).Это понятие было введено Лурией. Сегодня во ВКБ рассматривают три уровня: 1.сенситивный (идентиф. ситуацию к-л.

неблагополучия, сравнивая его с тем, который был до заболевания; отдельные симптомы сигнализируют о причинах неблагополучия. 2.оценочный(переработка, интеграция и оценка данных, полученных на 1-ом этапе. 3.этап сложившихся отношений(полное становление ВКБ. Формируется деятельность, направленная на излечение.

Если такая деятельность не формир ®то ВКБ не счит. завершенной®неврозы). ВКБ зависит от стадий течения б-ни: 1. начальная(в ВКБ преобл. чувств. компонент; возникает реакция стресса®запускаются механизмы адаптации). 2.

разгар (взаимодействие с б-нью; формируются когнитивные компоненты; некоторое привыкание к б-ни; острые / подострые / хронические состояния) 3. исход(выздоровление или смерть; выздоровление – б-нь уходит, а ВКБ остается; Задержка структуры ВКБ может привести к глубокой формам неврозов и тп.

; проблема эвтаназии; фазы умирания: непринятие прогноза®фаза протеста®введение торга или самогипноз®примирение). Знание структуры ВКБ позволяет правильно обосновать выбор психокоррекционных (коррекция масштаба переживаний – при панич. и ипохондр; способствовать достижению осознания факта т формирование адекватн. к ней отнош-я – при отрицании)

У акцентуир. личностей в формировании ВКБ преобладает 1 этап, придавая ему витальный смысл. Многое в формировании зависит от возраста.

Соматонозогнозия (С.) – влияние телесных заболеваний на психику больного, особенности личности. Типы строится на основании оценки, отношен., активности и адаптации к б-ни. 1. норма с. – адекватная оценка ВКБ, сущ. активность направл. на лечение, адаптации и т.п., ®человек адаптируется.2.

Гиперсоматогнозия – переоценка тяжести симптомов, тревожное, паническое отношение к б-ни, но сохран. активность в связи с б-нью, остается свои переживания.3. Гипосоматогнозия – болезнь оценивается адекватно, соотв. отнош., но снижена активность. 4.Диссоматогнозия –отрицание б-ни (люэс). Патологические ф. : дисморфофобии (например после удаления гр.

железы); фобии страха диагноза; истерическое переживание; гипохондрическое переживание; анозогнозия. Факторы, вл.

на ВКБ: самооценка собственного здоровья (ипохондрическая и эйфорическая) и, соответственно, признание б-ни и роль пациента; типы реакции на б-нь при различной патологии; зависимость реакции на б-нь от социального статуса; понимание б-ным причин болезни; зависимость ВКБ от локализации очага поражения в мозге (при задн. отд. лев. полушария – адекватн. когнитивн. ур. с неадекв. эмоц.

); формы эмоц.-личностн. реагирования на б-нь (а. адекватн => устан. на лечение – чаще у личностно зрелых пациентов; б. с рационализирующим отношением – чаще у б-ных, у кот. значимым было следование соц.нормам; в. с выраженной фиксацией на болезн. ощущениях =>избирательный подход к лечебн. процедурам; г. паническое => настрой на лечение и хаотич. поведение; д..

формальное признание при пассивном восприятии лечения – чаще у б-ных с истерическими и эксплозивными чертами личности с высоким уровнем притязаний; е. игнорирование – чаще у стеничных, с завышенной самооценкой, с преобл. демонстративного поведения). Существует взаимосвязь между отношением к б-ни и социально-трудовой адаптации: при ипоходнр.

и паническом – дезадаптация; при рационализирующем и пассивном – незначит. снижение соц. функцион; Искаженное восприятия б-ни было > в семьях, где у родителей были неадекватные представления о б-ни и неправильное отношение к лечению. Знание структуры ВКБ позволяет правильно обосновать выбор психокоррекционных (коррекция масштаба переживаний – при панич. и ипохондр; способствовать достижению осознания факта т формирование адекватн. к ней отнощ-я – при отрицании)

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 1591 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

12

| 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Источник: https://medlec.org/lek-105665.html

Уровни внутренней картины болезни (по В.В. Николаевой)

14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в

Структура внутренней картины болезни (ВКБ), по В.В.Николаевой, включает четыре уровня:

чувственный, или сенситивный, – комплекс субъективных болезненных ощущений;

эмоциональный – эмоциональные реакции на вызванные болезнью ощущения и на последствия болезни в жизни человека;

интеллектуальный – знания о болезни и ее рациональная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания;

мотивационный – возникновение новых мотивов и перестройки преморбидной – доболезненной – мотивационной структуры и восстановлению здоровья (или отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья).

Предложенная схема учитывает весьма важный факт, что болезнь – это не только болезненные ощущения и их переживание, но и изменение мотивации.

В.В. Николаева предлагает считать ВКБ адекватной в том случае, когда субъективные жалобы больных соответствуют объективным клиническим и экспериментально-психологическим данным.

Для исследования ВКБ используют беседы с больным, анкеты, опросники, интервью и др.

Рассмотрим сущность и деонтологическую значимость каждого уровня ВКБ с точки зрения их важности в диагностике, лечении, уходе, общении с больными.

Чувственный уровень отражает весь комплекс субъективных ощущений больного, вызванных болезнью. Это могут быть боль, зуд, тошнота, головокружение и др. Субъективные ощущения пациенты динамичны, они то ослабевают, то снова набирают силу, нередко связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой и др.

Следует учитывать способность больного детально рассказать о своих болезненных ощущениях, поскольку подробный анамнез является залогом правильной диагностики. Беседуя с больным, следует быть максимально внимательным к его рассказу, проявляя терпение и выдержку.

Недопустимы спешка, прерывание рассказа больного, повышенный тон и повелительный голос. Пациент ожидает не только помощи, но и внимания. Облегчать страдания можно с помощью не только лекарств или других медицинских манипуляций, но и рациональной психотерапии.

Доброе слово, успокаивающая беседа, вселяющая надежду на благоприятный исход болезни, уверенные действия медицинского работника приносят неоценимую пользу.

Эмоциональный уровень отражает переживание больного своего заболевания. Он взаимосвязан с чувственным уровнем. Эмоциональное переживание болезненных ощущений, болезни в целом во многом зависит от остроты, продолжительности и характера субъективных проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска.

Ни одна болезнь, особенно вначале, не бывает источником положительных эмоций (радости, восторга, удовлетворения т.д.). Следовательно, речь может идти только об отрицательных эмоциях – о снижении настроения от боли, грусти, тоске из-за необходимости прерывать работу, жизненных сложностей из-за госпитализации и др.

Эмоциональное состояние больного также динамично.

По мере стихания острых проявлений болезни на смену отрицательным эмоциям приходят положительные; пациент успокаивается, у него улучшается настроение, он радуется предстоящему выздоровлению и др.

Положительные эмоции могут возникать и тогда, когда пациент узнает о меньшей опасности заболевания, например, врач отвергает инфаркт миокарда при болях в области сердца или устанавливает диагноз излечиваемой гонореи вместо предполагавшегося СПИДа и т.д.

Медицинский персонал должен чутко и внимательно относится к любым эмоциональным переживаниям больного, не оставаясь безучастным к его жалобам и просьбам, проявлять сочувствие, по возможности нейтрализовать отрицательные эмоции.

Следует использовать свой опыт, чтобы поднять настроение больного, успокоить, вселить надежду на благоприятный исход заболевания. Эмоциональные переживания больного динамичны, поэтому не следует ограничиваться впечатлениями от первых встреч с ним.

Интеллектуальный уровень включает представление пациента о своей болезни, основные знания о ее причинах, сущности, тяжести, течении и возможных последствиях. Естественно, что этот уровень зависит от общей культуры пациента и его интеллекта. За последние десятилетия культурный и интеллектуальный уровень пациентов заметно вырос.

Можно отметить существенные различия в осознании своего заболевания некоторыми категориями больных. В частности, больные хроническими заболеваниями, часто обращаются за помощью в различные медицинские учреждения, о своем заболевании знают, как правило, много. Эти сведения они черпают из бесед с медицинскими работниками, из популярной и специальной медицинской литературы, СМИ и т.д.

Такие пациенты охотно вступают в беседу, высказывают свое отношение (согласие и несогласие) к проводимым обследованиям и лечению.

Естественно, медицинскому работнику любого уровня следует грамотно использовать знания больного о своем заболевании, в пределах разумного пользоваться опытом лечения, приобретенным пациентом, строить свои индивидуальные взаимоотношения на принципах партнерства, не отвергать категорически просьбы и сведения, которыми располагает пациент.

Мотивационный уровень играет важнейшую роль в формировании ВКБ. Это в свою очередь ставит определенные деонтологические задачи перед медицинским работником, который должен помочь больному в выборе путей борьбы с болезнью. Сирийский врач Абуль Фарадж, живший в XIII веке, говорил больному: «Нас трое – ты, болезнь и я.

Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один – вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем».

Эта древняя мудрость показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от больного, от его оценки собственной болезни, выбора путей борьбы с ней и умения медицинских работников привлечь пациента на свою строну. ВКБ есть отражение внутренней картины здоровья.

Доказано, что люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Будучи больным, человек должен по возможности продолжать заботится о себе сам, продолжать какую-нибудь деятельность, не относящуюся к болезни. Помогать пациенту надо уметь. Поддержка не должна превращать человека в беспомощного ребенка.

Важно, считает ли вообще человек себя больным. К.

Ясперс по этому поводу замечает, что то, что в целом могло бы считаться болезнью, меньше зависит от мнения врача, чем от суждения пациента и от господствующей в данной культуре установок.

Болезнь, по Ясперсу, – это понятие общественное, а не научное. Нет общепринятого понятия и четкого ограничения болезни, которое можно обозначить совершенно объективно.

3. Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни (пол, возрастные особенности, профессиональный статус, особенности темперамента, воспитания, личности больного).Хотя и не определяющими ВКБ в основном, но вносящими в нее определенные нюансы факторами являются: пол, возраст, профессия, темперамент, воспитание и мировоззрение пациента.

Пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, вследствие физиологических особенностей. Кроме того, для них менее травматичными являются ограничения активности и подвижности (они все же менее озабочены работой). Однако субъективное переживание болезни у них усугубляется ограничением общения.

Возраст. А. Для детей и подростков, в общем, свойственен более повышенный фон настроения; тревога выражена меньше. Однако, заболевания вызывающие изменения внешности (эндокринные и др.), могут ими переживаться тяжелее, чем пациентами других возрастных групп.

Частые аллергические высыпания, упорный фурункулез могут вызывать у них отчаяние и депрессию. Для подростков характерна «дисморфомания» – убеждение в своей некрасивости и даже уродстве (чрезмерные с их точки зрения полнота, худоба, «уродливая» форма носа, чрезмерно большая или малая грудь и т.д.).

Они часто прибегают к самолечению или настойчиво добиваются пластических операций.

В зрелом возрасте. Наибольшую озабоченность вызывают инвалидизирующие заболевания, снижающие работоспособность, препятствующие увлечениям, сказывающиеся на благополучии близких.

Ряд заболеваний (венерические, психические, геморрой и др.) часто считаются «постыдными» и вызывают большую тревогу.

Люди лечатся при этом самостоятельно и прибегают к диссимуляции, что приводит к хронизации болезни или ее усугублению (особенно душевного расстройства).

У пожилых и старых людей наибольшую тревогу вызывают заболевания, угрожающие смертью. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них ни тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью. У ряда индивидуумов тревога может достигнуть степени психотической.

Профессиональный статус. Человек, особенно зрелого возраста, очень часто оценивает тяжесть болезни, исходя из влияния симптомов заболевания на его настоящую и будущую трудоспособность. Значимым становится профессионально обусловленная ценность того или иного органа.

К примеру, оперный певец может более тяжело психологически относится к ангине или бронхиту, чем к гастриту и язве желудка. Это связано с тем, насколько существенно влияют симптомы болезни на качество исполнения профессиональных обязанностей.

Для спортсмена или человека, занятого активным физическим трудом повышенно значимым может оказаться скорее остеохондроз позвоночника, нежели депрессия, а для человека творческой профессии – наоборот.

Особенности темперамента. По определению, темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

К значимым для выработки определенного типа психического реагирования на заболевание параметров темперамента можно отнести эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности и ограничения движений и обездвиженности, отражающий параметр активности.

Боль как нейрофизиологический феномен формируется на основе интеграции «ноцицептивных» и «антиноцицептивных» систем и механизмов головного мозга.

Субъективное чувство интенсивности ощущаемой боли оказывает существенное влияние на степень сосредоточения внимания человека на этом ощущении и, как следствие, на ее переносимости. Кроме того известно, что экстраверты и интраверты различно реагируют на боль.

По мнению Айзенка, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты.

Разное восприятие боли у разных людей зависит от их различных «болевых порогов».

У одного человека в силу психофизиологических особенностей может быть низкий порог, и он испытывает боль при незначительном повреждении или воздействии извне, тогда как у другого – высокий порог, и он чувствует боль только при серьезном повреждении.

Нередко болевой порог коррелирует с уровнем эмоциональности. В рамках известных типов темперамента более низкие болевые пороги у холерика и меланхолика по сравнению с сангвиником и флегматиком.

Составной частью темперамента является параметр общей двигательной активности или импульсивности, т.е. режим двигательной активности, подвижность, скорость движений и прочие моторные характеристики человека обусловлены наследственными психофизиологическими факторами.

Вследствие этого ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью (прикованность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивной физической нагрузке.

Некоторыми исследователями плохая переносимость состояний вынужденного ограничения движений относится к свойствам экстраверсии или интраверсии.

Фактор воспитания. В определенных семьях воспитывается либо «стоическое», либо «ипохондрическое» отношение к болезни.

«Стоическое» воспитание отвергает повышенное внимание к своему телу, и от подростка требуют, чтобы он продолжал вести тот же образ жизни, что и до болезни.

«Ипохондрическое» воспитание предписывает повышенное внимание к своему телу, улавливание первых же признаков болезни, обращение к окружающим за помощью, что, естественно, иметь место в условиях стационара или при амбулаторном наблюдении.

Особенности личности. К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены.

Из личностных особенностей, влияющих на формирование отношения к болезни следует отметить мировоззрение и философскую позицию по вопросам жизни и смерти (смысла жизни и бытия после смерти). Психологические реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей и воинствующих атеистов.

Верующие люди более адекватно, психологически комфортно относятся к болезням, ведущим к смерти; им не свойственно агрессивное реагирование, а вера в загробную жизнь облегчает подготовку к уходу.

Атеисты же нередко реагируют на появившуюся болезнь, которая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, обидой. Они начинают искать виновника заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологически неадекватно реагируют на все.

Выделяют несколько мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний. Первая – болезнь может восприниматься:

– как кара;

– как испытание;

– как назидание другим;

– как расплата за грехи предков.

Все перечисленные трактовки происхождения болезней основаны на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грех.

Другой мировоззренческой установкой является представление о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами:

– болезнь как неизбежность;

– болезнь как стечение обстоятельств;

– болезнь как собственная ошибка.

В рамках этого мировоззрения все процессы (в том числе, и происхождение болезни) рассматриваются сквозь призму внешней или внутренней заданности. Многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» является фатальным фактором в генезе заболеваний.

Все, что происходит с человеком трактуется представителями этой позиции, базируясь на наследственно-конституциональном принципе причинности («И твой отец так хромал», «Вся в мать – дальнозоркая»).

Противоположная тенденция полностью отрицает значение наследственности и рассматривает возникновение болезни, основываясь на внешних факторах и поведении человека («Говорила тебе – не жуй жвачку – вот и заболел СПИДом»).

Обе представленные позиции отражаю обывательскую платформу, и являются крайне стойкими и консервативными. Позиция «Сам виноват» обычно связана с «локусом контроля» человека.

Третья мировоззренческая платформа оценки происхождения заболеваний базирует на мистицизме:

– болезнь вследствие зависти;

– болезнь вследствие ревности.

В рамках подобного подхода источники болезней видятся в предвзятом отношении близких окружающих (соседей, знакомых, родственников, сослуживцев) к человеку. Процесс возникновения болезней рассматривается как экстраполяция «негативной энергии» ревнующего или завидующего на реципиента.

К особенностям личности, влияющим на выбор типа психологического реагирования на заболевание, относятся и околомедицинские суеверия.

Спектр их широк и включает мистическое (иррациональное) истолкование истоков их болезни («сглазили», «навели порчу», «подействовал энергетический вампир» и т.д.).

Мистическая концепция болезни носит характер убежденности, пациент не способен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а «снятия порчи» и пр. мистических манипуляций.

В личностные особенности, повышенно значимые для понимания механизмов становления типов психического реагирования на заболевание, входит и т.н. «антиципационная состоятельность». Суть ее заключается в особенности предвосхищать ход событий, предвидеть поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации.

К антиципационной состоятельности относится способность построения программы собственных действий, к примеру, в случае появления тяжелой болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти.

В антиципационную программу включается готовность к любому исходу болезни (худшему, нежелательному или лучшему, желательному). Пациент, обладающий антиципационной состоятельностью, создает несколько программ, распределяет между ними вероятности и готовит себя ко всему.

Его размышления носят характер предположений типа: «Что я буду делать, если у меня выявят рак?», «Учитывая, что у меня возможно тяжелое заболевание, которое не позволит мне в дальнейшем профессионально заниматься моим любимым спортом, чем я буду заниматься?» и т.д.

Если пациент не вырабатывает антиципационной программы, нацеливается лишь на один – желанный – исход событий («это – не онкологическое заболевание, врачи ошибаются»), то реальный факт болезни может стать для него серьезной психической травмой и вызвать неадекватный тип психологического реагирования на болезнь.

Уровень образования и культуры человека как личностные свойства также оказывают влияние на оценку субъективной тяжести болезни. Особо это относится к уровню медицинской образованности и культуры. Негативным в психологическом отношении оказываются крайности.

Как низкая медицинская культура, так и высокая с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые реакции.

Однако механизмы их будут разниться, в одном случае это будет связано с недостатком, в другом – с избытком информации о болезнях, их тяжести, течении и исходах.

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 15383; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-30324.html

Характеристика внутренней картины болезни (ВКБ)

14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в

Внутренняя картина болезни – является возникающим у больного целостным образом своего заболевания. Понятие ввел А. Р. Лурия.

Изначально представление о структуре внутренней картины болезни внутренней включало два уровня – сенситивный, (который включал в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний), и интеллектуальный(рациональная оценка болезни) Позднее было выделено четыре уровня:

1) чувственный уровень(представленный комплексом болезненных ощущений);

2) эмоциональный (переживание заболевания и его последствий,эмоциональное реагирование);

3) интеллектуальный (реальная оценка болезни);

4) мотивационный ( формирование определенного отношения к болезни, изменение образа жизни, направление деятельности на выздоровление). Внутренняя картина болезни – целостное образование.

Психосоматику изучают в контексте психосоматической медицины. Психосоматическая медицина является отраслью медицины, которая занимается изучением взаимосвязи между психологическим состоянием и соматическим расстройством.

Типы реакций на заболевание.

1. Норманозогнозия (адекватная оценка заболевания. Мнения пациента и врача совпадают).

2. Гипернозогнозия (преувеличивает тяжесть заболевания. )

3. Гипонозогнозия (преуменьшает тяжесть своего заболевания.)

4. Диснозогнозия (преобладание искаженного видения заболевания или его отрицание с целью диссимуляции)

5. Анозогнозия (отрицает заболевание.)

Классификация типов реакций на болезнь:

I. Медико-психологическая ( по Якубову)

1. Содружественная реакция (зачастую у лиц с развитым интеллектом). С первых дней заболевания становятся «ассистентами» врача, послушные, пунктуальные и внимательные.

2. Спокойная реакция ( у лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами) Пунктуальные, адекватно реагирующие на все указания врача, выполняющие все его указания, но без скрупулезности, первого типа.

3. Неосознаваемая реакция( отрицание заболевания- патологическая реакциея.)

4. Следовая реакция(после выздоровления у человека остается страх снова заболеть.)

5. Негативная реакция ( больной во власти предубеждения, ходит от одного врача к другому, обвиняет предыдущего в некомпетентности).

6. Паническая реакция (больной находится во власти страха, одновременно лечится в нескольких местах, пытается узнать больше о болезни).

7. Разрушительная реакция (больной ведет себя неадекватно, игнорирует все указания врача. Отказывается применять лекарства).

II. Психолого-психиатрическая классификация (Личко, Иванов 1980 г.)

12 типов реакций на заболевание:

1. Гармонический тип – правильная трезвая оценка состояния. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Эргопатический тип – уход от заболевания в работу. Чаще присущ людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

3. Анизогнозический тип – активное отбрасывание мысли от заболевания по принципу – обойдется.

4. Тревожный тип – беспрерывное беспокойство и мнительность. Вера в приметы или ритуалы.

5. Ипохондрический тип – крайняя сосредоточенность на субъективных переживаниях. Преувеличение их значимости. Страх перед побочным действием лекарств.

6. Неврастенический тип – характерно нетерпеливость и вспышки гнева, направленная на первого встречного. А затем раскаяние и слезы.

7. Меланхолический тип – характерно неверие в выздоровление. Депрессивное состояние. Высока опасность суицида.

8. Апатический – полное безразличие к своей судьбе. Пассивное подчинение процедурам и лечению.

9. Сенситивный – чувствителен к межличностным отношениям. Пациенты боятся избегания других людей от их заболевания. Боятся стать обузой для близких.

10. Эгоцентрический – характерен уход в болезнь с выставлением напоказ своих страданий. Требование к себе особого отношения.

11. Паранойяльный тип – уверенность, что заболевание – это результат чьего-то злого умысла, неудача в лечении – это результат халатности медперсонала.

12. Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение. Зависть и ненависть к здоровым людям. Требование к близким угождения во всем и вспышки гнева.

III. Социально-психологическая классификация. Липовски.

1. Болезнь – угроза или вызов. Тип реакции как противодействие. Уход, тревога или борьба.

2. Болезнь – утрата. Депрессия, растерянность, горе. Предпринимает попытки привлечь внимание.

3. Болезнь – выигрыш или избавление. Безразличие или жизнерадостность. Нарушение режима и враждебность по отношению к врачу.

4. Болезнь – наказание. Человек сначала испытывает стыд, а потом агрессию или гнев.

Источник: https://students-library.com/library/read/64932-harakteristika-vnutrennej-kartiny-bolezni-vkb

Понятие о внутренней картине болезни и её значение

14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в

Всвязи с появлением работ по изучениюсубъективной стороны заболевания былвведён целый ряд терминов, определяющихотражение болезни в психике человека. А.Гольдшейдером было введено понятие”аутопластическая картина болезни”;А.Р.Лурия – “внутренняя картинаболезни”; Е.А.Шевалевым, В.В.Ковалевым- “переживание болезни”; Е.К.

Краснушкиным – “чувство болезни”;Л.Л.Рохлиным – “сознание болезни”,отношение к болезни; Д.Д.Федотовым – “реакция на болезнь”; Е.А.Шевалевым,О.В.Кербиковым – “реакция адаптации”;Я.П.Фрумкиным, И.А.Мизрухиным, Н.В.Ивановым- “позиция к болезни”; В.Н.Мясищевым, С.С.Либихом – “концепция болезни”,”масштаб переживания болезни” идр.

[11]

Большойвклад в изучение проблемы самосознанияболезни внес А.Р.Лурия (1944 г.), сформулировавпонятие “внутренней картины болезни”.А.Р.

Лурия называл внутренней картинойболезни всё то, что испытывает ипереживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных,но и его общее самочувствие, самонаблюдение,его представления о своей болезни, всёто, что связано для больного с егоприходом к врачу, – весь тот огромныйвнутренний мир больного, который состоитиз весьма сложных сочетаний восприятияи ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов,психических переживаний и травм.

Гольдшейдерназвал всю сумму ощущений, переживаний больного вместе с его собственнымипредставлениями о своей болезни -аутопластической картиной болезни иотносит сюда не только субъективныесимптомы больного, но и ряд сведений о болезни, которыми располагает больнойиз прежнего своего знакомства смедициной, из литературы, из бесед с окружающими, из сравнения себя саналогичными больными и т.д.

Гольдшейдеррассматривал сензитивную и интеллектуальнуючасти аутопластической картины болезни.Сензитивная часть состоит из субъективныхощущений, исходящих из конкретногоместного заболевания или патологическогоизменения общего состояния больного.

Вторая часть – интеллектуальная – является надстройкой над ними, созданной ужесамим больным, размышлением о своейболезни, своём самочувствии и состоянии. Мы имеем здесь сложнейший клубокпсихических процессов, сущность которыхмы ещё не знаем.

Интеллектуальная часть имеет огромное влияние не только нафункции органов, но и на течениеорганических процессов в них [10].

Взарубежной литературе мы также находиммногообразие терминов, в которыхописывается субъективная сторонаболезни. Так, используя в качествеосновного понятия “аутопластическая картина болезни”, Р.Конечный и М.Боухал[6] предлагают следующую классификациюеё типов:

а)нормальная(соответствует объективному состоянию

больного);

б)пренебрежительная(недооценка тяжести болезни);

в)отрицающая(игнорирование факта болезни);

г)нозофобная(имеет место понимание того, что опасения преувеличены, но преодолеть своихопасений больной не может);

д)ипохондрическая(погружение, уход в болезнь);

е)нозофильная(больной получает удовлетворение оттого, что болезнь освобождает его отобязанностей);

ж)утилитарная(получение известной выгоды от болезни- материальной или моральной).

Этиже авторы отмечают, что аутопластическаякартина болезни зависит от влиянияряда факторов:

а)характераболезни (острая или хроническая), наличияили отсутствия болей, косметическихдефектов и т.д.);

б)обстоятельств,в которых протекает болезнь (появление новых проблем в семье, в профессиональнойдеятельности, в ближайшем социальномокружении и т.д.);

в)преморбиднойличности (здесь, в частности, ставитсявопрос о возрасте больного);

г)социальногоположения больного.

Изэтого многообразия терминологииправомерно выделение общего, интегральногопонятия, которое, по возможности, болееполно отражало бы субъективную сторонузаболевания.

Понятиевнутренняя картина болезни охватывает разнообразные стороны субъективнойстороны заболевания. Это сложноеструктурированное образование включаетпо крайней мере четыре уровня психическогоотражения болезни в психике заболевшего:

1-чувственный – комплекс болезненныхощущений;

2-эмоциональный – переживание заболеванияи его последствий;

3-интеллектуальный – выработка представленияи знания о болезни пациентом и её реальнаяоценка, размышления о её причинах ивозможных последствиях;

4-мотивационный – выработка определённогоотношения к болезни и актуализациядеятельности, направленной навыздоровление.

В.Т.Кондрашенкои Д.И.Донской говорят о важности учётавнутренней картины болезни в процессерациональной терапии, называя этопонятие скорее социально- психологическим,чем клиническим, и выделяют в нём триуровня: сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный.

Сенсорный уровеньвключает в себя отношение больного ксвоим болезненным ощущениям, эмоциональный- это оценка больным своей болезни сточки зрения опасности и безопасности,интеллектуальный уровень – это решениевопросов “болен или здоров”, “чем,как и у кого лечится” и т.д.

Вцентре внимания проблемы внутреннейкартины болезни находится психологияличности больного. Однако эта проблема имеет не только медицинские ипсихологические аспекты. Внутренняякартина болезни в одних случаях играеттоль оптимизатора, определяющего поведение, направленное на преодолениеболезни, в других – формируетпессимистические прогнозы, сопровождаемые отрицательными эмоциями.

Нетолько выраженность органических ифункциональных нарушений, но и особенностиличности, степень осознания и переживанияболезни влияют на формирование структурывнутренней картины болезни.

Большоезначение имеют также социальный статусличности больного, его роль в семейныхи служебных отношениях, степень еготрудоспособности, общественное положение,ценностные ориентации, вынужденноеболезнью ограничение поведения, сужениеинтерперсональных связей, снижениежизненной перспективы, и т.д., которыемогут создавать дополнительные, помимосамой болезни, стрессовые ситуации,накладывают свой отпечаток на структурупсихологических перестроек личности больного, что следует учитывать при егореабилитации.

Снижениеего социального положения может явитьсямощным психологическим фактором,создающим нежелательные перестройки в структуре внутренней картины болезни,в частности невротического генеза,которые в дальнейшем могут фиксироваться.

Наличиенеадекватно сформированной внутреннейкартины болезни может косвенноотрицательно влиять на течение и исходзаболевания, создавать серьезныетрудности в семейной и общественнойжизни, становиться тормозом дляреализации личности, а иногда -способствовать изменению (уплощению) самой личности, развитию внутреннихконфликтов различного плана и дажетяжелой невротизации.

Пониманиевнутренней картины болезни помогаетклиническому психологу найти нужнуютактику в работе с больным, в выбореопределенных форм коррекции. Однакопри этом нужно знать, на какие звеньявнутренней картины болезни можноопираться в психотерапевтическойбеседе, а какие поведенческие реакции больного следует представить врачудля коррекции лекарственными средствами.

Внутренняякартина болезни занимает также центральноеместо при решении вопросов об аггравации,симуляции, диссимуляции. Важна рольвнутренней картины болезни в решении экспертных вопросов. Степень адекватностивнутренней картины болезни объективнойкартине заболевания может быть различной.Каждый случай её неадекватности требуетспециального анализа.

Источник: https://studfile.net/preview/398988/page:2/

Внутренняя картина болезни

14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в

Внутренняя картина болезни – понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании.

В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни.

Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

.

Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни», нозогнозией, которая характеризуется формированием у больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна.

Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер Л., 1929) – создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интеллектуальный» уровень болезни является результатом размышлении больного о своем физическом состоянии).

Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания. Сначала она складывается бессознательно и осознается частично.

Срабатывает механизм «уход в болезнь», если человек использует болезнь, как вторичную выгоду. Например, подобный «уход в болезнь» наблюдается при нарушениях сердечной деятельности.

У ответственного руководящего работника, который узнал о своей некомпетентности развился сердечный приступ, и затем он закрылся этой болезнью как щитом, чтобы сохранить свой престиж.

Внутренняя картина болезни, по мнению Лурия Р.А. (1977), находится в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие.

Структура аутопластической картины болезни:

1) сензитивная сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.;

2) эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание, а целом и его последствия;

3) интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;

4) волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е. представление о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которая определяет «масштаб переживаний» (Либих С.С., 1979) и поведение в целом.

Масштаб переживания болезни

1. Нормонозогнозия – адекватный тип реагирования, при котором больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.

2. Гипернозогнозия – больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом.

3. Гипонозогнозия – склонность больных недооценивать заболевание.

4. Диснозогнозия – у больных наблюдаются искажение восприятия и отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий.

5. Анозогнозия – полное отрицание болезни как таковой (типична для наркологических больных и онкологических заболеваний).

Внутренняя картина болезни, характеризуя целостное отношение к заболеванию, тесно связана с осознанием больным своей болезни. Степень осознанности своего заболевания во многом зависит от образованности и общего культурного уровня пациента, хотя полного соответствия здесь часто не наблюдается (как, например, при анозогнозиях).

Степень осознанности своей болезни больным может нарушаться при некоторых очаговых поражениях мозга.

Например, поражениям задних отделов левого полушария чаще сопутствует адекватная внутренняя картина болезни, в то время как при поражении задних отделов правого полушария наблюдалось сочетание адекватного когнитивного уровня осознания внутренней картины болезни с неадекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождение между планами на будущее и реальными возможностями.

Неадекватная внутренняя картина болезни (неполное представление о своем состоянии) в сочетании с недостаточным ее эмоциональным переживанием характерна для лиц с поражением левой лобной области, а поражение правой лобной доли мозга также сопровождается расхождением между когни­тивными и эмоциональными планами внутренней картины болезни (Виноградова Т.В., 1979).

Задача врача (медицинского психолога) – коррекция модели болезни, коррекция «масштаба переживании». Однако при этом, следует учитывать множество факторов. Например, если для успешного лечения алкоголизма анозогнозию требуется ликвидировать, то надо ли устранять таковую при онкологических заболеваниях, однозначного ответа нет.

Психологическое реагирование на заболевание (Якубов Б.А., 1982):

Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и при­знательны ему за помощь.

Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия.

Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.

Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.

Следовая реакция. Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.

Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеждений. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом.

Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другие врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.

Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.

В содержании внутренней картины болезни отражается не только наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но и преморбидные (доболезненные) особенности личности больного, его характер и темперамент. Преморбидные особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на заболевание.

Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980):

1. Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Эргопоэтический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.

3. Анозогностический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».

4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.

6. Неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

7. Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).

8. Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.

9. Сенситивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

10. Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.

11. Паронояльный – уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.

12. Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.

Амбивалентность отношения пациента к болезни

Следует учитывать двойственное (амбивалентное) отношение больного к своему заболеванию. Традиционное понимание болезни связывают с негативной ее стороной.

Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона заболевания. Задача врача – искать положительную сторону болезни и показать ее больному.

Это часто помогает наладить нужный психотерапевтический контакт и ободряет больного.

Реакция на информацию о заболевании зависит от «значения болезни» для больного:

1) болезнь – угроза: типы реакций – противодействие, тревога, уход или борьба;

2) болезнь – утрата: типы реакций – депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушения режима;

3) болезнь – выигрыш или избавлении: типы реакций – безразличие, жизнерадостность, нарушения режима, враждебность по отношению к врачу;

4) болезнь – наказании: типы реакции – угнетенность, стыд, гнев.

Этапы переживания болезни во времени:

1. Предмедицинская фаза – длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.

2. Фаза ломки жизненного стереотипа – больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания, и он полон сомнений и тревог.

3. Фаза адаптации к болезни – снижение напряженности и тревоги, т.к. острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

4. Фаза «капитуляции» – больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

5. Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки).

Влияние конституциональных и индивидуально-психологических особенностей на отношение к болезни

Пол. Параметр пола человека, несомненно, оказывает влияние на субъективное отношение к болезни и формирование типа реагирования на заболевание.

К особенностям, имеющим корреляции с полом человека, можно отнести известные факты лучшей переносимости женщинами болевого воздействия, состояний длительной ограниченности движений или обездвиженности. Выделен реестр ценностей различных частей тела.

По результатам некоторых психологических экспериментов наиболее «дорогостоящими» оказались нога, глаз и рука. В другом исследовании около 1000 мужчин и 1000 женщин должны были квалифицировать в соответствии с их значимостью 12 частей тела. Мужчины оценили половой член и язык как наиболее важные.

Эта оценка не зависела от возраста, лишь у старых людей несколько снижалась оценка половых органов. У женщин лишь у тех, кому было за 70, язык стабильно оказывался на первом месте. Кроме того, было отмечено, что ценность отдельных телесных качеств может изменяться под влиянием общественных процессов.

Так, у японок во время второй мировой войны в образе тела полностью обесценилась грудь, а идеальной считалась плоская грудная клетка (женщины носили мужскую военную форму). Однако в 50-х годах японские женщины стремились иметь грудь «голливудских» размеров.

Возраст. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Например, ни в каком другом возрасте столь тяжело психологически не будет реагировать человек на появление у него на коже лица фурункулов.

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей, и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.

Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые «стыдные» болезни, к которым обычно относят венерические и психические заболевания.

К примеру, для некоторых людей стыдно болеть (или слыть больным) геморроем, стыдно проводить прерывание беременности (аборт).

Существуют группы населения (в первую очередь люди, занимающие руководящие посты) для некоторых из которых «стыдные» являются болезни сердца (инфаркт), что связано с возможностью продвижения по службе.

Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.

Особенности темперамента. По мнению ряда авторов, экстраверты и интраверты различно реагируют на боль: экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты.

Ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью (прикованность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивным физическим нагрузкам.

Особенности личности. К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его мировоззрение, морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены.  

Источник: https://shpargalum.ru/klinicheskaya-psixologiya/503/vnutrennyaya-kartina-bolezni.html

Medic-studio
Добавить комментарий