14. Принципы составления психокоррекционной программы.

3. Основные принципы составления психокоррекционных программ

14. Принципы составления психокоррекционной программы.

Составляя различногорода коррекционные программы, необходимоопираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических иразвивающих задач. Этот принцип указываетна необходимость присутствия в любойкоррекционной программе задач трехвидов: коррекционных, профилактическихи развивающих.

В нем отраженавзаимосвязанность и гетерохронность(неравномерность) развития различныхсторон личности ребенка.

Другими словами,каждый ребенок находится на различныхуровнях развития: на уровне благополучия,соответствующем норме развития; науровне риска – это означает, что естьугроза возникновения потенциальныхтрудностей развития; и на уровнеактуальных трудностей развития,объективно выражающихся в различногорода отклонениях от нормативного ходаразвития. Здесь находит отражение законнеравномерности развития. Отставаниеи отклонение в развитии некоторыхаспектов личностного развития закономерноприводят к трудностям и отклонениям вразвитии интеллекта ребенка и наоборот.Например, неразвитость учебных ипознавательных мотивов и потребностейс высокой вероятностью приводят котставанию в развитии логическогооперационального интеллекта. Поэтомупри определении целей и задачкоррекционно-развивающей программынельзя ограничиваться лишь актуальнымина сегодняшний день проблемами исиюминутными трудностями развитияребенка, а нужно исходить из ближайшегопрогноза развития.

Вовремя принятыепревентивные меры позволяют избежатьразличного рода отклонений в развитии,а тем самым специальных коррекционныхмероприятий.

Взаимообусловленность вразвитии различных сторон психикиребенка позволяет в значительной степениоптимизировать развитие за счетинтенсификации сильных сторон личностиребенка посредством механизма компенсации.

Кроме того, любая программа психологическоговоздействия на ребенка должна бытьнаправлена не просто на коррекциюотклонений в развитии, на их предупреждение,но и на создание благоприятных условийдля наиболее полной реализациипотенциальных возможностей гармоническогоразвития личности.

Таким образом, цели изадачи любой коррекционно-развивающейпрограммы должны быть сформулированыкак система задач трех уровней:

  • коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
  • профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
  • развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единствоперечисленных видов задач можетобеспечить успех и эффективностькоррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единствакоррекции и диагностики. Этот принципотражает целостность процесса оказанияпсихологической помощи в развитииклиента как особого вида деятельностипрактического психолога.

3. Принцип приоритетностикоррекции каузального типа. В зависимостиот направленности выделяют два типакоррекции: 1) симптоматическую и 2)каузальную (причинную).

Симптоматическаякоррекция направлена на преодолениевнешней стороны трудностей развития,внешних признаков, симптомов этихтрудностей.

Напротив, коррекциякаузального типа предполагает устранениеи нивелирование причин, порождающихсами эти проблемы и отклонения в развитииклиента.

Очевидно, что только устранениепричин, лежащих в основе нарушенияразвития, может обеспечить наиболееполное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой,какой бы успешной она ни была, не сможетдо конца разрешить переживаемых клиентомтрудностей.

Показателен в этомотношении пример с коррекцией страхову детей. Применение метода рисуночнойтерапии дает значительный эффект впреодолении симптоматики страхов удетей.

Однако в тех случаях, когда причинывозникновения страхов и фобий у детейлежат в системе детско-родительскихотношений и связаны, например, сэмоциональным неприятием ребенкародителями и его глубинными аффективнымипереживаниями, изолированное применениеметода рисуночной терапии, не сопряженногос работой по оптимизации родительскойпозиции, дает лишь нестойкий, кратковременныйэффект.

Избавив ребенка от страхатемноты и нежелания оставаться одномув комнате, через некоторое время выможете получить в качестве клиентаэтого же ребенка, но уже с новым страхом,например – высоты.

Только успешнаяпсихокоррекционная работа с причинами,вызывающими страхи и фобии (в данномслучае работа по оптимизациидетско-родительских отношений), позволитизбежать воспроизведения симптоматикинеблагополучного развития.

Принцип приоритетностикоррекции каузального типа означает,что приоритетной целью проведениякоррекционных мероприятий должно статьустранение причин трудностей и отклоненийв развитии клиента.

4. Деятельностный принципкоррекции. Теоретической основой дляформулирования указанного принципаявляется теория психического развитияребенка, разработанная в трудах А.Н.Леонтьева, Д.Б.

Эльконина, центральныммоментом которой является положение ороли деятельности в психическом развитииребенка.

Деятельностный принцип коррекцииопределяет тактику проведениякоррекционной работы, пути и способыреализации поставленных целей.

5. Принцип учетавозрастно-психологических и индивидуальныхособенностей клиента.

Принцип учетавозрастно-психологических и индивидуальныхособенностей клиента согласует требованиясоответствия хода психического иличностного развития клиента нормативномуразвитию, с одной стороны, и признаниебесспорного факта уникальности инеповторимости конкретного пути развитияличности – с другой. Нормативностьразвития следует понимать какпоследовательность сменяющих другдруга возрастов, возрастных стадийонтогенетического развития.

Учет индивидуальныхпсихологических особенностей личностипозволяет наметить в пределах возрастнойнормы, программу оптимизации развитиядля каждого конкретного клиента с егоиндивидуальностью, утверждая правоклиента на выбор своего самостоятельногопути.

Коррекционная программаникоим образом не может быть программойусредненной, обезличенной илиунифицированной. Напротив, черезоптимизацию условий развития ипредоставление ребенку возможностейдля адекватной широкой ориентировки впроблемной ситуации она создаетмаксимальные возможности дляиндивидуализации пути развития клиентаи утверждения его “самости”.

6. Принцип комплексностиметодов психологического воздействия.Принцип комплексности методовпсихологического воздействия, являясьодним из наиболее прозрачных и очевидныхпринципов построения коррекционно-развивающихпрограмм, утверждает необходимостьиспользования всего многообразияметодов, техник и приемов из арсеналапрактической психологии.

Известно, что большинствометодов, широко используемых в практике,разработаны в зарубежной психологиина теоретических основах психоанализа,бихевиоризма, гуманистической психологии,гештальтпсихологии и других научныхшкол, весьма различны и противоречивотрактуют закономерности психическогоразвития. Однако ни одна методика, ниодна техника не являются неотчуждаемойсобственностью той или иной теории.Критически переосмысленные и взятыена вооружение, эти методы представляютсобой мощный инструмент, позволяющийоказать эффективную психологическуюпомощь клиентам с самыми различнымипроблемами.

7. Принцип активногопривлечения ближайшего социальногоокружения к участию в коррекционнойпрограмме. Принцип определяется тойролью, которую играет ближайший кругобщения в психическом развитии клиента.

Система отношения ребенкас близкими взрослыми, особенности ихмежличностных отношений и общения,формы совместной деятельности, способыее осуществления составляют важнейшийкомпонент социальной ситуации развитияребенка, определяют зону ее ближайшегоразвития.

Ребенок не развивается какизолированный индивид отдельно инезависимо от социальной среды, внеобщения с другими людьми. Ребенокразвивается в целостной системесоциальных отношений, неразрывно отних и в единстве с ними.

То есть объектомразвития является не изолированныйребенок, а целостная система социальныхотношений, субъектом которых он является.

8. Принцип опоры на разныеуровня организации психических процессов.При составлении коррекционных программнеобходимо опираться на более развитыепсихические процессы и использоватьметоды, их активизирующие.

Это эффективныйпуть коррекции интеллектуального иперцептивного развития. Развитиечеловека не является единым процессом,оно гетерохронно.

Поэтому зачастую вдетском возрасте отстает развитиепроизвольных процессов, в то же времянепроизвольные процессы могут статьосновой для формирования произвольностив ее различных формах.

9. Принцип программированногообучения. Наиболее эффективно работаютпрограммы, состоящие из ряда последовательныхопераций, выполнение которых сначалас психологом, а затем самостоятельноприводит к формированию необходимыхумений и действий.

10. Принцип усложнения.Каждое задание должно проходить рядэтапов: от минимально простого – кмаксимально сложному. Формальнаясложность материала не всегда совпадаетс его психологической сложностью.

Наиболее эффективная коррекция намаксимальном уровне трудности доступнаконкретному человеку. Это позволяетподдерживать интерес в коррекционнойработе и дает возможность клиентуиспытать радость преодоления.

11. Учет объема и степениразнообразия материала. Во времяреализации коррекционной программынеобходимо переходить к новому объемуматериала только после относительнойсформированное™ того или иного умения.Увеличивать объем материала и егоразнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональнойсложности материала. Проводимые игры,занятия, упражнения, предъявляемыйматериал должны создавать благоприятныйэмоциональный фон, стимулироватьположительные эмоции. Коррекционноезанятие обязательно должно завершатьсяна позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционнойработы должна быть психологическиобоснованной. Успех коррекционнойработы зависит прежде всего от правильной,объективной, комплексной оценкирезультатов диагностического обследования.Коррекционная работа должна бытьнаправлена на качественное преобразованиеразличных функций, а также на развитиеразличных способностей клиента.

Источник: https://studfile.net/preview/3060098/page:3/

Принципы составления психокоррекционных программ

14. Принципы составления психокоррекционной программы.

Психологическая коррекция.Понятия,сущность

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

• Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

• Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

• В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

• Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной – до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосрочной – до нескольких лет – помощи при психотерапии).

• В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

• Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

• симптоматическую;

• каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

• познавательной сферы;

• личности;

• аффективно-волевой сферы;

• поведенческих аспектов;

• межличностных отношений:

• внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

• детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

• индивидуальную;

• групповую:

• в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

• в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

• смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

• программированную;

• импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

• директивную;

• недирективную.

6. По продолжительности:

• сверхкороткую (сверхбыструю);

• короткую (быструю);

• длительную;

• сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы “запускает” процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

• общую;

• частную;

• специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной    адаптации    (застенчивость,    агрессивность,    неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Принципы составления психокоррекционных программ

Основные принципы составления психокоррекционных программ

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

1. Принцип системное” коррекционных, профилактических и развивающих задач.Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих.

В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка.

Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска – это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находитотражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий.

Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации.

Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна бытьнаправлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.

Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента.

Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей.

Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например – высоты.

Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

Источник: https://studopedia.net/3_45995_printsipi-sostavleniya-psihokorrektsionnih-programm.html

Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

14. Принципы составления психокоррекционной программы.

Основные принципы составления психокоррекционных программСоставляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.2. Принцип единства коррекции и диагностики.3.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа4. Деятельностный принцип коррекции.5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.7.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.9. Принцип программированного обучения.10. Принцип возрастания сложности.11.

Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

1. Принцип системное” коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих.

В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка.

Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска – это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий.

Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации.

Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.

Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента.

Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей.

Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например – высоты.

Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б.

Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия ходапсихического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны,и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути

развития личности – с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его “самости”.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития.

Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними.

То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития.

Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.9. Принцип программированного обучения.

Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному.

Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.11. Учет объема и степени разнообразия материала.

Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала.

Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Виды коррекционных программ
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции – это система условий оптимального возрастного развития личности в целом.

Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.

; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:1. Диагностический.2. Установочный.3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Основные требования к составлению психокоррекционной программыПри составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:• четко формулировать цели коррекционной работы;• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;• отобрать методики и техники коррекционной работы;• определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);• определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);• разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);• реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

• подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Источник: https://psyera.ru/2408/principy-sostavleniya-i-osnovnye-vidy-psihokorrekcionnyh-programm

Medic-studio
Добавить комментарий