14Тифлопсихология: (от греч. ?????? — слепой) — раздел

Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих

14Тифлопсихология: (от греч. ?????? — слепой) — раздел

Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изуча­ющий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого— слепой и сначала занима­лась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом изу­чения тифлопсихологии являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения.

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности раз­вития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информа­ции, связанных с нарушением деятельности зрительного анали­затора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, а так­же возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

Выделение и развитие тифлопсихологии как науки связано с организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г. А пси­хология слепых впервые была рассмотрена основоположником ма­териалистического направления во французской психологии Д.Дидро в работе “Письмо о слепых в назидание зрячим”.

Формирование научной психологии незрячих связано с труда­ми Т. Геллера , М.Кунца, К. Бюрклена, П.Виллея, А. А. Крогиуса, В.С.Сверлова, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагина, А.Г.Литвака, N. Варрага, Т. Кучфорф, М. Готесман, У. Хатвелл, М. Тобин и др .

Однако ряд авторов, особенно слепых, не считают правомер­ным существование тифлопсихологии как отдельной науки (П. Биллей, Ф. И. Шоев), поскольку как зрячим, так и слепым свойственны общие психологические закономерности.

В последнее время в употребление вошло новое понятие “тиф-лология”, объединяющее педагогику и психологию, социологию и другие науки, имеющие целью изучение жизни и деятельности слепых.

Надо сказать, что до сих пор в мировой тифлопсихологиче-ской литературе существуют две позиции относительно того, близ­ка ли психология слепого к особенностям психики нормально видя­щего или она своеобразна.

Одна из них принимает за исходное в психическом развитии дефект зрения, его функциональное значение и влияние на весь ход развития, что с неизбежностью приводит к недооценке воз­можностей компенсации дефекта за счет других сенсорных сис­тем. Наличие особенностей в познавательной деятельности сле­пых отмечали А. И. Скребицкий (1903), А. М.

Щербина (1916). Пре­увеличение же ее специфики привело Ф,Цеха (1913) к утвержде­нию о необходимости создания особого “языка слепых”, отлич­ного от языка зрячих, а К. Бюрклена (1924) — к неправомерному выводу о том, что в результате изолированной жизни слепых воз­никает особый тип людей.

Эти авторы стоят сознательно или не­сознательно на позиции специфического стандарта психического развития, как правило заниженного по сравнению с уровнем раз­вития зрячих (Хайес, 1953; Тиллмен, 1967; Уилз, 1970; и др.).

Другая группа ученых (Т. Катсфорт, 1951; Гомулицкий, 1961; Максфилд, 1963; В.Уильяме, 1968; М.Тобин, 1972; В.М.Коган, А.Г.Литвак, М.И.Земцова, Л.И.

Солнцева), прослеживая дина­мику психического развития детей младшего возраста, пришла к убеждению , что заметные различия между общим психическим ста­тусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей с нарушениями зрения. М.

Тобин (1972) указывает, например, на то, что в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушени­ем зрения может опередить в своем психическом развитии зряче­го. Позиция сближения развития детей с нарушением зрения и зрячих в настоящее время укрепилась, чему способствовали теория и практика компенсации и коррекции зрительного дефекта.

Разработанные системы коррекции и компенсации зрительно­го дефекта способствуют формированию сенсорной, интеллекту­альной и эмоциональной сфер личности. В этой работе необходи­мо исходить из возможностей и потребностей детей с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.

Как уже говорилось ранее, объектом тифлопсихологии явля-.ются лица с недостатками зрения, т.е. слепые, слабовидящие и дети, имеющие амблиопию и косоглазие.

В понятие “слепые” включаются две категории детей: с вирусом “О” и светоощущением, а также имеющие остроту остаточного зре­ния до 0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией ; обучение таких детей осуществляется на основе системы Брайля, по учебни­кам, предназначенным для восприятия посредством осязания.

Исследование остаточного — и ахроматического, и цветового — зрения у слепых, проведенное А. И.Каплан (1979), показало, что остаточное зрение нельзя рассматривать только как крайнюю сте­пень ослабления нормального зрения. Оно имеет иные характери­стики в зависимости от различных клинических форм.

Остаточное зрение представляет собой некоторое интегральное свойство глубоко поврежденной зрительной системы, особенностью которого является неравнозначность недостаточности различных зритель­ных функций, лабильность и неустойчивость отдельных компо­нентов и зрительного процесса в целом, тенденция к наступле­нию быстрого утомления.

Автором выделены три формы остаточ­ного зрения при остроте зрения 0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительных функций.

Первая характеризуется наиболее высокими функциональны­ми возможностями. При этой форме отмечается несколько сужен­ное поле зрения, трихроматическое цветоразличение со снижен­ной цветовой чувствительностью.

Вторая характеризуется наличием периферических скотом (“сле­пых” участков сетчатки), суженного поля зрения, патологией цветоразличения с низкими критериальными коэффициентами све­товой чувствительности, яркости и устойчивости.

При третьей форме остаточного зрения наблюдается резкое концентрическое сужение поля зрения, центральная скотома или множественные локальные дефекты поля зрения, распространен­ная патология цветоразличения с диспропорциональным сниже­нием критериальных коэффициентов. При наличии этих наруше­ний детям доступно лишь выделение предметов из окружающего фона, без идентификации составляющих их хроматических эле­ментов.

Анализ характера нарушений зрения у детей, обучающихся в школах в настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что изменение контингента лиц с нарушением зре­ния имеет несколько тенденций, или направлений.

Исследование Л. И. Кирилловой выборочного контингента 13 специальных школ России показало существенное увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение (до 90 %). В школах для незрячих лишь 3 — 4 % детей имеют тотальную слепоту, 7 % — светоощущение, у 10 % визус выше 0,06.

Увеличилось количество сложных, комплексных зрительных за­болеваний детей. Лишь отдельные дети имеют единичное наруше­ние зрительных функций. Материалы анализа состояния зрения детей школ слепых показывают , что у большинства учащихся имеется по два-три различных глазных заболевания.

Возросло число детей, у которых нарушения зрительной функ­ции сопровождаются рядом других дефектов, например наруше­нием деятельности центральной нервной системы.

Так, зрительные нарушения у детей начальных классов в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями ДЦП, задержками психического развития, олигофренией в легкой степени, оста­точными явлениями органического поражения ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией, пер­вичными недостатками речи, двигательной сферы и т.д Эти данные корреспондируют с материалами немецких ученых Р. Фройденрайх и Р.Пастиллея (1990), анализирующих измене­ния в популяции школ для детей с нарушением зрения.

Тесная связь, которая существует между нарушениями ЦНС и развитием глаза плода в ранние периоды беременности, возмож­но, указывает на общие причины нарушений деятельности мозга и заболеваний глаз.

Часто наблюдаются случаи, когда основные первичные изменения в зрительной системе сопровождаются вто­ричной глаукомой, дегенерацией сетчатки, микрокорниа, соче­таются с нарушениями деятельности ЦНС.

Причинами таких нарушений может быть врожденная патоло­гия и действие неблагоприятных внешних факторов в раннем дет­стве. Как показали последние исследования А. В.

Хватовой, эта ка­тегория детей с нарушением зрения значительно увеличилась в России в последние годы. По данным этого автора, 88 % слепых и 92 % слабовидящих детей имеют врожденные формы патологии зрения.

При исследовании детей и юношей с врожденной ката­рактой выявился высокий процент (74 %) ранней детской мозго­вой патологии.

В отечественной и зарубежной практике существуют различ­ные критерии подхода к лицам с нарушением зрения. Для выяс­нения уровня необходимой социальной помощи или определения размера пенсии для инвалида по зрению служат одни критерии, для определения возможностей образования, обучения, профес­сиональной подготовки — другие.

Мы рассматриваем разделение детей с нарушением зрения на группы с педагогических позиций, а именно в зависимости от того, какая система анализаторов является ведущей.

Дети с визу-сом “О” и светоощущением, а также дети, имеющие остроту оста­точного зрения до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией , обучаются на основе системы Брайля, по учебникам, предназна­ченным для восприятия посредством осязания, а слабовидящие дети с визусом от 0,05 до 0,4 — на основе зрительного восприятия.

Последние исследования, проводившиеся под руководством Л.П.Григорьевой, показали, что необходимо учитывать психоло­гические особенности, характеризующие процесс формирования системных зрительных образов.

Эти работы, как и ряд зарубежных исследований, показывают, что в современных условиях в педа­гогической практике, вероятнее всего, следует придерживаться простого разделения детей, принятого уже во многих странах, а именно: слепые (blind) и лица с ослабленным зрением (1о\у ушоп).

Причем во вторую категорию включаются все лица, в той или иной степени использующие остаточное зрение в процессе обуче­ния и в повседневной практике .

Таким образом, в тифлопсихологии идут два разнонаправлен­ных процесса: а) более глубокая дифференциация лиц с нарушением зрения — тотально слепой, слепой со светоощущением, сле­пой с остаточным зрением, глубоко слабовидящий ребенок, слабо­видящий; б) объединение всех групп лиц, имеющих ослабленное зрение .

Эти тенденции сказываются и на психологи­ческой характеристике детей с нарушением зрения: по-разному определяются степень и глубина влияния на психическое разви­тие детей различных форм патологии зрения и возможности их компенсации в процессе индивидуальной работы и на специаль­ных коррекционных занятиях.

Практика формирования высокого психического статуса детей с нарушением зрения показывает, что основные методологические принципы общей психологии — принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности — сохраняют свое значение и в тифлопсихологии.

Социальные и биологические факторы определяют развитие детей с нарушением зрения. А. И. Зотов (1966) выделил наряду с биологическими (типологическими, возрастными и др.) и соци­альными аномальные, патологические факторы, маскирующие, а в ряде случаев и искажающие проявление биологических факто­ров. А. Г.

Литвак (1973), соглашаясь с этим, отмечает, что “психи­ческое развитие слепых и слабовидящих детерминируется сово­купностью биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях”.

При этом он уточ­няет, что под биологическим понимается родовое, унаследован­ное, естественное, а дефекты зрения, не только приобретенные, но и врожденные, к биологическим отнести нельзя.

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает шаткость этой позиции. Так, мы уже указывали, что 92 % случаев слабови­дения и 88 % случаев слепоты имеют врожденный характер и бо­лее 30 % из них — наследственные формы. При этом четко просле­живается возрастающая частота врожденных аномалий развития органа зрения среди причин детской слепоты.

Врожденная зрительная патология отмечается М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой (1964) в 60,9% случаев нарушений зрения, в исследованиях А.И.Каплан (1979) — в 75 %, Л.И.Кирилловой (1991) — в 91,3 %, А.В.Хватовой (1995) — в 92 % случаев у сла­бовидящих и 88 % — у слепых, в исследованиях И.Л.Ферфиль-файн с соавторами процент таких случаев составил 84,2 %.

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих фак­торов. Примерно 30 % (материалы Баварской школы для слепых, 1988) из них имеет наследственный характер (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительно­го нерва, ретролентальная фиброплазия).

В исследованиях Л. И. Кирилловой на основании клинической картины выявлены наследственные формы патологии.

Отмечаются: наследственные нарушения обмена веществ в виде альбиниз­ма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению раз­вития глазного яблока — врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки — дистрофии роговицы; наслед­ственная патология сосудистой оболочки — аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врож­денные катаракты генетического происхождения); отдельные фор­мы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебе-ра, врожденная атрофия.

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения в результате воз­действия внешних и внутренних отрицательных факторов в пери­од эмбрионального развития плода. Это патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз , краснуха и т.д.

Таким образом, очевидно, что “аномальные факторы”, опре­деляющие психическое развитие детей с нарушением зрения, входят в объем понятия “биологические факторы” и определяют совместно с социальными ход развития слепых и слабовидящих детей .

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 1980—1990-е гг. опираются на теоретиче­ские положения, выдвинутые Л.С.Выготским, А.Р.Лурия, М.И.Земцовой, А.Г.Литваком, А.И.Зотовым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания. Основной про­блемой современной тифлопсихологии (Ю.А.

Кулагин, А.Г.Лит­вак, И.С.Моргулис Л.И.Солнцева) является выявление потен­циальных возможностей развивающегося человека, путей преодо­ления им отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате глубокого нарушения зрения.

Особенностью позиции современных тифлопсихологов яв­ляется понимание психического развития детей с нарушением зре­ния не как развития аномального организма (человек минус зре­ние), а как развития активной личности, восполняющей непос­редственные дефекты сенсорики разносторонней познавательной деятельностью.

Своеобразие компенсаторного развития детей с глу­бокими нарушениями зрения выражается в образовании новых связей в ансамбле психических процессов и качеств, обеспечива­ющих компенсацию слепоты и слабовидения.

Глубина и характер поражения деятельности зрительного ана­лизатора сказываются на развитии сенсорной системы, определя­ют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точ­ность, полноту образов внешнего мира.

Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора.

Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по спо­собам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с на­рушением зрения имеет время появления дефекта. Особенно это касается тотально слепых.

В литературе и жизненной практике выделяются две категории детей, имеющих нарушения зрения: слепорожденные и ослепшие.

Дети с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до 3 лет, как правило, не имеют зрительных представлений (у детей, рано ос­лепших, не сохраняются зрительные образы), и весь процесс пси­хического развития осуществляется на основе ограниченной со­хранной сенсорной системы. Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики.

Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему ис­пользовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности и образуют иные, опосредствованные системы связей при компенсации дефекта.

Таким образом, момент начала повреждающего воздействия является важным специфическим фактором психического разви­тия детей и взрослых с нарушением зрения.

Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех по­знавательных процессах и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Умень­шается количество получаемой информации, изменяется ее каче­ство.

Значительное сокращение или полное отсутствие зритель­ных ощущений, восприятий и представлений ограничивает воз­можности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения качественных особенностей развития следует в первую очередь указать на специфичность формирования психических функций, структуру функциональных связей внутри каждой функ­ции.

Происходят качественные изменения системы взаимоотно­шений анализаторов, возникают специфические особенности А процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориен­тировке в пространстве и т.д.

Значительные изменения происхо­дят в физическом развитии: заметно нарушение точности движе­ний, их интенсивности, становится специфической ходьба и дру­гие двигательные акты.

Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная система психических функций, каче­ственно и структурно несхожая с системой нормально развиваю­щегося ребенка, так как она включает в себя процессы , находя­щиеся на различных уровнях развития в результате влияния на них первичного дефекта, а также и в результате его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития.

Исследования М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, посвященные вопросам компенсации слепоты, показали, что процесс компен­сации проходит ряд стадий, различающихся своей структурой, иерархическим выделением на каждой стадии тех психических об­разований, которые обеспечивают ребенку продвижение в развитии.

Переход от одной стадии компенсации к другой обусловлива­ется формированием или изменением ведущей деятельности и в значительной степени зависит от уровня развития познаватель­ных процессов и психических свойств, позволяющих осуществить эту деятельность, от того, в какой мере зрительный дефект ока­зывает негативное влияние на их развитие.

Однако уже сейчас ясно, что коррекция первичного дефекта, когда он не является полным, повышает компенсаторные воз­можности, включает в структуры каждой стадии развития связи первично нарушенного анализатора с сохранными , образуя под­вижную сложную систему, не идентичную психологической сис­теме ни абсолютно слепого, ни зрячего.

Компенсация зрительной недостаточности, таким образом, не является простым замещением одних функций другими, а пред­ставляет собой создание на каждом этапе развития ребенка но­вых, сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, мо­торных, мыслительных структур , позволяющих воспринимать ин­формацию, получаемую из внешнего мира, и использовать ее для наиболее адекватного его отражения и построения поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_116461_tiflopsihologiya-kak-nauka-o-zakonomernostyah-psihicheskogo-razvitiya-slepih-i-slabovidyashchih.html

Раздел I. Общие вопросы тифлопсихологии Тема 1. Предмет и задачи тифлопсихологии

14Тифлопсихология: (от греч. ?????? — слепой) — раздел

  • Предмет и задачи тифлопсихологии
  • Методология тифлопсихологии

Тифлопсихология(от греч. tiphlos – слепой) в буквальномпереводе означает «психология слепых».Но постепенно семантика этого терминарасширялась, и тифлопсихология сталавключать психологию не только слепых,но и слабовидящих.

Тифлопсихология– самостоятельная наука, являющаясяотраслью специальной психологии, и, каквсякая наука, она имеет свой предметисследования: процесс развития психикислепых и слабовидящих.

В настоящее времянаблюдается тенденция к расширению предмета тифлопсихологии за счетобращенности ее внимания на развитиепсихики детей с функциональным нарушениемзрения, обусловленным амблиопией икосоглазием [53, c.180].

Тифлопсихологияизучает сущность и закономерностиразвития психики слепых и слабовидящих,возможности компенсации нарушенныхзрительных функций, предупреждения икоррекции отклонений в психическомразвитии данного контингента лиц впроцессе воспитания, обучения,социализации, реабилитации.

Теоретическиезадачи тифлопсихологии:

  • описание-объяснение специфических особенностей психики, свойственных только лицам с дефектом зрения;
  • изучение общих и специфических закономерностей развития психики человека, находящегося в условиях визуальной депривации;
  • изучение зависимости развития и проявлений психики от характера и степени тяжести зрительной патологии, времени возникновения зрительного дефекта и сопутствующих ему психофизических нарушений;
  • определение путей и механизмов компенсации зрительного дефекта на уровне психических процессов, психических состояний, психических свойств и в процессе взаимодействия и взаимовлияния данных психических явлений;
  • психологическое обоснование принципов, методов, способов и приемов коррекции нарушений в психическом развитии человека при слепоте и слабовидении.

Практическиезадачи тифлопсихологии составляетпсихологическое обоснование:

    • эффективных педагогических воздействий на слепых и слабовидящих детей, т.е. психологическое обоснование процесса управления психическим развитием ребенка с тяжелым нарушением зрения;
    • содержания, методов, приемов и средств реабилитации поздноослепших;
    • эффективных методов воздействия на социальное окружение инвалидов по зрению с целью обеспечения их интеграции в современном обществе;
    • тифлотехнических разработок, открывающих слепым и слабовидящим новые каналы получения информации об окружающем мире.

Решениеобозначенных выше задач осложняетсятем, что на развитие психики слепых ислабовидящих и ее проявления оказываютвлияние разнообразные условия, в рядукоторых: различия в характере глазногозаболевания, в состоянии зрительныхфункций (остроты зрения, поля зрения ипр.

), причинах, темпе утраты зрения ивремени возникновения зрительногодефекта. Правомерно утверждениеА.Г.

Литвака, что особо труден процессвыявления общих закономерностей испецифических особенностей развитияпсихики слепых и слабовидящих приосложнении дефекта зрения патологическимиизменениями в других частях организма.

Среди психофизических нарушений,сопутствующих слепоте и слабовидению,широко распространены умственнаяотсталость, задержанное психическоеразвитие, нарушение двигательной сферы,снижение остроты слуха и осязания,нарушение речи и пр. И если, по даннымМ.И.

Земцовой, в 1963 году около 15% слепыхи слабовидящих имели сопутствующиепсихофизические нарушения, то, какпоказал анализ состава учащихсяспециальных школ для детей с нарушениемзрения последних лет, число таких детейприближается к 70-80%. Это обуславливаетсяотносительным увеличением случаеввозникновения дефекта зрения, сочетанногос заболеваниями центральной нервнойсистемы.

Л.С.Выготскийпридавал особое значение социальнойсреде в развитии ребенка с тяжелымнарушением зрения. В первую очередь условия обучения и воспитания опосредуютвоздействие дефекта зрения на психическоеразвитие слепых и слабовидящих детей,определяя динамику и результаты данногопроцесса.

Слепые и слабовидящие дети(далее – дети с нарушением зрения) вряде случаев задерживаются в своемразвитии не только из-за нарушениязрительных функций, но и из-за низкогосоциально-экономического и культурногоуровня их жизни, неблагоприятных спсихологической точки зрения условий обучения, воспитания и социализации.

Следовательно,научный подход к изучению психики слепыхи слабовидящих требует учета всегомногообразия условий (патологических,физиологических, психологических,социальных), влияющих на их психическоеразвитие.

Под методологиейпонимают систему принципов и способовпостроения теоретической и практическойдеятельности. В современном научномпознании термином «методология»обозначают три различных уровня научногоподхода.

Первыйуровень– это некоторый общийфилософский подход, общий способпознания, принимаемый исследователем.

Второй уровень– это специальнаячастная методология, понимаемая каксовокупность методологических принципов,применяемых в данной области знания.

Третий уровеньсоставляетметодология как совокупность конкретныхметодических приемов исследования вданной области знаний.

Вкачестве общей методологии обычнопринимают определенную философскуюсистему.

Тифлопсихология в своемразвитии прошла сложный путь от науки,основанной на идеалистическойумозрительной философии или на философии,реализующей вульгарно материалистическийподход, до науки, опирающейся надиалектико-материалистическуюметодологию.

Это нашло свое выражениев возникновении порой крайне противоположныхконцепций развития психики при сужениисферы чувственного познания из-занарушения зрения.

В начале 20 векаумозрительная философия интроспекционизмапривела А.А.Крогиуса, Г.И.Челпанова,А.М.Щербину и др. к выводу об ускоренномразвитии высших психических функцийу слепых по сравнению с нормальновидящими.

Такая возможность развитияобъяснялась сокращением количествавнешних воздействий, но вместе с темувеличением их интенсивности, чтообеспечивает, по мнению сторонниковэтой философии, возможность проникновениявнешних воздействий в «фиксационнуюточку сознания», способствуя егососредоточению и активизации.

Концепцияускоренного развития высших психическихфункций явилась основой для разработкиметодов вербального обучения, которые,по словам Выготского Л.С., «нигде непустили таких глубоких корней, как втифлопедагогике» [10, с.32].

В обучении ивоспитании слепых вербализм вел кразрыву связи между чувственными ипонятийными знаниями, что способствовалоразвитию формального мышления незрячих,которое ошибочно рассматривалось каквысоко развитое логическое мышление.В жизни формализм знаний приводил слепыхк трудностям в практической деятельности.

Противоположнойбыла точка зрения, основанная на философиисенсуализма и ассоциативной психологии.

Она заключалась в признании хроническойбедности и малосодержательности«душевной жизни» слепого, несоответствияего представлений действительности, впризнании обязательного наличияспецифических отрицательныххарактерологических особенностей,обусловленных слепотой. Слепота, помнению К.Бюрклена, К.Краузе, Г.П.Недлера,В.И.Руднева и др.

, приводит к возникновениюособого психического типа, и поэтому вконечном итоге слепого следуетрассматривать как человека иного рода,нежели зрячий.

Концепция хроническогонедоразвития высших психических функцийпри слепоте в противоположность концепцииускоренного развития слепых по сравнениюс нормально видящими ориентировалапедагогов на механическую упражняемостьсохранных анализаторных систем, безучета компенсаторных возможностей мышления и речи. Эти две противоположныеконцепции сосуществовали в тифлопсихологииначала 20 века, хотя в науке уже былнакоплен фактический материал, вызывающийсомнение в их достоверности.

Новыйпериод в развитии тифлопсихологииначинается с упрочением в ней такихважнейших методологических принципов,как материализм и детерминированностьповедения человека. Работы Л.С.Выготскогоимели большое значение для укрепленияпозиций диалектического материализмав тифлопсихологии.

При рассмотрениизакономерностей развития психики онвыделил биологический и социальныйфакторы этого процесса, определил ихвзаимоотношение, особенности которогообуславливают отклонения в развитииребенка, пути их предупреждения и преодоления. Большое значение дляразвития тифлопсихологии имел выводЛ.С.

Выготского о решающей роли в доразвитиии коррекции психических функций слепыхдетей социальных факторов, и, преждевсего обучения и воспитания.

Частная методологияесть реализация философских принциповприменительно к специфическому предметуисследования.

Тифлопсихологиясоветского периода, опираясь надиалектико-материалистическое пониманиепсихики, психического развития человека,также как общая психология этого периода,реализует следующие принципы: принципобъективности, принцип детерминизма,принцип единства сознания и деятельности,принцип развития психики в деятельности.

Но следует учесть,что эти методологические принципы,общие для всех отраслей психологическойнауки, в тифлопсихологии требоваликонкретизации и творческого примененияс учетом специфики ее предмета. Например,принцип объективности требует бытьбеспристрастным в толковании фактовпсихологического исследования.С.Л.

Рубинштейн указывал, что задачакаждого исследования понять и отобразитьобъективную действительность – реальныйпредмет в его собственном реальномразвитии и реальных, опосредующих егоотношениях.

В соответствии той или инойметодологии (а каждый исследователь сразной степенью осознанности придерживаетсяопределенной общей и специальнойметодологии) объяснялись полученныепсихологические факты в тифлопсихологии.И поэтому возникали столь противоположныеконцепции, о которых говорилось выше.

Объединяло их только одно – отсутствиеанализа развития психики слепых всоотнесении его особенностей с реальными,опосредующими данный процесс отношениями.И поэтому в концепции ускоренногоразвития высших психических функций,и в концепции их хронического недоразвитияособенности развития психики слепогообъяснялись только прямым непосредственнымвлиянием дефекта зрения.

Руководствуясьпринципом детерминизма (причинности)в его понимании с позиций диалектическогоматериализма, тифлопсихология советскогопериода пришла к знанию особенностейразвития психики слепого и слабовидящего,сущности, механизмов и детерминанткомпенсации зрительного дефекта.

Дляобъяснения закономерностей развитияпсихики детей с тяжелым нарушениемзрения Ленинградская школа советскойтифлопсихологии прибегла к выделению,кроме биологического и социальногофакторов, «аномального фактора»(А.И.Зотов, А.Г.Литвак).

Его составили всеусловия, непосредственно связанные спатологией зрительного анализатора иоказывающие влияние на психическоеразвитие ребенка. Это, в первую очередь,характер глазного заболевания, времявозникновения зрительного дефекта иего причина, степень снижения остротызрения, особенности нарушения полязрения и пр. По мнению А.Г.

Литвака,необходимость выделения аномальногофактора как особой группы условий,влияющих на развитие ребенка, диктуетсятем, что он вклинивается во взаимодействиесоциального и биологического факторов,зачастую существенно искажая ихпроявления.

В пользу выделенияаномального фактора А.И.Зотов, А.Г.Литвакприводили следующие доводы: Л.С.Выготскийне считал слепоту только психологическимфактором, и в психологии советскогопериода существовало мнение, что помимоприроды и общества, «в состав внешнегодля психики человека, по-видимому,следует включить и соматическое состояниеорганизма» (Е.М.Шорохова).

Вместе с тем,указанные выше тифлопсихологи несклонялись к категоричному отнесениюаномального фактора и к внешним условиям«… диалектика взаимоотношений внешнегои внутреннего такова, – пишет А.Г.

Литвак,- что при определенных условиях внешнее,являясь источником внутреннего, самоможет становится внутренним… хроническиедефекты зрения изменяют такие внутренниеусловия, как особенности высшей нервнойдеятельности (А.М.Зимкина), сказываютсяна динамике потребностей (Б.Г.Ананьев),развитии интересов (Н.Г.

Морозова) идругих компонентах психики и тем самымстановятся сами условиями внутренними,способными преломлять внешние воздействия»[41, с.209].

Не развивая дискуссии о том, ккакой категории факторов относятсяусловия, составляющие аномальный фактор,следует подчеркнуть, что анализособенностей развития психическихпроцессов, состояний и психическихсвойств в зависимости от локализацииглазного заболевания, степени сниженияостроты зрения и состояния другихзрительных функций позволил определитьсферы и сущность возможного влияниязрительного дефекта на развитие детей,на их компенсаторное приспособление кжизни. Опираясь на принцип причинностив изучении психической деятельностислепых и слабовидящих, следует иметь ввиду предупреждение Усановой О.Н.,которая правомерно указывает: «Нельзярассматривать детерминизм как толькооднолинейнейную систему (причина –следствие), потому что есть детерминанты,которые сами по себе не порождаютсобытий, но способствуют им (катализаторы).Это приводит к тому. Что причиной тогоили иного психического явления можетоказаться ряд событий и факторов, каждыйиз которых по отдельности не вызываетэффекта, но накопление их приводит копределенному следствию. Это, такназываемые, кумулятивные причинно-следственныесвязи» [57, с. 9]. Следовательно, изучаяразвитие психики слепых и слабовидящихнеобходимо учитывать возможностьвлияния на данный процесс различноговида детерминант, изменяющихся инаходящихся в системных связях.

В выборе конкретныхметодических приемов тифлопсихологияруководствуется следующими принципами:принципом сравнительного исследования,принципом системного исследования,принципом тщательности и регулярности.

Принципсравнительного исследованияимеет особое значение для развитиятифлопсихологии. Следуя общеизвестнойистине «все познается в сравнении»,тифлопсихолог, выбирая конкретныеметодики, соотносит их с выбраннымиаспектами сравнения, которые соответствуютзадачам исследования.

Например, дляустановления влияния степени тяжестизрительного дефекта на развитие тогоили иного психического процесса проводятего сравнительное изучение у нормальновидящих, тотально слепых, частичнозрячихи слабовидящих.

Для установлениязависимости в развитии определеннойпсихической структуры от особенностейинтеллекта проводят ее сравнительноеизучение у слепых и слабовидящих снормальным и нарушенным интеллектом.

Неменее перспективен для развитиятифлопсихологии принципсистемного исследования.Известно, что нарушение зрения оказываетвоздействие различной силы и значимостине только на разные психические процессы,но и неодинаково влияет на разные видыодного и того же процесса (например, напамять зрительную, слуховую и осязательную,логическую и образную).

А иногда нарушениезрения по-разному проявляет свое влияниев рамках психической функции одного итого же вида (например, компенсациязрительного дефекта может проявлятьсяв понижении порогов различительнойслуховой чувствительности при неизменностипорогов ее абсолютной чувствительности).

Следовательно, только системное изучениеотдельных психических процессов и ихвзаимосвязей, системное изучениепсихической деятельности в различныхее проявлениях, а также особенностейличностного развития ребенка позволитподняться тифлопсихологии на высокийуровень теоретического обобщения.

Например, соотнести закономерностипсихического развития нормальноразвивающихся детей с общимизакономерностями развития при различныхвидах психического дизонтогенеза, атакже со своеобразием развития,свойственном только слепым и слабовидящимдетям.

Особое значениедля тифлопсихологического исследованияимеет соблюдение принципа тщательностии регулярности. Он предполагаеттщательное прослеживание процессаформирования и развития психики слепыхи слабовидящих детей при активномспециально организованном руководствеэтим процессом со стороны психологови педагогов.

Данный принцип требует нетолько тщательного отбора методов иметодик исследования, но и продуманностив выборе его времени, места и составаиспытуемых. Определив все параметрыисследования, нельзя отступать от нихв ходе его, так как будет нарушенпринципобъективности.

Не следует под влияниемкаких-либо субъективных причин, сделавпреждевременные выводы, останавливатьили вовсе прекращать дальнейшее изучениедетского развития в условиях визуальнойдепривации.

Наряду со специальнымиметодами психологических исследованийтифлопсихология использует и традиционные.В качестве основных методов выступаютнаблюдение и эксперимент, ибо толькоони дают наиболее достоверную информациюоб особенностях развития ребенка стяжелой зрительной патологией.

В качествевспомогательных методов в тифлопсихологическихисследованиях выступают тестирование,опрос, анализ продуктов деятельности,проективные методы. Они, давая информациюиллюстративного плана, позволяют строитьгипотезы и предположения, которыенаходят убедительное обоснование врезультатах наблюдения и эксперимента.

Обычно в тифлопсихологическом исследованиииспользуется система методов и методик,выбор которых в каждом отдельном случаедиктуется задачами, стоящими передэкспериментатором.

Вместе с тем,следует иметь в виду, что для изученияпсихических процессов, состояний исвойств при слепоте и слабовидении вряде случаев нельзя дублироватьобщепсихологических методик. Какправило, это связано с особенностямисенсорно-перцептивной деятельностислепых и слабовидящих.

В связи с этимобщепсихологические методики либомодифицируются, т.е. приспосабливаютсяк новым условиям эксперимента, либозаменяются новыми методиками, специальноразработанными для изучения психикипри полном или частичном выключениифункций зрительного анализатора.

Например, при исследовании зрительнойпамяти частичнозрячих и слабовидящихувеличиваются угловые размерытест-объектов, усиливается их контрастностьи освещенность; при использованииусловно-рефлекторных методик зрительныераздражители заменяются слуховыми иосязательными; создаются специальныеметодики для изучения таких феноменов,как ощущение препятствия и пр.

Источник: https://studfile.net/preview/6014953/page:3/

1.Предмет и задачи т-психологии

14Тифлопсихология: (от греч. ?????? — слепой) — раздел

Тифлопсихология(отгреч. τυθλος — слепой) — раздел специальнойпсихологии, который изучает психическоеразвитие слепых и слабовидящих людей,пути и способы ее коррекции.

Тифлопсихологияизучает закономерностии особенности развития лиц с нарушениемзрения, формирование компенсаторныхпроцессов, обеспечивающих возмещениенедостатка информации, дефицит, которыйсвязан с нарушением деятельностизрительного анализатора, а также влияниеэтого дефекта на психическое развитиедетей с нарушением зрения.

Своеназвание тифлопсихология получила отгреческого tiphlos — слепой и как наукасначала включала в свое содержание лишьпсихологию слепых. В настоящее времяпредметом ее внимания являются не толькослепые, но и лица, имеющие глубокиенарушения зрения, а также дети, имеющиеамблиопию и косоглазие.

Такимобразом, объектомсовременной тифлопсихологии являютсялица с нарушениями зрительных функцийв диапазоне остроты зрения от 0 (тотальнаяили абсолютная слепота) до0,2 включительно на лучше видящем глазу(верхняяграница слабовидения), а также лицас резко суженным полем зрения(до 10°).

А.Г.Литвак называет предметомтифлопсихологии психику лиц с глубокиминарушениями зрения.

Основнымизадачами современной тифлопсихологииявляются:

  • изучение общих, свойственных также и нормально развивающемуся ребенку специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения;

  • изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функции;

  • выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;

  • разработка психологических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;

  • разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

2.Рользрения в ж/д человека и последствия егонарушения

Психическаядеятельность – это деятельность по сутисвоей отражательная, причем в ходеантропогенеза у человека сформироваласьсложная система анализаторов,обеспечивающая поступление необходимойдля нормальной жизнедеятельностиинформации из внешнего мира. ведущаяроль в процессе чувственного отраженияпринадлежит зрению.

Человеческийглаз, приспособившийся к рецепциисветовой энергии, обладает замечательнойспособностью ориентироваться в окружающемего мире, выделяя отдельные предметы ипространственные отношения между нимипо их освещенности. В то же времязрительный анализатор обладаетнеобыкновенно высокой чувствительностью.

Зрительныеощущения и восприятия дают человекунаибольшее количество тонкодифференцированных данных широчайшегодиапазона. Поле зрительного восприятияпрактически неограниченно.

И.М.Сеченов писал о том, что глаз различаетвосемь категорий признаков: цвет, форму,величину, удаление, направление,телесность, покой и движение, чтопозволяет зрению адекватно отражатьдействительные пространственныеотношения

Разумеется,зрение не является единственнойструктурной единицей чувственногопознания, правильно отражающей окружающиймир, однако, писал С.Л. Рубинштейн, “зрениедает нам наиболее совершенное, подлинноевосприятие предметов. Зрительныеощущения наиболее отдифференцированыот эффективности, в них особенно силенмомент чувственного созерцания.

Зрительныеощущения и восприятия имеют большоезначение не только для познаия ипрактической деятельности, но и являютсянеисчерпаемым источником эстетическихпереживаний. Это особенно характернодля цветного зрения, способствующеголучшему восприятию предметов.

Здесьже следует отменить и ту важную роль,которую зрение играет практически вовсех видах деятельности и ориентировки.С помощью зрения человек следит заправильностью выполняемых действий.

частичная,а тем более полная потеря зрения влечетза собой наиболее серьезные и зачастуюничем не возместимые потери в областичувственного отражения.

Патологиязрительного восприятия (снижение остротызрения, сужение поля зрения, нарушенияцвета и цветоразличения) отрицательновлияет на психическое развитие слепыхи слабовидящих, что проявляется вколичественных и качественныххарактеристиках.

Количественныеизменениянаблюдаются главным образом в сферечувственного познания: у слепых ислабовидящих значительно сокращаютсяили полностью выпадают зрительныеощущения и восприятия, соответственноуменьшается количество представлений,которые ограничивают возможностиформирования образов воображения.

качественныеособенностипроявляются, хотя и в различной степени,почти во всех областях психическойдеятельности: изменяется системавзаимодействия анализаторов, возникаютопределенные специфические особенностив процессе формирования образов, понятий,речи, нарушается соотношение образногои понятийного в мыслительной деятельности,наблюдаются отдельные изменения вэмоционально-волевой сфере и некоторыхсвойствах личности, специфическийхарактер приобретает ориентировочнаядеятельность и т.д.

Полноеили частичное нарушение функций зренияотражается и на физическом развитии,что обусловлено сложностью пространственнойориентации и вызванным этим ограничениемслепых в свободе передвижения.Малоподвижный образ жизни в свою очередьвызывает мышечную вялость, деформациюскелет, гипофункции внутренних органови т.д

Источник: https://studfile.net/preview/7506903/

Medic-studio
Добавить комментарий