15.2. Подготовка профессиональных психологов в России

Специфика подготовки психологов в России

15.2. Подготовка профессиональных психологов в России

Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуще­ствлялась на отделениях психологии в рамках философских факуль­тетов. Студентов, получавших профессиональное психологическое образование, было сравнительно немного.

Первые факультеты психологии в нашей стране были открыты в 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных универси­тетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском уни­верситете. В 1987 г. в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; в университетах республик СССР было еще 11 фа­культетов.

С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей потребностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы.

На этих курсах осуществляется переподготовка специалис­тов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психоло­га. Во многих высших учебных заведениях были организованы новые психологические факультеты.

Этот процесс особенно ускорился с 1993 г. В 1997 г. в России было уже 90 факультетов.

Наибольший опыт психологического образования имеется в ста­рейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петер­бургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во мно­гих других высших учебных заведениях. Крупными психологичес­кими центрами становятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск.

Государственные органы и психологические организации раз­рабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и квалификации психологов.

Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих ли­цензию, которая выдается Министерством образования и дает учебному заведению право вести обучение студентов по программам под­готовки психологов.

При выдаче лицензии министерство учитывает качество разработанной программы обучения, имеющиеся препо­давательские кадры, наличие обучающих ресурсов в виде учебной литературы и других учебных материалов. Однако лицензия сама по себе еще не дает учебному заведению права выдавать диплом государственного образца.

Лицензия только разрешает вести обра­зовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. Государственная аккредитация означает право высше­го учебного заведения выдавать диплом государственного образца.

Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность.

Кроме того, российское высшее психологическое образование, как и американское, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2.

«031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
3.

«022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях.

Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую;

культурно-просветительную.

На старших курсах студенты могут получить дополнительную специализированную подготовку в той области, которая их интересует.

Специализация является частью специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более глубоких профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности.

Наименование специализации развивает наименование основной специальности. Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер:

1. Общая психология. 2. Психология личности. 3. Социальная психология. 4. Политическая психология. 5. Психология менеджмента. 6. Юридическая психология. 7. Психология труда и организационная психология. 8. Клиническая психология (с 1998 г.

стала отдельной специальностью). 9. Психофизиология. 10. Специальная психология. 11. Психология развития и акмеология. 12. Педагогическая психология. 13. Психологическое консультирование. 14. Психология социальной работы.

15.

Спортивная психология.

Предметная профессиональная подготовка по дисциплинам специализации организуется в объеме от 500 до 2000 часов. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается.

2.

Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и психология” –предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

коррекционно-развивающую; преподавательскую; научно-методическую; социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительную;

управленческую.

3.

Обучение по специальности «022700 — Клиническая психология» –предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, Позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

− диагностическую;

− экспертную;

− коррекционную;

− профилактическую;

− реабилитационную;

− консультативную;

− научно-исследовательскую;

− культурно-просветительную;

− учебно-воспитательную.

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической специальности, например:

030900 — Дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»); 031900 — Специальная психология (с присвоением квалификации «Учитель-психолог»);

032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).

В случаях, когда психология является дополнительной специальностью в учебной программе, объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин значительно меньше. В этом случае выпускники лучше подготовлены к работе по основной специальности, чем по дополнительной.

Психология существует в российском высшем образовании также в качестве направления подготовки бакалавров и магистров.

521000 — бакалавр психологии (2-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО);
521000 — магистр психологии (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО).

Большой опыт организации таких образовательных программ накоплен в Российском государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском университете.

В России существуют также высшие учебные заведения, предлагающие различные формы заочного, вечернего или очно-заочного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.

Технические средства, используемые на лекции – мультимедийное сопровождение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_88167_spetsifika-podgotovki-psihologov-v-rossii.html

Подготовка профессиональных психологов в России — allRefs.net

15.2. Подготовка профессиональных психологов в России

Подготовка профессиональных психологов в России – раздел Психология, Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию Длительное Время Подготовка Психологов В Нашей Стране Осуществлялась На Отдел…

Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках философских факультетов. Студентов, получавших профессиональное психологическое образование, было сравнительно немного.

В 1966 году были открыты два первых факультета психологии: в Московском и Ленинградском государственных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете.

В 1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; на 11 факультетах обучались студенты в республиках СССР.

Государственные органы и психологические организации вырабатывают определенные требования к профессиональной подготовке и квалификации психологов. Подготовка психологов в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность.

Наибольший опыт имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других высших учебных заведениях.

Крупными психологическими центрами становятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск. Повышается уровень профессионального образования психологов.

Полный курс высшего образования по специальности “020400 — психология” наиболее желателен и дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность. Однако в виде исключения допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных кур­сов переподготовки.

С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей по­требностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы.

На этих курсах осущест­вляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во мно­гих высших учебных заведениях были организованы но­вые психологические факультеты.

Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. В 1997 году в России было уже 90 факультетов.

Традиционно в российском образовании существовала пятилетняя модель подготовки специалиста, которая со­ответствует третьему уровню профессионального образо­вания. С 1990 года делались попытки ввести в российское психологическое образование степень бакалавра, которая присваивалась после четырехлетнего обучения.

Степень бакалавра относится ко второму уровню высшего профес­сионального образования. Однако этот подход не получил достаточного признания и потому многие вузы вернулись к пятилетней программе. Очень небольшое количество ву­зов проводит подготовку магистров — профессионалов третьего уровня образования.

Для получения данной сте­пени необходимо двухлетнее обучение после получения степени бакалавра.

В настоящее время в России существует два основных направления подготовки профессиональных психологов: в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования. В обоих случаях вы­пускники получают специальность “020400 — Психология”. Однако в первом случае им присваивается квалификация “Психолог”, во втором — “Педагог-психолог”.

В первом случае после общего психологического обра­зования на младших курсах в дальнейшем студенты могут специализироваться в одной из следующих сфер психологии:

1) Общая психология.

2) Психология личности.

3) Социальная психология.

4) Политическая психология.

5) Психология менеджмента.

6) Организационная психология.

7) Юридическая психология.

8) Психология труда и организационная психология.

9) Клиническая психология (с 1998 года стала отдельной специальностью).

10) Психофизиология.

11) Специальная психология.

12) Психология развития и возрастная психология.

13) Педагогическая психология.

14) Психологическое консультирование.

15) Психология социальной работы.

16) Спортивная психология.

В рамках каждой из специализаций организуется предметная профессиональная подготовка. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается. В 1998 году в России было 109 университетов и других высших учебных заведений такого типа, имеющих государственную аккредитацию.

Государственная аккредитация означает право высшего учебного заведения выдавать диплом государственного образца. Она не равнозначна лицензии. Лицензия дает только право вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом.

О том, какой диплом получит выпускник после окончания высшего учебного заведения, он должен поинтересоваться, еще будучи абитуриентом.

Важно иметь в виду, что только высшее психологическое образование дает полное право на профессиональную психологическую работу.

Для поступления в высшие учебные заведения по специальности “психология” абитуриенты чаще всего сдают следующие экзамены:

– русский язык и литература (сочинение) — во всех учебных заведениях;

– математика (письменно) — в большинстве учебных заведений;

– биология (устно или письменно) или история (устно или письменно) — часто встречается или один или другой экзамен.

Однако выбор этих или других вступительных экзаме­нов или тестов остается правом учебного заведения.

При выборе высшего учебного заведения полезно вы­яснить, какую специализацию предлагает данным универ­ситет или институт.

В 1998 году клиническая психология стала отдельной специальностью (а не специализацией, как раньше). Вы­пускники отныне будут получать диплом, дающий особые права для работы в сфере медицинской психологии.

В системе высших педагогических учебных заведений существуют также множество дополнительных психологи­ческих специальностей:

1. Дошкольная педагогика и психология.

2. Педагогика и психология.

3. Специальная психология (психология отклонений и задержек развития).

4. Коррекционная педагогика и специальная психоло­гия (дошкольная).

5. История и психология.

6. Иностранные языки, педагогика и психология.

7. Биология, химия и психология.

8. Физическая культура и психология.

Поскольку во всех этих случаях психология оказывается дополнительной специальностью, то и перечень изуча­емых дисциплин существенно сокращается. Таким образом, выпускники оказываются более подготовленными к работе по основной, чем по дополнительной специальности.

При поступлении на данные специальности вузы могут предлагать другие вступительные экзамены, нежели для абитуриентов, поступающих на специальность “психология”.

Существуют также формы заочного и вечернего психо­логического образования. Однако высших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку, в России немного.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию

Книга доктора психологических наук профессора в н карандашева первое в.. в книге показано многообразие психологических знаний о человеке изложена история появления профессии психолога..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подготовка профессиональных психологов в России

Источник: http://allrefs.net/c14/3sl7z/p67/

Профессиональная подготовка психологов в России

15.2. Подготовка профессиональных психологов в России

  • Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

    В настоящее время в Российской Федерации профессию психолога можно получить во многих высших учебных заведениях.

    Есть университеты с наиболее давними традициями подготовки таких специалистов, где еще до революции на философских факультетах велось обучение психологов; это, конечно же, Санкт Петербургский и Московский университеты.

    Именно в них, а также в Ярославском университете, были открыты первые факультеты психологии в советское время.

    Каждый из факультетов, предлагающих образовательную программу по подготовке психологов, при составлении учебного плана, выборе специализации и организации практики студентов должен руководствоваться положениями государственного стандарта:

    •             Профессия — это род трудовой деятельности человека, которой он может заниматься в силу образования, полученного им в процессе обучения в профессиональном учебном заведении или в результате самообразования и приобретенного опыта самостоятельной практической работы,

    •             Специальность — совокупность теоретических и практических знаний по отдельной отрасли науки.

    •             Специализация — более узкая и конкретная часть определенной отрасли науки. Например, в Московском университете название специализации обычно соответствует названию выпускающей кафедры — той, на которой студент защищает свою дипломную работу.

    Некоторые выпускающие кафедры имеют право готовить специалистов одновременно по нескольким специализациям. Бывает и иначе: две или три разные кафедры могут одновременно готовить специалистов по одной и той же специализации.

    Это объясняется наличием межпредметных связей, обусловленных пересечением различных наук (скажем, биофизика, биохимия, математическая лингвистика, математическая психология, математическая экономика, юридическая психология), или же сближением разных областей знаний в пределах одной и той же отрасли науки (например, алгебраическая топология, элементоорганическая химия, молекулярная биология).

    •             Специалист — человек, работающий по какой-либо специальности.

    В Российской Федерации на сегодняшний день существуют две программы подготовки психологов. Первая, одноступенчатая, основывается на государственном стандарте высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» и предполагает получение квалификации «Психолог.

    Преподаватель психологии». Нормативный срок обучения по данной программе при дневной форме обучения — 5 лет, при вечерней и заочной — 6 лет. Общее количество учебных часов теоретического обучения по данной программе составляет 9250.

    Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686.

    Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

    В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

    •             диагностическую и коррекционную:

    •             экспертную и консультативную;

    •             учебно-воспитательную;

    •             научно-исследовательскую;

    •             культурно-просветительную.

    Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

    Психолог (специалист), освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020400 «психология», подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.

    Вторая программа двухступенчатая. Она приближена к требованиям Болонского соглашения.

    Первая ступень — бакалавриат, дающая возможность студенту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образования.

    Основана программа на государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению 521000 «Психология» и предполагает получение степени (квалификации) бакалавр психологии.

    Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686. Нормативный срок освоения основной образовательной программы бакалавра по указанному направлению при очной форме обучения — 4 года.

    Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

    В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

    •             диагностическую и коррекционную;

    •             экспертную и консультативную;

    •             научно-исследовательскую;

    •             учебно-воспитательную.

    Конкретное содержание профессиональной подготовки бакалавра определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

    Бакалавр подготовлен к продолжению образования: в магистратуре по направлению 521000 «Психология»; освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:

    •             020400 «Психология»;

    •             022700 «Клиническая психология».

    Общее количество часов теоретического обучения составляет 8150.

    Вторая ступень — магистратура — дает возможность студентам подготовиться к научно-исследовательской и научно педагогической деятельности.

    Основная образовательная программа, на базе которой строится учебный план, должна соответствовать требованиям стандарта. В ее структуру входит множество различных компонентов, разобраться в которых студенту первого курса порой бывает сложно.

    Она формируется из дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского), дисциплин по выбору студента и факультативных дисциплин. Что это означает? Дисциплины федерального компонента обязательны для всех учебных заведений Российской Федерации, их перечень составлен на федеральном уровне.

    Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента определяются на уровне субъекта Федерации или непосредственно самим высшим учебным заведением, осуществляющим образовательную программу, и учитывают региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей.

    Дисциплины по выбору студента, как следует из названия, выбираются самим учащимся из перечня, предлагаемого вузом, а факультативные дисциплины служат дополнением к основной учебной программе.

    Все дисциплины, предлагаемые студенту-психологу для изучения, объединены в 5 основных циклов:

    1.

                Цикл ГСЭ включает общие гуманитарные и социально экономические дисциплины, к которым относятся на уровне федерального компонента: иностранный язык, физическая культура, отечественная история, педагогика, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика, а также дисциплины, устанавливаемые самостоятельно каждым вузом, и дисциплины по выбору студента. Например, в ряде университетов Санкт-Петербурга это может быть история и культура Санкт-Петербурга.

    2.

                Цикл ЕН на уровне федерального компонента включает математические и естественнонаучные дисциплины: математику, информатику в психологии, концепции современного естествознания, антропологию, анатомию центральной нервной системы, физиологию центральной нервной системы, физиологию высшей нервной деятельности и сенсорных систем, а также ряд дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студента.

    3.            Цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины.

    К ним относятся такие, как введение в профессию, общая психология, экспериментальная психология, общий психологический практикум, история психологии, зоопсихология и сравнительная психология, психогенетика, психология личности, психодиагностика, методология и теория психологии, математические методы в психологии, психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психология труда, клиническая психология, специальная психология, психофизиология, методика преподавания психологии, а также дисциплины вузовского компонента и по выбору студента.

    4.            Цикл СД — специальные дисциплины. Как правило, они соответствуют направлениям специализации в области психологии, предлагаемым конкретным вузом или факультетом.

    Например, для специализации «Психология менеджмента» ими могут быть организационная психология, психология менеджмента, управление персоналом, психологический отбор и оценка персонала, а для специализации «Психология развития и возрастная психология» — психология новорожденных, психология подростка, геронтология и т. д.

    5.            Цикл ФД факультативы. Они включают перечень дисциплин, предлагаемых вузом студенту для самостоятельного выбора. Так, к ним можно отнести военную подготовку, после прохождения которой молодым людям присваивают воинское звание младшего офицера, а девушкам — квалификацию медицинской сестры гражданской обороны.

    Помимо теоретического обучения и тренировки практических умений и навыков все студенты, обучающиеся на психологических факультетах, обязательно проходят практику. Это важнейшая составляющая профессиональной подготовки психолога, неотъемлемая часть учебного процесса и средство формирования умений и навыков.

    Основные цели прохождения практики таковы:

    •             знакомство со спецификой деятельности психологов в различных организациях, центрах, учреждениях;

    •             закрепление на практике теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и приобретение навыков применения этих знаний;

    •             формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

    •             обучение навыкам решения практических задач;

    •             приобретение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.

    Учебный план подготовки психологов в соответствии со стандартом включает четыре основных вида практик:

    •             учебно-ознакомительную — 3 недели;

    •             педагогическую — 6 недель (5 недель для бакалавров);

    •             производственную — 6 недель (5 недель для бакалавров);

    •             научно-исследовательскую (дипломную) — 10 недель (4 недели для бакалавров).

    Каждый вид практики направлен на решение конкретных задач. После прохождения практики специалист-психолог должен уметь:

    •             поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

    •             использовать для их решений научные методы;

    •             осуществлять деятельность в профессиональной среде, знать принципы системного анализа, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений, осуществлять их количественный и качественный анализ;

    •             находить нестандартные решения типовых задач и уметь решать традиционные задачи;

    •             взаимодействовать с коллегами по работе;

    •             организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречий;

    •             знать социально-психологические закономерности человеческих взаимоотношений;

    •             использовать передовой отечественный и зарубежный опыт психологии;

    •             обеспечивать посредничество между людьми в рамках делового и межличностного взаимодействия;

    •             работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;

    •             составлять психологическую характеристику личности (темперамента, способностей и т. д.), анализировать собственное психическое состояние, владеть приемами психодиагностики, психологического консультирования и социально-психологической коррекции;

    •             владеть приемами социологического и психологического анализа;

    •             организовывать свой труд на научно-теоретической основе, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сферах профессиональной деятельности;

    •             осуществлять организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности.

    Рассмотрим в качестве примера цели и задачи учебно-ознакомительной практики (как первого вида) студентов 12 курсов одного из университетов Санкт-Петербурга.

    Можно указать следующие ее цели:

    •             познакомиться со сферами приложения практической и теоретической психологии в Санкт-Петербурге;

    •             изучить структуру и функции учреждения психологического профиля, методическое, техническое, кадровое обеспечение и порядок ведения документации;

    •             изучить законодательные и нормативные акты, составляющие основу психологической помощи различным группам населения в соответствии со спецификой учреждения;

    •             познакомиться с функциональными обязанностями специалистов-психологов, работающих в этих учреждениях; с методами психодиагностической, исследовательской, профориентационной и психокорекционной работы;

    •             получить представление о категориях населения, обращающихся за психологической помощью;

    •             осуществить целенаправленное наблюдение и описание специфики различных видов деятельности специалиста-психолога в данном учреждении.

    Возможными базами учебно-ознакомительной практики студентов могут быть: медико-психолого-педагогический центр сопровождения индивидуального развития ребенка комитетов по образованию; научно-исследовательские центры; центры занятости населения; центры помощи пострадавшим от насилия; психологическая служба «Телефон доверия»; службы персонала различных организаций.

    На каждом курсе содержание практики должно соответствовать уровню подготовленности студентов. Помимо практических навыков будущие психологи должны овладеть навыками научно исследовательской деятельности и написания научной работы, которые они приобретают в процессе подготовки курсовых и дипломных работ.

    Итак, по завершению всего курса обучения студенты подходят к важнейшему его этапу — итоговой аттестации.

    Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

    Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющие выявить уровень теоретической подготовки выпускника к решению профессиональных задач.

    Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.

    Выпускная квалификационная (дипломная) работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики.

    В дипломной работе должны быть пропорционально представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа, и она должна демонстрировать высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем выпускной квалификационной работы, как правило, колеблется в пределах 5085 страниц стандартного печатного текста. Ее защита происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии, по результатам чего выставляется государственная аттестационная оценка.

    Требования к государственному экзамену.

    На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен — это проверка конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

    Итак, выпускник-психолог по специальности 020400, который теперь будет называться специалистом, должен в соответствии со своей квалификацией:

    •             на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

    •             владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;

    •             участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

    Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260 недель:

    •             теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, — 180 недель;

    •             практики — не менее 25 недель;

    •             итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, — не менее 13 недель;

    •             каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) — не менее 42 недель.

    Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

    Выпускная квалификационная работа по направлению 521000 «Психология» — это законченная разработка, в которой должны быть отражены результаты экспериментального исследования, обследования или апробированный проект (предложение) коррекционного, тренингового или методического характера. В сбалансированном виде дается теоретическое обоснование и излагается выполненная прикладная работа. Все это должно выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем квалификационной работы, как правило, колеблется в пределах 3550 страниц стандартного печатного текста (без приложений). Ее защита происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии, по результатам которой выставляется государственная экзаменационная оценка.

    На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре. Выпускной экзамен служит проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

    Требования к профессиональной подготовленности бакалавра.

    Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени и квалификации:

    •             участвовать в практической прикладной деятельности под руководством психологов с образованием третьего уровня, а также кандидатов и докторов психологических наук. Владеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

    •             грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога;

    •             вести педагогическую деятельность в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

    Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:

    •             теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, — 155 недель;

    •             практики — не менее 15 недель;

    •             итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, — не менее 6 недель;

    •             каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) — не менее 32 недель.

    Психологическая адаптация

    Психологические факторы
    Психологическое обеспечение
    Психология женщин
    Психология мужчин

    Назад | | Вверх

  • Источник: https://center-yf.ru/data/stat/professionalnaya-podgotovka-psihologov-v-rossii.php

    Подготовка профессиональных психологов в России

    15.2. Подготовка профессиональных психологов в России

    Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках фило­софских факультетов. Студентов, получавших профессио­нальное психологическое образование, было сравнительно немного.

    В 1966 году были открыты два первых факультета психологии: в Московском и Ленинградском государствен­ных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете.

    В 1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; на 11 фа­культетах обучались студенты в республиках СССР.

    Государственные органы и психологические органи­зации вырабатывают определенные требования к про­фессиональной подготовке и квалификации психологов. Подготовка психологов в России осуществляется в выс­ших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность.

    Наибольший опыт имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других высших учебных заведениях.

    Крупными психологическими центрами ста­новятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новоси­бирск, Иркутск. Повышается уровень профессионального образования психологов.

    Полный курс высшего образова­ния по специальности “020400 — психология” наиболее желателен и дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность. Однако в виде исключения допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных кур­сов переподготовки.

    С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей по­требностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы.

    На этих курсах осущест­вляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во мно­гих высших учебных заведениях были организованы новые психологические факультеты.

    Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. В 1997 году в России было уже 90 факультетов.

    Традиционно в российском образовании существовала пятилетняя модель подготовки специалиста, которая со­ответствует третьему уровню профессионального образо­вания. С 1990 года делались попытки ввести в российское психологическое образование степень бакалавра, которая присваивалась после четырехлетнего обучения.

    Степень бакалавра относится ко второму уровню высшего профессионального образования. Однако этот подход не получил достаточного признания и потому многие вузы вернулись к пятилетней программе. Очень небольшое количество ву­зов проводит подготовку магистров — профессионалов третьего уровня образования.

    Для получения данной сте­пени необходимо двухлетнее обучение после получения степени бакалавра.

    В настоящее время в России существует два основных направления подготовки профессиональных психологов: в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования. В обоих случаях выпускники получают специальность «Психология».

    Однако в первом случае им присваивается квалификация

    «Психолог», во втором —«Педагог-психолог».

    В рамках каждой из специализаций организуется пред­метная профессиональная подготовка. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается. В 1998 году в России было 109 уни­верситетов и других высших учебных заведений такого типа, имеющих государственную аккредитацию.

    Государственная аккредитация означает право высше­го учебного заведения выдавать диплом государственного образца. Она не равнозначна лицензии. Лицензия дает толь­ко право вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом.

    О том, какой дип­лом получит выпускник после окончания высшего учеб­ного заведения, он должен поинтересоваться, еще будучи абитуриентом.

    Важно иметь в виду, что только высшее пси­хологическое образование дает полное право на профес­сиональную психологическую работу.

    При выборе высшего учебного заведения полезно вы­яснить, какую специализацию предлагает данный универ­ситет или институт.

    В 1998 году клиническая психология стала отдельной специальностью (а не специализацией, как раньше). Вы­пускники отныне будут получать диплом, дающий особые права для работы в сфере медицинской психологии.

    В системе высших педагогических учебных заведений существуют также множество дополнительных психологи­ческих специальностей:

    1. Дошкольная педагогика и психология.

    2. Педагогика и психология.

    3. Специальная психология (психология отклонений и

    задержек развития).

    4. Коррекционная педагогика и специальная психоло­гия (дошкольная).

    5. История и психология.

    6. Иностранные языки, педагогика и психология.

    7. Биология, химия и психология.

    8. Физическая культура и психология.

    Существуют также формы заочного и вечернего психо­логического образования. Однако высших учебных заведе­ний, осуществляющих такую подготовку, в России немного.

    высшего профессионального психологического образования

    В процессе обучения в университете или институте бу­дущий специалист – психолог приобретает теоретические знания, практические умения и навыки, у него формиру­ется профессиональная направленность, представления о сфере применения профессии психолога. Помимо обуче­ния в период получения высшего образования продолжа­ется личностный рост студентов.

    За время обучения студент изучает следующие общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: философию, экономику, иностранный язык, культуроло­гию, историю, право, социологию, политологию, педа­гогику и физическую культуру.

    Среди математических и общих естественнонаучных дисциплин изучаются: математика, информатика и вычис­лительная техника, концепции современного естество­знания.

    Большое место занимают общепрофессиональные дис­циплины: введение в профессию, общая психология, пси­хологический практикум, история психологии, социальная психология, клиническая психология, психофизиология, педагогическая психология, возрастная психология, пси­хология труда и инженерная психология, основы психо­диагностики, зоопсихология и сравнительная психология, экспериментальная психология, анатомия центральной нервной системы, физиология центральной нервной сис­темы, физиология высшей нервной деятельности и сенсор­ных систем,, психогенетика, антропология, математические методы в психологии.

    К группе специальных дисциплин, изучаемых в вузе, относятся: логика, этика, эстетика, основы религиоведе­ния, методологические проблемы психологии, методика преподавания психологии.

    Кроме того, наряду с обязательными дисциплинами кафедры высшего учебного заведения предлагают студен­там курсы по выбору, а также дисциплины специализа­ции, которая установлена вузом.

    В программу обучения входят дипломная и курсовые работы. При их выполнении студенты должны научиться проводить психологические исследования или выполнять практическую психологическую работу. Практическая под­готовка студентов включает и различные виды практики: учебную, производственную, педагогическую.

    По окончании вуза студент должен сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу.

    В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой, полученной в вузе, практическая и научно-ис­следовательская деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия с людьми. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

    – научно-исследовательскую;

    – учебно-воспитательную;

    – экспертно-консультационную;

    – социально-коррекционную;

    – культурно-просветительскую.

    В связи с расширением психологической службы в сис­теме образования во многих странах организуется специ­альная профессиональная подготовка школьных психологов. Как показывает опыт, для этого общей психологической подготовки порой оказывается недостаточно.

    Специалис­ты по клинической психологии, например, часто плохо понимают специфику школьных психологических проблем. В большинстве стран школьный психолог должен иметь университетское образование.

    Он должен пройти подго­товку по таким предметам, как медицина, психология развития, педагогическая психология, хорошо знать тео­рии личности, вопросы психодиагностики, психологичес­кого консультирования, психотерапии и т.д.

    Кроме основного теоретического образования, от будущего школь­ного психолога требуется стажировка в течение двух лет, в том числе практическая работа в психологической службе под руководством специалиста. Во многих странах школь­ный психолог должен иметь стаж работы в качестве учи­теля.

    В нашей стране специальность «психология» с квали­фикацией «педагог-психолог» может быть получена в сис­теме государственных педагогических высших учебных заведений. Деятельность специалиста, получившего этот тип образования, направлена на психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическую реабилита­цию детей и взрослых.

    Изучаются студентами также дисциплины медико-био­логической подготовки: основы анатомии, физиологии и гигиены человека, анатомия и физиология высшей нервной деятельности, основы здорового образа жизни и профи­лактика болезней, безопасность и защита человека в чрез­вычайных ситуациях, первая медицинская помощь.

    В результате специалист становится подготовленным для работы в образовательных учреждениях, а также в учреж­дениях социальной и психологической реабилитации. Сфе­рами его деятельности в соответствии с государственным стандартом являются:

    – консультационная;

    – диагностико-аналитическая;

    – коррекционно-развивающая;

    – организационно-методическая;

    – социально-педагогическая;

    – культурно-просветительская.

    Предыдущая12345678910111213Следующая

    Дата добавления: 2015-11-01; просмотров: 1346; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

    Источник: https://helpiks.org/5-94661.html

    15.2. подготовка профессиональных психологов в России

    15.2. Подготовка профессиональных психологов в России

    Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуществлялась на отделениях психологии в рамках фило­софских факультетов. Студентов, получавших профессио­нальное психологическое образование, было сравнительно немного.

    В 1966 году были открыты два первых факультета психологии: в Московском и Ленинградском государствен­ных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете.

    В 1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии; на 11 фа­культетах обучались студенты в республиках СССР.

    Государственные органы и психологические органи­зации вырабатывают определенные требования к про­фессиональной подготовке и квалификации психологов. Подготовка психологов в России осуществляется в выс­ших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность.

    Наибольший опыт имеется в старейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других высших учебных заведениях.

    Крупными психологическими центрами ста­новятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новоси­бирск, Иркутск. Повышается уровень профессионального образования психологов.

    Полный курс высшего образова­ния по специальности “020400 — психология” наиболее желателен и дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность. Однако в виде исключения допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных кур­сов переподготовки.

    С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей по­требностью в психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы.

    На этих курсах осущест­вляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы в качестве психолога. Во мно­гих высших учебных заведениях были организованы но-1 вые психологические факультеты.

    Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. В 1997 году в России было уже 90 факультетов.

    Традиционно в российском образовании существовала пятилетняя модель подготовки специалиста, которая со­ответствует третьему уровню профессионального образо­вания. С 1990 года делались попытки ввести в российское психологическое образование степень бакалавра, которая присваивалась после четырехлетнего обучения.

    Степень бакалавра относится ко второму уровню высшего профессионального образования. Однако этот подход не получил достаточного признания и потому многие вузы вернулись к пятилетней программе. Очень небольшое количество ву­зов проводит подготовку магистров — профессионалов третьего уровня образования.

    Для получения данной сте­пени необходимо двухлетнее обучение после получения степени бакалавра.

    В настоящее время в России существует два основных

    1 направления подготовки профессиональных психологов: в

    [ рамках системы классических университетов и в рамках

    системы педагогического образования. В обоих случаях выпускники получают специальность “020400 — Психология”.

    Однако в первом случае им присваивается квалификация

    “Психолог”, во втором — “Педагог-психолог”.

    В первом случае после общего психологического обра­зования на младших курсах в дальнейшем студенты могут специализироваться в одной из следующих сфер психо­логии:

    1) Общая психология.

    2) Психология личности.

    3) Социальная психология.

    4) Политическая психология.

    5) Психология менеджмента.

    6) Организационная психология.

    7) Юридическая психология.

    8) Психология труда и организационная психология.

    9) Клиническая психология (с 1998 года стала отдель­ной специальностью).

    10) Психофизиология.

    11) Специальная психология.

    12) Психология развития и возрастная психология.

    13) Педагогическая психология.

    14) Психологическое консультирование.

    15) Психология социальной работы.

    16) Спортивная психология.

    В рамках каждой из специализаций организуется пред­метная профессиональная подготовка. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается. В 1998 году в России было 109 уни­верситетов и других высших учебных заведений такого типа, имеющих государственную аккредитацию.

    Государственная аккредитация означает право высше­го учебного заведения выдавать диплом государственного образца. Она не равнозначна лицензии. Лицензия дает толь­ко право вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом.

    О том, какой дип­лом получит выпускник после окончания высшего учеб­ного заведения, он должен поинтересоваться, еще будучи абитуриентом.

    Важно иметь в виду, что только высшее пси­хологическое образование дает полное право на профес­сиональную психологическую работу.

    Для поступления в высшие учебные заведения по спе­циальности “психология” абитуриенты чаще всего сдают следующие экзамены:

    • русский язык и литература (сочинение) — во всех

    учебных заведениях; щ математика (письменно) — в большинстве учебных

    заведений;

    В биология (устно или письменно) или история (уст­но или письменно) — часто встречается или один или другой экзамен.

    Однако выбор этих или других вступительных экзаме­нов или тестов остается правом учебного заведения.

    При выборе высшего учебного заведения полезно вы­яснить, какую специализацию предлагает данный универ­ситет или институт.

    В 1998 году клиническая психология стала отдельной специальностью (а не специализацией, как раньше). Вы­пускники отныне будут получать диплом, дающий особые права для работы в сфере медицинской психологии.

    В системе высших педагогических учебных заведений существуют также множество дополнительных психологи­ческих специальностей:

    1. Дошкольная педагогика и психология.

    2. Педагогика и психология.

    3. Специальная психология (психология отклонений и

    задержек развития).

    4. Коррекционная педагогика и специальная психоло­гия (дошкольная).

    5. История и психология.

    6. Иностранные языки, педагогика и психология.

    7. Биология, химия и психология.

    8. Физическая культура и психология.

    Поскольку во всех этих случаях психология оказывает­ся дополнительной специальностью, то и перечень изуча­емых дисциплин существенно сокращается. Таким образом, выпускники оказываются более подготовленными к рабо­те по основной, чем по дополнительной специальности.

    При поступлении на данные специальности вузы могут предлагать другие вступительные экзамены, нежели для аби­туриентов, поступающих на специальность “психология”.

    Существуют также формы заочного и вечернего психо­логического образования. Однако высших учебных заведе­ний, осуществляющих такую подготовку, в России немного.

    Источник: https://zakon.today/vozrastnaya-psihologiya_1103/152-podgotovka-professionalnyih-psihologov-97764.html

    Читать

    15.2. Подготовка профессиональных психологов в России
    sh: 1: –format=html: not found

    Психология для студента

    В.Н.Карандашев

    ПСИХОЛОГИЯ:

    ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

    Москва

    «Смысл»

    2000

    УДК 159.9.01 ББК 88 К212

    Карандашев В.Н.

    К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. – 288 с. ISBN 5-89357-079-0

    Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу “Введение в профессию” для студентов, обучающихся по специальности “психология”. Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

    В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

    Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

    Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

    ISBN 5-89357-079-0

    © В.Н.Карандашев, 2000

    © Издательство “Смысл”, 2000

    введение

    КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

    Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово “психология” все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике.

    Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог “насквозь видит человека” даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, “кто такой психолог”, “что он делает” и “какую пользу он может принести”.

    В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова “психология”.

    Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

    В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу.

    Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — “по образованию” и психолог -“по жизни” далеко не всегда одно и то же.

    Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей.

    В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

    В связи с большой популярностью слова “психология” многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное – овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них.

    Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, “что такое психология” и “кто такой психолог”.

    Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом.

    Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека.

    Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

    Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

    Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

    К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

    К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого.

    Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок.

    Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение.

    Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

    Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

    Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям.

    С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю.

    В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

    глава 1. Виды психологических знаний

    Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей.

    По мнению одних авторов, слово “психология” появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово “психология”, расходятся.

    В буквальном переводе с греческого оно означает “учение о душе” или “наука о душе” — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=201514&p=68

    Medic-studio
    Добавить комментарий